Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Детские годы

Родился Николай Митрофанович 26 сентября (9 октября) 1888 года. Семья была большая и дружная. Родители не только заботились о светском образовании детей, но и постарались дать хорошее духовное воспитание, чтобы дети выросли благочестивыми христианами.

Святой старец Никон Оптинский, рассказывая про детские годы, вспоминал удивительный случай, произошедший с ним пяти лет отроду. Он тогда тяжело заболел и уже умирал.

Его матушка, держа на руках умирающего сына, усердно молила его небесного покровителя, святителя Николая, в честь которого он был назван, о сохранении жизни. Молитвы были услышаны, ребёнок ожил.

Спустя годы, старец Варсонофий особо подчёркивал это чудесное исцеление, как знак того, что маленький Николай от рождения был предназначен служению Богу.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Все дети ежедневно читали утреннее и вечернее правило, регулярно посещали храм. В доме постоянно читалось Евангелие, труды святых старцев. Николай рос весёлым и смышлёным ребёнком.

Взрослея, он всё больше внимания уделял духовной стороне жизни.

После окончания гимназии продолжил учёбу в Московском университете на физико-математическом факультете, вот только к выбранной профессии душа не лежала.

Вместе с младшим братом Иваном они решили уйти в монастырь, о чём и объявили родителям. Иван с детства мечтал об иноческой жизни. Мать не препятствовала, благословила медными крестиками. Это материнское благословение Николай пронёс через всю свою жизнь.

Годы, проведённые в монастыре

Когда братья определились с решением о монашестве, в выборе монастыря решили положиться на Божью волю. На полосках бумаги написали названия обителей. Помолившись, вытащили полоску.

Жребий пал на Оптину пустынь. Почти год они ездили в обитель. 9 декабря 1907 года, в праздник иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», братьев приняли в обитель.

Николаю к тому времени исполнилось девятнадцать, Иван был на два года младше.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Мальчики старательно выполняли все послушания в течение испытательного срока, который длился почти год. В январе 1908 года их причислили к братству скита, как послушников. Старец Варсонофий стал их духовным наставником. Как-то сразу между старцем и послушником Николаем установилась духовная связь.

Видя радость и смирение, с которыми юноша выполнял всё, что ему говорили, в октябре 1908 года его назначили письмоводителем старца Варсонофия, освободив от всех остальных послушаний. Батюшка подолгу беседовал с ним, видя в Николае своего преемника и последователя, передавал свой духовный и жизненный опыт.

В апреле 1910 года послушников постригают в рясофор. Иван в тот же год покинул обитель, так и не сумев справиться с трудностями монашеской жизни. Николай остался верен выбранному пути до конца дней.

Через пять лет его постригли в мантию с именем Никон. До конца своих дней он был примером смирения, послушания и мудрости. Ещё через год его рукоположат в иеродиаконы, потом и в иеромонахи.

В этом сане он и отошёл ко Господу.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

После революции начались гонения

После революции 1917 года на монахов начались гонения. Закрывались и разорялись храмы и монастыри. Оптина не избежала этой участи, обитель закрыли. В качестве сторожей и прочих рабочих, позволено было остаться лишь пятнадцати братьям.

Никона благословили служить в разорённом храме и духовно окормлять маленькую общину, в основном состоящую из сестёр женского монастыря, к тому времени также закрытому. Иеромонах Никон стал последним Оптинским старцем, поддерживая всех, кто приезжал в разорённую обитель.

Давая советы, преподобный всегда ссылался на изречения почивших старцев обители.

Скорби в тюрьме и ссылке

Ещё три года после того, как коммунисты разогнали монахов из Оптиной пустыни, он служил в храме Успения в городе Козельске. Старец продолжал принимать людей, опекал осиротевших сестёр. В июне 1927 года его арестовали.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Почти год тюрьмы, три невыносимо тяжёлых года в лагере «Кемперпункт», а затем ссылка в Архангельскую область. В лагере он заболел туберкулёзом. Несмотря на то, что врач настоятельно советовал просить о другом месте ссылки, где более щадящий климат, он смиренно принял всё, как волю Бога.

В деревне Веспола он жил на квартире очень жестокой женщины. Казалось, что в неё вселился дьявол, чтобы мучить больного и немощного старца. Высокая арендная плата, непосильно тяжёлый труд пошатнули и без того плохое здоровье отца Никона. Когда он не смог встать с постели из-за высокой температуры, квартирная хозяйка просто выгнала его на мороз.

Преподобный Никон нашёл последнее пристанище в деревне Валдокурье, куда его перевёз иеродиакон Пётр, бывший насельник Оптинского монастыря. Уже умирающий, прикованный к постели, он продолжал нести духовный подвиг. Выполнял молитвенное правило, поддерживал духовных чад, писал письма с наставлениями. Даже на исходе своих дней он продолжал думать о тех, кому необходима духовная поддержка.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Святой старец Никон Оптинский отошёл ко Господу 25 июня (8 июля) 1931 года. Перед смертью он причастился Святых Тайн, прослушал канон на исход души. Похоронили его по монашескому уставу на кладбище деревни Валдокурье. Провожали в последний путь преподобного старца множество ссыльных, которые неожиданно получили в этот день выходной.

В 2000 году старца Никона причислили к лику святых, мощи его не обретены. Вскоре после похорон вандалы разорили могилу. Люди, спасая прах усопшего, перезахоронили останки, сохранив в тайне место захоронения.

Святой отче Никоне, моли Бога о нас!

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Великий старец Варсонофий Оптинский

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Оптина пустынь близ монастыря, что в шести десятках километров от древней Калуги, издавна притягивала множество паломников. Славилась она святостью, но в особенности старцами, которые провидели людские судьбы, исцеляли телесные и душевные болезни, предсказывали будущее. Временем расцвета оптинского старчества был XIX век, особенно его последняя треть. Но подлинная история монастыря уходит своими корнями в глубину веков, и понять истоки пророчеств оптинских старцев, не обратившись к истории, будет трудно.

В давние времена постоянные опустошительные набеги крымских татар на южные границы Московского государства заставили русских правителей укрепить засеками всю страну от Оки до Дона и от Дона до Волги. Одна из таких засек проходила вблизи города Козельска, основанного в 1146 году. В трех километрах от этого древнего города и находится Оптина пустынь.

Сделавшись оборонительным рубежом от набегов диких кочевников, засека одновременно стала и притоном для разбойничьих шаек, наводивших ужас на мирное население. В XIV веке в засеке, прилегающей к Козельску, укрывался грозный предводитель разбойников.

Но с ним случилось нечто невиданное: Опта раскаялся в своих злодеяниях, переменил образ жизни, Постригся в монахи под именем Макария и основал две пустыни — два уединенных монастыря.

В том, который теперь называется Оптина пустынь, он, вероятно, и окончил свои дни смиренным отшельником.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Расцветом своим и славой Оптина пустынь обязана новому настоятелю — архимандриту Моисею (Путилову), принявшему свою должность в 1825 году. При нем материальное благосостояние монастыря увеличилось и окрепло.

Козельская Введенская Оптина пустынь всего за четверть века приобрела широкую известность среди сотен русских монастырей. Поток пожертвований хлынул от тех богомольцев, которых привлекала святая обитель с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Первым оптинским старцем считается отец Лев (в миру — Лев Данилович Наголкин). Окончательно в Оптиной пустыня он поселился в 1829 году, когда и основал там старчество.

Но справедливости ради наравне с отцом Львом следует назвать настоятеля монастыря отца Моисея.

Дело в том, что о духовных дарах отца Моисея — прозорливости, рассудительности — знали только близкие, дальние же предполагали в нем обычного монаха, облеченного высоким саном архимандрита и направившего свою энергию на монастырское строительство.

В советское время участь Оптиной пустыни, как и других монастырей, оказалась трагической. Вербное воскресенье 1923 года монастырь закрыли. Тогда же был отправлен в ссылку в Брянскую область последний соборно избранный старец Нектарий, который после Февральской революции предсказал, что в 1918 году «государь и вся семы будут убиты, замучены..

Но обитель, до 1923 года пытавшаяся держаться под видом сельхозартели «Оптина пустынь», не сдавалась и после. Изгнанные монахи расселились по квартирам в Козельске и старались, насколько это было возможно, вести монастырскую жизнь. Их изгнали и оттуда.

Часть их оказалась в городе Белеве Тульской области, где к концу 20-х годов собралось множество монашествующих из закрытых монастырей Тульской и Калужской епархий.

В конце 1937 года в Белеве были арестованы последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобриков), белевский епископ Никита, пятнадцать священников и монашествующих, а также трое мирян. По вздорному обвинению в «контрреволюционной деятельности. все они вскоре были расстреляны.

А Оптина пустынь, шесть с половиной десятилетий простоявшая в поругании, возродилась к новой жизни в конце 80-х годов, как и предсказывали оптинские старцы. Предрекали они и возрождение России. Отец Нектарий говорил в 20-е годы: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом богата…»

Открыть поучения оптинских старцев

или выбрать по алфавитному указателю:

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Ю
Я

скачать поучения в разных форматах можно здесь:

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

1768–1841

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии.

Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним.

Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

Кончина (день памяти):
11/24 октября 1841 г.

Иеросхимонах Макарий (Иванов)

1788–1860

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления.

Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный.

С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.

Кончина (день памяти):
7/20 сентября 1860 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов)

1782–1862

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью.

Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители.

Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Читайте также:  Евфросиния полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Кончина (день памяти):
16/29 июня 1862 г.

Схиигумен Антоний (Путилов)

1795–1865

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет.

Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

Кончина (день памяти):
7/20 августа 1865 г.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

1805–1873

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.

«Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…

» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Кончина (день памяти):
18 сентября/1 окт. 1873 г.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

1812–1891

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.

Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце.

Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

Кончина (день памяти):
10/23 октября 1891 г.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

1824–1894

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей.

Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп.

Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

Кончина (день памяти):
25 января/7 февраля 1894 г.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)

1810–1894

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством.

Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя — двери келии его были открыты для братства и убогих.

В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Кончина (день памяти):
22 августа/4 сент. 1894 г.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)

1837–1911

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери.

По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп.

Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

Кончина (день памяти):
9/22 мая 1911 г.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)

1845–1913

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца.

Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне.

Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Кончина (день памяти):
1/14 апреля 1913 г.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов)

1855–1922

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Кончина (день памяти):
30 июля/12 августа 1922 г.

Иеросхимонах Нектарий Оптинский

1853–1928

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.

Кончина (день памяти):
29 апреля/12 мая 1928 г.

Иеромонах Никон (Беляев)

  • 1888–1931
  • Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  • Кончина (день памяти):
    25 июня/8 июля 1931 г.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

1865–1938

Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Житие Преподобноисповедник Никон Оптинский (Беляев)

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник (26.09.1888–25.06.1931)

Дни памяти: 25 июня (8 июля) , 11(24) октября (Cобор преподобных Оптинских старцев)

Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава.

С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой.

Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».

9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии.

В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения.

К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года – в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду» – так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание.

Именно тогда преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу.

Настоятель преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него преподобному Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону.

До этого преподобный Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг.

В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт».

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола.

Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал.

Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.

Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия: погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом.

В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В самый день его блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно.

Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье.

Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Память о нем жива в душах любящих и помнящих его. В день блаженной кончины преподобного отца нашего Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служат панихиды на месте его упокоения на кладбище на Валдокурье. Жизнь праведных начинается по их кончине…

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6

Дополнительно:

  • Творения (книги) святого
  • Цитаты святого отца

Преподобный Варсонофий Оптинский и иеромонах Никон (Беляев) «Дневник последнего старца Оптиной пустыни» — Радио ВЕРА

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Дневник человека, причисленного к лику святых, который писал о своем святом наставнике — такие свидетельства поистине бесценны.

Читайте также:  Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа: полный текст Спасу

Сегодня мы говорим о преподобном Варосонофии Оптинском и дневниковых записях иеромонаха Никона (Беляева).

Место действия — монастырь Оптина пустынь неподалеку от города Козельска Калужской губернии. Время действия — начало 20 века.

Николаю Беляеву было девятнадцать лет, когда вместе с младшим братом Иваном он пришел в монастырь Оптина пустынь с твердым намерением стать монахом. Шел 1907 год — время революционного брожения и атеистических настроений в России. Но выросших в благочестивой купеческой семье братьев Беляевых они не затронули.

В Оптиной пустыни Николай получил послушание секретаря Оптинского старца Варсонофия. С этого времени молодой человек стал вести дневник, куда записывал наставления и рассказы Варсонофия Оптинского.

Николай был поражен простотой общения старца Варсонофия и сумел передать в своих дневниковых записях живую, образную речь батюшки.

Вчера, когда я писал у Батюшки, он, читая письмо какой-то девушки, бывшей у него, рассказал мне про нее следующее: «Эта девушка прекрасно играет, она любит классическую музыку.

— Кого вы больше всего любите играть? — спросил я ее.

— Бетховена, Гайдна,— отвечала она.

— А есть музыка еще лучше.

— Какая же? Моцарта? — спросила она.

  • — Нет, еще лучше.
  • — Может быть, Баха?
  • — Нет, нет.
  • — Какая же, не знаю,— сказала она.
  • — Музыка души.

— В первый раз слышу. Какая же это музыка?

— Это — покой души. Тот самый покой, про который говорится в Евангелии: «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть».

В 1915 году Николай был подстрижен в монахи с именем Никон. Через три года иеромонах Никон (Беляев) стал свидетелем разорения обители большевиками, но и тогда он не покинул Оптину пустынь.

Отец Варсонофий словно предвидел, что его секретарь станет продолжателем традиций Оптиной пустыни, когда говорил ему о великом значении и ответственности старчества.

— Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, у нас в Оптиной догорают огарочки. Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: им разрушаются все его силы. Везде он старался его погасить и погасил. Есть монахи, исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают…

Летом 1923 года монастырь Оптина пустынь был закрыт. Настоятель монастыря архимандрит Исаакий, отслужив последнюю литургию в Казанском храме, благословил иеромонаха Никона принимать на исповедь народ, который по-прежнему ехал в Оптину пустынь со всей России. Так иеромонах Никон (Беляев) стал последним Оптинским старцем.

  1. После закрытия Оптиной пустыни он поселился в Козельске и до своего ареста в 1927 году и ссылки продолжал принимать народ.
  2. Иеромонах Никон Беляев скончался в лагере в возрасте 43-х лет, заболев туберкулезом.
  3. В 2000 году он был прославлен в лике святых вместе с другими двенадцатью Оптинскими старцами.

Дневниковые записи иеромонаха Никона (Беляева) изданы с названием «Дневник последнего Оптинского старца». В них — живое свидетельство исповедников веры — преподобного Никона Оптинского и его духовного наставника преподобного Варсонофия Оптинского.

О терпении скорбей. духовные наставления преподобного никона оптинского

Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников. 

От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение. Безскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим безскорбно, ибо конец их безскорбия плачевен.

Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу: Его воле о нас, Церкви с ее учениями и таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие.

Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей – в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить.

Никон Оптинский: житие преподобного и наставления Беляева, почитание и молитвы

Старец Александр Гефсиманский сказал: «Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией».

Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее.

Признание суда Божия о нас праведным, ибо все мы погрешили. Пусть совесть каждого из нас подтвердит нам, что грехи наши велики. Сами мы виноваты. Надо смириться и благодарить Бога за все. Истинные рабы Божии скроют себя.

Если иноки последних времен не будут иметь монашеского делания, то в чем же они должны устоять при наплыве скорбей, чтобы улучшить преславное и вожделенное спасение? Чтобы непогрешительно ожидать спасения себе от терпения скорбей, надо решить и уяснить себе этот вопрос. Его и решает еп. Игнатий: надо устоять в вере православной. «Течение скончах, веру соблюдох» – это и есть непременное условие для получения венца небесного и исполнения евангельских заповедей, не отрекаясь и монашеского подвига. 

Читая жития святых и писания свв. отцов, мы ясно видим, чти их делание настолько возвышенно, что для нас грешных, слабых, оно непостижимо, и даже иногда кажется невероятным нашему маловерию.

Мы должны веровать, что подвиг этот, это дивное иноческое делание существовало некогда, мы должны благоговеть перед ним и признать смиренно, что мы отнюдь не имеем этого монашеского делания.

Не говоря уже о сокровенном душевном делании, непостижимом для нас, о великих молитвенных делах и других, мы не видим ныне ни столпников, ни безмолвников, ни послушников, ни всецелого отречения от мира, ни истинного покаяния, ни смирения, ни любви истинной, ни исполнения прочих добродетелей. Все ослабело, оскудело.

Смиренно признавая, что всего этого делания в нас нет, мы все же должны посильно себя понуждать на все эти делания в доступной для нашей немощи мере.

Мы должны себя понуждать на всякую добродетель, бороться со всяким видом греха, не отдаваясь ему добровольно ни внешне, ни внутренне, хотя бы за эту борьбу со грехом и пришлось потерпеть скорби, мы должны остаться, хотя недостойными, слабыми, но все-таки чадами, отдаленными потомками великих святых подвижников, носящими в душах и сердцах благоговение и преклонение пред их великим подвигом, как неким идеалом, хотя и непостижимым для нас, но влекущим нас к себе. Если в борьбе с грехом и соблазном мы не сдадимся, то есть не бросим посильного подвига, посильного подражания примеру святых Божиих, не откажемся от него, то мы устоим, по слову Аввы Исхирона.

Если бы пришлось кому и преткнуться, пасть ненамеренно, недобровольно, он уврачуется покаянием, слезами, сознанием своей немощи, если не откажется впредь бороться с собой, с борющим нас грехом. Таковый, аще и падет – восстанет и устоит в своем основном направлении, не продавая себя греху.

Не устоит тот, кто возлюбил более добродетели грех, наслаждение грехом, кто убоится скорбей по самосожалению: кто по вражию внушению, не видя в себе желаемого благого плода, откажется и от посильного понуждения себя, сочтя по гордости своей, что если, мол, я недостоин и неспособен получить вскоре и даже никогда то, что получили прежние и другие, то и трудиться нечего понапрасну, а какие-то крохи, объедки, мне не нужны, – и откажется сначала в душе, а потом и наружно, от намеченного прежде благого пути, пути тесного. Да не обольщает нас враг-диавол! Если кто видит, что сильно его укоснение во грехе, что грех приобрел над ним большую власть, пользуясь забвением и неразумием его, что уплыл он далече в море греховное, что долог и труден путь возвращения к Богу, – пусть не унывает, требуется лишь искреннее желание возвратиться к Богу, а Он уже ждет нас. Умилительно слово пророка: «Возвратитеся (ко Мне), сынове, и исцелю сокрушение ваше, глаголет Господь» (Иер.3:22). Господь как бы просит нас возвратиться в Его отеческие объятия, не отрекается от нас, считает нас своими детьми, как же нам отказаться от возвращения к Нему! Пусть будет путь труден и тесен, мы веруем, мы знаем верою нашею, куда он ведет. Итак, потерпим на сем пути, постараемся не сбиться с него – он блажен, он несомненно верен.

Преподобный Марк Подвижник говорит:. «С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны, приличное наведение для каждого ведает Един Бог». «Наведением» называется то, что Господь попускает (наводит) человеку терпеть, иначе говоря, скорби.

Если скорби зависят от нашего душевного устроения, то не на кого роптать. Смиримся и потерпим. Преподобный Марк советует признавать смиренно себя достойными всякой скорби, как должного возмездия за грехи, а потому и терпеть их (т.е. скорби) мужественно, привести себя в покаянное настроение.

Воспоминание греха, картинно, к которому сердце еще не потеряло сочувствия (особенно в блудной страсти), не полезно, а вредно.

Но исповедь перед духовником для очищения себя от скверны греха и для получения разрешения соделанного греха, а в качестве душевного внутреннего делания для стяжания покаянного настроения необходима.

Необходимость исповеди подробной доказывается не только внутренними переживаниями человека, но и самим чином исповеди, изложенным в Требнике церковном.

Сделать такое примечание побудило то, что некоторые, стыдясь духовника, по различным причинам ищут способа не сказать на исповеди всего подробно, говоря в общих словах или так, что духовник не может ясно понять, что сделано, или даже совсем утаивая, думая успокоить свою совесть различными рассуждениями с собою в своей душе. Тут враг нашего спасения умеет в извращенном виде напомнить слова свв. отцов и даже Св. Писания, чтобы не допустить человека до спасительной и необходимой исповеди грехов перед духовником в том виде, как они были сделаны. Но если совесть у человека не потеряна, она не дает ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано все подробно. Не следует лишь говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блудных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом.

Епископ Феофан Вышенский затворник дает прекрасное наставление об исповеди и, между прочим, говорит: «Надо на исповеди раскаивание греха или грехов довести до такой степени, чтобы духовник определенно и точно понял, что сделано, и возымел о тебе правильное понятие, каков ты, чтобы ты изворотами исповеди не представился духовнику не тем, что ты есть на самом деле.

Особенно не следует дозволять себе сваливать вину на других, а себе подыскивать извинения и оправдания. Такая исповедь не дает мира духовной жизни. Оживляется душа искренним покаянием, чуждым лукавства. Истинно кающийся готов бывает потерпеть и всякое наказание от духовного отца и все, что Господь попустит ему скорбного и смирительного, лишь бы получить прощение».

  • Свойство истинного покаяния открывает глаза на свою греховность и грех вообще.
  • Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли – смиримся.
  • Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют.
Читайте также:  Митрополит алексий московский: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Отсрочка и несходство наказания с проступками нашими приводят некоторых к неверию правде Божией. Помыслы – причина всякого скорбного случая.

  1. Два образа общения человеков:
  2. 1) по злобе;
  3. 2) по любви.

Отсюда и два восприятия наших ближних. Восприятие обязывает к терпению скорбей.

Наблюдая события и своей жизни и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть. Иначе погрешим против Бога.

Некого винить: злоба внутри нас.

Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами.

Если так гибельно тщеславие и славолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и безчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению.

Между тем замечается самомалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной; мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О неразумные! О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный инок и раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу; он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя и мы ко всякому смирению.

  • Сказано: «Смирихся и спасе мя Господь».
  • Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь!
  • Достойная по делам моим приемлю.

Помяни мя во Царствии Твоем, и да будет во всем святая воля Твоя. Аминь.

Никон Оптинский (Беляев) «Завещание духовным детям»

Храм Казанской иконы Божией Матери в Глебово — Житие преподобноисповедника Никона Оптинского (1888-1931)

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА НИКОНА ОПТИНСКОГО (1888-1931)

Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился двадцать шестого сентября 1888 года в Москве в многодетной, дружной и благочестивой семье московских купцов Беляевых. В Крещении был назван Николаем — в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. Однажды дом Беляевых посетил Праведный Иоанн Кронштадтский. Отслужив молебен, он благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой — «год 1888, год рождения сына Николая». В возрасте лет пяти мальчик тяжело заболел.

Все усилия врачей спасти его оказались безрезультатными. Обнимая похолодевшее, бездыханное тельце младенца, его мать горячо молила святителя Николая сохранить ему жизнь. И совершилось чудо. Мертвый ребенок ожил.

Впоследствии Оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал таинственное значение этого случая, в смысле явного предназначения Николая к иноческой жизни.

Окончив гимназию, Николай Беляев поступил учиться на физико-математический факультет Московского университета. Однако сердце его было занято другим — «единым на потребу». Они с братом решили уйти в монастырь, но не знали, в какой.

Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь». Одиннадцатого февраля 1907 года Николай и Иван Беляевы объявили матери о своем желании уйти в монастырь. Вера Лаврентьевна благословила сыновей медными крестиками.

Впоследствии, став иеромонахом Никоном, через все страдания пронес и сохранил Николай материнское благословение. В день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии и поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни.

В это время Николаю исполнилось девятнадцать лет, Ивану — семнадцать. Около года они проходили различные послушания, в том числе связанные с незнакомым им прежде тяжелым физическим трудом.

Николай охотно и жизнерадостно выполнял все послушания, возлагаемые на него. С одинаково радостным лицом работал он в трапезной: разметал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. В церкви он был помощником пономаря. Работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, Николай не тяготился ничем.

Его душа не знала ни уныния, ни недовольства, ни ропота. Духовным руководителем братьев стал скитоначальник игумен Варсонофий. Наряду с общими послушаниями преподобный Варсонофий привлекал Николая и к работе по письмоводству. В феврале 1908 года Николай был назначен помощником библиотекаря.

В октябре 1908 года он был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. Послушание письмоводителя начальника скита стало основным в продолжение всей его жизни в скиту.

К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

Преподобный Варсонофий говорил о спасении: » Хорошо быть с Господом! А на Фаворе со Христом Спасителем, наверное, еще лучше. Нужно идти на Фавор.

Но всегда помнить при этом, что путь туда человеку через Голгофу. И иного пути нет».

Эти слова как нельзя лучше подходят для нас, христиан современности, призванных, по пророческим речениям преподобных отцов древности, спасаться терпеливым перенесением находящих скорбей.

Однако путь на Голгофу способен проделать не каждый. И слишком велик соблазн сойти с креста. Так произошло с младшим братом Николая Беляева, Иваном. Иванушка, восторженный юноша, мечтавший о монашестве, не смог вынести всех трудностей иноческого жития.

Не смог выработать в себе смирения, отсечения своей воли. Поэтому в 1910 году Иван покинул Оптину пустынь. Впоследствии он женился на сестре милосердия, забыв о своём увлечении монашеством и про то, что сам некогда был иноком.

Николай же остался в Оптиной Пустыни на долгие годы.

Двадцать четвёртого мая 1915 года молодой инок был пострижен в мантию и получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память двадцать восьмого сентября). Десятого апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен в иеродиакона, а третьего ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха. В этом сане последний из оптинских старцев пребывал до самой своей мученической кончины.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду», — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии.

Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. Преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В 1923 году Оптина Пустынь, подобно множеству других российских монастырей, была закрыта.

В качестве музейных рабочих и сторожей в монастыре оставили пятнадцать братьев, а остальным приказали убираться куда глаза глядят. По благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни, Исаакия II, иеромонах Никон остался служить при монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

«Благословляю тебя служить и принимать людей на исповедь», — сказал отец Исаакий иеромонаху Никону. И тот пробыл в стенах разоренного монастыря еще около года, духовно окормляя маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря.

Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, народная тропа в Оптину не желала зарастать.

В июне 1924 года воинствующими атеистами преподобный Никон был изгнан из обители, он последний раз отслужил всенощное бдение, покинул монастырь и переселился в город Козельск, где служил в Успенском соборе. При этом иеромонах Никон окормлял уцелевших шамординских монахинь и паломников, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927 года.

27 января 1928 года иеромонаха Никона вместе с другими заключенными хотели отправить на Соловки. Однако из-за непогоды этап задержался на пересыльном пункте в Кеми. Там отца Никона оставили в качестве сторожа. Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт».

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки и о переводе в местность с более здоровым климатом.

Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у оптинского монаха отца Агапита (Таубе), сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился. Он решил предать себя воле Божией, сказав врачу: «Воля Божия да совершается…

» Вот слова праведной души, всего себя и всю жизнь благоговейно приносящей в жертву Богу!

В июне 1930 года иеромонах Никон и отец Агапит поселились в деревне Нижнее Ладино под Архангельском. Однако в августе 1930 года отца Никона переместили на Пинегу, в деревню Воспола. Это было его последнее земное пристанище, последний этап земного страдания.

Он нашел квартиру в доме одной женщины, которая, кроме большой платы деньгами, поставила в условие своему квартиранту выполнять все тяжелые физические работы по дому. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал.

Однажды от непосильного труда страдалец не смог встать. В конце концов, узнав, что он неизлечимо болен туберкулезом, хозяйка в зимнюю стужу выгнала постояльца из дома, выбросив на улицу все его вещи.

Тогда товарищ по несчастью, бывший насельник Оптиной Пустыни иеродиакон Петр, перевез умирающего отца Никона в околоток Козлово, в деревню Валдокурье.

Духовная дочь старца, инокиня Ирина стала свидетельницей видения, бывшего ему за четыре дня до кончины. Перед смертью он видел Оптинского старца Макария, который пришел его исповедать. Не зная, что и думать, она ушла на другую половину дома, откуда, казалось, целую вечность звучал батюшкин голос, и она боялась расслышать слова этой таинственной исповеди.

В самый день блаженной кончины преподобного Никона, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно.

В 1996 году преподобный Никон (Беляев) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *