Евфросиния полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав.

Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София.

Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье.

«Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу.

Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась.

Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины.

Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи.

Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

https://www.youtube.com/watch?v=PEj9Rv3S42U

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители.

Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте.

Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской.

Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа.

За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы.

В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря.

В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников.

На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы.

Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту.

Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню.

Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига.

Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю.

Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер.

В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником.

После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться.

Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме.

Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых.

Читайте также:  Молитва Нечаянная радость: о чем просят Богородицу перед иконой и текст на русском

Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город.

После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.

стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой.

Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев.

На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся евфросинии полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа.

И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния Полоцкая — мать женского монашества в Руси, первая игуменья обители для женщин, пример аскетизма и духовной чистоты, наставница русских женщин, призванная Богом окормлять их как в прошлом, так в настоящем и будущем.

Родившая в землях нынешней Беларуси, умершая в Иерусалиме, погребенная в Псковских землях, эта хрупкая женщина стала символом объединения русских земель и христиан всего мира. Православный мир 23 мая воздает дань памяти преподобной Евфросинии, несущей и поныне радость в мир.

Детство и отрочество святой Евфросинии

История не сохранила точной даты появления в семье князя Святослава — Георгия дочери Предславы. Историки предполагают, что это произошло в 1101- 1103 годах в Полоцке. Сами Небеса подарили девочке пророческое имя Предслава, ибо ее впереди ожидала слава от Бога и почитание от людей. С детства, овладев грамотой, зачитывалась Предслава жизнью святых, выучилась каллиграфии.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятПреподобная Евфросиния Полоцкая

Евфросиния Александрийская стала примером для подражания юной девы. История знатной александрийской красавицы, отказавшейся от богатства и славы, ушедшей в мужской монастырь, чтобы ее не нашли, захватывает все мысли Предславы. Неслучайно в скором будущем полоцкая красавица примет постриг с этим именем.

Также святая Макрина, жившая в четвертом столетии, вызывала у девушки чувство восторга и поклонения.

Сестра святителя Василия Великого была образована, умна, могла вступать в спор с мужчинами и выходить из них победительницей.

 Наполненная милосердием и мудростью, святая Макрина, как мученица — дева Фекла, в аскетизме несла подвиг служения Богу, основывая монастыри, она стала одним из примеров подражания юной Предславы.

Праправнучка Великого князя Владимира славилась на всю округу своими молитвенными подвигами, которым удивлялись как родные, так и люди в Полоцке. Обладая даром каллиграфии, девушка целые дни проводила в переписывании книг, отец пообещал в приданое дать ей целую библиотеку, на что красавица-дочь ответила, что ее жених — Иисус.

Светла, прекрасна лицом, нежная, смиренная и образованная девушка привлекала женихов со всего мира, но она отклоняла одно предложение за другим, пока в один день отец не сообщил ей о предстоящей помолвке с одним из знатных князей.

В то время игуменьей женской обители была родная тетка Предславы, к которой и убежала красавица под покровом ночи. Разъяренный отец пустился в погоню за дочерью, но Дух Святой встал за защиту девушки в лице игуменьи и епископа Ильи, после беседы с ними отец благословил дочь и вернулся в поместье.

Еще о святых женщинах в православии:

Решение стать монахиней

В келье Софийского собора, который славился большой библиотекой, и поселилась 12-летняя Предслава.

 Полоцкий епископ Илия вначале со скептицизмом отнесся к появлению богатой княжны, которая явилась с сундуком перед ним, но когда увидел в нем не наряды, украшения, а только свитки и книги, изумился, как хрупкая девчушка дотащила его.

Он благословил послушницу на переписывание книг, хотя это был тяжелый труд и ним занимались только мужчины, поставив к ее келье стол.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятИкона с житием святой Ефросинии Полоцкой

Горожане заказывали книги, платили за них хорошие деньги, которые красавица раздавала среди нуждающихся и нищих. Убедившись в серьезности желания красивой, юной годами, но зрелой мудростью, племянницы, игуменья благословляет Предславу на постриг, который та приняла с именем Евфросиния, что означает радость.

Время послушания новопостриженная монахиня проводит в маленькой келье Софийского собора, молясь, переписывая и читая духовные книги, наполняя сердце Божьей Премудростью.

Духовно взрастая, Евфросиния несет в радости дар Духа Святого любовь. Жаждущим просвещения в духе она дарит переписанные собственноручно книги, которые в то время обладали как духовной, так и настоящей финансовой ценностью. Радость, которую несла преподобная монахиня, была благодатной, она помогала людям легче переживать тяготы и горести жизни, находя в печалях крупицы радости.

Благодарные половцы называли матушку Евфросинию, явившуюся в прекрасном духовном лике, «Наша радость». В возрасте 25 лет, укрепленная духовно, монахиня во сне через ангела получает наставление от Бога переехать в другое место для основания женской обители.

Дух Святой проговорил и к Полоцкому епископу Илии о направлении монахини в маленький городок Сельцо. В послушании епископ собирает знатных жителей Полоцка в лице бояр и князей, среди которых был и отец Предславы, и сообщает им о направлении матушки Евфросинии для служения в церковь Христа Спасителя в Сельцо. При этом он попросил никого не препятствовать ее отъезду, а благословить.

Благодеяния святой

Все имение монахини составляли книги, с ними она и появилась в Сельце. Основав женскую обитель, молодая игуменья уделяет особое внимание подрастающему поколению, открывается школа для девочек.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятПреподобная Евфросиния учит детей грамоте

Видя взрастание Евфросинии в вере, терпении и милосердии, постриг принимают часто вопреки воле родителей ее родные:

  • родная сестра Городислава — Евдокия;
  • двоюродная сестра, княжна Звенислава — Евпраксиния;
  • племянница Кироанна — Агафья;
  • племянница Ольга — Евфимия.

Евфросиния, ее родные и жительницы Полоцка, пришедшие в Сельцо вслед за матушкой стали первыми насельницами Спасского женского монастыря, живя там в единстве души и духа. Преподобная игуменья собственным примером учила насельниц быть терпеливыми, смиренными, хранить душевную чистоту.

Благодаря пожертвованиям князей появилась возможность строительства каменного храма, который возводился под руководством зодчего Иоанна, при котором явилось первое Господнее чудо.

Количество подготовленного широкого кирпича было недостаточным для начала работ, матушка с монахинями молились всю ночь, и наутро печь чудным образом наполнилась необходимым материалом. За один день было закончено храмовое строительство, а вечером на нем был поставлен крест.

Построенный в 1161 году собор Преображения Господнего стал одной из жемчужин в короне русского православного зодчества Древней Руси. В этом храме была келия преподобной, из окна которой открывался прекрасный вид на древний Полоцк, отсюда матушка могла слышать проповеди и пение монахинь.

По благоволению Божьему преподобная матушка Евфросиния основывает мужскую Богородицкую обитель с церковью Божьей Матери, украшенной иконами, переданными императором М.

 Комниным, среди которых особо славился святой образ Богородицы «Ефесская».

Впоследствии эта икона была подарена в 1263 году дочерью князя Брячислава Александра в честь своего венчания с Александром Невским городу Торопцу, городу, где проводилась церемония венчания.

Следует знать! Специально для нововозведенного мужского монастыря матушка заказывает крест с драгоценными камнями и частицами святых мощей, который хранится и поныне.

К благочестивой матушке, славившейся по всей округе мудростью, приезжают за совет и поддержкой:

  • князья, не могущие найти выход в распрях;
  • купцы, зашедшие в финансовый тупик;
  • простые люди с самыми разнообразными проблемами.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятИкона преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Для всех находит ответ и совет мудрая женщина, черпающая поддержку Творца в непрестанных молитвах о единстве земли русской. Игуменью Евфросинию знают во всем мире, она переписывается с Византийским императором, христианскими святыми, просветителями, умоляя всех иметь единую душу.

Мечта Евфросинии

Матушка Евфросиния всю жизнь мечтала побывать в Иерусалиме, собственными руками коснуться мест пребывания Иисуса и умереть там, где умер Спаситель. Приблизительно в 1167 году ее мечта сбылась, в сопровождении сестры Евпраксии и племянника Давида она попала на Святую землю, встретилась с императором, а потом постоянно молилась в церкви св. Софии в Константинополе.

Им удалось попасть в Иерусалим, находившийся во власти латинян, остановившись в русской обители Божьей Матери. Русские паломники с трепетом передали в дар храму Гроба Господнего золото, благовония и кадильницу. Вскоре преподобная заболела, тихо почила 23 мая и была погребена недалеко от Иерусалима в обители Феодосия Великого.

Весть о кончине матушки достигла Полоцка. С тех пор ежегодно, 23 мая православные верующие отдают Богу хвалу за смиренную дочь Божью, ставшую светильником для русского женского монашества.

Мощи святой

После завоевания Иерусалима султаном Саладином монахи русского монастыря покинули Святую землю, забрав святые останки игуменьи, перенеся их под покров в Киево-Печерскую лавру. Святая Евфросиния была первой женщиной, похороненной в Киевских пещерах.

Более 700 лет хранили память православные христиане в Белой Руси о великой княгине, первой игуменье, основательнице монашества Евфросинии Полоцкой и молились о возвращении ее мощей в родной город.

В 1910 году в Киев на церемонию прощания со святыми мощами Полоцкой княжны прибыли десятки тысяч паломников. Для святых останков была приготовлена кипарисовая рака, после целого дня прощания и всенощного бдения в сопровождении трех кораблей святые мощи по Днепру начали свой 12-дневный путь возвращения, с остановками для богослужений в нескольких городах.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятМощи преподобной Евфросинии в Свято-Евфросиниевском монастыре, Беларусь

Сбылась самая большая мечта преподобной Евфросинии объединить воедино христианские народы, рядом с королевой эллинов в Крестном ходе принял участие князь Константин, люди стояли в единой молитве.

Интересно! Как только раку установили в Спасском храме, основанном матушкой, начались происходить чудеса исцеления. Одной из первых от болезни желудка была исцелена монахиня, которой врачи вынесли смертный приговор.

Недолгой была радость Половецких жителей, революция внесла свои коррективы. Мощи преподобной игуменьи вскрыли и отправили в музей атеизма.

Читайте также:  Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи: значение и в чем помогает, молитвы

Потом они были спрятаны монахами в Витебске при начале войны, только в 1943 году вернулись в Полоцк.

Храм Спасителя был окончательно возвращен православным в 1993 году, мощи преподобной Евфросинии, находящиеся слева от алтаря, до сих пор хранят ее присутствие, отвечают на молитвы паломников.

Ежегодно тысячи паломников приезжают за помощью к преподобной с просьбами помочь:

  • в восстановлении и укреплении семьи;
  • даровать силы терпения и смирения;
  • укрепить веру;
  • в излечении от тяжелых недугов.

Подвиг Невесты Христовой Евфросинии вдохновляет христиан наполняться духовной ревностью, внутренним горением.

Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой

Преподобная Евфросиния Полоцкая: подвиг мужества

«Тогда женщины были неустрашимее львов и разделяли с апостолами труды проповедниче­ства», — прочла вслух молодая княжна-игуменья, обращаясь к собравшимся вокруг нее девушкам из знатнейших княжеских семей. – «Так пишет святой Иоанн Златоуст. Неужели те апостольские времена миновали, сестры мои?»

«Я думаю, что Дух Святой в Церкви присутствует так же, как и во времена апостолов», — ответила задумчивая Градислава, отрываясь от переписываемой книги Златоуста.

Девушки-инокини занимаются не рукодельем – они переписывают книги. Это тяжелый труд, за который до этого брались только мужчины.

Но теперь в монастыре Святой Троицы, в Полоцком княжестве, началось доселе неслыханное дело – девицы под руководством Предславы, дочери князя Георгия Всеславича, ставшей игуменьей Евфросинией, переписывают книги, для того, чтобы Евангельское слово могли услышать люди по всей Западной Руси.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Преподобная Евфросиния Полоцкая

…Предислава, двенадцатилетняя дочь Полоцкого князя, с детства полюбила читать книги. Хотя в Древней Руси книга была роскошью, князь Георгий мог позволить себе иметь не одну-две, а целую библиотеку. Глядя на склонившуюся над очередным кодексом юную дочь, князь грустно улыбался и говаривал: «Выйдешь замуж, дам тебе в приданое сундук книг!»

«А я не выйду замуж!» — отвечала Предслава.

«Как так?!» — смеялся князь. – «Так с книжкой и обручишься навек?»

И тогда девочка подняла на отца большие серьезные глаза, синие, как небо над рекой Полотой, и ответила:

«Не с книжкой. Со Христом».

Знал ли отец, что в одну из ночей его дочь убежит из дома – не с князем-красавцем или заезжим рыцарем в неприступный замок, а одна, в дальний монастырь?

…И в иночестве ей было наречено имя «Евфросиния», в честь святой преподобной Евфросинии Александрийской, совершившей многие подвиги в мужском образе.

Радость, о радость! Бьющий источник,
Радуга в пении ранних птиц.
Не умолкает ни днем, ни ночью

  • Призывный звон Его колесниц.
  • Радость – вовек! И неукротимо
    Он привлекает сердце твоё –
    Он, садами идущий мимо,
  • Он, чья свирель бессмертно поёт.

Радость – вовек! И что нам – до неба?
Ведь Он, склоняясь к земле, сошёл
Тайной воды и тайною хлеба,

Он, творящий всё – хорошо.

…Житие говорит, что Предслава решила посвятить свою жизнь Христу, когда ей было двенадцать лет. Этот возраст глубоко символичен – к двенадцати годам достигали совершеннолетия мальчики в Ветхом Завете, в двенадцать лет достиг его и Богочеловек, Сын Божий и Сын Марии, Иисус. Он беседовал в Храме Иерусалимском с учителями Закона, и они удивлялись Его разуму (Лк. 2:46-47).

И когда с плачем, ища ее, приехали за ней ее родители, князь с княгиней, Дух Христа научил Предславу-Евфросинию, что им сказать в утешение (Лк.12:12). И родители, неожиданно обрадованные, отправились домой. Не напрасно зовется их дочь теперь Евфросинией, что по-гречески означает: «радость».

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу…

Да, она пошла вслед за Ним, Отроком, читающим Писание, Отроком, который стал Мужем скорбей… В руке она держала Его Евангелие, другой рукой сжимала Крест. Неслучайно прекрасной работы Крест был завещан ею своей обители – той самой, которая начиналась с маленькой церковки, куда она переехала из монастыря своей тетки, княгини Романы (вдовы князя Романа Всеславича).

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Икона преп. Евфросинии, сделанную, возможно, при ее жизни в Полоцком монастыре

«Что у тебя за вещи?» — строго спросил епископ Илия. – «Не достоит инокине украшаться одеждами, а у тебя их целый сундук, как я вижу!»

«У меня нет иных одежд, которые на мне», — спокойно ответила Евфросиния.

«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» — нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью.

«То, что дороже золота», — ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках.

«Дитя мое», — проговорил митрополит Илия, — «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!»

Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии.

«Вот сюда», — сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги».

«Дитя мое», — епископ покачал головой, — «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!»

«Владыко, я взяла с собою только книги», — ответила Евфросиния и добавила: — «И еще три хлеба».

Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей.

Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы.

Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния.

Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу,

учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние…

Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы.

Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог.

В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Преподобная Макрина

В то давнее время, в четвертом веке — за восемь веков до Евфросинии Полоцкой — жила и преп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, которую сейчас многие исследователи называют «Четвертым Каппадокийцем».

Она основывала монастыри, занималась просвещением и творила дела милосердия.

Ее образованность позволила ей поспорить с братом, когда он, приехав из Афинской Академии, с юношеской хвастливостью, стал кичиться своей ученостью – и выйти из спора победительницей.

Не был ли этот спор со старшей сестрой и судьбоносным для дальнейшей жизни Василия, ставшего защитником Православия, глубоким богословом, заботящимся о бедных епископом, получившего имя «Великого»?

Св. Макрина была наставницей своих младших братьев, Григория, которого Церковь прославляет под именем святителя Григория Нисского, и Петра, впоследствии тоже святого, епископа Севастийского.

Макрина была не только ученой монахиней, но и вела строгую аскетичную жизнь.

Не случайно второе ее имя было «Фекла», в честь мученицы-девы, последовавшей за проповедником Евангелия, апостолом языков, Павлом.

В мудрости и аскезе подражала Предслава-Евфросиния всем великим женам прошлого, и, безусловно, своей покровительнице, преп. Евфросинии Александрийской. Эта девушка была единственной дочерью знатного александрийца.

Имея все возможности прожить жизнь блистательно, она удаляется в монастырь, и, для того, чтобы ее не нашла безутешная семья, избирает мужской монастырь – она знает, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского.

Братия приходят к ней за советом, за поддержкой, за Евангельским словом о Христе – и все находят просимое.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Преподобная Евфросиния Полоцкая . Памятник в Полоцке

Преподобная Евфросиния Полоцкая тоже находила слова для братии основанного ею монастыря – кроме девичьей обители, названной в честь Преображения Господня, она была основательницей и обители мужской, во имя Пресвятой Богородицы.

Кроме братии монастыря к ней приходят за советом и судом все – ссорящиеся в бесконечных распрях князи, попавшие в беду купцы, и совсем простые люди. Рядом с Евфросинией ее верные сподвижники и друзья – младшая сестра, единомысленная с ней Евпраксия и брат Давыд.

Евфросиния имеет связи с Византией, ведет широкую переписку, общается с такими великими святыми и христианскими просветителями своего времени, как свт. Мина Полоцкий и свт. Кирилл Туровский.

Евфросиния смотрит на свою жизнь, как на путь, как на бесконечное следование за Христом, странствующим и учащим о Своих грядущих Страстях и о Царстве.

Ее отроческий побег в монастырь, ее переселение без вещей – только с книгами! – в Сельце в конце ее жизни венчаются последним странствованием – в Иерусалим.

Она едет туда умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины. Она едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим, на смерть.

«Створитеся, пшеница чиста, и смелитеся в жерновах смирением и молитвами и постом, да хлеб чист принесется на трапезу Христову», — говорит она братии и сестрам на прощание слова священномученика Игнатия Богоносца.

Мартирия, мученический подвиг, свидетельствующий о Христе Воскресшем – вот исполнение ее монашеских обетов.

Она вручает два своих монастыря покрову Богоматери-Одигитрии, оставляет сестру Евдокию игуменьей вместо себя и навсегда покидает родной Полоцк.

Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Последний, предсмертный жест-символ – просьба быть похороненной в мужском монастыре преп.

Читайте также:  Молитва Утоли мои печали : текст на русском языке и как читать перед иконой Богородицы

Саввы Освященного – вызвал недоумение у монахов, предложивших похоронить ее на кладбище для женщин. Времена, когда «женщины спорили с мужами в мужестве», как говорил свт. Григорий Богослов, остались позади. Она смиренно приняла отказ.

Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г.

  1. Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос…
  2. Что ты пришла – по земле и по морю,
    с книгою в путь отправившись свой?
    Что ты пришла, назвавшись сестрою –
  3. Макрины и Феклы младшей сестрой?
  4. Александрия – далёко на юге,
    севера солнце кожу не жжет.
    Путь твой узнали девы-подруги –
  5. Путь среди ночи и путь среди вод.
  6. Двенадцати лет, открываясь взору,
    тебя нарек Он невестой-сестрой –
    Отрок, толкующий в Храме Тору,
  7. Новый Иона и Новый Ной.

Слышите? Бросьте направо сети,
сети закиньте в пучину вод!
Мачта и якорь – смотрите, дети,  –

  • летучие рыбы ведут хоровод.
  • Будет путь твой стремительный длиться
    так, как мчится из лука стрела.
    Крылья голубки, крылья орлицы,
  • Крепкие крылья большого орла.
  • И ни к чему отныне рассказы –
    Покрытый в Субботу морской волной
    Унес на рассвете ворота Газы,
  • Ворота смерти унес с Собой.

Житие преподобной Ефросинии Полоцкой и иконография, о чем просят

Жизнь княжны Полоцкой Евфросинии была посвящена церковному служению. В юном возрасте она ушла в монастырь, обладала молитвенной настроенностью и искренне верила в силу Всевышнего.

Краткая биография

Имя княжны Евфросинии не упоминается в летописи. Ее биография и история происхождения восстановлены только по Житию, составленному еще до монгольского завоевания. Житие сохранилось с более чем сотни списков, которые начали формироваться еще в 15-м веке.

Происхождение

Евфросиния Полоцкая до монашеской жизни носила имя Предслава, являлась дочкой Георгия Всеславича — представителя княжеской династии и праправнучкой святого князя Владимира. С ранних лет она изучала основы правописания, читала Псалтырь, Священное писание и разные религиозные книги.

Девочка не только любила читать, но и часто совершала молитвы, чему удивлялись все ее родственники. Со временем слава о Евфросинии распространилась за границы Полоцких земель, и многие князья стали просить ее руки.

Юная девочка отвергла все предложения и заявила о желании уйти в монастырь, невзирая на запрет отца.

Служение Богу

В возрасте 12 лет родители будущей княгини хотели принудительно сосватать ее с княжеской особой. Тогда девочка тайком покинула родной дом, пришла в женский монастырь и заявила о желании совершить постриг своей тете — игуменье Романе.

Из-за юного возраста и необычайных внешних данных, игуменья посчитала, что монашество не подойдет девочке, но ее глубокий ум и целенаправленность заставили передумать.

Невзирая на запрет родителей девочки, настоятельница дала благословение на постриг.

Именно при постриге Предслава приобрела имя Евфросиния. Сначала она находилась на службе в монастыре, но размеренная жизнь со множеством ограничений не соответствовала ее порывам к совершению священного подвига.

Получив разрешение епископа Илии, Евфросиния ушла в затвор и стала обитать в келье, расположенной при Софийском соборе, где она совершала молитвы, читала и переписывала религиозные книги, получая новые знания.

Позднее автор жития преподобной писал, что таким образом монахиня смога наполнить свое сердце Божьей премудростью.

Благодеяния

Церковные подвиги и труды Евфросинии, направленные на духовное развитие, всегда сочетались с деятельной любовью к окружающим. Переписанные духовные книги девушка дарила всем, кто нуждался в религиозном просвещении.

После укрепления духовных сил княгини к ней явился ангел и указал на то, что станет основательницей новой обители. С таким же наставлением ангел пришел к епископу и показал ему место под Полоцком, где должен расположиться монастырь.

Евфросиния последовала указанию и позднее открыла женский монастырь, где впервые стала настоятельницей. В этом монастыре были пострижены в монахини ее родная и двоюродная сестры.

Кузина Звенислава передала обители все свои драгоценности и наряды, которые изначально готовились к ее свадьбе.

В свободное от проведения церковных обрядов время Полоцкая княгиня занималась переписью рукописей, поэтому ее считали первой русской женщиной-библиотекарем.

Прежде такое дело считалось исключительно мужским и вынуждало прикладывать серьезную физическую силу. Для переписи книги пергамент клали на левую ладошку, а согнутой рукой облокачивались на ногу.

Писать нужно было большими и ровными буквами, без малейшего наклона. Чтобы переписывать книги, требовалось иметь идеальные грамматические знания и творческий талант, поскольку первые буквы текстов и заголовки традиционно оформлялись орнаментом.

Усердно работая весь день, удавалось переписать не больше четырех страничек.

Долю переписанных текстов продавали зажиточным монастырям, а все полученные средства распределяли среди малоимущих. Для бедных церквей и монастырей Евфросиния трудилась бесплатно.

При многих обителях были открыты отдельные рабочие кабинеты по переписи священных книг, в которых появлялись новые мастера, делающие цветные орнаменты, рисунки, твердые обложки.

Также начали функционировать школы, где все желающие могли обучиться грамоте.

Окончание жизненного пути

В заключительные годы своей жизни княгиня Полоцкая совершила паломничество по наставлению епископа Дионисия. Взяв с собой родного брата и кузину, она сначала посетила Константинополь, а затем пошла в сторону Иерусалима. В 1173 году княгиня дошла до святой земли и смогла сделать поклон перед Гробом Господним.

После этого она получила известие от ангела, что ей предназначен вечный покой. В результате тяжелой болезни, которая длилась 24 дня, Евфросиния умерла, и ее тело упокоили в обители святого Феодосия, неподалеку от Иерусалима. Там же ранее были погребены несколько святых жен, включая матерей преподобных Саввы и Феодосия.

Почитание и значение святой в православии

Почитать Преподобную Евфросинию на Полоцких владениях начали еще в конце 12-м века. На тот момент действовала служба преподобной и составленное в одном из открытых Евфросинией обителей агиографическое Житие. Из более чем сотни перечней жития самым известным стало Житие Полоцкой Евфросинии. В 16-м веке были созданы две новые редакции.

Традиционно образ Евфросинии считают священным не только в православии, но и среди католиков и в униатской церквях. Все верующие люди часто вспоминают следующие заслуги княгини:

  1. Воздвижение Спасо-Преображенского собора, который до сих пор сохранился в изначальном виде. Собор считают древним памятником, и он является единственным храмом в Беларуси, где остались росписи древних времен.
  2. Существенное влияние на социальную жизнь в Полоцке в середине 12-го века. Евфросиния отстаивала права полочан и помогала им стать независимыми.
  3. Политические деяния и многократные попытки наладить взаимоотношения между враждующими князьями. Княгиня часто примеряла на себя роль миротворца.

Официальным днем памяти Преподобной Евфросинии считается 5 июня. В этот день верующие совершают молитвы и вспоминают княгиню.

Где можно найти мощи

В 1187 году мусульмане захватили территорию Иерусалима, и священные мощи были отправлены для захоронения в Феодосиеву пещеру.

По настоятельному указанию императора Николая II в начале 20-го века мощи были перевезены на родину Евфросинии и возложены в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Для хранения нетленных останков подготовили особенную кипарисовую раку с серебряной отделкой. На создание раки многие религиозные люди делали пожертвования.

Рака с останками в очередной раз была перевезена в 1915 году, когда происходила эвакуация из-за военных действий. Тогда святые мощи разместили в Ростовском Авраамиевом монастыре. В современности останки находятся в Крестовоздвиженском храме.

Иконография

Иконография Преподобной Евфросинии активно развивалась в Новое время на территории России, Беларуси и Украины. Облик святой также упоминается во многих текстах из священных книг тех времен. Старейшим образом продолжительный период считалась фреска, размещенная на колонне в Спасской церкви Полоцкой девичьей обители.

На многих иконах Евфросиния изображена рядом со столом, на котором возложены крест, четки и книги. Левой рукой святая держит еще один крест, а правой — показывает на княжеские принадлежности.

Характерной особенностью изображения является обращенный вверх взгляд монахини.

Также распространена икона, где Преподобная Евфросиния одета в монашескую одежду с наперсным крестом на темном фоне и незначительным сиянием возле головы.

О чем просят перед образом

Совершая молитвы перед образом игуменьи, верующие просят о спасении, избавлении от пагубных пристрастий, защите близких, мирном существовании. Текст церковной молитвы содержит обращение и восхваление святой княгини Евфросинии. Перед образом читают не только молитву, но и кондак, и тропарь.

Интересные факты

В описании жизни игуменьи Евфросинии есть ряд интересных фактов. К ним относятся следующие:

  1. Образование в юном возрасте княгиня Евфросиния получала непосредственно при княжеском дворе. В качестве учителей для девочки нанимали исключительно духовных особ. Вместо стандартных учебников использовали Святое Писание и житийную литературу.
  2. В доме Евфросинии располагалась большая библиотека, где девочка изучала не только религиозную литературу, но и романы, сборники с изречениями и афоризмами известных людей. Позднее она заинтересовалась прочтением сочинений, описывающих сущность природы.
  3. После пострижения в монахини Преподобная Евфросиния не только занималась переписью священных книг, но и писала собственные. В них она включала молитвы, поучения и ряд переводов с греческого и латыни. Также княгиня вела переписку с единомышленниками для обмена знаниями.
  4. Крест Полоцкой Евфросинии считается редчайшим и необычным произведением искусства, который стремятся заполучить самые известные коллекционеры. Местонахождение креста остается неизвестным, и он рассматривается как бесценная вещь и одна из святынь Беларуси.
  5. При монастырях, открытых Евфросинией, были мастерские, где трудилось множество ее учеников. В современности остались сохранены множество изделий, изготовленных учениками, включая медальоны, украшения и полотна.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector