Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона.

Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия.

Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу.

Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что  образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего.

Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику.

Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией.

Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю.

Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят.

Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят.

Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы.

Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами.

В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Тихвинская икона Божией Матери

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века.

В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого.

После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери.

Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена.

Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве.

Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма.

По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.

Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню.

С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении.

Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал  Новодевичий монастырь.

28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе.

В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен.

Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Владимирская икона Божией Матери

Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Читайте также:  Молитва исаака сирина: 11 сильных текстов и ответы на часто задаваемые вопросы

Иконы

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Из Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1482 г. ГТГ, Москва

Дионисий (?). Богоматерь Одигитрия с Троицей и избранными святыми. Конец XV в. ГТГ, Москва

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Ярославль. 1564 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей.

Смоленская икона. Палех. XVII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Богоматерь Одигитрия Смоленская. 2-я половина XIX в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва

Смоленская икона над могилой М.И. Кутузова в Казанском соборе, Спб.

1 Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6.

Вы прочитали статью Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия. Мы предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами:

Смоленская икона божией матери, именуемая «одигитрия»

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой.

После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы.

Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий.

Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей.

Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина.  Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе.

Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками.

Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Сандалии святого мученника Меркурия — одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы.

В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск.

28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен.

Спустя полвека в 1514 году Смоленск  был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь. Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром.

Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен.

Сведения, которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска.

Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы.

Списки с иконы

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) — Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Читайте также:  Спорительница хлебов икона: значение и в чем помогает образ, тексты молитв

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века.

Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства.

Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами.

Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа, установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

  • Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
  • 24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.
  • Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.      
  • Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
  • Кондак, глас 6 Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.
  • Ин Кондак, глас 6 Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на­шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас греш­ных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю­щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печа­ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея­нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст­вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе­ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При­клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос­поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо­его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со­причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Успенский собор — одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери — древняя Одигитрия.

Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии.

Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

Назад к списку

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Саратовский Алексиевский женский монастырь / Монастырский вестник

Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Оди­гит­рия», что зна­чит «Пу­те­во­ди­тель­ни­ца», по Цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ла на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой во вре­мя зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский пред­по­ла­га­ет, что этот об­раз был на­пи­сан по прось­бе ан­тио­хий­ско­го пра­ви­те­ля Фе­о­фи­ла.

Из Ан­тио­хии свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Иеру­са­лим, а от­ту­да им­пе­ра­три­ца Ев­до­кия, су­пру­га Ар­ка­дия, пе­ре­да­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль Пульхе­рии, сест­ре им­пе­ра­то­ра, ко­то­рая по­ста­ви­ла свя­тую ико­ну во Влахерн­ском хра­ме.

Гре­че­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин IХ Мо­но­мах (1042–1054), вы­да­вая в 1046 го­ду свою дочь Ан­ну за кня­зя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, сы­на Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­сло­вил ее в путь этой ико­ной.

По­сле смер­ти кня­зя Все­во­ло­да ико­на пе­ре­шла к его сы­ну Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху, ко­то­рый пе­ре­нес ее в на­ча­ле ХII ве­ка в Смо­лен­скую со­бор­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Оди­гит­рия Смо­лен­ская.

В 1238 го­ду по гла­су от ико­ны са­мо­от­вер­жен­ный пра­во­слав­ный во­ин Мер­ку­рий но­чью про­ник в стан Ба­тыя и пе­ре­бил мно­же­ство вра­гов, в том чис­ле и их силь­ней­ше­го во­и­на. При­няв в бит­ве му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, он был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых (па­мять 24 но­яб­ря).

В ХIV ве­ке Смо­ленск на­хо­дил­ся во вла­де­нии Ли­тов­ских кня­зей. Дочь кня­зя Ви­то­вта Со­фия бы­ла вы­да­на за­муж за ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча (1398–1425). В 1398 го­ду она при­вез­ла с со­бой в Моск­ву Смо­лен­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Свя­той об­раз уста­но­ви­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Крем­ля, по пра­вую сто­ро­ну от цар­ских врат. В 1456 го­ду, по прось­бе жи­те­лей Смо­лен­ска во гла­ве с епи­ско­пом Ми­са­и­лом, ико­на бы­ла тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом воз­вра­ще­на в Смо­ленск, а в Москве оста­лись две ее ко­пии.

Од­на бы­ла по­став­ле­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре, а дру­гая — «ме­ра в ме­ру» — в 1524 го­ду в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии. Мо­на­стырь был устро­ен на Де­ви­чьем по­ле, где «со мно­ги­ми сле­за­ми» моск­ви­чи от­пус­ка­ли свя­тую ико­ну в Смо­ленск.

В 1602 го­ду с чу­до­твор­ной ико­ны был на­пи­сан точ­ный спи­сок (в 1666 го­ду вме­сте с древ­ней ико­ной но­вый спи­сок во­зи­ли в Моск­ву для по­нов­ле­ния), ко­то­рый по­ме­сти­ли в башне Смо­лен­ской кре­пост­ной сте­ны, над Дне­пров­ски­ми во­ро­та­ми, под спе­ци­аль­но устро­ен­ным ша­тром.

Поз­же, в 1727 го­ду, там бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь, а в 1802 — ка­мен­ная.

Но­вый спи­сок вос­при­нял бла­го­дат­ную си­лу древ­не­го об­ра­за, и, ко­гда рус­ские вой­ска 5 ав­гу­ста 1812 го­да остав­ля­ли Смо­ленск, ико­ну взя­ли с со­бой для охра­не­ния от непри­я­те­ля. На­ка­нуне Бо­ро­дин­ской бит­вы этот об­раз но­си­ли по ла­ге­рю, чтобы укре­пить и обод­рить во­и­нов к ве­ли­ко­му по­дви­гу.

Древ­ний об­раз Смо­лен­ской Оди­гит­рии, взя­тый вре­мен­но в Успен­ский со­бор, в день Бо­ро­дин­ской бит­вы вме­сте с Ивер­ской и Вла­ди­мир­ской ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри об­но­си­ли во­круг Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и кремлев­ских стен, а за­тем от­пра­ви­ли к боль­ным и ра­не­ным в Ле­фор­тов­ский дво­рец.

Пе­ред остав­ле­ни­ем Моск­вы ико­на бы­ла взя­та в Яро­славль.

Так бла­го­го­вей­но хра­ни­ли на­ши пред­ки эти ико­ны-сест­ры, и Ма­терь Бо­жия через Свои об­ра­зы охра­ня­ла на­шу Ро­ди­ну. По­сле по­бе­ды над непри­я­те­лем ико­на Оди­гит­рии вме­сте с про­слав­лен­ным спис­ком бы­ла воз­вра­ще­на в Смо­ленск.

Празд­но­ва­ние в честь это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за 28 июля бы­ло уста­нов­ле­но в 1525 го­ду в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии.

Су­ще­ству­ет мно­го чти­мых спис­ков со Смо­лен­ской Оди­гит­рии, ко­то­рым по­ло­же­но празд­но­ва­ние в этот же день.

Есть и день празд­но­ва­ния Смо­лен­ской иконе, про­сла­вив­шей­ся в ХIХ ве­ке, — 5 но­яб­ря, ко­гда этот об­раз по рас­по­ря­же­нию глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рус­ской ар­ми­ей М. И. Ку­ту­зо­ва был воз­вра­щен в Смо­ленск.

Читайте также:  Икона рождество христово: описание и о чем просят господа, молитвы

В па­мять из­гна­ния вра­гов из Оте­че­ства в Смо­лен­ске бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­вать этот день еже­год­но.

Свя­тая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии — од­на из глав­ных свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Ве­ру­ю­щие по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют от нее обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь.

Ма­терь Бо­жия через Свой свя­той об­раз за­сту­па­ет и под­креп­ля­ет нас, пу­те­вод­ствуя ко спа­се­нию, и мы взы­ва­ем к Ней: «Ты вер­ным лю­дям — Все­б­ла­гая Оди­гит­рия, Ты — Смо­лен­ская По­хва­ла и всея зем­ли Рос­сий­ския — утвер­жде­ние! Ра­дуй­ся, Оди­гит­рие, хри­сти­а­ном спа­се­ние!»

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: значение образа и полный текст Вскоре после возобновления монашеской жизни в нашей обители в начале 90-х гг. прошлого века в нее была передана работниками Таможенной службы большая старинная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. По милости Божией ее не удалось вывезти за границу. Точное время написания иконы неизвестно, оборотная сторона доски выглядит очень старой, сохранность же изображенияна удивление хорошая. Кроме традиционных для Богородичной иконы надписаний, образ украшает надпись, выполненная затейливой вязью: «ИЗОБРАЖЕНИЕ С ЧУДОТВОРНАГО ОБРАЗА ПРЕСТЫЯ БГДЦЫ СМОЛЕНСКIЯ ЧТО ПОД ЕРАСЛАВЛЕМ» В честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии» Смоленской в монастыре построен новый храм. Он строился 13 лет: закладная доска на его внутреннем фундаменте установлена 10 августа 1995 года, в день памяти иконы «Одигитрия» Смоленская, спустя некоторое время за неимением средств строительство было законсервировано до 2003 года. Освящение храма состоялось 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 2007 году со старинной большой иконы «Одигитрия» была написана копия, икона аналойного размера.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия

В этой статье рассказывается о Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия. Читайте Акафист и молитвы к этому лику.

Чудодейственная икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Смоленская» известна православным верующим с давней Руси. Лик этой Богородицы с младенцем на руках можно встретить почти в каждом храме и даже в домах у православных христиан. Где находится первообраз и в чем помогает это Святое изображение, читайте в этой статье.

Когда праздник Смоленской иконы Божией Матери: даты

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия

Православные христиане, которые взывают о помощи к этой святыни, получаются благодать. Зафиксировано множество чудес, которые совершились от этой иконы.

  • Одно из самых больших — избавление от нападения врага под Смоленском в 1239 году.
  • Жители города стали молиться Богоматери, когда увидели вражеские полчища у градских ворот и поняли, что их ждет неминуемая смерть.
  • До Богородицы дошел их зов и она подарила спасение всем людям через верного воина Меркурия, который победил войско Батыя.

После такой победы и избавления людей от вражеской силы появился праздник почитания Смоленской иконы Божией Матери — 10 августа. Также этот Святой образ Богородицы почитается 18 ноября и 7 декабря.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия: значение

«Одигитрия» — это слово впервые появилось у греков и означало «Путеводительница».

Икона была названа именно так, потому что многие важные события на Руси закончились хорошо именно благодаря тому, что люди читали молитвенные слова перед этим ликом.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия с давних пор ограждает православных верующих от серьезных вековых заболеваний, страшных битв между народами и земли от завоевателей.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия: где находится?

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия в храме

История иконы с ликом Богородицы Одигитрия очень интересная.

  • Она много раз пропадала из церкви в Смоленской губернии, но всегда возвращалась.
  • Сведения о местонахождении первообраза обрываются в 1943 году, когда в Смоленскую область пришли немецкие оккупанты. Лик пропал, и до сих пор неизвестно где он находится.
  • На том месте, где она раньше находилась — в Смоленском Соборе, расположен список со знаменитой иконы середины 16 века. По количеству чудес он не уступает первообразу.
  • В этот храм постоянно идут люди, чтобы приложиться к списку.

Жители Смоленска верят, что обязательно наступит тот момент, когда первообраз явит себя из какого-нибудь частного тайника и вернется на свое прежнее место.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия: в чем помогает?

Смоленская икона Божией Матери Одигитрия

Богоматерь Одигитрия почитается, как защитница мира и здравия. На ее лик молятся в следующих потребах:

  • Защите от войны
  • Здравии тех, кто воюет
  • Сбережении от серьезных заболеваний
  • Сбережении семьи, ведь семейные узы — это тоже отдельное маленькое государство, которому необходим покровитель
  • О путешественниках, уехавшим в командировку или работать

Этот лик Пресвятой Богородицы защищает дом от злых людей. Если в жилище есть такая икона, то нежданные гости не зайдут, а враги будут обходить стороной.

Смоленская икона Божией Матери — о чем молятся: тексты молитв

Молиться Смоленской иконе нужно утром и вечером, в особенности, если вы просите за кого-то из близких людей. О чем нужно просить? Вот тексты правильных молитвенных слов:

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

Если вы хотите отправиться в другой город, за границу, как турист или по бизнес-делам, и вы хотите попросить Богородицу о защите, произнесите такие слова:

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

Акафист Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия: текст молитвы

Акафист Смоленской иконе — это сильные молитвенные слова, которые помогают излечиться, уберечься от нападения врагов и получить благодать в путешествии. Вот текст хвалебного песнопения:

Кондак 1 Икос 1
Кондак 2 Икос 2
Кондак 3 Икос 3
Кондак 4 Икос 4
Кондак 5 Икос 5
Кондак 6 Икос 6
Кондак 7 Икос 7
Кондак 8 Икос 8
Кондак 9 Икос 9
Кондак 10 Икос 10
Кондак 11 Икос 11
Кондак 12 Икос 12
Кондак 13

Молитесь лику Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, когда вам нужно защитить себя и свою семью в поездке, дома или в чужом городе. Молитвы помогают, и чудеса происходят! Господь всегда с Вами!

Видео: Акафист Божией Матери Одигитрия Путеводительница Смоленская

Пред иконой Пресвятой Богородицы Смоленская Одигитрия

Как известно, эта древнейшая икона написана в древности самим святым евангелистом Лукой и на протяжении веков вызывала благоговейное почтение у верующих.

На землю русскую святое изображение попало как свадебный подарок дочери императора Константина Анны, выходившей замуж за старшего сына Ярослава Мудрого.

Дочь императора была благословлена в дальнюю дорогу именно образом Святой Богородицы.

Позже сын Анны, Владимир Мономах, поместил древнюю святыню в церковь Успения Пресвятой Богородицы, где огромное количество верующих могли совершать молитву Смоленской иконе Божьей матери.

Именно в это время икона была названа «Одигитрией», так как защищала всех страждущих от бед и тревог, вселяла в сердца любовь и умиротворение, вдохновляла на подвиги.

К примеру, один из древнерусских воинов, Меркурий, произнесший молитву Богородице Одигитрии путеводительнице, смог в одиночку перебить огромное количество воинов хана Батыя.

Позже икону с ликом Богоматери перевозят в Москву в прекрасный Благовещенский собор, куда стекалось тысячи православных, желающих лицезреть святыню и принести молитву Смоленской иконе Божьей матери Одигитрии.

  Как молиться Николаю Чудотворцу

В 15 веке чудотворная икона вернулась в Смоленск. Вознося молитву Смоленской Божьей матери, русские солдаты отправлялись на Бородинскую битву, вдохновленные Заступницей, бесстрашно бились на полях сражений. Не раз икона вдохновляла русских людей на ратный подвиг.

К сожалению, сама икона бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны в 1941 году в г. Смоленске, но точные копии иконы находятся во многих православных храмах России.

Смоленская икона Божией Матери история

Чудотворные иконы имеют особую благодать помогать в спасении от бед, опасностей и жизненных трудностей. Смоленская икона Божией Матери по преданию Церкви создана самим святым евангелистом Лукой еще при жизни Божией Матери, Возможно, он создан по просьбе правителя Антиохии Фе­о­фи­ла.

Затем ее перевезли в Иерусалим, потом передали в Константинополь во Влахернской храм.Больше всего известно чудотворных икон Богоматери.

Пресвятая Богородица одна, но Церковное предание свидетельствует, что Она подает помощь в разных областях жизни через разные свои чудотворные иконы: каждый оригинал образа, которые имеет собственное название является чудотворным. Многие люди имеют любимый образ Богородицы, особенно близкий их сердцу.

Наша православная лавка https://dom-ikony.ru/ «Дом иконы» предлагает купить Смоленскую икону Божьей Матери по низкой цене, у нас Вы также сможете легко купить иконы Богородицы и купить иконы Святых!

Шуйская Смоленская икона или Шуйско-Смоленская икона Богородицы — почитаемая чудотворная икона Божией Матери типа Одигитрия. Названа она по названию города Шуи, находилась в Воскресенском соборе и почиталась благодаря избавлению от эпидемии чумы в 1654 году города по молитвам народа перед ней. С 1930-х годов эта святыня считается утраченной.

Молитвы перед Смоленской иконой Божьей Матери

Тропарь, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондак, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector