Рождество иоанна крестителя (предтечи): дата и традиции праздника, тексты молитв

День Рождения Пророка и Крестителя Господня Иоанна

 

Празднование памяти святого обычно связано датой его кончины, когда, перейдя в иной мир, он становится особенно близок Богу, но также людям, за которых молится. Есть лишь несколько угодников Божиих, у которых Церковь особо чтит день рождения, прихода в этот мир. Один из них – «пророков предел и начало Апостолов», Иоанн. 

Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи): дата и традиции праздника, тексты молитв

Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI — XVII в.Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера.

Размеры иконы:  высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466.

© Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Считается, что Предтеча появился на свет в селении близ Иерусалима Айн-Карем. Издревле христиане чтили это место, здесь до сих пор сохраняются церкви, посвященные самому Иоанну, его праведным родителям. 

Определить историческую дату рождения пророка до сих пор не удалось. Ныне принятое летоисчисление, разделяющее историю человечества на «ante Christum» (до Христа) и «anno Domini» (после Рождества Христова) появилось только в VI в. в Западной Церкви.

Отвергая счет годов на основе периодов правления языческих императоров, христиане предложили новую датировку, постепенно принятую полнотой Церкви. Однако та же Западная Церковь, как выяснилось, сделала ошибку примерно на 5 или 7 лет, опираясь при вычислении дня и года рождения Спасителя на дату основания Рима.

 Таким образом, определенных западными христианами «первый год нашей эры» оказался на несколько лет позже реального года Рождества Христова. 

Таким образом, рождение Крестителя также пришлось на время «до нашей эры». Ведь св. Лука говорит о том, что события Рождества св. Иоанна случились «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5). А Ирод Великий, о котором идет речь, умер в 4 г.

до н.э., причем за три года до этого, около 7 г. до н.э. им проводилась перепись, во время которой произошло Рождение Христа, тогда как Иоанн пришел в мир на полгода раньше. Таким образом, годом его рождения можно признать 7 г. до н.э.

 

Месяц же появления на свет пророка Евангелистами никак не отражен, так что историки пытаются высчитать дату на основании обстоятельств появления на свет Иоанна, например, пытаясь понять примерный день рождения на основании смены «черед» служения в Иерусалимском храме: ведь именно во время богослужения священник «из Авиевой чреды», Захария, отец пророка, получил извещение Ангела о будущем рождении Иоанна. 

«Побеждается естества чин» 

Так воспевает Церковь пришествие в мир Сына Божия. Но то же можно сказать также о Его Предтече. Ведь по рассуждению человеческому он вовсе не должен был родиться. 

Родители пророка, священник Захария с супругой Елисаветой, отличались благочестием, праведностью по Закону Моисееву. Однако их бедой было отсутствие наследников.

В народе еврейском, тысячелетия жившем в ожидании прихода в мир Мессии, Спасителя, каждая семья надеялась, что именно их род прославится рождением Праведника. Бездетность же почиталась как бы клеймом, знаком отсутствия Божия благословения.

Считалось, что подобное говорит о неких тайных грехах несостоявшихся родителей. И, конечно, находились люди, не упускавшие случая обличить их. 

Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи): дата и традиции праздника, тексты молитв

Святые праведные Захария и Елисавета

Писание и Предание не говорят, подвергались ли унижениям от соплеменников супруги, но можно полагать, что вынести им пришлось немало. Прошли годы, оба они состарились, видимо, смирились со своим положением, притерпелись. 

Но однажды, когда Захария служил «по чину своей чреды» в Иерусалимском храме, он вдруг увидел Ангела. Небесный посланник возвестил ему то, о чем он, должно быть, молился десятилетия:

Услышана молитва? Вот сейчас? В старости, когда он уже давно перестал просить о несбыточном?  

Итак, священника известили не просто о рождении ребенка, но – пророка, причем – Предтечи Мессии. Благочестивый священник хорошо знал, что значит сравнение его еще не родившегося сына с великим Илией, о котором Предание говорит, как о том, кто возвестит приход Спасителя. 

Захария отреагировал так, как, наверное, отнесся бы к такому явлению считающий себя самым обычным человек: для него было очевидно, что он не готов. Как бы в растерянности он вопрошает явившегося:

«По чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». И тогда Гавриил – ибо то был Архангел, позже возвестивший Деве Богородице о Рождении Спасителя – наказывает Захарию немотой.

Отныне до рождения сына он не произнесет ни слова. А когда Елисавета родит мальчика – по наречении ему указанного Гавриилом имени произнесет первые слова. Они засвидетельствуют, как изменился Захария за 9 месяцев безмолвия.

Ибо то будет пророчество и славословие Бога за чудо. 

Значение этого события 

Многие годы ждал избранный народ Божий наступления времени, когда явится Израилю Мессия. Как могли, люди готовились к этому событию, подвизаясь в добродетелях по Закону Моисея.

Ветхозаветный праведник – исполнитель всех (или почти всех) из более чем 600 заповедей – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (2 Кол.2:20). Обращаясь к этому человеку, ап.

Павел, как бы с горькой иронией (и самоиронией – ведь он тоже был таким праведником!) пишет:

«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-19). 

Но наступает новое время: от презираемых родителей, чья «неправедность» вроде бы засвидетельствована пред всем людьми их бездетностью, рождается величайший из пророков.

А еще спустя шесть месяцев исполнится слово, сказанное в древности : «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Ибо без Бога человек, даже самый ревностный, не устроит дело своего спасения, как бы ни старался, сколько бы ни бился.

Именно об этом говорит Рождение Предтечи, происшедшее против всех законов естества – говорит тем, кто готов принять эту истину, смирившись, отвергнув свою человеческую праведность, приняв Божию волю. 

Протоиерей Артемий Владимиров в проповеди на праздник 7 июля 2016 г. говорит: «…Каждый из нас, учеников Христовых, должен смиряться пред своим Спасителем, как дитя перед отцом, ученик перед учителем, как земля перед небом, как творение перед Творцом.

Должен иметь крайнее благоговение пред Спасителем, хождение пред Его лицем, убежденность в том, что Спаситель пронизывает Своим Божественным взором наше сердце и видит душу как на ладони, иметь готовность с детским трепетом припасть к стопам Искупителя с верою, что Он – Агнец Божий и имеет власть на земле прощать грехи человеческие и возрождать наши души» 

В какой день отмечается это событие по церковному календарю

Время рождения пророка определяется церковным календарем, прежде всего, на основании Евангелия. Так, ап. Лука определенно указывает, что Предтеча родился примерно на полгода раньше Спасителя (Лк.1:26). Так как днем Рождества Господа считается 7 января (н.ст.), то празднование Крестителю установлено 7 июля, то есть за полгода. 

Значение в богослужебном круге церковных праздников 

Особо значимые празднования церковного календаря включают: 

  • Пасху; 
  • так называемые великие «двунадесятые» праздники, числом 12; 
  • великие праздники, не причисленные к двенадцати главнейшим, каковых насчитывается пять. 

Именно к числу последних принадлежит Рождество Крестителя наряду с другим празднованием – Усекновения главы святого. Из семи празднований св. Иоанну, которые приняты Церковью, эти два, таким образом, самые значимые. 

Особенности богослужения

 

  • Значение празднования выражается в том, что у него имеется один день «попразднства», то есть Церковь совершает особые службы Предтече не один, а два дня, 7 и 8 июля. 
  • По Иерусалимскому Уставу, принятому ныне Русской Православной Церковью, накануне празднования служится всенощное бдение. 
  • К числу особенностей праздничного богослужения Рождения Крестителя сейчас относят: 
  • канон святому во время бдения, который не предваряется, как во время других праздничных служб, Богородичным каноном; 
  • Церковь особо подчеркивает радость праздника: подобно службам Пасхи и последующих дней, на Рождество Крестителя не совершаются молитвы о усопших. 

Что касается праздничных облачений служащих, то обычно приняты ризы: 

  • белого цвета; традиционно считается, что он символизирует переход, рубеж; не случайно белы ризы священника во время таинств Крещения, Венчания, на погребении; в данном же случае речь может идти о том, что Рождество Крестителя стало рубежом, разделившим Ветхий и Новый Заветы; 
  • золотистые; это цвет Царства Небесного, которое проповедовал святой. 
Читайте также:  Бахчисарайская икона божией матери: в чем помогает богородица и текст молитвы

Иконография 

Первые иконы, на основе которых стала формироваться традиция, своего рода канон, иконописного представления события, появились примерно с IV в.  

Считается, что древнейшая из сохранившихся икон, воспроизводящих сказанное о Рождестве Крестителя Евангелием – скульптурный барельеф, на котором изображен Захария, пишущий на дощечке имя сына, с саркофага на могиле римского чиновника Юния в Латеране (359 г.). 

Древнейшей же фреской Рождества св. Иоанна считается находящаяся в храме св. Софии города Охрида (ныне – Македония, во времена Византии – столица Болгарии, здесь была патриархия). Эта икона относится к середине XI в. Она представляет, по-видимому, уже сложившуюся за тысячелетие иконографию события. 

Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи): дата и традиции праздника, тексты молитв

Рождество Иоанна Предтечи; Россия. Север; XVIIв.

Центр образа – прав. Елисавета на ложе. Вокруг нее изображены: 

  • пришедшие ее поздравить родные; они держат дары матери с младенцем; иногда на иконах можно увидеть, что женщины накрывают стол для празднования; 
  • рядом находится отец пророка, Захария, с дощечкой, на которой пишет имя младенца; 
  • наконец, обязательный элемент – омовение новорожденного, которое обычно пишется в нижней части. 

С XVI в. появляется на иконах Рождества появляется изображение св. Иоанна как Ангела пустыни, обычно в верхней части. Он представляется уже как зрелый муж, облаченный во власяницу, за спиной – крылья.

 Персты десницы святого сложены ораторским жестом, знаменующем призыв к вниманию.

Левой же рукой пророк держит свиток, на котором можно прочесть его слова: «Аз есмь глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень». 

С XVI в., когда распространяются «житийные» иконы, образ Рождества иногда изображается по их центру, окруженный клеймами, более подробно показывающими событие, а также вообще житие пророка. Одна из немногих икон такого рода – образ 1 половины XVI в. в Покровском (старообрядческом) соборе, который находится на Рогожском кладбище столицы. 

Знаменитые храмы и соборы в честь Рождества Иоанна Предтечи 

Исторически существовавших и ныне действующих церквей Рождества Крестителя по России известно более 300. Многие из церквей имеют древнее происхождение, десятки – разрушены за советские годы, или до сих пор не возвращены Церкви. Есть и храмы новой постройки, посвященные событию, по-прежнему близкому сердцам верующих. 

На Псковщине 

Здесь до настоящего времени действует, возможно, самый древний из соборов памяти Рождества Предтечи. Он построен в XIII в. Празднику Рождения Крестителя посвятила женскую иноческую обитель княгиня Евфросиния, сначала княгиня Полоцкая, затем – супруга князя Псковского Ярослава.

После того, как ее муж бежал из страны, принял католичество на Западе, она принимает здесь иночество с именем Евпраксии. Впоследствии, когда крестоносцы напали на Псков, княгиня-инокиня хитростью была захвачена бывшим мужем, воевавшим с бывшими единоверцами, приняла мученическую кончину. Основанная ею обитель существовала до начала XX в.

Перед самой революцией здесь было более 100 насельниц. 

После начала антицерковных гонений обитель была уничтожена, собор – передан государству. Его реставрация началась только с 1940-х гг. С 1991 г. здание вернули Русской Церкви. Первоначально это был приходской храм, с 2007 г. здесь – подворье Крыпецкой мужской обители св. Иоанна Богослова. 

На Пресне 

Эта церковь существует с конца XVII в. как деревянная. Каменное здание появилось с 1731 г., однако храмовая колокольная оставалась деревянной до пожара 1804 г. После этого началось возведение каменной, так что церковь приобрела уже вид, известный современным москвичам. 

В советские годы храм, хотя был лишен колоколов, не закрывался. Приход избежал ухода в обновленческий раскол. Ныне это один из любимых храмов православных москвичей. 

Память о Минине и Пожарском 

Жители Нижнего Новгорода знают эту церковь, как ту, на паперти которой Кузьма Минин в 1612 г. впервые призвал жителей города помочь ополчению, направляющемуся для освобождения Москвы от польских интервентов.

Храм, известный с XIV в., тогда, правда, был деревянным. Нынешний каменный появился с конца XVII в.

Он выстроен на деньги Нижегородского купца Гавриила Дранишникова, причем возведение здания завершилось уже после его смерти, в 1683 г.  

Место для церкви было выбрано на склоне, поэтому пришлось делать значительных размеров своего рода «цокольный этаж». Причт храма сдавал эти помещения арендаторам-купцам, здесь были лавки. 

После революции церковь отобрало государство, ее возвращение приходится уже на 1990-е гг. 4 ноября 2005 г. храм заново освящен. 

Надвратная церковь лавры 

Это маленький храм на вратами Троице-Сергиева монастыря. Он выстроен благословением Патриарха Адриана в 90-е гг. XVII в. Первоначально на этом месте находилась церковь прп. Сергия. Однако с конца XVII в.

в его честь освятили Трапезный храм, тогда как на месте храма бывшего были сделаны врата обители с церковью над ними. Известно, что благотворителем, пожертвовавшим деньги на строительство, была купец Г.Д.

Строганов.

Как бы память о связи Предтеченского и Трапезного храмов – схожий нарядный декор стен. Нынешняя церковь расписана в конце XIX в., убранство постепенно восстановлено в 1940-е гг. Паломники знают Иоанно-Рождественский храм как место, где обычно совершается исповедь. До последних лет здесь же проводил так называемые «отчитки», чин изгнания духов нечистых, архим. Герман (Чесноков). 

Рождение св. Иоанна – Ангела пустыни, но также подобного нам человека – особенно близко сердцу христианина, понимающего, что в «обычной» жизни всегда есть место для Божия присутствия, чуда. Стоит только принять волю Создателя о себе – и вступишь на путь, ведущий к Царству Небесному, как случилось это со св. Иоанном. 

Святой Иоанн Креститель

Наталья Сазонова

Проповедь в день Рождества Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи): дата и традиции праздника, тексты молитв

Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей). Относится к великим праздникам, непереходящий, ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). День этот всегда приходится на Петров пост. Праздник рожества Иоанна Предтечи на полгода отстоит от Рожества Христова, согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рожество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рожество Иоанна Предотечи — к летнему. После Рожества Христова день начинает прибавляться, а после рожества Иоанна Предотечи — убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предотечи:

Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин, 3:28–30).

Сам Господь Исус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10–11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как самый великий святой (после Богородицы); его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

От редакции: Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях.

Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»).

Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа.

В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи): дата и традиции праздника, тексты молитв

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва, досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся сла́вным и честны́м твои́м рождество́м, и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Конда́к, гла́с 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет, и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества: Его́же бо проро́цы пропове́даша, на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Предте́ча.

Величание рождеству

Велича́ем тя, Предте́че Спа́сов Иоа́нне, и чтим е́же от непло́дове пресла́вное рождество́ твое́.

Молитва на Рождество Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших.

Читайте также:  Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́ших николи́же поболе́хом и о Ца́рствии Небе́снем не попеко́хомся: но не пре́зри на́с, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, бо́лий рожде́нных все́х, по́стником и пусты́нником наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в.

Тя мо́лим, к тебе́ прибега́ем: не отри́ни на́с, прося́щих твоего́ заступле́ния, обнови́ ду́ши на́ша покая́нием, е́же е́сть второ́е креще́ние: твои́м хода́тайством пре́д Го́сподем испроси́ на́м очище́ние грехо́в.

Уста́ недосто́йная вопию́т к тебе́, и душа́ смире́нная мо́лится, се́рдце сокруше́нное из глубины́ воздыха́ет: простри́ пречи́стую твою́ десни́цу и защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых.

Ей, Го́споди Иису́се Христе́! Моли́твами свята́го Иоа́нна Крести́теля Твоего́, изря́днее же Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, Влады́чицы на́шея Богоро́дицы, спаси́ на́с, гре́шных рабо́в Твои́х, ка́ющихся о гресе́х. Ты́ бо еси́ Бо́г ка́ющихся, и на Тя́, Спаси́теля, возлага́ем наде́жду, сла́вяще Пресвято́е и́мя Твое́, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Рождество Иоанна Предтечи: молитвы святому

Иоанн Предтеча — первый проповедник, предсказавший пришествие Спасителя. Прародитель молитвы и святого таинства крещения, собственноручно окрестивший Иисуса Христа, сыграл важнейшую роль в становлении христианской религии.

Иоанн Предтеча — ближайший предшественник Иисуса, помазанник Божий, евангелист и прародитель святого омовения. К его помощи в молитве обращаются люди, желающие покаяния и ищущие заступничества.

Православная церковь чтит появление на свет Иоанна Крестителя. Это единственный Святой кроме Спасителя и Девы Марии, чье рождение имеет статус праздника в церковном календаре.

Молитвы, прочтенные в день Рождества Пророка, обладают особой силой.

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Крестителя — один из самых значимых христианских праздников, отмечающийся 7 июля по новому стилю. Рождение великого пророка было предрешено Господом. Родители Иоанна дожили до преклонного возраста в тяжелом испытании: они не могли иметь детей. Однако за покорность Божественной воле и искреннюю веру они были вознаграждены: к отцу Крестителя, Захарии, снизошел ангел с благой вестью о скором появлении наследника на свет. Мужчине было сложно поверить в такое чудо, и он попросил доказательство. За сомнения и в знак подтверждения вести о рождении Великого Пророка Захария лишился дара речи до рождества Иоанна.

У Иоанна была своя миссия на земле: он должен был подготовить людей к приходу Спасителя. Он проповедовал слово Божие и крестил людей в реке Иордан, где позднее окрестил самого Иисуса.

На сегодняшний день великий праздник широко отмечают все христиане. В некоторых странах Рождество Иоанна Предтечи имеет статус государственного праздника. Становление торжества берет свое начало с третьего века и празднуется повсеместно у католиков, протестантов и православных.

Молитвы Иоанну Предтече

Обращаться в молитвах к Святому лучше всего в дни его памяти. 7 июля каждый человек может ощутить на себе могущественную помощь Крестителя. Пророк был рожден в молитве и стал символом исполнения всех просьб, обращенных к Богу. У Святого Иоанна христиане просят заступничества, крепкой веры, исцеления, терпимости и исполнения желаний.

Первая молитва:

«Креститель Иоанн, проповедник покаяния, услышь молитвы мои и передай просьбы Владыке Небесному. Я, как недостойный, унылый, немощный и терзающейся печалью, призываю к Твоему участию и заступничеству. Умоляю очистить думы и душу мою, избавить от терзающих злых помыслов и наставить на пусть истинный. Святой Иоанн, Ты видел грехи земные и дарил искупление людям.

О, Проповедник земной, сумевший коснуться самого Иисуса и окрестить его, даруй мне спасение перед Господом. Помолись за грешного раба Божьего (имя) и не оставляй меня на произвол дьявольских сил. Я умоляю о благе, которое пронесу с собой всю оставшуюся жизнь. Проповедник и мученик пустынный, не отрекайся от меня, обнови душу мою покаянием и наполни сердце неподдельной верой.

Вечно Царствие Небесное. Аминь».

Молитва вторая:

«Святой Иоанн Предтеча, не отвернись от кающихся людей. Проповедник, рожденный в молитве, укажи на путь истинный и помолись за недостойных рабов Божьих (имя) о спасении душ наших. Покаявшись в грехах, совершенных по неосторожности, по незнанию, от недостатка веры ли или по злому умыслу, молим простить все.

Ищем спасения подле ног Твоих, Креститель Христов. Хотим принять в дар второе крещение Твое, омыть наши раны, души и сердца. Защити силой Небесной от любого врага, напасти и смертных грехов. Спаси нас, греховных и недостойных помощи Твоей и вразумления Твоего. Надежду возлагаем на Имя Твое, сейчас и во веки веков.

Аминь».

Молитва третья:

«О, Иоанн Предтеча, проповедник и креститель рода человеческого. Молим о помощи Твоей, о спасении и заступничестве. Умоли Господа-Бога о нас, грешных и смертных рабах Его. Всели, с Божьей помощью, в сердца каждого чувство покаяния, терпимости и любви к Творцу.

Избавь нас от злости, лицемерия, беззакония и неверия. Ты, Святой, учитель правды и заступник всех грешных. Умоляем, снизойди светом ярким и озари тернистый путь, не оставь нас в тяжелые минуты и помоги бороться с несправедливостью.

Подари нам, грешным (имя), терпимость в делах, какую испытывал Ты, находясь в заточении и гонении за веру праведную. Мы готовы нести крест, который достался нам, но не оставь нас без поддержки и любви. Ты проводник между Господом и людьми, ближе всех находящийся к Спасителю.

Да услышь молитвы наши и подари благодать Свою. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В тяжелые времена прочитайте молитву перед чудотворной иконой Иоанна Предтечи. Святой поможет в трудный час, в дни муки и гонений, в счастье и горести. Крепкой вам веры, заступничества,

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Рождество Христово — волшебный праздник, который отмечают во многих странах мира. Чтобы обрести поддержку и …

Рождественский пост — время духовного роста и очищения от грехов. Молитвы на начало поста помогут …

Православные верующие обращаются к Высшим Силам, чтобы справиться с любыми трудностями, в том числе исцелиться …

Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Купала — Звенигородское благочиние

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АВДЮГИН

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Сами события этого рождества, как предшествующие, так и последующие заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном.

Постичь умом, и тем паче построить какую-то логическую цепочку в череде евангельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это», а верующий…

Верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, повторяет. Ведь для него – «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно. Не поражаться же произошедшему столь давно, но отнюдь не утратившему современного (здесь хорошо, более емкое, украинское определение «сучасного») значения невозможно.

Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, столь характерных для человека нынешнего времени при проявлениях Божьего промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был праведным, и в тоже время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захарий не поверил.

Не поверил, хотя был полон веры в Бога.

До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник – наказывается! И хотя близко удивительное избавление от наказания, невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24)

Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства. Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик.

В пустыне Предтеча питался только акридами и диким медом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому своему служению. Именно он – Иоанн, есть начало начал монашества.

Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.

Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь – источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.

Читайте также:  Почему свеча плачет в церкви: к чему это, приметы и их значение

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончинысложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Дивен Господь во святых своих.

Знаем мы это. Ведаем и иное, что не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота своего в любых обстоятельствах, остается верным Христу и на протяжении веков питает окружающих истиною Правды.

  • Брань с многобожием, основной ставкой «врага мiра сего» – не прекратится до времен последних, и в том, что эта баталия через наши города, веси и души проходит – сомнений нет.
  • Христианство пришло в Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока по причине его человеколюбия и своего рода «гуманности», тем не менее многобожие, жертвы и идолы имели, как говорится, место быть.
  • Христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что Дажбог, Перун и прочие «боги», сброшенные равноапостольным Владимиром в Днепр, сразу преодолели пороги русского Иордана и наших душ.

Языческие традиции одним словом не перешибешь, да и в православном христианском опыте не было принято выкашивать всё дотла. Некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами.

Так было и при установлении праздника Предтече Господнему Иоанну

Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы.

Концентрировались же все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки в конце июня, во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, по достижении высокого проявления своих сил, делает первый поворот на зиму.

В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу, а ночь с 23-го на 24-ое была для них самой мистической в году.

«Концентрация» эта была многообразна, красочна и многопланова, да и не удивительно, ведь Купала был в первом ряду языческих богов и считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна.

Вот, что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили Жертвы.

Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи» воплощаемые в реальность в этот день и ночь опускает, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

Так в «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, – что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Но вот уже в начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства.

Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов – в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения.

В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми.

В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о какой-нибудь определенной связи современных простонародных поверий с былой верою».

Не менее спокоен и автор «Настольной книги для священнослужителя» С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня читаем: «Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах.

Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы.

В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».

Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваны, но лукавый в очередной раз подсуетился…

Время «толерантности и гуманности» на дворе и как результат – всплеск самого низкого, до элементарного уровня простого, не требующего ни ума, ни знаний верования вновь расцвело. Причин этого множество, но главная из них – духовная бесхребетность, желание получить удовольствие телесное с минимумом затраты как ума, так и сил.

Посмотрите в эти июльские дни на все роды СМИ, независимо от их политической окраски и источников финансирования.

Лишь упоминания, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна Крестителя, а далее – сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления  «оберегов» и тексты заговоров.

Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество похоти. Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, который, описывая эти «празднества» «во градех и в селех» еще в XVI веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».

Беда в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами невидим тот, кто управляет языческим игрищем.

Но помнить надобно православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector