Богоматерь оранта: описание и значение иконы, о чем просят и текст молитвы

Богоматерь Оранта: описание и значение иконы, о чем просят и текст молитвы

Все о религии и вере — «молитва иконе оранта» с подробным описанием и фотографиями.

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи.

Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима.

Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение».

Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта.

Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов.

Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров.

Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи.

Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше.

В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи.

Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского.

После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы.

По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси.

Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней.

Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

“Оранта” икона Божией Матери

“Оранта” икона Божией Матери. Галерея икон.

Оранта – один из древнейших образов Пресвятой Богородицы.

В символике иконы выражены христианские догматы непорочного зачатия и двух природ Иисуса Христа – Божественной и Человеческой.

Образ положил основу одному из типов иконографии Божией Матери, который так и назван – «Оранта». «Оранта» по-латински означает «Молящаяся». Широко известна икона Ярославская Оранта из Государственной Третьяковской галерии, которую называют «Великой Панагией».

  • Панагия с греческого переводится как Всесвятая.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.
  • “Оранта” икона Божией Матери.

Икона Божией Матери «Оранта»

Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.

Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.

История иконы Божией Матери

В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.

В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.

Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.

Знаменитые иконы Богородицы

К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:

Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена». Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии.

Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья.

На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.

В чем помогают иконы «Оранта»

Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса. Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.

Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов, недругов и защищает целые страны от нападок врагов.

Описание святого образа

Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам. Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс.

Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией.

Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.

Молитва перед святым образом

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства.

Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас.

Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя

«В скорбях и печалях утешение» — одна из множества икон, посвященных Пресвятой Деве Марии. К …

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К …

Чудотворные святыни нередко помогают людям в самых безвыходных ситуациях, укрепляя в христианах веру в Божий …

Иерусалимская икона Богородицы — прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были …

Икона Божией Матери Оранта. В чем помогает. Значение. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая).

По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Читайте также:  Молитва великому роману при бесплодии: 2 текста о даровании детей и как просить чудотворца

Описание и значение иконы в православии

«Оранта» – икона Богоматери. Слово «Оранта» латинского происхождения, переводится как «молящаяся». А латинское слово «Панагия» из другого названия иконы означает «пресвятая».

На иконе Богоматерь предстает в покровительствующей позе. Руки раскинуты в стороны и приподняты. Ладони открытые, повернуты вверх, к Небесному Престолу. Изображение Божией Матери может выполняться и в полный рост, и поясно.

  Икона Экономисса — значение, в чем помогает, молитва

На иконе присутствует второе лицо – Христос Эммануил. Древнееврейское слово «Эммануил» означает «с нами Бог». Таким именем величают Христа, написанного в юношеском возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Фактически «Оранта» – вариация Богородицы с младенцем, но нестандартная. Обычно Богоматерь и Христос на иконах изображены полубоком, младенец делает благословляющий жест одной рукой.

На иконе же «Оранта» юный Христос написан в круге на груди Матери, он тоже раскинул обе руки в жесте благословения и покровительства.

Взгляд Христа по-взрослому серьезный, мудрый, а Богородица смотрит кротко, покорно перед Божьей волей.

Аналогичный тип написания святых образов применяется для икон «Знамение», «Неупиваемая чаша», «Живоносный источник».

В иконописи каждый прорисованный элемент имеет значение. Касаемо иконы «Оранта»:

  • простертые вверх руки с открытыми ладонями означают, что Богородица готова заступиться за каждого просящего, попросить у Господа за каждого человека, даже грешника;
  • руки Богоматери в запястьях закрывают поручи – нарукавники в виде широких полос со стягивающими шнурами – это часть священнического облачения для проведения служб, символизирующая покровительствующую роль Церкви, служение православной вере;
  • юный Христос – символ Евхаристии (Святого Причастия) – таинства Тела и Крови, позволяющего верующему соединиться с Богом во Христе.

Что нужно знать об иконе

Молитвенная поза, в которой Богородица изображена на этом святом полотне, известна человечеству со времен Ветхого Завета. Самые первые образы Пречистой Богородицы встречаются в римских подземельях, созданных древними христианами, в мозаиках церквей Византии, в традициях католицизма и русской иконографии.

Икона Пресвятой Богородицы «Оранта»

Название «Оранта», переводится с латинского языка как «Молящаяся», другое наименование полотна — «Панагия», что значит «Пресвятая».

История появления

Изображения с молитвенной позой Богоматери известны еще с ветхозаветных времен. Первые образы с покровительственным жестом рук археологи обнаружили в подземных христианских обителях периода Римской империи, среди мозаик в византийских церквях. В период Древнего Рима икона описываемого типа была необычайно популярной у первых христиан.

В Византии икона «Оранта» получила распространение после периода иконоборства (8-9 века). Вскорости изображение стало распространенным и традиционным в православной и католической иконописи.

Примечательно, что первые иконы Богоматери Панагия не включали образ юного Христа. Богородица в единоличном образе изображалась многие столетия.

Однако русские иконописцы практически не создавали единоличные изображения Пречистой Девы, что обусловлено догматами Православной Церкви и традициями иконописи.

Поэтому в православных церквях повсеместно чаще всего можно увидеть Богородицу, грудь которой закрывает ее сын Христос Эммануил.

В церквях покровительствующая Богоматерь обычно находится на алтарных преградах, среди верхнеярусных росписей или на половинчатом куполе апсиды.

Самое древнее в мире из известных ныне образов Богоматери Оранта – достопримечательность киевского Софийского собора. Мозаика, находящаяся в куполе центральной апсиды, существует столько, сколько существует сам древний храм, возведенный византийскими зодчими (первая половина 11 века). Богоматерь словно встречает входящих в собор, привлекает к алтарю.

Второе название киевского лика – «Нерушимая стена». Религиоведы полагают, что такое название мозаика получила за свою «живучесть». Софийский собор пережил много бед и разрушений, его грабили, уничтожали, затем восстанавливали, достраивали. Но многие века бедствий не сказались на состоянии и целостности мозаики, она осталась невредимой.

Примечателен внешний вид киевской Богоматери. Она создана в типичном раннехристианском стиле, для которого характерны простота и незамысловатость образа, открытость и безмятежность лика. При этом Святая Дева стоит уверенно, выглядит сильной и несгибаемой.

Символизм образа:

  • синий хитон – принятый византийскими иконописцами символ девственности, небесной безгрешности, чистоты;
  • золотистые нарукавники – знак служения Христу;
  • лентион – кусок полотна за красным поясом – служит Богородице платком, которым она утирает слезы страждущих;
  • золотистый покров на голове и плечах – символ Небесной чистоты, светлой славы, Высшего покровительства, милосердия;
  • по 3 звезды на лбу и плечах – классические элементы написания Богородицы – три ипостаси Девы (до рождения Христа, во время его появления на свет, после рождения);
  • золотистые и красные вставки в одежде и ярко-красная обувь – символ царственного предназначения Девы (также у восточных христиан красная краска на иконах символизировала человеческое начало).

Помимо киевского Софийского собора, новые и старинные иконы Богородицы Оранта находятся в храмах многих стран мира.

История происхождения

На сегодняшний день самое древнее изображение Божией Матери Оранта находится в Софийском соборе в Киеве. Это одна из известнейших в мире мозаик, созданных при строительстве храма в

XI в. византийскими мастерами.

В летописных документах сохранилось упоминание о том, что князь Ярослав Мудрый получил наставление преподобного святого Агапита – духовного мудреца и врачевателя Киево-Печерской Лавры, возвести в Киеве – столице Киевской Руси, храм величественный. Собор должен стать одним из самых выдающихся и красивых во всем православном мире. Так и произошло. Софийский Собор стал мировой жемчужиной православия, а также выдающимся памятником исторической архитектуры и живописи.

На сегодняшний день внесен в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Главная достопримечательность и ценность храма – мозаичное изображение Богоматери Оранта.

  1. Мозаика Оранта в Софийском Соборе г. Киева.

Мозаика расположена в апсиде храма. Имеет еще одно название «Нерушимая стена».

  • Этот эпитет принадлежит к акафисту Богоматери («Радуйся, царствия нерушимая стено» — икос XII).
  • Историки связывают это название с тем, что на протяжении нескольких веков, когда Софийский Собор подвергался многочисленным вражеским нашествиям и ограблениям, затем восстанавливался и достраивался, но никогда мозаика Богоматери не была разрушена или повреждена.
  • Многострадальная история такова:
  • Первыми вторглись на территорию храма монголо-татары. В 13-м веке орды Батыя разрушили почти все тринадцати купольное здание и вывезли всю утварь, которую смогли сдвинуть с места. Оранта устояла и осталась невредима.
  • Через более, чем 200 лет, собор разоряли и грабили уже крымские татары.

Оранта устояла!

  • В 14-м веке на православную святыню напали униаты. Они буквально добили храм и оставили одни ветхие стены. Оранта устояла!
  • Богослужения в Софийском Соборе были прекращены до ее восстановления в 1633 году. По распоряжению митрополита Петра были начаты масштабные работы по реконструкции храма. К работам привлекли Октавиано Манчини – знаменитого итальянского архитектора. В конце 17-го века Софийский Собор был возрожден, иконы фрески на стенах восстановлены, мозаика Оранта обновлена.
  • До Октябрськой революции 1917 года храм был кафедральным собором митрополитов Киевских Галицких. С наступлением большевистского режима храм закрыли для богослужений и сделали музеем.
  • В 30-е годы прошлого века, когда советская власть повально разрушала и грабила все церкви, Софийский Собор устоял, а с ним и Оранта! Хотя, был момент, когда ушлые большевистские чиновники готовили план уничтожения святыни. Она была следующей на очереди после разрушения Михайловского Собора, который был признан насажденной властью «не имеющим исторической и архитектурной ценности».

Когда реальная угроза потери Софийского Собора нависла над православным миром, киевская интеллигенция приняла решительные меры.

Истинные патриоты понимали, что не смогут противостоять большевистским вандалам, и пошли на хитрость. Они сумели связаться с иностранными коллегами, чтобы создать международный резонанс.

В итоге Ромен Роллан обратился с личной просьбой к Сталину о сохранении Софийского Собора. Так, храм избежал уничтожения.

  Апостол Петр — хранитель ключей от рая. Житие апостола Петра

А, верующие люди считают, что Софийский Собор защитила Божия Матерь Оранта!

Образ Пресвятой Богородицы считается православными киевлянами защитницей столицы. Вместе с Архангелом Гавриилом Дева Мария с давних времен являются истинными покровителями Киева.

Празднование чудотворного образа совершается 31 мая (по юлианскому календарю).

О чем просят перед образом

Икона «Оранта» считается невероятно сильной, чудотворной. К святому лику обращаются люди, нуждающиеся в духовной поддержке в тяжелые периоды жизни.

Богоматерь Оранта исцеляет душу и тело, помогает справиться с самыми разными болезнями.

Она подталкивает заплутавшего человека к истинному пути, помогает просветлиться, обрести стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, наполняет душу безграничной любовью к Всевышнему.

Человек, постоянно общающийся с Богоматерью Оранта, исцеляется духовно, избавляется от тревог и сомнений, обретает душевный покой.

Также икона Богоматери Оранта выполняет защитную функцию. В жилище, где она находится, не поселяются злые силы, недоброжелатели не могут причинить вред членам семьи. Святой образ настолько силен, что может даже защитить целый народ он вражеских атак. Многие верующие держат в доме молящуюся Богородицу, чтобы она защищала дом от грабителей, завистников, бандитов, злых людей.

Читайте также:  Богородице Дево радуйся: молитва и полный текст на русском языке, значение и как читать

В чем помогают иконы «оранта» («панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Почитаемые образы

В России наиболее старыми и почитаемыми признаны два образа Богоматери Оранта – Ярославская и Новгородская.

Ярославская

Самый древний из существующих в стране образов молящейся Богородицы – Оранта Ярославская. Считается, что ее создал монах-иконописец Алипий, служивший в Киево-Печерской лавре. Второе название древнего лика – «Знамение Божьей Матери».

Изображение похоже на мозаику из Софии в Киеве. Богоматерь написана во весь рост, руки приподняты. Грудь закрывает круг, а в нем – Иисус Христос. Образ расшифровывается как переход от молитвенного заступничества к воплощению Бога в Христе. В иконе раскрывается предсказание Рождества Бога и последующих событий до ожидаемого второго пришествия.

Ныне Оранта Ярославская – часть иконописной коллекции Третьяковской галереи.

Новгородская

Нынешнее место древней иконы – новгородский Софийский собор. Прославление образа случилось в 12 веке. Тогда князь Андрей Боголюбский, поддерживаемый другими князьями, направился на завоевание Новгородской земли.

Была зима 1170 года. Захватнические силы существенно превосходили численность защитников Великого Новгорода. Горожане, видя, что им предстоит неравный бой, в котором вряд ли удастся выстоять, начали исступленно молиться Господу и Матери Его.

Новгородский архиепископ Иоанн, молясь в алтаре, услышал голос, который велел ему взять икону Богоматери из Спасо-Преображенской церкви, отнести ее к городским воротам, где начался яростный бой. Увидев выставленную икону, вражеские лучники всадили в нее множество стрел. Одна стрела впилась в лицо Богоматери. И тут из глаз Девы потекли слезы.

Увидев невероятное зрелище, враги отступили в ужасе, побежали прочь, толкая, избивая друг друга. Защитники бросились в погоню за убегающими неприятелями, атаковали их, сумели отстоять славный город. В честь победы определен день почитания Божьей Матери Нижегородской – 10 декабря.

Оранта — древняя молитвенная поза иудеев и язычников

Латинское слово orans переводится как «молящийся».

Для вознесения молитв в разных религиях существуют разные положения тела. Молитвенная поза «оранта» была известна иудеям с древних времен.

Человек стоит прямо, руки подняты и согнуты под углом, ладони открыты и обращены от человека.

Первые христиане были членами иудейской общины и соблюдали иудейские обряды

Позу заимствовали христиане. Сначала они изображали так ветхозаветных персонажей: Ноя, Авраама, Исаака, Даниила. Потом Оранта закрепилась за Богоматерью.

Первоначально Богоматерь Оранта изображалась без младенца Христа

Текст молитвы

Молитва, обращаемая к Божьей Матери Оранта:

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия.

Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния.

Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния.

Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(3

Богоматерь Оранта: описание и значение иконы, о чем просят и текст молитвы

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание и значение иконы в православии

«Оранта» – икона Богоматери. Слово «Оранта» латинского происхождения, переводится как «молящаяся». А латинское слово «Панагия» из другого названия иконы означает «пресвятая».

На иконе Богоматерь предстает в покровительствующей позе. Руки раскинуты в стороны и приподняты. Ладони открытые, повернуты вверх, к Небесному Престолу. Изображение Божией Матери может выполняться и в полный рост, и поясно.

На иконе присутствует второе лицо – Христос Эммануил. Древнееврейское слово «Эммануил» означает «с нами Бог». Таким именем величают Христа, написанного в юношеском возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Фактически «Оранта» – вариация Богородицы с младенцем, но нестандартная. Обычно Богоматерь и Христос на иконах изображены полубоком, младенец делает благословляющий жест одной рукой.

На иконе же «Оранта» юный Христос написан в круге на груди Матери, он тоже раскинул обе руки в жесте благословения и покровительства.

Взгляд Христа по-взрослому серьезный, мудрый, а Богородица смотрит кротко, покорно перед Божьей волей.

Аналогичный тип написания святых образов применяется для икон «Знамение», «Неупиваемая чаша», «Живоносный источник».

В иконописи каждый прорисованный элемент имеет значение. Касаемо иконы «Оранта»:

  • простертые вверх руки с открытыми ладонями означают, что Богородица готова заступиться за каждого просящего, попросить у Господа за каждого человека, даже грешника;
  • руки Богоматери в запястьях закрывают поручи – нарукавники в виде широких полос со стягивающими шнурами – это часть священнического облачения для проведения служб, символизирующая покровительствующую роль Церкви, служение православной вере;
  • юный Христос – символ Евхаристии (Святого Причастия) – таинства Тела и Крови, позволяющего верующему соединиться с Богом во Христе.

Православная Жизнь

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой).

Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов).

Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.

В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность.

Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).

Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Читайте также:  Икона божией матери одигитрия: история и значение, в чем помогает, где находится

  Cвятой Михаил митрополит Киевский и всея России чудотворец

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде.

Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери.

Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной».

Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась.

Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного.

Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят».

Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов. Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк.

Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

  • Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.
  • Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения апостола Матфея…
  • Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии.

А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н.

гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» – изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

  1. Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.
  2. Святительский чин. Иоанн Златоуст
  3. Григорий Чудотворец
  4. Климент, папа Римский
  5. Архидиакон Лаврентий
  6. Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

  • От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.
  • Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов
  • Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература: Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973. Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.

: Путь к истине, 1991. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010. История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.

: ПСТГУ, 2007.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector