Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Праведный Авраам

Авраам (евр. 'abraham — отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ первоначально Аврам, евр. 'abram— великий отец), библейский патриарх, родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6).

Память 9 октября и в Неделю праотец

Родился в Уре Халдейском (нижняя Месопотамия), сын Фарры (Быт 11, 26), родословие его восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), при рождении назван Аврамом. С него начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени, который противопоставляется прежнему ходу домостроительства Божия (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2).

Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Аврама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5; Быт. 25:26; Быт 47:9); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40). О конкретных современниках Аврама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями.

Археологические находки (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половины II тысячел. до Р.Х.

; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до н.э.

У Аврама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и след.). Жена Аврама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (Быт 11:29 и след.), была его сводной сестрой (Быт 20:12).

Призвание Божие и переселение в Ханаан

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Путешествие Авраама

Еще живя в доме своего отца, Аврам получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт 12:1, Деян 7:2-4, Евр 11:8). Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что ею потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт 12:3).

Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он отправился в землю Ханаан (Быт 11, 31). На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Здесь умер Фарра (Быт 11, 32), который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2).

По смерти отца (Деян 7:4) 75-летний Аврам был призван Господом идти дальше. Призывая Аврама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем — «все племена земные» (Быт 12:3).

Вероятно, Аврам следовал из Харрана через Дамаск (примечатательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном.

За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура.

В Ханаане Аврам дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины (Быт 12:6). Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Авраму эту землю (Быт 12, 7).

Аврам находился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана.

Он отправляется в местность, расположенную между Вефилем и Гай, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет.

В местах явления Господа Аврам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями — в Сихеме (Быт 12, 7, в Вефиле Быт 12, 8 и позднее — в дубраве Мамре близ Хеврона) Быт 13, 8.

Переход в Египет и возвращение в Ханаан

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраам и Лот

В Египте он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Аврам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12, 10-20).

Между пастухами Аврама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Аврам же оставил за собой землю Ханаанскую.

После этого Господь повторил обетование отдать Авраму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Аврама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Аврам расположился на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (Быт.

13:18) и заключил союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13).

Во главе вооруженного отряда Аврам нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16).

В этом рассказе об Авраме впервые в Ветхом Завете появляется слово «еврей» (Быт 14, 30).

По возвращении с войны произошла встреча Аврама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Авраму хлеб и вино и благословил его, Аврам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24).

Обетование о наследние и заключение завета

Бездетному, состарившемуся Авраму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Аврам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность.

Господь заключил с Аврамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства — «от реки Египетской до великой реки Евфрата…» (Быт 15, 7-21).

Рождение Измаила

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраама в Ханаане

Аврам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету престарелой Сары, производит на свет сына от ее служанки египтянки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельств. тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2); таким образом, когда Авраму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и след.).

Повторение завета, изменение имени, установление обрезания и обещание рождения сына от Сарры

Через 13 лет Господь вновь явился Авраму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Аврамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Аврама и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17, 8).

Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов — Быт 17, 5) и Сарра.

Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст.

9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21).

Явление трех странников. Переселение в Герар

Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33).

Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама Лот был спасен (Быт 19). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом. Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость.

Обманутый Авимелех взял Сарру от мужа, но, получив во сне откровение, устрашился, отпустил ее с богатыми дарами и позволил Аврааму жить на своей земле, где тот пожелает (Быт 20). По молитве Авраама, Бог исцелил Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать (Быт 20:17-18).

Впоследствии в Вирсавии («колодец клятвы») Авраам и Авимелех заключили союз (Быт 21:22-32). Авраам еще долгое время оставался в этих местах (Быт 21:33-34).

Рождение Исаака

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти
Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г.

Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5). По просьбе Сарры и по Божию повелению Авраам изгнал Исмаила и Агарь (Быт 21, 9-21).

Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2).

Авраам повиновался, в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19), но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен.

В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). После этого Авраам вернулся в Вирсавию и жил там (Быт 22:19).

Смерть Сарры. Женитьба Исаака

Сарра умерла в возрасте 127 лет в Хевроне (Быт. 23:1-2). Авраам купил у Ефрона хеттеянина поле Ефроново и пещеру Махпелу и похоронил ее там. Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским.

Читайте также:  Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа: полный текст Спасу

Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобретенной Авраамом. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученной во владение праотцем израильтян.

После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба, вероятно, Елиезера, в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Слуга нашел в городе Нахора (Быт 24:10), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой.

Женитьба на Хеттуре и кончина Авраама

Авраам пережил Сарру на 38 лет. Он женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей: Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха (Быт 25, 1-4). Были у Авраама сыновья и от наложниц, он отослал их с подарками на восток (Быт 25:6).

Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен Исааком и Измаилом в пещере Махпела — месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10).

У Авраама было много крупного и мелкого скота и достаточно работников (Быт 24:35). Покидая Харран, он взял с собой приобретенных там рабов (Быт 12:5). Позднее сообщается о рабах, подаренных ему (Быт 12:16; Быт 20:14), купленных им или рожденных его рабынями (Быт 17:23, 27).

Из числа этих рабов в его распоряжении находились 318 мужчин, испытанных в бою против четырех царей (Быт 14:14). Вожди хеттеев относились к нему как к «князю Божию» (Быт 23:6), аморреи и филистимляне заключали с ним союзы (Быт 14:13; Быт 21:22-32).

Учитывая происхождение и богатство Авраама, можно предположить, что среди его рабов имелись и писцы, т.к. известно о широком распространении письменности в Уре Халдейском во времена Авраама.

Не исключено, что письменные свидетельства людей из окружения Авраама могли стать источником для книги Бытия.

Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам — «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср.

Ис 41, 8 [1]) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6.

19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54).

Значение Авраама в свете Нового Завета

В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета.

Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9 ]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама.

Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета.

Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим.

11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру.

Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам — прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап.

Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15).

Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

Призвание патриарха Авраама / Православие.Ru

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12, 1).

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти     

Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа — занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Призвание Авраама не только было первым этапом в осуществлении Божественного плана спасения человечества, но и установило его основную направленность. От своего призвания до кончины он находится под особым Божественным попечением.

Бог руководит его жизнью. Авраам же, имея совершенную веру, безоговорочно принимает Божественный замысел и подчиняется во всем воле Божьей. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим 4, 3).

С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя мира.

На основе данных греческой Библии датами жизни патриарха Авраама надо считать 2165–1940 годы до Р.Х.

Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого происходил Авраам. Господь призывает Авраама, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников. Родиной его был Ур. Это был сначала шумерский, а затем халдейский город. Он находился на юге Месопотамии, близ Персидского залива.

В древности здесь протекал Евфрат, воды которого ныне удалились от этого места почти на пять километров к востоку. Археологические раскопки, проведенные в 1922–1934 годах британским археологом Л. Вулли, показали, что Ур был одним из самых цивилизованных городов Древнего мира, высококультурным и благоустроенным.

Легко увидеть духовное величие Авраама, могучую веру и изумительную покорность всеблагой Божественной воле. Он оставляет богатую, изысканную жизнь в цветущем городе и становится странником, не имея ни пяди своей земли.

В лице праотца нашей веры Господь за много столетий до появления христианства открыл людям высокую мысль о том, что в этой жизни все мы странники и что вся жизнь наша должна быть наполнена сладостным стремлением к Небесному Отечеству.

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти Зиккурат в Уре     

По рождению он был назван Аврамом (см.: Быт 11, 31; 12, 1), что значит, согласно принятой исследователями этимологии, отец высоты, высокий отец (ав — отец, рам — высокий).

Позже, когда Господь поставил Свой Завет с девяностодевятилетним патриархом, Он сказал: не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17, 5). Наречение имени — дело родителей.

Однако библейская история дает много примеров, убеждающих, что выбором их руководил Божественный Промысл. Так было и с родоначальником избранного народа.

Библейское повествование об Аврааме разделяется в книге Бытия на четыре периода, каждый из которых сосредоточивается на явлениях Господа патриарху и сопровождавших их Божественных благословениях.

Первое явление Аврааму было еще в Уре. Господь повелел покинуть родной город и родных и пойти в землю, которую покажет (см.: 12, 1).

Святой апостол Павел говорит, что Авраам верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить.

Патриарх Авраам поселился в Хевроне, у дубравы в Мамре. Эта знаменитая роща получила название по имени аморреянина Мамрия, который, как союзник Авраама, упоминается в книге Бытия (см.: Быт 14, 24).

Когда Авраам узнал, что четыре месопотамских царя совершили набег на царство Содомское и увели в плен его племянника Лота, он вооружил триста восемнадцать рабов своих и разбил месопотамских царей, преследуя их до Дана.

При возвращении патриарха в долине Шаве произошло событие, которое по своему символическому значению является одним из самых важных в ветхозаветной Священной истории: Авраама встретил царь Салима Мелхиседек, который вынес хлеб и вино.

Он был священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил его. Авраам дал ему десятую часть из всего, что имел.

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти Царь Мелхиседек     

Личность Мелхиседека является совершенно исключительной. Во всем Ветхом Завете он упоминается дважды: в книге Бытия (см.: Быт 14, 18) и в 109-м псалме, в котором пророк Давид говорит о первосвященническом служении Христа по «чину Мелхиседека» (см.: Пс 109, 4).

Девять раз Мелхиседек упомянут в Новом Завете: в Послании к Евреям (см.: 7, 1–15), где святой апостол Павел ставит Мелхиседека в таинственную связь с Самим Господом нашим Иисусом Христом. Можно уверенно сделать два утверждения: во-первых, Мелхиседек — личность историческая.

Читайте также:  Кто может быть крестными у ребенка при крещении: как выбрать и кому нельзя

Он жил и царствовал во времена Авраама. Во-вторых, личность эта прообразовательная. По-еврейски имя его произносится «Малкицедек» («царь правды»). Салим (по-еврейски — мир) библеистами отождествляется с городом Иерусалимом.

Хлеб и вино, которыми благословил Мелхиседек Авраама, являются прообразом новозаветного Таинства Евхаристии.

После этих событий было слово Господа к Авраму в ночном видении. Ему было сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика (Быт 15, 1). В ответ патриарх сказал, что он бездетный. Бог сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (15, 5). Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Авраму было семьдесят пять лет, когда Господь впервые обещал произвести от него великий народ. Когда родился Измаил, Авраму было уже восемьдесят шесть лет.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Бог еще тринадцать лет испытывал терпение праведника и только тогда исполнил Свое обетование.

Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое через долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее» (Беседы на книгу Бытия. 39. 2).

Бог повелел Аврааму совершать в восьмой день обрéзание младенцев мужского пола, как знамение завета между Богом и потомками Авраама. Обрезание было зримым, отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу.

В духовном смысле обрезание, состоящее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий.

В таинственном значении обрезание предзнаменовало новозаветное Таинство крещения, смывающее эту наследственную прародительскую поврежденность.

Вскоре Авраам удостоился нового богоявления, которое признается одним из самых значимых в ветхозаветной истории. Господь явился ему у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер во время дневного зноя.

В видении трех странников Авраму была явлена тайна трех Лиц Божественной Троицы. Авраам побежал навстречу трем, а поклонился как одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего.

Библейское повествование о явлении трех мужей Аврааму нашло выражение в иконографии.

Патриарх Авраам устроил трем посетителям трапезу, проявив страннолюбие. После трапезы два Ангела пошли в Содом, а один остался. Жители города были заражены мерзким грехом.

Патриарх обращается к оставшемуся Ангелу, как к Господу, с мольбой сохранить город, в котором жил его племянник с семьей. Вся беседа патриарха с Богом, которую можно также назвать молитвой, чрезвычайно назидательна.

Она показывает великое Божие снисхождение и смысл высшей Божественной правды, не допускающей незаслуженной гибели праведников. Беседа эта свидетельствует и о молитвенном дерзновении Авраама.

Господь обещал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие (Быт 18, 26). Укрепившись этими словами, Авраам с еще большей настойчивостью продолжает заступничество, при этом называя себя смиренно прахом и пеплом.

Понимая, как мало в Содоме праведников, он дерзает убавить число — до сорока. Так как стольких праведников там не было, просит пощадить город ради тридцати. Потом он снижает число до двадцати, а затем до десяти.

Но и стольких праведников не оказалось в развращенном городе.

Лот оказал гостеприимство двум Ангелам. Порочные жители Содома проявили всю меру своей омерзительной греховности. Они сами себе вынесли приговор. Когда взошла заря, Ангелы вывели из города Лота, жену его и двух дочерей.

Они велели не оглядываясь поспешить на гору, чтобы не погибнуть. Лот боялся, что не успеет подняться на гору. Он попросил разрешения бежать в город Сигор.

Вновь проявилось Божие милосердие и снисхождение, ибо Сигор также предназначался к уничтожению, но ради праведного Лота Бог сохранил его.

Когда взошло солнце и Лот с семьей был уже в Сигоре, Господь пролил на Содом и Гоморру серный дождь и огонь.

После уничтожения городов Содома и Гоморры Авраам перебрался к югу и поселился между Кадесом и Суром. Здесь исполнилось Божие обетование Аврааму. Сарра зачала и родила Аврааму сына. Патриарху было уже сто лет. Родившийся сын был назван Исааком, как ранее повелел Аврааму Господь. В восьмой день, как заповедал ему Бог, обрезал Авраам своего сына.

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти Жертвоприношение Исаака     

Когда Исаак достиг отроческого возраста, Бог послал Аврааму великое испытание веры. Бытописатель не указывает возраст сына патриарха, но из текста можно видеть, что он достаточно подрос и мог сам нести дрова для жертвенника. Бог повелел взять сына, пойти в землю Мориа и принести его в жертву.

Когда связанный Исаак лежал на дровах, а Авраам взял в руки нож, Ангел Господень воззвал к Аврааму с неба и сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое намерение» (Беседы на книгу Бытия. XLVII). Это событие Священной истории прообразует великую крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа.

Единородный Сын Божий из послушания Богу Отцу принес Себя в жертву за грехи людей. Исаак, назначенный к смерти, обрел жизнь. Это символ воскресения Христова.

Позже, при царе Соломоне, на горе Мориа был воздвигнут Иерусалимский храм.

Прожив сто двадцать семь лет, Сарра умерла в Хевроне. Как мать всех верующих, она — единственная из ветхозаветных женщин, чьи годы жизни указаны в Священном Писании. Святой апостол Петр ставит Сарру в пример женам: Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет 3, 6).

22 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРАВЕДНОГО АВРААМА ПРАОТЦА

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти22 октября святая Церковь празднует день памяти праведного Авраама праотца и его племянника Лота. Образцом веры остается праведный Авраам для всех верующих, будь то древние иудеи, христиане апостольского времени или двадцатого столетия. Почему православные христиане почитают этого великого праведника, который имел твердую веру, которой спасся и благодаря которой именно от него произошел Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.
После смешения Богом языков в Вавилоне люди, разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам. Тогда Господь повелел Авраму: «Выйди из земли твоей. Я произведу из тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое». С верою и покорностью приняв повеление Божие, Аврам вышел из Ура Халдейского и со своей женой Сарой и племянником Лотом поселился в земле Ханаанской. Лот отделился от Аврама, но город, где он поселился, был захвачен, и Лот попал в плен. Аврам вооружил своих рабов, разбил неприятелей и освободил Лота.

Когда Аврам возвращался с победой, навстречу ему вышли цари. Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго, вынес хлеб и вино и благословил Аврама. Сам Господь был с Аврамом и заключил с ним завет, сказав: «Посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь, столько у тебя будет потомков». (Под потомками его подразумевается Церковь Господня).

Когда Авраму исполнилось 99 лет, Господь явился ему и сказал: «Я — Бог Всемогущий; ходи пред Лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленное потомство. Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да буде тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. (Имя Авраам означает «отец множества»). Жене же твоей да будет имя Сарра.

И родит тебе сына, и имя ему буде Исаак».

У дубравы Мамре, где поселился Авраам, ему явился Господь под видом трех странников (прообраз Пресвятой Троицы). Приняв с почестями и щедро угостив гостей, Авраам обрел благоволение Божие. Один из гостей сказал: «На сле­дующий год, когда я опять в это время буду у тебя, у жены твоей будет сын».

Было открыто Аврааму и о намерении Господа погубить жителей городов Содома и Гоморры, погрязших в грехе. Авраам испросил избавления от кары своего племянника Лота, который жил праведной жизнью в Содоме. В дом Лота пришли два Ангела в виде странников. Содомляне стали требовать выдачи их.

Тогда Ангелы поразили содомлян слепотой, а Лоту и его родственникам повелели уходить из города в горы. «Спасай душу свою и не оглядывайся назад», — сказали они. После их ухода Содом и Гоморра были поражены ниспавшим с неба огнем с серой, и вся страна та обратилась в соленое озеро (ныне Мертвое море).

Жена Лота не исполнила повеления Ангела. Обернувшись назад, она превратилась в соляной столб.

Когда Аврааму исполнилось сто лет, Сарра родила ему сына Исаака. И вот после многих лет жизни Господь посылает Аврааму последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека.

Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему: «Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе укажу». Несмотря на великую скорбь, Авраам повиновался воле Господней.

Придя с сыном на гору Мориа (в центре нынешнего Иерусалима), он разложил костер. И сказал Исаак Аврааму: «Отец мой! Вот огнь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой».

Читайте также:  Пост перед крещением: можно ли кушать крестным родителям и как еще готовиться

Связав Исаака, Авраам положил его на жертвенник и, взяв нож, простер свою руку, чтобы заколоть его. Но в этот момент он услышал глас Божий: «Авраам! Не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня».

Авраам развязал Исаака и, увидев овна, запутавшеюся в кустах, принес его во всесожжение. И сказал Господь: «Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословлю тебя, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

Прожив сто семьдесят пять лет, Авраам мирно предал дух свой Господу Богу. От него, как родоначальника народа Иудейского, произошел по плоти Сам Христос, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама.

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

Две вещи о праотце Аврааме, которые нужно знать всем | Религия и вера

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

9/22 октября Церковь празднует память святого праведного праотца Авраама. Что мы знаем об «отце многих народов», кроме того, что с ним говорил Бог?

Об Аврааме написано в книге Бытия, с 12 по 25 главу. Разные библеисты дают разные датировки его жизни. Разница во мнениях здесь простирается приблизительно от XXII до XVII вв. до Р.Х.

Прожил праведник 175 лет. Первоначальное имя Авраама было Аврам («отец возвышенный», или «высокий отец»). Имя Авраам, данное впоследствии ему Богом, означает «отец многих народов».

Вместе с отцом Фаррой он жил в Уре Халдейском. Это город-государство, один из центров древней цивилизации. По повелению Божию Фарра покидает Ур, доходит до Харрана и там останавливается.

«И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.

И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт.12,31-32).

С обращения Бога к Аврааму начинается длинная история его жития, написанная в книге Бытия.

Согласно книге Бытия, Бог впервые обращается к Аврааму именно там, в Харране. «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).

Однако в книге Деяний первомученик Стефан свидетельствует, что Господь говорил с Авраамом еще до переселения в Харран: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе» (Деян.7,2-3).

Это первоначальное общение Бога с Авраамом покрыто глубокой тайной. Мы не знаем, каким образом Бог «сказал» и как Авраам понял, Кто к нему обращается. Согласно словам из книги Иисуса Навина, можно предполагать, что до обращения к нему Бога Авраам был язычником, как и его отец: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Ис.Нав.24,2).

С обращения Бога к Аврааму начинается длинная история его жития, написанная в книге Бытия.

Вообще об Аврааме можно было бы говорить много, настолько огромная и масштабная эта личность. Необъятного не объять – но есть две вещи, которые о ветхозаветном патриархе обязан знать каждый христианин. Поговорим об этих двух моментах.

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памятиПризвание Авраама. Дореволюционная открытка. pravoslavie.ru

В Харране Авраам получает первые обетования от Бога. Они изложены в 12 главе книги Бытия. Всего главных обетований Божиих Аврааму можно насчитать 8:

  1. Укажу землю, в которую нужно идти
  2. Произведу от тебя великий народ
  3. Благословлю тебя
  4. Возвеличу имя твое
  5. Будешь в благословение
  6. Благословлю благословляющих тебя и проклинающих тебя прокляну
  7. Благословятся в тебе все племена
  8. Потомству твоему отдам Я землю сию

Обратим внимание на обетование: «благословятся в тебе все племена земные». Со временем форма этого благословения изменилась: «И благословятся в семени твоем все народы Земли» (Быт. 22:18). Данное обетование следует признать самым важным для нас. Подробно его значение объясняет апостол Павел в послании к Галатам.

Доказывая христианам Галатии ненужность иудейских обрядов, убеждая их в том, что они имеют все необходимое для спасения в Церкви, апостол строит доказательную базу на истории Авраама. Главный аргумент – получение галатами Духа Святого в Церкви – апостол связывает с событиями из жизни Авраама. В частности, Павел вспоминает обетование Божие Аврааму о благословении «в семени».

Семя Авраамово, в Котором благословятся все племена земные, это Христос

Вот что он пишет: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. … дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. … Аврааму даны были обетования и семени его.

Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал.3:5-10,14,16).

Из этого отрывка следует такой смысл: Семя Авраамово, в Котором благословятся все племена земные, есть Христос. А благословение Авраамово заключается в получении Духа Святого в Церкви. И это благословение получает любой человек, верующий во Христа и живущий в Церкви.

Интересно, что в первоначальном контексте «семя» – это Исаак, сын Авраамов. Но в дальнейшем обетование о «семени» приобретает более широкое значение и смысл.

Получается, что христианская вера и христианская Церковь – это благословение Авраамово, которое получаем мы, вчерашние язычники. Происходит все через Христа, Который есть Семя Авраамово. И предсказано это было тысячи лет назад, а истолковано апостолом Павлом. Дивны дела Твоя, Господи!

Авраам пророк: житие и значение святого патриарха, иконография и день памяти

Вторая тема, которую нужно знать об Аврааме. Очень важным моментом биографии ветхозаветного патриарха является «великое искушение Авраама» – миг, когда он чуть не принес в жертву Богу своего сына Исаака (см.Быт.22).

История всем известна. Бог повелевает Аврааму принести в жертву единственного сына, Исаака. Авраам уже заносит над ним руку с ножом, но явившийся ангел останавливает патриарха.

В день жертвоприношения Исаака Авраам сподобился узреть тайну Голгофских страданий Спасителя.

Интересно, как осмысляет данное событие Новый Завет. Апостол Павел пишет: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11,17-19).

Согласно апостолу Павлу, какой верой Авраам совершает этот поступок? Верой в то, что Бог, давший Исаака от омертвелой утробы Сарры, способен «и из мертвых воскресить» его. Ведь именно через Исаака должно было бы прийти исполнение обетования (интересно, что намерение апостол приравнивает к самому действию).

Вера Авраама – это некое пророчество о евангельской вере в Воскресшего Христа. Потому и говорит апостол Павел, что «верующие суть сыны Авраама» (Гал.3,7).

Важное свидетельство о жертвоприношении Авраама дает Христос: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8,56). О каком дне говорит Господь? Когда Авраам увидел этот день?

Свт. Иоанн Златоуст пишет, что здесь имеется в виду «день Креста, который Авраам прообразовал принесением овна и Исаака».

Блаженный Феофилакт Болгарский придерживается того же мнения: «провидя сей день креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался».

Великая любовь к Богу сделала Авраама причастником тайны, о которой не знали даже ангелы.

Толковая Библия Лопухина: «в Исааке он уже увидел будущего Мессию-Христа».

Итак, согласно этим толкованиям, в день жертвоприношения Исаака Авраам сподобился узреть тайну Голгофских страданий Спасителя. Великая любовь к Богу сделала Авраама причастником тайны, о которой не знали даже ангелы.

Толкователи видят в данной истории множество мессианских пророчеств-прообразов. Христос подчиняется Отцу так, как Исаак подчиняется Аврааму. Христос несет древо крестное, Исаак – дрова.

Трехдневное путешествие Авраама и Исаака – три дня во гробе Христа. Овен, запутавшийся рогами в чаще и принесенный в жертву – тоже прообраз Христа.

Гора жертвоприношения Авраама и Голгофская гора – по мнению многих, одно и то же место.

  • *   *   *
  • Итак, стоит узнать и запомнить об Аврааме по крайней мере две вещи.
  • Первое: «благословение Авраамово» есть получение нами Святого Духа в Церкви.

Второе: во время жертвоприношения, совершенного Авраамом над его сыном Исааком, Авраам задолго до всех пророков увидел тайну Голгофы. И это видение делает его действительно уникальным человеком в истории мира.

В день памяти Авраама стоит взять в руки книгу Бытия, и освежить в памяти историю Авраама. Хорошо будет также развернуть послание апостола Павла к Галатам, особенно 3 и 4 главы. Писание – это всегда радость и утешение. А также и напоминание о тех людях, которых хвалил Сам Христос, и вере которых стоит подражать.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *