Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Все аспекты этого праздника, историю, иконы и молитвы, мы рассмотрим в данной статье.

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия.

Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это.

Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.»

Святой Иоаким немедля отправился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку.

Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин.

А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Святые Иоаким и Анна

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождества Богородицы , глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества.

Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея.

Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная.

Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем.

Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная.

Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй.

Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество.

Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему.

Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Максим грек: жизнь и деятельность святого, икона преподобного и тексты молитв

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси.

Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповеди на Рождество Божией Матери

Рождество Божией Матери. Проповедь митрополита Антония Сурожского

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности. Проповедь священномученика Сергия Мечева

Мы все – род Божией Матери. Слово протоиерея Всеволода Шпиллера в день — Рождества Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы: Истина, полнота и красота нашей веры. Проповедь протоиерея Валериана Кречетова в праздник — Рождества Богородицы.

Все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано. Проповедь священника Михаила Немнонова в праздник Рождества Богородицы.

  • Вы прочитали статью Рождество Пресвятой Богородицы | История | Иконы.
  • Рождество Божией Матери: слезы в День рождения
  • Рождество Пресвятой Богородицы: Адам и Ева возрадовались! +ВИДЕО
  • Дети — это больше, чем просто дети
  • 10 фактов о Рождестве Пресвятой Богородицы
  • Почему мы празднуем Рождество Богородицы?
  • Мир в ожидании Рождества
  • От боли к боли, от радости к радости. Рождество Богородицы
  • Тайна Богородицы
  • Рождается будущая Богородица
  • Одушевленное Небо
  • Мы все – род Божией Матери
  • Рождество Пресвятой Богородицы: Истина, полнота и красота нашей веры
  • Все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано

«Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь!». Рождество Пресвятой Богородицы

  1. Рождение Богородицы. Сербская песня
  2. Рождество Богородицы — ИКОНЫ праздника
  3. Рождество Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме

Рождество Пресвятой Богородицы: история, значение, суть праздника

В сентябре Православная Церковь отмечает сразу два двунадесятых праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного Креста Господня. Рождество Пречистой следует раньше другого праздника. Отмечается он 21 сентября по новому стилю. Праздник имеет свою историю.

История появления праздника

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Свидетельства о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы появились в истории довольно рано. Уже в четвертом веке Нашей эры имеются упоминания о нём. Известно, что святая Елена велела воздвигнуть храм в честь этого праздника в Палестине.

В творениях святых отцов первых веков христианства есть
упоминания об этом празднике, а именно:

  • у св. Иоанна Златоуста;
  • блаж. Августина;
  • св. Прокла;
  • св. Епифания и др.

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников».

Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода.

Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что
было наказанием за грехи. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам
снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте.

Но для этого Он
должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он
ничем не выделялся среди людей.

Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя
и без участия мужского пола.

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова.

Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше.

Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Святые Иоаким и Анна были бездетные. Поскольку в Израиле считалось многочадие особым благословением Божиим, то супругов, не имеющих детей, считали грешными, несущими таким образом наказание Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих
соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его
тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это.
Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью.

«Все имеют детей, кроме нас» — думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически.

Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Читайте также:  Акафист Воспитание: о чем просят перед иконой Божией Матери и текст молитвы

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Богородицы — история из Закона Божия

Всемирная радость в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

В Иерусалиме, неподалеку от ворот, называемых Львиными, храм Рождества Богородицы в монастыре Святой Анны, под которым — пещера. Это уцелевшая  до наших дней часть строения, в котором более двух тысячелетий назад появилась на свет Та, Кто привела в мир Спасителя.

История праздника

 Рождение Божией Матери

21 (8) сентября отмечают Рождество Пресвятой Богородицы.

В городе Назарете жила праведная, благочестивая семья. Из колена Иудина, рода царя Давида происходил Иоаким, а его жена Анна была дочерью Матфана  из рода первосвященника Аарона. Супруги прожили вместе более полувека и были в преклонных годах, но оставались бездетными.

Иоаким и Анна со смирением сносили насмешки и осуждение, которым подвергались за грехи – они, как верили иудеи, и препятствуют появлению детей. Когда первосвященник в Иерусалимском Храме по этой причине не допустил Иоакима принести жертвы, праведник на сорок дней удалился для молитвы в пустыню.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы на девять месяцев отнесен от другого – Зачатия Пресвятой Богородицы 22 (9) декабря.

Иоакиму  и молящейся дома Анне  явился ангел. Он утешил супругов вестью, что им будет даровано потомство, моления их услышаны, и что потомство их будет прославлено в мире.

У Золотых ворот встретились Иоаким и Анна, спеша поделиться добрыми вестями. В положенный срок у них родилась дочь. Свое дитя праведные супруги обещали посвятить Богу, Анна дала обет, что девочка не ступит на землю до тех пор, пока не войдет в Храм.

Во исполнение обета Иоаким и Анна  принесли в Иерусалимский Храм трехлетнюю дочь Марию. Маленькая девочка с легкостью вошла по высоким ступеням и оставалась в Храме вплоть до обручения с праведным Иосифом.

Дева Мария

Имя «Мария» означает «надежда» или «госпожа». Пресвятая Дева стала Надеждой и Госпожой всего человечества, ведь через Неё к нам пришел Христос.

Архангел Гавриил принес Благую весть о рождении Спасителя Деве Марии .

Иоаким и Анна неслучайно именуются «Богоотцы». Сбылись ветхозаветные обетования, что Спаситель будет происходить из рода  царя и священника.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – таково полное наименование праздника – основано на церковном Предании. О событиях, которым посвящен праздник, мы узнаем из Протоевангелия Иакова (II век) и апокрифа, Евангелия псевдо-Матфея ( IX век).

Возникновение праздника исследователи относят к VII веку, ко времени правления императора Византии Маврикия (ок. 539-602 гг.).

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитв

Иконография: Рождество Богородицы Датировки: XIX в. Первая треть XIХ века.Происхождение: Из церкви во имя Святой Живоначальной Троицы деревни Улома, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области).

Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы:  высота 107 см, ширина 77 см Сюжет разворачивается на фоне сложного архитектурного стаффажа. Под аркой с ионическими колоннами изображена Анна со служанками. Ниже – сцена Омовения Марии. В верхних углах иконы фигуры Иоакима и Анны, которые получают благовестие от ангелов о рождении ребенка.

В центре – полуфигура Господа Саваофа в облаках. В левом в нижнем углу расположена сцена встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот, в правом – святой Иоаким. Поступила в 1938 году.Реставрация: ВХНРЦ, 1992 г., реставратор – Тимофеев Н.Г.Инв. № 1256/3. © Череповецкое музейное объединениеЛитература: Куликова О.В.

Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 115 (Илл. 116).

Что символизирует?

На двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы ликует вся Вселенная. Через Деву в мир приходит Христос.

В святоотеческих поучениях мы находим толкование великого события. Как через жену, прародительницу Еву, человечество пало и поработилось грехом и смертью, так через Пресвятую Богородицу происходит Боговоплощение, и человечество спасено от вечной смерти.

Но спасение и Боговоплощение было бы невозможно без простых слов, сказанных юной Приснодевой Марией:

Икона

До наших дней дошла фреска в Ферапонтовом монастыре, на которой в начале XVI века знаменитый иконописец Дионисий запечатлел праведных Иоакима и Анну с девой Марией.

Иконография праздника относится к позднему времени – в IX  веке появились первые изображения: Анна на ложе, девы, омывающие младенца Марию, дары, которые принесли Анне. Фреска в каппадокийском храме — одна из древнейших.

  • Это связано с иконоборческой ересью VIII – начала IX веков, когда создание икон прекратилось, а уже написанные были уничтожены.
  • К X -XI  веку относится византийская иконография Рождества Девы Марии.
  • Позднее икона становится житийной – добавляются клейма с различными событиями из жизни благочестивых Богоотец:
  • Иоаким у Храма;
  • его жертва отвергнута первосвященником;
  • молитва Анны о даровании чада;
  • Иоаким в пустыне;
  • явление ангела;
  • встреча праведных супругов у Золотых ворот;
  • рождение Приснодевы;
  • омовение новорожденной;
  • служанки и девы с младенцем;
  • Иоаким и Анна с Марией.

Праведный Иоаким только в XIII  веке появляется на иконах Рождества Пресвятой Богородицы. Это объясняется строгими запретами иудаизма. Мужчина не мог войти на женскую половину дома в момент появления ребенка. Поэтому Иоаким изображен то заглядывающим в окно, то стоящим в дверном проеме. На более поздних иконах праведный Иоаким уже находится рядом с Анной.

Иногда на иконах можно видеть фонтан или источник. Из него пьют птицы и их птенцы. Это символическое осмысление иконописцем важной роли не только рождения, но и воспитания родителями Приснодевы Марии.

Приметы. Обычаи. Обряды. Что нельзя делать 21 сентября в день рождения Богоматери?

Этот день в народе отмечен различными традициями. Первый месяц осени, в каком отмечается Рождество Пресвятой Богородицы – щедрое время после уборки урожая. Если в селах были выстроены храмы в честь Рождества пресвятой Богородицы, то на  ярмарки в честь праздника съезжались жители со всей округи.

Народное название праздничного дня — «Госпожинки». По традиции семейные дети навещали родителей, семьи собирались за столом.

Что нельзя делать в праздничный день:

  • заниматься физическим трудом;
  • ссориться с родными;
  • употреблять алкогольные напитки;

С праздником связаны и народные приметы:

  • дождь утром праздника означает холодную зиму;
  • если роса высохнет быстро, зима будет бесснежной;
  • если праздничный день выдался солнечным и теплым, такой будет вся осень.

Женщины обращались с молитвами к Богоматери, прося даровать им детей, которые стали бы радостью родителям.

Особенности богослужения

Само Рождество Богородицы предваряют предпразднство и четыре дня попразднства.

В паремиях  раскрывается смысл события и его значение для всего человечества.

  Иакову в пустыне видится во сне лестница, ангелы восходят по ней, и сам Господь дает обещание:  «благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. XXVIII, 10–17).

Во второй — Ту, Кому посвящен праздник, пророк Иезекииль называет вратами спасения (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1–4). Последняя из паремий именует Её «Домом, преуготованном Премудростью» (Притч. IX, 1–11).

События праздника нашли отражение в творениях христианских авторов:

  • в V в., — Анатолий, архиеп. Константинопольский;
  • в VII в. — св. Андрей Критский;
  • в VIIIв. — св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский;
  • в IX в. — Иосиф Студит и Анатолий, архиепископ Солунский.

Служба Рождества Пресвятой Богородицы сложилась уже к XI веку.

Есть ли пост в этот день?

21 сентября – в день, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы, по православному календарю поста нет. Однако, если эта дата выпадает на среду или пятницу, то верующим разрешается кушать рыбные блюда.

Читайте также:  Всех скорбящих радость: молитва перед иконой Божией Матери и о чем просят

Тропарь. Кондак. Молитва

  1. Тропарь праздника, глас 4:
  2. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

  3. Кондак праздника, глас 4:

«Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем.

/То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

  • Песнь Пресвятой Богородицы
  •  «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
  • Величание
  • Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́.

Этот праздник – «день всемирной радости» (св. Иоанн Дамаскин). Пресвятая Богородица и Приснодева Мария — заступница всех, кто просит Богоматерь о помощи.

Марина Рогова

Рождество Пресвятой Богородицы — дата, история и значение праздника | Православиум

Рубрика: Церковные праздники

События, описывающие Рождество Пресвятой Богородицы и послужившие основой праздника, описаны в Протоевангелии от Иакова. Этот текст относится к апокрифам — историческим христианским текстам, не включённым в новозаветный канон. Он написан на греческом языке предположительно во II веке после Рождества Христова. Речь в нём идёт большей частью про события, предшествующие Евангельской истории.

Рождество Пресвятой Богородицы: история и значение праздника, 6 текстов молитвРождество Пресвятой Богородицы (православная икона)

Нас интересует отрывок Протоевангелия, повествующий о праведных Иоакиме и Анне. Супруги были весьма набожны. Они были очень обеспечены и тратили свои богатства на дары храму и на жертвы Богу. Иоаким, например, каждый раз, когда Закон Моисея предписывал принести жертву в храме, приносил её в двойном размере.

Но на один из еврейских праздников Иоакима не допустили в Иерусалимский храм принести Богу дары. Это случилось из-за того, что тот был бездетен и в преклонных летах. Евреи считали, что чем больше детей у человека, тем больше он угоден Господу. Бездетных общество отвергало, люди не хотели иметь с ними никаких дел, почитая их грешниками.

Одна из центральных тем Ветхого Завета — каждый иудей мечтал, что среди его потомков родится Мессия. Поэтому бесплодие считалось проявлением гнева Божьего или наказанием за скрытые пороки и грехи. Иоаким и Анна страдали за-за отсутствия детей.

Когда Иоакима не допустили в храм, он принял на себя строгий пост и ушёл в пустыню молиться Господу. Анна осталась в городе, но тоже неустанно молилась. Она не отчаивалась, помня о жене Авраама, Сарре, которой Господь на старости лет дал сына.

На сороковой день к супругам сошёл ангел и возвестил о скором зачатии ребёнка. Они поклялись, что отдадут своего первенца в Храм для служения Господу. Так супруги и поступили. Когда девочке, названной Марией (по еврейски — «госпожа, надежда») исполнилось три года, Иоаким и Анна отдали её на воспитание в Иерусалимский храм. Сами они после этого прожили около двенадцати лет.

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Первые упоминания о празднике датируются V веком. Их можно найти, во-первых, в проповеди Прокла, патриарха Константинопольского, на Востоке. Во-вторых, и в сакраментарии (собрание текстов, которые произносились во время мессы) папы Геласия на Западе. Но эти свидетельства не имеют полной достоверности.

Некоторые исследователи оспаривают подлинность слов патриарха Прокла. А самые ранние копии требника папы Геласия принадлежат VIII веку. К тому же необходимо учитывать, что в большей части документов V века Богородичных праздников нет вообще.

А из Господских праздников — только Рождество Христово и Крещение Господне. 

Многие учёные считают, что большая часть Богородичных праздников зародилась только в VII веке. Но найдены тексты нескольких гимнов в честь Рождества Богородицы, написанных святым Романом Сладкопевцем (VI век).

Судя по всему, праздник Рождества Пресвятой Богородицы появился в Греции. Оттуда пришёл в Рим и распространился по дочерним Церквям. Сейчас этот праздник отмечается во многих христианских общинах.

Католический и православный тропари этого праздника полностью совпадают, что большая редкость. Отмечается Рождество Божьей Матери 21 сентября в Православии. 8 сентября — в Католицизме, Англиканстве и в Сирийской Церкви.

9 мая — среди коптских христиан. 

Значение и символика праздника

Для любого христианина Рождество Пресвятой Богородицы — значимый праздник. Это день, который ознаменовал собой начало эры нового завета, начало нашего спасения. Многовековой путь евреев к рождению Мессии приблизился к концу, родилась Та, которая способна вместить Божьего Сына, Иисуса Христа.

Считается, что дом богоотцов Иоакима и Анны расположен в северо-восточной части Иерусалима, но точного указания на место нет. В этой части города стоят два храма — православный и католический, между ними расстояние около 700 метров. И каждая конфессия считает, что именно их церковь стоит на месте рождения Девы Марии.

Почему праведные Иоаким и Анна пользуются таким почитанием? В конце богослужения священник всегда читает отпуст и перечисляет всех святых, память которых празднуется в день сей, и в конце каждого отпуста вспоминаются богоотцы Иоаким и Анна. Всё дело в словах Христа: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:20). Могут ли быть плоды достойнее, чем Пресвятая Богородица?

Кроме того, благодаря союзу Иоакима и Анны в Деве Марии соединились две важнейшие иудейские ветви. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из колена Левия. Таким образом, в Христе соединились кровь царского рода и кровь семьи Первосвященников.

На ранних иконах праздника изображается фигура праведной Анны, которая полулежит или сидит на ложе. Обычно в иконописи это символизирует лёгкие роды. В руках у святой спелёнутый младенец.

Вокруг Анны располагаются фигуры женщин, повивальных бабок, служанок и людей с дарами.

На более поздних изображениях появляется и праведный Иоаким, а также множество мелких бытовых деталей — младенец в колыбели, озеро, дом.

Вызывают определённый интерес и клейма (маленькие изображения ключевых моментов жизни святого, расположенные по периметру основного образа) на иконах Рождества Пресвятой Богородицы.

Там изображаются моменты жития богоотцов: жертва Иоакима в Храме; отказ первосвященника принять жертву; Иоаким в пустыне; Анна в саду; явление ангела богоотцам; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; само Рождество Богородицы и другое.

Особенности праздничного богослужения

На вечерней службе читаются три паремии Богородичных праздников. Также совершается лития и благословение хлебов. В ключевых моментах поётся тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. На утрене на полиелее поется величание.

После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа — “От юности моея”, который обычно поётся на двунадесятые праздники. В конце вечерней читаются два канона — святого Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского.

На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник — ирмос «Чужде матерем девство» с припевом.

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Величание на Рождество Пресвятой Богородицы

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector