Проскомидия и ее символическое значение: история возникновения, последование и чин

Проскомидия и ее символическое значение: история возникновения, последование и чин

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:

Умы΄ю в неповинных ру́це мои и обы΄ду жертвенник Твой, Господи, е́же услышати ми глас хвалы΄ Твоея΄ и пове́дати вся чудеса́ Твоя. Господи, возлюби΄х благолепие до́му Твоего и место селения славы Твоея.

Да не погуби΄ши с нечестивыми душу мою и с мужи крове́й живота моего: и΄хже в рука́х беззакония, десни΄ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бием моим ходих: изба́ви мя, Господи, и помилуй мя.

Нога́ моя ста на правоте́, в це́рквах благословлю Тя, Господи.

  • Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжи΄цу, покровцы, возду́х, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
  • Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
  • Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее — нашем искуплении:
  • Искупи΄л ны еси΄ от клятвы зако́нныя честно́ю Твоею Кро́вию, на Кресте пригвозди΄вся и копием пробо́дся, безсмертие источи΄л еси΄ человеком, Спасе наш, слава Тебе.

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честно́ю Твоею Кровию» — чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звезди΄цу, «и копием прободся» — копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — лжицу.

  1. Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу — Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
  2. Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.
  3. Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
  4. Диакон: Аминь.

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

  • Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
  • И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя — с левой) со словами: Яко овча́ на заколение веде́ся.
  • [Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.]
  • Делая надрез с левой стороны (от себя — с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, пря΄мо стригу́щаго Его безгласен, тако не отверза́ет уст Своих.
  • Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взя΄тся.
  • Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто испове́сть?
  • Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
  • Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.
  • После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми΄, владыко.
  • Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взе́млется от земли΄ живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: Пожри΄, владыко (от слав. слова «пожре́ти» — принести в жертву).

  1. При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жре́тся Агнец Божий, вземля΄й грехи΄ мира, за мирски΄й живот и спасение.
  2. Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.
  3. Диакон: Прободи΄, владыко.
  4. При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от во́ин копием ре́бра Его прободе́, и а́бие изы΄де кровь и вoда́, и ви΄девый свиде́тельствова, и истинно есть свидетельство его.
  5. Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.
  6. Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
  7. Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы на́шея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея΄ же молитвами приими, Господи, жертву сию΄ в пренебесный Твой Жертвенник.
  8. Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: Предста́ Царица одесну́ю Тебе, в ри΄зы позлаще́нны оде́яна, преукраше́нна.
  9. Священник, взяв третью просфору, произносит:

1. Честна́го славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,- и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. Святых славных пророков Моисея и Ааро́на, Илии и Елисея, Давида и Иессе́я, святых трие́х отроко́в, и Даниила пророка, и всех святых пророков,- и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,- и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4.

Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,- и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Ти΄рона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириаки΄и, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,- и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6.

Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Ху́тынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных ма́терей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Еги΄птяныни и всех святых преподобных ма́терей,- и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,- и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,- и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда [1].

Затем священник говорит:

9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,- если совершается его литургия),— и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

  • Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:
  • Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честно́е пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослуже́бники наша священники, диаконы и всю братию нашу, я΄же призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблаги΄й Владыко.
  • Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:
  • Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея — и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
  • [Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.]
  • Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них — за Святейшего Патриарха и епархиального епископа — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
  • Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:
  • О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

  1. Заканчивая поминовение, священник произносит:
  2. Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.
  3. Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
  4. Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
  5. После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.

  • Священник, благословляя кадило, читает молитву:
  • Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню΄ благоуха́ния духовнаго, е́же приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли΄ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
  • Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.
  • Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И прише́дши, звезда ста верху́, идеже бе Отроча́.
  • Диакон: Господу помолимся.
  • Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:
Читайте также:  Молитва Экономисса: в чем помогает Домостроительница и как просить Богоматерь

Господь воцари΄ся, в ле́поту облече́ся, облече́ся Господь в силу и препоя΄сася, ибо утверди΄ вселенную, я΄же не подви΄жится. Готов престол Твой отто́ле, от века Ты еси΄.

Воздвиго́ша реки, Господи, воздвигоша реки гла́сы своя, во́змут ре́ки сотре́ния своя, от гласо́в вод многих. Ди΄вны высоты΄ μорски΄я, дивен в высоких Господь. Свиде́ния Твоя уве́ришася зело.

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры΄ небеса́ добродетель Твоя, Христе, и хвалы΄ Твоея΄ испо́лнь земля.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

  1. Священник надносит над кадильницей возду́х и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:
  2. Покры΄й нас кровом крилу́ Твое́ю, отжени΄ от нас всякаго врага и супостата, умири΄ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси΄ душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
  3. Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволи΄вый, слава Тебе.

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  • Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
  • Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:
  • О предложе́нных Честны΄υ Дарех Господу помолимся.
  • Священник читает молитву предложения:
  • Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Изба́вителя, и Благодетеля, благословя΄ща и освяща́юща нас, Сам благослови΄ предложение сие́ и приими΄ е в пренебесный Твой Жертвенник.
  • Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и и΄хже ради принесо́ша, и нас неосужде́ны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.

Яко свети΄ся и прославися пречестно́е и великоле́пое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

  1. В заключение проскомидии священник произносит краткий отпу́ст:
  2. Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречи΄стыя Своея΄ Ма́тере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, и всех святых, помилует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколюбец.
  3. На литургии святого Василия Великаго поминается:
  4. Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари΄и Каппадоки΄йския.
  5. Диакон: Аминь.
  1. Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник ^

Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание

«Проскомидия» слово греческое и значит «принесение». Первая часть Литургии называется проскомидией в воспоминание об обычае древних христиан приносить хлеб и вино для совершения Литургии; поэтому и хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит «приношение». Хлеб для совершения Евхаристии должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный.

Проскомидия совершается в алтаре в то время, когда на клиросе читаются третий и шестой часы.

Просфора состоит из двух частей во образ двух естеств Господа Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры ставится печать с изображением креста и по углам его – начальных букв имени Христа Спасителя: ИС ХР и греческого слова: НИ-КА; что значит «Иисус Христос побеждает».

Вино для Таинства Евхаристии берется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, что дало Ему повод к беседе с народом о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения (Ин. 6.22–58). Эти просфоры называют служебными.

 служебные просфоры и расположение вырезанных из них частиц на дискосе.

Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник берет первую, Агничную, просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа».

Из этой просфоры священник копием вырезает середину в форме куба, произнося при этом слова пророка Исаии: «Яко (как) овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его» (Ис. 53.7–8).

Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем, действием Святого Духа она будет прелагаться на Литургии верных в Тело Христово.

Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны со словами: «Жрется (т. е.

приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и пронзает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста Иоанна: «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19.34). В соответствии с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою, которое на Литургии верных будет прелагаться в Кровь Христову.

Из второй просфоры, называемой Богородичною, священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.

Из третьей просфоры, называемой Девятичинной, вынимается девять частиц в честь святых: 1) Иоанна Крестителя, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) бессребреников, 8) богоотцев Иоакима и Анны, святых, чья память в этот день совершается, и всех святых (отдельно называют святых, в честь которых освящен храм), 9) святителя Иоанна Златоуста (или свт. Василия Великого) – в зависимости от того, какую Литургию служат в этот день. Все эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе.

Из пятой просфоры вынимаются частицы за усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются подаваемые прихожанами записки о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих. Частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Совершаемые на проскомидии священнодействия имеют символическое значение: приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Матерь Божия, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане – живые и умершие, а Главою ее является Сам Господь.

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

24.). Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование

Проскоми́дия (греч. προσκομιδή —
принесение, подношение; от προσκομίζω —
приношу) — первая часть литургиивизантийского
обряда,
как Иоанна
Златоуста,
так и Василия
Великого.

На ней путём особых священнодействий
из принесённых хлеба и вина приготовляется
вещество для евхаристии,
при этом совершается поминовение всех
членов Церкви, как живых, так и
усопших.

Проскомидия
совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во
время чтения часов.

Хлеб для проскомидии
должен быть пшеничным и приготовленным
на дрожжах («квасный»).

После церковной
реформы патриарха Никона для
проскомидии стали использовать
пять просфор (до
реформы литургию служили на семи
просфорах) в воспоминание евангельского
чуда о
насыщении Христом пятью хлебами пяти
тысяч человек.

По внешнему виду просфора́
должна быть кругловидной и двухсоставной,
в ознаменование двух естеств Иисуса
Христа.
Для проскомидии просфора полностью не
используется — из неё копием изымаются
частицы.

Для изъятия Агнца
используется просфора со знаком креста,
разделяющего собой надпись 
ХС НИKA
 («Иисус
Христос побеждает»). На прочих просфорах
могут быть изображения Божией
Матери или святых.
Исторические свидетельства об Агнце
начинают встречаться с IX—X
веков:
видимо, в древности его приготовление
не являлось ещё общепринятым литургическим
действием.

Вино для
проскомидии должно быть виноградным,
натуральным и без примесей. B Православных
церквях обычно
употребляется красное
вино,
хотя в Румынской
церкви допускают белое
вино (так
же как и в латинском
обряде у римо-католиков).

Во время совершения
проскомидии вино, соединённое с водой,
вливают в потир,
в воспоминание того, что, когда ГосподьИисус
Христос находился
на кресте, один из воинов копьем пронзил
Ему ребро, и из пронзённого ребра истекла
кровь и вода.

Порядок совершения
проскомидии
.
Священник совершает входные
молитвы,
входит в алтарь, облачается и на
жертвеннике при закрытых Царских
вратах начинает
совершение проскомидии.

Приготовление Агнца.
Священник берёт в левую руку просфору
для Агнца, обращая её буквами  ХС к
себе, а в правую — копие,
делает им трижды зна́мение креста над
печатью просфоры, произнося каждый раз
слова «В воспоминание
Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа
». Затем
он приступает к вырезанию из просфоры
Агнца:

  • режет с правой стороны печати (где буквы  и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;
  • режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
  • надрезает верхнюю сторону печати (где буквы  ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;
  • надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Священник надрезает
просфору с нижней ее части и вынимает
Агнец от надрезанных нижней и четырех
внешних сторон ее, произнося слова:«Яко
вземлется от земли живот Его
».
Затем полагает его в центре дискоса.

После этого Агнец
крестообразно надрезается священником
с нижней стороны с произношением слов:
«Жрется(приносится
в жертву) Агнец
Божий, вземляй
 (взявший
на Себя) грех
мира, за мирский живот
 (жизнь) и
спасение
».

Читайте также:  Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

После
этого священник прободает (протыкает)
копием правую сторону Агнца, произнося
слова из Евангелия
от Иоанна:
«един от воин
копием ребра Ему прободе и абие
 (тотчас) изыде
кровь и вода; и видевый свидетельства
и истинно есть свидетельство его
»
(Ин.19:34).

По произнесении этих слов в потир вливается
вино, смешанное с водой.

  • Изъятие частиц из
    прочих просфор:
  • из второй просфоры,
    называемой «богородичною», вынимается
    частица в память Богородицы и
    помещается на дискос по правую сторону
    от Агнца;
  • из третьей просфоры,
    называемой «девятичинной», вынимаются
    девять частиц, помещаемых по левую
    сторону от Агнца, в память: Иоанна
    Предтечи ,пророков,апостолов,святителей,мучеников,преподобных,бессребреников,равноапостольных,соста-
    вителя литургии: Иоанна
    Златоуста или Василия
    Великого;
  • из четвёртой просфоры вынимаются две частицы в память живых и помещаются на дискос ниже Агнца;
  • из пятой просфоры вынимается частица в память умерших и помещается ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются
частицы из малых просфор (число которых
не ограничивается), поданных заранее
верующими. В это время читаются поминания
о здравии и спасении живых и об упокоении
усопших. Вынутые частицы помещаются на
дискос вместе с частицами из четвёртой
и пятой просфор.

Частицы, вынутые из
малых просфор, по окончании литургии
опускаются священником в потир со
словами: «Отмый(омой),
Господи, грехи поминавшихся зде Кровию
Твоею честною, молитвами святых Твоих
».

После этого на дискос
с вынутыми частицами устанавливается звездица.
Затем дискос и потир покрываются
отдельнымипокровцами,
а поверх одним большим покровом —
возду́хом. Установленная звездица
помогает при этом сохранить порядок
частиц.

Затем священник кадит
перед Дарами и произносит молитву, в
которой просит Бога благословить
предложенные Дары, помянуть принёсших
эти Дары и тех, за кого они принесены,
самого же его сделать достойным для
священнодействия.

Символическое
значение
проскомидии.

На проскомидии вместе
с воспоминанием о Рождестве
Иисуса Христа воспоминаются
Его страдания и
смерть. Вследствие этого слова́ и
действия проскомидии имеют двоякое
значение.

Приготовление Святого
Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение
Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп,
дискос — ясли,
в которых был положен младенец Христос,
звездица — звезду, которая
привела волхвов в Вифлеем,
покровцы — пелены, которыми был укрыт
Спаситель. Потир, кадильница
и фимиам напоминают
о дарах, принесённых волхвами.

Молитвы
и славословия священника изображают
поклонение и славословие вифлеемских
пастухов и волхвов. С точки зрения
воспоминаний страданий Христовых дискос
символизирует гроб, покровы —
погребальные пелены, а крестообразное
разрезание Агнца и протыкание (прободение)
его копием означают распятие
Иисуса Христа и
излияние Его крови.

Соединение всех
частиц вокруг Агнца на дискосе
символизирует Церковь,
Глава которой Иисус Христос.

Билет 1 вопрос 2. Всенощное бдение. История, символика и чинопоследование

Билет 1. Вопрос 1. Краткая история христианского богослужения.

Богослужение появилось на земле вместе с человеком. Созданный по образу и подобию Божию и одаренный потребностью общения с Богом, человек естественно, по своей природе, стремится к Богу.

Уже в 4-й главе книги Бытия (в истории о Каине и Авеле) мы встречаем упоминание о древнейших богослужениях, которые состояли из принесения жертв.

Далее богослужение долгое время ограничивались представителями одного рода (семейства), а совершал жертвоприношения глава рода (Авраам, Исаак, Иаков).

 В Израиле только в XIII веке до Р.Х. при Моисее появилось общественное богослужение, а также было учреждено священство-особая наследственная каста, представители которой могли совершать богослужение. Также были подробно расписаны обряды, которые необходимо было исполнять при совершении служб.

При царях Давиде и Соломоне учреждается богослужебное пение (в основном пелись псалмы), а в 959 году до Р.Х. освящен Иерусалимский храм. Таким образом, до 586 года до Р.Х.

в храме совершались жертво-приношения при пении псалмов. В начале VI века до Р.Х. большая часть народа была переселена в Месопотамию.

А так как иудеям было запрещено приносить жертвы Богу вне Иерусалима, то начинают появляться синагоги.

В синагогах евреи собирались по субботам, здесь читались отрывки из Священного Писания, затем предлагалось толкование библейского текста, пелись псалмы. Важно отметить, что синагогальное богослужение повлияло на раннехристианское богослужение. И хотя в 515 году до Р.Х. был освящен Второй храм, практика посещения евреями синагог сохранилась и в послепленный период.

В 538 году евреям было разрешено вернуться в Палестину, где они в 520 г. приступили к строительству Второго храма, который был закончен и освящен в 515 г. С этого времени возрождается храмовое богослужение, в Иерусалимском храме вновь организуются череды священников и левитов, которые приносят жертвы и поют псалмы.

При царе Ироде Великом (37-4 гг. до Р.Х.) храм в Иерусалиме расширяется: строятся особые дворы для женщин и язычников, много-численные подсобные помещения. Важно отметить, что апостолы также посещали синагоги, в том числе и во время своих миссионерских путешествий.

Потому вполне естественно, что раннее христианское богослужение совершалось во многом по образцу именно синагогального иудейского богослужения. После разрушения Иерусалима Титом в 70 году по Р.Х.

христиане собираются для совершения своих богослужений или в домах богатых христиан, или (в эпоху гонений) в катакомбах.

С середины I до начала IV века христианская Церковь переживает эпоху гонений со стороны римской власти.

В это время основным местом для богослужения становятся катакомбы —подземные кладбища, где были гробницы мучеников.

Богослужение еще состоит из пения только псалмов и библейских песней, а главным моментом является Евхаристия, которая переносится с вечернего времени на утро и постепенно отделяется от агапы — праздничной трапезы.

В IV веке после Миланского эдикта христианская религия приобретает статус дозволенной, а в конце IV века при Феодосии Великом христианство становится официальным вероисповеданием империи. Появляются христианские храмы как отдельные здания.

Наконец, в ІѴ-Ѵ веках формируются в своих главных чертах основные виды литургии, а также появляются последования вечерни и утрени, которые, однако, существенно отличались от современных. Период VI-VIII веков является решающим в истории богослужения. В это время образуются монастырские уставы, появляются первые типики.

В частности, в обители преподобного Саввы Освященного появляются всенощные бдения, а на Синае поются стихиры на «Господи, воззвах…» и на стиховне, на утрене поются кондаки и первые каноны. Таким образом, в значительной степени кристаллизуются службы суточного круга. Кроме того, появляется пение на 8 гласов.

В итоге к XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совершаются и теперь.

Билет 1 вопрос 2. Всенощное бдение. История, символика и чинопоследование.

Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного киноварью (красным цветом), и средних праздников, имеющих знак креста в полукружии, напечатанного киноварью.

К великим праздникам, накануне которых совершается всенощное бдение, относятся все так называемые «Господские» и «Богородичные», «Двунадесятые праздники,» а также: Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, Усекновение главы Иоанна Крестителя 29 августа, свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня, Обрезание Господне и память св.

Василия Великого 1 января и Покров Пресвятыя Богородицы 1 октября.

Средние праздники со знаком креста в полукружии, напечатаннаго киноварью (красным цветом), накануне которых также совершается всенощное бдение, суть следующие: день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 26 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св.

Николая Чудотворца 6 декабря, Трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и второй день памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая. Кроме того, всенощное бдение совершается еще в двух случаях: 1.

Накануне храмовых праздников или в честь святаго, мощи которого почивают в данном храме, и 2. Накануне средних праздников, имеющих знак + креста, напечатанного киноварью (красным цветом) и примечание: «Аще изволит» или «Аще восхощет настоятель, творим бдение,» исключая случая, если храмовой святой празднуется в день Св. Духа.

В этом случае Великая Вечерня, бываемая обычно по литургии в день Пятидесятницы, совершается в свое время.

Слово «бдение» значит «бодрствование,» то есть провождение времени без сна.

Всенощное бдение и ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшаго Христа.

Возглас иерея в конце всенощнаго бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» относится к появлению первых солнечных лучей на востоке при наступлении утра. В некоторых местах, как, например, на Афоне, всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь.

В большинстве же современных монастырей и особенно в приходских храмах бдение, по немощи людской, а также несомненно и по крайнему небрежению к соблюдению устава и церковной молитве, сокращаясь все больше и больше, доведено до минимума продолжительности, чего признавать законным, конечно, нельзя.

Согласно указанию 2-ой главы Типикона, всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало,» то есть вскоре после захода солнца.

Хотя порядок и содержание песнопений и чтений всенощнаго бдения во многом приближаются к порядку и содержанию так называемой «Великой вечерни» и «Полиелейной утрени,» однако Типикон строго различает «бдение» и «полелей.

» Основное их различие в том, что Великая вечерня и Полиелейная утреня это два самостоятельных богослужения, совершаемых отдельно одно от другого, одно вечером, другое утром, в то время как Всенощное Бдение это одно цельное, неразрывное богослужение, совершающееся при том и с большей торжественностью. Всенощное бдение богослужение составное, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований: Вечерни, Утрени и Перваго часа.

В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указание на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей.

Например, нередко встречается в Типиконе и в Минеях такое выражение: «совершается собор, идеже лежат мощи его и идеже храм его,» то есть там, где почивают мощи данного святого, или храм посвящен его имени, следует по уставу совершать всенощное бдение.

Слово «бдение» также иногда в богослужебных книгах заменяется греческим названием «агрипния» (αγρυπνια).

Происхождение и символическое толкование священнодействий Малого и Великого входов

Малый вход или вход с Евангелием имеет свое символическое или аллегорическое толкование. По этому толкованию малый вход символизирует выход Христа на проповедь, потому, что здесь выносится Евангелие из алтаря.

Читайте также:  Молитва после операции: 10 сильных текстов, к каким святым обращаться

Историческое толкование указывает на то, что малый вход – прообраз того крестного хода, что шествовал от Святой Софии до храма, где совершалась литургия и что более ярко выражен в архиерейском служении (восхождение на кафедру, облачение, вход в алтарь с пением “Приидите, поклонимся и припадем ко Христу”.)

Кроме этого, малый вход прообразует принесение Евангелия в храм из специального хранилища, также совершавшегося в древности.

Вход, который совершается во время литургии после пения антифонов, это есть вхождение в храм прежде всего, продвижение к престолу.

Во время пения “Святый Боже…” происходит движение на горнее место: архиерей (или священник) с сослужащими восходят на горнее место.

Такое движение вперед и вверх – движение тоже символическое, изображающее восхождение от земной жизни к жизни небесной.. Это есть вхождение в Царство Божие, потому это место и называется горний престол, престол небесный.

Символика малого входа, когда из северных врат алтаря выходят свещеносец со свечой (прообраз предшествующего Христу Иоанна Крестителя), диакон с Евангелием и священник, раскрывается в тайной молитве, которую священник произносит в это время: Владыка Господи Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов… соделай наш вход входом святых Ангелов, которые бы служили вместе с нами и славословили Твою благость. Святая Евхаристия – дело всей Церкви, воинствующей на земле и торжествующей на Небесах. Мы, грешные люди, для принесения “Жертвы хваления” нуждаемся в небесных представителях – в ангелах и святых.

В отличие от малого входа с Евангелием, вход со Святыми Дарами называется великим по величию воспоминаемого здесь события и по важности цели, для которой совершается: Святые Дары переносятся на престол для совершения святого таинства Причащения и принесения их в жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при соборном служении выносятся еще крест, копие и лжица, напоминающие орудия страдания и смерть Спасителя.

Амвон знаменует в это время Голгофу, храм – весь мир, за котрый принес Себя в жертву Спаситель. В это великое время священник поминает Святейшего Патриарха – “Великого Господина и Отца”, а также всех православных христиан. Молитвенное поминовение членов Святой Церкви, бываемое на великом входе, означает, что Святые Дары будут принесены в жертву Богу о спасении всех поминаемых.

В древности проскомидия совершалась не в алтаре, а в жертвеннике, который находился ближе ко входу. В тот момент, когда начиналась литургия верных, епископ оставался в алтаре, а священник и диаконы уходили в этот жертвенник за Дарами и оттуда торжественно несли их к алтарю, к престолу.

Остаток этого чина мы видим и сейчас при совершении литургии архиерейским чином. Во время служения архиерея дискос и чаша тоже выносятся диаконом и священником, а епископ остается в алтаре и в царских вратах принимает их от диакона и от священника.

Теперь, когда жертвенник находится в том же алтаре, где и престол, перенесение с жертвенника на престол Даров через солею и царские врата тоже стало чисто символичным.

Торжественное принесение и вхождение в алтарь для совершения Бескровной Жертвы символизирует шествие Господа Иисуса Христа на свое крестное страдание, поэтому этот момент является особенно торжественным и требует усиленной молитвы.

Символическое значение великого входа видно и из читающихся при этом тропарей: здесь знаменуется погребение Спасителя. Снятие дискоса с агнцем с главы диакона символизирует снятие Господа со креста. Каждение Даров напоминает помазание Иосифом и Никадимом Тела Господня благовонными веществами.

Воздух, которым покрывают оба сосуда, символизируют в данном случае тот камень, которым был привален вход во Гроб. Малые покровы означают плат, который покрывал главу Спасителя при погребении и погребальные пелены.

Великий вход – это и пророчество о втором пришествии: Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские – молится священник о горнем Иерусалиме, и об очищении нас “Жертвой правды”.

Литургия верных: основные структурные элементы.

Литургия верных — третья часть литургиивизантийского обряда. Получила свое название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важныесвященнодействия, приготовлением к которым были предыдущие части литургии (проскомидия и литургия оглашенных).

По учению церкви, на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя — Святые Дары. Затем верующие во исполнение слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.

6:56) приобщаются Святыми Дарами, входя, по учению церкви, в единение со Спасителем.

  • На литургии верных вспоминаются страдания Иисуса Христа, его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо ивторое славное пришествие на землю.
  • Состав священнодействий
  • Подготовительные действия

· Краткая и Сокращенная великая ектении — читаются диаконом непосредственно после окончания литургии оглашенных. Во время них священником тайно читается первую и вторую молитвы верных с прошением очистить молящихся в храме от духовной нечистоты, чтобы достойно, без вины и осуждения предстоять перед престолом и неосужденно причаститься Святых Тайн.

· Херувимская песнь — является подготовкой верующих к великому входу, который разделяет эту молитву на две части. Включение данной молитвы в чин литургии относят к 573 году.

Первая часть: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение Вторая часть: Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

· Великий вход — во время него происходит перенесение приготовленных Святых Даров с жертвенника на престол.

После каждения Даров священник полагает на левое плечо диакона возду́х, а на голову дискос, сам берет потир и оба в предшествии свещеносца выходят из алтаря северными дверями.

Остановившись на солее поминают патриарха, местного архиерея и всех православных христиан, а затем через Царские врата входят в алтарь и ставят Святые Дары на антиминс, развернутый на престоле. После этого Царские врата закрываются и задергивается алтарная завеса.

· Просительная ектения к которой добавляется прошение «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся». Во время этой ектении священник тайно читает молитву, в которой просит Бога удостоить его принести Святые Дары.

· Возглашение диаконом мира и любви — как необходимое условие получения благодати возглашается диаконом после слов священника «мир всем» в форме: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».

После этого хор поёт: «Отца и Сына и Святого Духа; Троицу Единосущную и Нераздельную». Внешним выражением взаимной любви верующих в древней церкви был обычай при этих словах лобызаться (целовать) друг с другом, сообразно пола молящихся.

Сейчас этот обычай сохранился только в алтаре между священнослужителями, если они совершают литургию соборно.

· Исповедание Символа Веры предваряется возгласом диакона: «Двери, двери, премудростию вонмем».

В древности этот возглас относился к привратникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверями и не вошёл кто-нибудь из оглашенных или кающихся, а также не имеющих права присутствовать при таинстве.

Пение Символа Веры происходит при открытой завесе. Во время пения священник берет возду́х и колеблет им над Святыми Дарами то есть опускает и поднимает его.

Преложение Святых Даров

· Анафора — евхаристическая молитва, читаемая священником, во время которой происходит преложение Святых Даров. Молитва состоит из трёх частей: благодарственной, исторической и просительной.

Первые две разделяются пением Серафимской песни: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних».

В этих частях евхаристической молитвы вспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям, включая восстановление их греховной природы через Иисуса Христа, а также евангельские слова, сказанные Христом на Тайной вечери своим ученикам.

Основу третьей части молитвы составляют следующие молитвенные прощения после которых происходит преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа:

И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь. А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Аминь. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.

Этот момент является кульминационным во всей литургии. В этот момент священнослужители и все присутствующие в храме совершают перед Святыми Дарами земной поклон.

· Чтение «Отче наш» — после преложения Святых Даров происходит прославление Божией Матери, поминовение живых и умерших, диаконом возглашается просительная ектения о готовящихся причаститься. После ектении все молящиеся поют «Отче наш».

· Возношение Святых Даров — происходит в алтаре при задёрнутой завесе.

Подняв над дискосом Святой Агнец священник возглашает: «Святая Святым» то есть то, что Святые Дары могут быть поданы только святым.

В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.» После этого происходит причащение священнослужителей.

Причащение верующих

Причащение священнослужителей происходит в алтаре. Священнослужители принимают Святые Дары, вкушая тело Христово отдельно от Божественной крови, как это было на Тайной вечери. Таким же образом причащались и миряне до конца IV века. Но Иоанн Златоуст, когда заметил, что одна женщина, взяв в руки тело Христово, отнесла его домой и употребляла для волхвования, то заповедовал всем церквам преподавать мирянам тело и кровь Христовы вместе из лжицы, вкладывая их прямо в рот причащающихся. Во время причащения священнослужителей для назидания верующих поются молитвы, называемые причастными стихами, а иногда произносятся проповеди.

· Вынос Святых Даров и причащение мирян — после причащения священнослужителей Агнец вкладывается в потир и раздробляется. Священник через Царские врата выходит из алтаря и причащает мирян под пение стиха: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите».

Прочие действия

После причащения мирян священник со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» вкладывает в потир все вынутые частицы из просфор, а затем переносит его на жертвенник. После читается просительная ектения, происходит благодарение за причащение и отпуст.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector