Преподобный иларион оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иларион Великий почитается в христианстве и заслужил уважения за то, что был верен христианству и не поддался искушениями, посылаемых ему злыми силами, обращенная молитва к преподобному Иллариону Великому поможет справиться с искушениями и жизненными трудностями.

Информация о жизни праведника

В ІІІ веке в 291 году в поселке Тавафа родился мальчик, назвали его Иларион, в будущем он станет проповедником — Иларионом Великим.

Отец и мать его в свое время получили хорошое образование и поклонялись языческим богам, чтобы сын тоже получил хорошее образования, они послали сына в Александрию, именно в этом городе молодой человек обратился в христианство.

На территории Египта юноша услышал об Антонии Великом, праведнике, который помогал людям справиться с разными жизненными проблемами с помощью веры, и пошел к нему, чтобы набраться мудрости.

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

Рядом с Антонием Иларион провел несколько лет, но обрел для себя желаемого спокойствия, решил вести уединенный способ жизни. Мужчина получает благословение старца и отправляется в свой город. По прибытию домой праведник узнал, что родных у него не осталось, все ценное, что у него было, он отдал бедным и отправился в пустыню, расположенную вблизи города Маиума.

Мужчина постоянно ходил в одной и той же одежде, власянице и мантии, которые ему подарил Антоний. Питался он только смоквой — это инжир.

Житие преподобного Иллариона Великого было наполнено испытаниями и искушениями, но с помощью веры он смог справиться с ними. Мужчину постоянно искушал дьявол, чтобы сбить его с истинного пути и изгнать из пустыни, но молитвы и покаяния помогли выдержать все испытания.

  • Со Святым однажды произошел один интересный случай, на него напали разбойники и хотели ограбить его, но силой святого слова он смог уговорить их покинуть такой способ зарабатывания денег и покаяться в своих грехах.
  • Господь одарил святого даром изгонять бесов, благодаря этому умению он помог многим людям, которые были одержимыми.
  • Верующие знали, в чем помогает Илларион великий, и начали приходить к нему за помощью, старец исцелял людей бесплатно, утверждая, что за помощь Господа не нужно платы.
  • С помощью органов чувств, святой ощущал, чем именно одержим тот или иной человек, и избавлял его от страстей. Господь наградил старца даром

изгонять бесом и он использовал его на благо людей. Слава о Святом распространилась на всю Палестину, и именно с его благословения по всей стране начали строить монастыри для распространения христианства среди населения. Иларион обошел все построенные обители, и посвятил монахов в то, как правильно вести службы и читать молитвы.

На склоне лет святой, дабы избежать чрезмерного внимания людей, поселился в пустыне на о. Кипр, но и здесь он не нашел спокойствия, так как к нему постоянно прибивались одержимые люди и праведник исцелял их при помощи молитвы.

Прожив несколько лет в пустыне, старец переместился дальше в центр острова и выбрал в качестве жилья пещеру среди гор. Здесь он обитал около 5 лет, ежедневно борясь с искушениями с помощью святого слова. Возле жилища старика рос очень красивый сад, и он хотел, чтобы его похоронили именно в этом месте, мужчина дожил до восьмидесяти лет и был похоронен в триста семьдесят первом году.

Изображение на иконах

  1. На иконах преподобного Илариона Великого иконописцы, как правило, изображают его в рясе, в одной его руке находится крест, в другой — книга, эти предметы выбраны не случайно, они являются символами веры.

  2. О чем молятся Илариону Великому
  3. Приходя к лику мудреца, люди в основном обращаются к нему с такими просьбами:
  • решение проблем с финансами;
  • исцеление тяжких недугов;
  • избавление от одержимости.

Не обязательно молиться перед иконой в храме, это можно делать и дома.

Особенно полезно иметь дома образ святого тем мужчинам, которых крестили именем Иларион, таким образом, человек получит сильную защиту и оберег.

Где находятся мощи святого

Как и завещал старец, его похоронили на территории прекрасного сада. Растущего возле его пещеры, но ученик Исихий перенес мощи Иллариона Великого в другое место, чтобы люди не нарушали его покой. Останки нашли свое пристанище в обители на территории Палестины.

В IХ веке останки святого были перевезены на территорию Франции по приказу правителя Карла Великого. В первой половине ХVI столетия кисть старца была перевезена на территорию Венеции.

«Некоторые части мощей хранятся еще в нескольких храмах:

  • церковь святого Мины на Крите;
  • Киккский монастырь на Кипре;
  • монастырь святого Николая во Флориде».

День памяти преподобного Илариона Великого отмечают 3 ноября

Молитва первая

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины.

Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва иная, составлена в Соловецком монастыре

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Канон Преподобному Илариону Оптинскому

Преподобный Иларион Оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

Боже́ственный врачева́телю страсте́й,/ ве́ры иску́сный ко́рмчий вои́стину,/ прия́л еси́ от Го́спода благода́ть исцеле́ний,/ и на де́монов сла́вныя побе́ды,/ Иларио́не, о́тче преди́вне,/ вся бо та́йная обличи́л еси́,/ ерети́ческия у́мыслы разори́в./ Те́мже моли́ся Христу́ Бо́гу,/ от пре́лести диа́вольския изба́вити// и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин тропа́рь, глас 7:

Ми́ра кра́сная возненави́дев,/ мир душе́вный в души́ стяжа́л еси́,/ земна́я же наслажде́ния презре́в,/ Небе́сными дарова́нии обогати́лся еси́./ Те́мже, и тьму раско́ла отгна́в,/ ста́до Христо́во до́бре упа́сл еси́,/ спаса́й и нас моли́твами твои́ми,// Иларио́не ста́рче богопросвеще́нный.

Стихи́ра, глас 6:

Наста́вник богому́дрый,/ Це́ркве Ру́сския благоглаго́ливая уста́,/ Ду́ха орга́н доброгла́сный,/ лжу раско́лов посрамля́яй,/ до́лу влеку́щия стра́сти отсека́яй/ и к высоте́ богопозна́ния возвыша́яй,/ Иларио́н преподо́бный ны́не да почти́тся,/ ве́ры пра́выя побо́рник// и моли́твенник о душа́х на́ших.

Кано́н свята́го, глас 8

Песнь 1

  • Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́/ чудотворя́й иногда́/ Моисе́йский жезл, крестообра́зно порази́в/ и раздели́в мо́ре:/ Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́,// песнь Бо́гови воспева́юща.
  • Припев: Преподобне отче Иларионе, моли Бога о нас.
  • Роди́телю изде́тска в послуша́нии навы́к, с млеко́м ма́тере ве́ру Христо́ву впита́л еси́, зна́менався в рождестве́ твое́м све́том Воскресе́ния Христо́ва.
  • Ратобо́рец иску́сен показа́лся еси́, егда́ неви́димая по́лчища бесо́вская посто́м, бде́нием и моли́твою победи́л еси́, те́мже мо́лим тя, преподо́бне, помози́ и нам в духо́вных бра́нех устоя́ти.
  • Еги́птян мы́сленных зело́ усмири́л еси́, непреста́нно и́мя Христо́во призыва́я, и, я́ко фараони́тское во́инство, водо́ю слез твои́х потопи́л еси́, песнь Бо́гови воспева́я.
  • Богоро́дичен: Пала́то Небе́снаго Царя́, во чре́ве вмести́вшая Невмести́маго, Всепречи́стая Де́во Богоро́дице, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся Тебе́, и побори́ враго́в, борю́щих нас.

Песнь 3

  1. Ирмос: Утвержде́й в нача́ле небеса́ ра́зумом/ и зе́млю на вода́х основа́вый,/ на ка́мени мя, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́:/ я́ко несть свят па́че Тебе́,// Еди́не Человеколю́бче.

  2. Све́том Христо́вым просвеща́я зе́млю Ру́сскую и расколоучи́телей облича́я нече́стие, спасл еси́ о́вцы Христо́вы от ги́бели ве́чныя.
  3. Наста́вников твои́х, Льва и Мака́рия, досто́йный учениче́ и послу́шниче преизря́дный сый, в нижа́йшем смире́нии серде́чнем высо́к пред Го́сподем яви́лся еси́.

  4. Любо́вию дви́жимый, е́же Бо́гу Еди́ному рабо́тати, вся кра́сная ми́ра презре́л еси́ и, по Бо́зе житие́ ре́вностно облобыза́в, ве́рный после́дователь Христа́ яви́лся еси́, с Ни́мже и ца́рствуеши ны́не.

  5. Богоро́дичен: Богоро́дице Де́во, простри́ в моли́тве ру́це к воздвиза́емому на Кресте́ Сы́ну Твоему́, Пречи́стая, за ны гре́шныя во́лею распе́ншемуся, да изба́вит нас от рабо́ты вра́жия.

Седа́лен, глас 5:

Небе́сных лико́в подо́бниче, о́тче пра́ведне, ны́не в вели́цей сла́ве незаходи́мей лику́еши и любо́вию на ны, гре́шныя и немощны́я, взира́еши, оба́че приими́ похвалы́, бре́нными устна́ми тебе́ воспева́емыя, е́же умоли́ти Милосе́рднаго Бо́га дарова́ти нам потре́бная ко спасе́нию.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя́ кре́пость, Го́споди,/ Ты моя́ и си́ла,/ Ты мой Бог, Ты мое́ ра́дование,/ не оста́вль не́дра О́тча/ и на́шу нищету́ посети́в./ Тем с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти:// си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

  • Цевни́ца духо́вная был еси́, о́тче, возвеща́я от Бо́жиих слове́с, отту́ду бо поче́рпл еси́ ра́зум боже́ственный, и всем к тебе́ притека́ющим, препо́дал еси́ благоче́стно.
  • Апо́стольски поревнова́в, преподо́бне, заблу́ждшия и прельще́нныя из ро́ва поги́бельнаго изве́л еси́ и, ерети́ческая собра́ния пресе́к, лжеучи́тели пра́ведному суду́ пре́дал еси́.
  • Ве́ру Правосла́вную сохраня́я, я́коже учи́л, та́кожде и твори́л еси́: мирско́му предпоче́л еси́ мона́шеское, тем и житие́ твое́ просла́вися.

Богоро́дичен: Еди́на Чи́стая в жена́х, Ма́ти сподо́бившися бы́ти Го́спода, на руку́ носи́ла еси́ Безнача́льнаго и от сосцу́ пита́ла еси́ Безле́тнаго. Того́ у́бо моли́ спасти́ пою́щия Тя.

Пе́снь 5

Ирмос: Вску́ю мя отри́нул еси́/ от Лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый,/ и покры́ла мя есть чужда́я тьма окая́ннаго./ Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х// пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

К по́двигу и́ноческому приступи́в неосла́бным умо́м, и́стины разуме́ние прия́л еси́, а́нгельским же чино́м поревнова́в, во́лю боже́ственную испо́лнити потща́лся еси́.

Читайте также:  Молитва антонию великому: полный текст и как правильно обращаться к святому

Восхожде́ние в се́рдце свое́м положи́л еси́, в моли́тве непреста́нно поуча́яся, и всено́щными твои́ми бде́нии но́щи я́ко дни светоза́рны показа́л еси́.

Илиину́ ре́вность к Богоугожде́нию име́я и, я́ко Ио́сиф, целому́дрие храня́, вельми́ Бо́гу угоди́л еси́ и со избра́нными сопричте́н был еси́. Испроси́ и нам невеще́ственная бла́га восприя́ти.

Богоро́дичен: Распина́емаго на Кресте́ зря́щи Сы́на Твоего́, сле́зно вопия́ла еси́, Ма́ти Бо́жия, ору́жие бо нестерпи́мыя ско́рби ду́шу Твою́ про́йде, оба́че ны́не дарова́ Тебе́ Христо́с Бог неизрече́нную ра́дость.

Песнь 6

Ирмос: Очи́сти мя, Спас́е,/ мно́га бо беззако́ния моя́,/ и из глубины́ зол возведи́, молю́ся:/ к Тебе́ бо возопи́х и услы́ши мя,// Бо́же спасе́ния моего́.

Всему́дрый ум стяжа́в и во́ли своея́ отложе́ние усво́ив, послуша́нием ко исто́чником му́дрости прит́екл еси́ и чи́стыя воды́ разсужде́ния испи́л еси́.

О́ко духо́вное во бде́ниих изощри́в, зрел еси́ зако́ны бытия́ ве́чнаго и, гряду́щая я́ко настоя́щая прови́дя, от бе́д и скорбе́й чад свои́х охраня́л еси́. Та́ко и нас, преподо́бне, от бед изба́ви.

Ди́вное чу́до сотвори́ тобо́ю Госпо́дь, егда́ ты, о́тче, благослови́в жену́ непло́дную, на бу́дущее ле́то со ча́дом приити́ повеле́л еси́. Та́ко и нас, доброде́телей не иму́щих, благослови́ и сотвори́ благопло́дны.

Богоро́дичен: Егда́ кни́ги со́вестныя разгну́тся и ста́нет Нелицеприя́тный Судия́ на Суди́щи Свое́м, тогда́ воздежи́ богоприе́мнеи ру́це Твои́, Пречи́стая Богоро́дице, и сподо́би нас одесну́ю Сы́на Твоего́ ста́ти.

Конда́к, глас 5:

Сотаи́нниче ста́рцев О́птинских/ и сонасле́дниче преде́ла Влады́чицы,/ я́ко дре́во плодови́тое, в пу́стыннем вертогра́де процве́л еси́/ и, я́ко па́стырь до́брый, ста́до Христо́во утверди́л еси́./ Ны́не же моли́ Христа́ Бо́га/ в Правосла́вии сохрани́тися и в благоче́стии утверди́тися// любо́вию тя почита́ющим.

И́кос:

Лю́тою боле́знию изнуря́емь, И́ову Многострада́льному подража́я, непреста́нно Бо́га благодари́л еси́, и за сие́ возда́ тебе́ Госпо́дь и в Ца́рстве смире́нных и кро́тких упоко́и.

Мы же, дивя́щеся по́двигу жития́ твоего́, уми́льно вопие́м ти: ра́дуйся, мона́шествующим о́бразе терпе́ния; ра́дуйся, подвиза́ющимся о Го́споде кре́пкий помо́щниче.

Ра́дуйся, Руси́ Святы́я при́сный моли́твенниче; ра́дуйся, похвало́ и ра́дование любо́вию тя почита́ющим.

Песнь 7

  1. Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния/ о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́:/ сего́ ра́ди о́троцы в пещи́ ра́дованною ного́ю,/ я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху:// благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

  2. Недрема́нно о́ко се́рдца твоего́ соблю́л еси́/ и та́йная кова́рства де́монская изобличи́л еси́,/ тьму преле́стную разгоня́я непреста́нным псалмопе́нием:/ благослове́н еси́, Го́споди, взыва́я.
  3. Престо́лу Бо́жию предсто́я, предста́тельствуеши моли́твою твое́ю за пу́стынь О́птину, науча́я всех ве́рных пе́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

  4. Веще́ственная бла́га отри́нув, невеще́ственнаго пакибытия́ прича́стник соде́лался еси́ и, я́ко до́брый де́латель виногра́да Христо́ва, мзду Небе́сную со все́ми святы́ми прия́л еси́, воспева́я: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

  5. Убе́жище благооти́шное в О́птиной пу́стыни обре́т, мяту́щияся ду́ши людски́я ми́ром и любо́вию исполня́л еси́, науча́я всех вы́ну воспева́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
  6. Богоро́дичен: Тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, помяни́ нас во Ца́рствии Сы́на Твоего́, Де́во Пречи́стая.

Песнь 8

  • Ирмос: Седмери́цею пещь/ халде́йский мучи́тель/ благочести́вым неи́стовно разжже́,/ си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев,/ Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше:/ о́троцы, благослови́те,/ свяще́нницы, воспо́йте,// лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
  • В моли́тве к тебе́ прибега́ем и защище́ния у тебе́ про́сим: изба́ви ста́до Христо́во от волко́в, губя́щих е, и ерети́чествующих нападе́ния вконе́ц разори́.
  • Егда́ богоно́сный ста́рец Мака́рий, а́вва твой, преста́вися ко Го́споду, тогда́ ты сиро́т его́ духо́вных не оста́вил еси́, сло́вом Бо́жиим тех неле́ностно пита́яй.
  • Ели́цы под зако́ном хо́дят, раби́ суть Госпо́дни, ты же, любо́вию объя́тый и се́рдце Бо́гу в дар принесы́й, я́ко ча́до Христу́ усво́ился еси́: сподо́би и нас Того́ всем се́рдцем возлюби́ти и насле́дники благ Небе́сных соде́латися.
  • Богоро́дичен: Све́тлое а́нгелов ликова́ние, кади́льнице моли́тв святы́х благово́нная, Нача́льника жи́зни на́шея во чре́ве Свое́м носи́вшая, Того́ моли́, Ма́ти Бо́жия, да прии́мет нас в Небе́сныя черто́ги.

Песнь 9

Ирмос: Ужасе́ся о сем Не́бо,/ и земли́ удиви́шася концы́,/ я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски/ и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее небе́с./ Тем Тя, Богоро́дицу,// а́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Иде́же умно́жил еси́ тала́нт духо́вный, зде ны́не пребыва́ют честны́я мо́щи твоя́, ту посеща́й, и твоя́ певцы́ любо́вию назира́й, тя непреста́нно велича́ющия.

И́стинный учени́к Христо́в быв, потща́лся еси́ оде́жды души́ твоея́ слеза́ми покая́нными омы́ти и воня́ми доброде́телей ума́стити. Те́мже на бра́чную ве́черю невозбра́нно вшел еси́, и нас тоя́ сподо́би.

О при́сный де́лателю моли́твы, о́тче преподо́бне! Ты, ум на стра́жи се́рдца своего́ утверди́в, вся́кий лука́вый по́мысл и́менем Христо́вым иску́сно посе́кл еси́ и чистото́ю серде́чною Бо́га узре́л еси́. Сподо́би и нас чи́стым се́рдцем Того́ сла́вити.

Богоро́дичен: Тя, Богоро́дице Де́во, Хода́таицу те́плую и сте́ну необори́му иму́ще, я́ко Моли́твенницу за ны неотсту́пную пе́сненно восхваля́ем.

Свети́лен:

Мно́гими страстьми́ обурева́еми, мо́лим тя, о́тче Иларио́не: исхити́ нас из че́люстей а́дскаго зми́я и сподо́би све́том Христо́вым просвети́тися, и на Кре́ст Честны́й с весе́лием взира́ти, я́ко тем иску́плени есмы́ от рабо́ты вра́жия.

Моли́тва

О богому́дре о́тче на́ш Иларио́не! Ве́ры Правосла́вныя и́стинный побо́рниче и кре́пкий моли́твенниче о душа́х на́ших пред Престо́лом Святы́я Тро́ицы! Ты, ре́вностию зе́льною о ве́ре и́стинней еще́ от ю́ности твоея́ распали́вся, от расколоучи́телей па́ству церко́вную храни́л еси́.

Ты мно́гия ду́ши от поги́бельнаго заблужде́ния спасл еси́ и прельще́нныя к разуме́нию И́стины приве́л еси́, те́мже за правоту́ се́рдца твоего́ дарова́ся ти от Бо́га благода́ть исцеле́ний.

И ны́не, о́тче, при́зри на па́ству твою́ и посети́ ю́ и наве́ты лука́вых духо́в твои́м предста́тельством разори́; ра́зум наш просвети́, е́же не внима́ти нам духово́м обольсти́тельным, вы́ну всева́ющим в нас вражду́ и нестрое́ние, и́миже разоря́ется мир церко́вный и бра́тии единомы́слие.

Ей, о́тче, испроси́ у Го́спода мир и благоде́нствие стране́ на́шей и лю́дем ея́, ве́ры пра́выя утвержде́ние и ерети́чествующих низложе́ние, нам же пода́ждь здра́вие душе́вное и теле́сное, со́весть чи́стую и жи́тельство незазо́рное, да сподо́бимся вку́пе с тобо́ю, сла́вити великоле́пое И́мя Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ольга Рожнёва. Преп. Иларион Оптинский / Православие.Ru

Преподобный Иларион Оптинский.
1 октября празднуется память Оптинского старца преподобного Илариона.

Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Воронежской губернии в семье известного в округе портного Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны и был третьим из четверых сыновей.

Мальчик рос тихим и молчаливым, уже с детства чувствовал в себе стремление к иноческой жизни. Первое близкое знакомство с монашеством состоялось у него в 13 и 17 лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской лавры.

Юноша старательно обучался портновскому ремеслу в доме своего отца, решив, что в монастыре эта профессия ему как раз и пригодится. Когда Родиону исполнилось 24 года, семья переехала на жительство в Саратов. Молодой человек руководил здесь целой артелью портных.

С юных лет воспитанный в страхе Божием, строго соблюдавший уставы Православной Церкви, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала на всенощной и Литургии.

Кроме того при помощи знакомого диакона Родион Никитич обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные.

В те времена в Саратове жило много сектантов и раскольников, и Родион Пономарев стал одним из самых ревностных и деятельных миссионеров.

Позднее, в Оптиной Пустыни, старец вспоминал: «Хотя мы и богоугодно старались жить и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».

Иноческая жизнь уже в ранней юности привлекала Родиона Никитича, а теперь, 33 лет от роду, он серьезно задумался об исполнении своего желания.

В течение девяти месяцев паломничал по монастырям Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, Тихвина, побывал на Соловках, в Почаеве, на Валааме, в Глинской и Площанской пустынях.

Приехав в Оптину, познакомился со старцами Львом и Макарием, беседовал с ними, после чего принял твердое решение остаться в Оптиной навсегда.

Вернувшись в Саратов и управившись со всеми мирскими делами, Родион Никитич вскоре отправился в Оптину Пустынь. Из 68 лет своей жизни 34 года он провел в монастыре – половину жизненного пути, отмеренного Богом. 20 лет был келейником преподобного Макария, впитывая всей душой пример богоугодной жизни старца, исполненной любви, смирения, кротости и простоты.

Преданность келейника своему старцу была велика. Однажды экипаж преподобного Макария, отлучившегося из обители, опрокинулся в ров, а сам старец получил вывихи и сильные ушибы.

Отец Иларион в это время очень болел, но, получив печальное известие, не заботясь о себе самом, немедленно поспешил с врачом к своему духовному отцу, проехав около 300 верст на перекладных по плохой осенней дороге.

И старец любил и ценил своего келейника.

Отец Иларион много трудился, на сон тратил не более четырех часов в сутки.

Справившись с обязанностями келейника, в часы общего отдыха братии, на заре, он любил работать в саду: прививал деревья, ухаживал за яблонями, сажал цветы. Его стараниями скит превратился в цветущий сад.

По благословению старца он также завел домашнюю аптечку и часто исполнял обязанности фельдшера среди братии. Поздней осенью и зимой, когда сад спал, искусно делал ложки.

Преподобный Иларион Оптинский.
Внешние труды заметны были всем инокам обители, а внутренние труды, духовный рост шли неприметно под руководством великого старца Макария, который прозорливо видел в нем своего преемника, будущего старца. В последние дни своей предсмертной болезни он вручил духовному руководству отца Илариона многих своих духовных чад. После смерти старца, в 1863 году, преподобный Иларион вступил в должность скитоначальника и духовника обители.

Преподобный Иларион был искусным духовным лекарем.

Учил страждущих пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таилась причина душевной болезни.

Если же посетитель почему-либо не мог вспомнить, то старец сам на исповеди искусными вопросами уяснял, в чем дело, и вызывал на воспоминание о нераскаянном грехе.

Глинский схиархимандрит отец Иоанн (Маслов) замечал, что преподобный Иларион «обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца».

Читайте также:  Молитва богородице о помощи в работе: 2 текста божьей матери и как правильно читать

Любовь старца к страждущим была безгранична. Как-то к нему попала на исповедь душевнобольная, из уст которой лилась грубая, непристойная брань.

Не обращая на это внимания, преподобный Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страдала.

«Вы бы ее, батюшка, оставили, коль она такая», – заметил кто-то, на что преподобный Иларион ответил: «А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!»

Одна сорокалетняя крестьянка Одоевского уезда рассказывала, что в продолжение многих лет сильно страдала припадками, которые сопровождались судорогами, криком на разные голоса, бранью.

Больная обнаруживала такую неестественную силу, что несколько мужчин не могли ее удержать.

Как всегда, так и в этом случае, старец исповедал ее во всех грехах, особенно нераскаянных, и вот благодатною силою таинства покаяния она получила через старца совершенное исцеление.

Один купец из Тульской губернии более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что все насмехаются над ним и над его действиями и что какие-то незнакомые ему люди, куда бы он ни пошел, преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти мысли ни днем ни ночью не давали ему покоя, он несколько уже раз подумывал о самоубийстве, и этого очень страшилось всё его семейство.

Старец несколько раз подолгу с ним говорил и нашел у него затаенный грех, который он не объяснил священнику, сомневаясь в прощении его.

Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, – и купец на исповеди принес в нем покаяние и, получив разрешение, удостоен был причащения Святых Таин.

При прощании старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут». Так действительно и произошло: купец совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.

Другой молодой купец два года также был одержим манией преследования, доводившей его до безумия. Он избегал людей, бродил с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова.

Старец Иларион долго занимался с ним и из расспросов понял, что главная причина болезни была вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце.

Старец долго убеждал его оставить злобу и испросить у отца прощения, доказывая, что только после этого он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Наконец купец согласился, покаялся, его душа очистилась покаянием, и мир водворился в ней.

Духовная дочь старца вспоминала: «Будучи однажды в Оптиной пустыни, я видела одну женщину, которая мне с благоговением рассказала следующее: семнадцать лет уже не было у нее детей; жили они с мужем достаточно, но сильно горевали, что не имели детей.

Пришла она со своим горем к батюшке отцу Илариону, он ей благословил сходить в 3адонск и, кажется, в Воронеж и прибавил: “А на будущий год придешь сюда с ребенком”. И как раз в мае, через год, она пришла к батюшке с сыном, которого я видела уже трехлетним».

Духовный сын старца свидетельствовал: «Неоднократно я замечал, что батюшка, желая мне что-нибудь сказать на пользу, по смирению своему высказывал это не прямо, а в форме предположений или советов, так что сначала я не обращал на это внимания.

Но когда я заметил, что все такие его советы стали сбываться и некоторые даже и через несколько лет, то я стал на лету замечать каждое его слово. Я по возможности старался сохранять его слова в своей слабой памяти в полной уверенности, что это рано или поздно сбудется или что я должен буду этими советами руководствоваться при каком-либо ожидающем меня искушении или обстоятельстве».

Старец учил духовных чад неосуждению, смирению и самоукорению. Как-то раз двое поссорившихся иноков попросили старца позволить им лично между собой перед ним объясниться для прекращения ссоры. Выслушав доводы каждого, отец Иларион сказал: «Из слов ваших выходит, что вы оба правы…» Каждый по-прежнему стоял на своем.

Тогда старец, видя их непреклонность к примирению, сказал им: «Ну, не ожидал я от вас таких плодов!.. Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению».

И, к изумлению спорящих, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Таким неожиданным поклоном своего наставника иноки были глубоко тронуты, осознали свое самолюбие и виновность и просили старца простить их, обещая положить начало своему исправлению.

Отец Иероним, келейник старца, вспоминал: «Батюшка старался между братиями поселить любовь и единодушие и уврачевать от страстей приходивших к нему – как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, старец и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».

Наступила весна 1873 года. 4 марта преподобный Иларион отслужил свою последнюю Литургию. Вернувшись в келью, сказал: «Никогда так не уставал, должно быть, пришел конец мой».

9 марта он принял пострижение в схиму с сохранением имени Иларион.

Несмотря на болезненную слабость, бессонницу, постоянную одышку, переходившую по ночам в удушье, на сильные боли, старец до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в скиту молитвенных правил.

На рассвете 18 сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу. Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины старца прояснилась.

В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Преподобне отче Иларионе, моли Бога о нас!

Его слово – оружие, от которого бесы не выживают. Молитва Илариону Оптинскому о прекращении злых обстоятельств

Он расчищал дорогу всем людям, изгоняя нечистых подальше от них. Не оставлял недужного без освобождения от пут болезни. Помогать всем и никому не отказывать стало смыслом его жизни.

КАК ИЛАРИОН СТАЛ УЧЕНИКОМ ВЕЛИЧАЙШЕГО И БЕССТРАШНОГО ЗАСТУПНИКА АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО

Илларион мечтал учиться у Антония Великого, который всю жизнь занимался истреблением бесов. Антоний был величайшим подвижником и отшельником. Про него говорили, что он «земной ангел». Антоний обладал удивительной памятью — знал все молитвы и святые книги наизусть. А его мудрости не было предела.

К нему ехали со всех концов света великие умы. Но даже они не могли понять многого. Неудивительно, что Иларион отправился совершенствоваться к последователям Антония Великого (отошел в мир иной в 357 году), которого он сам считал своим Учителем.

И его желание было настолько велико, что он научился определять нахождение беса где угодно, в ком угодно по одному только запаху.

Для преподобного старца Илариона Оптинского помогать всем и никому не отказывать стало смыслом жизни. Источник: http://www.brooklyn-church.org/prepodobnyj-optinskij-starec-ilarion.htmlДля преподобного старца Илариона Оптинского помогать всем и никому не отказывать стало смыслом жизни. Источник: http://www.brooklyn-church.org/prepodobnyj-optinskij-starec-ilarion.html

КАК БЕСЫ САТАНИНСКИЕ ВПРЫСКИВАЮТ СВОЙ ЯД И ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА БОЛЬНЫМ?

Иллариону нельзя было расслабляться. Поэтому он уехал от Антония и стал подвижником, его цель всей жизни побеждать нечистых и угождать Богу. Великого знали и узнавали люди и шли к нему, чтобы избавиться от жутких ужасов сатаны, которые не давали ни житья, ни покоя, которые разрушали здоровье и наводили ужас.

Илларион был уверен, что бесы делают людей как грешниками, так и больными. А их козни — это серьезное повреждение психики человека. К примеру, вы отправились к тетушке раскинуть карты на свое будущее, человек уже прикоснулся к грязи демонской.

А значит, эта грязь будет расти, как снежный ком. Христианин не должен брать карты в руки ни для какой цели. А Церковь Христова все века объясняла и объясняет, что не существует белой магии. Для нас существуют только Бог и святые.

Все остальное – разные сонники, гороскопы, гадания.

КАК ИЛАРИОН УЗНАВАЛ О ПРИКОСНОВЕНИЯХ ДЕМОНОВ К ТЕЛАМ И ДУШАМ ЛЮДЕЙ?

Иллариону бесы не давали молиться, потому что их разрывало от его молитвы. Они страшно орали различными голосами — детскими, женскими, звериными. Все это в целом создавало иллюзию ревущих людей, стонущих больных, стариков.

Такие звуки явно были не для слабонервных. Делалось же все это только для того, чтобы что бы Иларион бросил молитву. Нечисть наивно полагала, что таким образом сможет разжалобить старца.

Но тот оставался непреклонным — молился и не предавал божию благодать.

Надо сказать, друзья, Господь наделил Илариона такой несокрушимой силой, что сатанинские чудовища от его молитв рассыпались в пух и прах в прямом смысле слова.

Старец имел огромную власть над демонами. Их мерзкий запах он чувствовал на расстоянии. И немедленно освобождал и исцелял оказавшихся в их лапах людей. Но кроме этого, друзья, Иларион врачевал, исцелял, принимал недужных.

Иларион Оптинский умер в 1805 году в возрасте 68 лет. Прославлен в лике преподобных в 2000 году, входит в Собор 14 преподобных старцев Оптиной пустыни.

Просьбы, с которыми люди обращаются к Илариону:

  • •об укреплении немощных и падающих
  • •от обмана и козней дьявольских, о помощи и ладе в делах
  • •об усмирении врагов своих, от соблазнов, пагубных привычек
  • •о прекращении и прощении грехов
  • •о прекращении злых обстоятельств
  • •о поиске пути истинного и верного, о вразумлении
  • •чтобы восторжествовала справедливость

МОЛИТВА преподобному Илариону, старцу Оптинскому О ПРЕКРАЩЕНИИ ЗЛЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Иларионе, Оптинския обители украшение и саратовския земли похвало! Ты во дни земнаго жития своего никаго же приходящего к тебе отреяваяй, всем бо во благо бысть видение лица твоего и общение с тобою: страждущим явился еси помощник,

скорбящим утешитель, ищущим Истины во всем учителю преизрядный. К сим же и дар во всяких недоуменных обстоятельствах вразумления, во всем благаго научения и телесных и душевных недугов врачевателя обильно в тебе явися. Ныне, на небесех Владыке всех предстоя и в почтенном

Соборе всех оптинских старцев светло торжествуя, душа твоя светло веселится. Обаче, аще светлая душа твоя ныне на небесех престоит, рака же мощей твоих ныне с нами пребывает, яко источник благодати многотекущий. К сим же и молитвами твоими, святый отче, в славной обители Оптиной

Читайте также:  Можно ли в спальне ставить иконы: грех или нет и в какой угол правильно вешать

ныне пребываеши, в ней же преславно в житии своем подвизался еси. Сего ради молим тя: отче святый! Не остави нас, грешных, своим славным ходатайством у Христа Бога нашего. Буди каждому во всяком деле благом помощник преизрядный и во всяком добром начинании молитвами твоими споспешник.

Сохрани нас от лукавых соблазнов суетного века сего, иже тщатся православную веру в стране нашей истребити и духом льстивых учений народ наш от Истины отвратити. Буди нам воистину пастырь добрый и учитель преизрядный, наставляя нас в Истине Православия непреткновенно ходити и верныя чада Православныя Церкве быти. Сохрани страну нашу и народ наш

от всякого злаго обстояния, враги Церкве Христовой воздвизаемаго.

Како и во дни земнаго жития твоего, буди всем вся: падающих воздвизаяй, малодушных утешаяй, немощных укрепляяй, неразумных и увлекшихся лживыми учениями века сего от лжи отвращаяй и на путь Истины наставляяй.

Наипаче же в час кончины нашея споспешествуй нам на горьких мытарствах наших, да беспреткновенно прейдем от земли на небо и тамо со всеми святыми прославим Творца и Бога нашего Господа Иисуса Христа с Пречистою Его Материю и со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь на канал, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Для меня это будет лучшая награда.

Благодарю вас! Будьте счастливы и здоровы!

Иларион Оптинский: «Молитесь друг за друга, и придет исцеление»

Из 68 лет жизни половину он отдал Оптиной пустыни — начав там как простой монах и став старцем, за советом к которому ехала вся Россия. 1 октября Православная церковь вспоминает преподобного Илариона Оптинского. Его называли «прозорливцем» и «исцелителем», а он всего лишь верил, что нужно жить в ладу с миром и с собой — и тогда здоровье придет само.

Юность

Он родился в пасхальную ночь 1805 года в Воронежской губернии. Будущий подвижник был третьим сыном в семье портного, а при крещении получил имя Родион.

Житие сообщает: был Родион тих нравом, а телом неловок — эта неловкость отвратила его от игр со сверстниками, и он большую часть времени проводил дома, помогая отцу в его работе. Видя его склонность к затворничеству, мать была уверена, что Родион пойдет в монахи.

Показателен случай из его детства: однажды Родион собирал ягоды в лесу и нашел поляну с множеством нетронутых ягод. Он стал звать других деревенских детей, а его мать воспротивилась: «Не зови их, сами будем рвать». На это Родион отвечал: «Почему же? Ведь Бог для всех создал ягоды, не для нас одних».

Уход

В возрасте 33 лет Родион совершил путешествие по России, выбирая для себя ту обитель, которая подошла бы ему для пострижения. Он побывал на Соловках и в Сарове, на Валааме и в Суздале, но только в Оптиной пустыни — монастыре близ Козельска (современная Калужская область) — дух его успокоился. В 1839 году его приняли на жительство в обитель, а затем постригли в монахи под именем Иларион.

Решение уйти в монастырь зрело в нем в течение многих лет. Юношей Родион переехал из-под Воронежа в Саратов, стал начальником портновской артели, и родители уже подыскивали ему невесту.

Но судьба распорядилась так, что невеста его скоропостижно скончалась, а к новой не прикипело сердце. Вместо этого Родион нашел себя в миссионерстве. Саратов был центром раскольнического движения, и через беседы юноша убеждал староверов принять православие.

Причем получалось у него это так удачно, что в епархии учредили миссию для обращения раскольников.

Будучи уже почтенным старцем, Иларион так вспоминал то время: «Хотя мы и богоугодно старались жить, и казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, — что монахи лучше нас живут».

Преемство

В Оптиной пустыни Иларион стал келейником старца Макария — это послушание он исполнял более 20 лет. По преданию, духовные чада Макария спросили у него перед смертью: «На кого ты нас оставляешь, отче?» Тогда Макарий позвал Илариона и сказал ему: «Не оставь моих чад».

Иларион сопротивлялся, говорил, что он недостоин и не готов, но Макарий был тверд. «Не оставь их!» — повторял он. После этого ученики старца поклонились Илариону в ноги, тем самым признавая в нем своего нового учителя.

После смерти Макария Иларион сделался духовником обители.

Преподобный Иларион Оптинский.

Прозорливый

В Оптиной пустыне старца Илариона называли прозорливым — за то, что он порой, даже не зная пришедшего, мог перечислить обстоятельства его жизни и предвидеть, что с ним будет. Хотя старец стремился скрыть этот дар, но молва о нем разошлась как в самой Оптиной пустыни, так и среди многочисленных паломников, прибывавших к старцу за советом.

Житие преподобного Илариона приводит следующий случай: овдовел один молодой человек из купеческой семьи и задумал жениться второй раз. Брат его ехал в Оптину пустынь, и тогда вдовец просил его сходить к старцу Илариону и испросить благословения на второй брак.

Иларион на это ответил: «Скажи брату, пусть он погодит еще годок, да приедет к нам, и мы посмотрим, не годится ли он нам». Вдовец не послушался, женился, а через несколько месяцев его новая жена тоже умерла — тогда он собрался и поехал в Оптину пустынь сам.

Иларион встретил его словами: «Что? Не послушался? Вот тебе и женитьба!» Пробыв у старца несколько дней, вдовец решил остаться в обители и пойти в монахи.

Исцеление недугов

Много приводили к старцу людей, страдающих различными недугами. Иларион говорил, что причины большинства болезней кроются внутри самого человека — это семейные раздоры, гнев или обида на других, грехи, в которых человек не раскаялся.

Для излечения старец часто советовал всего лишь помириться с человеком, испросить у него прощения, молиться за него и покаяться на исповеди. По свидетельствам паломников, приходивших к старцу, другого лечения им, как правило, уже не требовалось: начав жизнь добродетельную, освободившись от того, что их тяготило, они чувствовали, что недуги отступают.

Святость

Весной 1872 года старец Иларион отслужил свою последнюю литургию и слег. Он болел более года: когда в августе 73-го его приехала навестить одна из учениц, он отмерил себе жизни еще на четыре недели. 18 сентября 1873 года старец скончался.

Житие говорит о том дне: «Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день Его кончины прояснилась. При перенесении тела старца в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча».

В 1996 году преподобного Илариона причислили к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года прославили для общецерковного почитания. Его мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

В одном из своих последних писем старец наставлял тех, кто останется жить после него: «Молитесь друг за друга, и придет исцеление. Несите тяготы друг друга, и будет между вами мир».

В подготовке материала использован текст жития преподобного Илариона Оптинского, материалы сайта Оптиной пустыни — www.optina.ru

Преподобный Иларион чудотворец | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 г. в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12-ти лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом.

В 16 лет юноша переселился в Давидо-Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестанными молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством он стал известен всей Грузии. Но слава была чужда преподобному.

Приняв сан иерея, он уклонился от предложенной ему в Грузии епископской кафедры в Сагареджо (в Кахетии) и удалился в Святую Землю, на поклонение Гробу Господню.

17 лет святой Иларион провел в Иорданской пустыне, живя в пещере святого пророка Ильи Фесвитянина, которая некогда служила жилищем и святому Иоанну Крестителю. Здесь ему во сне явился Ангел Господень и призвал преподобного поспешить в Грузию, чтобы застать в живых своего отца.

Святой Иларион отправился на родину, где после кончины своего родителя устроил из отчего дома монастырь, постриг в монашество мать и сестру и оставался при этом монастыре до смерти своей матери. Затем он отдал половину своего имения Давидо-Гареджийскому монастырю, а другую половину разделил нищей братии и отправился в Константинополь.

Поклонившись святыням Царьграда, святой Иларион удалился на гору Олимп, в Малой Азии, где около 864 г. основал грузинскую обитель. Здесь он пробыл пять лет. За это время стало известно о многих исцелениях, совершенных преподобным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания.

Избегая славы, святой Иларион отправился в Рим на поклонение гробам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути он посетил Константинополь и Фессалоники; совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших «сухие» ноги). На обратном пути преподобный Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел три года.

Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав помощь святого Илариона.

Святой Иларион был извещен о своей кончине за 40 дней, и за 3 дня до смерти он приобщился Святых Таин, простился с братией и затворился в своей келлии. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 г.

Честные мощи его были опущены в каменный склеп, а по прошествии 40 дней прославились исцелениями приходивших к ним с верою. По распоряжению императора Василия Македонянина (866–886), мощи святого Илариона были перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 году.

Император предполагал положить их в царские палаты, но святой Иларион явился ему во сне и указал, чтобы мощи его были положены в новоустроенном храме в честь Святых Апостолов, близ Босфора Фракийского.

Грузинская Церковь в IХ веке причислила преподобного Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector