Акафист иисусу сладчайшему: значения и в чем помогает, полный текст на русском языке

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Икос 1
Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление.

Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование.

Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Акафист Иисусу Сладчайшему: значения и в чем помогает, полный текст на русском языке

Кондак 2
Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.

Икос 2
Разум неуразуменный разумети Филипп ища, Господи, покажи нам Отца, глаголаше; Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже, Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю пресильный.

Иисусе, Владыко долготерпеливый; Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакония моя; Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеждо моя, не остави мене; Иисусе, помощниче мой, не отрини мене.

Иисусе, Создателю мой, не забуди мене; Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 3
Силою свыше апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения, теплотою Духа Святаго Твоего и даждь ми с любвью пети Тебе: Аллилуиа.

Икос 3
Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники, и неверныя призвал еси, Иисусе; не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая; Иисусе, милосте безконечная.

Иисусе, красото пресветлая; Иисусе, любы неизреченная. Иисусе, Сыне Бога Живаго; Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго; Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго; Иисусе, освети мя темнаго.

Иисусе, очисти мя сквернаго; Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 4
Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше; узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго и, руку спасения получив, рече: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю.

Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго.

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 5
Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем Создавшаго рукою человека, и Владыку разумевше Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти, глаголюще: Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сыне Давидов. Иисусе, Царю преславный; Иисусе, Агнче непорочный.

Иисусе, Пастырю предивный; Иисусе, хранителю во младости моей. Иисусе, кормителю во юности моей; Иисусе, похвало в старости моей. Иисусе, надежде в смерти моей; Иисусе, животе по смерти моей. Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 6
Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься и с человеки Невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша. Мы же, спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая; Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости; Иисусе, Боже, пребываяй в милости.

Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго; Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго. Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго; Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго. Иисусе, подателю просящим, даждь мне плач за грехи моя; Иисусе, обретение ищущим, обрящи душу мою.

Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное; Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 7
Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.

Икос 7
Дивную показа тварь, явлейся Творец нам: без семене от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко апостолом, дверем затворенным, с плотию вниде. Темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный; Иисусе, Слове несоглядаемый.

Иисусе, сило непостижимая; Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное; Иисусе, господство неисчетное. Иисусе, царство непобедимое; Иисусе, владычество безконечное. Иисусе, крепосте высочайшая; Иисусе, власте вечная. Иисусе, Творче мой, ущедри мя; Иисусе, Спасе мой, спаси мя.

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 8
Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 8
Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи Неисчетный, егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви, и воскресением живот дарова поющим: Иисусе, сладосте сердечная; Иисусе, крепосте телесная.

Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная. Иисусе, радосте совестная; Иисусе, надеждо известная. Иисусе, памяте предвечная; Иисусе, похвало высокая. Иисусе, славо моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не отрини мене.

Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене; Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Акафист

Кондак 9
Все естество ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси: Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Ветия многовещанны, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложний и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю царствующих.

Иисусе, Владыко владеющих; Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеждо ненадежных; Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих; Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей; Иисусе, отжени от мене уныние.

Иисусе, просвети моя мысли сердечныя; Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 10
Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу — естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.

Икос 10
Царю Превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхеа мытаря, да вопием Ти, во умилении зовуще: Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое.

Иисусе, пище крепкая; Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче; Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче; Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие; Иисусе Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 11
Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуиа.

Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому. Чудеса по молитвам к святому

Икос 11
Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темныя зеницы душевныя просвети, зовуща: Иисусе, Царю мой прекрепкий; Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный; Иисусе, Создателю мой преславный.

Иисусе, Наставниче мой предобрый; Иисусе, Пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый; Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия, потемненныя страстьми; Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых.

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 12
Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра, отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла, гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго: Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя.

Иисусе, теплото любимая, огрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя; Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя; Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя.

Иисусе, из руки сопротивныя изми мя; Иисусе, огня неугасимаго и прочих вечных мук свободи мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 13
О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменних, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

(Kондак читается трижды)

Икос 1
Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление.

Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование.

Читайте также:  21 сентября праздник православный: история Рождества Богородицы и традиции

Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 1
Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Молитва
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/07/Akafist_Iisusu_Sladchajshemu_-_Akafist_Iisusu_Sladchajshemu.mp3

Акафист Иисусу Сладчайшему

Конда́к 1.

Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да победи́телю, я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти, похва́льная воспису́ю Ти́, созда́ние и ра́б Тво́й; но, я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, зову́ща:

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

И́кос 1.

А́нгелов Тво́рче и Го́споди си́л, отве́рзи ми́ недоуме́нный у́м и язы́к на похвалу́ пречи́стаго Твоего́ и́мене, я́коже глухо́му и гугни́вому дре́вле слу́х и язы́к отве́рзл еси́, и, глаго́лаше зовы́й такова́я:

  • Иису́се пречу́дный, а́нгелов удивле́ние; Иису́се преси́льный, прароди́телей избавле́ние.
  • Иису́се пресла́дкий, патриа́рхов велича́ние; Иису́се пресла́вный, царе́й укрепле́ние.
  • Иису́се прелюби́мый, проро́ков исполне́ние; Иису́се преди́вный, му́чеников кре́посте.
  • Иису́се прети́хий, мона́хов ра́досте; Иису́се преми́лостивый, пресви́теров сла́досте.
  • Иису́се премилосе́рдый, по́стников воздержа́ние; Иису́се пресла́достный, преподо́бных ра́дование.
  • Иису́се пречестны́й, де́вственных целому́дрие; Иису́се предве́чный, гре́шников спасе́ние.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 2.

Ви́дя вдови́цу зе́льне пла́чущу, Го́споди, я́коже бо тогда́ умилосе́рдився, сы́на ея́ на погребе́ние несо́ма воскреси́л еси́; си́це и о мне́ умилосе́рдися, Человеколю́бче, и грехми́ умерщвле́нную мою́ ду́шу воскреси́, зову́щую: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум неуразуме́нный разуме́ти Фили́пп ища́, Го́споди, покажи́ на́м Отца́, глаго́лаше; Ты́ же к нему́: толи́кое вре́мя сы́й со Мно́ю, не позна́л ли еси́, я́ко Оте́ц во Мне́, и А́з во Отце́ е́смь? Те́мже, Неизсле́дованне, со стра́хом зову́ Ти́:

  1. Иису́се, Бо́же предве́чный; Иису́се, Царю́ преси́льный.
  2. Иису́се, Влады́ко долготерпели́вый; Иису́се, Спа́се преми́лостивый.
  3. Иису́се, храни́телю мо́й преблаги́й; Иису́се, очи́сти грехи́ моя́.
  4. Иису́се, отыми́ беззако́ния моя́; Иису́се, отпусти́ непра́вды моя́.
  5. Иису́се, наде́ждо моя́, не оста́ви мене́; Иису́се, помо́щниче мо́й, не отри́ни мене́.
  6. Иису́се, Созда́телю мо́й, не забу́ди мене́; Иису́се, Па́стырю мо́й, не погуби́ мене́.
  7. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  8. Конда́к 3.

Си́лою свы́ше апо́столы облеки́й, Иису́се, во Иерусали́ме седя́щия, облецы́ и мене́, обнаже́ннаго от вся́каго благотворе́ния, теплото́ю Ду́ха Свята́го Твоего́ и да́ждь ми́ с любо́вию пе́ти Тебе́: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Име́яй бога́тство милосе́рдия, мытари́ и гре́шники, и неве́рныя призва́л еси́, Иису́се; не пре́зри и мене́ ны́не, подо́бнаго и́м, но, я́ко многоце́нное ми́ро, приими́ пе́снь сию́:

  • Иису́се, си́ло непобеди́мая; Иису́се, ми́лосте безконе́чная.
  • Иису́се, красото́ пресве́тлая; Иису́се, любы́ неизрече́нная.
  • Иису́се, Сы́не Бо́га Жива́го; Иису́се, поми́луй мя́ гре́шнаго.
  • Иису́се, услы́ши мя́ в беззако́ниих зача́таго; Иису́се, очи́сти мя́ во гресе́х рожде́ннаго.
  • Иису́се, научи́ мя́ непотре́бнаго; Иису́се, освети́ мя́ те́мнаго.
  • Иису́се, очи́сти мя́ скве́рнаго; Иису́се, возведи́ мя́ блу́днаго.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 4.

Бу́рю вну́трь име́яй помышле́ний сумни́тельных, Пе́тр утопа́ше; узре́в же во пло́ти Тя́ су́ща, Иису́се, и по вода́м ходя́ща, позна́ Тя́ Бо́га и́стиннаго и, ру́ку спасе́ния получи́в, рече́: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́ша слепы́й мимоходя́ща Тя́, Го́споди, путе́м вопия́ше: Иису́се, Сы́не Дави́дов, поми́луй мя́! И, призва́в, отве́рзл еси́ о́чи его́. Просвети́ у́бо ми́лостию Твое́ю о́чи мы́сленныя се́рдца и мене́, вопию́ща Ти́ и глаго́люща:

  1. Иису́се, вы́шних Созда́телю; Иису́се, ни́жних Искупи́телю.
  2. Иису́се, преиспо́дних потреби́телю; Иису́се, всея́ тва́ри украси́телю.
  3. Иису́се, души́ моея́ уте́шителю; Иису́се, ума́ моего́ просвети́телю.
  4. Иису́се, се́рдца моего́ весе́лие; Иису́се, те́ла моего́ здра́вие.
  5. Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мя́; Иису́се, све́те мо́й, просвети́ мя́.
  6. Иису́се, му́ки вся́кия изба́ви мя́; Иису́се, спаси́ мя́, недосто́йнаго.
  7. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  8. Конда́к 5.

Богото́чною Кро́вию я́коже искупи́л еси́ на́с дре́вле от зако́нныя кля́твы, Иису́се, си́це изми́ на́с от се́ти, е́юже зми́й запя́т ны́ страстьми́ плотски́ми, и блу́дным наважде́нием, и злы́м уны́нием, вопию́щия Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Ви́девше о́троцы евре́йстии во о́бразе челове́честем Созда́вшаго руко́ю челове́ка, и Влады́ку разуме́вше Его́, потща́шася ве́твьми угоди́ти Ему́, оса́нна вопию́ще. Мы́ же пе́снь прино́сим Ти́, глаго́люще:

  • Иису́се, Бо́же и́стинный; Иису́се, Сы́не Дави́дов.
  • Иису́се, Царю́ пресла́вный; Иису́се, А́гнче непоро́чный.
  • Иису́се, Па́стырю преди́вный; Иису́се, храни́телю во мла́дости мое́й.
  • Иису́се, корми́телю во ю́ности мое́й; Иису́се, похвало́ в ста́рости мое́й.
  • Иису́се, наде́ждо в сме́рти мое́й; Иису́се, животе́ по сме́рти мое́й.
  • Иису́се, утеше́ние мое́ на суде́ Твое́м; Иису́се, жела́ние мое́, не посрами́ мене́ тогда́.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 6.

Пропове́дник богоно́сных веща́ние и глаго́лы исполня́я, Иису́се, на земли́ я́влься и с челове́ки Невмести́мый пожи́л еси́, и боле́зни на́ша подъя́л еси́, отню́дуже ра́нами Твои́ми мы́ исцеле́вше, пе́ти навыко́хом: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Возсия́ вселе́нней просвеще́ние и́стины Твоея́, и отгна́ся ле́сть бесо́вская: и́доли бо, Спа́се на́ш, не терпя́ще Твоея́ кре́пости, падо́ша. Мы́ же, спасе́ние получи́вше, вопие́м Ти́:

  1. Иису́се, и́стино, ле́сть отгоня́щая; Иису́се, све́те, превы́шший все́х све́тлостей.
  2. Иису́се, Царю́, премога́яй все́х кре́пости; Иису́се, Бо́же, пребыва́яй в ми́лости.
  3. Иису́се, Хле́бе Живо́тный, насы́ти мя́ а́лчущаго; Иису́се, исто́чниче ра́зума, напо́й мя́ жа́ждущаго.
  4. Иису́се, оде́ждо весе́лия, оде́й мя́ тле́ннаго; Иису́се, покро́ве ра́дости, покры́й мя́ недосто́йнаго.
  5. Иису́се, пода́телю прося́щим, да́ждь ми́ пла́ч за грехи́ моя́; Иису́се, обре́тение и́щущих, обря́щи ду́шу мою́.
  6. Иису́се, отве́рзителю толку́щим, отве́рзи се́рдце мое́ окая́нное; Иису́се, Искупи́телю гре́шных, очи́сти беззако́ния моя́.
  7. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  8. Конда́к 7.

Хотя́ сокрове́нную та́йну от ве́ка откры́ти, я́ко овча́ на заколе́ние веде́н бы́л еси́, Иису́се, и я́ко а́гнец пря́мо стригу́щаго его́ безгла́сен, и я́ко Бо́г из ме́ртвых воскре́сл еси́, и со сла́вою на небеса́ возне́слся еси́, и на́с совоздви́гл еси́, зову́щих: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Ди́вную показа́ тва́рь, явле́йся Творе́ц на́м: без се́мене от Де́вы воплоти́ся, из гро́ба, печа́ти не руши́в, воскре́се, и ко апо́столом, две́рем затворе́нным, с пло́тию вни́де. Те́мже чудя́щеся, воспои́м:

  • Иису́се, Сло́ве необыме́нный; Иису́се, Сло́ве несогляда́емый.
  • Иису́се, си́ло непостижи́мая; Иису́се, му́дросте недомы́слимая.
  • Иису́се, Божество́ неопи́санное; Иису́се, госпо́дство неисче́тное.
  • Иису́се, ца́рство непобеди́мое; Иису́се, влады́чество безконе́чное.
  • Иису́се, кре́посте высоча́йшая; Иису́се, вла́сте ве́чная.
  • Иису́се, Тво́рче мо́й, уще́дри мя́; Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мя́.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 8.

Стра́нно Бо́га вочелове́чшася ви́дяще, устрани́мся су́етнаго ми́ра и у́м на Боже́ственная возложи́м. Сего́ бо ра́ди Бо́г на зе́млю сни́де, да на́с на небеса́ возведе́т, вопию́щих Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь бе́ в ни́жних, и вы́шних ника́коже отступи́ Неисче́тный, егда́ во́лею на́с ра́ди пострада́, и сме́ртию Свое́ю на́шу сме́рть умертви́, и воскресе́нием живо́т дарова́ пою́щим:

  1. Иису́се, сла́досте серде́чная; Иису́се, кре́посте теле́сная.
  2. Иису́се, све́тлосте душе́вная; Иису́се, быстрото́ у́мная.
  3. Иису́се, ра́досте со́вестная; Иису́се, наде́ждо изве́стная.
  4. Иису́се, па́мяте предве́чная; Иису́се, похвало́ высо́кая.
  5. Иису́се, сла́во моя́ превознесе́нная; Иису́се, жела́ние мое́, не отри́ни мене́.
  6. Иису́се, Па́стырю мо́й, взыщи́ мене́; Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мене́.
  7. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  8. Конда́к 9.

Все́ естество́ а́нгельское безпреста́ни сла́вит пресвято́е и́мя Твое́, Иису́се, на небеси́: Свя́т, Свя́т, Свя́т, вопию́ще; мы́ же, гре́шнии на земли́ бре́нными устна́ми вопие́м: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вети́я многовеща́нныя я́коже ры́бы безгла́сныя ви́дим о Тебе́, Иису́се, Спа́се на́ш: недоуме́ют бо глаго́лати, ка́ко Бо́г непрело́жный и челове́к соверше́нный пребыва́еши? Мы́ же та́инству дивя́щеся, вопие́м ве́рно:

  • Иису́се, Бо́же предве́чный; Иису́се, Царю́ ца́рствующих.
  • Иису́се, Влады́ко владе́ющих; Иису́се, Судие́ живы́х и ме́ртвых.
  • Иису́се, наде́ждо ненаде́жных; Иису́се, утеше́ние пла́чущих.
  • Иису́се, сла́во ни́щих; Иису́се, не осуди́ мя́ по дело́м мои́м.
  • Иису́се, очи́сти мя́ по ми́лости Твое́й; Иису́се, отжени́ от мене́ уны́ние.
  • Иису́се, просвети́ моя́ мы́сли серде́чныя; Иису́се, да́ждь ми́ па́мять сме́ртную.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ми́р, Восто́че восто́ком, к те́мному за́паду – естеству́ на́шему прише́д, смири́лся еси́ до сме́рти; те́мже превознесе́ся и́мя Твое́ па́че вся́каго и́мене, и от все́х коле́н небе́сных и земны́х слы́шиши: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Царю́ Преве́чный, Уте́шителю, Христе́ и́стинный, очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, я́коже очи́стил еси́ де́сять прокаже́нных, и исцели́ ны́, я́коже исцели́л еси́ сребролюби́вую ду́шу Закхе́а мытаря́, да вопие́м Ти́, во умиле́нии зову́ще:

  1. Иису́се, сокро́вище нетле́нное; Иису́се, бога́тство неистощи́мое.
  2. Иису́се, пи́ще кре́пкая; Иису́се, питие́ неисчерпа́емое.
  3. Иису́се, ни́щих одея́ние; Иису́се, вдо́в заступле́ние.
  4. Иису́се, си́рых защи́тниче; Иису́се, тружда́ющихся по́моще.
  5. Иису́се, стра́нных наста́вниче; Иису́се, пла́вающих ко́рмчий.
  6. Иису́се, бу́рных оти́шие; Иису́се Бо́же, воздви́гни мя́ па́дшаго.
  7. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  8. Конда́к 11.

Пе́ние всеумиле́нное приношу́ Ти́ недосто́йный, вопию́ Ти́ я́ко ханане́а: Иису́се, поми́луй мя́; не дще́рь бо, но пло́ть и́мам страстьми́ лю́те беся́щуюся и я́ростию пали́мую, и исцеле́ние да́ждь вопию́щу Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 11.

Светопода́тельна свети́льника су́щим во тьме́ неразу́мия, пре́жде гоня́й Тя́ Па́вел, богоразу́мнаго гла́са си́лу внуши́ и душе́вную быстроту́ уясни́; си́це и мене́ те́мныя зе́ницы душе́вныя просвети́, зову́ща:

  • Иису́се, Царю́ мо́й прекре́пкий; Иису́се, Бо́же мо́й преси́льный.
  • Иису́се, Го́споди мо́й пребезсме́ртный; Иису́се, Созда́телю мо́й пресла́вный.
  • Иису́се, Наста́вниче мо́й предо́брый; Иису́се, Па́стырю мо́й преще́дрый.
  • Иису́се, Влады́ко мо́й преми́лостивый; Иису́се, Спа́се мо́й премилосе́рдый.
  • Иису́се, просвети́ моя́ чу́вствия, потемне́нная страстьми́; Иису́се, исцели́ мое́ те́ло, острупле́нное грехми́.
  • Иису́се, очи́сти мо́й у́м от по́мыслов су́етных; Иису́се, сохрани́ се́рдце мое́ от по́хотей лука́вых.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 12.

Благода́ть пода́ждь ми́, все́х долго́в реши́телю, Иису́се, и приими́ мя́ ка́ющася, я́коже прия́л еси́ Петра́, отве́ргшагося Тебе́, и призови́ мя́ уныва́ющаго, я́коже дре́вле Па́вла, гоня́ща Тя́, и услы́ши мя́, вопию́ща Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще Твое́ вочелове́чение, восхваля́ем Тя́ вси́, и ве́руем со Фомо́ю, я́ко Госпо́дь и Бо́г еси́, седя́й со Отце́м и хотя́й суди́ти живы́м и ме́ртвым. Тогда́ у́бо сподо́би мя́ десна́го стоя́ния, вопию́щаго:

  1. Иису́се, Царю́ предве́чный, поми́луй мя́; Иису́се, цве́те благово́нный, облагоуха́й мя́.
  2. Иису́се, теплото́ люби́мая, огре́й мя́; Иису́се, хра́ме предве́чный, покры́й мя́.
  3. Иису́се, оде́ждо све́тлая, украси́ мя́; Иису́се, би́сере честны́й, осия́й мя́.
  4. Иису́се, ка́меню драги́й, просвети́ мя́; Иису́се, со́лнце пра́вды, освети́ мя́.
  5. Иису́се, све́те святы́й, облиста́й мя́; Иису́се, боле́зни душе́вныя и теле́сныя изба́ви мя́.
  6. Иису́се, из руки́ сопроти́вныя изми́ мя́; Иису́се, огня́ неугаси́маго и про́чих ве́чных му́к свободи́ мя́.
  7. Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  8. Конда́к 13.
Читайте также:  Молитва Богородице о помощи и заступлении: как правильно читать, толкования, тексты

О, пресла́дкий и всеще́дрый Иису́се! Приими́ ны́не ма́лое моле́ние сие́ на́ше, я́коже прия́л еси́ вдови́цы две́ ле́пте, и сохрани́ достоя́ние Твое́ от вра́г ви́димых и неви́димых, от наше́ствия иноплеме́нник, от неду́га и гла́да, от вся́кия ско́рби и смертоно́сныя ра́ны, и гряду́щия изми́ му́ки все́х, вопию́щих Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 1.

А́нгелов Тво́рче и Го́споди си́л, отве́рзи ми́ недоуме́нный у́м и язы́к на похвалу́ пречи́стаго Твоего́ и́мене, я́коже глухо́му и гугни́вому дре́вле слу́х и язы́к отве́рзл еси́, и, глаго́лаше зовы́й такова́я:

  • Иису́се пречу́дный, а́нгелов удивле́ние; Иису́се преси́льный, прароди́телей избавле́ние.
  • Иису́се пресла́дкий, патриа́рхов велича́ние; Иису́се пресла́вный, царе́й укрепле́ние.
  • Иису́се прелюби́мый, проро́ков исполне́ние; Иису́се преди́вный, му́чеников кре́посте.
  • Иису́се прети́хий, мона́хов ра́досте; Иису́се преми́лостивый, пресви́теров сла́досте.
  • Иису́се премилосе́рдый, по́стников воздержа́ние; Иису́се пресла́достный, преподо́бных ра́дование.
  • Иису́се пречестны́й, де́вственных целому́дрие; Иису́се предве́чный, гре́шников спасе́ние.
  • Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.
  • Конда́к 1.

Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да победи́телю, я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти, похва́льная воспису́ю Ти́, созда́ние и ра́б Тво́й; но, я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, зову́ща:

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Моли́тва.

Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мо́й, и́же неизрече́ннаго ра́ди Твоего́ человеколю́бия на коне́ц веко́в во пло́ть оболки́йся от Присноде́вы Мари́и, сла́влю о мне́ Твое́ спаси́тельное промышле́ние, ра́б Тво́й, Влады́ко; песносло́влю Тя́, я́ко Тебе́ ра́ди Отца́ позна́х; благословлю́ Тя́, Его́же ра́ди и Ду́х Святы́й в ми́р прии́де; покланя́юся Твое́й по пло́ти Пречи́стей Ма́тери, такове́й стра́шней та́йне послужи́вшей; восхваля́ю Твоя́ А́нгельская ликостоя́ния, я́ко воспева́тели и служи́тели Твоего́ вели́чествия; ублажа́ю Предте́чу Иоа́нна, Тебе́ крести́вшаго, Го́споди; почита́ю и провозвести́вшия Тя́ проро́ки, прославля́ю апо́столы Твоя́ святы́я; торжеству́ю же и му́ченики, свяще́нники же Твоя́ сла́влю; покланя́юся преподо́бным Твои́м, и вся́ Твоя́ пра́ведники пе́стунствую. Такова́го и толи́ко мно́гаго и неизрече́ннаго ли́ка Боже́ственнаго в моли́тву привожду́ Тебе́, всеще́дрому Бо́гу, ра́б Тво́й, и сего́ ра́ди прошу́ мои́м согреше́нием проще́ния, е́же да́руй ми́ все́х Твои́х ра́ди святы́х, изря́днее же святы́х Твои́х щедро́т, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Духовные размышления. Акафист Иисусу Сладчайшему

Вступительное слово протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Приветствую вас, дорогие друзья! Мы с вами продолжаем наши беседы, наши духовные размышления. И если вы помните, совсем недавно мы завершили большой труд, размышляя над Акафистом Пресвятой Богородице.

Из передачи в передачу мы брали по одному прошению, которое начинается словом «Радуйся» и размышляли о жизни духовной, жизни земной, пути спасения, начертанном для нас Божьим перстом, под Покровом Пресвятой Девы Марии. Но вот, увы, как все хорошее когда-то должно закончиться, так и мы исчерпали весь объем Акафиста.

Однако впереди нас ждет не меньшая радость: мы с вами приступаем к иному Великому акафисту, посвященному Господу Иисусу Христу.

По существу эти два Акафиста: Богородичный и Акафист Спасителю стали, как вы, наверное, знаете, первоосновой для всего множества прочих произведений подобного жанра, посвященных той или иной Богородичной иконе или угоднику Божьему. Но все эти акафисты, написанные в последующих веках, вплоть до XX и XXI, ориентируются и восходят к одному из двух Великих акафистов: Спасителю или Богородице.

Замечательно, что церковные писатели не спешили оставлять свой автограф, точно так же, как и иконописцы, создавая шедевры, прославляющие Святую Троицу, Пресвятую Деву Марию, не ставили подписи на полях икон.

И до сих пор ученые, историки, те, кто изучают древнюю литургическую литературу, не пришли к единому мнению, кому же принадлежит Акафист, написанный в честь Господа Иисуса Христа.

Есть суждение, что это рука Исихия, пресвитера Иерусалимского, замечательного аскетического писателя раннего Средневековья, оставившего нам свои размышления о важности молитвы Иисусовой и о том, как со вниманием призываемое имя Господа Иисуса Христа благодатно и благотворно воздействует на внутренний мир христианина: просвещает его ум, умиротворяет сердце, избавляет от страстей и дурных привычек, напечатлевает в душе Христовы совершенства, или добродетели смирения, кротости, мира, чистоты, мужества, радости, рассудительности и любви.

Впрочем, не все убеждены, что авторство этого дивного по своим художественным особенностям, глубине смысла, выразительности языка, точности образов произведения принадлежит именно святому Исихию.

Ясно одно: человек, который размышлял об имени Божьем, Христе Искупителе, именуя Его то жемчужиной, то драгоценным камнем, то молнией, то Добрым Пастырем, дверью, Хлебом, Светом, был прекрасно знаком со Священным Писанием Нового Завета.

Ум автора Акафиста был буквально растворен в языке посланий апостола Павла или Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

Но мало этого, пред нами не просто книжник, который всю жизнь исследует духовную литературу, сопоставляет и сличает с помощью памяти, пользуясь способностью рационально взвешивать материал, то, что открывается его взору, перед нами и подлинный аскет, подвижник благочестия, человек, в котором благодать Святого Духа живет и являет себя, не насилуя мышления, и Дух Святый утраивает произволение Христова ученика и удесятеряет его творческие способности.

Нельзя не признать, что Акафист Господу Иисусу Христу есть произведение, помазанное благодатью Святого Духа, произведение, написанное вдохновенным гимнографом.

Автора этого Акафиста можно, без всякого сомнения, назвать величайшим поэтом, учитывая, что греческое значение слова «поэзия» переводится как «действие», и в самом деле Святой Дух действовал в сердце автора Акафиста. Слова, сочиненные им и посвященные Богу, воздействуют на умы и сердца слушателей.

Приступит к этому Акафисту человек, подавленный глубокой печалью, может быть, связанный по рукам и ногам духом уныния, принудит себя прочитать кондак и икос, первый, второй, третий, и если его внимание не будет скользить по тексту, если он не будет механически повторять эти слова, но будет доводить их до ума и сердца, поверьте (и это проверено опытом миллионов православных христиан), искорка бодрости, радости, жизненной энергии вдруг загорается в сердце, и Дух Святой по закону сообщающихся сосудов переливается от Акафиста или из сердца святого подвижника, его написавшего, в сердечную чашу немощного, слабого, склонного к унынию современного читателя. И он вдруг с удивлением подмечает, что на его душе стало светлее, на сердце – теплее, он чувствует в себе позыв продолжать чтение, уже не заставляя себя, но в охотку, с радостью, не в тягость, а в радость. И это несомненное свидетельство того, что акафистные чтения человек свершает не собственной только силой, но и с помощью невидимо присутствующего Ангела Хранителя. Как об этом прекрасно говорит в своих записях преподобный Серафим Саровский: «В час, когда каждое слово произносимой тобой молитвы ложится тебе на сердце и ты чувствуешь, что это слово срывается как стрела с тетивы и уходит в мир духовный, падая к Престолу Божьему, когда, читая молитвы, ты вдруг начинаешь понимать и осознавать, что Сам Отец Небесный взирает на тебя с высоты Своей славы, видит и слышит все твои потуги и принимает твои прошения и нужды, в такой час знай, что Ангел Божий молится с тобой».

Акафист Спасителю, как мы с вами выясняем, имеет некое чудесное, чудотворное свойство воздействовать на внутренний, нравственный мир человека и просвещать его благодатью Духа Святого.

Вот почему жалко-жалко тех людей, которые иногда даже священникам признаются: «И что это, батюшка, мы всю жизнь читаем одни и те же молитвы: утром – утренние, вечером – вечерние? Вот и Акафисты Богородице, Спасителю – ду-ду-ду, ду-ду-ду, как об стенку горох».

Печально, друзья, слушать эти слова, потому что Богу нужен не объем прочитанных нами страниц молитвослова, но внимательное, вдумчивое, разумное, я бы сказал, трепетное и благоговейное предстояние Ему Самому.

А так как наши помыслы разбегаются, сердце, словно морская гладь, волнуется, мы приступаем к молитве, облепленные, словно мухами, какими-то мечтаниями, воспоминаниями, то у нас не получается установить золотую ниточку общения с Творцом – мысли путаются, слова застревают в гортани.

Вот почему, взяв Акафист Спасителю, написанный святым человеком, сердце которого стало тростью книжника-скорописца, в сердце которого невидимо почивал Сам Господь Бог, мы, едва лишь прочитаем первый кондак и икос, ощущаем благодатное изменение внутри самих себя. Лишь следуя умом за каждым словом, доводя читаемое до ума и сердца, мы как будто обретаем крылья, с помощью которых нам дано восходить от земли до неба. Перед нами сам собой наводится некий благодатный мост, соединяющий время и вечность.

И в следующий раз, дорогие друзья, мы с вами, раскрыв молитвослов, приступим к изучению этого Акафиста, который покажет и докажет нам, что Господь Иисус Христос – это и Творец, и Спаситель, и Судья всех людей.

Он истинный Бог и истинный Человек, Он самое родное и близкое нам существо, не случайно имя Ему – Любовь.

И взирая на Христа, Который распростирает со Креста Свои объятия, взяв в руки Акафист, мы обратимся к Нему как малые дети, а Бог услышит нас и примет нашу молитву и даст нам несравненно более того, чем мы у Него просим.

Записала Аксиния Шмонденко

Преподаватель КДС Волкова А.Г.: «Имя Божие в гимнографии: акафист и канон Иисусу Сладчайшему в контексте исихазма и имяславия»

В статье Анны Геннадьевны Волковой, кандидата филологических наук, преподавателя Калужской духовной семинарии рассматривается текст акафиста и канона Иисусу Сладчайшему в контексте традиции имяславия.

Хронологически эта традиция более поздняя, чем указанные гимнографические тексты, однако подготовленная духовным опытом исихазма, с которым связано и появление данного акафиста.

Указываются основные черты поэтики акафиста и канона, а также некоторые влияния восточнохристианской христологической гимнографии на западнохристианскую.

  • Употребление словосочетания «имя Бога» может порождать различные синонимические ряды: это не только «Бог», «Господь», «Саваоф», но и имена Отца, Сына и Святого Духа, имеющие в молитвенной культуре христианства значение, которое трудно переоценить [1].
  • Молитвенный акт всегда сопровождается упоминанием имени Бога. Имя Божие в молитве может выполнять, по крайней мере, две функции (названия этих функций довольно условны):
  • — апеллятивная – обращение к Богу как к объекту молений.
  • — онтологическая: через упоминание, произнесение имени Божьего осуществляется попытка связи человека с Богом, носящая дискретный характер.
Читайте также:  Евфимий суздальский: житие святого и в чем помогает чудотворец, тексты молитв

Отдельного внимания заслуживают гимнографические тексты, в которых имя Божие является структуро- и смыслоорганизующим элементом, то есть является тем центром, вокруг которого (или на котором) сосредоточен весь текст песнопения.

В подобных текстах повторение Божественного имени образует своего рода ритмизованное размышление, причем целью такого текста является не прошение, как в молитве, а собственно само повторение Имени, вводящее в особую форму общения с Богом.

Такие песнопения и станут объектом нашего рассмотрения в данном сообщении – это два текста: Акафист и канон Иисусу Сладчайшему.

Предположительная датировка греческого текста Акафиста Иисусу Сладчайшему – XIII век, время перевода на славянский язык – XIV век.

В славянской традиции Акафист Иисусу Сладчайшему в его наиболее древнем варианте также называется Акафист Пресладкому имени Иисусову, что указывает на связь текста с традицией исихазма, в частности – умной молитвы с ее непрестанным повторением имени Иисусова.

Название более древнего варианта, хотя словесно очень близко к более новому названию этого же текста, однако акценты в нем расставлены совершенно по-другому: если в одном случае объектом «неседального» пения является сам Христос (более новый вариант названия), в другом – имя Иисусово (более древний вариант), причем и в том, и в другом случае дается одинаковый эпитет.

Кроме того, этот гимнографический текст может быть воспринят в контексте позднейшей традиции имяславия.

Все попытки атрибуции акафиста и попытки исторически связать этот текст с исихазмом остаются на уровне гипотезы: одна из наиболее убедительных возможностей выстроить параллель исихазм – акафист – имяславие заключается в лингвопоэтическом и богословском анализе этого гимнографического текста.

Акафист построен по типу первого Богородичного акафиста: его структура типична – 13 кондаков (более краткий по объему жанр), 12 икосов. Повторение различных Божественных свойств Христа напоминает именования Девы Марии в самом первом Акафисте.

При этом необходимо указать специфические черты акафиста Иисусу Сладчайшему, которые отличают его от традиционных акафистов и позволяют рассмотреть данный акафист в контексте исихазма как не просто молчания, но деятельного молчания-созерцания. Эти черты таковы:

1) в каждом из двенадцати икосов по 13 раз (13 строк) повторяется имя Иисусово. Традиционно в акафистах это строки с рефреном «Радуйся», то есть повторение имени Иисусова в данном тексте сопоставимо с повторением ангельского приветствия в Богородичном акафисте:

Иисусе пречудный, ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, верных укрепление.

Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте.

Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование.

Ради исторической и литературной справедливости здесь следует упомянуть тот факт, что в западной христианской традиции существует литания Святейшему Имени Иисуса, в которой присутствуют текстуальные совпадение с текстом рассматриваемого Акафиста:

Иисусе пречудный, ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, верных укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте.

Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте.

Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие ( Акафист Иисусу, икос 1 ).

Иисус, радость ангелов, Иисус, Царь патриархов, Иисус, Наставник апостолов, Иисус, вдохновитель евангелистов, Иисус, крепость мучеников, Иисус, свет исповедников, Иисус, целомудрие девственниц, Иисус, венец всех святых (Литания).

Как видно из механического сопоставления двух текстов, они практически дословно повторяют друг друга. Важная задача в этом случае – выяснить первичность одного из этих текстов, ставшего прецедентным для другого.

Таким прецедентным текстом является текст Акафиста: текст западной литании более поздний (он был утвержден для всей Католической Церкви папой Леоном XIII в 1886 г.).

По сравнению с первичным текстом Акафиста, литания сокращена и лаконична, однако подобные совпадения свидетельствуют о единых истоках и взаимопроникновениях двух христианских традиций.

2) кондак 1 и заключительная, тринадцатая строка каждого икоса содержат рефрен, отсылающий к исихастской молитве: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Подобный рефрен, наряду с повторением Имени Иисусова, создает особую ритмичность текста, сходную с ритмичностью повторяемой исихастами молитвы.

Как указывает митрополит Иларион (Алфеев) со ссылкой на другие источники, именно эта молитва, используемая исихастами, представляет собой наиболее распространенные в раннехристианской Церкви молитвенные формы призывания Иисуса Христа, причем называние только по имени «Иисус» характерно лишь для Нового Завета; другие памятники ранней христианской литературы (I – VII вв., например, Исаак Сирин, Григорий Богослов) используют «Христос», «Иисус Христос», «Господь наш». В этом смысле Акафист является исключением: в нем употребляется только имя «Иисус». По замечанию митр. Илариона, этот акафист был первоначально составлен для келейного употребления, на что указывает его содержание. При этом время его появления и словесные особенности свидетельствуют о том, что этот текст явился богословско-поэтическим продолжением исихазма: в Акафисте говорится об исцелении Иисусом всего человека – его тела, души и духа, что вполне соответствует учению исихастов об обожении всего естества: грехами умерщвленную мою душу воскреси…; Иисусе, крепосте телесная; Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная; Иисусе, радосте совестная; Иисусе, просвети моя мысли сердечныя. Икос 11: недостойный, вопию Ти, яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам, страстьми лютее бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуйя.

3) интерес представляет икос 1, в котором эксплицитно указана цель и объект похвалы: Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене… Таким образом, неизвестный автор указывает на то, что весь последующий текст акафиста будет хвалой Имени «Иисус», за которым, как в иконе, проступает Первообраз.

Кроме Акафиста Иисусу Сладчайшему, существует также Канон умилительный Иисусу Сладчайшему, после 6-ой песни которого и поется/читается акафист и в котором имя Иисуса употребляется с частотой, придающей этому гимнографическому тексту созерцательный, почти медитативный характер:  Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе, отверзи покаяния ми дверь, человеколюбче Иисусе, и приими мя, Тебе припадающа и тепле просяща, Иисусе Спасе мой, согрешений прощения. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе, исхити мя из руки льстиваго велиара, Иисусе, и сотворидеснаго предстоятеля славы Твоея, Иисусе Спасе мой, части шуия мя избавляяй (песнь 1).

  1. Жанровая специфика канона предполагает его молитвенный характер, который сохраняется и в Каноне умилительном:
  2. Услыши, человеколюбче Иисусе мой, раба Твоего, вопиюща во умилении, и избави мя, Иисусе, осуждения и муки, едине долготерпеливе, Иисусе Сладчайший многомилостиве.
  3. Подъимит раба Твоего, Иисусе мой, припадающа со слезами, Иисусе мой, и спаси, Иисусе мой, кающагося мя и геенны, Владыко, избави, Иисусе Сладчайший многомилостиве.

Слава: Время, Иисусе мой, еже дал ми еси, во страсти иждих, Иисусе мой. Темже, Иисусе мой,  не отвержи  мя,   но воззови,  молюся, Владыко Иисусе Сладчайший, и спаси (песнь 3).

Однако и здесь, как в Акафисте Иисусу Сладчайшему, за счет многократного повторения имени Иисусова моление превращается в размышление, которое в западных языках называется «медитация», meditation – особый жанр религиозных текстов, цель которого – не молить, просить, а ввести созерцающего в такое состояние, в котором максимально достигается близость с Богом. При этом из текстов видно, что это состояние вовсе не означает полное слияние и отождествление, что отличает христианские созерцательные практики от практик нехристианских восточных культов.

Отличительная черта обоих текстов – повторение имени Иисус – в контексте имяславия может быть рассмотрена как еще не полноценное приравнивание имени и сущности, а как попытка через повторение имени приблизиться к объекту молитвы, который в данном случае отчасти является и предметом молитвы. На первый взгляд, предметом является просьба о помиловании, однако повторение имени Иисуса с различными определениями переносит акцент с просьбы на само имя, превращая акафист и канон Иисусу Сладчайшему в разновидность умной, созерцательной молитвы.

Акафист и канон, использующиеся в восточнохристианской молитвенной практике, имеют параллели в западном христианстве, однако это параллели не жанровые, а содержательные, касающиеся объекта (Иисус Христос) и предмета (сама номинация, имя «Иисус») созерцания.

Такое особое отношение к слову и, в частности, к имени Иисусову, характерно для францисканского ордена: Рафаэль Хьюбер в своем исследовании, посвященном истории и духовности францисканства, указывает на возникновение культа Святого Имени Иисуса и эмблемы IHS приблизительно в XIV – XV веках [2, p.

911-912]. Автором  эмблемы или «трехчастного образа Святого Имени Иисуса» [3, с.152] был Бернардино Сиенский. Вслед за ним  Святое Имя почитал и распространял это почитание св. Иоанн Капистран [2, р.361-375].

  Позже эмблема Святого Имени станет широко использоваться иезуитами, у которых этот образ трансформируется «из готического и лучащегося… в латинизированный и упрощенный» [3, с.152].

Введение подобной «священной» эмблемы было связано с особенностями  средневекового сознания. Изображение, или образ, и слово проникали друг в друга: на иконах и картинах религиозного содержания были обязательны надписи.

Такое восприятие слова в его метафизическом аспекте связано прежде всего с известным началом Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Бог-Слово интерпретировался христианскими теологами как Вторая Ипостась Святой Троицы, или Христос – Бог, воплотившийся на земле.

Подобное понимание придает новое значение благоговению перед «буквой», имевшему место и в религии иудаизма с культом Торы, то есть письменного и устного слова. Слово – уже не просто изречение, закон Бога, но и Сам Бог.

В евангельском тексте содержатся те неявные предпосылки, которые позже выльются в соединение условного, буквенного изображения и значения. Само слово превратилось в изображение, требующее благоговейности по отношению к себе.

Возникновение культа Святого Имени Иисуса и эмблемы IHS относят приблизительно к XIV – XV векам, то есть хронологически исихазм и его выражение в гимнографическом / молитвенном тексте акафиста и канона одновременны проявлениям имяславия на Западе, если имяславие понимать не столько как отождествление имени и сущности, сколько как созерцание сущности через имя. Кроме того, эти тексты имеют христоцентрический характер, причем план выражения и план содержания оказываются равноценными: произнесение имени Иисусова (план выражения) подразумевает обращение к сущности (план содержания).

Ссылки:

  1. Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Глава ΙΙΙ. Имя Божие в молитвенной практике Церкви. СПб.: Алетейя, 2002.
  2. Huber, Raphael M., O.F.M. Conv. A Documented History of the Franciscan Order. 1182 – 1517. Washington, 1944.
  3. Джемелли, Августин. Францисканство. М.: Духовная библиотека, 2004.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector