Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы

13 августа день церковной памяти святого священномученика Вениамина Петроградского.

Священномученик Вениамин (Василий Павлович Казанский) родился в 1874 г. на Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника. В 1893 — 1897 гг. учился в Санкт — Петербургской Духовной академии. В 1895 г.

принял иночество, в 1896 г. был посвящен в иеромонахи. С 1902 г. — архимандрит и ректор Самарской Духовной семинарии, с 1905 г. — ректор Санкт — Петербургской Духовной семинарии. В 1910 г.

святой Вениамин был рукоположен в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.

Живя в столице, владыка не чуждался общества беднейших ее обитателей и часто служил в храмах рабочих окраин города. Его замечательные проповеди привлекали как образованных людей, так и простецов. В 1917 г. пастыри и миряне Петрограда избрали Вениамина своим митрополитом.

В 1917 — 1918 гг. святитель участвовал в работе Поместного Собора Российской Православной Церкви, был избран членом Синода и назначен настоятелем Александро-Невской лавры.

Пастырь до глубины души, владыка Вениамин более всех своих собратьев сторонился малейшего участия в политических делах. 16/29 мая 1922 г.

, на следующий день после обращения к пастве с посланием против обновленческого раскола, святитель был арестован по делу об изъятии церковных ценностей.

Показательное судилище, устроенное большевистскими властями, состоялось 10 июня — 5 июля 1922 г. в Петрограде. Владыка держался с исключительным мужеством, стараясь лишь защитить других обвиняемых. Большевики приговорили святителя и еще нескольких человек к смерти.

Митрополит Вениамин был убит в ночь с 12 на 13 августа 1922 г. на станции Пороховые Склады недалеко от Петрограда.

Вместе с ним приняли смерть за Христа священномученик Сергий (Василий Павлович Шеин), мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) и мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров).

Их святыми молитвами, помилуй всех нас, Господи!

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы

Жития святых — полное собрание >>

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский. Священномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

Студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха.

По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года — он инспектор Холмской, спустя год — Санкт-Петербургской Семинарии.

В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года — Санкт-Петербургской Семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Среди совершавших чин наречения были митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский; +1912) и Московский Владимир (Богоявленский, + 1918; прославлен в лике святых в 1992 году), архиепископ Ярославский (впоследствии Святейший Патриарх) Тихон (Белавин, + 1925; прославлен в лике святых в 1989 году) и другие иерархи.

Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.

Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего.

Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресвятой Богородицы». Воздействие его наставлений было велико и многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.

Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой, располагали к нему даже иноверцев.

Священномученик Ве­ни­а­мин, мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы

Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился 17 апреля 1873 г. в семье священника олонецкой епархии Павла Иоанновича Казанского.

Как лучший выпускник Олонецкой Духовной семинарии в 1893 г. был послан на казённый счёт в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

С 1-го курса принимал активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (ОРРНП), выступал с беседами на фабриках, заводах и в ночлежных домах в Санкт-Петербурге, а также в Троицкой (центральной) церкви общества. 14 октября 1895 г.

был пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен во иеродиакона, 19 мая 1896 г. — во иеромонаха. 13 сентября 1897 г. был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу которого пожертвовал значительную сумму денег.

Санкт-Петербургскую Духовную академию окончил в 1897 г. со степенью кандидата богословия. С 1897 г. преподавал Священное Писание в Рижской духовной семинарии. В 1898 г. назначен инспектором Холмской духовной семинарии.

На следующий год —  инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1901 г. был назначен цензором нового журнала «Отдых христианина». 18 февраля 1902 г.

возведен в сан архимандрита, 2 апреля того же года назначен ректором Самарской духовной семинарии.

12 октября 1905 г. архимандрит Вениамин был переведен ректором в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1907 г. было построено новое здание образцовой школы при семинарии. Летом 1907 и 1909 гг.

ректор организовал поездки семинаристов по России. После учреждения епархиального миссионерского совета (13 октября 1908) архимандрит Вениамин вошел в его состав.

Он продолжал также активно работать в ОРРНП.

24 января 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 24 января 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Санкт-Петербургский и Ладожский митрополит Антоний (Вадковский). С 22 ноября 1911 г. епископ Вениамин являлся третьим, с 30 мая 1913 г.- вторым, с 20 марта 1914 г.- первым викарием.

Как епископа его отличали особое усердие к богослужению и тесное общение с паствой. Он первым из архиереев стал совершать в столице ранние обедни с общенародным пением.

Со дня назначения Санкт-Петербургским викарием епископ Вениамин возглавлял епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы. Он обозревал церковно-школьное дело в епархии, посещал учительские курсы и школы.

В петербургских храмах положил начало служению литургий для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения. Заложил и освятил немало храмов и школ в епархии. 15 декабря 1914 г.

епископ Вениамин стал товарищем председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру, Троице-Сергиеву пустынь, Колпино. Был известен как «неутомимый епископ».

Несколько раз архиерей посещал другие епархии. В 1913 г. епископ Вениамин посетил Новгород в дни пребывания там Патриарха Антиохийского Григория IV. 28 апреля в Софийском соборе вместе с Патриархом совершил хиротонию Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского.

В июне 1916 г. был в Тобольске на открытии мощей свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и Сибирского. 8 января 1917 г. в новгородском Софийском соборе участвовал в хиротонии будущего священномученика Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский — Радио ВЕРА

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвыСвященномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский

Борьба с голодом, охватившим Россию в двадцатых годах, стала поводом для развязывания кампании против Православной церкви. Согласно принятому большевиками декрету об изъятии церковного имущества в пользу голодающих, из храмов конфисковывались предметы, имеющие не только материальную, но, в первую очередь, духовную ценность. Власти провоцировали верующих на противостояние, а затем жестоко подавляли протесты. Петроградский митрополит Вениамин, чтобы избежать кровопролития в своей епархии, обратился к правительству с просьбой заменить насильственное изъятие ценностей добровольным пожертвованием. В этом случае православные могли уберечь от поругания святыни и богослужебные предметы, заменяя их иными драгоценностями или деньгами.

Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов поначалу одобрил примирительную политику митрополита.

Депутатская комиссия помощи голодающим — на советском новоязе ее называли Помголом, совместно с правлением общества православных приходов стали разрабатывать наиболее приемлемый порядок передачи ценностей.

Когда сторонам оставалось только подписать соответствующее соглашение, власти неожиданно заявили, что ни о каких добровольных пожертвованиях и тем более о контроле над их расходованием не может быть и речи.

Провалив все дипломатические усилия владыки, члены Помгола приступили к варварскому изъятию церковных ценностей. В городе произошло несколько случаев стихийного противостояния верующих и грабителей в законе.

В это же время в газетах вышла статья, подписанная так называемыми обновленцами — священниками, которые, декларируя обновление Церкви, выполняли заказ большевиков сделать Её подконтрольной властям.

Двенадцать подписантов укоряли православных в «контрреволюционном нежелании отдавать церковное имущество в пользу голодающих».

Инициатора статьи, Александра Введенского, большевики планировали сделать новым церковным лидером. Через несколько дней этот человек явился к митрополиту Вениамину с ультиматумом.

Читайте также:  Икона воздвижение креста господня: как выглядит образ и в чем помогает

Обновленец заявил, что является делегатом созданного в Москве нового верховного церковного управления и настаивал, чтобы владыка признал его полномочия. В ответ архипастырь издал постановление об отлучении Александра Введенского от Церкви до его покаяния.

Чекисты потребовали, чтобы владыка Вениамин отменил это постановление,и угрожали, что в противном случае он серьезно пострадает. Святитель отказался, и через несколько дней был арестован.

Все эпизоды сопротивления изъятию ценностей власти объединили в единый уголовный процесс, главным обвиняемым по которому был объявлен митрополит Вениамин (Казанский). Вместе с ним на скамью подсудимых сели члены правления общества православных приходов.

Центральным пунктом обвинения против владыки было то самое обращение, в котором он обосновывал необходимость корректировки декрета об изъятии имущества из храмов. Во время допроса судьи всячески подталкивали митрополита Вениамина к тому, чтобы он переложил ответственность за создание обращения на кого-либо из паствы.

Казалось, назови владыка редактора или вдохновителя своего послания или отрекись от его содержания — и будет спасён.

  • СУДЬЯ:
  • Гражданин Казанский, свое обращение вы писали самостоятельно, или посоветовавшись с кем-нибудь?
  • МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
  • Я написал его самостоятельно.
  • СУДЬЯ:
  • Но разве вы против передачи церковного имущества в пользу голодающих?
  • МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:

Я считал и считаю необходимым отдавать для спасения людей церковные ценности, но не мог благословить кощунственный способ их изъятия. Потому и предложил альтернативу.

Свое последнее слово Владыка посвятил защите других подсудимых, так что судья сделал ему замечание.

СУДЬЯ:

Вы всё говорите о других. Трибуналу желательно знать, что же вы скажете о самом себе.

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:

Что я могу вам о себе сказать. Разве лишь одно… Что бы вы не провозгласили в вашем приговоре, я с одинаковым благоговением возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все.

Адвокат владыки Вениамина в своей защитной речи предостерегал судей: «Если митрополит погибнет за свою безграничную преданность Церкви, он станет опаснее для советской власти, чем теперь. Непреложный исторический закон свидетельствует, что на крови мучеников растёт, крепнет и возвеличивается вера».

Эти слова оказались пророческими. Митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный по приговору революционного трибунала, через семьдесят лет был причислен к лику святых. Своей мученической смертью за Христа он помог потомкам, воспитанным вне церковной ограды, сделать выбор в пользу православной веры.

Светлый Ангел Петрограда

Митрополит Вениамин Петроградский: житие священномученика, икона и молитвы

 13 августа — День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова

Житие и служение священномученика митрополита Петроградского Вениамина — это ярчайший пример жертвенного служения Христу и ближним даже до смерти, который можно поставить в один ряд со служением таких несравненных светил как священнимученик Игнатий Богоносец, священномученик Поликарп Смирнский и других великих святых первых веков христианства.    

Светлая душа Владыки Вениамина была как бы растворена в народной душе петроградской паствы. Он воистину не щадил себя ради блага вверенного ему Господом нашим Иисусом Христом малого стада. Своими неустанными трудами Петроградский митрополит снискал искреннюю преданность и любовь простого верующего народа.

С этим народом, как и с суровой северной природой, с детских лет он был органично связан союзом истинно святой любви. Владыка Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в далекой Олонецкой губернии.

Его отец, Павел Иоаннович Казанский был сельским священником Нименского погоста, находившегося в 70 верстах от Каргополя. Пастырская деятельность Павла Иоанновича была подлинным подвижничеством.

В своем обширном приходе открыл он духовное училище и пять церковных школ, полностью возродил древнюю Благовещенскую церковь и построил несколько новых благолепных храмов.

Сердце отца Павла Казанского всегда было широко открыто для всех труждающихся и обремененных, которых он принимал не только в храме, но в любое время суток у себя дома. Батюшка Павел стал для сына ярким живым примером жертвенного служения Богу и ближним.

В 1887 году Василий Казанский по благословению отца поступил в Олонецкую духовную семинарию, по окончании которой в 1893 году стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии.

Здесь успешно совмещал он учебу с проповеднической деятельностью в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви под руководством одного из известнейших пастырей Петербурга, протоиерея Философа Николаевича Орнатского.

Общество было учреждено «с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о Православной вере и благочестии». Святоотеческие традиции и неповрежденное учение Церкви составляли духовную основу живой проповеди деятелей Общества.             

Василий Казанский вел душеполезные беседы и чтения в отдаленных рабочих кварталах города, в ночлежных домах, народных больницах, богадельнях и пригородах столицы. Он разъяснял простым людям светлые истины веры Христовой, не жалея сил в подвиге сеяния Слова Божия.

На третьем курсе Василий принимает монашество с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина. В ноябре 1895 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в мае 1896 года — в сан иеромонаха. В 1897 году отец Вениамин закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1897 года по 1899 год он последовательно получает назначения преподавателя Рижской духовной семинарии, инспектора Холмской духовной семинарии и инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии.

18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и направлен в Самару на должность ректора Духовной семинарии.

Его удивительные организаторские способности и редкий педагогический талант буквально подняли на новую ступень деятельность учебного заведения. Тогда же ярко стал проявляться его проповеднический талант.

Богослужения с его участием стали привлекать очень многих православных людей .  

12 октября 1905 года архимандрит Вениамин (Казанский) вновь вернулся в Саект-Петербург. Он был назначен ректором столичной семинарии. Здесь он вновь с полной самоотдачей служил на ниве духовного просвещения, всецело пребывая в любви к меньшей братии.

В это время по Промыслу Божию преданным духовным другом и соработником этого великого ревнителя веры и благочестия стал известный петербургский купец-благотворитель Василий Николаевич Муравьев — впоследствии — насельник Александро-Невской Лавры и ее духовник, а затем всероссийский старец-утешитель, прославленный в лике святых — преподобный Серафим Вырицкий.

24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Вениамина в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.

Ее совершили три первоиерарха Русской Православной Церкви — митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении многих известных архиереев.

На новом поприще во всей красоте своей раскрылся дивный пастырский дар Владыки Вениамина. Не на словах знал неутомимый архиерей жизнь простого трудового народа. Его можно было увидеть на далеких окраинах Петербурга, в местах изобиловавших ночлежками и притонами.

Епископ Вениамин нес Слово Божие нищему люду, простым рабочим, учащейся молодежи. Часто Владыка служил литургии в храмах Общества религиозно-нравственного просвещения и Александро-Невского общества трезвости. Владыка побывал во многих уголках епархии.

Его архиерейские службы в сельских храмах собирали всегда множество верующих.

6 июля 1914 года Преосвященный Вениамин в сослужении настоятеля Казанского собора Петрограда, протоиерея Философа Орнатского совершил чин освящения храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы  в поселке Вырица, воздвигнутого в память 300-летия дома Романовых.

В дальнейшем Промысл Божий связал судьбу этого храма с судьбой великого старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) — преподобного Серафима Вырицкого.

Владыка Вениамин был большим сторонником всенародных Крестных ходов и придавал им великое духовное значение. «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами.

Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священные мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников.

Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделывались причастными божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тленное», — пишет святой Симеон Солунский.

Крестные ходы с участием епископа Вениамина собирали порою десятки тысяч человек. Многие версты прошел он в Крестных ходах с общенародным пением по дорогам Петербургской епархии.

Шли с ним богомольцы от Невской заставы в Колпино, где находилась древняя чудотворная икона Николая-угодника; шли в Шлиссельбург, где пребывал древний чтимый список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы; с Большой Охты в Колтуши, из Луги в Череменецкий монастырь.

Даже непогода и распутица не смущали сердца верующих людей, духовно объединенных общей горячей молитвой…

Владыка всеми силами способствовал воцерковлению детей и учащейся молодежи.

Он положил начало служению литургий специально для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения.

Митрополит Вениамин был председателем епархиального училищного совета и заведовал делами всех церковных школ. Он очень любил молиться вместе с детьми, и дети отвечали ему той же горячей любовью.

Молодой архипастырь непрестанно умножал таланты, дарованные ему от Господа. Трудно представить себе весь круг его попечений — он был членом Епархиального совета, председателем,  почетным членом и деятельным участником многих просветительских и благотворительных обществ и братств, его можно было часто увидеть в больницах, богадельнях, приютах.

Его знали в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову нуждающихся в утешении, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, где крестил ребенка, утешал болящего или напутствовал умирающего.

Читайте также:  Молитва перед операцией: самые действенные тексты и к кому обращаться

Нищие и голодные имели в его лице заступника и благодетеля. Непрестанно творил он дела христианской любви, принимал активное участие в создании благотворительных учреждений и это было естественным состоянием его чистой души. Не счесть всех благих деяний этого дивного служителя Божия, совершенных ради Христа. Окружающие просто поражались его кипучей энергии и высоким духовным дарованиям.

Свою многогранную деятельность Владыка разделял с неустанными пастырскими заботами. Его вдохновенные слова воодушевляли тысячи людей, искренне ищущих спасения. Неутомимый труженик нивы Христовой воистину готовил на земле граждан для Неба…     

Священномученик Вениамин Петроградский, Гдовский, митрополит

Икона 1992 года. Крестовый храм Владимирской иконы Божией Матери в Московской Патриархии.

В миру — Василий, родился в 1873 г. в семье священника. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, жалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.

После окончания Петрозаводской Духовной семинарии юноша поступил в Санкт-Петер6ургскую Духовную Академию. В 1895 г. он принял монашеский стриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха.

По окончании Академии в 1897 г. со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию. С 1898 г.

он — инспектор Холмской, спустя год — Санкт-Петербургской семинарии.

Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен в более высокую степень пастырского служения: 24 января 1910 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария.

Святительский сан владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник.

Воздействие его наставлений было так велико, что многие заблудшие раскаялись в греховной жизни. Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин».

Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность располагали к нему даже иноверцев.

События 1917 г. вызвали перемены и в жизни Церкви. С 6 марта святитель Вениамин — архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.

Митрополит Вениамин все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 г.

после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества.

По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 г.

Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Петроградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола.

Они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 г.

последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

5 июля 1922 г. трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

Акафист священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому

Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно исповедающих Его — Христа — Спасителя мира.

Самым делом послежде исполнил еси желаемое,исповедуя пред неверными и свидельствуя: «Я – за Христа».

Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти: Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Икос 1

Ангел Церкви был еси во граде святаго Петра и в севернем крае страны нашея. Христос Господь постави тя свещнице высоты служения Ему митрополии Петроградския, да спасеши стадо избранных овец Его, укрепляя их в православии, наставляя в благочестии и доброделании. Сего ради и мы, душепопечением, воспеваем тебе:

  • Радуйся, отрок сый Богоизбранный, мученичества возжелавый;
  • Радуйся, юноше Богобоязненный, путем побеждения страстей шедый.
  • Радуйся, в мужа возраставый, в меру возраста Христова пришедый и в добродетелех преуспевый;
  • Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся, священное служение приявый.
  • Радуйся, апостольского служения приемниче, в сане епископа добре потрудивыйся;
  • Радуйся, паству твою Петроградскую от раскола обновленческаго охраняяй.
  • Радуйся, мужество и терпение явивый пред безбожными гонителями веры;
  • Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 2

Видя Господь в будущем тя воеводу ратоборцев за веру Христову, посла ти духа ревности по Бозе и желание в сердце твоем Богоугодное проводити житие и мученическим исповеданием веру православную соблюсти, да со страдальцы вопиеши вечно Богу: Аллилуиа.

Икос 2

  1. Разумом свыше просвещенный и Духом Святым одаренный, сердцем же во благочестии от младости воспитан сый, радость и утешение всем был еси. Тем же приносим тебе хвалы сицевые:
  2. Радуйся, светом благочестия от Бога озаренный;
  3. Радуйся, учением благочестия издетства напоенный.

  4. Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго;
  5. Радуйся, девственную чистоту от юности возлюбивый.
  6. Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный;
  7. Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый.

  8. Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый;
  9. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином- сыном десницы — наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 3

  • Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием:
  • Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый;
  • Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый.
  • Радуйся, преемниче рода священнаго;
  • Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.
  • Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый;
  • Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.
  • Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия;
  • Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 4

Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 4

  1. Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа.

    Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем:

  2. Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю;
  3. Радуйся, многия и словесы и делы наставивый: «Вся возможно совершить со Христом и во имя Христово».

  4. Радуйся, талант свой в земле не сокрывый;
  5. Радуйся, во славу Божию и на спасение душ человеческих его употребивый.
  6. Радуйся, смирением своим духа гордыни низложивый;
  7. Радуйся, ратоборче доблий, полки невидимых врагов победивый.

  8. Радуйся, терпению житием своим вся научивый;
  9. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 5

Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, Боготочною Кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан епископа, викария Гдовского, приял еси, темже и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно с лики праведных воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

  • Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, сияющее в просвещение народа Божия на свещнице святительского, окормлявшего Петроградскую паству, и не леностно трудившегося на спасение душ человеческих, темже и слышиши таковые тебе похвалы:
  • Радуйся, во епископа нареченный митрополитом Владимиром-священномучеником;
  • Радуйся, хиротонисанный во святительство будущим патриархом Тихоном.
  • Радуйся, яко притяжал еси сердца людския любве к тебе исполненныя;
  • Радуйся, архипастырю, «батюшкой Вениамином» с любовию в народе именуемый.
  • Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый;
  • Радуйся, неусыпный делателю винограда небеснаго.
  • Радуйся, пастырский долг и апостольскую проповедь восприял во епископском служении;
  • Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 6

Проповедник учения Христова воистину явился еси, священномучениче Вениамине, егда Петроградскую митрополию вручил ти Господь, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

  1. Возсияв светом Богоразумия твоего в северном крае страны нашея, святителю Вениамине, людие бо видевше тя наставника добра Божественных учений радовахуся зело и единодушне избраша тя кормчим кафедры Петроградския.

    Приими и от нас, угодниче Божий, похвалы сия:

  2. Радуйся, любимиче паствы твоея-народа Божия;
  3. Радуйся, в хижины бедных мира сего смиренне шел еси.

  4. Радуйся, и в святительском сане вся требы верным исполняяй;
  5. Радуйся, в нищите их прибывающих посещавый.

  6. Радуйся, архипастырю добрый, самоличне святым крещением многа чада Церкве породивый;
  7. Радуйся, Божественныя Литургии предстоятелю умиленный.
  8. Радуйся, заблудших в раскаяние приведый;
  9. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе истиннаго пастыря, показа тя образ стаду словесному во трудех твоих, в чистоте и кротости светлой души твоей, делы бо и словесы своими всех приводил еси ко благочестию. Сего ради и мы тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.

Икос 7

  • Новаго тя ревнителя по благочестию видевше и безграничную преданность Церкве Христовы, паства Петроградская внимаше ти смиренному, простому и кроткому архипастырю верующих душ, в великом множестве наполняша храмы, идеже совершашася твои митрополичьи богослужения. Ведая близость твою ко Христу Богу, Ему же молитися не престай и о нас грешных, вопиющих ти хвалебно:
  • Радуйся, избранниче народа, поставленный на кафедру Петроградскую;
  • Радуйся, труды велия положивый ко спасению падших.
  • Радуйся, наставниче добрый, сущим в бедах сострадавый.
  • Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки утешитель являлся еси;
  • Радуйся, евангельской простотой и сердечностью сияяй;
  • Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю.
  • Радуйся, по словеси апостола Петра стадо Божие пасый.
  • Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 8

Странно быша неверным и нечестивым зрети, како святитель Вениамин, сей воистину воин Христов, мужественно облекшись в броню правды и преподобие истины, внегда огненным испытанием посети Господь страну Российскую, яви досточудное терпение

и высокое благородство при изъятии безбожными церковных ценностей. Тем же и нас, рабов Божиих, соблюди от всех враг видимых и невидимых, воспевающих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святе Вениамине, егда узрел в келии своей обновленца Александра Введенского, аки второго Иуду с вои безбожных пришедша и лицемерно благословения просяща, благословения не дал еси, но рекл ему: «Мы не в Гефсиманском саду». Живоцерковников сборище обличи, отлучив от Церкви. Поминая твое непоколебимое стояние, воспеваем ти:

  1. Радуйся, добрый пастырю стада Христова- паствы Петроградския;
  2. Радуйся, святою ревностию о спасении чад Божиих пламеневый.
  3. Радуйся, милосердствуя о голодающих добровольно, без принуждения, церковное имущество даяти предлагаяй;
  4. Радуйся, болезнуя душею о кощунниках и святотатцах, верныя от обновленцев защищаяй.
  5. Радуйся, единомысленный святому исповеднику патриарху Тихону и сподвижником его бывый;
  6. Радуйся, Православия светило.
  7. Радуйся, всякия неправды нелицеприятный обличителю;
  8. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 9

Всякие беды понесл еси, святителю Вениамине, всякие лишения, обиды и страдания претерпев, егда преемники Ирода на тя руки наложиша, и задержав, ввергли в темницу, в ней же яко и в дому Божию взывал Христу-Спасителю: Аллилуиа.

Икос 9

  • Витии многовещанныя не возмогут изрещи вся болезни и раны, яже ты, яко служитель Божий явил «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темнице» и ничто из сего «не возможе разлучити тя от любве Божия во Христе Иисусе». И ныне и всегда верныя чада, поем во славу наставника своего:
  • Радуйся, в темницу со смирением безропотно шедый;
  • Радуйся, любовию паствы утешенный.
  • Радуйся, яко море волнующееся, паства преданная ти, многотысячным собранием у суда ожидаше тя;
  • Радуйся, ближняя своя паче себе возлюбивый.
  • Радуйся, страдальцы с тобою судимыя укрепивый;
  • Радуйся, мучеников похвало.
  • Радуйся, святителей славо;
  • Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 10

Спасти хотя всякаго человека Господь Серцеведец, зря твою ревность: в юности бо ты лобызал пламенеющим сердцем первых мучеников и скорбел, яко не можеши приобщиться их славному подвигу, по исполнении времени посла ти желаемое, да и ты спостраждеши о имени Его- Христа Бога и со страдальцы воспоеши: Аллилуиа.

Икос 10

Стена невинно гонимым пастырем и миряном был еси, священномучениче Вениамине, с тобою судимыя ограждая от ложных наветов, самаго себя ставя ответственным за вся. Враги не возмогоша противостати мудрости и духу, вещающему твоими устами, егда ты изобличал их клеветы и явил радостное желание умереть за Христа. Мы же, премудрости и мужеству твоему дивящеся, со умилением взываем ти:

  1. Радуйся, исполненный веры и силы первосвятителю града святаго Петра;
  2. Радуйся, кроткий и дерзновенный, первомученику Стефану уподобивыйся.
  3. Радуйся, цевнице духовная, Духа Святаго исполненная;
  4. Радуйся, архиереев богодухновенное украшение.
  5. Радуйся, ополчатися за тя верным воспретивый;
  6. Радуйся, до конца вспять не отвративыйся.
  7. Радуйся, яко мученицы на небесех о терпении твоем ликоваху;
  8. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 11

Пение благодарственное и хвалебное приносим ти, сященномучениче, положившаго душу свою за други своя. Дерзновенною верою православнии исповедуем яко праведник и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлосиянного светильника почитаем тя, страдальче Христов, последнее слово твое с высокой мученической кафедры беззаконного суда назидает всех и потрясает своим величием.

Сия твоя, священномучениче, последняя проповедь: «не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все!». Мы же с умилением тебе воспеваем:

  • Радуйся, узы и темницу за Христа приявший;
  • Радуйся, единою святою просфорою вся темничные дни питавыйся.
  • Радуйся, последнее святительское благословение в темнице соузникам архимандритам
  • Гурию и Иннокентию давый;
  • Радуйся, яко во временней жизни сей, любве ради ко Господу, до конца во спасение души твоея подвизавыйся.
  • Радуйся, яко в нощи воскресного дня убиенный в знамение всеобщаго воскресения;
  • Радуйся, яко чрез страдания сподобился причастником быти вечныя славы.
  • Радуйся, яко во имя твое храмы Божия воздвизаются;
  • Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 12

Благодать, свыше ти данную, познавши, благоговейно лобызаем светолепное всечестнаго лица твоего изображение и умиленно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

  1. Поюще твое славное и непреоборимое стояние за веру истинную, ублажаем мученическое страдание твое и приемлюще последнее писание тобою с темницы, подобно великому апостолу языков Павлу посланное учеником и сопастырем, внимаем ему, яко завещанию твоему и взываем ти:
  2. Радуйся, яко открылась тебе возможность терпеть Христа ради;
  3. Радуйся, яко при великих скорбех избыточествовало тебе утешение от Бога.
  4. Радуйся, исполненный среди самых тяжких страданиях радости и внутреннего покоя;
  5. Радуйся, за Христа претерпевший вся — темницу, суд, общественное заплевание, обречение и приговор- «повинен смерти».
  6. Радуйся, во Христе обретший жизнь, свет и покой;
  7. Радуйся, себе не жалевший для Церкви и забывший свой ум, ученость и давший место благодати Божией.
  8. Радуйся, судьбу Церкви вручивый силе веры и заповедавый всем: «веры надо больше, больше надо иметь нам веры»;
  9. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.

Кондак 13

О великий и преславный исповедниче Православия и страдальче, священномучениче Вениамине! Приими сие похвальное пение от нас, недостойных, любовию чтущих тя и твоя за Христа и Церковь Его святую страдания.

Умоли венчавшего тя славою Господа ниспослати нам от бед, скорбей и болезней, обдержащих ны, скорое избавление.

Буди неослабный молитвенник нам пред Престолом Всевышняго да в вечней жизни сподобимся с тобою и со всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа.Аллилуиа.Аллилуиа.

(Кондак сей глаголи трижды. И паки: Икос1 и Кондак1)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector