Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв

Имя преподобного Германа Аляскинского истории долгое время известно не было. Однако силами исследователей все же было установлено, что почитаемого в православии угодника Божьего звали Егор Иванович Попов. Родился он в 1751 году, в обеспеченной семье купцов. Невзирая на все возможности для богатой и легкой жизни, он уже в 16 лет ступил на путь иночества.

Около пяти лет Егор подвизался в Троице-Сергиевой пустыни, что недалеко от Петербурга. Стремясь к совершеннейшему отречению от всего мирского и воспитанию в себе истинного православного духа, преподобный спустя время отправился на Валаам.

По одним данным, это произошло в 1778 году. По другим – в 1782 году. Монастырь, располагавшийся на островах Ладожского озера, был по природным причинам отделен от внешнего мира большую часть года.

Жизнь в обители потому была особенно непростой, требующей крепкой веры, мужественности и жертвенности.

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв

                                                                                                                                                                               Икона преподобного Германа Аляскинского

Достойно выдержав все испытания, преподобный Герман получил благословление игумена Назария на уединенное постоянное жительство в лесу в неустанных молитвах, строжайшем аскетизме и труде.

Так святой прожил еще некоторое время, пока в 1793 году Господь не призвал его вместе с Первой духовной миссией отправиться на Аляску, чтобы построить в этом суровом крае православные храмы и обратить в праведную веру язычников.

Сам путь к Северной Америке и пребывание на ее холодных землях стало не только духовным, но и тяжелейшим физическим испытанием для каждого миссионера.

Преподобный Герман не только с достоинством переносил все тяготы паломничества, но и стал, в результате, одним из главных миссий.

Проникновенное знание духа и буквы Священного писания, неимоверная доброта, мудрость и готовность самоотверженно служить людям — за это святого глубоко почитали на Аляске и с радостью шли за ним в православие. А потому святого еще называют «всея Америки чудотворцем».

Умер праведник 13 декабря 1837 года, заранее предсказав день своей кончины.

Канонизация Германа Аляскинского

После смерти праведника его могила на Еловом острове (Аляска) быстро стала местом сбора православных верующих, стремящихся прикоснуться к святыни и вознести молитвы святому старцу.

В 1969 году Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь решила официально причислить праведника к лику святых. 11 марта на Архиерейском Соборе была совершена торжественная канонизация Германа Аляскинского.

В том же году решение о прославлении преподобного старца приняла Русская Православная Церковь Заграницей. И в июле 1970 года состоялось торжественное прославление святого Германа, а после и открытие его мощей.

Зимой 1970 года Священный Синод РПЦ внес имя Германа Аляскинского в месяцеслов Русской Церкви.

Местонахождение мощей сегодня

Мощи святого покоятся в нарядной раке в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк в Северной Америке.

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв

                                                                                                                                                                           Мощи Преподобного Германа Аляскинского

О чем молятся Герману Аляскинскому?

Жизнь святого была исполнена тягот и лишений, большого труда и неустанного служения Господу и людям.

При этом отречение от мирских благ и готовность самоотверженно выполнять свой христианский долг были абсолютно добровольными — преподобный старец именно так видел свою роль в судьбе православия.

Поэтому сегодня святого Германа просят об укреплении веры, о воспитании в себе мужественности и решительности, умения стойко переносить все тяготы жизни.

Преподобный угодник был высоко почитаем среди первых православных верующих Аляски за свой удивительный дар помогать советом или делом каждому, кто к нему обращается.

Как по религиозным, так и по мирским вопросам. Перед иконой святого старца смело можно молиться о помощи для себя и близких в любых жизненных трудностях.

А также об исцелении от хворей, даже самых тяжелых и, казалось бы, безнадежных.

Дарованные праведнику Господом от рождения мудрость, здравомыслие, ясность и быстрота мышления помогли ему быстро выучить Священное Писание и постичь многие другие премудрости. Зная об этом, святого просят еще и об успехах в учении, легкости освоения нового жизненного опыта.

Чудеса Германа Аляскинского

Обретение новой жизни

Александр Николаевич переживал крайне сложный этап в жизни. Ведя беспутный образ жизни, он страдал от алкогольной, табачной и наркотической зависимости. Врачи отмечали наличие у мужчины тяжелых психологических и психиатрических отклонений. Каждый день приносил лишь новые разочарования и страдания, все больше усугублял и без того бедственное положение Александра.

Мужчину все чаще посещала греховная мысль о самоубийстве — бороться с собой и сложившейся ситуацией он не мог. Помогли Александру чужие люди, рассказавшие о православии и святых угодниках его, с честью выдержавших посланные Господом испытания и одаренных за это множественными духовными благами.

Воцерквившись, Александр стал молиться о своем спасении Герману Аляскинскому, а также Агапиту Печерскому. Уже спустя три месяца мужчина чудесным образом избавился от пагубных пристрастий и дурных мыслей. У него очистился от негатива и смуты рассудок, прояснилось сознание.

С тех пор Александр ведет праведный образ жизни и чтит святых как своих покровителей и заступников перед Богом. Все лихое ушло на задний план, и с каждым днем воспоминания о былых страшных днях, а вместе с ними и побуждения к новым грехам появляются все реже.

Исцеление после инсульта

Прасковья пережила инсульт и находилась в тяжелом состоянии. Женщина была прикована к постели, не могла сама себя обслуживать. Родственники решили за помощью обратиться к церкви и приобщить к православной вере и больную, дабы та могла сама попросить у Господа и святых праведников для себя защиты, помощи и исцеления.

Так Прасковья впервые узнала о том, кто такой преподобный Герман Аляскинский, а также святитель Илларион Киевский и мученик Понтий. Женщина, надеяться которой было уже не на что, стала от всей души молиться святым.

Как могла, своими словами, но от души. Медленно, но верно состояние ее улучшалось. У семьи появилась робкая надежда на полное восстановление больной после тяжелой хвори.

И с каждым месяцем, видя новые положительные изменения, они лишь укреплялись в своей вере.

Сегодня Прасковья может ходить с палочкой, но все же самостоятельно, за что неустанно благодарит Господа и святых угодников его.

Спасение от гибели

Молодожены Лео и Кетлин вели активный образ жизни. В свадебное путешествие они решили отправиться на Аляску, чтобы исполнить давнюю мечту — покорить местную гору Денали.

Приехав на туристическую базу, они начали активную подготовку к восхождению. Задача была достаточно сложной, а потому крайне важно было не только выяснить все детали и идеально изучить маршрут, но и дождаться хорошей погоды. В один из дней, когда, как им показалось, настроение природы благоприятствовало осуществлению их задумки, влюбленные отправились в поход.

Путь был нелегкий, но пара уверенно шла к цели. Спустя пару дней после начала восхождения, вечером, им вдруг повстречался странный на вид пожилой мужчина в черном облачении, который шел им навстречу.

Старец рассказал, что он, как местный житель, прекрасно разбирающийся в здешней природе и особенностях погодных явлений, настоятельно рекомендует молодым как можно быстрее вернуться обратно в лагерь. Мужчина предупредил, что вскоре гору накроет сильнейшая буря.

Посели в Лео и Кетлин сомнения и страх, удивительный старец оставил их.

Крайне озадаченные случившимся, муж с женой решили не рисковать и отложить путешествие до более подходящего случая.

Обсуждая случившееся по пути в лагерь, они вдруг вспомнили, что у седовласого незнакомца не было при себе ни рюкзака с провизией, ни теплой одежды.

Это было, по меньшей мере, удивительно, ведь при таком длительном и тяжелом восхождении просто невозможно обойтись без снаряжения, провизии и одежды, надежно защищающей от холода.

Каково же было удивление пары, когда у самого подножия горы их все-таки настигла страшная буря. К счастью, путешественники были уже в безопасном месте и смогли укрыться от ненастья. Мысленно поблагодарив чудного незнакомца за спасение, они через некоторое время благополучно вернулись в лагерь.

Спустя несколько дней, сидя в местном кафе, Лео и Кетлин заметили на стене заведения фотографию того самого старика, которого они тогда встретили на тропе. От официанта ребята узнали, что это снимок иконы, на которой изображен высокочтимый православный святой Герман, некогда живший на Аляске.

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв

Открытие поразило супругов. Они уже знали, что несколько альпинистов, начавших восхождение примерно в то же время, что и они, но не вернувшихся с горы до бури, были объявлены пропавшими без вести. Получается, что повстречавшийся им праведник явился, чтобы спасти от верной гибели. Более того, старец не обманул — он действительно был местный…

Как доехать к святому преподобному Герману Аляскинскому?

Прямых авиарейсов до Кадьяка из Москвы нет. Вариантов авиамаршрутов может быть несколько, однако самым доступным по цене будет перелет с пересадками в Лос-Анджелесе и Анкоридже. Всего путешествие (при условии, что рейсы не будут задерживаться/откладываться по тем или иным причинам) займет 38 часов. Вылет из Шереметьево, прилет в Kodiak Municipal Airport.

Православный апостол Америки – преподобный Герман Аляскинский

Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.

25.12.2015 Трудами братии монастыря  16 574

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв На самом деле он из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. 26 декабря празднуется память валаамского святого – преподобного Германа Аляскинского. Описание его жизни впервые составлено братией Валаамского монастыря в 1867 году. В 1868 году оно было издано под названием «Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера». В 2005 году Валаамским монастырем на основании новых данных о жизни святого, обнаруженных в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) кандидатом исторических наук Сергеем Корсуном, было издано исследование «Преподобный Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке». ***

Читайте также:  Можно ли беременной крестить ребенка в церкви: плюсы и минусы, суеверия

Сергей Корсун много лет занимается этнографией народов Аляски, написал более 50 статей, и в архиве наткнулся на интересные документы, связанные с Русской Миссией на Аляске:

— Я стал искать более точные сведения о преподобном Германе, и в 2003 году в Петербурге, в Центральном государственном историческом архиве обнаружил два документа. Первый – это свидетельство о выдаче паспортов пятерым послушникам Саровского монастыря, когда они во главе с игуменом Назарием поехали на Валаам. Среди них был и будущий преподобный Герман. Второй документ – письмо в Священный Синод, в котором настоятель Валаамской обители отец Гавриил сообщает, что в 1782 году бывшие саровские послушники приняли у него постриг. Среди прочих с именем Герман пострижен Попов Егор Иванович – это и есть мирское имя преп. Германа.

— Еще какие-то сведения о преподобном там сообщаются?

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв — Да, год и место рождения. Он родился не в 1757 году, как прежде думали, а в 1751. В наших календарях до сих пор пишут, что преподобный родом из Серпухова, из купеческой семьи. На самом деле он из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. В 17 лет Егора Попова забрали в рекруты, в армии он служил 11 лет, после чего пошел в Саровский монастырь. Преподобные Серафим Саровский и Герман Аляскинский очень похожи. Даже на картинках их рисуют одинаково – у лесной кельи, кормящих медведя. Это подвижники одного поколения, одного духа. Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.

— Прошло уже полторы сотни лет, как Россия отказалась от Аляски. Интересно, там кто-нибудь еще говорит по-русски?

— 150 лет назад столицей Аляски был Новоархангельск (ныне г. Ситка), там, в основном, жили русские. В остальных селениях преобладали креолы и аборигены. Они потом довольно быстро перешли или на английский, или на свой эскимосский язык. А русские почти все уехали в «нижние штаты», в сами США, поближе к цивилизации. Основной отток населения пришелся на период между 1920 и 1940 годами, в эту пору в Сан-Франциско образовалась большая «аляскинская колония». Вместе с русскими уезжали многие креолы, а некоторые оставались.

Преподобный Герман Аляскинский

Впрочем, известен и такой факт. На Аляске, на Кенайском полуострове, есть русское село Нинильчик. Туда после продажи Аляски в течение 77 лет не заходил ни один корабль – люди жили в полной изоляции. И когда в 1935 году в Нинильчик явился первый протестантский проповедник, то с удивлением обнаружил, что никто не понимает его речь: с ним говорили только по-русски.

— В своей книге вы рассказываете, что прп. Герман в Миссии на Аляске был обычным монахом, нес послушание пекаря. И вдруг он возглавляет Миссию, к нему на остров Еловый, где он позже жил отшельником, едут правители Русской Америки не только за духовным советом, но и по вопросам управления территорией. Что особенного было в этом человеке?

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв — Преподобный не был даже священником, он умер простым монахом. И главой Миссии стал против своего желания. Святой Герман вообще тяготился мирской жизнью, ведь он еще на Валааме жил в пустыни. Я так думаю, он и не хотел быть миссионером, хотя вызвался добровольцем ехать на Аляску. Остальные члены Миссии отправились туда больше по долгу и по приказу, а не по желанию. Когда представилась возможность, Герман уединился на острове Еловом, чтобы провести там жизнь отшельником, в молитве. Но Господь судил иначе. В 1819 году на Аляске случилась страшная эпидемия, много людей умерло и Герману пришлось взять на воспитание двухлетнего сироту-креола Герасима Зырянова. Это был знак батюшке, что он должен стать миссионером. Он перестал убегать от людей, и к нему на Еловый пришло еще несколько учеников. Потом, узнав о подвигах батюшки, пришла алеутка Софья Власова, позже к ней присоединилось 12 учениц. Так рядом с пустынной кельей Германа образовался настоящий монастырь.

— Может, это нежелание Германа быть миссионером и привело к истинному миссионерству? Когда он в молитве стяжал благодать, аборигены сами к нему потянулись?

— Да, Герман творил настоящие чудеса и радел за местное население, что привлекало людей. Но специально он к этому не стремился. Я думаю, что батюшка по своему смирению считал себя недостойным такого трудного делания – миссионерства. Сохранилось первое по прибытии на Аляску письмо прп. Германа на Валаам, игумену Назарию. В нем отец Герман, пекарь Миссии, с восхищением пишет о миссионерских подвигах своих собратьев. Надо заметить, что миссионеры трудились самоотверженно и на своем пути крестили тысячи аборигенов. Но поначалу это было формальное крещение, ведь наши отцы местного языка еще не знали и не могли объяснить суть православного учения. Настоящая миссия началась позже, когда почва была подготовлена, в том числе молитвенными подвигами прп. Германа.

Записал Михаил СИЗОВ, газета «Вера – Эском»

*** Из жития преподобного Германа Аляскинского. Когда отец Герман почувствовал, что приближается время его упокоения, он приказал своему ученику Герасиму зажечь свечи перед иконами и читать Деяния Святых Апостолов. Через какое-то время лицо его просияло, и он громко произнес: «Слава Тебе, Господи!». Повелел прекратить чтение и объявил, что Господу угодно еще на неделю продлить его жизнь. Через неделю опять были зажжены свечи, и тот же Герасим читал Деяния Святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову, келья наполнилась благоуханием и отца Германа не стало. В этот же вечер жители селения Катани, которое находилось на острове Афогнак, видели над Еловым необыкновенно светлый столб, который шел от земли к небу. Пораженные чудесным явлением, креол Герасим Вологдин и его жена Анна сказали: «Видно, отец Герман оставил нас» и стали молиться. Также этот светлый столб видела кадьякская алеутка Анна Нацмышкнак. К. Ларионов писал в 1867 году: «О сем я слыхал от многих людей, которые видели с разных мест, другие видели на море, едучи на байдарках». В Америке над могилой святого была сооружена скромная деревянная церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. К большой частичке его мощей и сейчас можно приложиться в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. И некоторые паломники, подходя к этой величайшей святыне, именно так впервые знакомятся с преподобным отцом Германом.

Преподобный Герман Аляскинский

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитв

Родился преподобный Герман в Серпухове в благочестивой купеческой семье около 1758 года. С самых юных лет возымел отрок Герман великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения пошел в монахи. Сначала поступил он в Троицко-Сергиеву пустынь в окрестностях Петербурга. Прожив в Сергиевой пустыни пять или шесть лет, он перешел в Валаамский монастырь.

Всей душой полюбил он величественную Валаамскую обитель; полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю братию. На Валааме отец Герман проходил разные послушания.

Испытав его ревность в трудах общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в пустыню. Пустыня эта находилась в глухом лесу, в полутора верстах от обители.

Подвиги преподобного на Валааме продолжались пятнадцать лет.

Это было время расширения пределов России на север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова, С открытием островов обнаружилась необходимость просветить светом Евангельским их обитателей.

Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященного митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман.

В 1793 году Духовная миссия, образованная для проповеди христианства и крещения язычников — жителей Аляски и прилегающих к ней островов, отправилась из Петербурга на остров Кадьяк и прибыла на место назначения в 1794 году.

Святой ревностью проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство; была заведена школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте жительства миссионеров.

Монаху Герману Господь благословил потрудиться в Новом Свете дольше других. Под руководством начальника архимандрита Иоасафа (Болотова) Миссия достигла больших успехов. В 1794 году был освящен первый православный храм Воскресения Христова на острове Кадьяк.

В 1799 году архимандрит Иоасаф в Иркутске был хиротонисан во епископа Кадьякского. Возвращаясь из Иркутска, преосвященный Иоасаф со спутниками погиб во время шторма в океане.

Старец Герман фактически стал исполнять обязанности начальника «Кадьякской Миссии», Его хотели посвятить во иеромонаха и удостоить сана архимандрита с последующим назначением в Пекин, но инок отказался от повышения и пребывал до конца дней своих простым монахом, исполняя великий подвиг старчества.

Читайте также:  Святой Рустик: житие и почитание в православии, икона и тексты молитв

Преподобный Герман поистине был пастырем добрым и защищал жителей Кадьяка от произвола колонистов и предпринимателей. Православные миссионеры пришли к жителям Аляски и ее островов с проповедью любви и мира и обращались с приходившими к ним жителями, как с братьями.

Отец Герман жил сначала возле храма Миссии на Кадьяке, впоследствии переселился на близлежащий остров Еловый, который он называл «Новым Валаамом».

Его современники были постоянными свидетелями подвижнических трудов отца Германа, его забот о больных во время губительных эпидемий, его бесстрашного заступничества за подвергавшихся насилию.

Подвиги и келейные молитвы старца оставались почти неведомыми миру но не мог укрыться от окружающих свет его благодатной жизни, исполненной самоотречения и нестяжательства. Беседа старца производила на слушавших его неизгладимое впечатление. Особенно поражали собеседников ясность его мысли, четкость и глубина суждений.

Как смотрел отец Герман на туземных жителей Америки, как понимал свое отношение к ним и как сочувствовал их нуждам, выражает он сам в одном из писем к правителю колонии: «Любезному нашему отечеству — писал он, — Творец как будто новорожденного младенца дать изволил; край сей, который еще не имеет ни сил к каким-нибудь познаниям, ни смысла, требует не только покровительства, но по бессилию своему и слабого ради младенческого возраста — самого поддерживания; но и о том самом не имеет он еще способностей кому-либо сделать свою просьбу. А как зависимость сего народного блага небесным Провидением, неизвестно до какого-то времени, отдана в руки находящемуся здесь русскому начальству, которое теперь вручилось вашей власти, сего ради я, нижайший слуга здешних народов и нянька, от лица тех пред вами ставши, кровавыми слезами пишу вам мою просьбу. Будьте нам отец и покровитель. Мы всеконечно красноречия не знаем; но с немотою, младенческим языком говорим: «Отрите слезы беззащитных сирот, прохладите жаром печали тающие сердца, дайте разуметь, что значит отрада!»

Как старец чувствовал, так и поступал. Помогал нуждающимся чем только мог, — и алеуты и их дети часто посещали его. Кто просил совета, кто жаловался на притеснение, кто искал защиты, кто желал помощи — каждый получал от старца возможное удовлетворение. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения.

Однажды на корабле из Соединенных Штатов занесена была на остров Ситха, а оттуда на остров Кадьяк повальная заразная болезнь. Смертность была так велика, что три дня некому было копать могилы и тела валялись незарытыми.

Во все время этой грозной болезни, продолжавшейся, с постепенным ослаблением, целый месяц, преподобный, не щадя себя, неутомимо посещал больных, увещевал их терпеть, молиться, приносить покаяние или приготовлял их к смерти.

Особенно старался старец о нравственном преуспеянии алеутов, С этою целью для детей сирот устроено было им училище; он сам их учил Закону Божию и церковному пению.

С этою же целью в часовне близ его келий в воскресные и праздничные дни собирал он алеутов для молитвы. Здесь разные молитвы читал для них его ученик, а сам старец читал Апостол, Евангелие и устно поучал их.

Так приятно было его слушать, что беседующие с ним алеуты увлекались его словом и нередко только на закате дня нехотя оставляли его.

Преподобный Герман был сподоблен многих сверхъестественных даров от Бога. Однажды отец Герман обратил одного морского капитана из лютеранской веры в Православие. Человек этот был весьма образован; кроме многих наук, он знал языки, но не мог устоять против убеждений и доказательств отца Германа и присоединился к Православной Церкви.

Когда он отъезжал из Америки, старец при прощании сказал ему: «Смотрите, если Господь возьмет вашу супругу у вас, то вы никак не женитесь на немке; если женитесь на немке, то она непременно повредит ваше православие». Капитан дал слово, но не исполнил его. Предостережение старца оказалось пророческим.

Через несколько лет, действительно, умерла жена у капитана и он женился на немке; вероятно, он оставил или ослабил веру и умер скоропостижно без покаяния.

С кроткой любовью, не смотря на лица, обличал он многих в нетрезвой жизни, недостойном поведении и притеснении алеутов. Обличаемая злоба вооружалась против него, делала ему всевозможные неприятности и клеветала на него, обвиняя преподобного старца в возмущении алеутов против начальства,

Для проверок и расследований присылались «полномочные». Однажды служители обыскивали келию отца Германа, предполагая найти у него большое имущество. Когда не нашли ничего ценного, один из них стал топором выворачивать половые доски.

«Друг мой, — сказал ему тогда отец Герман, — напрасно ты взял топор; это орудие лишит тебя жизни!» Через некоторое время потребовались люди в отдаленный форт, и туда из Кадьяка послали русских служителей, в их числе и этого человека; а там местные жители ему сонному топором отсекли голову

Однажды на Еловом острове случилось наводнение. Жители в испуге прибежали к старцу; тогда он вынес икону Божией Матери на отмель и стал молиться. По окончании молитвы, обратясь к присутствующим, сказал: «Не бойтесь, далее этого места, где стоит святая икона, не пойдет вода». Слово старца исполнилось. Старец обещал такую же помощь и на будущее время.

Барон Ф. П. Врангель по просьбе старца писал под его диктовку письмо одному митрополиту. Когда окончено и прочитано было письмо, старец поздравил барона с чином адмирала. Изумился барон; это была для него новость, которая действительно подтвердилась только через долгое время при выезде его в Петербург.

«Жаль мне тебя, любезный кум, — говорил отец Герман правителю колонии, — смена тебе будет неприятная!» Года через два правитель при смене с должности связанным был отправлен на остров Ситха.

Однажды загорелся на Еловом острове лес. Находясь с учеником своим Игнатием в чаще леса, старец провел на земле полосу и сказал: «Будьте спокойны, огонь не перейдет этой черты!» На другой день огонь с сильным напором достиг черты, но, пробежав вдоль нее, остановился, не коснувшись густого леса, находившегося за чертой,

Часто говорил старец, что в Америке будет свой архиерей, тогда как об этом никто и не думал, да и надежды не было, чтобы в Америке был свой архипастырь, но пророчество его сбылось в свое время.

Незадолго до кончины старец Герман потерял зрение, но хранил полную ясность ума и удивительную память.

Он предсказал духовным чадам время своей кончины и обстоятельства погребения, Повелев возжечь свечи пред иконами, старец блаженно почил при чтении Деяний святых апостолов, Кончина его последовала на 81-м году жизни, 13 декабря 1837 года. Над могилой преподобного Германа был поставлен простой деревянный крест, а впоследствии сооружен и деревянный храм, освященный во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев.

В 60-х годах прошлого века в России уже было известно о местном почитании преподобного Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудотворениях. Исцеления по молитве старца Германа записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года).

Впервые сведения о житии преподобного Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1894 году В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последних дней своей жизни. В 1952 году были составлены житие и акафист святому Герману.

В 1969 году архимандрит Герасим открыл святые мощи преподобного Германа и положил их в специально построенной небольшой часовне.

9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской православной миссии в Северной Америке.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля.

23 июля 2001 г.

Преподобный Герман Аляскинский

Такая далекая и такая близкая Аляска. Далекая для жителей нашей страны, проживающих на европейской ее части, и близкая для тех, кто живет на самой восточной ее окраине.

Между мысом Дежнева на русской Чукотке и мысом принца Уэльского, крайней западной материковой точкой Северной Америки всего 86 километров.

Как две руки, протянутые для приветственного рукопожатия, тянутся друг к другу земли России и Аляски.

Герман Аляскинский: биография преподобного и икона святого, тексты молитвИкона святого Германа Аляскинского

Первыми европейцами, освоившими эти территории в первой половине XVIII века, были русские мореходы и исследователи новых земель.

Когда первопроходцы узнали, что Аляска богата рыбой, пушниной, морским зверем, туда потянулись предприимчивые люди. С 1772 года началось заселение русскими островов, а потом и прибрежной части материка.

В погоне за прибылью промышленники осваивали все новые территории.

Но не только земные богатства привлекали на Аляску людей. Вслед за теми, кто брал от местного население всё, пришли те, кто готов был поделиться с ними самым дорогим – своей верой.

В 1794 году на остров Кадьяк, где было одно из самых крупных поселений, прибыла православная миссия, состоявшая из насельников Валаамского, Коневского монастырей и Александро-Невской лавры.

Читайте также:  Икона Благодатное небо: значение образа Богородицы, в чем помогает и молитвы

Среди них был монах Герман, которого впоследствии назовут апостолом Америки.

Долгие годы существовала официальная версия о месте рождения преподобного Германа. Главный исследователь его жизни Сергей Анатольевич Корсун называл родиной святого подмосковный город Серпухов, но в 2003 году были открыты новые факты.

Это были два документа, обнаруженные ученым в Петербуржском Центральном государственном историческом архиве, которые свидетельствовали о том, что преподобный родился в городе Кадоме Шацкого уезда Воронежской губернии (ныне районный центр Рязанской области).

В миру его звали Егором Поповым. В жизнеописании преподобного Германа, составленном братией Валаамского монастыря, говориться о том, что, будучи мальчиком, он какое-то время жил в Саровской пустыни в келье монаха Варлаама, которая стояла в гуще монастырского леса.

По всей видимости, это была первая попытка обретения иноческой жизни. Но в 17 лет Егора забирают в армию, где он станет служить в воеводской канцелярии. Когда же в 1777 году воеводства упразднили, бывшему подканцеляристу Попову по состоянию здоровья было разрешено оставить службу.

Егор, которому в то время было 27 лет, принимает решение уйти послушником в ставший ему родным Саровский монастырь.

Эта обитель в первую очередь связана у верующих людей с именем одного из самых почитаемых русских святых Серафимом Саровским.

Но мало кто знает, что Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим, был в Сарове в одно время с Егором Поповым. Молодые послушники жили в обители вместе несколько лет и вполне могли общаться друг с другом. Потом их пути разошлись.

Одному суждено было стать в будущем известным Саровским старцем, а другому – крестителем Америки.

В 1782 году вместе со своим духовным наставником иеромонахом Назарием и другими послушниками Егору пришлось отправиться в пределы Северной столицы. Несколько месяцев они провели в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Здесь будущему святому предстояло тяжелое испытание: у него на горле образовалась опухоль, которая быстро увеличивалась и вскоре обезобразила все лицо. Боль была ужасная, но послушник не обратился к врачу, а упал на колени перед образом Божией Матери, прося исцеления.

Он молился всю ночь, а наутро от страшного нарыва осталась только небольшая ранка. Болезнь прошла, а вера в душе молодого человека еще больше укрепилась.

Из Санкт-Петербурга послушники вместе со своим наставником направляются на Ладогу. Там на острове Валаам возрождалась монашеская жизнь. Новой братии предстояло заняться не столько благоустройством монастыря, сколько возрождением его духа.

За довольно короткий срок отцу Назарию удалось наладить иноческую жизнь, соответствующую прежнему строгому уставу. Кроме монастырских строений, на острове было построено несколько пустынек, где проживали те иноки, кто хотел большего уединения.

«После службы он всегда торопился в свое уединенное жилище, где ничто не отвлекало его от сугубых молитв и единственного желания – оставаться наедине с Богом»

После пострижения в монахи отец Герман решился на отшельничество. Пустынь находилась в глухом лесу примерно в двух километрах от монастыря.

По праздникам он приходил в обитель, но после службы всегда торопился к себе домой, в свое уединенное жилище, где ничто не отвлекало его от сугубых молитв и единственного желания – оставаться наедине с Богом. Так прошли десять лет жизни отшельника.

Удивительно, но до сих пор на Валааме известно место, где стояла келья преподобного, оно так и называется – «Германова поляна».

Отец Герман пользовался большим уважением не только у насельников, но и у священноначалия. Ему предлагали сан иеромонаха, а затем архимандрита с назначением главой Пекинской православной миссии. Он отказывался, желая по Афонскому чину оставаться простым монахом.

Но как говорится в одной из евангельских притч: «Если ты в малом был верен, над многим тебя поставлю». Так и случилось. Отец Герман в составе Первой Духовной миссии отправляется от дорогих его сердцу берегов Валаама к далеким и незнакомым ему землям Северной Америки.

24 сентября 1794 года судно «Три святителя» с членами миссии на борту прибыло в селение Павловская гавань на острове Кадьяк. Каждому из членов миссии было дано свое послушание.

Кому-то была поручена миссионерская работа среди алеутов, кто-то занимался строительством первой на острове церкви, кто-то учил детей. Отец Герман был назначен в пекарню.

В первые месяцы пребывания на Кадьяке монахам пришлось зимовать в худых холодных бараках, а из съестного иногда употреблять в пищу только хлеб и морских моллюсков. Но с какой радостью они писали о сотнях крещенных ими аборигенов.

Архимандрит Иоасаф, возглавлявший миссию, писал на Валаам игумену Назарию: «А морем по Алеутской гряде ехавши только два дня, заехали на остров Уналашку и тут более ста человек окрестили: они давно уж готовы к принятию крещения, ибо всегда с русскими промышленниками живут. Народ добрый, но бедный. Живем хорошо, они нас любят, а мы их. И так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли».

Уже к лету 1795 года члены миссии крестили около шести тысяч человек и обвенчали более тысячи пар, практически всё население Кадьяка и ближайших к нему островов. А через год было закончено строительство храма Воскресения Христова.

Аборигены в то время были совершенно бесправны, и только в лице своих духовных наставников они находили сочувствие и поддержку. Главным защитником алеутов был отец Герман.

Они очень любили своего заступника, называя его «аппа», что значит дедушка, а сам про себя он говорил: я «нянька» этому народу.

После смерти епископа Иоасафа главой миссии назначают отца Германа. Это единственный случай в Православной Церкви, когда простой монах, не облеченный священным саном, получает такую должность.

В то время ему уже было около 60 лет, но не возраст тяготил подвижника, а желание провести последние годы жизни в молитвах и покое. Когда представилась возможность, отец Герман уединился на острове Еловом.

Окружавшая остров водная гладь, хвойный лес и нагромождение каменных глыб на берегу – всё это напоминало отшельнику Валаамский монастырь. Он назвал свой приют «Новым Валаамом» и даже добился официального переименования острова.

Источник пресной воды, небольшая бревенчатая келья, огород, где росли капуста и репа – всего этого хватало для аскетической жизни монаха. Постелью отцу Герману служила небольшая скамья, покрытая старой оленьей шкурой. Подушкой – два кирпича, которые лежали у изголовья.

Одеялом – деревянная доска. Как его старая, заношенная одежда скрывала вериги, которые он носил на теле, так и повседневные заботы и труды по хозяйству скрывали могучий дух этого человека. Осталось много свидетельств чудес, которые явно случались по молитвам старца.

Как-то на острове началось страшное наводнение. Местное население в панике не знало, как спасаться.

Отец Герман вынес икону Божьей Матери из кельи, поставил ее на берегу и сказал: «Будьте спокойны – вода дальше образа не пойдет!» Так и случилось. Видя такое заступничество праведника, к нему вновь потянулись люди.

И вскоре под его крыло собралось несколько человек, которые стали жить рядом с кельей монаха. Так на острове Новый Валаам появился небольшой православный монастырь.

Отцу Герману было открыто и время его смерти. В этот день он приказал своему ученику Герасиму зажечь свечи перед иконами и читать Деяния Святых Апостолов. Через какое-то время лицо старца засияло внутренним светом, после чего его голова склонилась, и келья наполнилась благоуханием. Он умер 13 декабря 1836 года на 81 году жизни.

В этот же вечер жители селения Катани, которое находилось в нескольких километрах, видели над островом необыкновенно светлый столб, который шел от земли к небу. Люди поняли: их духовного наставника и заступника не стало на этой земле. Похоронив старца, ученики поставили над его могилой простой деревянный крест.

Позже на этом месте был воздвигнут храм, освящённый во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Чудеса продолжались и после смерти преподобного. В 1842 году, плывя морем на Кадьяк, архиепископ Камчатский и Алеутский Иннокентий попал в страшную бурю.

Он обратил взгляд на остров Еловый и попросил заступничества у старца: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер!» Не прошло и четверти часа, как ветер утих, корабль благополучно пристал к берегу.

В благодарность за избавление архиепископ Иннокентий сам отслужил на могиле блаженного панихиду.

Преподобный Герман был прославлен 27 июля 1970 года Русской Православной Церковью Заграницей в Сан-Франциско и одновременно Американской Митрополией на Кадьяке. Через четырнадцать лет он был прославлен Русской Православной Церковью в соборе Сибирских святых.

Столь велика была апостольская миссия русских монахов, что даже после того, как они покинули эти земли, вероисповедание местные жители сохранили.

Православные храмы и кресты на кладбищах, службы на церковнославянском языке, русские имена и фамилии – всё это всходы, посеянные когда-то в благодатную почву.

И до сих пор у коренных народов Аляски жива добрая память об их заступнике и молитвеннике – «аппе» Германе.

На заглавной фото — Храм Преображения Господня в Нинилчике (Аляска)

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector