Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Священномученик Дионисий Ареопагит [1] происходил от благородных родителей – язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах [2]. В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости [3], в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников.

Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь [4], где издавна проживали знаменитые учители.

У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии [5].

В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Он сказал сие о Христовом страдании по наитию Духа Божия, а не по учению премудрости века сего. Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделали членом Ареопага..

Когда святой Апостол Павел, придя в Афины, проповедовал там в Ареопаге пред старейшинами Распятого и Воскресшего Христа [6], тогда Дионисий, внимательно выслушивая слова святого Апостола, запечатлевал их в своем сердце.

Другие старейшины города недоверчиво отнеслись к проповеди Апостола и сказали ему, что они в другое время выслушают от него проповедь о Христе. Но Дионисий, будучи разумнее других, стал наедине рассуждать с Павлом [7]. – Апостол Павел спросил его:

– Кого вы почитаете за Бога?

Дионисий показал ему в городе Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Диониса, Артемиду и многих других [8]. Рассматривая вместе с Дионисием этих богов, Апостол Павел увидел одно капище, на котором была надпись: «Неведомому Богу». – Он спросил Дионисия:

– Кто сей «Неведомый Бог»?

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

– Тот, – отвечал Дионисий, – Который еще не явился среди богов, но Который придет в свое время. Это Тот Бог, Который будет царствовать над небом и землею, и царству Его не будет конца.

Услышав сие, Апостол начал плодотворно сеять на благую почву семя слова Божия; на основании тех же самых слов Дионисия Апостол сообщил ему, что Сей Бог уже пришел, что Он родился от Пресвятой Приснодевы Марии и, пригвожденный ко Кресту, пострадал для спасения людей.

Будучи не в силах видеть Его страдание, , солнце изменилось в мрак, и в течение трех часов не испускало света своего для вселенной. Сей-то Бог воскрес из мертвых и вознесся на небо.

– «Итак, Дионисий, – заключил свои слова святой Апостол Павел, – веруй в Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Иисусу Христу».

Дионисий вспомнил о бывшей по всей земле темноте, о которой упомянул и святой Павел, и тотчас уверовал, что в то время в человеческом теле страдал Бог.

После сего он открыл сердце свое к познанию Неведомого дотоле Бога, Господа Иисуса Христа.

Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий начал упрашивать Апостола помолиться о нем Богу, дабы Он был к нему милосерд и сопричислил бы его к рабам Своим.

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Когда Апостол Павел уходил из города Афин, один слепец, о котором все знали, что он не видит с самого своего рождения, умолял Апостола даровать ему прозрение. Святой Апостол, осенив крестным знамением глаза слепого, сказал:

– Господь мой Иисус Христос, Который «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан.9:6), и даровал ему зрение, Тот да просветит и тебя Своею славою!

И тотчас после сего слепой прозрел. Апостол Павел повелел ему идти к Дионисию и сказать:

– Меня послал к тебе Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов.

Слепец отправился и сказал то, что повелел Апостол Павел; вместе с тем, он проповедовал о Божием благодеянии, оказанном ему чрез Апостола. Увидав известного ему слепца прозревшим, Дионисий еще более утвердился в своей вере во Христа. Вместе с своею женою Дамарою [9], с сыновьями и со всем своим домом, он немедленно пришел к Апостолу Павлу и крестился от него.

После сего Дионисий оставил дом, жену и детей, присоединился к Апостолу Павлу и в течение трех лет следовал за ним по тем местам, где пребывал Апостол. Чему Дионисий научился от Апостола Павла, о тем свидетельствуют его сочинения: «О Божественных Таинствах» [10].

Впоследствии Дионисий был поставлен Апостолом Павлом во епископа, и из Солуни отправлен был в Афины, дабы там послужить спасению людей.

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Сей Дионисий слышал проповедь не одного только Апостола Павла, но и всех Апостолов. Он находился в их сонме в то время, когда они все были собраны к погребению Пречистой Владычицы Богородицы.

Он сам о себе пишет в своих книгах, что он был в Иерусалиме у Гроба Господня, где видел и слышал Иакова брата Божия [11] и первоверховного Петра.

Там же Дионисий видел И Иоанна Богослова с учениками Апостола Павла святыми Тимофеем и Иерофеем [12] и с иными многочисленными братьями, когда он проповедовал там о Таинствах веры.

После своего обращения ко Христу святой Дионисий прожил в Афинах довольно продолжительное время и значительно распространил основанную там святым Апостолом Павлом церковь Божию.

Затем Дионисий, подобно святым Апостолам, пожелал и в других странах проповедовать Евангелие и пострадать за имя Христово, как и учитель его – блаженный Павел, пострадавший за Христа от Нерона [13] в Риме. Поставив афинянам вместо себя епископа, Дионисий удалился в Рим, где его с радостью принял святой Климент, епископ римский [14].

Прожив с ним недолгое время, святой Дионисий был послан Климентом – вместе с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и прочей братией – в Галлию [15] для проповеди здесь слова Божия язычникам.

Придя с ними в Галлию, святой Дионисий стал проповедовать слово Божие обитателям той страны, и в городе Париже [16] многих обратил от идолослужения к вере в Господа. Там он построил церковь [17] на собранные новообращенными христианами средства.

В сей церкви Дионисий совершал бескровные жертвы, моля Бога, чтобы Он даровал ему силу привлечь к Церкви многих словесных овец.

Когда таким образом распространялось здесь слово Божие, началось вторичное после Нерона гонение, воздвигнутое Домицианом [18].

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Сей император послал в Галлию военачальника Сисиния, дабы предать мучениям тамошних христиан.

Придя в город Парих, Сисиний приказал прежде всего схватить для мучения Дионисия, прославившегося чудесами и мудростью Божией; вместе с ним были взяты Рустик и Елевферий, прочие же из братии удалились на проповедь в другие страны.

Святой Дионисий в сие время был уже очень стар и утомлен трудами Евангельской проповеди. Когда он, крепко связанный, вместе с Рустиком и Елевферием, приведен был к полководцу Сисинию, последний, взглянув на него, с гневом произнес:

  • – Ты ли тот злочестивый старец Дионисий, который, хуля наших [19] богов, ниспровергает всё служение им и противится царским повелениям?
  • Святой отвечал:
  • – Хотя я, как ты и сам видишь, уже состарился телом, но вера моя цветет юностью и исповедание мое всегда рождает новых чад для Христа.
  • На вопрос Сисиния: «Кого он почитает за Бога», – святой Дионисий возвестил ему слово истины и исповедал великое имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Но воевода, уподобившись глухому аспиду [20] и не желая слушать спасительной проповеди, спрашивал всех троих, – Дионисия, Рустика и Елевферия, желают ли они повиноваться царю и принести языческим богам жертвы. Они же, как бы едиными устами, отвечали:

– Мы – христиане, почитаем Единого Бога, Который на небе, и Ему мы покланяемся; приказанию же царскому повиноваться не будем.

Тогда Сисиний приказал обнажить Дионисия и без милосердия бить веревками. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем.

Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа. Сисиний, сознавая, что скорее ослабнут руки палачей, чем изнеможет терпение святых, в тот же день велел бросить мучеников в темницу.

На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе.

Между тем святой воспевал псалом: «Слово Твое весьма чисто [разжжено], и раб Твой возлюбил его» [21] (Пс.118:140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их.

Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и святой совершал там для них Божественную литургию и причащал их св.

Таин Тела и Крови Христовых.

Когда он совершал Божественную литургию, верующие видели над блаженным Дионисием несказанный свет: с воинством ангелов являлся Царь Славы и, поскольку возможно было сие для телесных очей верующих, они взирали на Него.

По прошествии некоторого времени, Дионисий, Рустик и Елевферий были выведены из темницы и представлены к военачальнику, который снова увещевал их принести жертвы идолам. Святые не повиновались, но исповедали Христа Бога Истинного.

Читайте также:  Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Тогда мучитель в гневе приказал беспощадно бить святых, а потом осудил их на усечение мечом.

Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой [22], то Дионисий молился, взывая:

– Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною.

Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими.

Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив для тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик.

По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща [23] до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю.

Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия.

Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова.

Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь [24].

  1. Тропарь, глас 4:
  2. Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпал еси от сосуда избранного [25] неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси: священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
  3. Кондак, глас 8:

Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшаго Апостола [26], Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя. Темже зовем: радуйся отче всемирный.

Примечания:

[1] Ареопагит – член верховного Афинского государственного совета и судилища – Ареопага.

[2] Афины – столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р.Х.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран.

[3] Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.

[4] Илиополь – город в Африке; находится на правом берегу реки Нила, на одном из его восточных рукавов, – на юге нижнего Египта.

[5] Астрономия – наука, изучающая законы движения светил небесных. Египетские ученые, именно жрецы, в особенности славились изучением этой науки.

[6] Во время второго великого путешествия Апостола Павла с проповедью Евангелия, – около 54 г. по Р.Х.

[7] Подробно о сем повествуется в книге Деяний Апостольских: 17:15-34.

[8] Кронос или Хронос – бог времени, сын Урана (Небо). Греки думали, что он произвел на земле золотой век, существовавший в первый период жизни рода человеческого. – Афродита или Венера – богиня женской красоты и любви.

– Зевс (или Юпитер – у римлян) почитался у греков главным божеством, отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. – Гефест – бог огнедышащих гор и покровитель кузнечного искусства. – Гермес – бог, покровитель торговли и всякого рода сношений между людьми и богами, – вестник воли богов.

– Дионисий или Вакх – бог вина и веселья. – Артемида или Диана, известная языческая богиня у греков, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты.

[9] О Дамаре упоминает и книга Деяний Апостольских: 17:34.

[10] «Таинственное богословие», – как иначе называется это сочинение, – рассуждает о том, что все человеческие представления и определения Бога не выражают Его сущности и что Боговедение должно состоять в таинственном созерцании непостижимого Божественного Существа.

[11] Святой Апостол Иаков (Младший) был сын Алфея (Клеопы) и Марии, сестры Богоматери (Иоан.19:25; Мрк.15:40, 47; 16:1; Лк.24:10; Мф.13:55; Мрк.6:3). Он особенно заботился об устройстве церкви во Иерусалиме и претерпел мученическую кончину в 62 г. по Р.Х. После него остался составленный им древнейший чин литургии.

[12] Память Апостола Тимофея 22 января. – О святом Иерофее Афинском см. 4 октября.

[13] Нерон – римский император (54-68 гг. по Р.Х.) – был первым жестоким гонителем на христиан. В 66 или 67 г., во время сего гонения, претерпел мученическую кончину св. Апостол Павел, осужденный на смерть чрез усечение мечом.

[14] Святой Климент, третий епископ города Рим (с 92 по 101 г.). Претерпел мученическую кончину при императоре Траяне (в 101 г.). Памятником его деятельности на пользу церкви осталось его послание к Коринфянам.

  • [15] Галлия – нынешняя Франция.
  • [16] Париж – ныне столица Франции, на реке Сене; в древности называлась Лютеция.
  • [17] Впоследствии здесь был знаменитый монастырь «Сен-Дени», усыпальница древних французских королей.
  • [18] Домициан царствовал с 81 по 96 г.
  • [19] У римлян были те же боги, что и у греков, только с другими именами.

[20] Аспид – род ядовитого змея. Этим словом в богослужебных книгах иногда называется диавол.

[21] Псалмопевец говорит в данном стихе псалма о слове Божием, заповедях Божиих, которые он возлюбил боле всего. Претерпевая огненные мучения, святой Дионисий как бы забывает о них, а имеет на устах лишь слово Божие.

[22] Ареева, т.е. Марсова. Арей или Марс – языческий бог войны.

[23] Поприще – мера расстояний; оно равнялось нашим 690 саженям. Два поприща, таким образом, составляют 1380 саженей или 2,75 версты.

[24] Дионисию Ареопагиту, кроме вышеозначенного, принадлежат еще следующие сочинения: а) «О небесной иерархии», в котором излагается учение о девяти чинах ангельских, с объяснением свойств и обязанностей каждого; б) «О церковной иерархии», – где излагается учение о степенях церковной иерархии с таким же объяснением; в) «Об именах Божиих»; здесь Дионисий разъясняет значение имен Божиих, употребляемых в Священном Писании и г) «Десять писем к разным лицам».

[25] Под «сосудом избранным» здесь разумеется св. Апостол Павел, просветивший светом христианства святого Дионисия.

[26] Т.е. Апостола Павла (2Кор.12:2).

 Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв

Дионисий — интернет-магазин Крестильное.ру

Имя Дионисий имеет древнегреческие корни, мирское звучание этого имени в России — Денис. В Православных Святцах можно найти жития многих святых мужей, нареченных этим именем. Приведем жизнеописание наиболее известных, а для остальных укажем даты памяти.

Священномученик Дионисий Ареопагит, даты памяти 17 января и 16 октября

Он жил в Афинах, здесь же получил классическое образование. В Египте изучал астрономию. Он стал свидетелем солнечного затмения в день распятия на Кресте Иисуса Христа, что произвело на него большое впечатление. После возвращения в Афины его избрали членом верховного суда.

Однажды на проповедь к ним пришел апостол Павел. Его благовествование изменило жизнь Дионисия. Он уверовал во Христа и даже стал сподвижником апостола. Позже святой Дионисий стал епископом в Афинах, а в 57 году присутствовал при погребении Богородицы.
После смерти апостола Павла, святитель Дионисий оправляется в западные государства, чтобы совершать проповедь. Его сопровождали пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Много людей были обращены им в христианство.
В Галлии трое исповедников были схвачены и отправлены в тюрьму. Ночью произошло большое Таинство – святой Дионисий совершил Божественную Литургию в сослужении Ангелов. Причастившись Святых Христовых Таин, наутро мученикам отсекли головы. Но и здесь произошло чудо. Святой Дионисий взял свою главу и прошествовал с ней до храма. И только здесь упал мертвым. Останки мучеников были погребены благочестивой женщиной Катуллой.
После смерти святого Дионисия осталось множество трудов, которые имеют огромное значение для Православной Церкви: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв
Икона Священномученика Дионисия Ареопагита
Он родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану.
В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение.
Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу.
Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв
Икона Преподобного Дионисия Радонежского
Читайте также:  Святой Самсон: житие иеросхимонаха и канонизация старца, кому он помогает

Православные святые с именем Дионисий

Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Дионисий.

Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.

  • Дионисий (Петушков), иеросхимонах, прмч. 4 февраля, 10 июня
  • Дионисий (Щегопев), иерей, сщмч. 4 февраля, 23 ноября
  • Дионисий Валаамский, прмч. 5 марта
  • Дионисий Ватопедский, прмч. 13 августа
  • Дионисий Византийский, мч. 16 июня
  • Дионисий Глушицкий, игумен 14 июня, 25 октября
  • Дионисий Ефесский 17 августа, 4 ноября
  • Дионисий Коринфский, мч. 23 марта
  • Дионисий Лампсакский, мч. 31 мая
  • Дионисий Пергийский (Памфилийский), мч. 4 мая
  • Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах, затворник 10 сентября, 16 октября
  • Дионисий Требийский, мч. 31 августа
  • Дионисий Фракийский, мч. 19 мая
  • Преподобный Дионисий Радонежский 25 мая
  • Святитель Дионисий Александрийский, епископ, исповедник 18 октября
  • Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч. 17 января, 16 октября
  • Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский 9 июля, 28 октября

Священномученики Дионисий Ареопагит

Дни памяти: 4 января (70 ап.), 3 октября

Святой Дионисий: житие и значение в православии, икона и тексты молитв Апостол от 70-ти Дионисий Ареопагит

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным — в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81 — 96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование.

Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — сказал тогда Дионисий.

В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 — 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати.

Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух.

Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом.

Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании.

В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены.

Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.

Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Собор Небесных Сил бесплотных — 8 ноября.)

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии — восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно — в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу.

Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих.

Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом Богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании.

Чтобы познать Бога — нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой.

Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви.

Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI — VII вв.

Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией.

Списки его были широко распространены в России.

Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах — в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.

О чем молитва святому дионисию

Икона Святой Дионисий (Денис) Александрийский написанная на заказ — это авторская рукописная работа, выполненная с учётом всех ваших пожеланий. Мы учтём любые ваши идеи и уточнения к образу, не противоречащие православному канону.

Первым делом, нужно выбрать образ по фотографии, который для вас является наиболее духовно близким. Посмотрите наши образцы или приложите любую фотографию из интернета. Далее, вид исполнения, только золотой нимб, золотой фон поля и нимб или техника двойного золочения с ювелирной гравировкой орнамента.

Выбираем размер и отправляем заказ. Почти сразу вам позвонит наш Архитектор икон и обсудит с вами композицию образа.

Наша мастерская была основана при Храме. Иконы пишут по Благословению воцерковлённые иконописцы, строго соблюдая православные традиций и канон. Срок исполнения в среднем от 14 дней до 3 месяцев, в зависимости от сложности исполнения.

Но бывает быстрее или дольше. Заказать икону Святого Дионисия (Дениса) Александрийского вы можете нажав кнопку Заказать, а если вам лень, напишите нам на почту info@ikonu.ru или смело звоните по телефону +7(903)743-32-48.

WhatsApp тоже работает круглосуточно.

Для домашнего хранения и долговечности иконы, мы очень рекомендуем приобрести киот. Киот из натурального дерева защищает образ от сезонных перепадов температуры, влажности, пыли. Подробнее

Великий священномученик Дионисий (Денис) Александрийский – епископ и богослов, живший во 2-3-ем веке в Александрии (современный Египет).

Дионисий, уже будучи в зрелом возрасте и трудясь на поприще науки, принял христианство под влиянием проповедей знаменитого богослова Оригена.

За свою жизнь Дионисий проделал огромную работу по избавлению христианской веры от ереси и распространению ее среди языческих общин.

Читайте также:  Икона Божией Матери Корсунская: где находится и в чем помогает, текст молитвы

Многим позднее, будучи в сане епископа, он был подвергнут гонениям со стороны императора Эмилиана и сослан в ссылку. В ней он прожил 12 лет почти до самой смерти, претерпев тяжелые испытания и лишения. Умер он в 265 году.

В православии также почитаются ученики Дионисия – Фавст, Херимон, Петр, Гаий, Евсевий и Павел. Все они также, как их учитель, приняли мученическую смерть за христианскую веру.

Празднование в честь Дионисия Александрийского в различных христианских календарях совершается в разные дни. В православной традиции его память чтится 18 октября (5 октября по старому стилю).

В греческой церкви Великий Дионисий и его ученики почитаются 3 октября, а в эфиопском синаксаре и коптской церкви, где этот святой является одним из самых значимых, празднование в честь него установлено 14 сентября.

Некоторые церкви также чтят память Дениса Александрийского 9 марта. Эта дата приурочена к дню смерти святого.

Иконы святого Дионисия Александрийского является большой редкостью. Одно из старинных изображений этого святого, дошедшее до наших дней находится в Риме в Ватиканской библиотеке. Эта миниатюра из Минологии Василия Второго, которая была написана в Константинополе в 985 году.

В России икону Великого Дионисия можно найти в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде. Она была написана и подарена сюда в 2004 году выпускницей иконописной школы Еленой Байковой.

Святому Дионисию Великому молятся о помощи в любых науках, особенно гуманитарных, разрешении спорных вопросов или сомнений относительно толкования христианского учения, а также укреплении христианской веры.

Он считается покровителям всех христиан, чья деятельность связана со словом – журналисты, ораторы, писатели, комментаторы, лекторы и т.д.

Святой Дионисий (Денис) также является небесным покровителем и заступником всех мужчин, носящих его имя.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Дионисий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

О житии Дионисия Александрийского нам известно из древних синаксарей коптской церкви. В них говорится о том, что Дионисий родился примерно в 160 году в древней Александрии (территория нынешнего Египта). Его родители были знатными и богатыми людьми, исповедовавшими язычество и привившие его своему сыну.

Они также дали Дионисию прекрасное образование, которое позволило ему не только работать ритором, обучая людей науке красноречия, но и вести глубокие философские исследования различных религиозных течений. Целью Дионисия при этом был поиск истиной веры, которую он в итоге нашел, приняв христианство.

В те времена в Александрии христианскую веру начали исповедовать множество ученых умов. Одними из самых известных ученых-язычников, принявших христианство, были Иеракл и Ориген. Последний как раз и стал главным наставником Дионисия в поисках религиозных истин.

Ориген преподавал математику и философию и пользовался на этом поприще огромным успехом и уважением в научном мире. Поэтому под воздействием авторитета Оригена многие его слушатели, в том числе и Дионисий, приняли христианскую веру и стали ее глубокими приверженцами.

Вскоре после своего обращения Дионисий вступил на Александрийскую кафедру в огласительном училище, а многим позднее был посвящен в сан епископа Александрийского. За время своего служения ему удалось многое сделать для усовершенствования христианского богословия и избавления его от различных ересей.

Одновременно с этим, Римской империей правили жестокие императоры Декий и Валериан, которые были ярыми гонителями христиан и это не могло сказаться на порядках в Александрии. Ставленый Декием местный правитель Эмилиан также начал учинять христианские гонения в Александрии.

Однажды ему донесли о христианских проповедях Дионисия и правитель-язычник тотчас приказал схватить и привести Дионисия к нему на допрос. За отказ отречься от Христа Эмилиан приказал отправить Дионисия вместе с его близкими учениками в далекую ссылку в Ливийскую пустыню.

В ней он прожил в тяжелых лишениях и унижениях со стороны обитающих в пустыне язычников почти 12 лет.

Затем, после смерти Эмилиана и прекращения преследований христиан в египетских землях, Дионисий вернулся в Александрию. В те дни он уже находился в очень преклонном возрасте и был сильно изможденным физически после долгой жизни в пустыне. Однако очень скоро его земные дни были сочтены, и он отошёл к Богу. Было это в 265 году.

З емна́я, прельща́ющая очеса́ миролю́бцев,/ возненави́дел еси́, о́тче Богоно́сне Диони́сие,/ за уме́ты та вмени́в,/ ше́ствуя путе́м ско́рбным,/ и в терпе́нии добр во́ин Христо́в яви́лся еси́,/ победи́в стра́сти ми́ра,/ был еси́ до кончи́ны непоколеби́мый благоче́стия побо́рник./ Те́мже мы днесь, соверша́я свяще́нную па́мять твою́,/ духо́вными тя пе́сньми ублажа́ем и смире́нно мо́лим,/ да, предстоя́ Престо́лу Го́спода Бо́га,// хода́тайствуеши о спасе́нии душ на́ших.

Ин тропарь, глас 4:

Б ла́гости научи́вся от Вы́шняго благода́ти,/ измла́да подвиза́вся благо́ю со́вестию,/ Диони́сие преподо́бне,/ терпе́ния столп был еси́/ и сло́ва Бо́жия пропове́дник,/ благоче́стия догма́ты утверди́в и суеу́мных мудрова́ние упраздни́в,/ те́мже и пострада́л еси́ за и́стину, ра́дуяся,/ о́браз страда́льцем собо́ю показа́в,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ не преста́й моля́ся о нас,// любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́.

С вет Трисия́нный, всели́выйся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя,/ веща́юща Боже́ственная лю́дем,/ испове́дник Бо́жия Сло́ва яви́лся еси́,/ и прилага́ющих Божеству́ веще́ственный огнь/ я́вственно обличи́л еси́,/ и злосла́вных смы́слы, я́ко паучи́нное пряде́ние, растерза́л еси́,/ благоче́стия столп и забра́ло тве́рдое ми́рови показа́лся еси́/ и сего́ ра́ди от Вселе́нскаго Патриа́рха ди́вне похвале́н был еси́./ Мы же благода́рными гла́сы, веселя́щеся, вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче наш, Диони́сие преподо́бне.

Ин кондак, глас 4:

П ра́вило ве́ры, столп благоче́стия/ был еси́, Богоно́сне Диони́сие,/ яви́в в себе́ о́браз и приме́р/ преуспе́яния доброде́тели и по́двигов:/ се́ю Ева́нгельскою мре́жею/ мно́гих улови́л еси́ подража́телей,/ подая́ блестя́щею на Небеси́ сла́вою свое́ю/ ре́вность к соде́йствованию на по́льзу правове́рных./ Те́мже мы, ны́не воспева́юще сия́, мо́лим тя,/ да хода́тайствуеши о стране́ на́шей// и о всем Це́ркви исполне́нии.

О т млады́х ногте́й возлюби́вый Христа́ преподо́бне Диони́сие, — сотвори́ моли́твами свои́ми, да и на́ши сердца́ свяще́нным любве́ Бо́жия огне́м пламене́ют, не то́кмо в ю́ности, но и в ста́рости да не погаса́ют, возжига́ема теплото́ю ве́ры.

Возложи́вый на ся подви́жниче яре́м Ева́нгельский, и о́ный обре́тший благи́м и ле́гким, до конца́ о́ный му́жественно соверши́л еси́, сподо́бившися венца́ торже́ственнаго, я́ко победи́тель:, — и нам помози́, тя́гостное вре́мя жития́ сего́ му́жественно понести́ и, соблю́дше ве́ру до конца́, сподо́битися милосе́рдаго от Бо́га воздая́ния.

Быв тща́тельный и ре́вностный зва́ния, от Бо́га тебе́ возложе́ннаго испо́лнитель, — помози́ и нам, проходи́ти зва́ния на́ши, неосла́бно, подкрепля́я нас упова́нием по́мощи на Всеси́льнаго.

Мно́гия ко́зни и страда́ния от злоко́зненных враго́в великоду́шно претерпе́вый, свя́те Диони́сие, — и нам, окруже́нным сетя́ми вра́жиими и разли́чным искуше́нием подлежа́щим, моли́твами твои́ми испроси́ свы́ше по́мощь на побежде́ние и попра́ние о́ных.

Всегда́ умерщвля́я посто́м, моли́твами и бде́нием плоть свою́ и о́ную соде́лал еси́ хра́мом Животворя́щаго Ду́ха, — и нас святы́й приме́р твой да возбужда́ет подража́ти следа́м твои́м, и улучи́ти вре́мя к покая́нию и оставле́нию грехо́в на́ших.

Быв горя́щий к сла́ве Це́ркве и оте́чества ревни́тель, — исхода́тайствуй моли́твами твои́ми мир Це́ркви Правосла́вно-Росси́йской, оте́честву на́шему благоде́нствие, оби́тели Се́ргиевой твои́м правле́нием благоустро́енной и защище́нной, всемогу́щее покрови́тельство, нам же всем, к тебе́ с любо́вию притека́ющим, здра́вие и спасе́ние, да прославля́ем просла́вльшаго тя Го́спода ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • Добавлены Богослужебные указания за июль, август и сентябрь.
  • (в скобочках указана даты именин по старому стилю)
  • 17 (4) января — священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский († 96).
  • 23 (10) марта — мученик Дионисий (250-258).

29 (16) марта — праведный Дионисий (ок. 362).

4 мая (21 апреля) — мученик Дионисий Пергийский, воин (138-161).

19 (6) мая — мученик Дионисий.

25 (12) мая — преподобный Дионисий Радонежский († 1633; рус.).

31 (18) мая — мученик Дионисий.

14 (1) июня — преподобный Дионисий, игумен Глушицкий († 1437; рус.).

16 (3) июня — мученик Дионисий (249-251).

8 июля (25 июня) — преподобный Дионисий Афонский.

9 июля (26 июня) — святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; рус.).

17 (4) августа — мученик Дионисий, отрок Ефесский (ок.250).

31(18) августа—священномученик Дионисий (ок. 300).

10 сентября (28 августа) — преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус,).

12 сентября (30 августа) — преподобный Дионисий Островский (рус.).

18 (5) сентября — мученик Дионисий.

16 (3) октября — священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский († 96), и преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский (XV в.; рус.).

18 (5) октября — священномученик Дионисий, епископ Александрийский (264-265).

28 (15) октября — святитель Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; рус.).

4 ноября (22 октября) — мученик Дионисий, отрок Ефесский (ок. 250).

  1. 14 (1) ноября — преподобный Дионисий Афонский.
  2. 2 декабря (19 ноября) — мученик Дионисий.
  3. 12 декабря (29 ноября) — священномученик Дионисий, епископ Коринфа.
  4. 30 (17) декабря — святитель Дионисий, архиепископ Егинский.
  5. Что значит приставка к имени святого: «святитель», «преподобный» и другие? Прочитать о святых и их чинах
  6. Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Дионисию, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *