Икона воздвижение креста господня: как выглядит образ и в чем помогает

Почему царица Елена и римский император Константин Великий, ее сын, причислены к лику равноапостольных святых? Что за брус приказал закопать Соломон и почему? Зачем проводились раскопки на горе Голгофа и что за святыня исцелила больного и воскресила мертвого? На эти вопросы отвечают росписи, мозаики, иконы и картины, созданные в честь праздника Воздвижения Креста Господня, который православная церковь отмечает 27 сентября.

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогает
Крестовоздвижение — единственный из двенадцати главных праздников годового цикла, события которого не упомянуты в Священном Писании. Об обретении Креста начинают писать римские историки и церковные деятели в конце IV века.
Первый римский император, прекративший преследования христиан, Константин Великий был не просто императором, но еще и основателем новой христианской империи, столицей которой стал город, названный по имени первого христианского венценосца — Константинополь.

По божественному провидению знамение Креста Господня трижды помогало войску римского императора Константина одержать победу над врагами. После этих событий император (не без внушения свыше) решил отыскать место погребения Иисуса и само древо Креста, на котором был распят Спаситель, чтобы поклониться святыне. Благочестивое намерение императора исполнила его мать — императрица Елена. В 326 году царица, будучи уже в преклонных летах, отправилась на Святую землю.

Самые ранние изображения, посвященные обретению Креста, сохранились в росписях и мозаиках греческих и древнерусских храмов Х-ХІ веков. На них предстают Святые Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста. Подобный извод получил широкое распространение в росписях XII—XIV веков. В последующие столетия иконография усложнилась: в композицию икон и религиозных картин включали сцены, иллюстрирующие паломничество Елены в Иерусалим.
Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогает

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогает

Задуманное Константином и Еленой предприятие было не из легких. Через сто лет после смерти Христа римский император Адриан, боровшийся с христианством, приказал засыпать пещеру, где был погребен Христос, и на месте Его казни построил храм богини Венеры. Елена, приехав в Иерусалим и заручившись поддержкой епископа Макария, предприняла раскопки на горе Голгофа и открыла пещеру гроба Господня. Неподалеку от нее были найдены три креста и доска с надписью «INRI» (Иисус Назарянин Царь Иудейский), которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте их Учителя. По преданию, прикладывание одного из крестов исцелило больного и воскресило мертвого, что было знаком его святости.На торжественной службе, посвященной обретению Креста Господня, епископ иерусалимский Макарий, поднял (воздвиг) над верующими крест, чтобы бесчисленное множество христиан, собравшихся с окрестных земель, могли хотя бы издали благоговейно созерцать великую святыню. Так праздник получил свое название — Воздвижение Честного (Истинного) и Животворящего Креста Господня — и начал отмечаться в христианских странах.

Святой Крест поместили в храме Гроба Господня, который построила царица Елена над пещерой, где был погребен Иисус. Частицу Животворящего Креста она отправила своему сыну Константину.

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогает

Итальянский художник Пьеро делла Франческа проиллюстрировал историю обретения Животворящего Креста в росписях Базилики Святого Франциска в Ареццо в 1458—1466 годы. В работе ему помогала книга «Золотая легенда» — сборник житий святых и христианских легенд, написанная доминиканским монахом Иаковым Ворагинским в 1290 году. Европейские художники XIII—XVI веков, работая над религиозными сюжетами, непременно обращались к «Золотой легенде».Во времена Средневековья эта книга по популярности уступала лишь Библии. В «Золотой легенде», вспоминая героев Ветхого Завета, рассказчик излагает предание о происхождении самого Древа Креста. На смертном одре Адам просит своего сына Сифа принести ему из Рая масло прощения. У ворот Эдемского сада его встречает архангел Михаил и говорит, что масло прощения всему миру будет даровано через 5 500 лет и дает Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла — ее тот положит в рот Адама при погребении. Из этой ветви выросло дерево, из которого был сделан Крест для распятия Иисуса. «Поклонение царицы Савской священному Древу» рассказывает о приезде царицы Савской, волшебницы и сивиллы, к царю Соломону. По пути в Иерусалим она преклонила колени перед балкой, служившей мостом через ручей. По легенде, этот деревянный брус был сделан из той самой проросшей ветви на могиле Адама. Поклонившись ему, царица предрекла, что Спаситель мира будет распят на этом древе. Испугавшись пророчества, Соломон приказал закопать брус, однако спустя тысячу лет при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных он был найден, и именно из него сделали орудие казни Иисуса Христа.Описанное в «Золотой легенде» чудо, случившиеся с императором, художник проиллюстрировал во фреске «Видение Константина». Константин, едва придя к власти, подавлял восстания других претендентов на трон. Перед одним из важных сражений он обратился к Богу с молитвой о помощи, и Господь услышал его мольбы: император увидел в небе лучезарный крест и надпись на нем — «Сим победиши». Пораженный чудесным явлением, которое видели также и воины, Константин впал в глубокий сон. Во сне ему явился ангел и повелел начертать крест на боевом знамени, обещая победу во всех сражениях. Царь исполнил, как было велено, и одержал три блестящие победы.
Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогает

Пьеро делла Франческа «Пытка Иуды»

Сцена «Пытка Иуды Кириака» изображает поиски Елены места распятия Христа. Разыскивая Животворящий Крест, императрица расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными.

Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который отказывался говорить, и тогда Елена приказала бросить его в колодец.

Через семь дней Иуда привел императрицу к храму Венеры и указал место для раскопок.

В 610-е годы Иерусалим завоевал персидский царь Хосров II и увез с собою Святой Крест. Но Господь не позволил, чтобы христианская святыня пребывала у язычников, и через несколько лет греческий император Ираклий одержал над персами победу. В 631 году в торжественной процессии на собственных плечах он принес Крест в Иерусалим, который снова установили в Церкви Святого Гроба.
На Руси иконография сюжета Воздвижения Креста Господня сложилась в XV—XVI века. Композиция представляет многолюдную сцену, изображенную на фоне одноглавого храма. В центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, его поддерживают диаконы. На первом плане изображаются святители, певцы в остроконечных шапках и верующие, пришедшие поклониться святому Древу. Справа под киворием, как правило, изображены фигуры царя Константина и царицы Елены. Иногда в композицию икон Крестовоздвижения включают сцены чудес, связанные с обретением Креста Господня, например, образы исцеленного старца от тяжелой болезни или мертвого человека, воскресшего от прикосновения к Кресту.
Иисус Христос принес Себя в жертву для спасения всех людей. Верующие в Него осеняют себя крестом, носят на груди крестик, как защиту и знак Христовой победы над смертью. У каждого христианина есть также и личный крест, приносящий страдания, потому его нелегко принять, но как сказал Господь: «Кто не возьмет крест свой и не следует за Мной, тот недостоин Меня» (Матфей 10, 38).Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавная иллюстрация: «Воздвижение Креста», XVI век. Фрагмент

Воздвижение креста господня. иконография

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогает
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».

(Припев праздника)

Икона концентрирует внимание на воздвижении Креста епископом Макарием, который иногда держит пучок травы базилика. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах.

Обыкновенно действие происходит на фоне церкви о семи главах, Церкви Гроба Господня, в присутствии народа, императрицы Елены, иногда – ее сына, императора Константина Великого, наконец – знати, пришедшей преклониться перед Крестом, воздвижение которого напоминает о том, что он царствует над всем миром, искупленным им. Хотя равноапостольные Константин и Елена и не присутствовали на этом празднике в Иерусалиме, на иконе их изображают обязательно. Любая праздничная икона не является только живописным документом чествуемого события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к этому.

По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, поднятые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом.

Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест.

Этот совершенный патриархом чин,– Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

В богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни.

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогаетПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШАЕТ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ. 1996 г.

Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, по славословии, при пении «Святый Боже» выносит из алтаря крест, украшенный цветами, как древо жизни, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения. Это воздвижение креста совершается пятикратно – на четыре стороны света и дважды на восток.
«Явися днесь от недр земных спасительное Древо, в храме честно возносимо архиереовыма рукама…»

Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир.

«Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту» (Стихиры на целование Креста. Гл. 6).

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогаетКРЕСТ. XVI в.

Почитание Креста было не только благочестивым обычаем всех христиан. Оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…».

С развитием почитания Креста Господня в Церкви зарождается иконография Распятия, в которой художественными методами решается сложная догматическая задача – показать в равной степени и единстве две сущности Христа – Человеческую и Божественную, одновременно показать и смерть, и победу Спасителя, передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность – реальность духовную и пророческую.

Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского Собора. Собор создает канон, который определяет дальнейшее развитие иконописных изображений Креста и Распятия.

На древних крестах прямая фигура Христа с поднятой головой и открытыми глазами только обозначает Распятие. Спаситель представлен живым, воскресшим.

«Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? – размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

– Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест». «Без креста не увидишь и Христа».

Православного храма не бывает без креста, ибо он ставится на маковку во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим,– руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Икона Воздвижение Креста Господня: как выглядит образ и в чем помогаетРАСПЯТИЕ. ИКОНА. VIII в. СИНАЙ

Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его.

Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей.

Читайте также:  Пророк Наум: житие и икона святого, день почитания и значение, молитвы

Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную.

В лучших образцах русской иконописи XIV–XVI веков Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое или слегка изогнуто. Руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем.

Его фигура выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям.

Крестчатый нимб с греческой надписью, что значит сущий, символически подтверждает Божественную сущность Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

В католических образах Христос на кресте изображается как умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом.

Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную.

Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь эмоциональным воздействием.

Икона Воздвижения Креста Господня: значение и как молиться перед иконой

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков. Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.

История святого образа

Важным событием для всего человечества было восшествие на римский престол императора Константина в 306 г. Его не зря именуют Великим — это был первый император-христианин, сделавший очень много для установления Церкви Христовой по всему миру.

  Венчальная пара – какие иконы должны быть на венчании?

Будучи ревностным христианином, Константин очень хотел найти Крест, на котором пострадал Спаситель.

Но совесть не позволяла ему самому совершить поход в Святую Землю — как воин, он вынужден был убивать людей, поэтому считал себя недостойным такого дела.

Царица Елена, хотя и была уже довольно пожилой, сама решила исполнить желание своего сына. Именно она предприняла далекое трудное путешествие в Палестину.

В Иерусалиме места, связанные с земной жизнью Христа, были заброшены, засыпаны землей, мусором, а над могилой Иисуса язычники воздвигли капище. Все это предстояло снести, чтобы найти желаемое. Трудности не напугали Елену, в результате крест был найден среди двух других. Константинопольский патриарх помог определить, какой именно принадлежал Христу.

На иконе показан момент воздвижения Честного Креста, проще говоря — подъем. На место казни Спасителя пришло очень много людей, чтобы все могли увидеть орудие казни, его несколько раз приходилось возносить.

Также были найдены гвозди, могила Иисуса, основано несколько храмов, которые стоят на Святой земле по сей день. Поначалу Крестовоздвижение было второстепенным праздником, сопряженным с днем обновления ротонды Воскресения. Начиная с 7 века это самостоятельный день почитания Креста.

Правила праздника

В дату памяти Воздвижения Креста верующие соблюдают строгий пост (запрещено употребление яиц, мяса, рыбы, молочных продуктов).

В предпраздничный день совершается всенощное бдение и Божественная литургия. Евангелие читается не на середине храма, как принято, а в алтаре.

Затем первый священник, одетый в облачение фиолетового цвета, выносит в зал Крест. Прихожане прикладываются к нему, а клирос поет соответствующие событию тропари. До дня отдания праздника (4 октября), Святой Крест покоится на аналое, после чего служители уносят его в алтарь.

Важно! Праздник Воздвижения Креста Господня имеет прямое отношение к грядущему Второму Пришествию Христа.

Ведь как сказал Сам Спаситель, страшное судилище будет предварять Крестное Знамение: оно возсияет на Небе и весь мир земной увидит Сына Божия, грядущего по облакам в славе великой.

Поэтому сейчас, пока еще есть время, каждый человек обязан задуматься о своей жизни и заняться покаянными размышлениями.

Дата празднования

Праздник Воздвижения Животворящего и Четного Креста является Святым днем для православной церкви, празднование которой у верующих приходится на 27 сентября. В этот день верующим дано вспомнить о чудесном обретении Креста во время распятия Иисуса.

Этот праздник считается двунадесятым днем, который посвящен Иисусу, поэтому называется Господским днем.

Праздник Воздвижения обладает глубоким значением в христианских судьбах по всему миру. В связи с тем, что крест был дарован перед Праздником Святой Пасхи, то празднество его припадало на второй день Пасхи.

Этот день является празднованием двух событий:

  Равноапостольный Кирилл (Константин) Философ, Моравский

  1. Обретением Креста около горы Голгофы (в Иерусалиме) в 326 году на месте святого распятия.

  2. Возвращением Животворящего Креста из перского плена в VII веке – святые знамена вернул в Иерусалим Ираклий, греческий император.

Приход святого дня христиане встречают строгим постом – нельзя есть пищу из мяса, рыбы, яиц или молочных продуктов.

В качестве приправы к пище рекомендовано пользоваться только растительными маслами – оливковым или подсолнечным.

Молитва Воздвижения Креста Господня является короткой и искренней:

«Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных».

Иконография

Центром композиции здесь является изображение неодушевленного предмета. Но он у любого человека ассоциируется с Иисусом, напоминает о Его муках. Без смерти не было бы воскресения и прощения. Крест является хранителем Вселенной, славой Ангелов, красотой Церкви — поет на праздновании святая Церковь.

Окончательно современная иконография сложилась к 16 в.

  • На иконе Воздвижения Креста Господня верующие видят большое скопление народа. Это многочисленные жители Палестины, духовенство, вдалеке на возвышении изображают царицу Елену с императором Константином. Хотя он и оставался в Риме, поиск святынь был начат по его произволению.
  • На возвышении стоит Патриарх, который поднимает над головой Крест, украшенный зелеными ветвями в знак победы жизни над смертью. Его поддерживают служители. Сам христианский символ изображается иногда небольшим, иногда — довольно крупным. Действие разворачивается на фоне храма.

До возникновения данной композиции обычно по сторонам креста изображались святые Елена и Константин. Данный сюжет часто использовался для росписи храмовых стен.

В чем помогает икона воздвижения креста господня

Икона Воздвижение Креста Господня оказывает важное значение в современной жизни православных и католических христиан.

Её уникальная целительная сила способна навсегда избавить нуждающихся в помощи людей от целого ряда окружающих их болезнетворных напастей.

Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

В 2012 году у приехавшего из Рославля электрика сильно воспалились десна. И ночью, и днем, не мог несчастный найти себе покоя и выполнить возложенную на него работу. Он не считал себя человеком церковным, и сама икона мало его интересовала. Ему предложили взять неугасимую лампаду, смазать ее маслом полость рта и попросить исцеления у иконы.

С глубокой верой в свое излечение электрик выполнил указанное – и хворь отступила. Следующим утром он на коленях со слезами читал молитву перед чудотворным образом.

Помогает икона Воздвижение в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:

  • Справиться с бесплодием.
  • Избавиться от неизлечимых болезней.
  • Вылечить больные кости и суставы.
  • Справиться с хроническими мигренями.
  • Вылечить зубную боль.

Икона Воздвижение Креста Господня является отображением находки святого Креста царицей Еленой. Это святое полотно помогает нужденным вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.

Богословское значение

Значение иконы глубоко символично. Она напоминает о божественном плане спасения человечества из рабства греху и смерти. Не случайно в этот день налагается строгий пост — в память о страдании Иисуса Христа.

  Икона Пресвятой Богородицы «Праворучица»

Весьма торжественно проходит и богослужение в этот день. Крест выносится на поклонение верующим, такое бывает достаточно редко в годовом церковном цикле. Песнопения отличаются строгостью и торжественностью.

Лично для каждого верующего эта икона служит напоминанием о святой обязанности перед Богом. Кто хочет быть последователем Христа, должен взять свой крест (жизненных лишений, трудностей) и нести его до самого конца.

Также праздник Крестовоздвижения напоминает о Страшном суде, когда знамение креста будет явлено на небе, согласно Евангелию от Матфея (гл. 24, стих 30).

  • Икона Рождество Христово;
  • Значение иконы святой елены;
  • Зачем молятся Казанской иконе Божией Матери.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест.

Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся.

Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин.

Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий.

Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха.

Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся.

По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню.

По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного).

Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу.

Читайте также:  Пресвятая богородица: житие девы марии и интересные факты, молитвы, дни памяти

Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл.

Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.

Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.

Значение и фото

И хотя во всем христианском мире иконы «Воздвижение» различаются по композиционному строению и по сюжету, для верующих их значение и смысл неизменны. Крест нередко называют Животворящим Древом, и вот его обретению – радостному событию христианской истории – икона и посвящена. А сам Крест воспринимается не орудием казни и страданий, а символом искупления.

Икона, посвященная Воздвижению, помещена в очень многих церквях и монастырях, ее имя также носят и сами сакральные здания. В частности, в нашей стране ее можно увидеть в одноименных храмах:

  • в Алтуфьево (Москва)
  • на Чистом Вражке в Москве

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в или г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум.

День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Икона «Воздвижение Креста Господня»

Икона «Воздвижение Креста Господня» связана с обретением реликвии и одним из главных православных праздников. События, изображенные на иконе, описывают вечную борьбу добра и зла, где победитель всегда один —​ Господь.

Икона «Воздвижение Креста Господня» олицетворяет событие, произошедшее в IV веке нашей эры. Оно связано с обретением святыни, на которой был распят Спаситель. Священные апокрифы повествуют о том, как иноверцы бросили все силы на то, чтобы окончательно стереть с лица земли любые доказательства жизни Иисуса Христа.

Под храмом, возведенным язычниками на горе Голгофе в честь своего божества, был спрятан крест, на котором некогда распяли Спасителя. Христиане не утрачивали надежду обрести святыню, и спустя триста лет Животворящий Крест был найден.

А чудеса, которые произошли в этот день, были запечатлены на иконе как доказательства победы Господа над ложью и обманом бесчестных людей.

История иконы

После того, как Иисус Христос отдал жизнь свою за грехи всего народа земного, Святой Крест был утерян. Его спрятали иноверцы, а христиане долгое время не могли его найти. Они не утратили надежды, и в IV веке случилось чудо.

Недалеко от горы Голгофы в Иерусалиме царица Елена нашла Крест, на котором распяли Спасителя. Она многие годы искала его, но, по слухам, один еврей знал, где был спрятан врагами Животворящий Крест. Елена нашла его в пещере, заваленной мусором, камнями и землей.

Чтобы узнать о его подлинности, в разрушенный храм пригласили смертельно больную женщину. Как только она дотронулась до Креста, муки покинули тело ее, она исцелилась, что доказало не только неподдельность реликвии, но и божественную помощь и любовь к каждому живущему на земле.

Этот день является одним из важнейших в жизни христиан.

Епископ местной церкви три раза поднял Крест во имя его обретения. Отсюда и пошло название «Воздвижение». Этот праздник считается одним из двенадцати главнейших православных праздников. А иконы, отражающие это событие, служат напоминанием о божественном покровительстве.

Где находится святой образ

Святыня «Воздвижение Креста Господня» хранится во многих церквях нашей страны. В московском храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке располагается икона с наиболее распространенным сюжетом. Более ранние списки можно встретить в Ватикане и Римском монастыре, в Капелле Сан-Сильвестр.

Описание иконы «Воздвижение Креста Господня»

Каждый иконописец видел важные детали события по-своему, поэтому святыни различаются по сюжету и исполнению. В основном на иконе изображена толпа народа, а позади них — церковь.

В середине иконы изображен Святитель, воздвигающий Крест над головой своей.

Впереди святыни — люди, пришедшие увидеть своими глазами чудо, а справа — правители Константин и Елена, которые помогли верующим вновь обрести Крест Господень.

В чем помогает икона

Перед иконой молятся об исцелении от тяжких недугов, в том числе неизлечимых. Святыня оказывает поддержку женщинам в борьбе с бесплодием. Люди в мольбах просят возле иконы об излечении от боли в зубах, костях, суставах, от хронических болезней. Сила данной святыни оберегает веру, не допускает ее ослабления и направляет на путь истинного счастья и благодати. 

Дни празднования

На 27 сентября приходится праздник Воздвижения Святого Креста. Это торжество для всех православных людей считается важным днем. Народ вспоминает о великой жертве Спасителя и о дне обретения Креста.

Молитва перед иконой

«О, Крест Святой! Ты хранитель тела моего и души моей! Ты заступник мой и защитник! Святые, дайте сил мне пройти мой путь до конца! Подарите мне исцеление и уберегите меня от болезней и недугов! Защитите от врагов и духов злых! Да вознесем мы Крест, дабы все ощутили силу его! Укрепите волю мою и сердце мое, подарите благословение да умолите Господа, дабы простил мне грехи мои! Да восславлю я величие Креста Животворящего, ведь пригвожденный Спаситель на нем претерпел страдания за души наши грешные! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Икона «Воздвижение Креста Господня» помогает нам в полной мере проникнуться событиями того дня, понять значимость великой реликвии. Ведь враги Христа делали все возможное, чтобы осквернить память Его и поселить в сердцах верующих обман и мысль о том, что Спасителя не было.

Но в течение трехсот лет вера в Господа была непоколебима, и Бог указал путь. Не забудьте встретить православный праздник, соблюдая все церковные традиции этого дня, и тогда Всевышней озарит и ваш путь светом надежды и счастья. Мы желаем вам мира в душе.

Будьте счастливы

Чудо обретения Креста Господня традиционно вспоминается православными верующими 27 сентября. Это событие предстает знаковым: узрев …

Работа является необходимым звеном жизни, а трудности, связанные с ней, могут значительно повлиять на благополучие. …

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», …

С давних времен иконы украшают не только стены храмов и церквей, но и дома верующих …

Икона Воздвижения Животворящего Креста Господня, в чем помогает и значение

Крест — это великая святыня для православного люда, главный символ христиан, надежда, защита и опора. Икона Воздвижение Креста Господня рассказывает об обретении Святого Креста царицей Еленой. Именно на нем был мученически казнен Спаситель.

Этому событию в Православной церкви посвящен праздник, который отмечается христианами всего мира 27 сентября, он так же называется Господским днем — Воздвижение Креста Господня.

Великий смысл его состоит в том, чтобы напоминать верующим о том, что ценой Своей жизни Христос даровал грешным людям Спасение и Вечность.

Воздвижение Креста Господня. Русская икона XVIII века. Частное собрание

История святого образа

Важным событием для всего человечества было восшествие на римский престол императора Константина в 306 г. Его не зря именуют Великим — это был первый император-христианин, сделавший очень много для установления Церкви Христовой по всему миру.

Будучи ревностным христианином, Константин очень хотел найти Крест, на котором пострадал Спаситель.

Но совесть не позволяла ему самому совершить поход в Святую Землю — как воин, он вынужден был убивать людей, поэтому считал себя недостойным такого дела.

Царица Елена, хотя и была уже довольно пожилой, сама решила исполнить желание своего сына. Именно она предприняла далекое трудное путешествие в Палестину.

  Канон святому преподобному Моисею Мурину, Эфиопскому

В Иерусалиме места, связанные с земной жизнью Христа, были заброшены, засыпаны землей, мусором, а над могилой Иисуса язычники воздвигли капище. Все это предстояло снести, чтобы найти желаемое. Трудности не напугали Елену, в результате крест был найден среди двух других. Константинопольский патриарх помог определить, какой именно принадлежал Христу.

На иконе показан момент воздвижения Честного Креста, проще говоря — подъем. На место казни Спасителя пришло очень много людей, чтобы все могли увидеть орудие казни, его несколько раз приходилось возносить.

Также были найдены гвозди, могила Иисуса, основано несколько храмов, которые стоят на Святой земле по сей день. Поначалу Крестовоздвижение было второстепенным праздником, сопряженным с днем обновления ротонды Воскресения. Начиная с 7 века это самостоятельный день почитания Креста.

Икона обретения Креста Господня

  • Событие Воздвижения случилось по промыслу Божию, намного позже событий, описанных в Евангелие.
  • Равноапостольная царица Елена осуществила обретение того самого Креста — орудия казни, на котором принял мученическую смерть сам Спаситель Мира.
  • Еще об иконах Господа:
  • Спас Нерукотворный
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Иисуса Христа Вседержителя

Ее сын, равноапостольный царь Константин, возжелал на местах рождения, страданий, воскресения Христа воздвигнуть храмы и найти Крест.

Его мать с трепетом и великим желанием взялась исполнить царскую волю. Для этого в 326 году она направилась в Иерусалим.

Враги Иисуса тщательно сокрыли святыню, закопав ее глубоко под землей. Но горожане указали царице на пожилого еврея по имени Иуда. Именно он знал место тайника. Оказалось, что святыня была брошена в пещеру, ее завалили мусором и землей, а сверху был возведен идолопоклоннический храм.

Елена повелела своим помощникам уничтожить статуи идолов и капища, но поиски не увенчались успехом. Но позже ей указано было место, где возвышался храм Венеры. Вскоре он был разрушен и христиане, творя Иисусову молитву, начали копать землюа т

После того как гора Голгофа была раскопана практически до своего основания, люди увидели пещеру Гроба Господня. Именно в ней после Распятия было захоронено тело Творца, тут же лежало три одинаковых креста. Никто не знал, как понять то, какой из них есть Крест Иисуса. Но Елена и сопровождающий ее патриарх иерусалимский Макарий были уверены, что Господь Сам укажет на Свой Крест.

Патриарх посоветовал подносить каждый из них к тяжелобольной женщине, которая находилась рядом с ними. Когда к ней поднесли первый и второй, то ожидаемого чуда не случилось. Но когда на болящую возложили третий крест, она тотчас выздоровела. В это же время мимо собравшихся шествовала траурная процессия. Епископ возложил Крест на покойного, тот встал живым и возблагодарил Христа.

Важно! Таким образом, христиане узнали Крест Господень, через который Он сотворил видимые чудеса и показал его животворящую силу.

Елена, патриарх и окружавшие их православные христиане, во множестве собравшиеся, возрадовались обретению святыни, благоговейно преклонили колена пред Крестом и целовали его.

Не каждый из желающих приложиться к святыне мог это сделать, ведь народу собралось бесчисленное множество.

Поэтому патриарх взял в свои руки святыню и взобрался на возвышение так, чтобы всем был виден Крест, а народ восклицал «Господи, помилуй нас грешных».

Частицу Животворящего Креста Господня Елена привезла своему сын Константину, другую часть оставила в Иерусалимской земле. Этот величайший дар царицы до сих пор покоится в храме Воскресения Христова.

Воздвижение Креста Господня. Икона первой половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

  Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы (+АУДИО)

Иконография

Центром композиции здесь является изображение неодушевленного предмета. Но он у любого человека ассоциируется с Иисусом, напоминает о Его муках. Без смерти не было бы воскресения и прощения. Крест является хранителем Вселенной, славой Ангелов, красотой Церкви — поет на праздновании святая Церковь.

Читайте также:  Акафист пантелеймону целителю: полный текст, в чем помогает святой и как читать

Окончательно современная иконография сложилась к 16 в.

  • На иконе Воздвижения Креста Господня верующие видят большое скопление народа. Это многочисленные жители Палестины, духовенство, вдалеке на возвышении изображают царицу Елену с императором Константином. Хотя он и оставался в Риме, поиск святынь был начат по его произволению.
  • На возвышении стоит Патриарх, который поднимает над головой Крест, украшенный зелеными ветвями в знак победы жизни над смертью. Его поддерживают служители. Сам христианский символ изображается иногда небольшим, иногда — довольно крупным. Действие разворачивается на фоне храма.

До возникновения данной композиции обычно по сторонам креста изображались святые Елена и Константин. Данный сюжет часто использовался для росписи храмовых стен.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение.

Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей .

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34.

33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей.

Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения).

Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

Богословское значение

Значение иконы глубоко символично. Она напоминает о божественном плане спасения человечества из рабства греху и смерти. Не случайно в этот день налагается строгий пост — в память о страдании Иисуса Христа.

Весьма торжественно проходит и богослужение в этот день. Крест выносится на поклонение верующим, такое бывает достаточно редко в годовом церковном цикле. Песнопения отличаются строгостью и торжественностью.

Лично для каждого верующего эта икона служит напоминанием о святой обязанности перед Богом. Кто хочет быть последователем Христа, должен взять свой крест (жизненных лишений, трудностей) и нести его до самого конца.

Также праздник Крестовоздвижения напоминает о Страшном суде, когда знамение креста будет явлено на небе, согласно Евангелию от Матфея (гл. 24, стих 30).

  • Икона Рождество Христово;
  • Значение иконы святой елены;
  • Зачем молятся Казанской иконе Божией Матери.

Песнопения Кресту Господню

  1. Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.
  2. Тропарь Кресту
  3. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

  4. Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную Скачать
  5. Кондак Кресту
  6. Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.

  7. Кресту Твоему
  8. Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА
  9. Радуйся Живоносный Kресте .

    Скачать

  10. Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.

Что означает праздник и как он отмечается?

В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом, уничтожение греха, источник безграничной любви.

Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с молитвы и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.

Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.

Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.

После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.

Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц. Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового.

Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком.

В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.

Царица бросала рабочим золотые монеты

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

В первой половине IV века не было ничего, кроме приказа царицы. И вполне серьезные церковные историки, вроде Евсевия Кесарийского, и авторы апокрифов, той же «Золотой легенды», приводят несколько эпизодов, которые у скептиков только смех вызовут.

Во-первых, рассказывают, что царица Елена стояла над рабочими и бросала им золотые монеты, чтобы они усерднее копали. Да уж, за вознаграждение можно найти не только нужный крест и табличку с надписанием «Иисус Назорей, Царь Иудейский», но даже и кости того плотника, который этот крест выпилил.

Во-вторых, свидетельство об иудее с симптоматичным именем Иуда, который долго не «кололся», где же тут кресты сохранились, но под пытками признался. Под пытками тоже можно в чем угодно признаться.

Да и вообще – Иерусалим со времени Распятия Христова пережил как минимум два разрушения.

Первое – в годы Первой иудейской войны второй половины 60-х годов, когда город превратился в руины, а от евреев, живших в Палестине, осталось едва ли чуть больше половины.

Люди гибли в ходе военных действий, от голода при осаде Иерусалима, многие были казнены, кто-то погиб в рабстве… Иерусалимский Храм был разрушен, на его месте построили храм верховного римского божества Юпитера.

Второй раз Иерусалим был разрушен в 135 году, после неудачного восстания Шимона Бар-Кохбы.

Не совсем, правда, неудачного – воодушевленные иудеи удерживали свою столицу целых три года, а многие даже поверили, что их предводитель и есть обещанный Мессия.

(Есть небезосновательное предположение, что вот здесь-то дороги иудаизма и христианства разошлись окончательно – до этого момента христианство воспринималось как одна из мессианских иудейских сект.)

Римский император Адриан такой наглости не потерпел, город в очередной раз разрушил, иудеям, да и христианам, запретил к нему даже приближаться, а на почитаемых местах установил языческие храмы.

Между христианами и иудеями он разницы особой не видел – все одно варвары – так что осквернил не только место Иерусалимского Храма, где последователи Бар-Кохбы попытались восстановить свою святыню, но и христианские «ориентиры» – холм Голгофы и кладбище рядом с ним, где, очевидно, и находился Гроб Господень. Мстительный император установил там капище Венеры.

Как выглядит икона?

Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях. Он же и самый распространенный.

Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками. Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.

Передний план заполнен изображениями святых, певцов, тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой. В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.

Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв. Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.

В чем помогает образ?

Перед образом «Воздвижение» произносят одну из наиболее сильных молитв – для защиты от всяческих бед, напастей, опасностей и болезней.

Икона обладает чудодейственными свойствами. Есть множество примеров исцелений после обращения к ней с молитвой. От хворей исцеляются и тяжелобольные, потерявшие надежду на исцеление. Святой Крест несет свою животворную силу даже на изображении. Так, к иконе принято обращаться в следующих ситуациях:

  • женщинам, желающим иметь ребенка, страдающим бесплодием
  • имеющим заболевания костей и суставов
  • с просьбой избавиться от хронических мигреней
  • вылечить зубную боль
  • об избавлении от хронических и неизлечимых болезней

Были случаи исцеления даже людей не церковных и не особо верящих в чудотворную силу икон. В порыве отчаяния и безысходности они искренне обращались к святому образу и получали исцеление.

Но почему-то мы в эту историю верим

Иерусалима не стало. На его месте возникла римская колония Элия Капитолина, с которой у нынешнего Старого города Иерусалима общего гораздо больше, чем у Святого града времен Иисуса Христа.

Сложно предположить, что почти двести лет спустя от даже самой крепкой человеческой памяти хоть что-то осталось.

Где уж было сохраниться деревянным крестам, выброшенным на помойку? И тем паче какой-то особый хранитель преданий старины иудей Иуда, чьи бабушки и дедушки не могли входить в город больше одного раза в год, а в редкие посещения вряд ли интересовались Голгофой и свалкой с крестами – фигура совсем фантастическая.

Предание об исцелении тяжелобольного и воскрешении умершего с помощью обретенного креста скептик даже не будет рассматривать.

Обретение Креста святой Еленой. Художник Cola dell’Amatrice

Но почему-то мы в эту историю верим. Сердцем верим. Что-то в душе на нее отзывается. Наверное, потому, что эта история – она про душу как раз и есть.

Когда-то мы отворачиваемся от веры. Когда-то мы бунтуем, когда-то погружаемся в быт и проблемы и не хотим думать ни о чем, кроме себя и своих удовольствий. Иными словами, когда-то мы более или менее сознательно погружаемся в грех. И от Святого Иерусалима в душе – того самого Иерусалима, в котором когда-то с радостью встречали Христа – остаются его жалкие развалины.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *