Икона бога-отца: можно ли изображать господа и уникальный образ саваофа

Икона Бога Саваофа считается очень древней и уникальной. Его изображения в иконографии прослеживаются с давних времен. Бог – отец был изображен в виде мудрого седовласого старца, его лик размещался на треугольнике, который символизирует Святую Троицу.

Историческая справка

Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Бог Саваоф. Картина В.М. Васнецова

Под войсками Творца подразумевают:

  • защитников израильских земель;
  • небесных служителей Бога;
  • сонмы святых, окружающих Его;
  • звезды и другие подобные объекты космоса.

Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.

Это интересно: Икона святой мученицы Елизаветы — разбираем досконально

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей.

Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»).

Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

Известные списки иконы Саваофа

В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.

Известны два списка этой древней иконы Саваофа:

  • Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

  • Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Икона «Отечество»

  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Это интересно: Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора)

О чем просят и как молятся перед иконой господа саваофа

Икона Бога Саваофа считается исповедальной. Молятся перед ней, прося отпущения грехов. Обращаться стоит к Богу в покаянной форме, прося у Него сил не поддаться греховным мыслям и не совершить безнравственные деяния.

Подле нее можно просить о самом сокровенном, судьбоносном для человека

Многими чудесами прославилась икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Свято-Никольском женском монастыре.

За многие года известно более сотни случаев излечения от бесплодия. Многие семейные пары, которые годами ждут и просят у Господа Саваофа продолжение рода, получили желаемое.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду.

Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство.

Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти».

Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие.

Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос.

Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Поделитесь в соц.сетях:

Икона Господа Саваоф

Икона Саваофа считается очень древней и уникальной. Его изображения в иконографии восходят к глубокой древности. Бог Отец изображался в виде седого старого мудреца, его лицо было помещено в треугольник, который символизирует Святую Троицу.

Немного истории

По православной традиции имя Господь Саваоф переводится как «Господь Саваоф». Следовательно, в отличие от других имен Всевышнего, встречающихся в Библии, слово воинств подчеркивало его силу и мощь.

Московский собор запретил любое изображение Бога-Отца, мотивируя это тем фактом, что Бог — это дух, которого никто не видел, а не видящий Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наносить на стены храма.

Поэтому и в древних, и в современных церквях можно увидеть иконы Саваофа.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Известные списки иконы Саваофа

В современном мире многие специалисты считают древнюю икону Саваоф древнейшим и самым загадочным видом православной иконописи.

Есть два известных списка этой древней иконы Воинства:

  • Богоматерь Знака — это икона, изображающая Бога-Отца Саваофа, восседающего на небесном престоле, в форме мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. Христос Эммануил изображен стоящим на коленях. В круге изображен голубь как символ Святого Духа. В нижней части иконы Саваоф изображение Богородицы, Знамение.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

  • Родина — представлена ​​как религиозный образ Троицы Нового Завета, но без образа Богородицы, на этой иконе Господь Саваоф также изображен в образе мудреца. Его изображали в белоснежной одежде, сидящим или идущим по облакам. Есть еще одно изображение иконы Отечества Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа — Даниил, слева — Симеон. Справа у подножия престола апостол Фома.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

О чем просят и как молятся перед иконой господа саваофа

Икона Саваофа считается конфессиональной. Они молятся перед ней, прося отпущения грехов. Стоит с покаянием обратиться к Богу, прося у Него сил не поддаваться греховным помыслам и не совершать аморальных поступков.

Рядом с ней можно просить самого сокровенного, судьбоносного для человека

Икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Никольском монастыре, прославилась многими чудесами.

За многие годы известно более ста случаев лечения бесплодия. Многие супружеские пары, которые годами ждали и просили Господа Саваофа продолжить семью, получили то, что хотели.

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу

О всемогущий суверенный царь! Покойся в облаках, покойся в Всевышнем, Благословенный на тверди небесной.

Свят, свят, свят Господь Саваоф, наполни небо и землю своей славой! Осанна Вышным! Пожалуйста, о Боже Всемогущий, смиренная молитва и мольба твоего слуги, пусть твои уши услышат голос наших молитв, святой Господь! Посмотри на нас с милосердием и послушай нас, твоих слуг от земли до небес, которые взывают к тебе: спаси нас, спаси и помилуй нас, избавь нас от всех проблем и несчастий и от всего зла, защити нас Святым Духом в дни и ночи и каждый час, дай мне победу и все такое, Ты — тем, кто молится, твою божественную силу, чудесную благодать, полную силу и силу. Силой честного и животворящего Креста Господа победи всех наших врагов, видимых и невидимых, сотвори их, как овец, и развеи их, как прах по ветру, чтобы они знали твое имя, Господи, вечно стыдно, как Вы — Всевышний по всей земле и холодеете тех, кто верит в вас во веки веков. Аминь.

Чтобы Бог слушал, необязательно ходить в святые места, совершать паломничество, главное — быть по-настоящему религиозным человеком.

А также, несмотря на бесконечные церковные споры, не утихающие по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Вам также может понравиться

Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе

На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей.

Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»).

Читайте также:  Молитва о прощении грехов: самые сильные тексты, как правильно просить

Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду.

Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство.

Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти».

Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие.

Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос.

Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Икона Саваофа: история, значение, где находится, в чем помогает и как молиться

Образ Всемогущего Отца считается уникальным и известен с древних времен. Чаще всего на иконах Спаситель изображается в виде седовласого старца на троне, с великой мудростью и миром в глазах. Лик Господа Отца на картинах помещен в символический треугольник, что говорит православным о присутствии Святой Троицы, исходящей от Всемогущего и Единого Бога.

Перед иконой Спасителя просят о прощении тяжких грехов, о силе для совершения добрых дел, об очищении сердца и окружающего мира.

Историческая справка

Одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемых в Писании, имеет еврейское происхождение и переводится как «хозяин». (т.е. Господь, создавший войско).

Бог Саваоф. Картина В.М. Васнецова.

Под армиями Творца подразумеваются:

  • Защитники земель Израиля;
  • Небесные слуги Божьи;
  • Вокруг Него сонмы святых;
  • Звезды и другие подобные объекты космоса.

Фраза «Господь воинств» уходит своими корнями в ветхозаветный период. Как культовое имя оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силом и ассоциировалось с христианским Ковчегом Завета.

Описание иконы

В Византии изображения Вседержителя не создавались и не использовались, в русской иконописной традиции этот образ появился в 16 веке. В основе творения лежал лик ветхозаветного Спасителя (Воплощение Сына Вечного).

Господь благословляет свой народ обеими руками или держит свиток или книгу. Его одежда белоснежная, складки хитона имеют розовый оттенок, гиматий (плащ) — зеленый, волосы равномерно рассыпаны по плечам.

Нимб имеет форму звезды, состоящей из пересечения двух ромбов.

Икона «Господь Воинств

Это изображение впервые появилось на иконе под названием «Страшный суд». Отец Саваоф изображен несколько раз в каждой из четырех композиций этого образа.

  • В первой композиции Бог, сотворив мир, отдыхает на кушетке, держа в руках распятие и сосуд (символ отправки Сына в жертву), на голове у него корона.
  • Во второй композиции Господь Саваоф изображен в поясе и медальоне.
  • На третьей он сидит на троне, держа в руке свиток, справа от него стоит воскресший Христос, а между ними — Святой Дух, венчающий Троицу.
  • Четвертый образ, озаглавленный «Приди, народ», изображает Бога, сидящего на херувимском троне, сияющего славой и с открытыми Писаниями в руках.
  • Образ Бога воинств широко использовался в иконописи, при создании литературных миниатюр и настенных росписей. В русских православных церквях XVI века изображение Господа Воинств часто помещалось на внутренней стороне главного купола. Изображения можно было увидеть в соборах Московского Кремля, в церкви в Вязьме (Одинцово) и в монастыре в Ярославле.

Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не следует напрягать воображение, чтобы увидеть Его. Не следует путать материальные достижения с бесконечным и неописуемым великолепием Господа. Любое понятие, приближающееся к Его образу, превращает наше познание в идолопоклонство.

Следует помнить, что икона является своеобразным ориентиром для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые, с другой стороны, видят Бога через свой внутренний свет, также неописуемый.

Православные образы Отца воинств в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Старого Денми (Воплощение Вечного Сына), использовавшемуся в византийской культуре. Подобный стиль использовался в настенных росписях и в качестве аналоговых лиц.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях многих икон, например: «Благовещение», «Рождение Богородицы», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого Духа на учеников Христа», икона Пресвятой Богородицы «Воцарение» и др.

  • На миниатюрах XVI века Он изображен сидящим в небесных сферах, благословляющим человечество. В Его левой руке — сфера, как в сцене «Сотворение мира».
  • Между 17 и 18 веками. Бог Отец изображается на настенных росписях в церквях на Балканах. Произведение «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.

Икона Отечества

  • На Московском Соборе 1667 года было запрещено использовать изображение Всевышнего Отца на иконах, транскриптах и миниатюрах. Закон был основан на мнении, что это изображение не соответствует канонам православной веры, поскольку Бог — Первое Лицо Святой Троицы — не может быть изображен и показан в истинном свете.
  • Однако запрет не помешал дальнейшему созданию наиболее значительных композиций («Родина» и «Сопрестолиум»). Их размещали на внутренней стороне главных куполов и других частей церквей. Несмотря на легко уловимую символическую связь между Господом Воинств и первой ипостасью Святой Троицы, имя «Бог Отец» под иконами не писалось. Широкая распространенность этих изображений в России объясняется их соотнесением с ликом Иисуса.

Читайте о канонических иконах Господа:

  • Икона «Тайная вечеря».
  • Икона Христа Пантократора
  • Икона Царя Славы

Молитвы к Богу Отцу

Молитвенная просьба, обращенная непосредственно к первой Ипостаси, имела большое значение на Руси. С древних времен акафист, входящий в структуру некоторых торжественных молитв, читался во время церковных служб.

Есть небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Аве», которым традиционно завершается икона, заменено словом «Господи Боже». Свабиаоф здесь называется Воинством Небесным, а акафист пронизан атмосферой глубокого благоговения перед Творцом. Поэтому фраза «помилуй меня» звучит как законное обращение сотворенного существа к своему Творцу.

Молитва Богу Отцу, Господу Саваофу

О могущественный Царь! Сидящий на облаках, покоящийся в вышних, благословляющий твердь небесную. Свят, свят, свят Господь Саваоф, наполни небо и землю славой Твоей.

Осанна в вышних! Исполни, Всемогущий Бог, эту смиренную молитву и прошение рабов Твоих, чтобы уши Твои услышали голос наших молитв, святой Господь! Войди милостиво и услышь нас, рабов Твоих от земли до неба, взывающих к Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избавь нас от всякого гнета и несчастья и всякого зла, защити нас днем и ночью Духом Твоим Святым, и во всякий час даруй мне победу и даруй всем молящимся Тебе Твою Божественную силу, дивную благодать, могущество и силу, полную силы и мощи. Силой искреннего и животворящего Креста Господня порази всех врагов наших, видимых и невидимых, сделай их как овец и развей их как пыль перед ветром, чтобы они познали имя Твое, Господи, чтобы они были посрамлены навеки, ибо Ты — Всевышний на всей земле, и уповающие на Тебя не убоятся, во веки веков. Аминь.

Внимательное прочтение молитвы к Богу Отцу обнаруживает провозглашение христианской доктрины Троицы. В краткой, но точной форме акафист представляет основные события церковной истории от дней творения до вселюбящей жертвы Христа. Все это, а также высокохудожественный стиль композиции и подачи, делает это молитвенное обращение к Господу одним из лучших произведений гимнографии.

На полотнах Господь чаще всего предстает в образе мудрого седовласого старца, символизирующего первое лицо Святой Троицы. Иконы Бога Отца получили широкое распространение с XVI века, и верующие обращаются к ним, чтобы получить избавление от греховности.

Несмотря на богословский запрет на изображение Спасителя, Его образы можно увидеть на внутренней стороне куполов, иконописных композициях и различных миниатюрах.

Икона господь саваоф запрещена

Образ Вседержителя-Отца считается уникальным и известен с давних времен. Чаще на иконах Саваоф предстает как седовласый старец на троне, в Его глазах читается великая мудрость и спокойствие. Лик Господа-Отца на изображениях размещен в символическом треугольнике, что повествует православным верующим о присутствии Святой Троицы, берущей начало от самого Всемогущего и Единого Бога.

Перед иконой Саваофа просят об отпущении порочных грехов, о придании сил на свершение благодетельных поступков, очищающих сердце и окружение.

Историческая справка

Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).

Под войсками Творца подразумевают:

  • защитников израильских земель;
  • небесных служителей Бога;
  • сонмы святых, окружающих Его;
  • звезды и другие подобные объекты космоса.

Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.

Описание иконы

В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына).

Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам.

Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.

Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.

  • На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
  • На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
  • На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
  • Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
  • Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.
Читайте также:  Поминовение усопших воинов: история праздника и традиции, текст молитвы

Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа. Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.

Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.
  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

  Икона в кремлевской стене

Читайте о канонических Господних иконах:

Молитвы к Богу Отцу

На Руси молитвенное прошение, обращенное непосредственно к первой Ипостаси, имело большое значение. С древних времен акафист, находящийся в структуре определенных торжественных молебнов, читается во время церковных служений.

Существует небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Радуйся», традиционно завершающее икос, заменено на «Господи Боже». Саваоф здесь именуется Предводителем Небесных воинств, а сам акафист пропитан атмосферой глубокого почитания Творца. Поэтому словосочетание «помилуй меня!» звучит как законное обращение созданного существа к своему Создателю.

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной.

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

При внимательном прочтении молитвенного текста Богу Отцу видится изложение христианской доктрины о Святой Троице.

В сжатой, но точной форме, акафист раскрывает главные события истории Церкви от дней творения до всемилостивой жертвы Христа.

Подобная характеристика в купе с высокохудожественной стилистикой построения и передачи информации возводит молитвенное обращение к Господу в ранг величайших произведений гимнографии.

На полотнах Господь чаще предстает в качестве мудрого седовласого старца, символизирующего первый лик Троицы. Своё распространение иконы Бога Отца обрели с XVI столетия, верующие обращаются к ним, чтобы получить освобождение от греховности.

  Икона паисия святогорца в чем помогает

Несмотря на богословский запрет использования образа Саваофа, изображения Его видны на внутренних сторонах куполов, иконографических композициях и различных миниатюрах.

Источник статьи: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-gospoda-savaofa.html

Существующие иконы Бога-Отца и можно ли изображать Господа, образ Саваофа

Икона для любого православного христианина является святыней, напоминающей о присутствии Господа в материальном мире.

Существует множество образов с ликом Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых людей. Но иконы, изображающие Бога-Отца, мало кто видел.

Вместе с тем, любой верующий человек должен знать, можно ли рисовать Бога-Отца, не является ли это грехом, и как относится к таким иконам церковь.

Можно ли изображать Бога-Отца на иконах – мнение церкви

Тема нанесения на иконы лика Бога-Отца возникала еще с древних времен. Этот вопрос не раз обсуждался многочисленными Вселенскими Соборами.

Еще в 787 году на 7 Вселенском Соборе иконописные образы с ликом Бога-Саваофа были отвергнуты святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Объяснялось это тем, что Бога-Отца никто не видел во плоти, в отличие от Бога-Сына, рожденного Девой Марией. Соответственно, невозможно изобразить то, что не дано было увидеть человеческому оку.

В телесном виде разрешено было изображать лишь тех, кто был людьми и носил плоть – Иисуса Христа, Богородицу, святых. Стоглавый Российский Собор, собранный в 1551 году, вновь поднял тему об изображении Бога-Отца. Решением Собора было предписано иконописцам не писать Саваофа на образах.

Это же было подтверждено и Большим Московским Собором, состоявшемся в 1655 году. Святые отцы категорически отвергли антропоморфный образ Господа, велев убрать его из храмов и монастырей. Считается, что такой образ искажает информацию об Отце и, следовательно, опасен для верующих.

Представление Бога-Отца в виде седого дедушки, сидящего на облаках, является еретическим. Оно не приближает верующего к спасению, а отдаляет, так как еретики не смогут наследовать Царствия Божьего.

Подробнее о триединстве Пресвятой Троицы

Основой догматического учения христианской церкви является триединство Божественной Троицы. Она представлена тремя лицами:

  • Богом-Отцом;
  • Богом-Сыном (Иисус Христос);
  • Богом-Святым Духом, изображающемся в виде голубя.

Эти три проявления сущности Господа, не слитны между собой, но и не раздельны. Человеческому разуму сложно понять это, так как в материальном мире ничего подобного больше нет. Поэтому продемонстрировать троичность Бога можно лишь на отдаленных примерах.

Некоторые священнослужители проводят аналогии с водой, которая может приобретать три состояния: пар, лед и жидкость. Несмотря на то, что это три разных составляющие, они имеют единую природу и являются водой.

Единство Святой Троицы подтверждают следующие характеристики:

  • наличие единой воли;
  • единая направленная сила;
  • совершение единого направленного действия.

Бог-Отец действует через Бога-Сына с помощью Святого Духа. Разделять три ипостаси нельзя, так как ни одно из них не может существовать без другого. Божественная Троица является единой духовной сущностью.

Единство Пресвятой Троицы святыми отцами разъясняется на примере души человека:

  • ум соответствует образу Отца;
  • мысль – образу Сына;
  • душа – образу Святого Духа.

Все три составляющие принадлежат одному человеку, но проявляются независимо друг от друга. В то же время мысли рождаются благодаря уму и существовать без него не могут. От ума исходит дух, рождающий мысли.

Эти три ипостаси человека неразделимы, как и неразделим Господь Бог. К познанию сути Пресвятой Троицы должен стремиться каждый христианин.

Только через познание этой тайны откроется перед верующими Божественная жизнь.

  В чем секрет мироточения икон

Неканоничные изображения Господа Бога-Отца

Несмотря на запрещение изображать Бога-Отца, некоторые иконописцы продолжали рисовать Его в образе «Ветхого днями».

Самой известной иконой с образом Бога-Отца является икона «Отечество». Бог-Отец представлен старцем, сидящем на небесном троне, руки подняты вверх. На голове у него нимб звездчатой формы, образующийся из двух пересекающихся ромбов.

На коленях у Господа сидит младенец Иисус, над головой которого круг с голубем внутри, символизирующим Святого Духа. В одной руке Христа свиток, другая – поднята вверх. В нижней части иконы изображен образ Божьей Матери «Знамение».

Начиная с VI века, различные ипостаси образа Бога-Отца появляются на многих иконах:

  1. «Троица Новозаветная», изображающая Бога-Сына уже взрослым и восседающим справа от Него, сидящего на престоле.
  2. «Всевидящее Око Божье» – представляет собой сферическое изображение, состоящее из нескольких сегментов. Внутри центрального сегмента находится иконографический образ Иисуса – Спаса Эммануила, благословляющего народ. От Него отходят четыре луча, указывающих на апостолов. Внутри второго сегмента изображены Божественные лики. Третья сфера демонстрирует звездное небо, в центре которого находится Божья Мать. Выше Богородицы – Бог-Саваоф с огненными ангелами.
  3. «Триипостасное Божество» – монументальная композиция, центр которой занимают образы Господа-Саваофа и Иисуса Христа. Между их нимбами расположен парящий голубь. Триипостасное Божество окружено херувимами и серафимами. Все свободное пространство заполняют фигуры ангелов и святых, нижние из которых стоят на облаках.
  4. «Сопрестолие» – представляет восседающих друг против друга Бога-Отца и Бога-Сына. Отец изображен седовласым старцем, а Сын – в образе Иисуса Христа. Между ними парит символизирующий Святой Дух голубь, от которого исходит яркий свет.
  5. «Распятие в лоне Отчем» – Бог-Саваоф изображен с крестом в руках, на котором распят Сын Божий. Тело распятого Христа прикрывают крылья Серафима.

Эти иконы не являются каноническими, так как не получили благословения церкви и считаются кощунственными. Использовать неканонические образы для молитв и церковных обрядов запрещается. Но, несмотря на это, их можно увидеть на росписях во многих православных храмах.

Уникальная икона Господа Саваофа

Один из самых древних и загадочных образов Бога-Отца – икона Господа Саваофа. Это одно из имен Всевышнего, упоминаемое в Библии и переводимое как «Воинство».

Под войсками Господа подразумевались:

  • небесные Божьи служители;
  • святые, окружающие Всевышнего;
  • звезды, планеты.

На иконе Бог предстает в образе мудрого старца с длинными седыми волосами до плеч и бородой.

На одних списках седовласый мудрец восседает на троне, на других – ступает по облакам. Лик его находится в треугольном нимбе, от которого расходятся лучи света. Поверх белого хитона (нижней рубашки) наброшен зеленый гиматий (накидка). Приподняв обе руки, Всевышний благословляет свой народ. В медальонах, висящих у него на груди, изображены младенец Иисус и Святой Дух в виде голубя.

К еще одному списку с образом Бога-Саваофа относится икона «Отечество».

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу благодарственная: 3 текста и как обращаться к угоднику

Есть еще образ Бога с изображениями святых апостолов. Справа от Господа находится Даниил, слева – святой Симеон. У подножия трона изображен Фома.

Но, чтобы быть услышанным Господом, совсем не обязательно лицезреть перед собой его зримый образ. Главное – по-настоящему верить в Него и придерживаться библейских заповедей.

Источник статьи: http://pravoslavy.ru/ikony/boga

Икона Бога-Отца: можно ли изображать Господа и уникальный образ Саваофа

Не только простых людей, но и исследователей интересует, какой образ Божий, что он собой представляет? Еще никому не удавалось увидеть его истинный облик. Но как заманчива эта перспектива. А можно ли увидеть то, что не поддается осязанию? Отдаваясь вопросу, как выглядит Бог, мы не уделяем внимание другой стороне этой темы. Быть может Бог существует в разных видах?

Кто такой Бог

В первую очередь, господь, это тот, кто создал все то, что нас окружает. Он не просто творец, то высший разум, личность, которая совершенна. Если рассматривать понятие “Бог”, то можно прийти к выводу, что оно многогранно и для человеческого восприятия оно сложное.

В православии считают, что Господь это сущность, которая знает обо всем и он появился еще до того, как возник мир. Он источник всего того, что существует на земле, принимает участие в делах происходящих на земле и посылает в помощь своих пророков. Верующие христиане знают о том, что Бог соединяет в себе три лица, которые составляют одну личность.

Многие религии представляют Бога в своем образе, и даже имена могут отличаться. Но всех их объединяет одно. Бог — это Высшая Духовная Сущность.

Понятие Бога

До того как появилось христианство, люди несколько тысяч лет жили с верой в Творца, который создал все, что их окружает.

Это не был единый бог, так как сознание людей древности не могло принять, что все сущее является творением одного создателя.

Поэтому в каждой цивилизации, независимо от того, когда и на каком континенте она зарождалась, был Бог-Отец, у которого были помощники – его дети и внуки.

В те времена было принято очеловечивать богов, «награждая» их чертами характера, свойственного людям. Так было проще объяснить природные явления и события, происходившие в мире.

Существенным отличием и явным преимуществом древней языческой веры было то, что бог проявляет себя в окружающей природе, в связи с чем ей поклонялись. В то время человек считал себя одним из многих творений, созданных богами.

Во многих религиях существовал принцип присвоения земным ипостасям богов вида животных или птиц.

Например, в Древнем Египте Анубис изображался в виде человека с головой шакала, а Ра – с головой сокола.

В Индии богам давали образы животных, живущих в этой стране, например, Ганеша изображался в виде слона.

Всем религиям древности была свойственна одна черта: независимо от количества богов и разности их имен они были созданы Творцом, стоящим над всеми, являющимся началом всего и не имеющим конца.

Как выглядит Бог по мнение церкви

В реальной жизни человек не может видеть истинный образ Бога. Каждому его облик предстает так, как он хочет. Единого вида не существует, ведь обращаясь с молитвой к Господу, человек представляет его так, как ему позволяет подсознание. И хотя церковь говорит, что Бог бестелесен, наше воображение все же ассоциирует его вид с чем-то.

Чаще всего образ Бога ассоциируется со старцем, у которого добрые глаза, длинные волосы и седая борода. Его глаза могут заглядывать в душу.

Однако Господь, не только нематериальный дух, который не имеет физического тела. Он находится там, где обитают серафимы, ангелы и архангелы, которые тоже не имеют физических тел.

А если бы у Бога все же было лицо, как бы оно выглядело в реальности? Есть большая вероятность того, что оно бы выглядело как у обычного человека, ведь мы все созданы по его подобию.

А какие эмоции оно бы выражало? Был бы он рад или огорчен нашими поступками? Ответы на эти вопросы зависят от нашей фантазии.

Нельзя думать о Боге ограничиваясь шаблонами, стандартные представления здесь тоже не подходят. Его образ живет в каждом человеке, и он выражается любовью господа.

Со временем в нашем сознании образ может измениться, появятся новые детали, но при этом перестанет развиваться. Мы получим тот вид, который пытались представить все время. Это будет кто-то близкий и узнаваемый.

Главное, что настоящий Бог всегда находится в нашей душе. Совершенно не важно, для кого как он выглядит, ведь обращаясь к нему, мы представляем его по-своему. Заметьте, что в Библии описано, как Господь являлся к святым каждый раз в разном образе.

Верите ли вы в существование Бога?

ДаНет

Вселенская форма Всевышнего

В «БХАГАВАД-ГИТЕ» («Песнь Бога»), в которой описано воплощение Всевышнего 5 тыс. лет назад, Кришна представил Свою вселенскую форму. Вся вселенная представляет собой – преобразованную энергию Бога (Всевышнего).

Поэтому, эта вселенская форма Всевышнего, по своей сути представляет собой – всю Вселенную, со всем происходящим, происшедшем и тем что должно будет произойти в будущем. Эту вселенскую форму могли видеть только люди, которые достигли – высокого уровня в духовном развитии.

Выше мы приводили выдержку из Евангелия от Матфея:

5:8. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

А также, форму Бога могут увидеть те люди, которым – Сам Всевышний позволил эту форму увидеть.

  Тонзиллит: что это за болезнь и как вылечить свое горло?

Вот как вселенская форма описана в «БХАГАВАД-ГИТА»:

( «БХАГАВАД-ГИТА» ; ГЛАВА 11)

Всевышний имеет качество – Верховного всемогущего Существа. Поэтому Он может проявлять Себя в любом месте, и в такой форме, в какой посчитает это – необходимым и целесообразным для данной ситуации, и в данное время. В этой статье описаны не все формы в которой Всевышний проявлял и будет проявлять Себя.

Эти формы воплощений и проявлений описаны в ведических писаниях, которые имеют огромный объём. Для того чтобы не запутаться, и понять всё в необходимой последовательности, следует начинать ознакомление с ведическими писаниями с «БХАГАВАД-ГИТА» – как она есть».

Это произведение представлено с ми, и поэтому воспринимается – должным образом. «БХАГАВАД-ГИТА» признана – квинтэссенцией, сутью всего ведического знания. И поэтому даёт общее и правильное понимание структуры и причины всего мироздания в целом.

В «БХАГАВАД-ГИТЕ» представлены все основные варианты и пути духовного развития человека.

……………………………………………..

У одного народа Бог проявляет Себя в качестве – неведомой и невидимой всемогущей силы. Проявляя Себя таким образом, Бог выстраивал Свои отношения с этим народом через – страх (за отклонение от Его законов). Видимо данное общество находилось на этой определённой стадии понимания взаимоотношений со Всевышнем.

В древней ведической цивилизации Бог воплощался в несравненно – прекрасной человеческой форме, для того чтобы люди этой цивилизации смогли строить свои взаимоотношения с Богом через – любовь! Такие отношения взаимной всепоглощающей разумной любви человека со Всевышним (Богом) являются – конечной, завершающей стадией духовного развития человека и развитого человеческого общества.

Человек может не верить в Бога. Но существование души человека, фактически является — доказанным фактом. Рекомендую ознакомиться с книгой Майкла Ньютона «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ». Профессиональный врач гипнолог высшей категории документирует в своей книге рассказы своих пациентов. Эта книга сразу после издания стала — мировым бестселлером.

Ознакомиться и почитать книгу онлайн можно перейдя по ссылке «МАЙКЛ НЬЮТОН: «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ»

P. S.

Кстати, Вы случайно не знаете происхождение слова –говядина“? (мясо коровы).

Одно из имён Всевышнего (Бога)“Покровитель коров”. На санскрите звучит: “Говинда”.

Го” – “корова“, “винда” – “покровитель“. Всевышний является – Покровителем коров, которые подобно второй матери, кормят его – своим молоком.

Поэтому, корова в ведической культуре является – священным животным, которому покровительствует Сам – Всевышний!

“Говиндам – ади пурушам, там ахам бхаджами”

перевод:«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу» Как же – пошло мы обходимся со своей древней культурой, называя именем Всевышнего(!) – кусок трупа животного, которое кормит нас своим молоком как своих родных – детей!

Именно от слова “Говинда” произошло слово – “Господь”. А также от “Govindam” – “God“.

КОНЕЦ

Мира всем! С. Амаланов

— СТАТЬИ И КНИГИ Сергея Амаланова —

……………………………………………………..

……………………………………………………………………….

Как выглядит Бог по Библии

Отец иисуса Христа имеет свое описание в Библии.

Вот несколько описаний, которые в ней можно встретить:

  1. Господь — это Дух. Он находится вне времени и пространства. Глаза человека увидеть его не могут, ведь состоит он из материй, которые привычны человеку.
  2. Как было сказано Богом Моисею в Ветхом Завете, его настоящий лик смертные увидеть не могут. Тот кто его увидит не сможет выжить.
  3. Пророк Даниил говорил, что Всевышний был одет в яркую белую одежду. Его престол горел пламенем, а волосы были как волна светлыми.
  4. А вот во Второзаконии говорится о том, что представлять Бога в живую нельзя. Представляя образ Создателя, мы возводим из него кумира, вводя себя в разврат и заблуждение.
  5. И в Священных Писаниях указывается, что истинный облик Господа живущим на земле увидеть не дано.

Факты о богах из истории

С давних времен люди веровали в разное божество. Это происходило из-за потребности в поклонении кому-либо. Однако общаться, приносить дары тем, кого не видишь сложно. После этого люди начали олицетворять своих покровителей с помощью картин, фресок. Так возносить молитвы было легче.

Православные люди почитают как одну из ипостасей Иисуса Христа. На иконе он изображен как ребенок находящийся на руках девы Марии.

Изображают своего Бога и другие религии. Древние кельты передавали образ своего покровителя как трехглавое создание. Это показывало насколько он могуществен, умен и обладает даром всеведения.

Египтяне в свое время изображали богов как полулюдей, полуживотных. Каждый из них имел определенной предназначение.

У греков боги чаще всего представали сильными существами, неуязвимыми. Но при этом они обладали человеческим разумом.

Почему икона Бога нужна верующим?

Иисус учил: «Будьте как дети».

Если спросить любого ребенка, как он представляет себе Бога Отца, то он наверняка скажет, что это добрый (или строгий, но справедливый) дедушка с большой белой бородой, который сидит на облаках.

Если ребенок уже знаком с основами православия, он может добавить, что там сидит еще Иисус Христос и летает голубь Святой Дух (примерно, как на иконе «Сопрестолие»).

Это, конечно, очень примитивное и наивное представление, но простому человеку важно иметь перед собой зримый образ своего Небесного Отца, Который прозревает все наши мирские дела и способен защитить нас.

Но и мы чувствуем свою ответственность перед Ним: создавая человека, Он наделил его свободой воли, поэтому только от нас зависит, выберем мы праведный путь или греховный.

А богословские тонкости большинству верующих недоступны.

(4

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector