Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Главная / Календарь /  

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Возникновение традиции

В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

9 Мая Русская Православная Церковь поминает усопших воинов

Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.

В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.

Поминовение усопших в 2019 году будет проходить так же, как проходило в 2018, и будет проходить в 2020.

История

По свидетельству Иоанна Златоустого, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких.

Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Поминовения у православных верующих свершаются в родительские субботы, которых в православном христианстве насчитывается 7, из них – 2 называются Вселенскими, когда происходят молебны за всех умерших на земле.

Традиции Радоницы

Раньше на Радоницу, с самого начала дня, хозяйка готовила особые продукты, которые следовало отнести на могилу к усопшему.

Традиционным блюдом считалось отварное куриное яйцо, как правило, зелёного или жёлтого цвета, что символизирует грусть и томление. Помимо яиц следовало приготовить кутью, блины и тонкие сухие лепёшки.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Существует и по сей день традиция поминать усопших такими блюдами.

Посещение могил родственников – главная традиция Радоницы. В старину на Радоницу, как и в наши дни, на могилы приносили пасхальную еду и пасхальные яйца. Если сейчас пасхальное яйцо просто кладут на могилу, то раньше было принято закапывать под крестом или, разбивая о крест, очищать и нищим на «помин души». Такой обряд назывался «христосование с родными».

Раньше еду, приготовленную для поминания, брали с собой, завёрнутой в ткань, и кушали прямо на могилке, зарывая в землю ту часть, которая приготовлена для покойника. Теперь этого не делают, а оставляют пищу у памятника или креста, чтобы любой прохожий мог помянуть погребённого здесь человека.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Ещё одной традицией на Радоницу является угощение бедных, нищих и бездомных. В этот родительский день их немало на кладбище и им не принято отказывать. Им отдают часть принесённой с собой еды.

В некоторых местностях не было принято ходить на кладбище. Там считалось, что в этот день усопшие приходят в дома своих родственников. Для того чтобы их хорошо встретить, с самого утра растапливали баню, в которой клали для них на весь день и ночь чистое белье.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

В это время в баню всем возбранялось заходить. С наступлением утра все домочадцы шли туда и искали следы, свидетельствующие о приходе усопших. Мыться в бане можно было только после окончания Радоницы.

В традициях Радоницы было обязательно ставить на подоконник воду и кусочки хлеба. Вечером устраивали поминальный ужин, где на столе обязательно стояли три лишних тарелки: для завтрака, обеда и ужина умерших. Оставшуюся после праздничной трапезы еду было принято раздавать нищим и бездомным.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Приметы на Радоницу

В древности считалось, что на Радоницу обязательно должен пойти дождь. Дети с утра бегали на улицу и взывали к небу, чтобы оно подарило им «священной воды». Ей умывались, ведь она, как считали наши предки, помогает исцелиться и очищает от грехов. Молодые девушки умывались такой водой, пропуская её через своё колечко, чтобы сохранить молодость и красоту на долгие годы.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Вьюнец

На Фоминой неделе справлялся “Вьюнец”, или “Вьюшник”. Этот старинный обряд состоял в хождении под окнами с “вьюницкими” песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Обряд напоминал зимнее колядование.

Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигалась из конца в конец селения и начинала “искать вьюнца и вьюницу” (молодых). Причём молодёжь это делала утром, а семейные мужчины и женщины — вечером.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Стучались под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделывались тем, что, подавая несколько яиц, христосовались с кем-нибудь из них.

Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились и борлись один на один, песни пели перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе.

Случайные совпадения или Божьи проведения

  • 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
  • Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
  • В день почитания апостолов Петра и Павла, 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
  • 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
  • Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
  • В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.

Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.

^ III. Заключение

Рассмотренные нами воинские чины в их историческом развитии позволяют сделать вывод о том, что попечение Святой Церкви о воинах имеет довольно богатую и древнюю историю.

Литургические формы воинских молитвословий были весьма разнообразными и имели в своем становлении и развитии определенные закономерности.

Древние богослужебные книги, как правило, не приводят развернутых чинопоследований, даются лишь молитвы, которые произносились в определенных случаях в контексте существующих к тому времени чинов. Постепенно довольно краткий формуляр молитв начинает «обрастать» специально составляемыми последованиями.

Структура их в этом развитии усложняется, и они превращаются в гармонично сбалансированные литургические конструкции, являющиеся свидетельством Предания и находящиеся в неразрывной связи с многовековой традицией Церкви.

Славянская богослужебная практика отличается довольно интенсивным умножением воинских чинов. Появляются особые молебствия на благословение орудий, военного корабля и т.д. Это развитие иногда происходит не без влияния внешних установлений. В общем же, многообразное воинское богослужебное наследие является выдающимся произведением церковного творчества и раскрывает глубину Литургического Предания.

С.А. Ванюков, преподаватель Православного Свято-Тихоновского

богословского института

1. См. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М., 2000р. С. 318-324.

2. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

Поминовение усопших воинов

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Мир Вам, дорогие посетители сайта «Семья и Вера»!

Почти 20 лет назад, в декабре 1994 г., Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Поминовение усопших воинов в истории

Ранее церковный календарь знал только два дня особого поминовения воинов: Димитриевскую субботу и день усекновения главы Иоанна Крестителя. Появление в церковном календаре Димитриевской субботы связано с именем блгв. кн.

Димитрия Донского. Князь, совершив после Куликовской битвы поминовение павших воинов, с благословения прп. Сергия Радонежского установил делать это ежегодно накануне 26 октября, дня памяти своего небесного покровителя вмч. Димитрия Солунского.

Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Поминовение в день усекновения главы Иоанна Крестителя было установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей. Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин Небесного Отечества. Его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, подвизавшихся за истину и добро и жизнь свою положивших за Отечество.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Великая победа началась с победы духовной

В годы Великой Отечественной войны Православная Русь в неимоверном напряжении сил всего народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не жалевшего и самой жизни ради спасения Отечества, совершила беспримерный бранный подвиг.

Великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной: с благословения Русской Православной Церкви, с горячих молитв архипастырей, пастырей и простых верующих.

Именно поэтому Господь даровал нам меч, которым Он, по словам патриарха Алексия 1, посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников и свершил праведный суд Свой над злейшими врагами человечества.

Таким образом, подвиг тех, кто отдал свою жизнь за родную землю и ближних, бессмертен в очах Божиих, потому Русская Церковь с особенным усердием молится об упокоении душ, погибших в той войне, а усопшие, мы верим, молятся за нас.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

В честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. воздвигнут храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве.

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Молиться за усопших – дело нашего милосердия

Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Поминовение усопших воинов проведут в честь праздника Победы 9 мая 2019 года, какие молитвы нужно читать в храме в этот день

По давней традиции, в преддверии праздника победы 9 мая, организовывают день поминовения усопших воинов. Такая традиция была установлена исторически в соответствии со строками Евангелия в 1994 году. В день памяти усопших воинов в церквях и храмах проводят панихиду, а православные христиане приходят читать молитвы за воинов, ушедших в мир иной.

День поминовения усопших воинов 9 мая, история праздника

Во время Великой Отечественной войны, к сожалению, погибло много отважных борцов за свободу родной страны. Судьба распорядилась так, однако благодаря их подвигу сейчас люди наблюдают чистое мирное небо, радуясь каждому солнечному дню. Усопшие воины несомненно заслуживают того, чтобы о них помнили. Именно поэтому еще в 1994 году установили день поминовения усопших солдат. В 2019 году день поминовения усопших воинов будет отмечаться 9 мая.

Согласно страницам истории, празднование данного дня было принято в конце осени – в ноябре 24 числа 1994 года. Установление проходило в соборе Архиерейском. Начиная с того момента в церквях и храмах ежегодно читаются молитвы во имя усопших воинов, что отдали свою жизнь за счастье жителей их родной страны.

Даже в то тяжелое время, воины жили верой и молитвой за спасение и освобождение Родины. Церковь всегда была рядом с народом, во время счастья за победу, и в период горя за потери.

Именно поэтому и сейчас люди ценят поступок воинов, ведь в Евангелие есть такие строки: «Нет ценнее того поступка, что был сделан для спасения ближнего своего».

День поминовения усопших воинов 9 мая, какие молитвы нужно читать

В день поминовения усопших воинов, который отмечается 9 мая, в храмы идут люди, молясь за упокоение души отдавшего свою жизнь борца. В жестокой Великой Отечественной войне мужественные юноши и мужчины поборолись за спасение своей Родины. Именно поэтому в церквях и храмах в этот день читаются специальные молитвы, проводятся панихиды. Церковь всегда по-особенному относилась к павшим в бою за справедливость воинам.

Священники отмечают, что победу в Великой Отечественной войне принесло не столь оружие, сколь доброе сердце, вера в Бога.

В день 9 мая 2019 года исполнилось пророчество, которое гласило: «дарует Господь Бог справедливую победу!». В этот день, желательно до посещения парада Победы, необходимо зайти в храм и прочитать молитву.

В ней нужно попросить у Господа Бога упокоения и принятия душ усопших в Великой Отечественной войне воинов.

Православные христиане читают молитвы, в надежде на счастье для будущего поколения. Просят, чтобы в будущем не знали войны и столь сильной боли от потери близких людей во время военных действий. В церквях молят Отца Всевышнего защитить Отечество и землю Русскую от несчастий и бед земных. Если известны имена усопших воинов, их также называют в молитвах Господу:

Читайте также:  Богоматерь оранта: описание и значение иконы, о чем просят и текст молитвы

«Господи! Молим тебя! Прими к себе души раб Твоих (обязательно назвать имена), упокой их души, лиши тех страданий и мучений! Призри воевавших за спасение земли русской, Отечества нашего, детей Твоих. Прости солдатам усопшим все грехи, молим тебя, Господи!»

Поминовение усопших воинов в Русской православной церкви. Справка

Военное духовенство делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу.

В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений.

Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку.

За четверть века, последовавших после революции 1917 г., советская власть приложила немало усилий, чтобы уничтожить веру и церковь. Тысячи священников были репрессированы, уничтожались храмы, запрещались богослужения. Однако когда началась Великая Отечественная война, рядом с воинами снова оказались духовные пастыри.

Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.

26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «о даровании победы». С этого времени во всех храмах Московской патриархии, а затем всей страны стали совершаться подобные молебны по специально для них составленным текстам: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской православной церкви в дни Отечественной войны».

Кроме того, каждый день, за каждой Литургией в храмах Русской православной церкви возносились молитвы о даровании победы над врагом, о благопоспешении нашим воинам, о упокоении тех, кто положил свою жизнь на алтарь грядущей Победы. По приказу немецкого командования, патриотические послания и обращения митрополита Сергия у людей отбирали, за их хранение карали.

С первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны.

Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое.

На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского, танковая колонна «Димитрий Донской».

В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.

Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.

День Победы — 9 мая 1945 г. — пришелся на Пасхальные дни. Для православных людей пасхальная радость усугублялась радостью долгожданной Победы. Но радость Победы никогда не позволяла верующим людям забывать о молитвенном поминовении усопших воинов — защитников Отечества.

Определением Архиерейского Собора Русской православной церкви (29 ноября — 4 декабря 1994 г.

) установлено совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, то есть всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Молитва перед поминальным столом

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш. и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды).

Слава, и ныне. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия.

А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток.

В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

  • Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.
  • В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.
  • Все: Вечная память (трижды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Ответы на вопросы

«Святое и ценное в России» sreda.org

Всем людям, которые теряли своих родных и близких, знакома скорбь о них и тревога об их посмертной участи.

Необходимость молитвы за ушедших близких людей

После смерти душу человека ждут воздушные мытарства и суд Христов. Во время воздушных мытарств на душу будут нападать бесы: они станут напоминать человеку его прошлые грехи и будут пытаться унести его с собой в ад. Помочь человеку во время этих страшных испытаний может усердная молитва близких сразу после его смерти.

Суд Христов, ожидающий душу после смерти, — это так называемый частный суд. А еще всех людей ожидает общий — так называемый Страшный суд, который состоится после второго пришествия Христова.

Тот, кто будет оправдан и взят Христом на небо после частного суда, уже не подлежит общему суду.

Однако участь того, кто был осужден частным судом, может измениться до Страшного суда по молитвам его родных и всей Церкви.

Поэтому усопшие нуждаются в наших молитвах, и поминовение их в первые же дни — самый важный долг христианина.

Дни поминок после смерти

Сразу после смерти человека над его телом читают Последование по разлучении души от тела, а затем — псалтирь. В храме близкие должны заказать панихиды (заупокойные богослужения), которые будут совершаться до похорон.

На третий день гроб везут в храм для совершения отпевания, за которым последует погребение. После погребения родные и близкие собираются на поминальную трапезу.

В церкви не поминают самоубийц, и панихида по ним не служится.

В особых случаях (самоубийство в состоянии аффекта, приступа психического заболевания или по неосторожности) самоубийц можно отпевать, но только по благословению правящего архиерея и при наличии соответствующих медицинских заключений о состоянии умершего перед смертью.

Что означают 9 и 40 дней?

В первые два дня после смерти душа пребывает на земле, ее сопровождают ангелы — ангел-хранитель и ангел-проводник. Она может невидимо оставаться в своем доме, рядом с близкими, может посетить места, где человек жил раньше, или те, которые он не успел увидеть при жизни.

Читайте так же:  Молитвы в 12 часов дня

На третий день ангелы впервые приводят душу на небеса к Богу. По пути и происходят воздушные мытарства: бесы в последний раз искушают человека, напоминают ему о старых грехах, стремясь забрать с собой в ад, ангелы же помогают ему преодолеть эти искушения.

Затем в течение шести дней, до 9-го дня после смерти, душа пребывает в раю и созерцает райские обители.

На девятый день душа снова предстает перед Богом. После 9-го дня человеку показывают ад, а на 40-й день над ним совершается суд.

Поэтому усопшего принято поминать на 9-й и 40-й дни.

Поминки на 9 дней после смерти — как поминают?

Поминовение усопшего совершается на Божественной Литургии на 9-й день после смерти, а после Литургии служится панихида.

После панихиды принято посещать кладбище и читать там литию об усопших. Затем можно снова совершить поминальную трапезу в кругу семьи.

Точно такое же поминовение совершается на 40-й день, только, по народному обычаю, в этот день на поминальную трапезу приглашают посторонних людей.

Чтобы заказать поминовение в церкви, нужно накануне или в этот же день заранее, до начала Литургии, подать заказную записку в храме об упокоении усопшего.

Можно ли поминать раньше 40 дней?

Часто возникает ситуация, когда устроить поминальную трапезу ровно на 40-й день невозможно. Ее можно устроить в другой день, позже или даже раньше.

Однако поминовение на Литургии, на панихиде и на кладбище переносить нельзя.

40-й день — решающий для посмертной участи человека, поэтому церковное поминовение нужно совершить точно в этот день.

Как молиться об усопшем первые 40 дней после смерти?

В первые 40 дней после смерти, кроме особого поминовения на 9-й и 40-й дни, в храме должен совершаться сорокоуст, то есть поминовение в течение 40 литургий. Его нужно заказать сразу после смерти усопшего. Дома по усопшему читается псалтирь.

Сорокоуст можно заказать сразу в нескольких храмах, а псалтирь читать по соглашению — чтобы одновременно ее читали несколько родных и близких усопшего.

Как правильно поминать после смерти?

По истечении 40-дневного срока усопшие близкие поминаются несколько раз в год:

  • в годовщину смерти
  • на Радоницу (вторник второй седмицы после Пасхи)
  • в родительские субботы (суббота перед Масленицей (мясопустная); вторая, третья и четвертая субботы Великого поста; суббота накануне праздника Пятидесятницы)
Читайте также:  9 мучеников кизических: житие, в чем помогает и где находится икона, молитва

Для поминовения погибших воинов предназначены Дмитриевская суббота (суббота перед 8 ноября — днем памяти великомученика Димитрия Солунского) и 9 мая.

В эти дни нужно заказать поминовение на Литургии, панихиду, посетить могилу близкого и прочесть литию.

Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?

В годовщину смерти нужно

  • написать заказную записку для поминовения на Литургии,
  • заказать панихиду и
  • прочесть литию на кладбище.

Также принято устраивать поминальную трапезу для семьи и близких знакомых.

Как правильно молиться за усопшего дома?

Помимо дней особого поминовения, об усопших каждый день молятся дома. Молитвы об упокоении входят в утреннее молитвенное правило.

Какие молитвы нужно читать дома по усопшему?

В дополнение к обычным молитвам об усопших можно читать особые молитвы:

В домашней молитве можно поминать самоубийц, несмотря на то, что на богослужениях в церкви они не поминаются.

Молитва об умерших некрещеными

  1. Неверующих, иноверных или некрещеных родственников на Литургии поминать нельзя.
  2. Однако дома об их упокоении молиться можно: либо своими словами, либо читать молитву святому мученику Уару.
  3. Также существуют молитвы женщин, совершивших аборты, о загубленных во утробе своей душах.

Молитвы на поминальном обеде в кафе

ЧТО НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ ПЕРЕД ТРАПЕЗОЙ

В православной церкви говорят, что необходимо поминать умершего, прочитав перед началом обеда литию. Лития — это вид заупокойной молитвы, которая читается по умершему не только в храме, но и на кладбище и во время поминальной трапезы.

ТЕКСТ ЗАУПОКОЙНОЙ ЛИТИИ

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

  • Тропари, глас 4-й
  • Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих), Спасе, упокой, сохраняя его во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
  • В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих), яко Един еси Человеколюбец.
  • Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих) упокой.
  • И ныне: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его (ея, душам их).
  • Господи, помилуй (40 раз).

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою, имярек, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благ, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя, в Троице славимаго, верова: и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (той) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты един Бог милости и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Читайте так же:  Сильные молитвы для защиты детей

Или:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) имярек и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея, их) согрешения и невольная, возставляя его (ю, их) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ. Ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца, яко Ты еси Воскресение и Живот, и Покой рабу Твоему (рабе Твоей, рабом Твоим) имярек, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды). Господи, благослови.

  1. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих) имярек, в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь, Рабу Божию (рабе Божией, рабом Божиим) имярек, усопшему (усопшей, усопшим) вечная память, вечная память, вечная память.
  2. И читаем трижды тропарь с поклонами:
  3. Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (усопшей рабы Твоея, души усопших раб Твоих) имярек (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Лития может читаться отдельно. Тогда начинаем ее словами: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Текст молитвы «отче наш»

Если у вас нет времени прочитать литию перед поминальной трапезой, можно ограничиться чтением «Отче наш». Мы приводим ниже текст молитвы.

  • Отче наш, Иже еси на небесех!
  • Да святится имя Твое,
  • да приидет Царствие Твое,
  • да будет воля Твоя,
  • яко на небеси и на земли.
  • Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
  • и остави нам долги наша,
  • якоже и мы оставляем должником нашим;
  • и не введи нас во искушение,
  • но избави нас от лукаваго.
  • Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
  • Аминь.

ПОМИНКИ В КАФЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Потеря близкого человека – это всегда тяжёлое испытание для родственников, ведь помимо горьких переживаний им приходится заниматься большим количеством мероприятий, в том числе организацией поминок.

Если вам необходимо провести поминки, компания «Поминальная трапеза» будет рада вам помочь! Вы можете провести мероприятие в одном из девяти залов:

  • Банкетный зал «Борисов» (ул.Будапештская 8, корп.4) 8-911-285-78-70

Церковное поминовение усопших

Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь в память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор.

То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего).

Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках «О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела.

Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших.

Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги).

На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне.

Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники.

Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане.

Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших.

Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты.

В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь, что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма.

Читайте также:  Алексий бортсурманский: житие святого и иконография, о чем просят и молитвы

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь».

Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте.

Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение.

Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно.

Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена.

Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Что означает наше поминание «О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся.

Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42,43).

Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения.

После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную.

Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

  • Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.
  • В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.
  • «Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».
  • Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcи едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга, Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия — то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод.

Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными).

Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале.

Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего… соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых.

Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело…

Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия.

Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля/9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector