Святой Григорий Чудотворец: житие неокесарийского праведника и тексты молитв

Святой Григорий Чудотворец: житие неокесарийского праведника и тексты молитв

 Святой Григорий Чудотворец: житие неокесарийского праведника и тексты молитв

Святой Григорий Чудотворец: житие неокесарийского праведника и тексты молитв

Что душа – сущность, это доказывается таким образом: прежде всего тем, что определение сущности по справедливости может быть приложено и к ней. Оно таково: сущность есть то, что, будучи тожественным и численно единым способно попеременно воспринимать противное.

Что душа сама, не отступая от собственной природы, попеременно принимает противное, это ясно всякому, ибо в ней наблюдаются справедливость и неправда, мужество и трусость, умеренность и распущенность, хотя они и противоположны.

Поэтому, если свойство сущности быть способной попеременно воспринимать в себя противоположное, и если доказано, что душа допускает такое определение, то, следовательно, душа – сущность.

Святитель Григорий Чудотворец

День памяти: 17(30) ноября

На пути к священству

Григорий Неокесарийский (Чудотворец) происходил из знаменитой, обеспеченной семьи, являлся потомком греческих поселенцев. Точная дата его рождения неизвестна. Считается, что он появился на свет около 213 года, в Неокесарии Понтийской. Согласно преданию, первоначально он именовался Феодором, а имя Григорий, вероятно, получил при Крещении.

Отец Феодора, далёкий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, он стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте Феодор лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога.

Какое-то время Феодор учился в школе грамматика, потом — в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию, готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, конечно, использовавшийся в то время язык законов — латинский. Желая познать основы римского права, он предполагал было отправиться в Рим.

Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец.

Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа.

Но здесь произошло то, о чём никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя Оригена. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди Оригена.

Вскоре состоялась их встреча (есть мнение, что этому поспособствовал епископ Фирмилиан). Встреча переросла в личное знакомство, которое повлияло на судьбу Феодора самым решительным образом. Феодор, услышав пылкие, красноречивые наставления, проникся к Оригену симпатией и уважением, а Ориген, в свою очередь, предложил взять его к себе в ученики.

За Феодором последовал и его брат, Афинодор. Поначалу Ориген учил Феодора обнаруживать и собирать семена истины, содержащиеся в философских системах, и вообще приобщил его к любомудрию. Затем он последовательно раскрыл ему смысл Книг Священного Писания, научил доверять Сверхъестественному Откровению и христианскому учению.

По завершении обучения у Оригена, длившегося, как полагают, не менее пяти лет, Феодор с радостью принял Крещение, публично почтил своего наставника добрым словом и вместе с братом вернулся в родные края.

Вскоре (Феодор) Григорий получил от Оригена послание, в котором тот настоятельно призывал его направить свои способности, силы и знания на спасение собственной души и на пользу Церкви.

Обретя в христианстве надёжные нравственные ориентиры, Григорий, по примеру многих великих подвижников, решил уединиться от суеты мира и посвятить свою жизнь служению Тому, Кто Сам в Себе есть Истинная Жизнь. Приблизительно в 245 году епископ Амасийский Федим рукоположил его во епископа Неокесарийского.

Поначалу Григорий, по смиренному осознанию собственной недостойности, наотрез отказался принять столь высокое звание и достоинство. В знак несогласия и нежелания занимать епископскую кафедру, Григорий удалился, но Федим против его несогласия заручился согласием Божьим.

Правильно понимая, что Господь равно видит его и Григория, Федим, помолившись, наложил на Григория слово вместо руки и назначил ему в управление город. Узнав о случившимся, и, вероятно, почувствовав благодатное озарение, Григорий, конечно же, изумился.

Противостоять такому неординарному назначению он не мог, ведь одно дело — возражать Амасийскому епископу, и совсем другое — Господу епископа. После того как Григорий дал своё согласие, его посвятили в архиерея в соответствии с каноном.

Осуществляя служение, епископ Григорий пользовался у своей паствы чрезвычайно глубоким уважением и авторитетом. Между тем, сила его слова и личного примера оказывала колоссальное воздействие не только на верующих, но и на язычников.

Об этом красноречиво свидетельствует зафиксированный в предании факт: к моменту начала его архиерейского служения в городе находилось всего несколько верующих, а под конец, когда он искал, нет ли кого-нибудь ещё, кто бы нуждался в обращении к Искупителю, обнаружилось всего несколько заблудших. Слава о Григории перешагнула далеко за границы округи. Жившие позже него святые отцы по праву именовали его Великим, Знаменитым. Как следует из утвердившегося в V веке дополнения к его имени, «Чудотворец», за святость жизни он был удостоен от Бога и дара чудотворений.

Во время гонения на христианство при Декии святитель Григорий, проявляя благоразумную осторожность, скрывался от язычников вместе со своей паствой в окрестных горах. И Бог хранил его. После прекращения гонения святитель инициировал распространение практики празднований в честь мучеников за Христа.

В 264 году епископ Григорий принял участие в Антиохийском Поместном Соборе, созванном против еретика Павла Самосатского, ложно учившего о Пресвятой Троице и отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа. Точная дата смерти Григория Чудотворца нам не известна.

Полагают, что он почил о Господе в период между 270 и 275 годами.

Творческое наследие

Несмотря на богатую проповедническую деятельность святого Григория, количество дошедших до нас письменных поучений (достоверность которых не подвергается сомнению) не велико. Среди них особое место занимает обозначаемый его именем Символ (Символ веры Григория Чудотворца).

Существует предание, что текст этого краткого изложения догматов веры Григорий получил прежде возведения на Неокесарийскую кафедру. Однажды, когда он пребывал в молитве и богомыслии в безлюдной пустыне, к нему подошли два необычных человека: благообразный старец и светоносная Жена.

По слову Жены, её спутник и преподал Григорию Символ, который, впоследствии, он внедрил в Неокесарийской общине. Под явившейся Женой издревле разумеется Богородица, а под старцем — Евангелист Иоанн Богослов.

Этот символ с ранних времен почитался Церковью как одно из лучших изложений догматов веры.

Святой Григорий Чудотворец: житие неокесарийского праведника и тексты молитв

Акафист святителю Григорию, епископу и чудотворцу Неокесарийскому

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси.

Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако: Радуйся, Евангелия Христова верный последователю; радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю, радуйся, благочестия стено необоримая; радуйся, звездо, сияющая благодати Божией зарею. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, дар чудотворения свыше получивый. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовой; радуйся, непоколебимый столпе православия, радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, апостольских преданий хранителю; радуйся, тайн Божиих истинный строителю, радуйся чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 2

Видя нечестивии юноши александрийстии непорочное и целомудренное житие твое, святителю Григорие, ненавистию, от диавола вселяемою, распаляшеся, научиша жену некую оклеветати тя пред всеми, просити плату за блудодеяние.

Ты же от чрева матерня даже до блаженной кончины твоея не познав греха плотскаго и сохранив девство неоскверненное, с кротостию и незлобием молил еси друга твоего подати просимое, поющи Богу, единому верному на небесех свидетелю: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце имея грехом омраченныя, прияла блудница, иже в Александрии, мзду неправедную, с нею же и казнь лютую, вошел бо в ню бес страшный, начав мучити пред всеми, так что сия дщерь велиарова трепетала всем телом, скрежетала зубы своими и вопила безудержно.

Ты же, святителю Григорие, сотворив о ней теплую молитву ко Господу, отгнал еси духа злобы поднебесныя. Мы же, дивящеся сему, вопием ти тако: Радуйся, воине Христов непобедимый; Радуйся, рабе Божий благий и верный. Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания.

Радуйся, целомудрия украшение; радуйся, ангелов сожителю. Радуйся, смирения совершенное зерцало; радуйся, ему же и беси повинуются. Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый; радуйся, скорби многия благодушно претерпевый. Радуйся, им же сатана посрамися; радуйся, им же Христос прославися.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 3

Сила божественныя премудрости осени тя, святителю Григорие, егда купно с другом твоим Фирмианом из Каппадокии остави мирское учение и философию еллинскую и нача постигати Христианстии истины и тайны божественнаго писания, тем же и нас, великий учителю, небеснаго рая ныне проходя нетленные пажити, поминай у престола Божия, да и мы просветимся светом евангельского богопознания, поюще: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй в сердце своем огонь любве Божественныя, святителю Григорие, в родной град твой Неокесарию пришел еси, идеже вси людие просиша тя быти им судией и градоправителем.

Читайте также:  Святой Анатолий: житие и икона никейского мученика, значение и почитание

Ты же, избегая сетей гордости и пустой славы человечестей, место сие остави и в пустыню удалися, пребывая в трудех и подвизех, их же един Господь сердцеведец ведает.

Мы же, смирению твоему и пустыннолюбию дивящеся, вопием ти тако: Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, подвигов источниче неоскудный, радуйся, светильниче во тьме сияющий; радуйся, лампадо Божественнаго света. Радуйся, пустыннолюбивая горлице; радуйся, сладкопесненная свирель.

Радуйся, многослезный молитвенниче; радуйся, ратоборче доблий, врага победивый. Радуйся, псалмопении немолчными Бога славивый; радуйся, коленопреклонения многая совершивый. Радуйся, постом и сухоядением плоть свою изнуривый; радуйся, ветхаго в себе человека всецело духу покоривый. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 4

Бурю мирскаго жития и тяжелоносные страстей волны прешед, обрел еси, святителю Григорие, тихое и безмятежное пристанище, в пустыню вселився, Христу неленностно поработал еси, возлюбив пост и молитву, поя непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша блаженный Федим, епископ Амасийский, ангелоподобное житие твое, святителю Григорие, восхоте призвати тя от пустыннаго уединения к служению церковному в святительстем образе, ты же, провидев сие намерение и недостоинство свое помышляя, сокрыся во глубину пустынную.

Тот же, движимый духом Святым и ревностию по церкви Христовой распаляясь, совершиша посвящение дивное, без тебя хиротонисав тя во епископа града Неокесарийскаго. Мы же, дивящеся сему, вопием ти: Радуйся, архиерею Бога вышняго; радуйся, служителю благоговейный алтаря Господня.

Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова; радуйся, плоды сладкие от делания твоего ему принесый. Радуйся, славы Божией ревнителю; радуйся, наставниче, всех к небеси приводяй. Радуйся, уневестивый Христу души многия; радуйся, пастырю добрый, за овцы своя душу положивый.

Радуйся, грешных милостивый заступниче; радуйся, бедствующих скорый помощниче. Радуйся, верных прибежище граде; радуйся, святителей удобрение. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 5

Боготечной звезде подобен был еси, святителю Григорие, небо церковное украшая и светом истиннаго богопознания озаряя, егда воле Божией покоряяся, приял еси епископское поставление во град Неокесарию и абие восстал еси противу злых еретиков Павла и Савеллия Самосатских, проповедавших ложно о таинстве Пресвятей Троицы, ты же верныя научая подобающе воспевати триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя безумных еретиков, о Пресвятей Троице неправедно учащих, ты, святителю Григорие, прилежно моляше Господу Богу и Пречистей Его Матери об открытии православным христианом догматов истинных, тем же сподобился еси явления чуднаго — Пресвятыя Богородицы со апостолом Иоанном Богословом, от них же и научен быв тайнам богопознания, записав, предал еси их всем верным в назидание. Мы же, небесныя глаголы сии принимающе с любовию, прославляем тя, великий таинниче, и вопием ти тако: Радуйся, Божией премудрости созерцателю и проповедниче, радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю. Радуйся, Пресвятыя Троицы благоволением осененный; радуйся, Пречистыя Богородицы милостями ущедренный. Радуйся, Божия разума исполненный; радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный. Радуйся, омрачивый пагубное лжеучение; радуйся, поправый еретическое злочестие. Радуйся, апостольских преданий ревностный блюстителю; радуйся, адаманте веры православныя. Радуйся, усердный наставниче благочестия; радуйся, в самом себе храм триипостасному Божеству устроивый. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 6

Проповедник светоносный триединаго Бога, святителю Григорие, явился еси, наученный от самой Пресвятей Богородицы и апостола Иоанна Богослова, како во Святую Троицу истинно веровати, непрестанно взывал еси: Отцу Слова Живаго, Премудрости Ипостасной Силы и Образу Вечнаго: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия заря истиннаго богопочитания граду Неокесарии, во тьме идолопоклонения пребывающему, с пришествием твоим, святителю Григорие, множество бо идолов и им служащих обрет в язычестих капищах, молил еси Господа, да призрит на создания своя, просветит люди погибающия и обратит я на путь спасения. Сего ради вернии научишася воспевати ти: Радуйся, искоренителю демонскаго служения; радуйся, насадителю истиннаго богопочитания. Радуйся, божественною силою идолы поправый; радуйся, тьму неверия разгнавый. Радуйся, славо веры православныя; радуйся, церкви Христовы утверждение, радуйся, прелесть демонскую посрамивый; радуйся, неверныя боговедением просветивый. Радуйся, щите, охраняяй благочестие; радуйся, мечу, посецаяй нечестие. Радуйся, верных удобрение; радуйся, неверных посрамление. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 7

Хотяще некогда нечестивии жители неокесарийстии совершити языческий праздник Зевсу, не взирая на увещания твоя, святителю Григорие, наведоша на ся гнев Божий и наказание страшное, губительную язву смертоносную, яко смешавшия радости безумия с плачем, веселию же превратишуся в горе и несчастие. Познав же людие свое заблуждение, просишя тя остановити болезнь лютую молитвою твоею к Богу, его же ты Единаго почитал еси владыкою над всеми и воспевал ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя чудотворца исповедует Христова церковь, святителю Григорие, силою бо Божией, в тебе действующей, больныя исцеляеши, прокаженныя очищаеши, демоны прогоняеши. Ты бо еси всем воистину помощник, свободитель, питатель и врач.

Сего ради вопием ти тако: Радуйся, деснице чудотворная Иисусова; радуйся, языче Христов, словом исцеляяй. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, чудотворения дар свыше получивый.

Радуйся, преславный в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастех защитниче. Радуйся, исцелений источниче; радуйся, люте страждующим помощниче. Радуйся, бесов прогонителю; радуйся, многоцелебный кладезю неизчерплемый.

Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 8

Странное чудо явися, святителю Григорие, егда брата два, езеро от отца в наследство получиста и не могущема има разделити его между собою, восстаста друг противу друга. Ты же молитвою твоею ко Господу изсушил еси оное, дабы не иссякла есть любовь братская, научая верныя в мире друг со другом воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь воистину православный мир почитает тя, святителю Григорие, великаго чудотворца, ибо молитвою твоею ко Господу и водружением жезла твоего течение реки изменил еси, сохранив земли плодородие; призвав же имя Иисусово, гору подвигнул еси, дая место для воздвижения храма Божия.

Мы же, дивящеся сему, вопием Ти: Радуйся, сосуде благодати Божией; радуйся, неизсякаемый источниче чудес. Радуйся, истинный исправителю душ человечестих; радуйся, сварливых братъев вразумление. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем.

Радуйся, над стихиями благодатию Божией владычествуяй; радуйся, уставы земли верою твоею пременяяй. Радуйся, речныя устремления жезлом твоим укротивый, радуйся, земли плодоносие молитвою твоею даровавый. Радуйся, усердный храмоздателю; радуйся, человеколюбивый пастырю словесных овец.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися дару прозорливости твоея, святителю Григорие, егда узрел еси в простом угольщике Александре, муже богоугодном и благочестивом, будущаго епископа града Команы, и тако сокровище потаенное открыл еси, украшением церкви Христовой ставшее. Сего ради и мы со безплотными лики вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумеют изобразити силу Божию, в тебе действующую, святителю Григорие, егда трое иудеев восхотешя над тобою посмеятися, единаго от нечестивцев своих при дороге обнаженнаго, яко мертва, положивше, рыдающу же над ним и просящу у тебя одежды покрытии наготу его.

Ты же, покрыв его, воистину бездыханным сотворил еси, искусителей посрамляя и мертвым погребати своего мертвеца оставляя, мы же, прославляюще тя, святителю, сице вопием: Радуйся, духом прозорливости озаренный; радуйся, духом страха Божия напоенный. Радуйся, будущая, яко настоящая, ведый; радуйся, дальняя, яко близ сущая, прозревая.

Радуйся, небоязненный истины проповедниче; радуйся, ревностный лжи посрамителю. Радуйся, беззаконных словом обличения, яко гром, поражаяй; радуйся, нечестием ослепленных, яко молния, посецаяй. Радуйся, к наказанию безумных иудеев Бога приклонивый; радуйся, сквернаго хульника жизни лишивый.

Радуйся, яко тобою попрано бысть глумление; радуйся, яко тобою пожерта бысть зависть. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 10

Спасти хотяй души словесных овец твоих, святителю Григорие, яко пастырь добрый, восстал еси противу волка хищнаго, нечестиваго гонителя Декия, иже понуждаше христиан к поклонению идолам и преда их мучениям и злой смерти. Ты же, отеческой любовию движимый, призывал еси верных укрытися от мучителей, дабы обессилев в страданиях не отпали от Бога истиннаго, ему же до времени в дебрех и расселинах гор воспеваху: Аллилуиа.

Икос 10

Стены горнего Иерусалима прияшя тя, святителю Григорие, по отшествии твоем от земных к небесным. Паства же твоя плакаше о тебе, яко о своем отце чадолюбивом, мы же зряще тя погребаема и теплаго предстателя на небеси имети тя уповая, с рыданием купно и надеждою вопием ти: Радуйся, великий угодниче, жизнь по Бозе возлюбивый; радуйся, веру, надежду и любы даже до конца сохранивый.

Радуйся, отче чадолюбивый, в начале епископства во граде Неокесарии имевый лишь семьнадесят христиан и их млеком евангельских заповедей вскормивый; радуйся, трудолюбивая пчело, весь град медом Христовой веры усладивый и пред кончиною твоею лишь семьнадесят язычников в горечи заблуждений оставивый.

Радуйся, лучу солнца правды, теплотою Божественныя любве нас согреваяй; радуйся, свечо многосветлая, светом истиннаго богопознания нас озаряяй. Радуйся, бисере честный, сердца наша увеселяяй; радуйся, камень драгий, люди православныя украшаяй. Радуйся, небесных сил собеседниче; радуйся, всех святых сонаследниче.

Радуйся, яко тобою бездну милосердия Божия призываем; радуйся, яко тобою спасение вечное получити уповаем. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 11

Пение благодарственное Пресвятей Троице принесошя люди неокесарийстии, егда обретошя честные и многоцелебные мощи твои, святителю Григорие, аки спасительный источник, дивные чудеса содевающий, и поставишя их в церкви соборней, поя богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательнаго светильника, просвещающаго души и телеса, явил тя Господь, святителю Григорие, людем православным во всей вселенней, ибо молитвами твоими пособствуеши, не точию в Неокесарии сущим, но и в пределех отечества нашего пребывающим, и московский князь Василий Темный свобожден бысть чудно из татарскаго плена не иным чем, но помощию твоею и предстательством, посему и воздвиже церковь во имя твое на месте, с него же узре стены кремлевстии, на нем же и ныне прославляешися и слышиши таковая: Радуйся, небес пресельниче и жителю; радуйся, земли молитвенниче и предстателю. Радуйся, людям православным поможение; радуйся, рода христианскаго возвышение. Радуйся, лествице, Богом утвержденная, ею же восходим к небеси; радуйся, покрове, Богом зданный, им же покрываются мнози. Радуйся, из уз пленения изымаяй; радуйся, от мятежа и браней соблюдаяй. Радуйся, многих от погибели исхитивый, радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый. Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свобождаемся; радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Читайте также:  Акафист Ксении Петербургской: полный текст и как правильно читать

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, сведуще, с любовию восхваляем тя, святителю Григорие, помышляя, яко не могуще по достоянию изобразити величие и славу твою. Моли же о нас, чадах твоих духовных, да милостив будет Господь и к нам, грешным, да облагодатит и нас ходатайством твоим, не от града Неокесарии, но от российских предел вопиющих ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще богоугодное житие твое, святителю Григорие, благодарим дивнаго во святых своих Христа Бога нашего, даровавшего тя вселенстей церкви, яко столп неподвижен и утверждение истинной веры.

Ты же прими от нас словеса сия: Радуйся, житие твое земное благочестно скончавый; радуйся, от небеснаго Царя венец славы получивый. Радуйся, озаривый вселенную светом добродетелей твоих, радуйся, яко видя добрыя дела твоя, человецы Отца небеснаго прославляют.

Радуйся, за ны пред престолом Божиим молящийся; радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий. Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров твой и заступление приемляй; радуйся, яко никто же от тебе тощь и неутешен отъиде.

Радуйся, яко от мощей твоих чудеса многия содеваются; радуйся, яко милость Божия от них непрестанно изливается. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 13

Святителю Христов и чудотворче Григорие, приими сие моление наше, от любве тебе приносимое, и испроси нам у всещедраго Бога, ему же ныне предстоиши на небеси, избавление от многоразличных бед и напастей, наипаче же вечныя смерти, оставление прегрешений наших и наследование царствия небеснаго, да иде же вечно вкупе с тобою нам воспевати ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Святой Григорий Чудотворец Неокесарийский: житие, о чем молятся и о чем просят перед иконой, творения святого

Описание жизни любого святого всегда называют житием, потому что этот жанр похож на иконопись, в том смысле, что описание жизни составляется по определенному канону, который призван отразить преображенную жизнь человека достигшего святости. Житие святого Григория Неокесарийского полностью соответствовало этим канонам.

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Святой родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии, это город, основанный греческими поселенцами. Произошло это около 213 года. Его семья была знатной и зажиточной, а дальнейшая судьба Григория складывалась следующим образом:

  • получил классическое языческое образование;
  • в 14 лет лишился отца, что очень сказалось на благополучии бытовом семьи;
  • смог окончить школу риторов, но пожелал пойти по пути юриспруденции, для чего со своим братом отправился в Бейрут, чтобы продолжить образование.

В это время юридическая школа в Бейруте была самой знаменитой в мире эллинов и римлян. Здесь Григорий познакомился с известным философом и богословом Оригеном. И фактически стал его учеником. Именно он преподал будущему чудотворцу первые уроки экзегетики Священного Писания, да и, по сути, открыл, перед молодым Григорием Неокесарийским мир Библии, который пленил молодого человека навсегда.

  1. Отучившись в школе юристов пять лет Григорий вернулся домой, но почти тут же получил письмо от Оригена, который убеждал его принять христианство.
  2. Со всей искренностью Григорий крестился, а в 245 году был посвящен в сан епископа Неокесарийского. По преданию в ночь после принятия сана ему явились Божия Матерь и св. апостол Иоанн Богослов, которые и передали ему божественные истины.
  3. Воздействие проповедей святого Григория Чудотворца было следующим: он начинал говорить в храме с утра, когда собиралось 3-4 человека, потом еще 10, а к вечеру в 10 часов уже было несколько сотен человек, которые принимали крещение под действием его проповедей, и так каждый день.

Это был необычайный феномен своего времени, потому что воздействие харизмы Григория на людей было очень сильным и отличительным от всего, что было прежде. Если в начале его епископства в городе было не более 17 христиан, то к окончанию жизни Григория он не мог найти в городе и 17 человек неверующих.

В дальнейшем жизнь Григория Чудотворца Неокесарийского складывалась довольно сложно и даже трагично:

  • во время гонений Деция в 250 годах Григория уединился в горах, а после окончания этих гонений установил специальное поминовение пострадавших от гонений;
  • область, где жил Григорий Чудотворец подверглась нашествию готов, которые принесли многие разорения людям, но все пережили это со смирением;
  • святой участвовал в I Антиохийском Соборе, который был созван против ереси Павла Самосатского.

Умер святой около 270 или 275 года. Его авторитет был настолько высок и безупречен, что вплоть до IV века из тех установлений в богослужении, которые принял св. Григорий, никто в понтийских странах не решался нарушить даже одну черту. Об этом свидетельствовал св. Василий Великий, который был весьма удивлен таким фактом почитания. Но к этому были основания — это посмертные чудеса святого.

Интересный факт! Известно, что при рождении святой получил имя Феодор, а при крещение Григорий и это было первое имя чисто христианское, в переводе с греческого оно означало пробудившийся.

Икона Григория Богослова

Икона Григория Богослова — великий православный образ, написанный в честь святителя христианских земель. Он помогает верующим справиться с любыми трудностями и преодолеть беды.

Известный по всему миру Григорий Богослов вошел в историю как величайший архиепископ, учитель и святитель. Он входит в число Отцов Церкви и является одним из почтеннейших и святейших мучеников в христианстве.

История иконы

С детства Григорий посвятил свою жизнь Церкви и вере, полностью отдав себя Господу. Он был смиренен, добр, щедр и благосклонен ко всем людям, несмотря на свое знатное происхождение. Он верно служил Богу, помогал нищим, способствовал созданию новых храмов, вел проповеди. Святитель является автором божественной литургии, которая ведется в каждом православном храме по всему миру.

Благодаря святому Григорию многие люди открыли свои сердца Господу, приняв православную веру. Он никогда не совершал зла, всегда вставал на сторону людей и пытался помочь им в любой беде.

Он наставлял на путь истинный и просвещал народ христианский. Его любили как при жизни, так и после смерти. Григорий совершил немало поистине добрых и праведных дел, чем заслужил уважение людей даже после своей кончины.

Святителю посвящено множество икон, которые обладают чудотворной силой.

Где находится образ Григория Богослова

Икона святого украшает многие храмы нашей страны. Наиболее известные расположены в Москве, в Троицкой Церкви, во Владимире, в Успенском Соборе, и в Санкт-Петербурге — в храме Трёх вселенских святителей на Васильевском Острове.

Описание иконы святого Григория

Святыня заключает в себе образ чудотворца, обычно в поясном изображении. Он облачен в богатые одеяния архиепископа, в левой руке держит Священное Писание, а другой рукой указывает на него, давая понять, что это единственный источник, где заключено Слово Божие.

На некоторых иконах святитель изображается вместе с двумя другими, не менее прославленными, Учителями Церкви: Василием Великим и Иоанном Златоустом.

О чем молятся перед иконой святого Григория

Перед чудесной иконой Григория Богослова христиане молятся обо всем, что тревожит их жизни, но в особенности:

  • об укреплении веры;
  • об указании на путь истинный;
  • о помощи в молитвах к Господу;
  • об исцелении души грешной;
  • о помощи в новых начинаниях.

Также Григорий Богослов помогает людям, занимающимся строительством, и тем, кто переезжает жить на новое место.

Дни празднования

Днем почитания великого святого официально считается 7 февраля. В этот день большое количество христиан посещает храмы, где проводится служба в честь памяти Учителя Церкви и исполняется написанная им божественная литургия. Люди молятся перед чудотворной иконой святителя о помощи и поддержке.

Молитва перед иконой

Не обязательно читать нарочно заученную молитву перед иконой святого Григория. Достаточно просто попросить о помощи, произнося слова от чистого сердца, и обязательно поблагодарить Чудотворца за Его поддержку. Молитва может звучать так:

«О, величайший Учитель, Отец Церкви, признанный Святитель Григорий. Защити наши души от страданий, убереги от бед и несчастий. Отгони врагов от домов наших и не дай горю охватить наши сердца. Наставь на путь истинный и стань нашим защитником. Да прославим мы имя Твое и почитать Тебя никогда не перестанем. Да будет на все воля Господа. Аминь. Аминь. Аминь».

Григорий Богослов является одним из святейших и почитаемых людей не только в православии, но и во всей христианской вере. Он поистине великий человек, который до конца своей жизни был предан Господу.

Читайте также:  Святой Иуда: житие апостола Фаддея, иконы и молитвы покровителю отчаявшихся

Его иконы обладают чудотворной силой, способной помочь в любой беде, но лишь тем, кто по-настоящему верит в ее силу и чудеснейшие способности. Мы желаем вам мира в душе.

Будьте счастливы

Чудеса по молитвам

Бесчисленно количество чудес по молитвам святителя Григория Неокесарийского, можно указать только на несколько самых известных:

  • не могли поделить между собой озеро два брата и обратились за помощью к святому, тот согласился помочь и всю ночь молился об этом деле, на утро все увидели, что предмета раздора нет, так как озеро высохло;
  • также по молитвам свт. Григория Неокесарийского во время его путешествия в Амасию был изгнан бес из идольского капища города, а на месте капища построен храм, причем молитвами святого была передвинута целая глыба камня, чтобы на свободном месте можно было построить храм.
  • Икона святителя Григория Чудотворца
  • Во время гонений Деция, воины императора преследовали христиан во главе со святым Григорием епископом Неокесарийским вплоть до высокого холма, где святой укрылся со своими сторонниками и вознес молитвами к Богу, после чего христиане стали невидимы для своих врагов и спаслись.
  • Чудотворная сила святого, его участие в промысле Божием было настолько велико, что все, безусловно, подчинялись его воле и даже людей такого уровня как Василий Великий признавали его безусловный авторитет.
  • Еще о чудесах:
  • Чудо Евфимии Всехвальной
  • Чудеса святителя Николая в наши дни
  • Чудеса схождения Благодатного огня

Григорию Чудотворцу написан тропарь и кондак

Григорию Чудотворцу написан тропарь и кондак. Они исполняются во время его дня празднования в храме.

Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши просьбы шли от самого сердца.

  1. Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, глас 8:
  2. В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая, тезоимение стяжал еси исправления, но молися Христу Богу, отче Григорие, просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
  3. Кондак святителю, епископу Неокесарийскому, глас 2:
  4. Чудес многих прием действо, знаменьми ужасными демоны устрашил еси и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие, чудотворец же именуешися, звание от дел прием.
  5. Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу:
  6. О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие!
  7. Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце,
  8. моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой:
  9. благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи:
  10. град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши,
  11. юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи.

Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Мощи

После того как святой почил его мощи находились в том храме, который он сам построил при жизни в Неокесарии. Но в дальнейшем судьба мощей Григория Неокесарийского складывалась следующим образом:

  • правая рука святого пребывает в Иерусалиме в храме Гроба Господня;
  • левая рука находится в Метеорском монастыре;
  • глава пребывает в церкви Сан-Роке г. Лиссабона столицы Португалии.

И получается так, что другие части тела святителя Григория в той или иной мере были разбросаны по многим православным и католическим церквам мира. Есть они в Пантелеимоновском Русском монастыре на Афоне, в церкви св. Анастасии в Афинах, в монастыре св.

Иоанна Богослова на острове Патмос, в монастыре Успения Богородицы в Пелопоннесе, в храме святого Петра в Риме. А также в храме на Большой Полянке г. Москвы, который освящен в честь Григория Неокесарийского, именно здесь можно приложится к его святым мощам.

Почитание

Святой скончался задолго до того, как появилась христианская империя с центром в Константинополе, но на ее территории. И удивительная жизнь Григория чудотворца епископа Неокесарийского сделала его личностью, которую почитали во всех концах империи именно как чудотворца и оплота Православия.

  1. В храме Св. Софии в Константинополе была колонна с иконой св. Григория Чудотворца, в память его явления в этом месте, это место особенно почиталось.
  2. В настоящее время, когда Константинополь стал Стамбулом, на этой колонне нет изображения святого, но периодически на ней появляется влага, которая у православных считается слезами святого за все поругание православных со стороны мусульман.
  3. На Руси молитвенное почитание святителя началось в очень ранний период, первые службы ему были переведены на славянский язык еще раньше того, как появились первые переводы жития, т. е. во второй половине XI века, тогда как списки письменных житий имелись только в XII веке, это говорит о том, что существовала устная традиция пересказа жития святого.

Частица мощей святого в московском храме в честь Григория Чудотворца

Первый храм на Руси в честь святого был построен в XVII веке в Москве. Ну а в целом посвящать храмы этому святителю не стало традицией для России, хотя сам святой очень почитался, о чем свидетельствует иконография, которая имеет древнее происхождение. Например в храме Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, святитель изображен в омофоре и с Евангелием в руках.

На заметку! На западе святой Чудотворец особенно почитается в южной Италии, где в Калабрии есть в храме селения Сталетти большая частица мощей святителя Григория Чудотворца.

Труды

Писания святителя оказали значительное влияние на богословие Православной Церкви, в особенности в учении о Пресвятой Троице. Но самих трудов святого сохранилось не так много, в силу того, что были времена гонений и часть из них просто погибла.

Подлинными можно назвать несколько:

  • святитель до конца жизни сохранил теплые чувства к своему учителю и посвятил ему «Похвальное слово в честь Оригена»;
  • значительным стало и «Изложение веры» содержащее все основные мысли будущего Никео-Цареградского Символа Веры, принимая его, отцы Собора, ориентировались, во многом и на этот труд Григория;
  • «Каноническое послание» направленное христианам Понта, подвергшимся нашествию варваров;
  • «Переложение Екклезиаста» первое толкование этой необычной книги Ветхого Завета в христианской традиции.

Святой Григорий Чудотворец. Мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас

Вот то, что можно назвать подлинными творениями самого святителя Григория Неокесарийского. Но бытовало и не малое количество рукописей, которые приписывались этому святому. Из них имели авторитет в православном мире, и почитались подлинными только такие труды:

  • Послание «К Евагрию монаху о Божестве»;
  • «К Татиану краткое слово о душе»

И хотя доказано, что эти произведения не принадлежат святителю Григорию Неокесарийскому, но они, по крайней мере, соответствуют истинным взглядам самого святого.

Важно! Есть сочинения, которые совершенно подложные, например «12 глав о вере», а также 11 проповедей по разным поводам, в которых искажается подлинное православное учение. Кроме того святому приписывают сочинение нескольких бесозаклинательных молитв, которые используются в обряде изгнания бесов. Они включены в требник митрополита Киевского Петра Могилы.

Все это свидетельствует о том, что имя святителя было настолько популярно, что его пытались использовать и еретики, чтобы обосновывать свои неправильные взгляды.

Епископ-хранитель

В это время сам Василий Великий ведет ожесточенную борьбу с арианской ересью. Когда он становится архиепископом Кесарийским, то в 372 году обращается к брату с просьбой стать епископом города Ниссы, поскольку ему были нужны верные помощники. После долгих убеждений Григорий соглашается.

Его епископство сопровождается многочисленными нападками ариан. В 375 году святителя несправедливо обвиняют в растрате церковных денег, лишают епископской кафедры и арестовывают.

Однако Григорий бежит из-под стражи и скрывается в безопасном месте.

Через три года, после гибели в Адрианопольской битве в 378 году императора Валента, покровительствовавшего арианам, Григорий возвращается в Ниссы на епископскую кафедру.

  От болезней младенцев святителю иулиану кеноманийскому

Святитель Григорий Нисский. мозаика XI века в киевском Софийском соборе. Источник фото wikipedia.org

Григорий Нисский активно выступал против ересей ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Новый император Феодосий родом из Испании был твердым никейцем.

Он созывает в Константинополе в 381 году Второй Вселенский Собор, который подтверждает Никейский символ веры, и в котором Григорий Нисский принимает активное участие. После и по итогам Второго Вселенского Собора императорским эдиктом 381 года имя Григория было включено в список епископов-хранителей православия.

Все другие епископы, желавшие сохранить за собой свои кафедры, должны были, согласно этому эдикту, находиться в общении с этими епископами-хранителями.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector