Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Здравствуйте, дорогие друзья!

Преподобный Макарий Желтоводский Родом из Нижнего Новгорода, он в 12 лет тайно покинул родной дом и принял пострижение в Нижегородской Печерской обители. Здесь «непрестанно в молитвах воспевая Бога», преподобный Макарий отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его пред всей братией.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский

«Бегая мира» и тяготясь славой своих подвигов, смиренный Макарий удалился из Печерской обители на берег реки Волги «и водворихся в пустыню», подвизаясь в одной из пещер. Здесь он усердно терпел пустынное одиночество.

Узнав о его пустынническом житие, к нему стали стекаться ревнители благочестия, и он устроил для них обитель во имя Святой Троицы, названной Желтоводской. Здесь он проповедовал Христа окрестным черемисам и чувашам. После разорения обители в 1439 г.

казанскими татарами, преподобный Макарий с братией и многими жителями переселился в Галичскую страну. Во время этого переселения по молитвам преподобного Макария все сопутствующие ему были питаемы чудесным образом. Поселившись на берегу Унжи, он основал здесь Унженскую обитель.

В этой обители подобно ангелу в непрестанной молитве и строгом посте прожил преподобный пять лет. Почил о Господе преподобный Макарий в возрасте 95 лет, в 1444 году.

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Господь наделил преподобного Макария ещё при жизни даром исцеления. По его молитвам была исцелена слепая и бесноватая девушка.

Мощи святого почивают в Унженской обители. Доступ для поклонения мощам открыт для всех желающих испросить молитвенной помощи преподобного Макария. Многие чудеса и исцеления живительным потоком проистекают от благодатной святыни и сейчас. Смиренная и искренняя молитва верующих, подкрепленная предстательством святого, творит чудеса.

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Чудо избавления от набега татар

Преподобный Макарий вел активную проповедь православия среди местного населения. Духовно окормлял и молитвенно охранял те места, где вел свою подвижническую жизнь.

И после смерти не оставлял святой Макарий своим заступничеством христиан тех мест, ставших для преподобного родными. В 16 веке на Руси многие территории подвергались татарским набегам.

Так в течение трех дней и трех ночей осаждался город Солигалич Костромской области. Но все их попытки чудесным образом отбивались.

Сохранились свидетельства того, что татары не могли ворваться в город, так как им являлся и грозно предупреждал о тщетности их намерений взять город, некий монах.

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

На четвертый день татары решили поджечь город. Все горожане горячо взмолились святому Макарию. Через некоторое время пошел очень сильный дождь и погасил пламя. Татары, видя явные чудеса и небесное затупничество, защищавшее город, в ужасе обратились в бегство.

Несколько сотен татар попытались совершить набег на монастырь и захватить серебряную раку с мощами преподобного Макария. Но и здесь святой не дал посрамить веру православную. Все расхитители и кощунники были поражены слепотой. Жители Солигалича были глубоко благодарны чудесному избавлению от вражеского захвата.

В память и благодарность при городском соборе была выстроена часовня.

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Преподобный Макарий был прославлен в 1619 году.

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Духовное чтение на 7 августа

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

О чем молятся макарию желтоводскому и унженскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Благодаря своей любви к Господу и ревностному следованию всех законов, преподобный Макарий Желтоводский был награжден даром исцеления. Он старался как можно большему количеству людей рассказать о христианстве и обернуть их в него.

Макарий Желтоводский: житие святого и иконография, дни памяти и тексты молитв

Житие святого Макария

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец еще с самого младенчества проявил Божественную благодать, которая почивала на нем. Будучи маленьким он постоянно плакал и кричал во время звона церковных колоколов.

Родители просто не знали, что уже и делать. Однажды отец сказал, что если он не перестанет, но тот возьмет его в храм. Как только мальчика принесли в святое место, тот сразу начал смеяться. Плакал только когда его оставляли дома.

Он очень приуспел в познании грамоты и значительно опережал сверстников. Большую часть суток он читал книги. Будучи отроком он тайно покинул отчий дом и ушел в монастырь. Вся братия очень почитала его за соблюдении поста и выполнение всех иноческих правил.

Только спустя 3 года родителям стало известно о судьбе своего сына. Отец старался поговорить с сыном, то тот сказал, что они встретятся в следующей жизни.

Из-за славы он решил удалиться подальше от всех. Он стал отшельником неподалеку от озера Желтые воды. В 1435 году тут он устроил обитель для любителей безмолвия во Имя Пресвятой Троицы.

Здесь он проповедовал слово Божье и крестил желающих в озере.

Святые мощи

В 1439 году эти края часто поддавались набегам татар. Не пощадили они и святого места, Макария и многих других взяли в плен. Хан пожалел его и отправил обратно с прочими пленными. Одно требование было обращено к нему по поводу того, что он не должен селится на прежнем месте. Поэтому они отправились за 240 км в Галицкие края. На берегу озера Унжа он поставил крест и построил келию.

Через 5 лет он заболел и приставился к Господу. Мощи Макария Желтоводского покоятся в:

  • Макариево-Унженском Троицком монастыре;
  • Свято-Троицком соборе.

Есть сведения, что они хранились в серебряной раке, которую татары украли. Стараясь ее открыть они ослепли и бросили эту затею. Большая часть тех, кто хотели надругаться над святыней, погибли.

Еще при жизни случалось большое количество чудес. Богобоязненный образ жизни и искренняя любовь к Господу были одарены способностью исцелять даже молитвой. Поэтому большое количество стремилось встретится с ним и попросить о помощи. Даже после смерти вереница не стала меньшей. Преподобному возносят свои молитвы:

  • об исцелении от различных недугов;
  • защите от нападения врагов;
  • укреплении веры;
  • выборе правильного решения.

Чтобы привлечь к себе внимание святого, стоит обращаться к нему со специальной молитвой. Вот ее текст.

«О, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мака́рие! Ве́руем, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́.

Сего́ ра́ди с умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий, не премолчи́ о нас моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостиво призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да про́сит нам вся, ели́ка са́ми собо́ю или́ чрез други́х кого́ согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты подви́жниче доброде́телей, о́тче наш Мака́рие, ве́си не́мощь естества́ на́шего и тя́жесть и скорбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Го́спода Бо́га, да николи́же нас оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т нас от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х по́хотей, да прии́мем от Го́спода Бо́га тобо́ю и вся потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бед и напа́стей, а среди́ их неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств ты же и бесо́в возду́шных и ве́чныя му́ки изба́витися и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго, с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Многие считают, что большей силой слова обладают в день Макария Желтоводского. Их есть несколько:

  • 20 июня;
  • 7 августа;
  • 15 сентября;
  • 5 февраля.

Произносить молитвенные тексты можно не только в храмах, но и в домашних условиях. Старайтесь максимально отвлечься от окружающих факторов. Лучше всего это получится сделать перед ликом святого. Приобрести его можно в церковной свечной лавке. Еще желательно зажечь свечу.

Если же вы захотите преклониться к иконе с частицей мощей преподобного Макария Желтоводского, то Вам необходимо будет посетить поселок Марьино. Подробную информацию по поводу маршрута и служб можно найти в Интернете.

Обитель, основанная самым святым

Речь идет именно о том месте, которое появилось еще в 1435 году. Изначально это была пещера на берегу озера, в которой и обитал инок. Позже к нему стали подтягиваться люди за советом. Он рассказывал им о Христе и религии. Именно для того, чтобы желающие могли остаться рядом с ним, и был основан монастырь.

Со временем Волга изменила свое русло и поглотила озеро. Именно поэтому теперь он находится на берегу. Набег татар полностью разрушил святыню. Но однажды во сне 1620 года святой пришел к иноку Авраамию и сказал, чтобы тот отправился на восстановление святыни. Уж через 6 лет тут были возведены 2 церкви:

Лучшая статья для Вас, переходите:  Преподобный Мартиниан Белозерский

Со временем произошло развитие и обрастание прочими сооружениями. В округе стали образовываться новые селения.

Именно в этот период монастырь Макария Желтоводского в Нижегородской области стал сильнейшим культурным и хозяйственным центром. При развитии ярмарки неподалеку финансирование его было достаточно серьезным.

Но в связи с некоторыми политическими событиями торговлю было перенесено в другое место.

Обитель стала ветшать, затем случился пожар. В 80 годах 19 века возобновлен как женский, но потом снова был закрыт. Советские власти размещали в нем детский дом, эвакогоспиталь, отрасль зооветеринарного техникума. Только в 1991 году было принято решение по его возвращению религиозной общине. Ныне – это действующий храм, куда за помощью постоянно идут многие верующие.

Читайте также:  Молитва о примирении враждующих: самые сильные тексты и к кому обращаться

Есть немало упоминаний о том, что на мощах происходят чудеса. Но нужно помнить о том, что должна быть еще и искренняя вера в Господа.

  • Храни Вас Господь!
  • Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Макарие чудотворце:

Псаломщик — <

Тропарь, глас 5:

Днесь град твой Га́лич тобо́ю хва́лится, / в конце́х бо его́ пресве́тло, / я́ко ве́лие со́лнце, возсия́л еси́ / и чудесы́ твои́ми, преподо́бне Мака́рие, вся озари́л еси́. / И ны́не моли́ся Го́сподеви / изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия // и спасти́ся гра́ду твоему́ от пога́нскаго наи́тия.

  • Ин тропарь, глас 4:
  • Богому́дрый Желтово́дския оби́тели первозда́телю, / Бо́гом поста́вленный мона́шескаго жития́ сто́лпе, / благопи́санный досточу́днаго по́стничества о́бразе, / Богозда́нный Ду́ха Свята́го сосу́де, / златоза́рное Ру́сския земли́ свети́ло всесве́тлое, / мо́лим тя, о́тче Мака́рие, // светоза́рною моли́тв твои́х луче́ю разреша́й мра́чных страсте́й на́ших о́блак.
  • Кондак, глас 2:

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́, преподо́бне: / он бо жезло́м мо́ре раздели́, / ты же стра́сти, я́ко Амали́ка, победи́л еси́ / и непрохо́дную пусты́ню немяте́жным умо́м проше́л еси́, / в не́йже моли́твами твои́ми ве́лие чу́до сотвори́л еси́: / гла́дныя лю́ди до изоби́лия прекорми́л еси́. / И ны́не моли́ся Го́сподеви / пода́ти всем печа́льным утеше́ние, / Мака́рие, о́тче приснопа́мятне, / и́же Га́личестей стране́ и всей Росси́йстей земли́ // похвала́ и утвержде́ние.

Молитва первая

О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мака́рие! Ве́руем, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́.

Сего́ ра́ди с умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий, не премолчи́ о нас моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостиво призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да про́сит нам вся, ели́ка са́ми собо́ю или́ чрез други́х кого́ согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты подви́жниче доброде́телей, о́тче наш Мака́рие, ве́си не́мощь естества́ на́шего и тя́жесть и скорбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Го́спода Бо́га, да николи́же нас оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т нас от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х по́хотей, да прии́мем от Го́спода Бо́га тобо́ю и вся потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бед и напа́стей, а среди́ их неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств ты же и бесо́в возду́шных и ве́чныя му́ки изба́витися и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго, с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Преподо́бне и Богоблаже́нне о́тче наш Мака́рие! Свети́льниче всеми́рный, мона́хов и подви́жников удобре́ние, Га́личския страны́ и всея́ Росси́йския земли́ засту́пниче! Неусыпа́емый и те́плый за ны, гре́шныя, моли́твенниче ко Всеми́лостивому Спа́су на́шему и Бо́гу Иису́су Христу́ и ко Пресвяте́й и Пречи́стей Ма́тери Его́ Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и! Мо́лим твою́ всечестну́ю святы́ню, недосто́йнии ученицы́ твои́, не забу́ди ны, смире́нныя ча́да твоя́, но я́ко чадолюби́вый оте́ц, посеща́й ду́хом при́сно душ на́ших не́мощь. И испроси́ моли́твами твои́ми у Христа́ Бо́га на́шего, я́ко да освяти́т ду́ши на́ша и телеса́, и просвети́т наш ум и ра́зум, и очи́стит со́весть на́шу от вся́кия скве́рны, и от нечи́стых по́мыслов, и лука́вых умышле́ний, и вре́дных разуме́ний, и губи́тельнаго уны́ния, и изба́вит нас от вся́ких де́монских непреста́нных наве́тов же и озлобле́ний дневны́х и нощны́х. Да́руй же нам и́скреннее покая́ние, сокруше́ние се́рдцу, сле́зы и умиле́ние, воздержа́ние и тре́звость, смиренному́дрие, кро́тость же и безмо́лвие, и чистоту́ душе́вную и теле́сную, нищелю́бие же и страннолю́бие, и нелицеме́рную ко друг дру́гу любо́вь и милосе́рдие, и вся́кое и́ноческое благогове́ние. О всеблаже́нне о́тче наш Мака́рие, сподо́би ны после́довати, по си́ле на́шей, свято́му твоему́ и равноа́нгельному житию́! Я́ко да всеми́лостивым предста́тельством Преблагослове́нныя и Препросла́вленныя Присноде́вы Мари́и Богоро́дицы, Небе́сныя Цари́цы, христиа́нския засту́пницы и покрови́тельницы, и твои́ми святы́ми моли́твами Преблаги́й Христо́с Бог наш пока́жет на нас, гре́шных рабе́х Свои́х, благода́ть и ми́лость Свою́, и настоя́щих зол и бу́дущих мук ве́чных свободи́т нас, и сподо́бит ны насле́дники бы́ти Ца́рствия Своего́ Небе́снаго, сла́вящих и велича́ющих Его́ ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Житие Макария Желтоводского и Унженского, некоторые аспекты истории текста

Людмила Тарасенко

Житие Макария Желтоводского и Унженского, некоторые аспекты истории текста

Житие преп.Макария Желтоводского и Унженского относится к числу малоизученных и до сих пор неопубликованных литературных памятников. Краткую характеристику этому произведению дал В.О.Ключевский в своем классическом труде.

Н.П.Барсуков в «Источниках русской агиографии» указал значительное число списков Жития Макария. Наконец, в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» Н.В.Понырко было дано беглое описание двух древнейших редакций Жития1.

Списков Жития преподобного сохранилось множество. Древних — XVI в. — всего несколько (РГБ и ГПБ). Безусловно, поиски в книжных собраниях страны помогут дополнительно найти списки XVI в. Основная масса списков относится к XVII-XVIII вв. Житие Макария входит в сборник житий русских святых, Торжественники, Минеи четьи, Каноники, Трифологи.

Древнейшая редакция Жития относится, по мнению Н.В.Понырко, к сер.XVI в., ок. 1552 г. Местом ее составления могли быть места особого почитания преп.Макария — Унженский м-рь, г.Унжа или, что скорее, г.Солигалич 2.

В «Чуде о граде Унжа», относящемся к 1522 г., автор Жития пишет:»Мал бе град той, но зело велика и крепка помошника себе имея», так как преп.Макарий Желтоводский «град той возлюби». Здесь отмечено, что и раньше защищал святой свой город Унжу.

Повествователь пересказывает свидетельства не только жителей и защитников города, но и варваров о помощи святому городу, желая тем самым придать рассказу особую значительность и достоверность.

Воевода Федор Супонев, молившийся перед образом Макария, приказал «о чудесех святого писанию предати» 3.

Весьма вероятно, что уже после событий 1522 г. и были сделаны первые записи, послужившие для основы Жития, оформившегося позднее. Указание Жития на то, что жители городов Унжи и Солигалича во время вражеских нашествий 1522 и 1532 гг.

молились перед образами Макария в местных церквях, позволяет думать, что местный культ святого уже был достаточно развит в пер. пол. XVI в. Подтверждение достаточной известности преп. Макария и его широкого почитания уже в сер. XVI в. мы находим в письме Филарета Никитича к сыну.

В письме от 5 сентября 1619 г. Михаилу Федоровичу, отправившемуся по обету «Макарию чудотворцу молиться», Филарет Никитич пишет:»…А даст Бог, вперед подлинное Макарьево житие и чудотворения пришлю к Вам, Великий Государь.

Да в Макарьевежъ, Государь, житие написано про бывшего Московского митрополита Макария, что известно и ему было про Макария Желтоводцкого добродетельное житие» 4.

Таким образом, хотя в канонизацию, осуществленную святителем Макарием Московским, Макарий Желтоводский и Унженский не попал, но, если судить по переписке патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича, слава преподобного дошла и до митрополита Московского, что было отмечено в той редакции Жития, которая, видимо, не сохранилась.

Отношение к Макарию Унженскому у членов новой царской династии было совершенно особое. Сохранивщаяся переписка Михаила Федоровича и патриарха во время хождения царя на богомолье «по обету своему …

для приходу отца своего» из польского плена — интереснейший документ, свидетельствующий о широком почитании святого в н. XVII в., и прежде всего в Поволжье.

Чудеса помощи попавшим в плен, слава защитника от иноверцев вызвали упования на Макария Желтоводского как на главного помощника в деле спасения Филарета Никитича из плена. Он был освобожден из польского плена, где пробыл восемь лет, 1 июня 1619 г.

Вскоре после этого состоялось прославление святого, которое послужило дальнейшему распространению его культа и развитию литературной традиции, связанной с ним 5. Макарий Унженский стал первым канонизированным святым во время Михаила Федоровича.

Между 1615 и 1633 гг. датируется вторая редакция Жития Макария, вошедшая в Сборник житий русских святых 1633 г. Германа Тулупова. В этой редакции в чуде об исцелении слепой девицы, дочери кинешемца, в день памяти Макария у его гроба в 1615 г.

, есть ссылка на принесение Ризы Господней, которая состоялась в 1625 г. Это указывает на то, что редакция, помещенная в Сборнике, была составлена уже после 1625 г.

Эта редакция представляет собой очень интересный литературный памятник, в значительной степени расширенный, с определенными смысловыми акцентами и стилистическими новациями, характерными для своего времени.

Составитель пишет, что «малыми беседами сказания о нем преложих», но, скорее всего, он не просто переписывал этот текст с делением на главы, а внес немало своего, авторского. В составе этой редакции 15 чудес, но нет ни посещения Макарьева м-ря царем, ни истории канонизации Макария.

После 1640 г. в возобновленном Троицком Желтоводском м-ре было написано «Сказание об обновлении Желтоводского монастыря», ставшее самостоятельной главой Жития.

Большая часть дополнений к тексту Жития была создана в Унженском м-ре, во всяком случае, практически все упомянутые в чудесах лица — это жители ближайших к монастырю городов и сел, а многие события, внесенные в текст, непосредственно связаны с монастырем.

Во вт. пол. XVII — н. XVIII в. в Макарьвом-Унженском м-ре идет очень активная литературная работа. Видимо, именно там оформляются сочинения, вошедшие в состав Жития Макария как «сказания», «повести».

Читайте также:  Можно ли пользоваться крестильным полотенцем после крещения ребенка: что делать

Одно из них — это «Сказание о чудесех бывших во граде Юрьевце Повольском и пределах его» — о событиях польско-литовской интервенции.

С ним соединена история о посещении монастыря царем Михаилом Федоровичем — «О богодвижимом приходе в пречестную преподобнаго отца обитель великаго государя и великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца».

Среди хранившихся в к. XIX в. в Макарьевом-Унженском м-ре рукописей, относящихся к к.XVII — н.XVIII в. и содержащих житие преподобного, была рукопись на 433 листах, содержащая службу, его житие и чудеса 6.

Рукопись была украшена миниатюрой с изображением Макария, включала в себя множество новых чудес и сюжетов, разделенных на 58 глав. Она, возможно, утрачена.

Судя по всему, рукопись аналогичного содержания находится в Солигалическом музее.

К числу наиболее интересных новых сюжетов, появившихся в рукописях монастыря, можно отнести «Сказание об обретении мощей преподобного Макария», «Повесть о создании святой церкви во имя пресвятой владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии близ обители святого чудотворца Макария и о написании иконы Тихвинския Пресвятыя Богородицы».

Внимание к Тихвинской теме связана с чудом о явлении преподобного в Тихвинском м-ре, состоявшемся через девять лет «после нашествия безбожныя немцы», которое также вошло уже в поздние редакции Жития.

Любопытно чудо «Избавления от каменного поражения», в котором повествуется о том, что когда упали своды новопостроенной церкви, то при падении все иконы повредились, кроме чудотворной на гробе Макария: «ничимже ниже малым чим повредися», «целе и стройна обретеся». Узнав про это чудо, царь Федор Алексеевич пожелал увидеть икону в Москве.

Все эти повествования имеют определенную историчекую канву, в них упоминаются известные исторические лица, что придает им особый интерес.

Последним этапом в истории Жития Макария Желтоводского и Унженского, выходящим за рамки развития рукописной традиции, было его дополненние, сделанное в сер. XIX в. настоятелем Унженского м-ря архимандритом Платоном 7.

_______________________________________________________

1Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С.324; Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. С. 335-339; Понырко Н.В. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. В.2. Ч.1. С. 291-293.

2 Понырко Н.В. Указ. соч. С. 291.

3 Житие Макария Желтоводского. Рукопись. XVI в. РГБ, ОР. Ф. 310. № 322. Л. 40-41.

4Письма русских государей и других особ царского семейства, изданные Археографической комиссией. Т.I. М., 1848. С. 27.

5Так, помимо Поволжья и московских земель с сер. XVII в. Макарий Унженский особо почитался в Каргополье. В 1640 г. монахами Ошевенского м-ря была основана Макарьевская Хергозерская пустынь, где была чудотворная икона Макария.

Позднее возникла легенда о том, что он путешествовал по этому краю и жил на Хергозере. См.: Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М., 1984. С. 57; Мелехова Г.Н., Носова В.В. Традиционный уклад Лекшмозерья. Ч. II. М., 1994. С. 124.

6Херсонский И.К. Описание старинных рукописей, хранящихся в архиве Макарьева Унженского монастыря Костромской епархии. Кострома, 1887. С. 6.

7Тарасенко Л.П. «Повесть о иконе Пресвятыя Богородицы во обители преподобного Макария Унженского Чудотворца» — неизвестное сочинение начала XVIII века // Филевские чтения. Материалы конференции. Ч. IV. М., 1993. С. 14-15.

Ист: http://www.archi.ru/files/conference/thesis/fili/tarasenko.htm

Чудеса преподобного Макария (Елена Потехина)

Преподобный Макарий, великий пустынножитель и чудотворец, «похвала и утверждение всей Российской земли», родился в Нижнем Новгороде в 1349 году.

Посвятив себя на служение Богу, Макарий возненавидел суету мирскую и возлюбил жизнь отшельническую.

Трудами Макария, в 1439 году, была основана деревянная обитель, известная прежде под именем «Макарьевой новой пустыни», а ныне Макарьевского Унженского монастыря.

Здесь в полугоре, на юго-западной стороне от монастырских зданий, выкопал он своими руками чудесно пробившийся кладезь, к которому благоговеют все приходящие в обитель и получают исцеление от своих недугов.

В новоустроенной обители преподобный Макарий день и ночь трудился, воссылая Богу молитвы и благодарения. За святую жизнь на этом месте он удостоился особенной благодати Божией — дара чудотворения.

Среди многочисленных чудес при жизни преподобного известно одно. Невдалеке от устроенной преподобным пустынником обители одна отроковица была слепа, и, кроме того, страдала от нападений дьявола. Ее отец по имени Феодор, бывший в Москве по торговым делам, искал лекарства для исцеления своей дочери.

Но задумался о тщете человеческой помощи без покровительства Божия и вспомнил об Унженском подвижнике. Вернувшись из столицы, он решил свою единственную дочь привести к стопам Макария и просить его молитв об ее исцелении. В одно время с отцом явилось подобное благочестивое намерение о болящей дочери и у матери.

Прибыв домой, Феодор рассказал супруге о своем обете, данном Богу в Москве, вспомнила и она о своем намерении. Из разговора выяснилось, что их желания относительно дочери совпали. Поэтому, не медля, приступили они к выполнению общего обета: вместе с больною дочерью отправились в пустынь к благочестивому подвижнику.

Придя в его обитель, испросили у него благословение и поведали ему о дочери, страждущей слепотою и бесовским наваждением. Вслед за этим усердно просили Макария, чтобы он помолился об их дочери, для ее исцеления. Смиренный пустынник отказывался, почитая себя недостойным грешником.

Сердобольные родители продолжали просить Макария с большим усилием. Видя в них упование на Бога и усердие, сказал, наконец, им в утешение:

«Знайте, что Бог может спасти, если вера ваша явлена будет пред Ним. По вере вашей освободит Он дщерь от нападения дьявольского и глазной болезни».

Между тем взял в руки честной крест и ознаменовал им больную отроковицу. Вслед за этим ее глаза прозрели, а вместе с прозрением она освободилась и от нападения дьявола.

Окончил свою земную жизнь преподобный Макарий 25 июля 1444 года, названный по двум знаменитым его обителям Желтоводским и Унженским Чудотворцем. Всего он прожил 95 лет, из которых 83 года пребывал в монашестве.

По преставлении угодника Божия, чудное благоухание распространилось повсюду, не только в городе, но и во всех окрестностях. Со всех окрестных сторон стекалось к преставльшемуся иноку множество народа.

Все плакали неутешно о лишении такого подвижника, общего благодетеля и к Богу усердного молитвенника. В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всею подобающей честью.

Как при перенесении, так и при погребении, совершались многие различные исцеления над притекавшими к нему с верой.

Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления.

А в 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.

Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой, в Свято-Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая преподобному Макарию. За монастырем, на пригорке, сохранился в часовне колодец, выкопанный его руками.

Чудеса продолжались и многие годы спустя, причем проявлялись они не только в исцелении болящих, но и в помощи и защите от видимых и невидимых врагов, от дьявольских козней и от татарского плена.

В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны.

Одна у них была надежда — на Бога и на преподобного Макария Желтоводского, к помощи которого они не раз прибегали в подобных случаях.

Укрепляясь этой надеждой, они три дня и три ночи отбивались, от осадившего город неприятеля.

Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но, узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошел в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена.

Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. Людей охватило смятение: и огонь полыхает, и татары теснят — все как один умоляли Макария о заступничестве.

Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих.

Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск; многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи.

Тут же открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили.

Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими.

Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором был похоронен. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устремился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули.

В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного.

Читайте также:  Акафист Авраамию Болгарскому: история появления и как молиться чудотворцу

Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода прибегали к заступлению святого Макария и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание.

Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария.

Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен. Ее связали веревкой и увели с другими пленными. Шли они трое суток. Мария, боясь быть обесчещенной, всю дорогу не могла ни пить, ни есть, только молилась и плакала. Так, день и ночь обливаясь слезами, молилась она Господу и Пресвятой Богородице.

Призывала в помощь и святого предстателя, преподобного Макария Желтоводского. Когда сделали очередной привал, Мария рухнула на землю и, связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий.

Он стал у изголовья и, коснувшись ее рукой против сердца, сказал: «Не скорби, а подымись и иди домой». Но Мария не могла очнуться от сна. Тогда святой взял ее за руку, помог встать и сказал: «Встань и ступай за мной». Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ею иконе и пошла следом.

Стало светать. Преподобный исчез, и Мария осталась в пустынном месте одна. Ей стало страшно.

Когда совсем рассвело, Мария увидела, что она стоит на дороге, ведущей в Унженск, а невдалеке виднеется и сам город. Мария побежала и вскоре оказалась перед городскими воротами. Они были заперты.

Мария начала стучать и просить, чтобы ей открыли. «Кто ты?» — спросили сторожа.

Она ответила, тогда стража, узнав ее, впустила в город, где она нашла всех своих близких и рассказала, как ее спас Макарий Желтоводский.

Однажды был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь, приказал ему снова идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По дороге завезли его в Макариеву обитель.

Здесь воевода мысленно взмолился к святому, прося о помощи. Увидев сосуд с водой, Иван попросил напиться и пил не отрываясь. К изумлению иноков, он выпил очень много воды, после чего почувствовал себя совершенно здоровым.

Вода оказалась из колодца, выкопанного преподобным Макарием, и была она необычайно сладкой и вкусной.

Один житель города Унженска сильно пьянствовал и в нетрезвом виде всегда бил свою жену. Не в силах переносить издевательства, жена решила утопиться в колодце.

Но поскольку она была благочестива, как могла помогала нищим и убогим и имела веру к преподобному Макарию, то он и не дал ей погубить свою душу.

Когда женщина подошла к колодцу, она вдруг заметила, что возле сруба стоит старец, и в страхе попятилась. Старец сказал:

«Отойди от колодца и не делай того, что задумала, иначе тебя постигнут страшные муки в вечной жизни».

Женщина в смятении бросилась к ногам старца, а когда поднялась, его уже не было. Тогда она возвратилась в дом и с тех пор никогда не помышляла о самоубийстве. Тогда же и муж ее оставил нетрезвую жизнь и покаялся.

1609 год. Лисовский прошел через опустошенную им Кинешму и вновь подверг ее разорению. Затем наступила очередь Решмы, которая героически защищалась, но была взята приступом.

Перелом в событиях произошел под Юрьевцем. И здесь перед нами еще более ярко выступают глубинные духовные основы борьбы за независимость и государственную целостность.

Рукописное «Житие и сказания о чудесах преподобного Макария Унженского и Желтоводского», хранящееся в Солигаличском краеведческом музее, рассказывает нам о дивном чуде. В юрьевецком сражении соединились Русь земная и Русь небесная.

По свидетельству многочисленных очевидцев на помощь русским воинам пришел преподобный Макарий Унженский, основавший Макариев-Решемский монастырь в с. Решма, существующий и поныне.

В дни героической борьбы наших земляков за свою свободу и независимость имя преподобного Макария стало знаменем и символом сопротивления захватчикам. Сам преподобный не замедлил отозваться на эту народную веру и любовь.

Жители покинули Юрьевец и переправились на луговую сторону Волги, где соединились с вооруженными крестьянами из окрестных селений. Среди них особое место занимал отряд, сформированный в селе Ёлнать. «Житие» говорит об этом нам так:

«мнози от граждан, оставльше домы своя, за реку Волгу перевезшеся, в лесах удаленных от жила, с женами и детьми отбегши валишася. И сущим им в бегстве согласишася с окрестных весей /жители/ именуемых Елнатския и Березниковския с земледельцы».

Юрьевчане сумели вывезти из города артиллерию, казну и рыбные запасы. Город Лисовский сжег, а вот главной цели захвата Юрьевца — обеспечения плавсредствами для переправы через Волгу, ему достичь не удалось.

Жители, услышав о неминуемой беде, говорит нам «Житие», «творили непрестанное теплое моление Христу Богу, Пречистой Деве Богородице и их угоднику Богоносному отцу Макарию», рассказывает нам упоминавшаяся выше рукопись.

Из Нижнего Новгорода под Юрьевец были направлены силы патриотов — сотня под командованием М.И. Соловцова, а также отряды стрелецких голов Богдана Износкова и Тимофея Остренева.

Позже к ним присоединились отряды юрьевчан и жителей Городца под общим руководством Б.Наговицына, дворянская конная сотня письменного головы Афанасия Молвянинова и посаженные на суда казаки Посника Смагина.

Общее руководство вновь было доверено М.И. Соловцову.

Лисовский решил переправиться на левый берег Волги в районе острова Мамшин, находящегося между Решмой и Юрьевцем. Остров использовался как перевалочный пункт. Первым переправился Лисовский и четыреста его солдат.

С надеждой на крепкое заступление святого патриоты вышли к Волге, чтобы не допустить врагам высадиться на их берег. Так сказано об их подвиге в «Житии»:

«брань против врагов творили, не давая никому из них к берегу приблизиться, но бдением и стрелянием врагов одолевали». Бой шел и днем и ночью.

Пленные поляки свидетельствовали, что «более всего им наносил поражение старец Макарий, которого они видели среди правоверных и разъезжающего по Волге. Попавшие под грозный взгляд старца поляки теряли зрение.

Поразить его стрелой никому не удавалось. Стрелы обращались против врагов».

Таким образом, совершилось великое чудо:

«немощные сильных, безоружные многооружных, правоверные злочестивых одолели, ибо Милость Божия и Богородицы им помогала и преподобный Макарий полякам очевидно являлся и их побеждал».

В это время со стороны Юрьевца показались струги Соловцова, а по левому берегу приближалось пешее войско Б. Наговицына. Арьергард «лисовчиков» под командованием И.Ф. Наумова был разгромлен. Спаслись в основном те, кто побросав оружие и амуницию, спасся с острова вплавь.

Находящиеся на берегу польские роты Лисовского, Будилы и Подгорецкого спешно отошли на семь верст от острова и подготовились к бою. В состоявшейся в тот же день стычке Лисовский отбил атаку авангарда повстанцев под командованием Б. Наговицына. Сам Наговицын попал в плен.

Не дожидаясь подхода основных сил Соловцова, Лисовский с остатками отряда Наумова вновь переправились на правый берег Волги и стал отходить вверх по течению.

Подошедший по Волге флот нижегородского воеводы Федора Шереметева завершил разгром захватчиков. Сражение окончилось победой патриотов у слободы Решма. Здесь поляки и изменники были окончательно разгромлены.

По свидетельству известного русского историка Н.И.Костомарова Лисовский и Наумов попытались у Решмы наконец-то переправиться на левый, костромской берег Волги. «Русские, — пишет Костомаров, — напали на них на судах и жестоко поразили Наумова…, у него отняли и оружие, и все запасы, и лошадей, а те, которые остались живы, переплыли обратно босые и голые».

Летописный источник сообщает об этом следующее:

«Побиша их до конца, а инии и в Волге истопоша. Лисовский же утече с малыми людьми».

Местные предания о помощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского в победе над тушинцами у Решмы и Юрьевца, способствовали формированию общероссийского почитания святого.

Возможно, указанные предания стали известны юному Михаилу Федоровичу Романову и его матери инокине Марфе во время их пребывания на Костромской земле в 1612-1613 гг.

Это могло послужить основанием для молитвенного обращения будущего российского государя к преподобному о скорейшем возвращении из польского плена его отца — Филарета (в миру Федора) Никитича Романова и стать одним из значимых стимулов паломничества, совершенного царем Михаилом ко гробу святого Макария в 1619 г.

Героическая оборона Кинешмы, Солдоги, Решмы, победа в юрьевецком сражении, разгром элитных польских частей в 1609 году оказали решающее влияние на весь ход общероссийских событий. Защитники Родины не дали возможности полякам и изменникам напасть на Кострому и Нижний Новгород.

Уничтоженный отряд Лисовского не смог принять участия в попытках врагов летом 1609 года штурмом овладеть городами Москва и Владимир. Силы врага были отвлечены и от блокированной тогда поляками Троице-Сергиевой Лавры, где героически защищались от неприятеля монахи и ополченцы.

Более того, героические события 1609 года стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву. В 1612 году Дмитрий Пожарский повел ополчение не на Суздаль, а вдоль Волги.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector