Апостол симон кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвыПро житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот.

По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом.

Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова.

Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества.

Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит был первым, кто ввел обряд крещения среди древних абхазов, тем самым зародив среди них христианскую веру.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвыКананит одним касанием исцелял любые болезни

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет.

Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием.

Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Видео «Келья Симона Кананита»

В этом видеосюжете показано чтимое православными людьми святое место.

Чудотворные деяния апостола

Живя в Абхазии, Симон прославился своими чудесами – одним касанием он исцелял любые болезни. Апостол возлагал руки на больное место, окроплял его водой, читал молитву на непонятном наречии и человек выздоравливал.

Наблюдая чудесные исцеления, местные жители постепенно начали проникаться доверием к христианскому учению, а вскоре стали отказываться от язычничества, принимая новую веру.

Даже после смерти святого на его могилу продолжают приходить верующие, чтобы получить помощь, исцелиться и попросить о спасении.

Дни памяти и почитания святого

Молятся в честь поминания Симона Кананита дважды:

  • 23 мая, как покровителю плодородия;
  • 13 июля, в день Собора всех двенадцати апостолов.

Работать во время весеннего дня памяти не рекомендуется. Традиция предполагает отдых, ограждение от тревог и тяжелого труда. По окончании празднования все запланированные работы можно начинать с новыми силами.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвыПочтить память святого можно 23 мая и 13 июля

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Впервые храм возвели в IX веке на месте, где был похоронен великомученик. Постепенно христианство укоренилось среди абхазского народа, начали появляться города, а вместе с ними церкви и замки. Однако спустя столетие вторгшиеся турки сменили христианскую веру на мусульманскую, а монастырь почти полностью разрушили.

Древний храм восстановили только через шесть столетий, когда император Александр III передал эту территорию насельникам соседствующей церкви – монахам со Старого Афона (Греция).

С тех пор обитель стала религиозным просветительским центром Российской империи. На ее территории был возведен Пантелеймоновский собор, построены заводы, электростанция, вокзал.

На полях высадили виноградники, стали выращивать картофель и другие культуры.

Музыкальные куранты, которые находятся на самой высокой колокольне монастыря, были подарены императором Александром III после восстановления храма.

Грот, где жил Зилот, не претерпел изменений. Внутренняя обстановка его осталась прежней, только вместо веревки, был сделан удобный вход с каменными ступенями. Стены древней пещеры выложены мозаикой, на которых можно увидеть лики самого апостола, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии. Неподалеку от кельи святого находится исцеляющий источник, а рядом – камень с оттисками ступней Симона.

В 2011 году обитель досталась раскольникам, и доступ русским паломникам туда был ограничен. Несмотря на это, попасть на службу в честь великомученика можно в других местах:

  • Сочи, поселок Лоо, Храм Апостола Кананита;
  • Израиль, Кана, церковь Венчания;
  • Тбилиси, лавра Самеба;
  • Сухуми, римско-католическая церковь Св. Симона.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвыНовоафонский монастырь святого Симона КананитаАпостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвыРимско-католическая церковь Св. Симона в СухумиАпостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвыЛавра Самеба в Тбилиси

Служба и молитва апостолу Симону Кананиту

Молитва Зелоту помогает обрести супружеское счастье, создать крепкую семью. Она оберегает от ссор с близкими, помогает обрести мир и взаимопонимание между супругами. Искреннее обращение к Симону избавляет от болезней, а также укрепляет дух.

Во время молитвенного чтения произносят акафист, тропарь, а также саму молитву святому. Последнюю читают также во время обряда венчания, благословляя молодоженов на брак. Аналогия с вином, проводимая в тексте, указывает на обращение грешной души к благочестию.

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Несмотря на скудное упоминание среди текстов Святого Писания, Симон Кананит оставил после себя неизмеримый след в истории становления христианства. Апостол сумел обратить к истинной вере самых закостенелых язычников, укоренив учение Христа во многих странах мира.

Житие святого Апостола Симона Зилота, Кананита — рассмотрим со всех сторон

Главная / Святые /  

В Википедии есть статьи о других людях с именем Симон.

Си́мон Канани́т (Зилот) (греч. Σίμων ο Κανανίτης, др.-евр. שמעון הקנאי, Шимон ха-Канаи) — один из 12 ближайших апостолов (учеников) Иисуса Христа. Память апостола Симона совершается в Православной церкви 10 (23) мая по юлианскому календарю и в Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля), в Католической церкви 28 октября.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

  • Событие произошло в небольшом городе Кана, находящемся в восьми верстах от Назарета. Здесь же присутствовала и Дева Мария, а также ученики Спасителя. Новобрачные не имели большого достатка, и вскоре обнаружился недостаток в вине. Многочисленные гости нуждались в добром изобилии, чтобы прославить брачующихся.
    Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы
    Икона Брак в Кане Галилейской
  • Сострадательная Богоматерь, не желающая снижать радостное настроение, решила поддержать Симону и его невесте. Она знала, что Мессия всегда помогает нуждающимся и готов исполнить благочестивую просьбу. Однако Христос, выслушав Деву Марию, сказал, что время для чудесного свершения еще не пришло.
  • Матерь Божья предупредила слуг, чтобы они с точность исполняли повеления Сына. Когда вино закончилось, Мессия наказал наполнить кувшины простой водой. Пришедшие удивились необыкновенному вкусу только что принесенного напитка. Они недоумевали, почему самое вкусное вино подали после того, как худшее закончилось, ведь традиция требует обратного. Вскоре всем стало известно о чуде, которое совершил Христос, желавший порадовать собравшихся и утвердить их в истинной вере во Всемогущество Отца.
  • Ни один ученик или гость не сомневался в мистических способностях Христа, они приняли Его как своего Мессию. Симон Кананит также последовал за спасителем, бросив жену, дом и прошлую жизнь. Иисус официально признал этого ревностного («Зилот») святителя одним из двенадцати апостолов.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Читайте также:  Преподобный иларион оптинский: житие и чудеса святого, почитание и тексты молитв

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Это интересно: Житие святителя Антония Смирницкого: объясняем по полочкам

В евангелиях

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит.

Прозвища Зилот (греч. ζηλωτής) и Кананит (арам. qan’ana) в переводе с греческого и арамейского обозначают одно и то же — «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. В Талмуде упоминается законоучитель Нехуния бен га-Кана — «сын ревнителя».

Ранее прозвище Зилот нередко истолковывалось в смысле приверженности партии зелотов, отождествляющихся со сторонниками «четвёртой философии» по Иосифу Флавию, активными борцами против римского владычества.

На современном этапе деятельность зелотов относят к более позднему времени накануне разрушения Иерусалима.

Предание иногда отождествляло Симона Кананита со сводным братом (от первого брака Иосифа) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. В этом случае он отождествляется с Симеоном, апостолом из числа 70, «братом Господним», который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот.

По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом.

Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова.

Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества.

Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит был первым, кто ввел обряд крещения среди древних абхазов, тем самым зародив среди них христианскую веру.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет.

Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием.

Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Видео «Келья Симона Кананита»

В этом видеосюжете показано чтимое православными людьми святое место.

Предание

Апостол Симон

(греческая икона)

Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Грузии и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии.

Есть сведения (скорее всего, легендарные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа — был заживо распилен пилой.

Погребён в городе Никопсии, местоположение которого вызывает споры.

По одной версии, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой — он находился на месте нынешнего посёлка Новомихайловского в Краснодарском крае.

Впоследствии (в XIX веке) на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита. Там и сегодня показывают пещеру, в которой подвизался апостол.

Мощи Святого Апостола почивают в Ватикане в Соборе Святого Петра. Часть мощей апостола находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Это интересно: Житие святого Григория Паламы: читайте все нюансы

Чудотворные деяния апостола

Живя в Абхазии, Симон прославился своими чудесами – одним касанием он исцелял любые болезни. Апостол возлагал руки на больное место, окроплял его водой, читал молитву на непонятном наречии и человек выздоравливал.

Наблюдая чудесные исцеления, местные жители постепенно начали проникаться доверием к христианскому учению, а вскоре стали отказываться от язычничества, принимая новую веру.

Даже после смерти святого на его могилу продолжают приходить верующие, чтобы получить помощь, исцелиться и попросить о спасении.

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток — обязательные атрибуты для апостолов.

Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца.

Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист, повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника — Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите

Дни памяти и почитания святого

Молятся в честь поминания Симона Кананита дважды:

  • 23 мая, как покровителю плодородия;
  • 13 июля, в день Собора всех двенадцати апостолов.

Работать во время весеннего дня памяти не рекомендуется. Традиция предполагает отдых, ограждение от тревог и тяжелого труда. По окончании празднования все запланированные работы можно начинать с новыми силами.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Служба и молитва апостолу Симону Кананиту

Молитва Зелоту помогает обрести супружеское счастье, создать крепкую семью. Она оберегает от ссор с близкими, помогает обрести мир и взаимопонимание между супругами. Искреннее обращение к Симону избавляет от болезней, а также укрепляет дух.

Во время молитвенного чтения произносят акафист, тропарь, а также саму молитву святому. Последнюю читают также во время обряда венчания, благословляя молодоженов на брак. Аналогия с вином, проводимая в тексте, указывает на обращение грешной души к благочестию.

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Несмотря на скудное упоминание среди текстов Святого Писания, Симон Кананит оставил после себя неизмеримый след в истории становления христианства. Апостол сумел обратить к истинной вере самых закостенелых язычников, укоренив учение Христа во многих странах мира.

Поделитесь в соц.сетях:
Читайте также:  Суббота 2-й седмицы великого поста: для чего нужна и как проводить, богослужение

Охранитель семейного счастья – апостол Симон Кананит

Обратиться с любой молитвенной просьбой можно к любому святому, но Церковное Предание и опыт верующих свидетельствуют, что всегда есть несколько святых, обращение к которым непременно помогает в тех или иных случаях нашей земной жизни.

Особым даром хранить мир и согласие в христианской семье, молиться о ее благополучии Господь наделил Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, праведных Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, мучеников Гурия, Самона и Авива, праведного Филарета Милостивого, благоверного князя Петра и княгиню Февронию Муромских, а также апостола от 12-ти Симона Кананита.

Конечно же, хранить в семье совет да любовь было не главной изначальной апостольской задачей одного из ближайших учеников Иисуса Христа. Главным великим послушанием апостола Симона Кананита, за которое он и жизнь свою мученически положил, было благовестие Слова Божия, благовестие Нового Завета. Отныне – не око за око, но любовь к ближнему, даже если этот ближний – враг твой.

Об апостоле Симоне Кананите

На третий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни Иудейской случился брак в городе Кане. Кана апостольского времени – небольшой галилейский городок, верстах в восьми севернее Назарета. По родству или по знакомству, на браке присутствовала Богоматерь. Пришел с Нею и сын Ее Иисус.

Новобрачные были, видимо, люди не очень богатые, и скоро на празднике обнаружился недостаток вина. Здесь заметим, что на Востоке вино было знаком гостеприимства, щедрости и хлебосольства. Угощая вином, хозяин желал порадовать гостей и воздать им подобающую честь.

Недостаток вина навлек бы позор и бесчестие на весь дом и новобрачную чету.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Монастырь святого апостола Симона Кананита

Желая помочь хозяевам и зная уже возможности Сына Своего, Богоматерь обратилась к Нему: «Вина нет у них». Тогда Иисус подошел к слугам и велел наполнить водой стоявшие тут шесть каменных сосудов. Слуги наполнили их до верха.

«Теперь зачерпните, – сказал Господь, – и несите к распорядителю пира». Распорядитель отведал этой воды, которая уже сделалась вином, и удивился: зачем такое прекрасное вино так долго берегли. Тут для всех открылось, какое чудо совершил Христос.

Это было первое Его чудо. «И уверовали в Него ученики Его».

Уверовал во Христа и жених. Это был Симон Кананит. Чудо настолько потрясло Симона, что изменило всю его жизнь, перевернуло прежние представления о земном счастье. Он осознал, что Иисус, почтивший Своим присутствием его свадьбу, есть подлинный Мессия, Сын Божий.

Уверовал так сильно, так неоглядно, что оставил дом свой и всю суету мирскую и последовал за Христом. Конечно, пример апостола Симона – особенный. Даже для самых высоких целей не каждый способен покинуть дом и семью.

Но, безусловно, для каждого христианина духовные ценности выше материальных.

Как один из самых ревностных учеников Христовых, Симон был избран в число 12 апостолов. Когда в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух и они получили дар говорить со всеми народами, апостол Симон Кананит вместе с другими отправился проповедовать имя Христово.

Сначала он трудился в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем Первозванным (по одной из версий) отправился по берегу Чермного моря на восток. Побывали в земле Иверской, прошли в горы Сванетии (Осетии), затем – в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

Здесь они расстались. Апостол Андрей отправился проповедовать вдоль морского побережья далее на Кавказ, а Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псырцха (окрестности современного Нового Афона). Здесь и скончался мученически, распятый на кресте.

Согласно преданию, погребен в городе Никопсии – в нынешнем Новом Афоне в Абхазии. Это было примерно в 55 г., через 20 с лишним лет после Воскресения Христова.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Апостол Симон Кананит

Память апостолу Христову Симону Кананиту в Русской Православной Церкви 10/23 мая и 30 июня/13 июля – в Соборе 12 апостолов. У католиков празднество ему 28 октября/10 ноября. Часть мощей апостола Симона Кананита находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кельне.

В XIX в. на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, сооружен Ново-Афонский монастырь Симона Кананита. Неподалеку от монастыря находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился апостол. Пещера освящена в 1884 г.

, и в ней поставлена икона апостолов-соработников Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен. По преданию, еще в I в. рядом с пещерой забил целебный источник, который существует до сих пор. Иногда паломники находят там камешки с пятнами красного цвета.

Богомольцы называют их камнями с кровью апостола Симона Кананита и берегут как святыню. Вода в источнике исцеляет различные недуги.

Если смотреть на прибрежную полосу Афона сверху, то Новоафонские горы выглядят «выступом» (выступ по-абхазски – «анакоп»). Отсюда и произошло слово Анакопия – одно из древних названий Нового Афона – столицы средневекового Абхазского царства.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь основан на Кавказе, в Абхазии, в 1875 г. и в течение многих лет, до закрытия и разорения, был главным центром христианской духовной жизни для всего кавказского края.

Промыслом Божиим Ново-Афонская обитель стала таким же оплотом христианской веры на Кавказе, как Киево-Печерская обитель на юго-западе Российского государства, Троице-Сергиева Лавра на Московской Руси, Соловецкий и Валаамский монастырь на северных окраинах России.

Мысль об устройстве новой обители принадлежала игумену русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандриту Макарию и духовнику иеросхимонаху Иеронину. Афонским инокам посодействовал русский посол в Константинополе граф Н.П. Игнатьев. 8 февраля 1875 г.

он обратился к наместнику Кавказа великому князю Михаилу с письмом, в котором изложил просьбу монахов: «Глубина православных убеждений, чистота и строгость жизни и чисто русский дух нашей братии на Афоне служат, мне кажется, ручательством, что и на Кавказе иноки эти будут полезными и ревностными деятелями распространения православия».

Великий князь Михаил дал согласие на устроение новой обители. С Афона в Абхазию отправились иеромонах Арсений с двумя монахами для выбора места для основания обители.

Посланники со Святой Горы выбрали место живописное и плодородное в 20 верстах от Сухума, на развалинах древнего города Анакопии, у реки Псырцха, где находилась древняя православная святыня – полуразрушенный храм во имя святого апостола Симона Кананита, построенный в древности на месте его погребения.

Место для монастыря было выбрано 6 сентября 1875 г.

, а 27 ноября последовало распоряжение Его Императорского Величества об отводе 327 десятин земли, передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита и предоставлении братии права на ловлю рыб в реке Псырцха, об отводе 100 десятин строевого и такого же количества дровяного леса.

Получив законные права, обитель стала быстро благоукрашаться и строиться, разносторонне развивались ее хозяйство и просветительная деятельность, углублялись духовные стороны ее жизни. Для строительных работ с Афонской горы были присланы искусные в строительстве иноки, среди которых особенно выделялся иеромонах Иерон, обладавший необыкновенными дарованиями инженера и архитектора.

Благодаря неусыпным трудам братии и искусству отца Иерона к 1 октября 1876 г. монастырские здания и храм были построены.

В знак своего почитания Божией Матери и постоянного упования на Ее заступничество иноки обители освятили первый построенный ими храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В тот же день состоялось открытие школы для абхазских сирот.

Разоренные во время турецкой войны 1877–1878 гг. здания нижнего монастыря и храм были отстроены заново, освящение Покровского храма последовало 3 февраля 1879 г.

С особенным усердием иноки трудились над восстановлением и приведением в подобающее благолепие древнего храма во имя Святого апостола Симона Кананита. Восстановление этой святыни было окончено в начале 1882 г.

, и 10 мая состоялось торжественное освящение обновленного храма. В том же году было освящено новое здание монастырской школы. 6 июля 1883 г. был освящен в Покровском храме придел во имя Святого Архистратига Михаила.

В 1884 г. начаты работы по возведению грандиозных зданий нагорного монастыря, место для которого было выбрано на склоне Афонской горы.

Здания были построены в виде правильного четырехугольника с большим двором внутри, в середине которого предполагалось воздвигнуть главный монастырский собор. Первый храм нагорного монастыря, во имя Вознесения Господня, был освящен 11 августа 1894 г.

, 28 сентября последовало освящение храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного, 30 января 1896 г. – храма во имя Всех афонских святых.

Успешно и быстро продвигалось строительство соборного храма во имя святого великомученика Пантелеимона. Закладка собора была совершена 24 сентября 1888 г.

государем императором Александром III, когда он посетил Ново-Афонский монастырь.

Торжественное освящение главного престола этого великолепного храма, по величественности и благолепию равного которому нет во всем Закавказье, состоялось 28 сентября 1900 г.

В 1889 г. Ново-Афонской обители была передана со Старого Афона чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». В честь этой иконы при братском корпусе построили храм, освященный 4 октября 1910 г.

Перед этим, 7 мая 1908 г., последовало освящение храма во имя святого мученика Иерона. С возведением этих храмов строительные труды новоафонских иноков в нагорном монастыре были, в основном, завершены.

К 1912 г. число братии в монастыре достигло 600 человек. Источник необходимых материальных средств составляли доходы Петербургского подворья, основанного Ново-Афонским монастырем на пожертвованной ему земле, и пожертвования православных благотворителей и благодетелей.

Читайте также:  Арапетская икона Божией Матери: история и в чем помогает образ, молитва

Средства на содержание монастыря братия получала также от своей хозяйственной деятельности: садоводства, скотоводства, огородничества, рыболовства, пчеловодства, виноделия, маслоделия.

«Царством кипучего, огромного труда» назвал Ново-Афонский монастырь один из его посетителей.

Расчистив заросли по берегам Псырцхи, монахи устроили огороды, где сажали овощи круглый год. Каменная плотина, устроенная через Псырцху, дала возможность предупредить наводнения и устроить систему прудов.

Иноки посадили фруктовые сады, плодовые питомники, сад южных растений, виноградные плантации, масличные рощи. Обитель имела хозяйственные хутора и пастбища в горах, покосы, пасеки, посевы пшеницы, овса, ячменя, кукурузы.

В Вакинской губернии находились рыбные промыслы с хозяйственными помещениями и кельями; были открыты монастырские подворья в Петербурге, Одессе, Новороссийске, Туапсе.

При монастыре были возведены многочисленные мастерские (портняжная, сапожная, малярная, столярная, токарная, слесарная, кузнечная, медничная, литейная, свечной завод) с помещениями для рабочих и кельями.

Иноки сами выжигали известь для нужд строительства, изготовляли черепицу для кровель, трубы для водопровода; во все здания провели воду. Были устроены квасоварня, винодельня, продовольственные склады.

В нагорном монастыре размещались просфорня, библиотека, иконописная, позолотная, переплетная, часовая мастерские, при монастыре были построены больницы и аптека.

Все нужные продукты, дрова, строительные материалы развозили по монастырю по узкоколейной железной дороге.

Для подъема строительных материалов на Иверскую гору к строящемуся храму была проведена канатная дорога на электрической тяге.

Электричеством, вырабатываемым гидроэлектростанцией на Псырцхе, освещались все здания монастыря и приводились в движение моторы в мастерских и на мельнице. В монастыре была проведена телефонная связь.

Удобные экипажные дороги соединяли здания нижнего и нагорного монастыря с пристанью, с гостиницами и странноприимницами, в которых помещались приезжающие в Новый Афон паломники.

Хозяйственная деятельность монастыря, весьма разносторонняя, была направлена только на удовлетворение самых насущных потребностей строящейся обители. Отец Иерон с братией стремились прежде всего к благолепию церковной службы и благочестию монашеской жизни.

Введенные с первых дней существования Ново-Афонского монастыря Афонский устав и правила общежительных монастырей Святой Горы, основанные на полной нестяжательности и бескорыстии, строго соблюдались братией и содействовали благоустройству внутренней жизни обители.

Обитель взяла на себя трудную задачу – просвещать молодое поколение абхазов святой православной верой. В школе, основанной при монастыре, обучались на полном монастырском содержании 20 абхазских мальчиков, преимущественно сирот.

По окончании курса они, пройдя предварительную подготовку в монастыре, становились псаломщиками и диаконами в абхазских православных деревнях, трудились на миссионерском поприще.

Многие абхазы, взрослые и дети, приняли святое Крещение в Ново-Афонском монастыре.

Помимо содержания школы монастырь вел обширную благотворительную деятельность: бесплатно рассылал в большом количестве иконы, книги, брошюры, листки религиозно-нравственного содержания, их же получали в напутствие паломники и посетители обители.

Паломники, посещавшие Ново-Афонский монастырь, пользовались безвозмездно помещением и пищей. Неимущих паломников даже снабжали деньгами на обратную дорогу и одеждой.

Несмотря на скудость материальных средств оказывали помощь, включая медицинскую, всем нуждающимся.

Местные жители ходили в монастырь на заработки, монастырь никому не отказывал в работе. Число рабочих иногда доходило до 2000 ежедневно. Бедным абхазским приходам передавали церковную утварь и облачения.

  • Принимая паломников и помогая нуждающимся, просвещая местных жителей светом Христовым, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь всегда был прибежищем для всех ищущих мира и душевного спасения.
  • Анатолий Александрович Мацукевич (1938–2015)

Житие святого апостола Симона Кананита (Зилота)

Святой Апостол Си́мон Зилот (Кананит) — один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино.

Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова.

Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом — в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после — в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу.

Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством.

Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство.

Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона.

На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор — крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек.

Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III.

Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские.

Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями.

Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней.

И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть.

На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма. Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия). Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона.

По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, — казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне.

Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы Апостол Симон Кананит: житие святого и о чем просят перед иконой, молитвы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector