Схимонахиня макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитв

  • Матушка Макария — схимонахиня Русской православной церкви.
  • При жизни  матушка предсказала очень много страшных бед, которые ждет весь мир в будущем.
  • Феодосия в одном из чудесных видений получила благословение от самое Божией Матери на исцеление людей.
  • Сама же Царица Небесная являлась больным людям и направляла всех к Феодосии.

Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитвОчень многим матушка своими молитвами помогла не только выжить, но и родить деток

Родилась старица Макария 11 июня 1926 года в небольшой деревне Карпово Смоленской области в семье Михаила и Феодосии Артемьевых. У пары родились близнецы: мальчик и девочка.

Детей решили крестить прямо на следующий день, потому что мальчик родился  очень слабым.

Как только мальчика окрестили, он почти сразу умер. Девочку назвали Феодосия — «Богом данная».

Когда Феодосию достали из купели, иеромонах, который крестил девочку, сказал, что она будет хорошая, жить будет, но ходить нет.

Девочка стала обузой для своей семьи, иногда ее забывали покормить

Уже с полутора лет у девочки начали болеть ноги, а с 3 лет она только могла ползать.

Феодосия была последним ребенком в семье. Старшие сыновья и дочери уже давно имели свои семьи и даже детей.

Больная девочка стала обузой для всей семьи, потому что в доме проживало 20 человек.

Феодосию часто забывали кормить. Порой она залезет под стол, соберет там крошки хлеба, и хоть немного позабудет о голоде. Спала она на полу под кроватью.

Свое утешение девочка находила только в молитве. Одна невестка — была бездетной, но очень мечтала о ребенке. Она больше всех полюбила маленькую девочку Феодосию.

Однажды она взяла ее трехлетнюю в церковь. Но там произошел странный случай. После окончания службы, невестка долго не могла найти девочку. Обратившись к священнику, тот тоже помог в поисках. Оказалось, что девочка заснула в алтаре под святым престолом.

Во время летаргического сна Феодосия побывала в райских местах

В 8 лет Феодосия заснула летаргическим сном, только спустя 14 дней она проснулась.

Когда очнулась, она рассказала что все это время, ее душа находилась в сопровождении Ангела Хранителя, вместе с которым она путешествовала по райским местам.

Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитвВо время своего летаргического сна, Феодосии очень часто являлась Божия Матерь, которая сказала ей, что ее время на земле еще не окончено

Также она рассказала, как плакала и просила у Царицы Небесной исцелить ее больные ноги, или оставить ее там, в раю. Но Матерь Божия ей сказала, что ей место на земле, там она еще пригодится.

После этого, позднее, Феодосия в одном из чудесных видений получила благословение от Божией Матери на исцеление людей.

Сама же Царица Небесная являлась больным людям и направляла всех к Феодосии.

Вскоре началась Великая Отечественная Война, всех братьев и отца забрали на фронт воевать. Все невестки со своими детьми поразъехались, а мать Феодосии,  уехала к брату в Калугу.

Больную девочку оставили одну дома умирать. Вскоре ее совсем выгнали из дома.

После этого старица вспоминала об этих событиях:

  1. «Я была тогда маленькая, под сарай залезу или в сено закопаюсь.
  2. Мучилась, ползала на морозе одинокая, никого рядом не было.
  3. Сидела и в воде, и в холоде.
  4. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и спала.
  5. На мне все сотлело, тело было заскорузлое.
  6. Грязную воду пила, снежок кушала: чистенького снежка цапну в ручку и в рот.
  7. А кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь.
  8. А летом траву, цветочки ела…»

Вскоре у девочки начинается новая жизнь, о ней есть, кому позаботиться

В 1943 году в деревне Ларинки больную девочку забрала к себе одна пожилая женщина. Как-то однажды  в гостях у этой женщины была монахиня Наталия, когда она увидела Феодосию, она решила забрать ее к себе.

Монахиня Наталия была насельницей Вяземского женского монастыря. После того, как его закрыли, монахинь посадили всех в тюрьму.

В камере Наталии было видение, что всех монахинь замучают, а ей придется ухаживать за больной.

Когда монахиня увидела Феодосию, она сразу поняла, что это именно та самая больная, за которой ей нужно ухаживать.

Монахиня Наталия отвезла ее в маленький домик в село Темкино. Вскоре стали приходить больные, которых Феодосия исцеляла.

Феодосия чем могла, помогала по хозяйству: мыла полу на коленях, ухаживала за скотиной, кормила кур.

Когда девушке исполнилось 20 лет, крестивший ее иеромонах, исповедал и причастил девушку. После чего постриг ее в послушницы с именем Тихона, в честь преподобного Тихона Медынского.

Вскоре монахиня Наталия на 97 году жизни умирает. Тихоне приходится покупать недостроенный дом, где жила она вместе с двумя женщинами, которые согласились жить у нее и помогать с хозяйством.

18 октября 1976 года послушница Тихона была келейно пострижена в монашество.

1 февраля 1978 года игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, дав ей имя Макария, в честь Макария Великого.

Чудесные исцеления и помощь всех приходящим  от схимонахини Макарии

Духовный сын монахини вспоминает:

  • «…Одни ехали к ней на машинах, другие добирались на поездах и автобусах.
  • Приезжали русские, украинцы и белорусы, татары, евреи и цыгане, православные и те, кто не исповедовал никакой религии.
  • Все они ехали с одной лишь целью — получить исцеление от физической или духовной болезни…
  • Село Тёмкино… В конце села можно увидеть небольшой, словно игрушечный, утопающий в цветах дом…
  • На стук открывается дверь, и пришедшего провожают в дом.
  • В переднем углу — стол с иконами и теплящимися перед ними лампадами.
  • В ближнем к двери углу, также увешанном иконами — старенькая кровать…
  • На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая, ссутулившаяся старица, в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи.
  • Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву.
  • Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно.
  • И в лице ее, и во всей фигуре — выражение внутреннего покоя…
  • Матушка спросит: «Кто пришел, по какому делу?»
  • Молодой человек рассказывает, что уже три года врачи не могут вылечить язву на ноге.
  • — Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься… Когда водичка кончится, сразу приезжай…

Парень уходит, а Матушка говорит: «Он ведь молодой, пускай на ножках бегает. Господь поможет».

  1. В комнату вводят и сажают на стул еле переступающую ногами женщину…
  2. — Как тебя зовут?
  3. — Анастасия.
  4. Матушка на какое-то мгновение словно уходит в себя.

— А почему ты плохо Богу молишься? Надо Богу молиться, причащаться надо.

Пей водичку утром в семь, вечером в девять, растирайся маслицем в субботу и понедельник.

Ей наливают в трёхлитровую банку святую воду, а в пузырёк — освящённое масло…»

Очень много посетителей приходило к матушке.

Блаженная старица Макария всем помогала, никому не отказывала.

Порой ей даже некогда было покушать. А посетители все шли и шли…

Также духовный сын матушки вспоминает множество чудесных случаев. В одном из которых, матушка спасает от гибели человека. Однажды к ней пришел мужчина, который сказал, что хочет поехать на юг со своей семьей. И пришел он получить благословение от матушки.

Тогда матушка сказала мужчине, что если он уедет, то матушку больше никто не увидит. Это сильно напугало мужчину, и он решил послушать наставление матушки Макарии.

Позже он говорил, что обязан матушке жизнью, потому что если бы не послушался ее, то давно лежал бы в могиле. После узнали, что в той местности произошло сильное наводнение, от которого многие приезжие погибли.

Однажды иерей Николай засвидетельствовал удивительный случай, когда среди ночи он проснулся и увидел яркий свет, там, где молилась монахиня:

«Сначала свет был неяркий, но потом всё в доме залил яркий-яркий золотисто — огненный свет, слепящий глаза, даже смотреть невозможно яркий-яркий свет.

18 июня 1993 года в половине 12 ночи схимонахиня Макария умерла. Последнее, что сказала схимонахиня перед смертью: «поститесь, молитесь, в этом спасение…».

  • Похоронили старицу Макарию на сельском кладбище села Темкино, Смоленская область.
  • Очень интересное видео, в котором рассказывается о жизни старицы, как она исцелял людей, о том, где она жила последние годы своей жизни, а также как выглядит ее могилка сейчас.

Чудесные исцеления от молитв схимонахине Макарии продолжаются даже после ее смерти

Даже после смерти Макария Темкинская помогает всем, кто приходит к ней на могилку и просит помощи.

Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитвНа могилку схимонахини Макарии приходят с просьбами не только взрослые, но и дети

Очень много чудесных исцелений случилось после смерти монахини.

Свидетельство А.Т. Зайниева (Холм-Жирковский район, Смоленская область):

  1. «Я считаю своим христианским долгом засвидетельствовать факт моего исцеления во время поездки на могилу схимонахини Макарии, происшедшего в день ее памяти 18 июня 1999 года.
  2. После служения панихиды на могилке матушки Макарии, испив святой воды с ее могилки, при обращении к Господу с молитвой:
  3. «Господи, Иисусе Христе, по молитвам схимонахини Макарии, исцели тело мое, помилуй меня грешного».
  4. По возвращении из с. Темкино я ощутил в своем теле что-то непривычное…
  5. Понял, что у меня не болит рука, которую я не мог поднять в течение недели до груди.
  6. Рука же моя болела вследствие переломов шейных позвонков 4 — 5 отделов, перелома ключицы, кисти.
  7. Также ощутил резкое уменьшение боли в шпоре на ступне и размягчение сухих мозолей на ногах.
  8. Свидетельствую перед Богом и Церковью истинность моего исцеления, по моему глубокому убеждению, и вере в силу молитвы матушки Макарии пред Богом, и причащения святой воды с ее могилки».
Читайте также:  День святой ольги: когда празднуют в 2021, биография княгини и тексты молитв

Свидетельство иерея Владимира (г. Смоленск):

«Моя теща Грубицына Мария Федоровна, при жизни м. Макарии исцеленная ею от рака печени, побывала летом 2000 г. на могилке Матушки.

До этого у нее были частые приступы бронхиальной астмы, и она в тяжелом состоянии попадала в больницу.

Теперь милостию Божией, по молитвам м. Макарии, как она верит, ни одного приступа не случается».

В честь схимонахини Макарии был открыт музей. Здесь можно узнать о жизни монахини. Чтобы посетить это место, нужно заранее договориться о дате и времени.

Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитвМузей монахини Макарии находится по адресу: область Смоленская, Район Темкинский, Деревня Темкино Дом 59, Квартира 1

Добраться до могилы схимонахини помогут жители села Темкино

Как добраться до могилы матушки? Для начала нужно приехать в село Темкино, Смоленской области.

У местных можно спросить, где находится их сельское кладбище. Каждый, кто там проживает, уже знают, к кому вы идете.

Ее могилка — самая первая от входа на сельский погост. На могиле — черная гранитная плита и большой крест. Так же сразу можно увидеть на этой могилке очень много цветов. Найти могилку не составит труда.

Многие кто приходит, просят у матушки помощи, а также читают специальную молитву.

МОЛИТВЫ К ПРАВЕДНОЙ МАКАРИИ

  • О, Праведная мати Макария!
  • Ты сама с детских лет терпела нужду, и голод, и холод, и бесприютные скитания, навсегда болезнью приковавшие тебя к постели.
  • Ты сама всю жизнь терпеливо, безропотно и смиренно несла крест любви своей к Богу и ближним, потому и была для многих светочем, излучающим пример терпения, смирения и любви.
  • Ты сама в скорбной беспомощности своей обретала облегчение, утешение и радость только в Божественной благодати, даруемой за смиренную непрестанную молитву ко Христу Богу и Его Пречистой Матери, Приснодеве Марии.
  • И знаем мы, как многих скорбящих ты утешала, малодушных наставляла и направляла ко Христу и Церкви Православной.
  • Знаем и то, что молитва твоя о болящих и бедствующих всегда по вере приходящих была и целительной, и благодетельной.
  • Веруем мы, что и ныне за свое смирение, за свою праведность ты.
  • Матушка, удостоена от Господа блаженного пребывания со святыми в обителех небесных.
  • Веруем мы, что и ныне ты не оставляешь безутешными всех просящих твоей помощи и твоих святых молитв.
  • О, Праведная мати Макария!
  • Вознеси ныне ко Господу свою дерзновенную молитву о нас, многогрешных, да помилует Он нас, по велицей милости Своей, и да простит грехи наши.
  • Да укрепит Господь волю нашу, чтобы жить по заповедям Его и пребывать верными чадами в Церкви Православной.

Помоги нам. Матушка, своими святыми молитвами, чтобы неуклонно шествовать по спасительному пути, указанному Христом, и все в жизни творить во славу Божию. Аминь.

О прелюбимая и блаженнейшая мати наша Макария!

  1. Прими от верных сердец наших умильное моление сие:
  2. Сохрани мир и благочестие в семье нашей, умножи нашу веру в Бога,
  3. надежду на Него и любовь к Нему, отну нашему Небесному,
  4. испроси нам у Господа молитву горячую и сердечную,
  5. уврачуй нас, болезнующих душею же и телом,
  6. умасти раны наши елеом милости твоея,
  7. и напои нас, жаждущих, мудростию словес твоих.
  8. Избави дом наш и всех ближних рода нашего от враг видимых и невидимых,
  9. огради нас от всякого обстояния, належащего на ны,

и умоли Господа нашего Иисуса Христа помиловати и спасти нас, грешных. Аминь.

При жизни матушка оставила 9 страшных пророчеств — что ждет землю в будущем

Пророчества матушки:

  1. Грядет церковное нестроение. Библия, что напечатают, неправильная. Они оттуда повыкинут, что их касается, они не хотят укоризны.
  2. Готовится изменение веры. Когда это произойдет, святые отступятся и не станут молиться за Россию. И тех, кто есть, Господь заберет к Себе. А епископы, которые это допустят, ни здесь, ни там Господа не увидят.
  3. Скоро служба станет половинная, будет сокращена. Сохранят службу только в больших монастырях, а в других местах сделают изменение.
  4. Скоро колдуны все просфоры перепортят, и не на чем станет служить. А причаститься можно будет раз в год. Матерь Божия своим людям скажет, где и когда причащаться. Надо только слушать!
  5. Близко время гонений. Такую путаницу сделают, и душу не спасешь. Кто будет входить в церкви, станут записывать. За то, что Богу молишься, за то и погонят.
  6. Деньги лучше не станут, только подешевле раза в два, а потом еще подешевеют. Такое время наступает, сила отнимается колдунами. Будет еще хуже, не дай Бог дожить до того. Скоро пойдет человек нехороший, пойдет колесом. Ладно бы конец света, а тут — ломка построек и народа, все с грязью смешано, будете по колено в крови ходить.
  7. Будет голод большой. Колдуны теменью всю землю покроют, а без солнца ничего не вырастет. А этому никто значения не придает. Солнце в четыре часа чуть-чуть проглянет, и опять станет темно. Мы будем в темноте.
  8. Начнется неурожай, когда монахов станут ссылать. И не помрешь. Господня будет воля, кто не записан помереть, тот будет мучится и помереть не помрет.
  9. По Библии мы теперь доживаем, она называется «Совершаемая». Скоро все будет рядом: и земля рядом, и небо рядом, всего будет много, такой Хозяин будет. Сказала Матерь Божия — Немножко осталось, сойдет на землю со Спасителем, все освятят, и на земле настанет как рай.

Схимонахиня Макария: что она предсказала России: ????????????௶???????????????? ???????????????????????????? ???????????????????????? Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости

Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитв

Большую часть своей жизни схимонахиня Макария провела в селе Темкино Смоленской области. Именно поэтому матушку еще называли Макарией Темкинской или Смоленской. К старице до последнего дня приезжали паломники, желающие исцелиться от недугов или узнать будущее. Некоторые из предсказаний Макарии удалось зафиксировать. Так, монахиня утверждала, что «Россия никогда не погибнет», потому как «Господь ее просветит».

Путь в монашество

Как пишут Юрий Симченко и Валерий Тишков в своей книге «Православие и русская народная культура», будущая схимонахиня Макария, а в миру Феодосия Михайловна Артемьева родилась в деревне Карпово в 1926 году. Вместе с ней появился на свет и брат-близнец. Однако сразу после того, как детей окрестили, мальчик умер.

А его сестра, которую нарекли Феодосией (то есть «Богом данная»), выжила. Правда, Феодосия богатырским здоровьем тоже не отличалась: с полутора лет она страдала от болей в ногах, а в 3 года и вовсе перестала ходить. С тех пор Артемьева передвигалась только ползком. А спустя 5 лет Феодосию настигло еще одно несчастье – она впала в летаргический сон.

Она пришла в себя в морге, и сама выползла на улицу.

Но на этом беды Феодосии не закончились. Если верить Геннадию Дурасову, автору издания «Богом данная: жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии», в годы Великой Отечественной войны подросток оказался на улице.

Почти 2 года Артемьева бродяжничала, пока ее не подобрала монахиня, проживавшая в селе Темкино Смоленской области. После войны Феодосия стала послушницей, а впоследствии приняла монашество и схиму. Именно в период монашества Макария и стала знаменита.

В Темкино приезжали паломники со всей страны: в основном люди мечтали получить исцеление от какого-либо недуга. Однако матушка Макария обладала и еще одним даром – пророческим.

Предсказания Макарии

Предсказывать будущее Макария начала после того, как очнулась от летаргического сна. Например, будучи еще десятилетней девочкой, Феодосия вдруг запела дома заупокойные стихи. Мать спросила дочь, зачем она это поет. А Феодосия ответила: «Аксютка (сестра) умерла». В тот же день Артемьевы получили печальное известие.

Впрочем, долгое время девочка всеми силами скрывала свой дар от окружающих. По крайней мере так гласит издание «Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование» под редакцией О. В. Кириченко. Макария прикрывалась юродством, игрой в куклы и другими занятиями.

Хотя это не слишком помогало: односельчане все равно замечали за девочкой «неладное».

Прозорливость схимонахиня сохранила до конца своих дней. Некоторые из предсказаний Макарии удалось зафиксировать энтузиастам. Так, если верить Виталию Симонову, автору книги «Нострадамус. Сиксены, альманахи и письма о будущем человечества», в июне 1988 года старица поведала о том, что «страшнее для нас будут китайцы».

По словам Макарии, жители Китая «возьмут половину земли». В марте 1989 года монахиня заговорила о «ломке построек и народа», а также заявила: «Будете по колено в крови ходить». Ровно через 3 года она упомянула о войне, во время которой множество «людей перебьют палками».

Тогда, по мнению блаженной, все будет смеяться, но когда палки сменяться ружьями – заплачут.

Смерть старицы

Стоит отметить, что Макария Темкинская уверяла, что до 1999 года «никакого бедствия быть не должно». Дело в том, что, как утверждает Дмитрий Литвин, автор издания «Последние судьбы России и мира.

Грядет апокалипсис», по мнению матушки, до упомянутого года люди жили по так называемой Совершаемой Библии, а после — «по Истории». Тем не менее Макария заявляла о том, что «Россия никогда не погибнет», потому как «Господь ее просветит». Впрочем, старица не планировала дожить даже до 1999 года.

Еще в 1987 году она сказала о том, что скоро Бог ее «приберет». Так и случилось: Феодосия Артемьева скончалась в 1993 году в возрасте 67 лет.

Виктория Карпухина, автор книги «Православные старцы. Просите, и дано будет!», пишет о том, что Макария даже дала последние наставления. «Поститесь, молитесь, в этом спасение!» — заявила старица.

Незадолго до своей кончины уже больная Феодосия взглянула в окно и произнесла: «А здесь будет стоять храм».

И в самом деле, в 2000 году на том же самом месте, на которое указала Макария, в селе Темкино была заложена церковь во имя иконы Смоленской Божьей Матери.

Читайте также:  Елена сербская: житие и именины королевы, икона преподобной святой и молитвы

Схимонахиня Макария: житие старицы и о чем просят матушку, тексты молитв

День памяти: 19 января (1 февраля)

Преп. Макарий родился около 300 года в селении Птинапор (Нижний Египет). Рано овдовел, занявшись после смерти жены изучением Священного Писания. После смерти родителей, покинул селение и стал послушником у некого проживающего поблизости старца. Спустя некоторое время, он был рукоположен во диакона местной церкви, но довольно скоро удалился в полное одиночество в Фаранскую пустыню.

Услышав об Антонии Великом, прп. Макарий стал его учеником, поселившись, по совету преподобного, в Скитскую пустыню. Там он был рукоположен во пресвитера и прославился многочисленными чудесами. Около 360 года он основал монастырь, названный потом его именем. Там он и скончался в 391 году.

Молитва преподобному Макарию Великому

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания

Макарий Великий в Викицитатнике
Макарий Великий в Викитеке
Макарий Великий на Викискладе
  1. Утреннее молитвенное правило
  2. Вечернее молитвенное правило
  3. Скитская пустыня располагалась на расстоянии дневного пути от Нитрийской горы, в северо-западной части Египта. В ней проживало множество египетских пустынников.
  4. Димитрий Ростовский. Жития святых. 19 января.
  5. Письмо, писанное епископом Палладием правителю Лавсу.
  6. Жизнь преподобного Макария Египетского.
  7. Русский перевод см. в сборнике: Творения древних отцов-подвижников. Святой Аммон, святой Серапион Тмуитский, преподобный Макарий Египетский, святитель Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаженный Иперехий / Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. М., 1997. — С. 172–175. В основу перевода положен греческий текст, изданный В. Штротманном: Strothmann W. Die syrische Uberlieferung des Schriften des Makarios. Teil 2. Wiesbaden, 1981. — S. XIV–XXI.
  8. Сидоров А. И. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» // Альфа и Омега : журнал. — 1999. — № 3 (21). — С. 108.

Отрывок, характеризующий Макарий Великий

– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал! – Два, кажется? – Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь. Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту.

Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.

– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих. Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать.

Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими.

Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать. – Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце.

Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»… В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление. «Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов. Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз. – Что, бг’ат, понюхал пог’оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова. «Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться. – Что это было, картечь? – спросил он у Денисова. – Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака – любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень. И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера. «Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер. – Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут. – Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело. – А коли про потерю спросят? – Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал , – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал . Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России. 28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта. Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению. Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично вправе и влеве проходили новые разнообразные леса, поля, деревни.

Читайте также:  Исповедь перед венчанием: что говорить и обязательно ли причастие

  Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Жизнеописание

Макарий родился около 300 года в Нижнем Египте в селении Птинапор. В раннем возрасте по желанию родителей вступил в брак, но рано овдовел. После смерти жены Макарий углубился в изучение Священного Писания.

Похоронив родителей, Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике.

Проезжавший через Птинапор местный епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным саном, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне, Макарий пошёл к Антонию Великому и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне. По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню.[1] По словам Димитрия Ростовского, в ней Макарий

так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих братий и получил от них название «юноша-старец», так как, несмотря на молодость свою, обнаружил вполне старческую жизнь.[2]

В 40 лет Макарий был рукоположен в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших. Так, по преданию, святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения.

Из более поздних свидетельств о жизни Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства[3][4].

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название — монастырь Макария Великого.

Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским пострадал в период правления императора-арианина Валента.

Их сослали на пустынный остров, населённый язычниками, но, согласно преданию, через исцеление дочери жреца, Макарий обратил жителей острова в христианство.

После того как об этом стало известно арианскому епископу, отправившему Макария в ссылку, он разрешил обоим старцам вернуться в свои пустыни.

Скончался Макарий в 391 году, в основанном им монастыре. Чудеса и видения Макария были описаны пресвитером Руфином, а житие составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский. Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого.

Схимонахиня Макария

Крестивший новорожденную девочку иеромонах Василий нарек ей имя Феодосия, что значит «Богом данная».

Вынимая ее из купели и подавая крестной матери на пеленку, сказал: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». С полутора лет у нее заболели ноги, и с трех она уже не ходила, а ползала.

Девочке хотели сделать операцию, но явился преподобный Тихон Калужский и сказал, что на это нет Божией воли.

В 1944 году Феодосию взяла к себе 72-летняя монахиня мать Наталия, управлявшая церковным хором в соседнем селе. Наталия была насельницей Вяземского Аркадиевского женского монастыря. После революции его закрыли, а монахинь поместили в тюрьму.

Там ей явилась Царица Небесная и сказала: «Все монахини записаны на смерть, в живых останешься ты одна, будешь ухаживать за больной в своем доме». В Феодосии она увидела ту самую «больную», о которой ей было возвещено много лет тому назад.

Когда девушке исполнилось 20 лет, иеромонах Василий совершил рясофорное пострижение послушницы с именем Тихона в честь преподобного Тихона Калужского. Теперь требующие исцеления и ее молитвенной помощи люди шли с утра до вечера.

Чаще стали появляться тяжелобольные, одержимые злыми духами. И на всех Тихона находила время, духовные и физические силы. Мать Наталия умерла в 97 лет, а дом подписала своему племяннику.

И пришлось Тихоне собирать деньги, чтобы купить стоявший в другом конце села ветхий дом.

По молитвам Тихоны от тяжелой болезни был исцелен один москвич, в благодарность за это он отремонтировал ее дом. Из соседних деревень пришли к ней две женщины и согласились жить у нее попеременно и вести домашнее хозяйство. 18 октября 1976 года послушница Тихона была келейно пострижена игуменом Донатом (Петенковым) в монашество с тем же именем – Тихона.

Спустя пятнадцать месяцев мать Тихона принимает высшую степень монашества – схиму, требующую от нее соблюдения еще более строгих молитвенных правил и затворничества.

Великая схима в Русской Церкви – это высшая степень отречения от мира. И беспрестанная деннонощная молитва станет самым главным ее деланием.

На день великого христианского святого и пустынножителя IV века Макария Египетского в дом к матушке Тихоне в очередной раз приехал игумен Донат с певчими, а у нее в это время гостил протоиерей Петр.

Все необходимое для пострига было приготовлено заранее. И 1 февраля 1978 года Матушка принимает великий Ангельский чин – схиму, в которую она была пострижена с именем Макария в честь выдающегося египетского подвижника.

В восемь лет в жизни Феодосии произошло событие, изменившее всю ее дальнейшую судьбу. Однажды утром ее не смогли добудиться и решили, что она умерла. Но девочка не умерла, а погрузилась в летаргический сон. В те дни, когда ее тело, казалось, безжизненное, лежало рядом с покойниками, душа пребывала в раю.

Матушка рассказывала, как не раз приходила к ней Царица Небесная, и Феодосия очень плакала и просила Её исцелить больные ножки или оставить ее в раю. Владычица на это отвечала, что Феодосия пригодится на земле.

Через четырнадцать дней она проснулась, и от Царицы Небесной получила благословение принимать и исцелять народ.

Когда началась Великая Отечественная война, отца и братьев забрали на фронт, мать уехала с внуками к брату в Калугу, а больную девочку оставила умирать в опустевшем доме. А вскоре ее выгнали и из дома, и почти два года жила она где попало.

«Я была тогда маленькая, под сарай залезу или в сено закопаюсь, – вспоминала Матушка. – Мучилась, ползала на морозе одинокая, никого рядом не было»

Послушница Тихона. 1970-е гг

Мученица Феодосия, имя которой получила в святом крещении сх. Макария.

Игумен Донат (Петенков), духовник Матушки. 1970-е гг.

Внутренняя озаренность позволяла схимонахине Макарии все видеть и все знать. Она могла своим внутренним зрением объять всего человека сразу. Не только видела его сущность, болезни духа и тела, но и знала, как врачевать их.

Дар прозорливости и дар учительства помогали Матушке нести тяжелое и ответственное послушание, которое ей дала Царица Небесная, – подвиг старчества. Старцем или старицей, знающими пути Божьего водительства, может быть только духовно одаренный и искусный в подвигах монах.

Своим примером и наставлениями он помогает духовным чадам бороться со страстями и достигать благодатных даров.

Люди знали схимонахиню Макарию как великую молитвенницу, чьи обращения ко Господу, ко Владычице и святым угодникам были скоро услышаны. «Я все время незнамо как молилась Богу», – сказала она как-то.

И в пламенной своей молитве была неутомима: «С молитвой мне нетрудно, с молитвой ничего не трудно». И каждую свободную минуту она молилась, и молитва подкрепляла ее.

«Я только лягу, закрою глазки и творю молитву».

Сей дом благодатный, Упование Божие, Прибежище Христово При пути, Село Тёмкино. 1986 г. Яко с нами Бог, – говорила Матушка о своем доме

Схимонахиня Макария родилась 11 июня 1926 года. Ее родители Михаил Артёмович и Феодосия Никифоровна Артемьевы жили в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector