Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

Оптина Пустыня — известнейшее место среди православных христиан. На протяжении многих веков здесь селились монахи, желающие посвятить свою жизнь служению Богу. Их вера была настолько непоколебима и искренна, что мольбами своими мужчины могли улучшать мир. И сегодня правильно подобранная молитва оптинских старцев помогает верующим справиться с проблемами.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

Как возносить молитвы старцам

Старцы из Оптинского монастыря уже успели заслужить доверие православных, ведь их молитвы способны исцелять и душу, и тело. Для того, чтобы обращение к высшим силам возымело эффект, стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

  1. Просить о помощи монахов может каждый христианин. Единственным условием является твердая вера в Бога, соблюдение всех заповедей, искреннее стремление стать лучшим человеком и избавиться от грешных намерений.
  2. Возносить просьбы к Небесам нужно в тишине. Если есть возможность делать это в церкви, то стоит ею воспользоваться. Если посещать храм Божий ежедневно сложно, то молиться можно и дома, правда, лучше выбрать время, когда членов семьи нет или они еще спят, чтобы не отвлекать внимание на бытовые мелочи.
  3. Бог и святые помогают только людям с чистой душой и благими намерениями. Если своими молитвами вы хотите нанести кому-то вред, навязать свою волю, то лучше и не пробовать.
  4. Молиться нужно регулярно, каждый день, так можно быть услышанным.
  5. Начинать каждую молитву лучше с «Отче Наш» и просьбы о прощении, искреннего покаяния во всех своих поступках.
  6. Лучше постараться заучить текст наизусть. Если выучить молитву не получается, можно ее зачитать, но медленно, вдумываясь и пропуская сквозь себя каждую строчку.
  7. Молиться нужно не только тогда, когда что-то нужно, но и для того, чтобы поблагодарить Всевышнего за все предоставленные возможности и радости.

Каждодневная молитва на начало дня

Утренние молитвы важны, ведь помогают настроиться на нужный лад, найти в душе гармонию, заручиться поддержкой святых в предстоящих делах. Есть несколько вариаций обращений к Всевышнему, которые практиковали оптинские монахи. Более популярным является сокращенный текст, но полная версия молитвы оптинских старцев намного эффективнее.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитвДля каждого верующего человека утро должно начинаться с обращения к Богу.

«Боже, дай встретить наступающий день и все, что он принесет, с глубоким душевным спокойствием. Дай покориться воле Твоей всецело. В каждый час грядущего дня поддержи и наставь на правильный путь. Любые известия научи принимать со спокойным сердцем и глубоким убеждением, что на все Твоя воля. Открой намерения свои.

Руководи моими чувствами, а в непредвиденных ситуациях не дай забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня вести себя разумно с каждым членом семьи моей, с окружающими, с младшими и старшими, чтобы никого не огорчать, не смущать, но приносить благо. Дай рабу своему силу, Господи, перенести все события, не утомившись.

Не оставляй меня на растерзание врагам моим, руководи моими действиями. Благодарю Тебя, Боже, за все, ведь верю, что это ведет к лучшему. Научи меня верить, терпеть, любить, прощать, подари надежду и покой. Покажи, как служить тебе. Благослови все мои слова, мысли и деяния. Аминь».

Читать ее лучше каждый день для того, чтобы найти успокоение и попросить защиты, наставлений у святых еще до того, как придется окунуться в мирские дела и эмоции.

Есть и другая молитва, которую нужно повторять каждый вечер перед тем, как провалиться в сон.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитвЕжедневное прочтение вечерних молитв давно стало правилом у верующих.

Эти слова, произнесенные от чистого сердца, помогут снять усталость, забыть о неприятностях прошедшего дня, найти покой и новые силы во сне.

Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий родился в 1812 г. в семье священнослужителей: его дед был священником, а отец, Михаил Федорович, — пономарем. Поэтому и воспитывался будущий старец строго, в атмосфере искреннего благочестия.

В 12-летнем возрасте Амвросия отдали в Тамбовское духовное училище, которое он закончил на «отлично». Далее следовало обучение в семинарии. Священного сана мужчина не принял, а решил пожить среди людей и начал преподавать в том же духовном училище в Тамбове. Спустя несколько лет он встретился со старцем оптинским Иларионом, после чего решил тоже принять монашеских постриг.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

Еще при жизни Амвросий прослыл благочестивым. Его молитвы и сегодня приносят в жизнь православных христиан умиротворение и покой.

Прошение матери о детях

Нет ничего более мощного, чем горячая молитва матери.

Ежедневное повторение священных строк помогает защитить ребенка от зла и недобрых мыслей, наставить маленького христианина на путь чистоты и всепрощения.

Помощь и исцеление

Эта молитва — мощный инструмент, ведь поможет исцелить не только физические заболевания, но и эмоциональные травмы, снять умственную усталость, защититься от всех неприятностей.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

«О, великий старче наш, преподобный отче Амвросий, защитник и учитель всех на русской земле. Славим твою смиренную жизнь, ведь Всевышний превознес имя твое еще при жизни, а после смерти твоей наградил небесной честью и даровал славу вечную.

Прими сегодня молитвы наши, просьбы детей твоих, которые чтят твое имя. Избавь нас своим покровительством перед Богом от всех телесных и душевных болезней, всех искушений. Ниспошли кротким детям твоим тишину, покой и благоденствие, встань на нашу защиту. Ведь ты угодил Всевышнему в Святой Троице. Аминь».

Молитва Льва Оптинского о самоубийцах

Иеросхимонах Лев был основателем старчества оптинского. Его знали как человека крепкой веры, неиссякаемой энергии и невероятной смелости. К его помощи прибегают в том случае, если нужно просить о людях, ушедших из жизни по собственному желанию. Текст молитвы короткий, но мощный.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

«Взыщи, Всемогущий, погибшую душу раба Твоего (нужно назвать имя) и, если есть такая возможность, то прости ее, ведь неисповедимы судьбы и пути твои, Господи. И не сочти за грех эту молитву мою и да будет святая воля Твоя».

Так же молятся за не крещенных младенцев и христиан, которые умерли без покаяния и святого причастия.

Антоний Оптинский

Антоний Оптинский — смиренный молитвенник, который, несмотря на тяжелые болезни, служил Богу со всей возможность преданностью и силой.

Родился будущий монах в Романове в 1795 г. С ранних лет Антоний был слабым и болезненным ребенком — его мать даже сомневалась, сможет ли мальчик выжить. Но отпрыск оказался сильнее, чем кто-либо мог подумать.

Воспитывался Антоний в строгой семье, с детства посещал богослужения вместе со своим отцом, Иваном Путиловым. Сам старец не раз вспоминал о том, как просыпался по утрам от колоколов, призывающих к утренней, после чего будил всех родственников для молитвы.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитвАнтоний Оптинский — оптинский старец, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря.

Мысли о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу, появились у Антония еще в отрочестве — на это его вдохновили старшие братья, ушедшие в пустыню и собирающиеся принять монарший постриг.

Но жизнь преподнесла свои сюрпризы — Антоний прошел через войну и даже был пленен французами.

В 20-летнем возрасте он присоединился к своему брату Отцу Моисею, который к тому времени уже был опытным и верным служителем Небес.

Несмотря на слабое здоровье и строгое воспитание со стороны старшего брата, Антоний смиренно перенес все тяготы жизни в пустыне, стал монахом, а в 1821 г. был приглашен в Оптину пустыню. Молитвы старца сильные, поэтому к ним рекомендуют обращаться в нужде.

За благополучие семьи

Православные христианки часто обращались за помощью к святым угодникам, прося защиты для своей семьи. И эта молитва оптинских старцев на каждый день подойдет всем женщинам-хранительницам домашнего очага, желающим обеспечить покровительство высших сил всем родственникам и членам семьи.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

«В руки твои милосердные, о Превеликий Боже, вручаю мою душу и хрупкое тело, а также мужа, которого ты дал, и всех горячо любимых детей.

Будь помощником нашим и великим покровителем всей жизни нашей как в начале ее, так в конце, как в радости, так и в печали, и в счастье, и горестях, и в здоровье, в и болезни, и в момент смерти.

Всегда и во всем пусть пребудет с нами святая воля Твоя, как на небе, так и на земле».

Успешное начало дела

Издавна перед началом любого дела верующие просили Небеса даровать им удачу, успех и защиту от всех злых умыслов. Начиная новый проект, переходя на новую работу, раздумывая о воплощении в жизнь своей мечты, можно укрепить свои шансы на положительный исход с помощью молитвы.

«Господи, о помощи твоей молюсь. Ведь все, что я говорю, пишу и читаю, делаю — все во славу Твою. Пусть мое дело начнется в Тебе и на Тебе закончится. Помоги, Боже, не прогневать Тебя, Создателя моего, ни делом, ни помышлениями. Пусть все мои действия будут лишь во славу Твою и пойдут на пользу моим близким. Даруй милость и поддержку свою».

Изгнание антихриста

В темные моменты жизни, когда чувствуется, что зло овладевает помыслами, стоит горячо молиться, используя следующий текст.

«Избавь меня, Всевышний, от обольщения хитрого, богомерзкого антихриста и укрой меня от пут его. Дай, Господи, силу и мужество твердо исповедовать веру Твою, славить имя Твое, не отступать из-за страха дьявольского, не отречься от тебя, моего Искупителя. Избавь меня от слез, страданий и грехов, даруй пощаду свою в час Страшного Суда».

Читайте также:  Икона Тайная вечеря: значение и в чем помогает, где вешать

Молитва Макария Оптинского при ссорах

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитвМакарий Оптинский — преподобный оптинский старец.

Если между возлюбленными участились ссоры, то стоит прибегнуть к помощи молитвы Макария.

«О, Матерь Божья, Богородительница, ты — неувядаемый цветок вечной чистоты. Помоги моему болезненному существу справиться со страстями и именем Сына Твоего дари свою защиту и заступничество. Аминь».

Никон Оптинский: молитва от скорби

В тяжелой ситуации можно попробовать молитву Никона, которая помогает принять и пережить горе.

«Слава тебе, Господи, за посланную скорбь. Все последствия — результаты свершений моих, я сегодня принимаю. Вспомни о рабе своем, когда придешь в Царство Твое, и да будет на все единственная и благая воля Твоя».

Молитва Нектария от антихриста

Защититься от зла, восстановить душевный покой поможет молитва Нектария Оптинского.

«Иисусе Христе, великодушный Сын Божий, который обладает силой судить и живых, и мертвых. Даруй прощение всем нам грешным, прости все грехи, совершенные в наших жизнях, спрячь нас от взора антихриста в сокровенной спасительной пустыне Твоей. Аминь».

Искренняя молитва, произнесенная от чистого сердца и с твердой верой способна даровать каждому человеку умиротворение и внутреннее спокойствие.

Иларион Оптинский: житие святого, день памяти, молитва

  • Преподобный Иларион Оптинский.
  • –>1 октября празднуется память Оптинского старца преподобного Илариона.
  • Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Воронежской губернии в семье известного в округе портного Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны и был третьим из четверых сыновей.

Мальчик рос тихим и молчаливым, уже с детства чувствовал в себе стремление к иноческой жизни. Первое близкое знакомство с монашеством состоялось у него в 13 и 17 лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской лавры.

Юноша старательно обучался портновскому ремеслу в доме своего отца, решив, что в монастыре эта профессия ему как раз и пригодится. Когда Родиону исполнилось 24 года, семья переехала на жительство в Саратов. Молодой человек руководил здесь целой артелью портных.

С юных лет воспитанный в страхе Божием, строго соблюдавший уставы Православной Церкви, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала на всенощной и Литургии.

Кроме того при помощи знакомого диакона Родион Никитич обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.

В те времена в Саратове жило много сектантов и раскольников, и Родион Пономарев стал одним из самых ревностных и деятельных миссионеров.

Позднее, в Оптиной Пустыни, старец вспоминал: «Хотя мы и богоугодно старались жить и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».

Иноческая жизнь уже в ранней юности привлекала Родиона Никитича, а теперь, 33 лет от роду, он серьезно задумался об исполнении своего желания.

В течение девяти месяцев паломничал по монастырям Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, Тихвина, побывал на Соловках, в Почаеве, на Валааме, в Глинской и Площанской пустынях.

Приехав в Оптину, познакомился со старцами Львом и Макарием, беседовал с ними, после чего принял твердое решение остаться в Оптиной навсегда.

Вернувшись в Саратов и управившись со всеми мирскими делами, Родион Никитич вскоре отправился в Оптину Пустынь. Из 68 лет своей жизни 34 года он провел в монастыре – половину жизненного пути, отмеренного Богом. 20 лет был келейником преподобного Макария, впитывая всей душой пример богоугодной жизни старца, исполненной любви, смирения, кротости и простоты.

Преданность келейника своему старцу была велика. Однажды экипаж преподобного Макария, отлучившегося из обители, опрокинулся в ров, а сам старец получил вывихи и сильные ушибы.

Отец Иларион в это время очень болел, но, получив печальное известие, не заботясь о себе самом, немедленно поспешил с врачом к своему духовному отцу, проехав около 300 верст на перекладных по плохой осенней дороге.

И старец любил и ценил своего келейника.

Отец Иларион много трудился, на сон тратил не более четырех часов в сутки.

Справившись с обязанностями келейника, в часы общего отдыха братии, на заре, он любил работать в саду: прививал деревья, ухаживал за яблонями, сажал цветы. Его стараниями скит превратился в цветущий сад.

По благословению старца он также завел домашнюю аптечку и часто исполнял обязанности фельдшера среди братии. Поздней осенью и зимой, когда сад спал, искусно делал ложки.

Преподобный Иларион Оптинский.

–>Внешние труды заметны были всем инокам обители, а внутренние труды, духовный рост шли неприметно под руководством великого старца Макария, который прозорливо видел в нем своего преемника, будущего старца.

В последние дни своей предсмертной болезни он вручил духовному руководству отца Илариона многих своих духовных чад.

После смерти старца, в 1863 году, преподобный Иларион вступил в должность скитоначальника и духовника обители.

Преподобный Иларион был искусным духовным лекарем.

Учил страждущих пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таилась причина душевной болезни.

Если же посетитель почему-либо не мог вспомнить, то старец сам на исповеди искусными вопросами уяснял, в чем дело, и вызывал на воспоминание о нераскаянном грехе.

Глинский схиархимандрит отец Иоанн (Маслов) замечал, что преподобный Иларион «обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца».

Любовь старца к страждущим была безгранична. Как-то к нему попала на исповедь душевнобольная, из уст которой лилась грубая, непристойная брань.

Не обращая на это внимания, преподобный Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страдала.

«Вы бы ее, батюшка, оставили, коль она такая», – заметил кто-то, на что преподобный Иларион ответил: «А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!»

Одна сорокалетняя крестьянка Одоевского уезда рассказывала, что в продолжение многих лет сильно страдала припадками, которые сопровождались судорогами, криком на разные голоса, бранью.

Больная обнаруживала такую неестественную силу, что несколько мужчин не могли ее удержать.

Как всегда, так и в этом случае, старец исповедал ее во всех грехах, особенно нераскаянных, и вот благодатною силою таинства покаяния она получила через старца совершенное исцеление.

Один купец из Тульской губернии более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что все насмехаются над ним и над его действиями и что какие-то незнакомые ему люди, куда бы он ни пошел, преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти мысли ни днем ни ночью не давали ему покоя, он несколько уже раз подумывал о самоубийстве, и этого очень страшилось всё его семейство.

Старец несколько раз подолгу с ним говорил и нашел у него затаенный грех, который он не объяснил священнику, сомневаясь в прощении его.

Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, – и купец на исповеди принес в нем покаяние и, получив разрешение, удостоен был причащения Святых Таин.

При прощании старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут». Так действительно и произошло: купец совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.

Другой молодой купец два года также был одержим манией преследования, доводившей его до безумия. Он избегал людей, бродил с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова.

Старец Иларион долго занимался с ним и из расспросов понял, что главная причина болезни была вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце.

Старец долго убеждал его оставить злобу и испросить у отца прощения, доказывая, что только после этого он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Наконец купец согласился, покаялся, его душа очистилась покаянием, и мир водворился в ней.

Духовная дочь старца вспоминала: «Будучи однажды в Оптиной пустыни, я видела одну женщину, которая мне с благоговением рассказала следующее: семнадцать лет уже не было у нее детей; жили они с мужем достаточно, но сильно горевали, что не имели детей.

Пришла она со своим горем к батюшке отцу Илариону, он ей благословил сходить в 3адонск и, кажется, в Воронеж и прибавил: “А на будущий год придешь сюда с ребенком”.

И как раз в мае, через год, она пришла к батюшке с сыном, которого я видела уже трехлетним».

Духовный сын старца свидетельствовал: «Неоднократно я замечал, что батюшка, желая мне что-нибудь сказать на пользу, по смирению своему высказывал это не прямо, а в форме предположений или советов, так что сначала я не обращал на это внимания.

Но когда я заметил, что все такие его советы стали сбываться и некоторые даже и через несколько лет, то я стал на лету замечать каждое его слово. Я по возможности старался сохранять его слова в своей слабой памяти в полной уверенности, что это рано или поздно сбудется или что я должен буду этими советами руководствоваться при каком-либо ожидающем меня искушении или обстоятельстве».

Старец учил духовных чад неосуждению, смирению и самоукорению. Как-то раз двое поссорившихся иноков попросили старца позволить им лично между собой перед ним объясниться для прекращения ссоры. Выслушав доводы каждого, отец Иларион сказал: «Из слов ваших выходит, что вы оба правы…» Каждый по-прежнему стоял на своем.

Читайте также:  Акафист пантелеймону целителю: полный текст, в чем помогает святой и как читать

Тогда старец, видя их непреклонность к примирению, сказал им: «Ну, не ожидал я от вас таких плодов. Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению».

И, к изумлению спорящих, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Таким неожиданным поклоном своего наставника иноки были глубоко тронуты, осознали свое самолюбие и виновность и просили старца простить их, обещая положить начало своему исправлению.

Отец Иероним, келейник старца, вспоминал: «Батюшка старался между братиями поселить любовь и единодушие и уврачевать от страстей приходивших к нему – как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, старец и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».

Наступила весна 1873 года. 4 марта преподобный Иларион отслужил свою последнюю Литургию. Вернувшись в келью, сказал: «Никогда так не уставал, должно быть, пришел конец мой».

9 марта он принял пострижение в схиму с сохранением имени Иларион.

Несмотря на болезненную слабость, бессонницу, постоянную одышку, переходившую по ночам в удушье, на сильные боли, старец до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в скиту молитвенных правил.

На рассвете 18 сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу. Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины старца прояснилась.

В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Оптина Пустынь

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

ТолкованияСвященного

Писания

Чудесная помощь и советы преподобного Илариона Оптинского

napravdestoy

1 октября мы чтим память преподобного Илариона Оптинского.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

  • Этот замечательный подвижник имел неповторимый духовный опыт: будучи учеником самых первых Оптинских старцев Льва и Макария, продолжателем и хранителем Оптинских традиций, он с годами сам стал наставником и передал эстафету старчества следующему поколению Оптинских старцев.
  • Для людей нашего времени наставления преподобного Илариона особенно полезны, поскольку старец был прекрасным знатоком и искусным врачевателем душевных и духовных недугов, тех, что сейчас мы называем депрессией, неврозом, навязчивыми состояниями, разного рода зависимостями, фобиями.
  • Основными причинами этих заболеваний старец считал злопомнение, обидчивость, непримиримую вражду, непочитание родителей, нераскаянные грехи.

Старец наставлял:

«Итак, причина наших болезней душевных и телесных суть грехи наши. Сообразно с сим и врачебство одно: страждущий человек должен внимательно рассмотреть себя, припомнить все грехи, совершенные им с семилетнего возраста, и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни.

  1. Потом он должен все эти грехи искренно исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу и положить твердое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи и наконец с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин».
  2. Вражда и непокорность отцу
  3. Просить прощения у матери
  4. Извещение свыше
  5. Исцеление от недуга неверия

Если больные указывали на кого-либо как на причину своей болезни, то преподобный Иларион советовал испросить у того лица прощения, если оно живо, а если скончалось, то отслужить на его могиле панихиду о его упокоении, подавать о поминовении на проскомидиях и дома за него молиться, принести покаяние и понести епитимью.Сохранились свидетельства чудесной помощи старца в исцелении душевных и духовных недугов.«Новосильского уезда купец был два года одержим недугом, не дававшим ему ни минуты покоя и доводившим его до безумия. Ему представлялось, что будто со всех сторон его преследуют, хотят вязать и лишить жизни. Не будучи поэтому в состоянии заниматься своим торговым делом, А.Е. бегал от людей с блуждающим взором, произнося безсмысленные слова. Домашние боялись, чтобы он в припадке безумия не лишил себя жизни.Более всех обеспокоена была этою болезнью его жена, придумавшая наконец свозить его в Оптину пустынь. Прибыв в обитель, она объяснила старцу болезнь мужа и просила его помощи.Старец долго занимался с ним и из расспросов дознал, что главная причина болезни была его вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Старец долго убеждал А.Е. оставить злобу и попросить у отца прощения, доказывая ему, что только в таком случае он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни.Больной сперва долго упорствовал, оправдывал себя, а отца обвинял, но наконец изъявил готовность исполнить всё, что приказывал ему старец. Преподобный Иларион исповедал его, и больной, пробыв в обители после принятия Святых Таин еще три дня, поехал домой к отцу совершенно здоровым».«Один купеческий приказчик из Нижнего, средних лет, холостой, страдал несколько лет болезнью, не дававшей ему покоя. Он, по словам его, ощущал, что кто-то нашептывает ему мысли о самоубийстве. Подойдет он к воде – голос шепчет ему: «Зачем тебе больше жить на свете? Утопись!” Увидит он огонь – голос внушает ему кинуться в огонь. Увидит он нож или какое острое орудие – голос внушает ему зарезаться, так как незачем ему оставаться на свете.Исхудалый, изнуренный, со впалыми от душевного недуга глазами, он приехал с матерью своей в обитель, был у старца и на вопрос, от чего он страждет, объяснял, что, по его убеждению, он болен от того, что, когда ему еще было два года, мать прокляла его.Старец долго занимался с ним, подробно расспросил его, о чем находил нужным, и заключил, что причина болезни не та, которую он приводит, а другая и болезнь послана ему в наказание за ложные взгляды относительно своей матери.Мать была добрая старушка и очень его любила и желала ему всякого блага, а он думал, что она сделала его несчастным на всю жизнь. Долго он не соглашался с мнением старца. Наконец на исповеди старец, с помощью Божией, убедил его оставить ложное мнение, что его прокляла мать, и вместо того смириться перед нею и с чувством раскаяния испросить у нее прощения в оскорбительном мнении о ней.Исполнив наставление старца, он удостоился принятия Святых Таин и явился к старцу уже в обновленном виде – покойный и счастливый; погибельных внушений он уже не слыхал; совесть его умиротворилась, и душа его, освященная таинствами покаяния и причащения, возвратилась к светлой жизни. Возвратясь в Нижний, он уже вел жизнь свою по наставлениям старца».«Сохранилось трогательное повествование о послушнице Белевского монастыря Марии, ушедшей в Москву и там заболевшей нервными припадками. Старец предсказал ее возвращение в обитель, что и состоялось в 1871 году. Отец Иларион с любовью принял ее на исповедь и, когда с ней опять случился припадок, позаботился по его окончании самым подробным образом исповедать больную. По окончании исповеди утешал ее, как дитя, дал ей свои четки, своего служения просфору, святой воды и артос. Воду благословил ей пить при появлении припадка.Отпуская больную, благословил ее и сказал: «Благодари Бога, теперь будешь ты жива, а ежели бы даже пришлось и умереть – милостив Господь! Буди Его святая воля! Помни же, что лучше быть учеником ученика, нежели жить, полагаясь на свой разум и по своей воле”. И, обращаясь к сопровождавшим ее сестрам, приказал, чтобы не оставляли больную.По уходе больной старец очень был утешен тем, что больная могла принести чистосердечное покаяние, и говорил: «Сестры хотя и думают, что она не так опасна, но Бог знает, и здоровые иногда умирают, а больная, да еще в таком страдальческом положении, тем более небезопасна. Мы не знаем, что с нами может случиться и в следующую ночь или завтра. Что только можно было сделать, чтобы помочь бедной, всё сделано. В подобных случаях не должно откладывать, а пользоваться каждою минутой, чтобы не упустить душу, ищущую спасения, без возможной помощи”.Возвращаясь в гостиницу, больная говорила сестрам: «Други мои! Как у меня теперь легко на душе! Давно не ощущало мое грешное сердце такого отрадного спокойствия духа и такого необъяснимого чувства, какое я вынесла от батюшки. Слава Богу за всё!”Она попросила засветить лампадку, выпила святой воды, взяла четки, полученные ею от старца, и легла на койку, перекрестивши себя и ее крестным знамением. Сестры оставили больную и пошли ужинать. Поужинав и поговорив между собою о той утешительной перемене, которая в этот вечер произошла в состоянии больной, они возвратились к ней, чтобы вместе читать правило на сон грядущий, – но нашли Марию уже уснувшей вечным сном.Узнав о кончине ее, старец сказал: «Этого нужно было ожидать, потому я и не решился вчера оставить ее без исповеди”».«Одна помещица страдала серьезным внутренним расстройством. В Москве ее болезнь признали очень опасной, трудно или почти не излечимой, так как была она запущена, и помещица возвратилась из Москвы в трудном положении. В начале августа 1871 года она поехала в Киев, чтобы лечиться там у известного доктора.Старцу выразили опасение относительно неисцелимости и вероятности плохого исхода ее болезни. Старец не отвергал эти опасения, был, напротив, как бы тревожен и сам разделял их. Но, удалившись затем из своей приемной в спальную келью и пробыв в ней в удалении около четверти часа, старец снова возвратился в приемную и уже стал положительно говорить в том смысле, что болезнь ее пройдет.Очевидно, старец в спальне по молитве получил извещение о благополучном исходе ее болезни. Действительно, помещица после киевского лечения совсем оправилась».В то время к болезням душевным относили и недуг, который уже в XX веке стали рассматривать как «право личности иметь свои убеждения», – неверие в Бога, атеизм. Вот пример исцеления от недуга неверия:«Студент Московского университета тульский помещик А.П.А. дошел почти до полного неверия в Бога. Будучи проездом в обители, он имел продолжительные беседы со старцем. Полные искреннего участия и душевной доброты слова старца подействовали на молодого человека.Он согласился признать свои заблуждения, провел по предложению старца в обители несколько дней, исповедался, принес покаяние, сподобился принять Святых Таин, к чему пред тем уже несколько лет не приступал, и поехал в Москву верующим и благочестивым христианином».+   +   +«Замечания делай, не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог бы ты сам понести то, что требуешь от другого. Знай, когда можно сделать замечание, а когда лучше смолчать.Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание; до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твое сердце, а тогда можешь говорить с братом.

Читайте также:  Молитва Варваре великомученице: 5 сильных текстов и о чем просят святую

Если нужно вразумить брата, а ты видишь, что он возмущен гневом или смущен, не говори ничего, чтобы еще более не раздражить его. Когда же увидишь, что и ты, и он покойны, говори не укоряя, а с кротостью».

«На вопрос твой отвечаю, что ты верно понимаешь то, что, ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

«Должно стараться иметь о людях хорошее мнение. Один Бог сердцеведец, мы же не можем безошибочно о них судить».«На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так: много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена еще как надо».«Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания? Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной, или это не всем дается? – Кто просит, всякому дастся: «Просите, и дастся вам» (Мф. 7: 7). Как евангельская вдовица алкала защитить ее от соперника, так и нам должно просить».Преподобне отче Иларионе, моли Богао нас, грешных!

Иларион Оптинский: «Молитесь друг за друга, и придет исцеление»

Из 68 лет жизни половину он отдал Оптиной пустыни — начав там как простой монах и став старцем, за советом к которому ехала вся Россия. 1 октября Православная церковь вспоминает преподобного Илариона Оптинского. Его называли «прозорливцем» и «исцелителем», а он всего лишь верил, что нужно жить в ладу с миром и с собой — и тогда здоровье придет само.

Юность

Он родился в пасхальную ночь 1805 года в Воронежской губернии. Будущий подвижник был третьим сыном в семье портного, а при крещении получил имя Родион.

Житие сообщает: был Родион тих нравом, а телом неловок — эта неловкость отвратила его от игр со сверстниками, и он большую часть времени проводил дома, помогая отцу в его работе. Видя его склонность к затворничеству, мать была уверена, что Родион пойдет в монахи.

Показателен случай из его детства: однажды Родион собирал ягоды в лесу и нашел поляну с множеством нетронутых ягод. Он стал звать других деревенских детей, а его мать воспротивилась: «Не зови их, сами будем рвать». На это Родион отвечал: «Почему же? Ведь Бог для всех создал ягоды, не для нас одних».

Уход

В возрасте 33 лет Родион совершил путешествие по России, выбирая для себя ту обитель, которая подошла бы ему для пострижения. Он побывал на Соловках и в Сарове, на Валааме и в Суздале, но только в Оптиной пустыни — монастыре близ Козельска (современная Калужская область) — дух его успокоился. В 1839 году его приняли на жительство в обитель, а затем постригли в монахи под именем Иларион.

Решение уйти в монастырь зрело в нем в течение многих лет. Юношей Родион переехал из-под Воронежа в Саратов, стал начальником портновской артели, и родители уже подыскивали ему невесту.

Но судьба распорядилась так, что невеста его скоропостижно скончалась, а к новой не прикипело сердце. Вместо этого Родион нашел себя в миссионерстве. Саратов был центром раскольнического движения, и через беседы юноша убеждал староверов принять православие.

Причем получалось у него это так удачно, что в епархии учредили миссию для обращения раскольников.

Будучи уже почтенным старцем, Иларион так вспоминал то время: «Хотя мы и богоугодно старались жить, и казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, — что монахи лучше нас живут».

Преемство

В Оптиной пустыни Иларион стал келейником старца Макария — это послушание он исполнял более 20 лет. По преданию, духовные чада Макария спросили у него перед смертью: «На кого ты нас оставляешь, отче?» Тогда Макарий позвал Илариона и сказал ему: «Не оставь моих чад».

Иларион сопротивлялся, говорил, что он недостоин и не готов, но Макарий был тверд. «Не оставь их!» — повторял он. После этого ученики старца поклонились Илариону в ноги, тем самым признавая в нем своего нового учителя.

После смерти Макария Иларион сделался духовником обители.

Преподобный Иларион Оптинский.

Прозорливый

В Оптиной пустыне старца Илариона называли прозорливым — за то, что он порой, даже не зная пришедшего, мог перечислить обстоятельства его жизни и предвидеть, что с ним будет. Хотя старец стремился скрыть этот дар, но молва о нем разошлась как в самой Оптиной пустыни, так и среди многочисленных паломников, прибывавших к старцу за советом.

Житие преподобного Илариона приводит следующий случай: овдовел один молодой человек из купеческой семьи и задумал жениться второй раз. Брат его ехал в Оптину пустынь, и тогда вдовец просил его сходить к старцу Илариону и испросить благословения на второй брак.

Иларион на это ответил: «Скажи брату, пусть он погодит еще годок, да приедет к нам, и мы посмотрим, не годится ли он нам». Вдовец не послушался, женился, а через несколько месяцев его новая жена тоже умерла — тогда он собрался и поехал в Оптину пустынь сам.

Иларион встретил его словами: «Что? Не послушался? Вот тебе и женитьба!» Пробыв у старца несколько дней, вдовец решил остаться в обители и пойти в монахи.

Исцеление недугов

Много приводили к старцу людей, страдающих различными недугами. Иларион говорил, что причины большинства болезней кроются внутри самого человека — это семейные раздоры, гнев или обида на других, грехи, в которых человек не раскаялся.

Для излечения старец часто советовал всего лишь помириться с человеком, испросить у него прощения, молиться за него и покаяться на исповеди. По свидетельствам паломников, приходивших к старцу, другого лечения им, как правило, уже не требовалось: начав жизнь добродетельную, освободившись от того, что их тяготило, они чувствовали, что недуги отступают.

Святость

Весной 1872 года старец Иларион отслужил свою последнюю литургию и слег. Он болел более года: когда в августе 73-го его приехала навестить одна из учениц, он отмерил себе жизни еще на четыре недели. 18 сентября 1873 года старец скончался.

Житие говорит о том дне: «Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день Его кончины прояснилась. При перенесении тела старца в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча».

В 1996 году преподобного Илариона причислили к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года прославили для общецерковного почитания. Его мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

В одном из своих последних писем старец наставлял тех, кто останется жить после него: «Молитесь друг за друга, и придет исцеление. Несите тяготы друг друга, и будет между вами мир».

В подготовке материала использован текст жития преподобного Илариона Оптинского, материалы сайта Оптиной пустыни — www.optina.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *