Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениями

Для современного христианина Таинство Причащения является редким событием. Но для сознания истинно верующего человека редкое приобщение ко Христу — это наказание. Он горит желанием как можно чаще соединяться со Христом, причащаясь Его Телом и Кровью — величайшим даром, который дал нам Господь.

Великий пост с его строгим уставом не предусматривает совершения полной торжественной литургии в течении недели, соответственно — и таинства Евхаристии. Для этого понадобилось особое богослужение, на котором верующие могли бы причащаться.

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениями

Что такое литургия Преждеосвященных Даров

Во-первых, это богослужение не является литургией в полным смысле слова. В ней отсутствует евхаристический канон. По сути — это вечерня с чинопоследованием святого Причастия. Святые Дары для нее заготавливаются на полной литургии (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого).

Происхождение фразы

Название Преждеосвященной литургии произошло от того, что Тело и Кровь Иисуса Христа в виде хлеба и вина, которыми должны причаститься верующие, подготавливаются, пресуществляются, освящаются заранее. А предназначение этого богослужения — подготовить людей к Их принятию.

Значение понятия

Литургия в переводе с греческого означает — общее дело. Это главное богослужение православной Церкви. Главной целью данной службы является Евхаристия (греч. благодарение), т.е. причастие Телом и Кровью Христа, переживание Тайной Вечери. Преждеосвященная — заранее освященная (имеется в виду св. Причастие).

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениями

Историческая справка

Исторически это богослужение приписывают святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, жившему в седьмом веке. На самом деле оно существовало и ранее, но в разных вариациях. Свт. Григорий принес в Римскую Церковь древние обряды, которые сохранились на Востоке, в том числе — и это богослужение.

Появление и развитие литургии

Совершение данного богослужения в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы, воскресения и праздника Благовещенья) утвердилось на Трулльском соборе 691-692 г. г.

Но на соборе ее совершение лишь подтвердилось официально, это значит, что она уже существовала. Говорить о точной дате появления невозможно потому, что последование богослужений развивалось со временем.

База данного богослужения — заготавливать заранее святые Дары — появилась в первые века. Святой мученик Иустин (начало второго века) писал, что Причастие заготавливалось, и диаконы несли его тем, кто не мог быть на богослужении.

Как отдельное богослужение Преждеосвященная Литургия появилась тогда, когда установился Великий пост. И поскольку в течение недели торжественные литургии свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого не совершались, появилась нужда заготавливать святое Причастие заранее, чтобы была возможность причаститься не только по субботам и воскресениям.

Современное положение

Литургия Преждеосвященных даров должна совершаться вечером в девятый час (по византийскому времяисчислению), т.е. в три часа дня. Но чаще всего ее совершают утром.

Дни, когда совершается это богослужение, следующие:

  • по средам и пятницам Великого поста, кроме праздника Благовещенья;
  • в четверг пятой седмицы;
  • в понедельник, среду и вторник Страстной седмицы;
  • в полиелейные праздники: первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских;
  • храмовые праздники.

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениями

Как проходит богослужение

Текст службы во многом отличается от привычного.

В начале священник произносит:

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»

Далее следует вечерня:

  • 103 псалом;
  • мирная ектения;
  • кафизма (которая делится на 3 части, после каждой — следует малая ектения).

В это время в алтаре священник переносит святые Дары с престола на жертвенник, сопровождая это каждением.

Далее:

  • «Господи воззвах» с соответствующими стихирами (при этом совершается каждение храма);
  • малый вход;
  • чтение паремий (предваряемое прокимнами).

После второй паремии открываются царские врата и священник со свечой и кадилом лицом к народу произносит:

«Свет Христов просвещает всех».

После третей паремии поются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя…». Далее следует молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая тремя земными поклонами.

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениями

Поле этого следует чинопоследование литургии, начиная с сугубой ектении с прошениями о тех, кто должен приступить ко святому Крещению (оглашенные). Это связано с тем, что в древней Церкви Крещение совершалось на Пасху или в Светлую седмицу. В этот момент некрещеные выходили в притвор храма и не участвовали в дальнейшем богослужении. Поэтому эта часть носит название литургии верных.

Далее следует Великий вход, который предваряется особым песнопением:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».

Священник совершает вход, держа дискос над чашей и говорит:

«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Как сказано выше, евхаристический канон, который состоит из молитв с призыванием Св. Духа на предложенные Дары, отсутствует.

Затем следует:

  1. Молитва Ефрема Сирина с поклонами.
  2. Просительная ектения.
  3. Отче наш.
  4. Главопреклонная молитва.
  5. Возглас «Святая святым».

Священнослужители причащаются в алтаре, после чего причащают верующих. В конце читается особая заамвонная молитва.

Правила и особенности службы

Во время службы есть несколько моментов, когда принято вставать на колени с опущенной головой. Также во время молитвы Ефрема Сирина делаются земные поклоны.

На колени надо вставать:

  1. Когда св. Дары переносятся с жертвенника на престол.
  2. В момент, когда священник или архиерей произносит «Свет Христов…».
  3. Во время пения «Да исправится…».
  4. Во время Великого входа.

Для того чтобы христиане понимали, когда вставать на колени, во многих храмах используется колокольчик.

В Русской Церкви на этой службе младенцы не причащаются. Это связано с тем, что младенцев причащают только кровью, а на такой службе в Чаше — вино, а не Кровь, как на полной литургии.

В дни, когда литургия не предусмотрена уставом, после шестого или девятого часа совершается особый чин изобразительных (в просторечии — обедница).

  • Чин изобразительных состоит из:
  • благословения;
  • начала обычного;
  • великой ектении;
  • псалмов 102 и 145;
  • гимна «Единородный Сыне»;
  • поются блаженны;
  • чтения Апостола и Евангелия;
  • сугубой ектении;
  • Символа веры;
  • просительной ектении;
  • молитвы «Отче наш»;
  • тропарей и кондаков;
  • псалма 33;
  • отпуста.

Изобразительны являются составной частью «обычной» литургии.

Видео о литургии с пояснениями

В этом видео — литургия Преждеосвященных Даров с пояснениями.

Литургия преждеосвященных Даров

Чин Литургии, происхождение, особенности, последование, видео

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениямиОтпуст Литургии

Литургия преждеосвященных Даров — это главнейшая торжественная служба Великого поста. Во время этого богослужения таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Господни не совершается, а предлагаются для причащения верных Дары, освященные на прежде бывшей полной литургии св.

Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Литургия преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту: в среду и пятницу первых шести недель поста, в первые три дня Страстной седмицы, а также в дни святых, которым на утрени положен полиелеос.

Содержание

Происхождение Литургии преждеосвященных Даров

В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни Великого поста, как особые дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия.

В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше.

Установление Литургии преждеосвященных Даров относится к первым временам христианства, а окончательное ее образование и письменное изложение приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке.

Особенности Литургии преждеосвященных Даров

Литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с часами и вечернею. Сначала читаются часы 3-й, 6-й и 9-й, затем вечерня и, наконец, литургия. Вечерня заменяет собой литургию оглашенных и начинается возгласом полной литургии «Благословено Царство».

Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и стихословие кафизмы с тремя малыми ектениями. После кафизмы поется «Господи воззвах» со стихерами.

В это время священник вынимает из Дарохранительницы, которая находится на престоле, преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос, поставленный на жертвенник. Затем вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами.

Все это делается только со словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», так как все молитвословия уже были произнесены на ранее совершенной полной литургии.

После вечернего входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая — из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость. По прочтении первой паремии Царские врата отворяются.

Диакон возглашает: «Премудрость прости», а священник, держа в руке кадило и три сплетенные вместе зажженные свечи, обращаясь на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «Свет Христов», и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «Просвещает всех». В древности обряд этот имел особенное значение.

В дни Великого поста в храме было много оглашенных, которые крестились в день Пасхи, и вот этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получат в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах.

А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста. Далее чтец читает вторую паремию.

После нее Царские врата открываются, и для большего возбуждения покаянного чувства поется стих 140 псалма Дaсz и3спрaвитъ моли1тва моS, я4кw кади1ло предъ тоб0ю. воз8дэsніе рyку моeю, жeртва вечeрнzz со стихами:

  1. ГDи воз8вaхъ къ тебЁ;
  2. Положи2 гDи хранeніе ўстHмъ мои1мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ (перевод: и огради двери уст моих);
  3. Не ўклони2 с®це моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ (перевод: не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих).

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениямиКоленопреклонные молитвы на литургии Преждеосвященных Даров

Присутствующее в храме молятся в это время, наклонившись до земли, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение в знак возношения Богу приносимых молений. После пения этих стихов священником пред престолом произносится молитва св.

Ефрема Сирина с земными поклонами. Последними ектениями литургии оглашенных заканчивается собственно вечерня.

Далее следует самая Литургия преждеосвященных Даров, то есть литургия верных в сокращенном виде: исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров. 

Последование Литургии преждеосвященных Даров

Самая Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено, или же сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению.

После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник тайно молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике.

Вместо обычной «Херувимской песни» поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным:

Нhнэ си1лы нбcныz с8 нaми неви1димо слyжатъ: се бо вх0дитъ цRь сlавы: се жeртва тaйнаz совершeна дарми2 прин0ситсz. Вёрою и со стрaхомъ пристyпимъ, да причaстницы жи1зни вёчныz бyдемъ. Аллилyіа.

Ныне силы небесные (т.е. св.

Ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится).

Читайте также:  Молитва луке крымскому об исцелении: полный текст и как правильно читать

Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа.

Перед словами «Верою и со страхом приступим»…, как и в полной литургии, перед «Яко царя», Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со св. Агнцем, а священник в правой руке — чашу с вином. Как и на литургии Златоустовой возглашается: «Всех вас да помянет Господь Бог» и т. д.

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениямиВеликий вход

По поставлении св. Даров на престол совершаются: приготовление верующих к причащению, раздробление св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии.

Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святым», потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св.

Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святым».

Причастный стих поется на преждеосвященной Литургии всегда один и тот же: «Вкуси1те и3 ви1дите, ћкw блaгъ гDь. Аллилyіа»; а вместо «Благословен грядый во имя Господне»… поется: «Благословлю Господа на всяко время».

Заамвонная молитва — особая, великопостная: «Владыко вседержителю». В ней священник молит Господа, чтобы Он помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению.

По прочтении 33 псалма литургия оканчивается обычным полным отпустом.

Литургия преждеосвященных Даров. Видео

Старообрядческое Богослужение. Литургия Преждесвященных Даров на память 40-ка мучеников Севастийских. Совершили: архиепископ Зосима (Еремеев) в сослужении иерея Иоанна Севастьянова, клира и прихожан старообрядческой Общины Покровского Собора Ростова-на-Дону. Вторник третьей Недели Великого поста, 2017 год.

Видео снято по благословению архиепископа Зосимы

Литургия Преждеосвященных Даров

Субботы
и воскресенья Великого поста постными днями не считают. А потому, что в субботние и воскресные дни
служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу
угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными
соответственно. 

Литургия преждеосвященных Даров: когда совершается и особенности с пояснениямиЕсли ходить во все время Великого поста только
на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище.
Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых
дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух
Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных
Даров. 

Она отличается от традиционной литургии тем,
что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары
освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию
заранее заготовленными Дарами. 

Главная мысль, которая должна родиться от
внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это
нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Тайн. Пусть нельзя
торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя,
и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами. 

Невозможно понять литургию Преждеосвященных
Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и
практики частого Причащения.

Что хотите говорите и что хотите думайте, но если
бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия
Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней.

А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь –
Христос, и смерть – приобретение». 

Если причащаться редко, то и литургию служить
надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами,
поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему
должно быть понятно.

Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное
богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее
понять церковную жизнь вообще. А.С.

Хомяков совершенно справедливо говорил, что
«христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию». 

Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на
долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в
залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь
Божественную помощь. 

Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны
вселиться «в пустыню страстей покаянием». 

Во время поста страсти обнаруживают себя,
просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и
опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более
ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою
немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров. 

По своему чину она соединяется с вечерней, и
служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.) 

Собственно сложность вечернего служения только
одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали.
Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего
хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки
маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться? 

Непривычно длинный евхаристический пост –
единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных
Даров.

Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду,
некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже
отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать
свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве,
окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них
есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и
еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить
до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат
плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку
оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения
нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется. 

Больше сложностей нет. Дальше одни
наслаждения. 

Стоит однажды в жизни отслужить эту службу
вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на
запад солнца, видевше свет вечерний», – не в 8:30, а в 18:00, когда солнце
действительно пришло на запад.

Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум
со словами псалма: «Воздеяние руку моею – жертва вечерняя», – во мраке храма,
освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним
вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить
поздним вечером, а не до полудня.

Стоит телом понять, насколько лучше молиться
на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и
более трудный. 

Все пения, каждения, коленопреклонения, все
хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы
святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры.

Эта служба таинственна и
по-особому интимна.

Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического
света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный
подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия. 

Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая
болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и
случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой
момент службы.

Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет
блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи.

Дал бы Бог,
чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!»
действительно закрывали входные двери, чтоб никто уже до конца службы не вошел
и не вышел. 

Так на обычной литургии. 

Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще
серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не
могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они
пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!» и, что еще
хуже, при входе с Дарами. Их точно нельзя причащать. 

Она, литургия Преждеосвященных Даров,
поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать.
Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах.
Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества. 

Обновленчество – это понижение церковной
дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это
противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства
себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к
постижению духа текстов.

Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров
положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению
готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и
проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за
ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им
применение.

У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о
Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются.
Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения,
кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных
прихожан.

А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом
Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества. 

Не везде все это получится. По крайней мере,
не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо
нам революций, коренных реформ и моментального единообразия.

Но нужна любовь к
Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы
привыкли».

Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и
страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину. 

*** 

Великий пост пролетает быстро. А пролетев,
часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное
время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться.

Пасха близится, а я
чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И
вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но
повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет.

Сам расслабляюсь,
других расслабленных успокаиваю. 

Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не
наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не
наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы,
удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок. 

Не хорошо это. Некрасиво. Нечестно. 

*** 

Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца. 

Наше Солнце – Христос. «Для вас, благоговеющие
перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его», – говорит
пророк Малахия (Мал. 4: 2). 

Читайте также:  Икона Тайная вечеря: значение и в чем помогает, где вешать

Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со
страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени
люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные
силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате
такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом,
что этого надолго должно хватить. 

И пост пройдет, а благоговение останется. И
вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть
поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью
скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом
воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного
организма. 

Прот. Андрей Ткачев. Литургия Преждеосвященных Даров / Православие.Ru

Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.

) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия.

Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно.

Литургия Преждеосвященных Даров в Сретенском монастыре. Патриархия.Ru     

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров.

Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами.

Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и практики частого Причащения.

Что хотите говорите и что хотите думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней.

А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».

Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно.

Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. А.С.

Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию».

Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь.

Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием».

Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров.

По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.)

Собственно сложность вечернего служения только одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?

    

Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров.

Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.

Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения.

Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», – не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад.

Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею – жертва вечерняя», – во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня.

Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный.

Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры.

Эта служба таинственна и по-особому интимна.

Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.

Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы.

Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи.

Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!» действительно закрывали входные двери, чтоб никто уже до конца службы не вошел и не вышел.

Так на обычной литургии.

    

Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!» и, что еще хуже, при входе с Дарами. Их точно нельзя причащать.

Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.

Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов.

Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение.

У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан.

А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества.

Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия.

Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли».

Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину.

***

Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться.

Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет.

Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.

Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок.

Не хорошо это. Некрасиво. Нечестно.

***

Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца.

Наше Солнце – Христос. «Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его», – говорит пророк Малахия (Мал. 4: 2).

Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить.

И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма.

Читайте также:  Что входит в крестильный набор для мальчика и девочки: перечень вещей

Священник Сергий Ванюков. О днях совершения Литургии Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Дарови ее происхождение

Как известно, Литургией Преждеосвященных Даров называется совершаемое в седмичные дни Великого поста богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной Литургии св. Василия Великого или св.

Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Шестой Вселенский Собор (52-е правило)2 утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной Литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением Евхаристии3.

Вопрос о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров является трудным4, потому что самые ранние свидетельства о ее существовании относятся к началу VII в. Одно из них — в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии патриархе Константинопольском с первой недели поста, четвертого индикта (615 г.

) начали петь после Да исправится, во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона (сосудохранительницы, особого строения рядом с храмом, где хранились святые мощи, священные сосуды и совершалась проскомидия5) на Престол, после того как иерей скажет По дару Христа Твоего, народ тотчас начинает: Ныне Силы Небесные…»6

В древнейшей из сохранившихся рукописей византийского Евхология (ркп. Ватиканской библиотеки Barberini. gr. 336, кон. VIII в.) приводятся молитвы чина Литургии Преждеосвященных Даров, не называемые «Литургией», но лишь «преждеосвященными» (Fol. 38v-43v)7.

Приведенное в этом Евхологии богослужение совершалось вечером, «во светильничное же, после чтений и Да исправится, и Господи, помилуй, бывает молитва оглашенных при [совершении] Преждеосвященных»8.

Под «чтениями» подразумеваются паримии на вечернях Великого поста; усиленное чтение Ветхого Завета за великопостным богослужением обусловлено древним обычаем подготовки оглашаемых к принятию Крещения в Великую субботу или на Пасху; епископы и пресвитеры читали оглашаемым Священное Писание и произносили огласительные поучения.

Об этом рассказывает Эгерия в своем «Паломничестве»9; свт. Иоанн Златоуст упоминает о том, что огласительные наставления сопровождались обрядом возжжения светильников, необходимого ввиду того, что наставления продолжались до вечера10.

Этот обряд в современной нам практике заключается в том, что иерей, выйдя из алтаря со светильником в руках, обращается к народу со словами: Свет Христов просвещает всех. Употребление этого обряда зафиксировано в памятниках III—V вв.

11 Происхождение этого обряда лежит в древней иудейской (и даже шире — средиземноморской) благочестивой традиции — при зажигании вечерних светильников произносить благодарение за свет, ниспосылаемый Всевышним, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. В Христианской Церкви этот обряд получил новый смысл. Светильник, вносимый в молитвенное собрание, напоминал верующим о присутствии среди них Христа, Который назвал Себя «Светом миру» (Ин. 8:12 и 9, 5).

Таким образом, «катехетическими» элементами чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров можно назвать: поучения оглашенным и готовящимся к принятию крещения, начинавшиеся во второй половине дня и длившиеся до наступления вечера; возглашение Свет Христов просвещает всех и древний обряд внесения светильника в молитвенное собрание; респонсорное исполнение вечернего («светильничного») 140-го псалма Да исправится молитва моя. К этим элементам было присоединено Причащение, которое стало общецерковным12. В Константинополе это, вероятно, произошло между 531–536 гг. в правление св. императора Юстиниана. В Константинополе вошло в обычай частое совершение Литургии Преждеосвященных Даров — так, св. патриарх Никифор Исповедник предписывал совершать Литургию Преждеосвященных в среду и пятницу в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую Пятницу. Согласно константинопольскому Студийско-Алексиевскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV в., эта Литургия совершалась в среду и пятницу сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу13.

По словам прот. К.Никольского, еще в XIX в. в Киево-Печерской Лавре Литургия Преждеосвященных Даров служилась во весь пост, кроме понедельника и вторника 1-й седмицы14.

Эта традиция совершать Преждеосвященную службу в будние дни Великого поста ежедневно, несомненно, сохранилась от времени господства Студийского устава.

Тем не менее эта традиция толковалась в контексте устава Иерусалимского — Преждеосвященную Литургию совершали ежедневно только в Пещерах, при этом ежедневно пели в Пещерах полиелей в честь кого-либо из святых, в Пещерах погребенных.

  • Дни совершенияЛитургии Преждеосвященных Даров
  • по действующему Уставу

Нынешний Церковный Устав четко определяет дни, в которые совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это среда и пятница в течение первых шести седмиц Великого поста, четверг 5-й седмицы («четверг Великого канона»), первые три дня Страстной седмицы.

Кроме того, Преждеосвященная Литургия должна служиться в понедельник, вторник и четверг 2-й — 6-й седмиц св. Четыредесятницы, если в эти дни совершается полиелейное богослужение.

Данная традиция существует на Руси со времени перехода на Иерусалимский Устав и совпадает с современной практикой Православного Востока15.

К категории праздников, в которые Типикон предписывает обязательное совершение полиелея в седмичные дни Великого поста и, следовательно, подразумевает служение Литургии Преждеосвященных Даров, относятся: Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских (9 марта ст. ст.) и храмовый праздник.

Следует также отметить, что в Русской Церкви при совпадении еще памяти святителя Московского Алексия (12 февраля ст. ст.) с седмичными днями св.

Четыредесятницы должна совершаться полиелейная служба (с Литургией Преждеосвященных Даров), о чем свидетельствует специальное указание Типикона, помещенное под 12 февраля: «Аще ли пост: поем ему [свт. Московскому Алексию. — свящ. С.В.

] по Маркове главе, якоже указася пети Обретению Честная главы Предтечевы» (Типикон, 12 февраля, 1-е «зри»). Эта рубрика Устава, относящая память святителя Московского Алексия к праздникам, в которые обязательно должна совершаться полиелейная служба с Литургией Преждеосвященных Даров, является во многом уникальной.

Для действующего Типикона в целом не характерно установление памятей русских святых в качестве общеобязательных для всей Русской Церкви, а также подробное изложение богослужения в честь русских святых. Тем ценнее для нас должно быть это указание Устава.

На первой седмице Великого поста совершение Литургии Преждеосвященных Даров возможно лишь в обычные дни — среду и пятницу — и без полиелея. Полиелейные праздники, совпавшие с 1-й седмицей св. Четыредесятницы, согласно Уставу, переносятся.

Если в понедельник 1-й седмицы Великого поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на Неделю сыропустную (ср.: Типикон, 30-я храмовая глава, 7-я Маркова глава под 24 февраля).

Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (ср.

: Типикон, 31-я и 32-я храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля). Только начиная со 2-й седмицы св. Четыредесятницы в будни возможно совершение полиелейной службы.

Следует отметить, что память святителя Московского Алексия, отмечающаяся 12 февраля (ст. ст.), выпадает на дни Великого поста нечасто — только при ранней Пасхе.

Текущий год с самой ранней Пасхой предоставил нам редкий случай быть свидетелями такого совпадения, при котором полиелейная служба святителя Московского Алексия в дни Великого поста не переносилась на другой день, а совершалась (с Литургией Преждеосвященных Даров) в сам день празднования — четверг 2-й седмицы св. Четыредесятницы. Последний случай такого совпадения имел место быть в 1915 г.

Особо следует отметить, что совершение Литургии Преждеосвященных Даров ради погребения или поминовения усопших является недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной Литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой16. Именно потому, что Литургия Преждеосвященных Даров не может быть заупокойной, в ее чинопоследовании не предусматривается произнесение заупокойной ектении и присоединение каких-либо заупокойных песнопений (за исключением стихиры на вечерне на Господи, воззвах в пятницы 2-й, 3-й и 4-й седмиц, поскольку в субботы этих седмиц совершается поминовение усопших). Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом17. Особо следует сказать о совершении Литургии Преждеосвященных Даров во внеурочные седмичные дни Великого поста по благословению Преосвященных архипастырей (например, в дни памятей местночтимых святых, в дни тезоименитств или иных торжеств). Как правило, данная практика не противоречит действующему Уставу, поскольку существует в контексте предписаний Типикона, разрешающего служение Литургии Преждеосвященных Даров при совершении полиелейного богослужения.

Заключение

Рассмотрев вопрос о днях совершения Литургии Преждеосвященных Даров, нельзя не отметить, что для решения возникающих в богослужебной практике вопросов нужно, в первую очередь, обращаться к литургической традиции Церкви, зафиксированной в богослужебных книгах, а также в авторитетных руководствах и толкованиях Устава.

Необходимо усвоить слова свт. Афанасия (Сахарова), видного литургиста XX в., о бережном отношении к богослужебной традиции: «В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано.

И все, даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл, сообщают отдельным чинам и последованиям свой колорит, придают им особую умилительность и трогательность… Наше богослужение — высокохудожественное произведение, сложный механизм тонкой работы… И если иногда нам неясен смысл той или иной детали богослужения, — это не значит, что его вовсе нет… Это значит только, что мы пока еще не умеем понять его, не знаем. Надо найти его и постараться уяснить себе… Из сказанного следует, как важно для православных в деле молитвы и богослужения послушание Церковному Уставу. Важно и необходимо и мельчайшие детали чинов и служб церковных исполнять именно так, как они изложены в Уставе, ибо только тогда богослужение будет иметь тот именно смысл, какой дает ему Святая Церковь»18. Очевидно, что в своем видении свт. Афанасий основывается на совете ап. Павла: «Тeмже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Сол. 2:15). Этот совет должен быть руководством и для каждого христианина, которому дорога «многоценная жемчужина» (Мф. 13:45–46) православного богослужения.

  1. Подробнее об историческом развитии, богословских аспектах и богослужебных особенностях Литургии Преждеосвященных Даров см.: Ванюков С.А. Чин Литургии Преждеосвященных Даров (Исследование печатных изданий) // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8. С. 269–294.
  2. См.: Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893, 1992р.
  3. Ср.: Алфавитная Синтагма: Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. Симферополь, 1892; М., 2006р. С. 363.
  4. См.: Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении Литургии Преждеосвященных Даров // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 2. С. 71.
  5. См. Taft R.F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 19782. (OCA; 200). P. 185–191.
  6. Chronicon Paschale // PG. T. 92. Col. 989.
  7. См. издание рукописи: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae», «Subsidia». 80). P. 42–48.
  8. Ibid. P. 42.
  9. См.: Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]; Паломничество по Святым местам / Пер. И. В. Помяловского // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 103–172.
  10. См. Успенский. К вопросу… С. 73.
  11. Там же.
  12. Исторические данные позволяют видеть Севира Антиохийского одним из распространителей этой практики.
  13. См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
  14. Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 458.
  15. Ср.: `IeratikÒn. ‘AqÁnai, 1995. S. 200.
  16. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 129–130.
  17. Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы (см. подробнее: Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 254–265; Ванюков С.А. Благовещенские главы // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 274–275). Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных. В этой связи следует заметить, что традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в предпразднство Благовещения, выпавшее на понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста (кроме четверга 5-й седмицы), не закрепилась в современной богослужебной практике. Авторитетные руководства по Богослужебному Уставу также не рассматривают предпразднство Благовещения в качестве дня, в который совершение Преждеосвященной Литургии обязательно (см., например: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458).
  18. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 22, 26.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *