Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Благоверный Московский князь Дмитрий Донской своими подвигами и благочестием заслужил память потомков и канонизирован в лике святых. Как Сам Бог помогал князю вершить богоугодные дела во имя Спасителя, так и ныне молитвы около святого образа Димитрия Донского помогают христианам.

Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»

На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм.

Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви.

При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.

По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.

Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов.

Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников».

Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Появление на свет в столице 1350 года предопределённо свыше. В девятилетнем возрасте, лишившись отца, обретает духовную поддержку митрополита Москвы Алексия.

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

Куликовская битва (1380)

Куликовская битва — сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая, состоялась года на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча (Тульская область), на площади около 10 км².

Московский князь Дмитрий, готовясь к решительной борьбе, известил всех русских князей о нависшей опасности и призвал их объединить усилия для отражения врага.

Кроме князя Тверского, непримиримого врага Москвы, а также князя Рязанского, который вступил в тайные отношения с Мамаем, все русские князья и все русские земли выразили готовность участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами.

Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Сбор всех военных сил был назначен в Коломне. Русские люди, конные и пешие, разными путями стекались к Москве.

Ополчение состояло из князей, бояр, духовенства, купцов, ремесленников и вооруженных холопов, то есть из всех слоев населения. Конница по численности не уступала пехоте.

В ее состав уже входили отдельные ударные соединения тяжелой кавалерии — «кованая рать».

Московское войско состояло из 20—25 тысяч человек. Из других княжеств пришло свыше 30 тысяч ратников. Позже к ним присоединились псковские и брянские дружины.

По разным причинам не было полков смоленских, нижегородских, новгородских и рязанских.

Мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность князю Дмитрию создать небывалую до того русскую рать (по некоторым оценкам, 60-90 тысяч человек).

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и проведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым, в котором было около 100-150 тыс.человек).

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Рыженков. Пересвет

Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…». 

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка.

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво.

В. Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем

Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского. 

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Куликовская битва

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны. 

Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Куликовская битва явилась первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.

И хотя Московская Русь вследствие битвы освободилась от ордынского ига лишь на 2 года, Куликовская битва привела к ментальному объединению Руси и положила начало формированию великорусской нации – если на Куликово поле шли, будучи москвитянами, владимирцами, можайцами, серпуховчанами и новгородцы, то возвращались оттуда русскими.

За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским.

В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов.

Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота).

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Кончина и почитание

Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать – великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья; † года; причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. 

Умирая, Дмитрий Донской передал великое княжение Василию I, своему старшему сыну, без согласования с ханом Золотой Орды

Святой Димитрий умер года, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь.

После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский.

По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покро­витель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован в 1988 году как святой благовер­ный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.

Иконы с изображением Димитрия Донского

Московская иконопись 15 столетия обновилась появлением нового образа, им стал князь Московский Донской. Первые изображения князя в лике святого относят к временам митрополита Московского Алексия, в клеймах с изображением которого можно найти и картины встречи Патриарха и князя Донского.

На иконах святителя Алексия Московский князь стоит в благочестивом поклоне, над его головой еще нет нимба, митрополит благословляет его крестом.

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Благословение князя Дмитрия Донского

На иконе с шестнадцатью клеммами начала 16 века мы видим встречу Дмитрия Иоанновича с преподобным Дмитрием Прилуцким.

В 1980 году при реставрации собора Благовещения в Московском Кремле было восстановлено изображение князя, стоящего в молитвенном поклоне, около него изображен сын Василий. По византийской традиции, на созданном в 1509 году образ Димитрия Донского имеет нимб.

Иконописные подлинники 18-20 веков представляют князя с седыми курчавыми волосами, с бородой, одетого в княжеские одежды, его изображения рассказывают историю жизни святого. Великий Димитрий изображается на святых образах Куликовской битвы, при битве с Мамаевским войском и других картинах.

На заметку! В 1988 году Православная Церковь канонизировала князя, и тогда же были созданы первые святые образа святого.

  • На иконах Димитрий одет в княжескую шубу, цвет которой варьирует от синего до красного, то представлен, как воин, сжимающий рукоятку меча.
  • Написанные святые образа великого защитника Отечества позволяют представить прижизненный облик воина, который вошел в мировую историю, как волевой правитель и благоверный князь, который всеми силами стремился объединить русские земли и защитить родной край.
  • На иконах великого князя Димитрия Донского мы видим меч, он имеет два смысла:
  • воинское предназначение — для поражения врагов Отечества;
  • духовный — в спасении христианской веры через силу псалмов и молитв у икон.

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Современные иконописцы расширили свое восприятие образа славного рыцаря, защитника земли русской, изображая святой лик на фоне соборов.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле.  Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

Икона Дмитрия Донского в чем помогает

Московский князь всегда мечтал избавить Русь от пут безбожия и зла. Поэтому на иконе святого часто представляют с храмом в одной руке и мечом в другой. Встать, не раздумывая, на защиту Родины и Господь поможет. Окружённый церквями православными помогает разрешить государственные, политические и военные конфликты.

Особо помолиться душеспасительно для политиков, дипломатов, людей занимающих высокие посты. Будучи человеком высоким во всех смыслах Дмитрий Донской относился великодушно и милосердно к подданным.

Акафист Дмитрию Донскому

В акафисте благоверному правителю вспоминаются все жизненные вехи. Родившись в тяжёлый для русского люда период, Дмитрий не только соединил православные земли, но и возродил духовное начало людей. Жертвовал собой ради спасительной жизни ближних.

Тропарь Дмитрию Донскому

  1. Тропарь святому написан по подобию тропаря Димитрия Солунского, небесного покровителя князя.
  2. Помолиться подвижнику стремятся не только воины, но и молодые супруги, которые желают создать набожную семью.

Храм Дмитрия Донского

  • В 2012 году в Москве возведена церковь во имя благоверного князя.
  • Его заложили на месте Ордынской дороги в Северном Бутово, где пролегал путь христианских воинов на Куликовскую битву.

День памяти Дмитрия Донского

Великий князь почил в 1389 году, исповедовавшись и причастившись святых Христовых Тайн у Сергия Радонежского. День памяти совершают 1 июня.

Где похоронен Дмитрий Донской

Захоронен в усыпальнице Романовых, Архангельском соборе Кремля, в числе 54 монарших могил, рядом с отцом, дедом и прадедом.

Мощи Дмитрия Донского где находятся

Святые мощи великого праведника хранятся там же. В Оружейной палате представлены его доспехи.

Благоверный князь вырвал победу не только для освобождения, но для благочестия своего народа.

Поделитесь в соц.сетях:

Прославление и иконография святого благоверного великого князя Дмитрия Иоанновича Донского

В «Описании о российских святых» (XVII в.) Дмитрий Иоаннович характеризуется как «святый благоверный великий князь и царь». В «Иконописном подлиннике» XVIII века именуется «Московским чудотворцем».

Читайте также:  Богородице дево радуйся: молитва и полный текст на русском языке, значение и как читать

Память Дмитрия Иоанновича не отмечена в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634 г.) и в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 50-х годов XVII века. В «Описании о российских святых», а также в агиографических справочниках Н. П. Барсукова, архимандрита Леонида (Кавелина), архиепископа Димитрия (Самбикина) память Дмитрия Иоанновича отмечена под 9 мая.

8 сентября 1980 года в Троице-Сергиевой лавре прошли торжества в честь 600-летия битвы на Куликовом поле.

В 1988 году Дмитрий Иоаннович был канонизирован Поместным Собором РПЦ как святой благоверный князь «на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже по крови ради блага спасения ближних».

Но для того чтобы проникнуться духом Троицы, надо побывать в ней. На площади перед лаврой был установлен бронзовый памятник Сергию Радонежскому. Мемориальная доска на Успенских воротах повествует о том, что из стен Троицкого монастыря в 1380 году ушли на Куликово поле на свой ратный подвиг монахи-воители Пересвет и Ослябя.

Православная Москва чтит память святых Дмитрия Донского и его супруги Евдокии (Евфросинии). На юге Москвы, в Бутове, появился бульвар Дмитрия Донского и открыта одноименная станция метрополитена.

У стен древнего Спасо-Андроникова монастыря, там, где по преданию возвращавшийся с Куликова поля Дмитрий Донской хоронил скончавшихся от ран воинов, возводится небольшой храм святого Дмитрия Донского.

В среду 28 мая 2008 года после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля, которую совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении викариев Московской епархии, состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара.

Моши святой были заблаговременно перенесены из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора, и во время Божественной литургии пребывали с левой стороны иконостаса.

После молебна в Архангельском соборе священнослужители взяли на руки раку с мощами святой и крестным ходом перенесли ее к приделу мученика Уара, где была прочитана молитва преподобной, а затем святые мощи были внесены в придел и положены в ковчег, в котором они будут почивать.

Придел мученика Уара, по словам директора музеев Московского Кремля Елены Гагариной, долгое время находился в запущенном состоянии, а на протяжении последних лет в нем проводились восстановительные работы.

Сейчас центральное место в приделе занимает рака с мощами преподобной Евфросинии Московской. Также в приделе находятся древняя икона мученика Уара и другие иконы из коллекции кремлевских музеев. Кроме того, в приделе можно увидеть и гробницу преподобной.

Доступ в придел будет открыт как для верующих в дни богослужений в Кремле, так и для экскурсионных групп.

По просьбе Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в конце 2004 года правительство Москвы выделило общине преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, участок земли под строительство храма и колокольни на Нахимовском проспекте. В июле 2005 года на месте будущего храма состоялось торжество освящения закладного камня.

Верующие надеются, что построенный храм будет в скором времени освящен. Слава Дмитрия Донского на родной земле затмила славу первых собирателей Руси — Иоанна Калиты и Симеона Гордого, при которых страна наслаждалась некоторым покоем и относительным благоденствием.

Почему русский народ Божий увидел князя-освободителя в святом Димитрии Донском, а не в Иоанне III, при котором страна действительно стала независимой от Орды?

Ордынским гнетом Правосудный Господь врачевал застарелый смертный грех Древней Руси: братоубийственное разделение, позор нескончаемых междоусобиц, в которых лилась кровь православных людей.

Ни у народа, ни у его правителей не хватило духовных сил, не хватило стойкости в вере Христовой, чтобы самим покончить с междуусобными войнами удельных князей и прийти к благому единению о Господе. Тогда попущенным от Бога жестким учителем пришла и воцарилась Орда.

Далеко не сразу и не всеми был понят этот урок Промысла Божия, и только великие князья Московские начали останавливать безумие княжеских междоусобиц и смут, длившееся в порабощенной чужеземцами Руси.

Иоанн I Калита был гениальным политиком, он обладал государственной мудростью и сумел объединить страну. Симеон Гордый мог править Русской землей властно и самодержавно, потому что ему покровительствовал властитель могучей Орды хан Джанибек.

Но ни государственный разум, ни подкрепленная силой власть не могли явиться прочной основой для объединения Руси, поэтому-то вновь начались раздоры и шатания при Иоанне II Добром.

Только благоверному Дмитрию Донскому удалось сплотить Родину на истинно крепком, духовном основании.

Свет души, чистота сердца, глубокое благочестие святого князя Дмитрия озаряли его личность, и народ увидел и понял: этот правитель не ищет своего, но жертвует собою в тяжких государственных и воинских трудах ради блага Отчизны.

Доверие к благоверному великому князю порождало веру в совершаемое им общерусские дело.

Мать-Церковь благословляла его на подвиги, он звал людей за собой во имя Христово — и те, кто становился под великокняжескую хоругвь, чувствовали себя уже не суздальцами или ярославцами, а православным русским народом.

Мамаево побоище показало, что Русская земля способна противостоять всей собранной воедино мощи Орды. Но не в этом высший смысл Куликовской победы. То было величайшее свершение, общая победа Святой Руси, перед величием которой осознавались ничтожество и мерзостность удельных амбиций.

После Куликовского подвига Русь научилась видеть в разрушителях елый единства предателей.

Вот почему так быстро изживались косные удельно-местнические пристрастия и как бы сами собой потухли упрямые «патриотизмы» рязанский и тверской, уступая место священной любви к православной Святой Руси.

Единый Господь вершит судьбы людей, народов, государств. Но каждое благое деяние, великое или малое, творится при встрече всесильной благодати Божией с доброй человеческой волей. Трудами святого Дмитрия Донского созидался единый порыв русского народа к небесной помощи. В этом — смысл жития великого князя и его величайшая заслуга.

Иконография. Изображения Дмитрия Иоанновича известны с XV века в основном в памятниках московской иконописи.

Наиболее ранний образец — в житийном цикле святого Алексия, митрополита Московского, на иконе 80-х годов XV века письма иконописца Дионисия из Успенского собора Московского Кремля, в 12-м клейме изображена встреча вернувшегося из Орды святителя с «князем всея Руси», т. е.

с Дмитрием Иоанновичем, если мастер опирался на редакцию Жития святого Алексия, составленную Пахомием Логофетом. Великий князь представлен в княжеских одеждах, с непокрытой головой, без нимба, в поясном поклоне перед святителем, благословляющим его крестом.

Сюжет сохраняется и в более поздних житийных иконах святого Алексия, например, конца XVI века Благовещенского собора в Сольвычегодске. На иконе святителя с 12 клеймами жития второй половины XVII века композиция с участием Дмитрия Иоанновича перемещается в конец житийного ряда — святитель перед смертью благословляет благоверного великого князя и дает «последнее целование бывшим у него».

Другой пример разработанной в мастерской иконографии: Дмитрий Иоаннович встречается на иконе «Преподобный Дмитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития» (1503 г.

) работы Дионисия — в пятом клейме запечатлена встреча Дмитрия Иоанновича (с посохом в руке) и преподобного Дмитрия Прилуцкого, приглашенного в Москву стать крестным отцом одного из сыновей великого князя.

Высказано предположение об изображении Дмитрия Иоанновича (в красном корзне) на иконе «Благословенно воинство Небесного царя» 50-х годов XVI века из Успенского собора Московского Кремля в числе других русских князей-всадников, во главе переднего отряда верхнего ряда, с нимбом.

Раннее изображение Дмитрия Иоанновича в монументальной живописи сохранилось в росписи Благовещенского собора Московского кремля, которая, согласно летописной записи, была исполнена в 1508 году мастером Феодосием, сыном Дионисия; после реставрации 1980-х годов время создания живописного ансамбля отнесено к 1547—1551 годам (использована первоначальная система росписи), когда в кремле выполнялись восстановительные работы после большого московского пожара. Дмитрий Иоаннович представлен в молении, как и на иконах, — в синем кафтане и в красном охабне с длинными рукавами, с непокрытой головой, в нижнем ярусе на северной грани северо-западного столпа вместе с сыном князем Василием I. В этом ярусе росписи также изображены русские князья Владимир Всеволодович Мономах, Ярослав Всеволодович, благоверный князь Александр Ярославич Невский и Иоанн I Даниилович Калита; на западных столпах собора — византийские государи: равноапостольные Константин и Елена, восстановители иконопочитания — император Михаил III и императрица святая Феодора, а также равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Изображение византийских императоров и праведных правителей Руси в домовой церкви московских государей связывают с идеей обоснования законности царской власти Московского царствующего дома. В соответствии с византийской традицией Дмитрий Иоаннович, как и все цари, изображен с нимбом.

Наиболее полно эта идея была воплощена в росписи 1561 года средней Золотой палаты царского дворца в Московском кремле (не сохранилась), известной благодаря подробному описанию царского иконописца Симона Ушакова 1672 года.

В основу сложной символической программы росписи, включавшей фигуры русских князей от равноапостольного Владимира до Василия III Иоанновича, в том числе всех князей Московского дома, было положено «Сказание о князьях Владимирских», созданное в 10-х годах XVI века. Образ Дмитрия Иоанновича в откосе окна, слева от царского места.

Большая галерея изображений русских князей, в том числе Дмитрия Иоанновича, имеется в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652—1666 годах по первоначальной иконографической программе 1564—1565 годов. В основе росписи — «Книга Степенная царского родословия», созданная в 60-х годах XVI века митрополитом Афанасием.

Собор русских князей — «Богоутвержденных скипетродержателей» русской земли — показан как Небесная церковь. В молитвенном предстоянии Дмитрий Иоаннович написан вполоборота вправо с поднятыми в молении руками, находится на южной стене рядом с его погребением, где написано: «Великий князьДмитрий Иоаннович».

Благоверный великий князь представлен в украшенной орнаментом красной шубе без шапки, с русыми волнистыми волосами и небольшой округлой бородой, с нимбом.

В составе композиций, посвященных княжеской генеалогии, образ Дмитрия Иоанновича встречается в росписи 1689 года в галерее Преображенского Новоспасского монастыря в Москве, в родословном древе государей российских на своде паперти соборной церкви Новоспасского Ставропигиального монастыря.

На миниатюре синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением древа русских князей и царей, выполненным царевной Татьяной Михайловной в 1676—1682 годах, и на поздних повторениях этого рисунка.

В XVIII—XX веках подобная иконографическая традиция сохранялась на живописных полотнах портретного характера, на гравюрах и литографиях, в том числе с изображениями родословного древа русских государей.

О почитании Дмитрия Иоанновича свидетельствует включение описания его внешнего облика в иконописные подлинники последней трети XVII века, 30-х годов XIX века под 9 мая «Аки Борис подобием», «седые власы кудреваты, брада с Николину проста, а ризы княжеские».

В Лицевом летописном своде представлены все основные события жизни великого князя от сообщения о рождении у великого князя Иоанна II Иоанновича сына Дмитрия до повести «О житии и преставлении великого князя Дмитрия Иоанновича царя русского». При изображении событий до 1378 года Дмитрий Иоаннович — безбородый юноша с короткой бородой.

В рассказе о его завещании детям, смерти и погребении великий князь изображен лежащим на одре, в княжеских одеждах с непокрытой головой, с нимбом, в правом верхнем углу — летящий к небесам ангел с душой усопшего в виде фигурки младенца с нимбом. В следующей композиции — плач великой княгини Евдокии, лежащий на одре князь облачен в схиму.

Читайте также:  Молитва символ веры: полный текст с ударениями на русском языке, когда читается

На последних миниатюрах почивший князь изображен с нимбом.

События Куликовской битвы встречаются в иконописи XVII — начала XX века, в частности, на иконе «Преподобный Сергий Радонежский», с клеймами «жития» середины XVII века, которая в конце столетия была дополнена внизу многофигурной композицией с большим числом эпизодов на сюжет «Сказания о Мамаевом побоище». Образ великого князя есть в клеймах с изображением чудесного заступничества Донской иконы Божией Матери, на иконе — мученик Андрей Стратилат с деяниями. История Донской иконы Божией Матери, созданной к 500-летию Куликовской битвы.

Несколько литографий с сюжетами из жития Дмитрия Иоанновича было воспроизведено в литографиях П. Иванова и других, отпечатанных по рисункам Б. А.

Чорикова в 1838 году: «Сын великого князя Иоанна II Дмитрий приветствует святителя Алексия, возвратившегося из Орды», «Великий князь Дмитрий Иоаннович под благословением Преподобного Сергия принимает иноков Пересвета и Ослябю в подвижники», «Великий князь Дмитрий Донской ранен в битве с Мамаем», «Великий князь Дмитрий Донской утверждает новый порядок престолонаследия».

После канонизации великого князя в 1988 году были созданы иконы святого. Его образ введен в программы храмовых росписей. Он изображается в традиционном иконографическом типе — в княжеской шубе и шапке, иногда как воин — в доспехах, как правило, сжимает рукоять меча. К единоличным относятся, в частности, икона письма монахини Митрофании, икона 1995 года (Чашкина А.

И., церковь великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве и других). В композиции «Собор русских святых» святой князь Дмитрий представлен в группе московских чудотворцев (икона 1997 года письма Н. Е. Алдошиной в церкви святителя Николая Чудотворца в Кленниках, икона письма М. В. Пыжова 2002 года в церкви Воскресения Христова в Сокольниках в Москве).

Все написанное дает нам возможность увидеть не только внешний, но и внутренний облик святого великого благоверного князя Дмитрия, человека, вошедшего в русскую и мировую историю, — крепкого воина, отдавшего «свою жизнь за други своя», и волевого правителя, сила которого была направлена на защиту любимого Отечества и объединение русского народа. Великий князь Дмитрий явился истинным воином Христовым, ограждавшим себя и Русь щитом веры в Христа-Спасителя, храня чистоту телесную и чистоту сердечную. «Отрок еще сый возрастом, — поется в церковных стихах в день его праздника, — святе Дмитрие, житию благонравному ревновав и в подвизах веры православныя укрепляяся, в мужа совершенна». Он поражал врагов не только воинским мечом, но и мечом духовным — силой слова Божия. Шел на врагов с иконами, читая псалмы, призывая на помощь имя Божие.

Иконописцы разных времен оставили нам свое восприятие образа великого князя. Они писали его образ как могли, каждый в меру своей духовности и веры.

С XIV века великий князь Дмитрий в своих молитвах просит великого Бога о сохранении России, сияя на небесах среди святых земли Русской.

Он незримо присутствует на полях сражений и через столетия после своей кончины помогает всему российскому воинству.

Святой Дмитрий Донской: житие князя и в чем помогает икона, тексты молитв

3 сильных молитвы Димитрию Донскому

Земной и духовный путь святого князя пролегал в истинной любви к Богу. Беспрекословная готовность сразиться за веру, Отечество и пострадать за Христа определила житие Дмитрия Донского.

На протяжении многих веков слывёт покровителем православной семьи, своим личным примером показав идеал христианского супружества.

Необыкновенное благочестие, по воле Господа, соединилось с даром правителя, который всю свою короткую жизнь посвятил объединению православной Родины и избавлению от нечестивых татар.

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Появление на свет в столице 1350 года предопределённо свыше. В девятилетнем возрасте, лишившись отца, обретает духовную поддержку митрополита Москвы Алексия.

  Сергий Радонежский – загадочный христианский святой

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

Благоверный великий князь ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ (†1389)

Благоверный Великий князь Димитрий Донской , сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты , родился 25 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством святителя Московского Але́ксия. В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Се́ргий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках – Александре Невском, Данииле Московском и других благоверных князьях, укрепился в ответственности за свое происхождение.

В 1359 году умер его отец, когда Дмитрию было 8 лет, и он стал Великим князем владимирским и московским. Святитель Але́ксий на долгое время фактически заменяет ему отца, до самой смерти в 1378 году. 9-летним мальчиком Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение.

Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современни­ки связывали с его личностью.

Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием.

Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля.

В 1365 году в Москве случился великий Всесвятский пожар , названный так, потому что начался в церкви Всех Святых. За 2 часа огонь уничтожил Кремль, Посад, Загородье и Заречье. Кремль тогда был деревянный. Это привело к тому, что князь Дмитрий начал белокаменное строительство.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов

При нём в 1367 году был построен первый каменный Кремль в Москве и поставлены на стены пушки – новейшее оружие того времени.

Уже на заре своего правления князь Дмитрий начинает работу по объединению русских земель под главенством Москвы. В 1366 году он укрепил союз с Суздалем, завершивший­ся браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны. У Дмитрия и Евдокии было 12 детей:

  • Даниил (1370- 15 сентября 1379)
  • Василий I (30 сентября 1371 – 27 февраля 1425)
  • Софья (†1427 г.) – в 1402 году вышла замуж за Федора, сына Олега Рязанского
  • Юрий Звенигородский (26 ноября 1374 – 5 июня 1434)
  • Мария (†15 мая 1399) – вышла замуж за великого князя Литовского, Лугвения, сына Ольгерда
  • Анастасия – вышла за Ивана Всеволодовича, князя Холмского
  • Симеон (†11 сентября 1379)
  • Иван (†1393)
  • Андрей Можайский (14 августа 1382 г. – 9 июля 1432)
  • Пётр Дмитровский (29 июля 1385 – 10 августа 1428)
  • Анна (род. 8 января 1387) – вышла замуж за Юрия Патрикеевича, стародубского боярина
  • Константин (14 мая 1389 г. – 1433)

Кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Современники чествовали благоверного князя как бесстрашного и мудрого полководца. Сокрушительные победы над Ордой подарили надежду на избавление от многолетнего ига.

Но святой Дмитрий Донской ни одно дело не начинал без напутствия Божия. И потому, отправляясь на решительный бой Куликовский, он берёт благословение у преподобного Сергия Радонежского. Старец увещевал сохранять мужество, уповать на Бога и тогда Господь дарует успех.

Подкреплённый поддержкой святого и его иноков воинов, князь обещает в честь победы над монголами выстроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В это же время происходит чудо. Обретение нетленных мощей Александра Невского, прадеда святого князя, явилось достоверным свидетельством помощи Божией.

В честь сокрушительного разгрома монголов истинного сына церкви нарекли Донским.

Дмитрий: именины (день ангела). История праздника

С того самого времени народ понял, что у него появился заступник, который может противостоять Орде. Куликовская битва стала переломной, ведь если бы тогда князь Донской не победил, то Русь могла вообще исчезнуть с карты мира. Об этом говорят слова Мамая, которые и раскрыли его цели на счет Руси.

Он хотел сотворить с Русью то же, что сделал Батый, только еще хуже — извести русских князей, народ поработить, построить мечети и заставить поклоняться Аллаху. Второго такого тирана Святая Русь не смогла бы выдержать.

Но господство Золотой Орды пошатнулось и ускорило ее распад, а за этим последовало освобождение Руси.

  Свято-Казанскому Чимеевскому мужскому монастырю — 10 лет

Теперь у православных есть день ангела Дмитрия, отмечается он 1 июня. В этот день читаются хвалебные молитвы в честь святого князя Дмитрия Донского, чтобы он защитил от невзгод и помог в добрых делах.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

День ангела Дмитрия: дата

Перед канонизацией на заседании общественного совета, посвященного открытию памятника князю в Коломне далекие от православия люди стали спорить о том, что изваяние должно указывать не на святость, а только на то, что он был прекрасным полководцем, а остальное — частное дело Церкви. Однако православные участники с этим никак не соглашались.

Рассуждая на тему «день ангела Дмитрия», необходимо отметить тот факт, что князь Димитрий Донской, как великий стратег и настоящий герой, возглавивший русскую рать, был глубоко религиозным человеком. Прежде чем вступить в бой, он неистово молился. И руководила им вера, которая привела к готовности сразиться и, если надо, пострадать за веру Христа.

Выступая перед свои войском, он призвал воинов биться за свою веру, за Божии церкви, за детей, стариков и жен. Славные воины отвечали, что готовы «живот свой положити» за Христа и кровью своею пролитою второе крещение принять.

Это далеко не единственная причина канонизации святого. Еще одной заслугой стало то, что он стал «собирателем» или, как в летописи указано, «держателем» русских земель. Не объединив раздробленные княжества, он не собрал бы огромное войско, которому было бы под силу сразиться с многочисленной ордой Мамая.

Икона Дмитрия Донского в чем помогает

Московский князь всегда мечтал избавить Русь от пут безбожия и зла. Поэтому на иконе святого часто представляют с храмом в одной руке и мечом в другой. Встать, не раздумывая, на защиту Родины и Господь поможет. Окружённый церквями православными помогает разрешить государственные, политические и военные конфликты.

Особо помолиться душеспасительно для политиков, дипломатов, людей занимающих высокие посты. Будучи человеком высоким во всех смыслах Дмитрий Донской относился великодушно и милосердно к подданным.

Куликовская битва (1380)

Московский князь Дмитрий, готовясь к решительной борьбе, известил всех русских князей о нависшей опасности и призвал их объединить усилия для отражения врага.

Кроме князя Тверского, непримиримого врага Москвы, а также князя Рязанского, который вступил в тайные отношения с Мамаем, все русские князья и все русские земли выразили готовность участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами.

Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Сбор всех военных сил был назначен в Коломне. Русские люди, конные и пешие, разными путями стекались к Москве.

Ополчение состояло из князей, бояр, духовенства, купцов, ремесленников и вооруженных холопов, то есть из всех слоев населения. Конница по численности не уступала пехоте.

В ее состав уже входили отдельные ударные соединения тяжелой кавалерии — “кованая рать”.

Московское войско состояло из 20—25 тысяч человек. Из других княжеств пришло свыше 30 тысяч ратников. Позже к ним присоединились псковские и брянские дружины.

По разным причинам не было полков смоленских, нижегородских, новгородских и рязанских.

Мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность князю Дмитрию создать небывалую до того русскую рать (по некоторым оценкам, 60-90 тысяч человек).

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и проведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым, в котором было около 100-150 тыс.человек).

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю) .

Рыженков. Пересвет

Читайте также:  Почему в церкви женщины покрывают голову платком: история обычая, мнение церкви

Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1380 года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка.

Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво.

В. Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем

Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Куликовская битва

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны.

Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Куликовская битва явилась первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.

И хотя Московская Русь вследствие битвы освободилась от ордынского ига лишь на 2 года, Куликовская битва привела к ментальному объединению Руси и положила начало формированию великорусской нации – если на Куликово поле шли, будучи москвитянами, владимирцами, можайцами, серпуховчанами и новгородцы, то возвращались оттуда русскими.

За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским .

В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов.

Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота ).

3 сильных молитвы Димитрию Донскому

Оглавление:

  • молитва от болезней
  • молитва от врагов
  • молитва о помощи

Молитва благоверному князю Димитрию Донскому от болезней

«О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»

Молитва благоверному князю Димитрию Донскому от врагов

«Войска русскаго Христова собирателю, славне княже и воеводо Донской Димитрие, мудрый военноначальниче, мученическаго сонма святых Христовых воинов предводителю, со многими князи, подручными слугами и верными другами душу свою за веру Святую и Православное Отечество положивый, от преподобнаго Сергия Радонежскаго благословенный, Богородицею возлюбленный, молися ко Пресвятей Троице, да вси Божии воины в земле российстей меж собою разобщенныя и духом злобы сатанинской разделенныя во едино стадо Христовов собраны будут, верой православною и любовию Божией друг со другом сплоченные и тобою водительствуемые, на полях духовной брани и в битвах земных всех врагов ненавидящих Бога победить скоро имут, и славу Святой Руси умножат, благодать на землю Русскую привлекут, и православное Царство Божие на своей российской земле узрят; достойный плод покаяния о грехах своих принесут; и яко велий дар Божий, богопомазанным царем в земле славянской увенчаны будут; и от сего Богоизбраннаго Православнаго самодержавнаго русскаго царя благослоевние приимут; и под святительскою его власти благочестию православных верноподданных навыкнут; иго сатанинское сокрушат и чистоту евангельскаго света всему миру явят, якоже и ты, всечестный княже Димитрие, зриши ныне Царство Небесное, и стоиши пред Великим Архиереем, Господом и Спасом Иисусом Христом, и от всевышней Его Божией Благости, веруем, яко испросить нам великие милости можеши, да и мы присно Славу Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа всегда величающии, наипаче же твое святое великое княжеское предстояние за Русь Святую, яко великаго воеводу в великой битве поминаем и почитаем, идеже слава праведной жизни твоей, княже Димитрие, сияет пред всеми небесными Ангелами и Архангелами, святыми человеками и грешными людьми, и нам на земле присно являемая, всех нас за веру Христову, Отечество и Царя до смерти стоять вдохновляемая, всегда, ныне, присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва ко святому благоверному князю Димитрию Донскому о помощи

«Восхваляя, величаем тя, святе благоверне великий княже Димитрие! Благодарение приносим триединому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, в Троице единосущней славимому и исповедуемому, яко на небеси и на земли.

Восхваляя, ублажаем Пресвятую Богородицу, и паче всего Сына Ея, Господа нашего Иисуса Христа, Подвигоположника и вечно царствующего военноначальника и Победоносца над всеми врагами видимыми и невидимыми, яко издревле изволившему воздвигнути нам от народа русскаго дивно просвященнаго верой Христовою великаго угодника Божиего, славнаго князя Донского Димитрия, зело великаго защитника веры православной и все Святой Руси. Иже велий оный князь Димитрий, бысть нам совершенный образ, како подобает всем сердцем любити Отечество Российское и охраняти Царство Божие на земле, хранить веру Православную и заветы великих святых своих предков. Но паче всего показа нам Господь самоотверженную любовь твою, яже к Богу Спасу Христу и ближним, какая явлена тобою, святый княже Димитрие, на поле брани Куликова побоища, слава коей битвы возсияла в земле Русской, юже славне просвятил державный сродник твой святый великий равноапостольный князь Владимир, ибо оный державный просветитель благовременно, промыслительно и богомудренно изволил крестити славянский народ в веру Божию православную.

Не остави нас и ныне, великий и славный княже Донской Димитрие, услыши нас вскоре и помоги сохранити в благочестивой вере Христовой Землю Русскую, научи нас в заповедях Господних ходити и самоотверженною Божиею любовию ближних своих любити. Огради нас мощными молитвами своими от нашествия иноплеменников и пленения иноземных супостат, от их гибельных ересей и расколов, от разорения земли Русской, от глада и греховной нечистоты.

Молим тя, избранниче Божий, благоверный княже Димитрие, ибо ты в животе земнаго бытия явился еси миротворцем мудрейшим и собирателем разрозненных и враждующих князей Отечества земли Славянской.

На всякое время и час являл свое попечительство и ревность о Божией доброй славе единодержавия Святой Руси.

Попекися и ныне о людях Божиих, живущих в землях славянских и пошли им свою небесную помощь и разум Божий созидающий, сплочающий и умножающий Царство Божие в православной стране российской.

Всех же разрушителей Отечества Православнаго и всех губителей и растлителей народа русскаго христианскаго низложи, да твоим праведным ратоборством враги Христовые скоротечно приимут позор и погибель на славянской земле. И аще Богу вся невозможная возможно, силою Креста Господня и помощию Богородицы, изгони из Отечества нашего поганых и коварных врагов.

Молим тя, святый богоносный княже Димитрие, испроси у Господа Отца Светов и Бога Сына Иисуса Христа, просвещающего весь мир Духом Святым, да снидет на нас свыше Дух Истины, дарующий прозрение российскому народу во тьме и сени смертней лежащему, да возсияет Слава Божия в сынах российских, да приидет полнота познания православной веры и любовь Божия, да совершит нас Христовым совершенством: благочестию навыкнути, страх Божий внутрь сердца стяжати, веру святую и благородство имети, почтения к родителям не оставляти, родителям Божией мудростию обладати, в страхе Божием своих чад сохраняти, воином же в вере православной стояти и Отечество свое охраняти.

Подвизающимся на пути Христовом испроси дух ревности богомудренной, не токмо об Отечестве земном, но и о небесном Отечестве ревновати.

Молитвами своими, княже Димитрие, наполни сердца малодушных храбростию в ратоборствах с врагами видимыми и невидимыми.

Укрепи блюстителей благочестивых и стражей земли Русской, испроси им от Бога имети орлиную зоркость на все козни вражии, всегда хранити верность друг ко другу и нелицеприятие.

Православных пастырей подвигни имети попечение и любовь к чадам Христовой Церкви, мирским людям испроси разум Божий и дух смирения быти послушными к учению Евангельскаго душеспасительнаго слова, к учениям Святых Апостолов и поучениям святых отцев Церкви.

Святителям боголюбивым пособствуй ограждати им вверенное стадо Христово от различных волков льстивых, приходящих вкрадчиво разделяти, расхищати и соблазняти христианския души, богатых вразуми быти милосердными и милостивыми к бедным и обездоленным, и всем вся нужная даруй молитвами своими, да не погибнут от уныния и отчаяния, старых поддержи, немощных укрепи, болящих исцели, да всяким благополезным твоим ходатайством приобщимся и мы, грешные рабы Божии (имена) к делам веры Христовой и сподобимся стяжати в себе полноту любви Божией, еяже плодами питаемые, последуем за тобою в небесных обителях, светлый княже Димитрие, идеже ты ныне следуеши путями Господа нашего Иисуса Христа, да и мы сподобимся оной райской сладости в царстве Бога Христа, и ныне получим утешительный небесный покров Преблагословенной Богородицы, скорой Заступницы всего рода христианскаго, Ея же мольбами и Материнскою любовию чаем улучити и достигнути богоугодно земнаго благоденствия и вечнаго наследия Небеснаго Царствия, идеже ты, святый княже Димитрие, в сонме святых праведников солнцевидно сияеши и в безконечные веки веселишися и огнезрачным ликом Бога Христа Святейшим Светом Его наслаждаешися и насыщаешися, вкупе со всеми угодниками Божиими, воспевая трисвятую песнь Троице Животворящей и Нераздельней, Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector