Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Вход Господень в Иерусалим – это один из наиболее значимых и светлых праздников.

В Православной Церкви он относиться к двунадесятым торжествам и имеет большое значение с точки зрения хронологии событий произошедших с Иисусом Христом в завершающий период странствий, входит в перечень наиболее значимых и важных событий, отраженных в религиозном учении и концепции православия. Празднование этого дня имеет свои традиции и отмечается православными незадолго до Пасхи.

История события

Хронология развернувшихся у стен Святого города событий, подробно описывается четырьмя евангелистами. Найти упоминание этого события и его толкование можно найти в:

  • Евангелие от Матфея;
  • Евангелие от Марка;
  • Евангелие от Луки;
  • Евангелие от Иоанна.

Несмотря на небольшие расхождения в толковании мелких деталей события, суть передается одинаково всеми четырьмя источниками.

Вхождение Господа в Иерусалим произошло в воскресенье ровно за 1 неделю до празднования Пасхи. Также это событие предшествовало распятию Христа.

Именно поэтому сложно не дооценивать значение этого праздника как исторической даты – посещение Христом древнего города перед окончанием своего существования в теле.

Вхождение Господа в Иерусалим произошло после посещения им села Вифании. Чудо воскрешения Лазаря, которое также отображено в евангелие, в православии считается важным свершением, которому сопутствует соответствующее богослужение. День Воскрешения Лазаря празднуется в субботу, непосредственно перед днем входом Христа.

В Святой Город Спаситель отправился с компанией наиболее преданных последователей, принявших его учение. Оказавшись на вершине Елеонской горы, Христос приказал своим ученикам спуститься в город и найти ему ослика, который еще не бывал под седлом.

На нем он и должен был спуститься в Иерусалим, пройдя сквозь главные ворота города. Молодой ослик должен был стать символом чистоты и в дальнейшем мог бы послужить жертвенным животным.

В соответствии с традицией паломники, посещающие Святой город, в знак смирения должны вступать в него – спешившись.

Вхождение Господне в Иерусалим произошло в присутствии тысяч жителей города, вышедших поприветствовать Спасителя. Христа встречали криками «Осанна», что в переводе с иудейского означает «Спасение».

Многие из историков склонны полагать, что этот возглас был обусловлен тем, что встречающие его люди уже знали, что спаситель воскресил Лазаря и приветствовали Христа именно как спасителя, способного воскрешать умерших.

Когда вошёл Иисус Христос на ослике, дорогу перед ним устилали ветвями деревьев растущих в городе (вербами), поэтому по-другому этот праздник называется: “Вербное Воскресенье”. В частности использовались финиковые и пальмовые ветви, называемые – вайи.

Некоторые люди устилали дорогу перед ним своими одеждами. Это должно было продемонстрировать смирение перед волей Спасителя, поклонение ему и признание его Мессией.

Праздник представляется как появление спасителя, которого встречают ликующие толпы, знающие о том, кто он и с какой целью посетил город.

В толковании праздника можно встретить некоторые расхождения у евангелистов. В частности все, кроме Иоанна, видят в этом благословенный знак и в их описании люди, встречающие Господа, искренне ликуют появлению спасителя, разделяя благостность его намерений. Иоанн же, напротив, представляет толпу встречающих – с уходом в реализм с учетом дальнейших событий.

Совет. В этот праздник обязательно сходите на исповедь!

Многие в толпе, в дальнейшем, будут преследовать Христа, станут виновниками и последующего распятия. Но независимо от толкований во всех источниках такое событие описывается как одно из наиболее значимых путешествий Христа за годы его странствий.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Когда празднуется Вход Господень в Иерусалим?

День, когда пришёл спаситель не имеет конкретной даты, в которую ежегодно отмечался бы этот праздник.

Как и было сказано выше, он высчитывается вместе с пасхой и назначается на воскресный день, идущий перед праздничным Пасхальным воскресеньем. Ближайшим к нему православным праздником является день Воскрешения Лазаря, празднуемый в субботу накануне.

Таким образом, если нужно выяснить когда празднуется пришествие спасителя Христа достаточно знать, когда по календарю православная Пасха.

Значение праздника

Вход Господень в Иерусалим – это символическое явление. Посещение Святого Города и дальнейшее распятие Христа неразрывны, так как предполагается, что Господь знал всё наперед и самостоятельно выбрал свой путь во спасение людей уверовавших в него.

Символичным в данном событии является все, начиная от того, что Господь вошел в город в сопровождении своих учеников и был встречен с почестями, достойными царя, и заканчивая использованием пальмовых и финиковых ветвей для устилания дороги.

Сошествие с горы и вход в Иерусалим были произведены на ослике, ранее никого не возившем. В некоторых источниках утверждается, что с осленком была и взрослая ослица. В данном случае, молодой ослик – символ безгрешности, выбранный Христом.

Важность использования ослика сохранилась и в христианских ритуалах. Долгое время служения в этот день включали проведение крестного хода. Возглавлял шествие Патриарх верхом на лошади или в традиционном порядке – на осле. Этот символ пришествия спасителя в город обозначает появление духовно чистого человека на земле верхом на чистом животном, как символ безгрешности его личности.

Устилание дороги ветвями деревьев, срезанными в преддверии праздника, также имеет свою символичность. В частности, пальмовые ветви использовались для приготовления елея, который играл роль средства способного залечивать раны и исцелять тело.

Финиковые ветви с белым окончанием листьев, символизировали ход жизни, с вознесением бессмертной души в конце пути. Таким образом, использование ветвей как-бы символизирует, что народ относится к Христу как к целителю и спасителю душ людских.

Часто в России и ряде других православных стран за неимением пальмовых ветвей применялись молодые побеги вербы.

Христос вступил в Святой Город в воскресенье, после воскрешения Лазаря, произошедшего в субботу и за неделю до пасхального воскресенья. Сочетание этих важных для православной религии дат символизирует важность этого периода в жизни Спасителя.

Ведь распятие Христа и пытки, названные Страстями Христовыми – есть жертва принесенная спасителем во имя искупления грехов человечества. Поэтому во все времена существования Православной церкви праздник почитался одним из важнейших событий.

Вход Господень в Иерусалим означает смирение перед необходимостью самопожертвования во имя общего спасения. Спаситель знал, чем окончиться его путь в Святом Городе, но не отринул от своего пути.

Этот праздник в православии прочно ассоциируется с прощением, умением отпускать горести и затаенные обиды.

Он символизирует очищение духа, что особенно важно в завершении поста, перед его самой тяжелой неделей.

Также, праздник символизирует победу света над тьмой, олицетворяет собой приход Царя Небесного, дарующего спасение и благодать встречающим его людям. Празднику уделено значительное внимание в православной религии наравне с другими важными и торжественными датами.

При оценке значимости события стоит помнить, что народ Иерусалима в тот период находился под гнетом Римской империи. Оттого Христа встречали не только как духовного освободителя, заступника и спасителя рода людского, но и как мессию, способную принести освобождение от оков гнетущей власти Римского Легиона.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Правила и особенности храмового богослужения в этот день

Праздник входит в перечень двунадесятых праздников, подтверждающими его происхождение и закрепляющими веру в него.

Значимость праздника сложно переоценить, особенно с учетом того, что произошедшее упоминается во всех писаниях Христа того периода. Встречается православными всех стран с надеждой на очищение душ и помыслов.

Праздник предполагает ряд богослужений проводимых в храмах накануне, а также непосредственно во время его празднования.

Храмовые богослужения в день Входа Господнего в Иерусалим трансформировались со временем. В разные века происходили по-разному, имея, тем не менее, схожие характеристики в проведении определенных ритуалов.

Стоит вспомнить одно из первейших традиционных служений по Иерусалимскому канону.

Предполагалось народное шествие, участники которого несли ветви пальмы, а во главе процессии выезжал епископ, которому полагалось восседать на осле.

В Константинопольском богослужении до 12 века праздник праздновался в храме 40 мучеников Севастийских. Богослужение проводилось утром, патриарх прибывал в храм на осле или лощади в память о вхождении Христа в Святой город верхом на осле.

Вход Господень в Иерусалим, несмотря на свою важность, не имеет предварительных, подготовительных церковных служб.

Во многом, это обусловлено тем, что предшествует ему Лазарева суббота – праздник чуда воскрешения Лазаря сам по себе имеющий определенные параметры богослужений проводимых в храмах. Именно поэтому он празднуется в день его свершения.

Сам же праздник отмечается православными по всему миру. Также к празднеству присоединяются другие представители Христианской конфессии.

Читайте также:  Иоанн воин: житие святого и где находятся мощи, в чем помогает икона и молитвы

В традициях Русской Православной Церкви до начала 18 века, важной частью празднования, является чин шествия на ослах.

Для этого совершался крестный ход по городу, во главе которого верхом на осле ехал патриарх, в руках которого были крест и евангелие. Вместо осла могла выступать наряженная лошадь, но в остальном чин шествия не менялся.

В современной традиции праздник предполагает проведение крестного хода, в котором участвуют церковные служители и простые верующие.

Церковное Богослужение в этот день, предполагает проведение вечери, великого чтения и утренней службы. Служители и верующие присутствуют в храме всю ночь, так как ночь с Лазаревой субботы на воскресный день предполагает ночные бдения. Время проводят в молитве, держа в руках свечи, ветви вайи или вербы.

Далее с приходом утра и окончанием утренней службы проводиться крестный ход вокруг храма. В ходе молитвенных служб, производится освящение и окропление святой водой Вайи или ветвей вербы как это принято в Русской православной традиции. Освещенная верба символизирует собой этот праздник, возможность искупления грехов человеческих.

В Субботний вечер перед праздником проводят трапезы. Учитывая строгость поста в дни его окончания, в этот вечер допустимо послабление. В частности, в пищу употребляется рыба, которая далее, до конца поста запрещена категорически.

В этот день обязательно посещение храма, прочтение молитвы. Сходите на исповедь, причаститесь. День нужно провести в праздных занятиях без работы. Наибольший контраст торжественность дня имеет с последующей страстной неделей, во время которой правила поста становятся более строгими.

Иконопись о событии

Существует множество икон разного периода, иллюстрирующих сюжет Входа Господня в Иерусалим. Центральной фигурой сюжета является Христос, едущий на осле. Позади Христа следуют его ученики, прославляющие имя Господне.

Есть достаточно большое количество старинных икон, демонстрирующих события праздника. Их сюжеты идентичны, что говорит о верности следования истории, описанной в Евангелие. В дни празднования этим иконам уделяется наибольшее внимание.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв Загрузка…

Икона Вход Господень в Иерусалим: в чем помогает

В обширной христианской иконографии икона «Вход Господень в Иерусалим» занимает особое место. Это великое событие описано в Евангелиях, и иконописцы всех времен стремились как можно точнее передать и его символику, и его возвышенный характер.

Значение события, которое изображает икона

Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.

К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.

Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей. На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.

Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.

Описание иконы «Вход Господень в Иерусалим»

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

О чем молиться перед иконой «вход господень в иерусалим»

Вход в Иерусалим означал для Спасителя конец Его земной жизни, и Он знал об этом. Поэтому молитва должна быть благодарственной – за то, что Он пожертвовал собой во имя спасения всех людей, за то, что вытерпел крестные муки, явив своим последователям победу Духа над плотью.

(2

Вход Господень в Иерусалим: история, значение и толкование православного праздника, народные традиции + иконография

Дата праздника Входа Господня в Иерусалим переходящая, и выпадает на воскресенье за неделю до Пасхи. События, которые легли в основу праздника, подробно описаны в Евангелии. За несколько дней до иудейской Пасхи и Своих крестных страданий Господь Иисус Христос приходит в Иерусалим.

В это время уже действовало соглашение священников убить Его и воскрешенного Им Лазаря. Подойдя к городу, Господь послал двух учеников за ослом, точно указав, где они найдут животное, и что ответить спрашивающим их.

Они все исполнили, привели осла, постелили на него свои одежды и Христос сел на него.

На осле Господь въезжал в Иерусалим, а Его окружала ликующая толпа. Люди выкрикивали «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», стелили на дорогу перед Господом одежды и ветви пальмы. Город пришел в оживление, людей охватило веселье и торжество. Люди встречали Спасителя!

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитвЗа несколько дней до иудейской Пасхи Иисус Христос приходит в Иерусалим

Значение праздника Входа Господня в Иерусалим

Господа встретили и прославляли как долгожданного Мессию. Ветви пальмы в руках людей означали веселье, торжество, встречу победителя. Одежды на дорогу постилали, как при встрече императора.

Выбор осла также неслучаен. В те времена цари совершали поездки по стране на осле, это означало мирный визит царя куда бы то ни было. Лошади царями использовались для военных походов. Люди ждали Мессию, как грозного завоевателя и освободителя. Господь, въехав в город не на коне, облаченном в доспехи, а на осле, еще раз указал людям, что «Царство Небесное внутрь вас есть».

Люди ждали прихода Мессии на Пасху, и встретили Господа как Мессию, как царя, засвидетельствовав это. Спаситель вошел в город как раз то время, когда избирали ветхозаветных агнцев.

Торжественный вход в Иерусалим соответствовал шествию Христа на вольное Страдание, как агнца Нового Завета, но люди этого не поняли.

По сути, люди подтвердили, что Господь Иисус Христос их долгожданный Мессия, и после предательства и распятия Господа уже никто не мог оправдаться тем, что не знал, Кого предали на распятие.

Особенности богослужения

Три события – Вход Господа в Иерусалим, воскрешение Лазаря и Страсти Христовы имеют очевидную связь. Поэтому в литургической традиции праздник Входа Господня в Иерусалим следует за Лазаревой субботой, и кладет начало Страстной седмице.

До X ст. в Иерусалиме вечером в этот праздник совершалось особое шествие с обязательным использованием ветвей пальмы. Подобная практика наблюдалась в IX–XII вв. в Константинополе. После устранения ереси иконоборчества богослужение в честь этого праздника приняло известный современным людям вид.

Читайте также:  Молитва пантелеймону целителю об исцелении и выздоровлении: тексты и правила чтения

Торжество входит в Постную триодь. Не имеет предпразднства и отдания, которыми можно счесть вечернюю службу в Лазареву субботу и вечернюю в день праздника. На литургии антифоны заменяют на праздничные. После литургии совершается чин освящение вербы.

Видео «Вход Господень в Иерусалим: история и значение»

В этом видеосюжете описаны исторические события и богословское трактование празднества.

Традиции Вербного воскресенья

Вербное воскресенье – это завершение Великого поста и начало Страстной седмицы. Вербным этот день назван из-за освещения вербы в этот праздник в храме. Эта традиция объясняется просто. Господа 2 тысячи лет назад встречали люди с пальмовыми ветвями. В странах с теплым климатом, где во время празднования есть возможность использовать пальму, этот день назван Неделя ваий.

В России этот праздник приходится на весну, когда еще нет цветущих деревьев. Первой распускается верба, и поэтому ее используют вместо пальмовых веток для встречи Господа. Сейчас, когда есть возможность приобрести в цветочном магазине любые цветы независимо от поры года, можно вместо ветки вербы принести в храм цветок или целый букет.

Несмотря на строгость Великого поста, в этот праздник на трапезе разрешается вкушение рыбы.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитвВербным этот день назван из-за освещения вербы в праздник в храме

Иконография праздника

В центре иконы изображается Иисус Христос, едущий на осле. Его взгляд обращен на идущих рядом учеников – апостолов. Христа встречают люди с ветками пальмы в руках. Их изображают в правой стороне композиции. В нижней части изображены дети, постилающие под ноги осла одежду. Также используются следующие элементы, имеющие особое значение:

  1. Елеонская гора. Она изображена на заднем плане. Там Христос беседовал с учениками за несколько дней до крестных мук, там же он вознесется на Небо. Гора является символом духовного восхождения учеников Христа. Ее изображение указывает на то, что Сам Христос сошел на землю, чтобы принести Себя в жертву за людей.
  2. Осел. Образ имеет несколько смыслов. Во-первых, мир, с которым идет Христос, мирное грядущее Царство. Во-вторых, выбор осла, а не ослицы значит, что Господь выбрал, «сел», на необузданный народ – язычников. Кроме этого, осел, в отличие от ослицы, не может родить потомство, а это значит, что вера Христова – единственная, и из нее уже ничего не может произойти нового.
  3. Ветки пальмы. Означают веселье и торжество. Использование ветвей красивых деревьев указывается в Ветхом Завете.
  4. Дети, постилающие одежду. Класть одежду под ноги на дорогу – встречать помазанника Божия на царство.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитвИконография праздника Входа Господня в Иерусалим

В этот день на Руси в храмах проводится освящение вербы, так как это дерево распускается раньше остальных. Уставом предусматривается послабление поста.

Вход Господень в Иерусалим: история, смысл и значение праздника

В шестое воскресенье Великого поста Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. В народе этот праздник называют Вербным воскресеньем. С него начинается Страстная седмица – важнейший и заключительный период поста.

События праздника

Все четыре евангелиста описывают события Входа Исуса Христа в Иерусалим, дополняя повествование друг друга некоторыми деталями. Накануне, в субботу, Господь воскресил праведного Лазаря, и это событие также вошло в число двунадесятых праздников.

На следующий день Спаситель просит своих учеников привести к Нему молодого осленка и на этом животном, символизирующем Ветхозаветный Израиль и языческий мир, Христос въезжает в Иерусалим. Молва он Нем быстро распространилась по округе, и встречать Господа вышел весь народ.

Дорогу Исусу устилали одеждами и ветвями вайи, как царю. Народ всю дорогу осыпал Спасителя словами:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9)

Войдя в Иерусалим, Христос направился в храм, где перевернул все прилавки и выгнал торговцев с меновщиками. Здесь Господь напомнил людям о предназначении Божьего дома: «дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13).

В храме к Спасителю подошли слепые и хромые, немощные люди и получили исцеление от болезней. За всем происходящим в течение дня внимательно наблюдали недоброжелатели Исуса в лице фарисеев и книжников.

Они были потрясены тем, что даже маленькие дети в храме воспевали осанну Сыну Давидову.

Поклониться Христу пришли и некоторые римляне из бывших в Иерусалиме. Фарисеи искали встречи с Иисусом и попросили помощи у Его учеников. Узнав об этом Господь сказал, что

«пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23).

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Спаситель объявляет о Своей скорой крестной смерти и необходимости верующим в Бога следовать за ним через отречение от мира. На слова Господа «Отче! прославь имя Твое» (Ин.

12:28) ответил голос с небес: «и прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ был потрясен эти явлением, не все поверили в «голос», посчитав его громом.

Христос еще раз призывает людей следовать за «Светом», то есть Божественной Истиной, и уходит в Вифанию.

История праздника и народные традиции

Первые упоминания о празднике Входа Господня в Иерусалим в Христианской Церкви относятся к III веку. Амвросий Медиоланский описывает торжественность события и крестный ход с пальмовыми ветвями в руках верующих.

Эта традиция дала празднику название Недели вайи или цветоносной. Поскольку на Руси пальмы не росли, их заменили ветвями вербы, которая как раз распускалась в это время. С тех пор и пошло название – Вербное воскресенье.

Кстати, помимо ветвей в Церкви была и традиция «шествия на осляти». Она пришла на Русь из Византии. На осле (как правило, молодом коне) ехал патриарх, а под уздцы его вел царь. Но до наших дней этот обычай не сохранился.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

В народе праздник широко известен, и что стало неотъемлемым его атрибутом, так это ветвь вербы, с которой православные идут в храм и освящают.

В домах веточки устанавливают в красном углу, рядом с иконами и хранят целый год, подобно палестинской пальмовой ветви. На Руси также существовал обычай «наряжать» сладостями на крестный ход к Вербному воскресенью небольшое дерево.

После завершения богослужения древо разрубали на много частей и раздавали всем желающим.

Смысл праздника и его значение в наши дни

Праздник Вербного воскресенья в очередной раз показывает нам смысл боговоплощения Христа. Господь приходит в мир не для принесения житейской радости людям, но для воссоединения человека с Творцом в вечности. Христос пришел не «бороться с режимом» римлян, а свидетельствовать людям воскрешением Четверодневного Лазаря о том, что за земной жизнью существование человека не заканчивается.

Поклонение, которое было воздано Богу при его въезде в Иерусалим говорит нам о том, что христианство – вера свободного выбора. Господь никого не заставляет верить в себя. Но события праздника показывают, что восторженная величием Бога человеческая душа сама ликует от радости встречи с ним и выходит к нему на поклонение.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Господь показал своим недоброжелателям, книжникам и фарисеям, что Он не лжемессия, а Тот, Кто действительно пришел освободить от печати смерти падшее человечество.

Вербное воскресенье ознаменовало собой начало событий Страстной седмицы, во время которой Бог исполнил дело спасения рода человеческого. Он был схвачен, осужден, распят. Он умер, спустился в ад, вывел оттуда праведников и воскрес.

Поправ смертью смерть. И сказав нам, что смерти больше нет, а есть вечная жизнь.

И всякий, исполняющий волю Бога, будет в этой вечной жизни с Ним. Вечно.

Икона «Вход Господень в Иерусалим» — иконография праздника

Великий праздник Входа Господня в Иерусалим исполнен как скорби о предстоящих крестных муках Спасителя, вспоминаемых в следующую за ним неделю, называемую Страстной, так и предпасхальной радости Воскресения.

История иконы

Божественная икона написана в честь величайшего события, описанного в Евангелии. Это событие значимо для каждого христианина, ведь именно в этот день Господь вошел в Иерусалим, готовясь взять на себя грехи всего человечества, принеся себя в жертву.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Вскоре после торжественного прибытия в столицу Израиля Спаситель покажет всему народу мирскому, что Он является Мессией. Это событие станет для каждого верующего величайшим. Это день скорби, за которым последует день почтения и восторга перед Воскресением Христа.

Все христиане мира склоняют колени в молитвах перед чудодейственной иконой «Вход Господень в Иерусалим», получая незамедлительно поддержку и божественную помощь.

Описание иконы

Божественная икона заключает в себе образ Христа, который держит путь в Иерусалим. Его окружают множество людей, которые признали в нем истинного Спасителя и Царя Израиля. Они выстилают Ему путь из своей одежды, символизируя почтение и уважение к Христу.

Читайте также:  Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

Пальмовые ветви (вайи) занимают важное место в символике Входа Господня в Иерусалим. Отсюда и название праздника – Неделя Ваий.
У древних евреев пальма служила символом веселья и торжества. С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям.

Встреча Христа с ваиями послужила источником для христианского употребления ваий в празднике Входа в Иерусалим. Празднование этого события как воскресного «дня пальм» было установлено в IV–VII вв. К этому времени восходит обычай приносить в храм пальмовые ветви, освящать их перед богослужением, а после совершать с ними торжественное шествие.

Во многих христианских странах, ввиду климатических условий, вместо пальм использовали первые зацветающие растения: в Италии – оливы, во Франции – самшит, розмарин и лавр, в России – верба (ива).

В связи с этим изменилось и название праздника: «день олив», «цветущая пасха», «Вербное воскресенье» и т.д.

Однако художники разных стран, изображая торжественный Вход в Иерусалим, неизменно рисуют дерево, похожее на пальму

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

Значение события, которое изображает икона

Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.

К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.

Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.

Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей.

На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.

Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.

О чем молятся перед святыней

Люди произносят молитвы перед святейшим образом Господа, прося помощи и поддержки в любых бедах и трудностях на жизненном пути. В особенности православные верующие возносят слова молитвы:

  • о наставлении на путь праведный;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • об исцелении от телесных болезней;
  • об избавлении от греховных помыслов;
  • об отпущении и прощении грехов.

Молитва перед иконой

«О, великий Царь Небес и Земли! Пред иконой Твоей на коленях стою! Я молюсь о Твоей поддержке и защите. Прошу, Спаситель мой, избавь меня от бед и несчастий. Подари мне мир и спокойствие в жизни.

Исцели от болезней и прости все грехи мне, ибо каюсь я и прошу прощения! Восхвалять Тебя, истинный Спаситель, я никогда не перестану! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь. Аминь.

Аминь».

Святой образ «Вход Господень в Иерусалим» наделен огромной силой, способной подарить исцеление и оказать помощь в любых несчастьях верующим, которые усердно молятся перед великой иконой. Господь слышит каждого, кто искренне раскаивается в своих мыслях и деяниях грешных, вознося слова молитвы от самого сердца.

День празднования

Празднование иконы приходится на день праздника в честь этого великого события, за счет чего дата празднования иконы всегда меняется.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитвВход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо (Италия)

Каждый год в честь праздника Входа Господня в Иерусалим проводятся специальные служения в храмах, люди усердно молятся перед образом Господа, раскаиваясь в грехах, моля о прощении и поддержке.

Где находится чудотворный образ

Подлинная святая икона расположена в монастыре Ставроникита на Афоне.

В России наиболее знаменитый и почитаемый образ расположен в Москве, в храме Василия Блаженного. Люди с разных концов страны приезжают в святую обитель, чтобы помолиться перед чудотворной иконой Господа.

Икона Вход Господень в Иерусалим

Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим основана, в частности, на тексте Евангелия от Матфея: «Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 7–9).

Иконография насыщена образами торжества и праздника, что соответствует самому событию, которое во многом предваряет Светлую Пасху Христову. К таким моментам можно отнести образ нарядного Иерусалима – белые или красные строения, яркие одежды на встречающих Христа.

Центральным изображением на иконе является фигура Господа, Который въезжает в город на осле. Спаситель сидит боком, слегка повернув голову в сторону идущих за Ним апостолов, (в других вариантах – в сторону Иерусалима). Движением правой руки Он благословляет встречающих Его людей.

Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Группа апостолов, идущая за Христом, пишется на иконе слева. Ученики Господа изображаются спорящими между собой, так как сначала они не понимали, для чего необходимо было Спасителю так торжественно входить в город.

Позже они осознали, что в этом исполнилось пророчество Захарии о Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9).

Справа на иконе изображается группа людей с пальмовыми ветвями, — они встречают Спасителя. В древнем Израиле пальмовая ветвь была символом веселья, торжества и радости, с ней евреи встречали знатных людей и полководцев. Здесь люди приветствуют Христа как Победителя смерти.

Перед ослом еще пишется фигура ребенка, который постилает под ноги животного свои одежды. Дети также являются частью процессии, встречающей Мессию. Постиланием одежд под ноги евреи встречали помазанников на царство. На иконе этот сюжет связан с тем, что Христос является Помазанником на Царство Божие.

другие материалы о празднике Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector