Святая алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

Содержание:

В истории христианства запечатлены имена многих святых, уходивших в пустыни, изнурявших себя постом или абсолютным безмолвием. Это подвижники древности.

Но даже в ХХ веке можно найти особые примеры праведности. Среди них и матушка Алипия — киевская старица, еще не канонизированная святая.Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

Когда святые рядом

Все чаще в среде верующих можно услышать невинный ропот: «Нет сейчас старцев…» В жизни современного человека не остается времени и сил для духовного подвига и возрастания.

Истории о святых, уходивших в пустыни или проводивших жизнь в маленьких пещерках и усердной молитве, все чаще рассказываются как красивая быль, далекая от современной жизни.

Читать также:

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Святыни Киево-Печерской Лавры

Устали от мирского — съездите, например, в Киево-Печерскую лавру, там почивают мощи более 120 святых. Для многих из них эти пещеры заменяли роскошные дома и квартиры. Молитва, хлеб и вода, холодная и влажная пещерка — что еще надо монаху для спасения?

Вот только жили эти святые приблизительно в ХІІ-ХІІІ веках. Сейчас все иначе — возразит современный человек. И будет прав.

Но даже в ХХ-ХХІ веках можно найти примеры истинной святости и подвижнической жизни. Особое место среди них занимает Алипия Голосеевская, более известная как матушка Алипия, неканонизированная святая ХХ века.

О ее жизни известно очень мало, зато историй об исцелениях по молитвам к матушке насобирается не на одну книгу.

Она пережила погромы красногвардейцев, репрессии 1930-х и тюрьму, Вторую мировую, плен и концлагерь, постоянное скитание и особые духовные подвиги. За такую жизнь Бог наградил ее даром ясновидения. Она предсказала события в жизни многих людей, катастрофу на Чернобыльской АЭС и дату собственной кончины.

Безбожная власть сделала ее сиротой

Родилась матушка Алипия приблизительно в 1905 году (по иным источникам — в 1910-м) в Пензенской губернии в благочестивой семье. Звали ее в миру Агафией Авдеевой.

О своих родителях она вспоминала мало. От отца ей передалась любовь к постам — Тихон Сергеевич постился так строго, что вкушал только сухари и отвар из соломы. Мама же заботилась о бедных, перед праздниками даже посылая дочку отнести продукты нуждающимся.

Однажды девочка вышла из дому к соседям, а когда вернулась, родителей уже не было в живых. В доме побывали красногвардейцы. Но даже будучи еще совсем ребенком, она целую ночь молилась над погибшими, читала Псалтирь.

Это был переломный 1918-й. С этого времени начинается ее путь странничества. Тогда маленькая Агафия прошла сотни и тысячи километров, побывала в разных святых местах, которые особо усердно закрывала советская власть.

Апостол Петр в биографии матушки Алипии

В 1930-е годы, как и многие верующие, оказалась в тюрьме. Люди в камерах ждали не освобождения, а расстрела. Когда в одной комнатушке их осталось только трое — Агафия и священник со своим сыном, то батюшка решил отслужить панихиду. По себе и сыну. Агафье же сказал, что она выживет.

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

И действительно, совершилось не что иное, как чудо. Ночью дверь девушке открыл… апостол Петр и вывел ее к морю.

Никто до сих пор не может сказать, что за тюрьма и какое море это были, но от пребывания в заключении у матушки Алипии остались опыт особого присутствия Бога, удивительной помощи первоверховного апостола и многочисленные шрамы на локтях, ведь идти ей пришлось 11 дней и ночей, без воды и еды, карабкаясь по скалам.

Вместо кельи — дупло старого дерева

Во время Второй мировой Агафия попала в плен, где много молилась о плененных женщинах, которых дома ждали дети или немощные родители. Матушка выводила их за колючую проволоку, а однажды и сама ушла, пересекла линию фронта и отправилась в Киев.

В то время закрытую большевиками Киево-Печерскую лавру открыли немцы, здесь и нашла место для служения странница Агафия. Ее духовником был отец Кронид, который вскоре стал настоятелем монастыря. Благодаря ему Агафия стала Алипией — во время принятия пострига ее нарекли в честь печерского иконописца — святого Алипия.

Также отец Кронид благословил ее на особый духовный подвиг, о котором современные люди даже никогда не слышали. Три года молодая монахиня прожила в дупле дерева.

А сейчас представьте, как это выглядело: хрупкая матушка Алипия в дупле старого дерева в монастырском дворе. Здесь уже не идет речь о том, что твердо или неудобно спать — здесь даже выпрямиться во весь рост невозможно. А если еще добавить погодные условия, суровые зимы, ветер и снег?

Наверняка на такие подвиги не благословляли даже бывалых монахов, но молодую монахиню, которую из тюрьмы вывел сам апостол Петр, благословили. Лишь когда было невыносимо холодно, ее пускали погреться в коридоре монастырского корпуса.

Подвиг юродства и помощь людям

После трех лет в дупле матушку Алипию благословили на путь юродства. Юродствующих еще называли блаженными, людьми Божьими, ведь они настолько предавались в руки Божьи, что полностью отсекали свою волю.

Матушка настолько отреклась себя, что даже говорила о себе в мужском роде: я был, видел, служил, пережил…

Многим людям она говорила не напрямую, а какими-то иносказаниями или даже, на первый взгляд, полнейшими алогизмами. Но тот, кому эти слова были адресованы, понимал смысл обличения.

Например, к ней приехали три парня. Одному из них монахиня сказала: «Грех выходить замуж». Молодого человека так и передернуло. Оказывается, его мучил содомский грех.

После закрытия лавры в 1960-х годах жила в одиноком домике в Голосеевском лесу и регулярно посещала Вознесенский храм на Демеевке.

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

Чтобы скрывать свои духовные дары, «прикидывалась» безумной. Зимой и летом ходила в одной и той же одежде (на голове у нее всегда была меховая шапочка).

Но вместе с тем постоянно молилась, носила вериги, помогала людям. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, делала это либо во время трапезы, либо давала больному специальную мазь. Хотя на самом деле исцеляла молитва благочестивой матушки Алипии.

Особое внимание уделяла милостыни, гостеприимству и молитве об усопших. В домике, где она жила, собиралось много людей. По возможности она принимала всех, кормила, а кому надо — даже помогала деньгами. В храм же частенько отправлялась с хлебом, который несла на панихиду.

Сбывшиеся пророчества голосеевской старицы

За такое искреннее служение Богу и людям Господь многое открыл матушке Алипии. Трудно собрать и описать все те случаи, когда ее слова или действия касались конкретных людей. Но есть и те события, которые влияли на жизнь многих. Некоторые слова пока остаются загадкой или ждут своего времени.

Например, монахиня наперед знала о Чернобыльской катастрофе. Еще зимой 1986 года она повторяла: «Горе идет!». Говорила, что под землей горит. Но описать весь механизм катастрофы словами она не могла, ведь имела скудное образование — умела читать на русском и церковнославянском.

По свидетельствам очевидцев, 25 апреля монахиня не находила себе места. Она ходила по двору и молилась от всего сердца: «Боже, пощади народ!». Когда информацию о катастрофе еще тщательно скрывали, 26 апреля она просто советовала людям плотно закрывать окна.

Чтобы обезопасить еду от радиации, советовала осенять ее крестным знамением и читать «Отче наш» и «Богородице Дево…»

Сестрам Флоровского монастыря в Киеве она указала на возрождение еще одной монашеской обители — Голосеевской пустыни. Это было в 1988 году. А в 1993-м монастырь начали восстанавливать. В 2006 году мощи старицы перенесут в часовню на территории Голосеевской пустыни.

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

Также Бог открыл матушке Алипии и дату ее смерти. Как бы невзначай она спросила свою келейницу, какой день будет 30 октября 1988 года. Как оказалось, воскресенье. При жизни монахиня неоднократно останавливалась на этой дате.

Невероятные факты из жизни монахини

Когда читаешь жизнь монахини Алипии Голосеевской, трудно поверить, что она жила в ХХ веке и умерла лишь 28 лет назад.Современному человеку немыслимым кажется то, что можно три года прожить не в комфортабельной квартире, а в дупле старого дерева. Или никогда не иметь паспорта и прописки. И это в советское время!

А еще матушка была против того, чтобы ее фотографировали или тем более снимали на видео. Поэтому до нашего времени дошла фактически одна фотография монахини и редкие фрагменты видео, сделанного детьми.

Никто не знает точно, когда родилась матушка Алипия. Зато 30 октября, в день ее смерти, тысячи верующих приходят, чтобы помолиться у мощей еще не канонизированной святой.

Более того, если у прославленных святых один день памяти, иногда два, то у голосеевской старицы — целых 12! Каждое 30-е число каждого месяца.

Ведь так захотели верующие, которые приезжают к матушке, чтобы поблагодарить за помощь или попросить о молитве.

Причем просьбы эти самые разные. Первые получают исцеление в болезнях, вторые — облегчение в финансовых вопросах, третьи — разрешение бесплодия… По вере и молитвам матушки действительно происходят чудеса.

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

Читать также:

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Молитва Матроне Московской

Некоторые православные сравнивают ее с Матроной Московской, даже называя ее второй Матроной или киевской Матроной. Это свидетельство глубочайшего народного признания.

Хотя на самом деле их жизненные пути во многом расходятся. Но есть и общее. Обе праведницы жили в одну и ту же безбожную эпоху. Обе спасались не в безлюдной пустыне, а среди людей. Две праведницы были прозорливыми, давали советы, а иногда и обличали приходящих.

Читайте также:  Мерная икона: что это и значение ростового образа, кому уместно и нет дарить

Сегодня и святой Матроне, и матушке Алипии верующие несут цветы и свои изболенные молитвы. Но объединяет двух стариц любовь к Богу, искреннее служение и то, что называют жизнью во Христе.

О жизни старицы Алипии рассказывает и этот фильм:

Сергей Герук. Блаженная Алипия Киевская, Христа ради юродивая / Православие.Ru

Почитаемая могила

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Блаженная Алипия
На северной окраине Киева среди сосен и старых берез на несколько километров простирается Лесное кладбище. В глубине, справа от центральных ворот, один из кладбищенских участков будто вырвался из небытия и атеистического плена – резко отличается от ставшего уже привычным мраморного засилья черно-коричневых памятников и надгробий. Белые крестики на смиренных могилах говорят о жизни вечной, преображенной и радостной. Эта кладбищенская земля принадлежит старинному Флоровскому женскому монастырю: здесь покоятся инокини и священство, почившие во второй половине прошлого века.

Лесное кладбище возникло в 1960-х годах, и тогда же игуменья Вознесенского Флоровского монастыря Антония внесла в горисполком деньги за 8-й кладбищенский участок. Игуменья не предполагала, конечно, что место сие со временем привлечет паломников из разных уголков Украины, Белоруссии, России и даже из-за океана.

Осенью 1988 года здесь была похоронена блаженная монахиня Алипия (Авдеева), известная в миру как Христа ради юродивая прозорливая старица. Ныне почитание ее киевлянами можно сравнить разве что с почитанием Матрены Московской, хотя блаженная Алипия еще не причислена к лику святых.

Документы лишь собираются и изучаются, но, по мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавившего эту возрожденную в 1990-х годах обитель, канонизация блаженной совершится в скором времени.

Попутно заметим, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века подвизались тут, а некоторые были и погребены здесь: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову; † 1857; его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской лавры) и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву; † 1917). Блаженная Алипия как бы приняла эту духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской пустыни. Прикровенно она говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Могила блаженной на Лесном кладбище
Но вернемся на Лесное кладбище. Впервые на Флоровском участке мне довелось побывать в 1990-м, еще до развала Союза, когда о могиле матушки Алипии знали лишь ее духовные чада. В их числе были и некоторые флоровские монахини, приведшие меня на могилу блаженной. Дорогой они рассказывали о старице, о том, как жила она когда-то в дупле огромной липы на территории Киево-Печерской лавры до ее закрытия в 1961 году, как по ее молитвам совершались чудеса исцелений и помощи Божией – будто открытую книгу, читала она сердца приходящих к ней людей. Многих благословила на священство и монашество, многих вырвала из холодных лап смертельных болезней, многих спасла от нищеты и жизненного краха.

Из житийных записок о блаженной Алипии

Как часто случается при сборе и составлении житийных материалов, в биографию угодников Божиих порой закрадываются разного рода факты, вызывающие сомнение, особенно когда это касается людей, несших подвиг юродства.

Известно, что матушка была мордовка по национальности и по-русски говорила с ошибками, к тому же, как все блаженные, о себе рассказывала отрывисто и непоследовательно, часто прикровенно и без всяких комментариев.

Тем не менее, ее ближайшим послушницам, или, как их называют, хожалкам, а также некоторым духовным чадам – филологам и журналистам – удалось изложить жизненный путь блаженной на страницах книг, журналов и электронных сайтов. Вот что можно прочесть о ее детстве на киевском сайте «Блаженная Алипия»:

«Родилась блаженная Алипия (Агапия Тихоновна Авдеева) предположительно в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье Тихона и Вассы Авдеевых. Блаженная старица рассказывала, что отец был строгий, а мама очень добрая, большая труженица и очень аккуратная.

Бывало, положит в передничек всяких угощений и велит ей разнести бедным в их селе; особенно много гостинцев раздавала мама в праздники. Когда пришло время учиться, Агапию отдали в школу. Живая, быстрая, сообразительная, она не могла удержаться и всем подсказывала.

Девочку перевели в другой класс, и среди детей старше ее на год Агапия отличалась умом и сообразительностью. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка сама читала Псалтирь по умершим.

Некоторое время Агапия жила у дяди; проучившись в школе только два года, отправилась “странствовать” по святым местам… В годы безверия десять лет провела в заключении; несмотря на тяжелые условия содержания, старалась соблюдать пост, непрестанно молилась».

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Вид с озера на Голосеево
Далее в житии рассказывается о чудесном освобождении из заключения, о явлении угоднице апостола Петра. Сопоставляя этот факт с дальнейшей молитвенной жизнью старицы, можно понять, почему она множество лет молилась в киевском Демеевском храме непосредственно у большой иконы апостолов Петра и Павла в правом приделе. В жизнеописании также упоминается о встрече странницы Агапии с прозорливым иеросхимонахом Феодосием, жившим в послевоенное время под Новороссийском в поселке Горный (бывшая станица Крымская) и благословившим ее на подвиг юродства. Об этом сама матушка говаривала: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю».

Но наиболее полно описана жизнь блаженной в Киеве – с 1960-х по 1988 год, – ибо имеются и документальные подтверждения фактов, и многочисленные свидетельства ее духовных чад и всех, кто общался с ней.

Матушка носила вериги в виде огромной связки ключей, а на груди, также под одеждой, – икону. Почти ежедневно привозила в храм сумки с хлебом, который приносили ей люди, покупала множество свечей и сама расставляла их перед иконами.

Кстати, задолго до раскола обличила однажды бывшего митрополита Филарета (Денисенко) прямо во время службы, за что была изгнана из храма. Известно также, что накануне 1986 года, когда произошла Чернобыльская катастрофа, матушка очень волновалась, говорила о «страшных пожарах».

Рассказывают, что в начале апреля 1986 года она на многие дни покинула свою хижину в Голосеевском лесу и обошла с посохом весь город, молясь о его спасении.

Много чего чудесного услышал и узнал я о жизни блаженной. Но тогда, на кладбище, все это воспринималось, как сказка.

И все же я поверил

К рассказам монахинь я тогда отнесся с известной долей недоверия «образованного советского журналиста», выросшего в атеистической среде, хотя и воцерковленного.

Пока совершалась лития, я вглядывался в лик блаженной на овальной фотографии надгробного креста с надписью «Бойся Бога!» Как выяснил потом, какой-то одержимый приходил сюда неоднократно, выворачивал крест и отшвыривал его в сторону.

Видимо, надпись эта была предназначена для его вразумления. Пронзительный взгляд юродивой проникал в самое сердце, и мирный покой снисходил в душу.

– Ты проси у матушки помощи, если есть какие-то жизненные проблемы, – посоветовали монахини. – Она всем помогает.

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Храм в нижней части которого почивют мощи блаженной Алипии
О чем просить, я и не знал. Разве о том, чтобы на киностудии «Научфильм» приняли мой сценарий об отце Михаиле Бойко, известном киевском духовнике, сыне репрессированного священника, прошедшем добровольцем-минометчиком всю Великую Отечественную войну? Как узнал я впоследствии, сам отец Михаил относился к блаженной Алипии с крайним недоверием, считая ее просто болящей. В свое время ему довелось служить диаконом в Вознесенском храме на Демеевке, где многие годы молилась юродивая. И все же я молитвенно обратился к матушке Алипии: «Помолись, блаженная матушка, чтобы мой сценарий был принят и люди узнали о гонениях на Церковь и о ее служителях». Моему удивлению не было предела, когда буквально через несколько дней мне позвонил редактор киностудии и сообщил, что сценарий принят. Мало того, режиссер, снимавший фильм об отце Михаиле нашел в архивах кадры хроники, на которых было запечатлено отпевание умерших от голода крестьян в Полтавской области. И что удивительно: в кадр попал отец протоиерея Михаила Бойко – священник Павел Бойко, а прислуживавший ему маленький мальчик был его сыном Михаилом. Сам режиссер понятия не имел, что в его фильм попал будущий отец Михаил. А герой фильма на просмотре воскликнул:

– Это же мой отец! А я – вон, рядышком, босиком!

После просмотра фильма я рассказал отцу Михаилу о своей молитве на могилке блаженной, о том, как сценарий долго не принимали, а потом вдруг приняли. И о том, что такая находка кадров кинохроники – тоже по молитвам блаженной. На что старец удивленно покачал головой и молвил после паузы:

– Дивен Бог во святых Своих!..

Потом, навещая могилу родителей, я бывал и у матушки, познакомился с Верой Федоровной Удовиченко – составителем книг о блаженной Алипии, в которые вошли десятки воспоминаний духовенства, монашествующих и мирян – и знавших матушку при жизни, и тех, кто получил по ее молитвам помощь уже после ее кончины.

«И память ее в род и род…»

Многих из духовенства я знал лично и потом, после знакомства с книгой «Стяжавшая любовь», выпущенной по благословению митрополита Владимира в 2005 году, беседовал с ними, расспрашивал о монахине Алипии.

Читайте также:  Молитва, чтобы забеременеть: к каким святым обращаться, как правильно просить, сильные тексты

Бывший настоятель Вознесенской Демеевской церкви отец Мефодий Финкевич (на склоне лет принявший монашество в Почаевской лавре) очень почитал матушку, рассказывал, как еще при жизни Алипии он проведывал ее домик в Голосеевском лесу.

Тогда отец Мефодий, еще молодой священник, служил во Владимирском кафедральном соборе, и матушка все его спрашивала:

  • – А вот ты на Демеевке служишь?
  • – Да нет, матушка, я из собора к вам приехал…
  • – А-а, из собора…

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация Рака с мощами блаженной Алипии
И так каждый раз. «Да, уже забывается старица», – думал отец Мефодий. Но вскоре был назначен настоятелем Демеевской церкви, где и прослужил более 20 лет. Когда я рассказал отцу Мефодию о случае с кинофильмом, он заметил:

– Она была воплощением кротости и незлобивости. Я ей молюсь даже в мелочах.

А в книге о матушке приведены рассказы, как помогла она людям в тяжелейших жизненных ситуациях – тем, кто был уже на краю могилы, пропадал от пьянства, пребывал в сетях сектантства, терял детей, мужей и жен, стоял перед сложным жизненным выбором, не зная как поступить…

В числе ее духовных чад – бывший епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько), ныне пребывающий на покое.

В своих воспоминаниях о старице владыка поведал, как она предрекла ему епископство, а еще о пожаре, случившемся, когда он учился в Московской духовной академии: пожар вспыхнул в 1986 году как раз под праздник Воздвижения Креста Господня – пять студентов тогда отдали Христу свои души.

– А моей сестре, еще ничего не знавшей, о пожаре сообщила матушка Алипия: «Пожар случился! А он не спа-а-л! Туда-сюда ходил!» По молитвам матушки все обошлось – я действительно не спал в ту ночь.

Епископ перечислил еще несколько удивительных случаев из своей жизни, как по молитвам блаженной ему удалось сохранить палец, который он чуть не потерял, работая с электропилой – ей было это открыто, как помогла ему в перелете в Иерусалим, где он нес послушание в Русской духовной миссии, и многое другое. Приведу эпизод их последней встречи. Это было перед самым отъездом в Иерусалим. Матушка очень любила цветы, и владыка принес букет.

– Матушка, примите цветы. Говорят, они символ жизни.

– Жизни, говоришь? Тогда сам и поставь.

Эта была их последняя встреча на земле.

Бог открыл блаженной время ее кончины. Матушка отошла ко Господу 30 октября 1988 года. Она спрашивала: «На какой день припадает 30 октября?» Говорила также, что на похоронах ее пойдет снег, что и случилось после.

***

Она живет в памяти народной. Ее имя звучит на поминании во всех храмах Киева и за его пределами. Уже давно написаны почитателями иконы блаженной и составлен акафист. Но, видимо, должна исполниться неведомая нам «полнота времен», прежде чем раздадутся под сводами храмов слова ее небесного прославления.

Ныне блаженная покоится в нижнем ярусе Покровского храма Голосеевского монастыря – сюда ее мощи были перенесены пять лет назад, в октябре 2006 года, и нескончаемым потоком идут к матушке люди. Особенно переполнен монастырь в день преставления матушки Алипии – 30 октября.

Пророчества матушки Алипии

Кто такая матушка Алипия? Сбылись ли её пророчества? Почему она так почитаема в Голосеевской пустыни? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Святая Алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизацияВ Киевском монастыре Свято-Покровская Голосеевская пустынь 30-го числа каждого месяца проводится особое служение в память дня ухода из земной жизни монахини Алипии, почитаемой многими как блаженная чудотворица.

Без паспорта

Почти все биографические сведения о ней носят лишь приблизительный характер, почерпнуты из того немного, что иногда она о себе рассказывала.

Год её рождения теперь указывают как 1910-й. Но в некоторых жизнеописаниях можно встретить и 1905-й, и 1908-й.

Свою жизнь матушка Алипия прожила без паспорта и без прописки. Своего крова, жилья надёжного никогда не имела. Фотографировать себя не разрешала. Этим объясняется столь малое число её изображений – буквально считанное количество. Сохранилось ещё несколько мгновений кинохроники…

Она – наша современница. Из земной жизни матушка Алипия ушла 30 октября 1988 года. Ею были предсказаны Чернобыльская беда, филаретовский раскол (за пять лет до события) и времена, кажется, новых чудовищных испытаний; предсказана война.

Странница

Родилась она в Пензенской губернии, в православной мордовской семье Авдеевых. При крещении ей было дано имя святой мученицы Агафьи, икону которой всю жизнь носила у себя на спине.

В 1918 году девочка чудом осталась жива: вышла к соседям. Вернулась – родители убиты. Восьмилетний ребёнок, она всю ночь читала над их остывшими телами Псалтирь…

Странствовала по святым местам. Рассказывая о чём-то, матушка Алипия называла себя в мужском роде: «Я всюду был: в Почаеве, в Пюхтице, в Троице-Сергиевой Лавре. Три раза в Сибири был. По всем церквям ходил, подолгу жил, меня всюду принимали».

Вспомним, что между Пюхтицким Успенским монастырём в Эстонии и Сибирью тысячи километров… Рассказывала она, что долго сидела в тюрьме: «Толкали меня, били, допросы делали…» Её морили голодом… Обычно о подробностях её не расспрашивали, и вот почему: «в присутствии матушки царила такая благоговейная тишина и так было с нею хорошо, что боялись эту тишину нарушить». Но другим людям она сообщила и подробности: «Однажды её арестовали и посадили в общую камеру. В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и матушка.

Священник сказал сыну: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут»… А матушке сказал: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая».

Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын и ночью их увели навсегда…» Матушка Алипия рассказывала, что спас её апостол Петр – отворил дверь и провёл мимо всех охранников через чёрный ход, велел идти вдоль моря. Она шла, не отклоняясь от береговой линии, «без пищи и воды одиннадцать суток.

Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. На руках у неё остались глубокие шрамы…» Полагают, что именно в то время она и посетила старца иеросхимонаха Феодосия (Кашина; 1841-1948), жившего в горах под Новороссийском. Она говорила: «Я у Феодосия был, я Феодосия видел, я Феодосия знаю».

Полагают, что тогда же чудотворец Феодосий благословил её на подвиг юродства.

Как и где она училась, — сведений нет. Но она хорошо читала по-церковнославянски и по-русски, иногда говорила и молилась на мордовском языке.

Во время войны Агафья Тихоновна Авдеева побывала на принудительных работах в Германии.

Её келейница Марфа вспоминала: «Рассказала мне матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома (на родине) остались дети или больные старики, и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама матушка ещё до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев…»

В Лавре

На Руси нет простых выходов из ловушек истории. Киево-Печерская лавра, после разгрома в 1920-е, ожила осенью 1941-го, при немцах. Гитлеровские власти открывали храмы, конечно, не из тайных симпатий к исторической России, но из ситуативной конъюнктуры, желая предъявить населению плюсы нового миропорядка, противопоставляя его большевистским установкам.

В храмах Киево-Печерской лавры вновь зажглись лампады, возобновились богослужения, привлекая уцелевших подвижников благочестия, прошедших через аресты, ссылки, лагеря.

О своём пребывании в Киево-Печерской лавре матушка Алипия рассказывала: «В Лавре я был 20 лет. Три года в дупле сидел, холодно было, снег заметал, голодный был, но я всё терпел».

Двадцать лет – это именно те годы, когда лавра была открыта, с оккупационного 1941-го по хрущёвский март 1961-го.

Духовником-наставником Агафьи Тихоновны стал о. Кронид (в миру Кондрат Сергеевич Сакун; 1883-1954; с 1945 года архимандрит, с 1947 – настоятель Лавры). В свой час о. Кронид постриг Агафью в монашество с именем Алипия – в честь преподобного Алипия Печерского.

По воспоминаниям, относящимся к 1947 году, матушка Алипия была худенькой, стройной, аккуратно причёсанной. Её длинные каштановые волосы были заплетены в косу вокруг головы «корзинкой».

Все называли её Липа, жила она «в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом… У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей, которые делали её молодой, преображая до девочки-подростка… В простой, скромной одежде, она была всегда аккуратной, чистой.

От неё не исходило никакого неприятного запаха, какой бывает обычно от людей странствующих, ночующих на вокзалах, долго не моющихся».

Не менее поражало наблюдавших за нею, что жила она в дупле, в котором не подняться в рост, около которого в снежные морозные ночи выли голодные собаки.

Вероятно, этот период относится к послевоенному времени, когда тот, кто принимал беспаспортную матушку Алипию, рисковал административно.

Она вспоминала: «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит – нечего тебе, баба, тут сидеть.

Но я на них не обижался…» В особо сильные морозы иные пускали погреться в сени. А потом: «Согрелась? Ну иди, спасайся»…

Читайте также:  Акафист Пантелеймону Целителю: полный текст, в чем помогает святой и как читать

«Спецназ»

Юрод – недоумок, бомж, «чудо в перьях». Кто таковых не встречал? И в автобус такого не пустят, а на улице дети и снежком бросят, а то и камнем.

В этой среде, очень сомнительной для «чистого общества», среди массы психически больных или по несчастию опустившихся людей, почти неотличимо от них, может жить аскет, сознательно отказавшийся от благ цивилизации, обладающий даром необыкновенной любви, а может, и чудотворения – целительства, прорицания.

Известный киевский священник о. Андрей Ткачёв, замечательный проповедник и писатель, в одном из выступлений (доходчиво для современного человека) так объяснял, кто такой Христа ради юродивый.

Используя аналогию с армейским воинством воинства духовного, он назвал юродивых «спецназом», как бы «особым подразделением» среди сонма других святых – мучеников, исповедников, пустынников, затворников…

Сначала к Алексею сходите…

После закрытия Лавры матушка Алипия многие годы жила, где придётся. В 1979 году, накануне Олимпиады, беспаспортную монахиню вывезли в пустующий домик в Голосеевском лесу, в местность, удалённую от городских магистралей.

Голосеевская пустынь как скит Киево-Печерской Лавры и летняя резиденция Киевских митрополитов была основана в 1631 году святителем Петром Могилой.

С обителью связано немало известных нам подвижников веры, в их числе – преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев; 1840-1917), прозорливый старец, почитаемый всей имперской Россией.

В августе 1941-го через Голосеево проходила линия обороны, шли чудовищные бои. Ни один снаряд не попал на монастырское кладбище.

К могилке о. Алексия матушка Алипия отправляла всех, приходивших к ней: «Сначала к Алексею сходите поклонитесь, потом ко мне». Или: «Иди, там священник служит»…

Чудотворица

Многие отмечали её абсолютное самоотвержение, необыкновенную любовь и сострадание к людям.

Знавшие её не сомневаются, что ей был открыт мир духовный, нам невидимый, что в сердцах людей она читала, как в открытой книге.

Почти все вспоминают, что людей она лечила мазью, которую сама готовила. Лечение это, порой, было столь чудодейственным, что иные полагают, — целебная сила была не в самой мази, а в молитве удивительной монахини. Есть свидетельства излечений от самых тяжёлых недугов. Причём чудотворения происходят и ныне…

Все вспоминают её обильные угощения. Сколько бы человек ни пришло к ней, хоть и три десятка – всех кормила. Алексей А.

рассказывает: «За столом, во время обеда, она заботилась о каждом и когда не хватало места всем за столом, она отходила, садилась на досточку, говорила: «Я уже кушал». Пищи в тарелки всегда клала много и требовала, чтобы всё съедали.

Когда от неё уходили, спрашивала, не нужно ли чего на дорогу. Несколько раз мне и моим знакомым предлагала деньги, как бы предсказывая скорую нужду в них…»

Монахиня Л. вспоминала: «Едем из церкви с Матушкой в троллейбусе, а одна женщина (попутчица) как бы про себя говорит: «У этой старухи денег много, все дают». Матушка услыхала и просто по-детски отвечает: «Говорят, что кур доят, а мне кто копеечку даст, я в церковь несу, свечи куплю и за того поставлю».

В церковь она всегда приносила на поминальный столик много булок и хлеба, покупала большие свечи…

Как-то к ней пришли три юноши. Один был настроен скептически.

Матушка Алипия внимательно посмотрела на каждого, а скептику вдруг сказала: «Страшный грех – замуж выходить; в ад пойдёт душа, если не покается». Парень переменился в лице. Оказалось, она обличила содомский грех.

Молодой человек остался для беседы. Неизвестно, было ли покаяние. Но через месяц он скоропостижно скончался.

Кому-то она говорила: «Без жены пропадёшь». Двум молодым людям, которые, начитавшись житий святых, захотели уехать на Кавказ, спасаться в пустынном месте, вдруг сказала: «Вот древние подвижники!» А потом добавила: «Сейчас не то время и не для вас!» И другого молодого человека, возмечтавшего о подвиге юродства, попыталась остановить: «Не смей, убьют». Тот не послушался, погиб.

Алексею А., который когда-то и не помышлял о духовном образовании, однажды сказала: «Закончишь семинарию и здесь недалеко будешь пономарить». Алексей был удивлен, стал спорить. Через два года в Киеве открылась семинария, он её окончил и потом служил пономарём недалеко от Голосеево, в Китаевой пустыне.

За пять лет до своей кончины она сказала и о возрождении Голосеевской обители.

Как-то шла по монастырским руинам в сопровождении сестёр Флоровского монастыря и вдруг воскликнула, будто те могли видеть: «Девки, смотрите: тут ещё будет монастырь и служба…» Трудно в это было поверить.

Голосеевская пустынь начала оживать в 1993 году. В тот же год был прославлен Церковью в лике святых (в праздник равноапостольного великого князя Владимира) преподобный Алексий Голосеевский.

Горе идёт

Люди не могли взять в толк её фразы: «Под землей горит, горе идёт». Таких слов как «реактор» и «радиационная авария» она, наверняка, не знала. Говорить же о том, что «горе идёт», начала ещё зимой, задолго до чернобыльского 26 апреля.

А за день до аварии она ходила по улице, взывала молитвенно: «Господи! Пожалей младенцев, пощади народ!» Людям, пришедшим к ней в тот день, советовала: «Плотно закрывайте двери и окна, будет много газа». Когда случилась авария, спрашивали: уезжать? Говорила: нет.

На вопрос, как поступать с пищей, учила: «Помойте, прочитайте «Отче наш» и «Богородицу», перекрестите и ешьте и будете здоровы»…

Она не раз прилюдно отрицательно отзывалась о М. Денисенко, в ту пору киевском митрополите. Алексей А. вспоминал: «Увидев фотографию Филарета, сказала: «Он не наш». Мы стали объяснять Матушке, что это наш митрополит, думая, что она его не знает, но она снова твердо повторила: «Он не наш». Тогда мы не поняли смысла её слов, а теперь удивляемся, за сколько лет вперёд Матушка всё предвидела».

Однажды в храме Вознесения Господня, что на Демеевке, прихожанкой которого была, во время архиерейской службы она вдруг воскликнула, провидя будущее: «Славен, славен, а мужиком умрешь». В тот раз её выгнали из храма.

Вспоминает Н.Т.: «Сидим мы у Матушки, разговариваем. Печка уже давно прогорела, обед сварили. А.Р. показывала журнал, в котором была большая фотография М.А. Денисенко.

Матушка схватила журнал, двумя пальцами ткнула ему в глаза и закричала: «У-у-у вражина, сколько горя людям ты принесёшь, сколько зла наделаешь. Волк в овечью шкуру залез! В печку его, в печку!». Скомкала журнал и бросила его в печку.

Собравшиеся от неожиданности растерялись и молча сидели, слушая, как гудел в печке, догорая, журнал. Придя в себя, я спросила Матушку: «А что же будет?» Матушка улыбнулась своей широкой детской улыбкой и сказала: «Владимир будет, Владимир!».

И когда произошёл в нашей церкви раскол, мы без всякого сомнения и колебания пошли за тем, кого указала нам Матушка еще года за полтора до своей смерти и почти за пять лет до событий».

Существует её пророчество и о грядущей войне. «Государства по деньгам различаться будут.

Это будет не война, а казнь народов за их гнилое состояние. Мертвые тела будут лежать горами, никто не возьмётся их хоронить. Горы, холмы распадутся, сровняются с землею.

Люди будут перебегать с места на место. Будет много бескровных мучеников, которые будут страдать за Веру Православную». «Война начнется на апостолов Петра и Павла. Будете лежать: там рука, там нога. Это случится, когда вынесут труп».

Под трупом обычно понимают мавзолейного покойника. О дате «на Петра и Павла», как потом поняли, сказано было не о Дне первоверховных апостолов, что празднуется 12/29 июля.

В 1987 году, по её календарю, который она называла Иерусалимским, этот день был на Преображенье – 19/6 августа.

Ещё учила: «Когда едешь в Киеве по Крещатику – молись, потому что он провалится».

Сияние

О дне своей смерти знала, предупредила загодя. Монахиня Ф.: «В апреле 1988 года я принесла Матушке Церковный календарь, а она просит: «Посмотри, какой день будет 30 октября». Я посмотрела и говорю: «Воскресенье».

Она как-то многозначительно повторила: «Воскресенье». После её кончины, мы поняли, что тогда, в апреле Матушка открыла нам день своей кончины – более чем за полгода до неё». Её похоронили на киевском Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря.

Без паспорта и прописки – это тоже казалось чудом…

Известны документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к ней. По крайней мере однажды люди видели в вечернее время необыкновенное сияние вокруг её креста.

Мощи матушки были подняты и перевезены в Голосеево 18 мая 2006 года. В тот день автор этих строк по счастливой случайности оказался в Голосеево. Мощи уже были сокрыты в нижнем пределе строящегося храма «Живоносный Источник».

А там, где когда-то стоял домик старицы, около символической могилки с крестом, священник начинал служить панихиду. Я поднял голову вверх. В майском голубом небе – высоко над крестом – широко сверкало тонкое солнечное кольцо, называемое учёными «гало». Видел ли кто ещё? Все молились, вверх никто не смотрел.

Позже я узнал, что утром, когда в «Живоносном Источнике» служилась первая панихида, люди видели в небе светящийся крест…

  • Олег Слепынин
  • Вы прочитали статью Пророчества матушки Алипии. Обратите внимание на другие материалы:
  • Святые Пётр и Феврония
  • Календарь постов и трапез на 2021 год

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector