Пророк соломон: житие и кончина святого, труды и почитание в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Пророк Соломон: житие и кончина святого, труды и почитание в православии

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Пророк Соломон: житие и кончина святого, труды и почитание в православии

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

  • Он был чудотворцем, который исцелял людей и спасал от смерти.
  • Он был богословом, который тонко чувствовал вероучительные вопросы и отстаивал истину в споре с еретиками — которые на тот момент имели в Империи очень сильное влияние.
  • Святитель Николай был не просто митрополитом (то есть, священником-архиереем, который возглавляет целую митрополию), но в первую очередь любящим пастырем и самоотверженным защитником для своего народа. Его заступничество перед простыми людьми не пропало в христианской памяти.
  • Ну и наконец, святитель Николай в не меньшей степени олицетворят собой подвиг смирения и послушания — поскольку сана митрополита никогда не искал и публичности тоже. Да и вообще, в юности, как и любой, наверное, монах, мечтал об уединении и пустыне. Однако став митрополитом, он словно «забыл» про свои желания и всецело отдался служению, которое приготовил ему Господь.

Святой пророк Илия: житие кратко (читать, слушать, смотреть)

Илия – один из ветхозаветных пророков, известен более всего тем, что его Господь забрал живым на Небо. Он не узнал смерти в земном теле. Самый почитаемый древний пророк, его чтут не только в православии, но и в исламе, и иудаизме. Чем же он так прославился, что память о нем жива даже спустя три тысячи лет?!

Илия: житие святого пророка

Пророк Соломон: житие и кончина святого, труды и почитание в православии

Родился Илия в девятом веке до Рождества Христова. Он
появился на свет в Фисвах, за это получил прозвище «фесвитянин». Имя его
переводится как «мой Бог». Соответственно своему имени, святой всю жизнь был
верующим, борцом с язычеством. Он проводил время в молитве, живя в пустыни.

История о жизни пророка содержится в книгах Ветхого Завета (3 и 4 Книга Царств). В это время правил нечестивый царь Ахав. Его жена Иезавель была не из еврейского рода и поклонялась языческим идолам. Этому она научила своего мужа, а затем весь израильский народ.

Пророк обличал их, но они не думали каяться. Пророк
предсказал голод стране, если царь не раскается. Но и тогда он не обратился от
своего беззакония. Илия помолился, и настала засуха три года. Народ стал
голодать.

Тогда Иезавель поклялась убить Илию. Он удалился в пустынное место, где молился Богу, и ворон каждый день приносил ему пищу. Когда источник, у которого жил пророк, иссох, Илия вернулся в город.

Он нашел бедную вдову и поселился у нее. Пока Илия был в ее
доме, у нее не кончалась мука и масло. Это было вознаграждение за милосердие и
гостеприимство этой женщины. Когда сын вдовы умер, пророк воскресил его
молитвой.

Сила молитвы пророка Божиего Илии

Тогда пророк решил устроить показательное состязание. На
горе он велел принести жрецам Ваала жертвы. И сам он тоже принес жертву Богу
Истинному. Свою жертву он даже полил водой. Затем пророк велел молиться жрецам
своему Ваалу. А сам он стал молиться Богу. Он сказал, чья жертва загорится,
значит тот и есть Бог Истинный.

Жрецы взывали к Ваалу, наносили себе раны ножом, чтобы громче кричать. Но жертвы их не были приняты. А жертва Илии загорелась сама после его молитвы, это значит, что Господь принял его жертву.

Тогда весь народ уверовал в Бога Истинного, а жрецов, уже
достаточно израненных своими же ударами, пророк приказал убить. По молитвам
Илии тут же пошел дождь, Господь прекратил засуху.

Восшествие на небо

У Илии был ученик, которого звали Елисей. Ему было открыто,
что скоро Илия уйдет от него необычным способом. Поэтому он везде стал преследовать
его, чтобы видеть это чудо. Однажды они шли вместе, но Илия велел Елисею
остаться и не идти с ним дальше. Тот отказался.

Пророк спросил, что он хочет больше всего. Елисей ответил:
такую же благодать, как у Илии. Пророк сказал, что он получит ее, если поймает
его верхнюю одежду (она называлась «милоть»).

Они пошли дальше, и вдруг с неба спустилась огненная
колесница и забрала Илию. Он успел сбросить сверху милоть Елисею. Тот поймал, и
благодать сошла на него. Он тоже стал творить чудеса.

Возвращение

Есть пророчество, что Илия должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа.

Когда антихрист вступит во власть, Илия с Енохом (который тоже не вкусил земной смерти, а был забран на небо живым), придёт обратно в земном теле. Они будут вдвоем обличать антихриста.

За это он убьет их, и тела будут лежать на площади. На третий день они воскреснут и вернутся на небо.

В Новом Завете говорится, что Илия должен прийти перед первым пришествием Христа. Под этим именем подразумевался Иоанн Креститель. Он пророчествовал о Христе и крестил Его в Иордане.

Также на горе Фавор, когда Христос преобразился перед
апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, им явились Илия и Моисей. Они беседовали
с Ним о крестной смерти Христа.

О пророке илии в народном почитании

Не секрет, что день памяти пророка Илии – 2 августа, в язычестве назывался «днем Ярилы». Это – языческое божество Солнца. С приходом православия на Руси некоторые языческие праздники, для удобства народа, были превращены в православные. Так, например, день Ивана Купалы стал днем святого Иоанна Крестителя.

Пророку Илии молятся о прекращении засухи и, наоборот, дождя, поскольку он при жизни мог своей молитвой останавливать и то и другое. В день Илии всегда бывает гроза, по народным поверьям. Тогда говорят в народе: «Илия-пророк на колеснице едет». Но надо понимать, что это – всего лишь суеверие.

Протоиерей Андрей Ткачев: о пророке Божием Илии

О почитании святых в православии

Святые люди, или угодники Божии. Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Ему, помогая нам, живущим на земле.

Где в Священном Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих?

Апостол Павел говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие. (Евр. 13:7)

Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников (Евр. 11 гл.); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие добродетели (Сирах. 44-49 гл.)

Есть ли в Писании указание, что нужно прославлять угодников Божиих?

Есть. В Ветхом Завете Господь говорил: Я прославлю прославляющих Меня (1Цар. 2:30). Царь и пророк Давид восклицал: да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих (Пс. 149:5).

Допустимо ли в Новом Завете такое прославление людей богоугодных?

Сам Христос Спаситель в молитве к Богу Отцу сказал об Апостолах так: славу, которую Ты (Отче) дал Мне, Я дал Им (Ин. 17:22). В другом месте Господь говорит: кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26). Если Отец Небесный почитает угодников, то как нам не почитать их!

Почему в Православии существуют церковные праздники не только в честь Господа, но и в память святых?

Мы празднуем их память, как и повелевает Бог: «Память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10:7). Мы почитаем их псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5:19), вознося честь к Богу святых.

В их честь мы строим храмы и священные изображения, ибо каждый святой — это живой памятник великого дела Искупления, очередной плод Крестной Жертвы. И как ветхозаветные патриархи в местах богоявлений ставили памятники, так и мы прославляем живые храмы Бога — святых, соотечественниками которых мы стали (Еф. 2:19).

Так проявляется единство земной и Небесной Церкви. По слову апостола Павла, «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:26). 

Читайте также:  Богоматерь Оранта: описание и значение иконы, о чем просят и текст молитвы

Почитали ли, действительно, христиане угодников Божиих?

В церкви Христовой угодники Божии почитаются со дней апостольских. Апостол Иаков говорит: мы ублажаем тех, которые терпели (Иак. 5:11).

Святые апостолы, живя еще на земле, удостоились прославления от христиан: Руками Апостолов совершались многие знамения и чудеса и… из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их (Деян. 5: 12,13).

Какие у нас есть исторические свидетельства, что угодников всегда почитали?

Это видно из того, что в катакомбах в Риме сохранились изображения святых апостолов и праведников. Если бы не почитали их, то не стали бы христиане изображать их в храмах своих и местах молитвы.

Почему мы просим угодников Божиих молиться о нас?

Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.

Апостол Иаков говорит: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (Иак 5:16-18) Вот насколько действенна молитва праведного!

Так и апостол Петр говорит согласно с псалмопевцем Давидом: очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их (1 Петр. 3:12; ср. Пс. 33:16). Сам Господь многократно признавал силу молитвы праведных.

Когда Господь разгневался на Авимелеха за Сарру, жену Авраама, то сказал Авимелеху: он (Авраам) пророк и помолится о тебе и ты будешь жив… И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха (Быт. 20: 7, 17).

Еще: когда друзья многострадального Иова оскорбили Господа своими речами, Бог сказал им: пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов 42:8).

Может ли Господь дать человеку милость Свою ради кого-нибудь другого или по заступлению кого-либо другого?

Может. И в Библии часто передается, что люди в молитвах своих просили у Господа милости ради других лиц. Моисей молился Богу о еврейском народе так: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой… Вспомни Авраама, Исаака и Израиля….

После этой молитвы отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх. 32: 11, 13, 14). Также и Соломону Господь говорил, что не карает его ради Давида, отца его (3 Цар. 11: 12).

Наконец, как передается в Книге пророка Даниила, по молитве и ходатайству Ангела, заступавшегося за Иудеев, им дана милость от Господа (Даниил 10: 8-14).

Могут ли угодники Божии после своей смерти знать земную жизнь людей?

Жизнь людская угодникам Божиим, переселившимся на небо, известна более, чем когда они жили на земле.

Об Аврааме сказано Спасителем: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8: 56). Точно так же и умерший пророк Самуил знал все, что делалось в Царстве Израильском после его смерти, и предсказал Саулу, что случится на другой день (1 Цар. 28: 14-19).

Существуют ли исторические свидетельства о том, что христиане просили молитв святых угодников?

На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках можно найти такие обращения к скончавшимся: Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!

Чины (лики) святых угодников

Дух Божий по Своей воле дал в Церкви множество разных видов святости (1Кор. 12: 4–11). Потому и святые по-разному называются — соответственно тому, какой дар Бога был ими усвоен. Это пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессребреники и блаженные.

Первые праведники на земле – родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Пророки — это святые Божии, в большинстве своем жившие до Рождения Христа, которые силой Духа Господня предсказывали будущее, обличали неправду и возвещали явление Христа.

Апостолы (посланники) — это ближайшие ученики Христа Спасителя, которым Он дал повеление проповедовать благую весть о спасении и власть создавать церкви во всем мире. Христос избрал Себе двенадцать ближайших апостолов и семьдесят других, а после Воскресения Он призвал еще апостола Павла.

Апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что они больше других потрудились в деле проповеди. Те апостолы, которые написали Евангелия — Матфей, Марк, Лука, Иоанн — называются Евангелистами.

Те святые, которые прославились как миссионеры, обратившие многих ко Христу, называются равноапостольными. Это, например, Мария Магдалина, князь Владимир, император Константин, Николай Японский.

Мученики (свидетели Бога) — это святые, пострадавшие за верность Христу Спасителю и Его учению до смерти и тем засвидетельствовавшие победу Бога над смертью. Те, кто сражались за имя Христово, но скончались в мире, называются исповедниками.

Первые пострадавшие за Господа были святые Стефан и Фекла, потому они и называются первомучениками. Те мученики, которые сохранили веру в необычайно тяжких страданиях, именуются великомучениками (св. Георгий Победоносец, св. Варвара, св. Екатерина и другие).

Святители — епископы, угодившие Творцу праведной жизнью и ревностной заботой о пастве (например, Николай Чудотворец).

Три святителя IV века, — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст еще называются вселенскими учителями, потому что их учение является образцовым для Всемирной Церкви.

Те епископы, которые умерли за Христа, называются священномучениками.

Преподобные (достигшие чрезвычайного богоподобия) — это праведные христиане, угодившие Богу на монашеском пути. Они сохраняли чистоту тела и души и победили страсти, удалившись от людей. Монахи, казненные за Христа, — это преподобномученики.

Бессребреники — это праведники, бесплатно лечившие болезни и исцелявшие недуги силой Господа.

Праведные — это святые, угодившие Богу, живя в миру, будучи семейными людьми.

Блаженными и Христа ради юродивыми называются те святые, которые, желая избавиться от тщеславия и гордыни, ради Бога притворялись сумасшедшими.

Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Эти святые в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями.

Они делом показали, что слово Господа есть безумие для мира (1Кор. 1:18 – 2:16). Бог часто давал им дар пророчества. (В России самые почитаемые юродивые — Василий Блаженный, Ксения Петербургская и Матрона Московская.)

_______________

Использованная литература:

Закон Божий. Сост. прот. Серафим Слободской.

Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис.

Священник Даниил Сысоев. Лекции по Закону Божию. Введение в Православное христианство.

Житие царя Соломона

Давид процарствовал сорок лет. В возрасте семидесяти лет он уступил трон сыну Соломону, завещав ему отомстить всем врагам. После этого умер и был похоронен в Иерусалиме, «городе давидовом».

Царь Соломон правил тридцать девять лет с 970 по 931 г. до н. э., но власть его окрепла лишь после того, как он жестко расправился с врагами своими — выполнил завет отца. Он казнил Адонию и Иоава, изгнал священника Авиафара, а затем принялся за укрепление страны.

В начале своего царствования Соломон во сне «встретился» с Яхве и испросил у него мудрости. Яхве исполнил просьбу царя, добавив, что тот станет обладать непомерным богатством и славой, если будет соблюдать божественные законы.

Впоследствии о времени царствования Соломона вспоминали как о «золотом веке». Соломон — один из немногих жителей древнего (как мы называем) мира, что имя известно до сих пор, причем известно повсеместно.

 Мудрость Соломона вошла в легенды, ему приписывались многие мудрые высказывания и даже целые книги.

Чем был хорош царь Соломон

Особой известностью пользовались приговоры царя. Однажды к нему пришли две женщины, которые жили по соседству и одновременно родили детей. Ребенок одной из них ночью умер, и, заметив это, она потихоньку подложила его соседке, а себе забрала живого.

Вторая мать лишь утром заметила подмену. Напрасно она умоляла о возвращении своего ребенка, мать мертвого младенца твердила: «Нет, твой сын мертвый, а мой живой». Они предстали перед царем.

Тот приказал рассечь ребенка на две половины, одну отдать матери, а другую второй женщине.

Тогда настоящая мать сказала царю, что она согласна, чтобы ребенка отдали другой женщине, только бы не умерщвляли его, другая же говорила: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так узнал царь правду и велел отдать ребенка настоящей матери (Соломоново решение).

С мудростью Соломона связывается его миролюбивая внешняя, а также внутренняя политика, направленная на расцвет экономической жизни страны. Соломон не воевал, а заключал выгодные династические браки, что способствовало урегулированию отношений с соседними государствами.

Он занялся сухопутной и морской торговлей в Средиземном море, игравшей значительную роль в развитии экономики страны. К тому же он получал значительные доходы, наладив сбор налогов с населения. «Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.

И все цари на земле искали возможность видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил бог в сердце его» (3 Цар. 10:23). Богатство и мудрость Соломона привлекли внимание и царицы Савской.

Похожая публикация:  Разделение Израиля на Северное и Южное царства

Соломон известен как царь-строитель. Он построил для себя великолепный дворец с колоннадой, тронным залом и судилищем. Такой же дворец он воздвиг для своей жены, дочери фараона.

На четвертом году царствования Соломон послал людей к другу своего отца, тирскому царю Хираму, с просьбой помочь в постройке дома для Господа. Соломон заключил союз с Хирамом, и они договорились, что Хирам поможет нарубить кедров и кипарисов в ливанских горах, а Соломон будет снабжать его пшеницей и оливковым маслом.

Все взрослые мужчины Израиля трудились над сооружением дома для Бога. Одни под руководством финикийских мастеров рубили деревья, другие добывали камень, третьи строили сам храм, четвертые руководили работой.

Строительство продолжалось семь лет. С виду храм получился не очень большим: длиной в шестьдесят локтей, шириной в двадцать и высотой в тридцать [высота современного пятиэтажного дома]; но он поражал богатством и красотой убранства. Изнутри дом Яхве был облицован кедром, полы сделаны из кипариса.

Читайте также:  Священномученик анфим епископ никомидийский: житие и икона, тексты молитв

В глубине храма отгородили специальное помещение, которое называлось “Святое Святых”: для ковчега завета. Наверху простирали могучие крылья два херувима из оливкового дерева. Весь храм был украшен золотыми пластинами и резьбой по дереву, покрытому золотом. Перед Святое Святых протянули золотые цепи.

Из золота были сделаны и многие предметы для богослужения.

Возле храма установили отлитое из меди “медное море” — огромный сосуд, напоминавший по форме цветок лилии. От одного края до другого “медное море” имело сто десять локтей, глубину пять локтей. Сосуд был доверху наполнен водой и стоял на двенадцати медных волах. Перед тем, как войти в храм, священники мыли в нем руки и ноги.

Храм служил жилищем Яхве и местом приношения жертв. Когда он был построен, Яхве занял новое жилище.

«Тогда сказал Соломон: Яхве сказал, что он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище тебе, место, чтобы пребывать тебе во веки» (3 Цар. 8:12).

Строительство храма и назначение первосвященником сторонника Соломона Саддока свидетельствовали о том, что власть Соломона распространялась и на религиозный культ.

Похожая публикация:  Царица Билкис

Соломон вел строительные работы и вне Иерусалима. Он укрепил стены ханаанских городов, на торговых путях в Месопотамию и Египет построил конюшни со стойлами для лошадей, сараями для повозок, открыл новые копи.

Все люди не идеальны, Соломон также

Для сооружения храма, дворцов, городских стен требовалось много рабочей силы, поэтому Соломон ввел принудительный труд, который, вероятно, распространялся на исконных жителей Ханаана, хотя положение северных племен было не лучшим.

Царствование Соломона не было безоблачным. Блестящий двор, громадные строительные работы легли тяжким бременем на население.

Тот факт, что Соломон включился в международную торговлю, свидетельствовал о быстром процессе имущественной дифференциации.

В конце царствования Соломона накопленными благами пользовалась лишь незначительная часть населения, народ становился все беднее, страдая от непосильных налогов.

Авторы Библии видят причину всех бед в том, что Соломон, отвернувшись от Яхве, потерял мудрость, которая была свойственна ему в начале правления.

У Соломона было семьсот жен и триста наложниц, многие из них были чужеземками, поклонявшимися своим богам. Соломон возвел капища этим богам.

Народ и пророки считали причиной всех бед попустительство Соломона и распространение чужих культов. Особенно недовольны были северные племена.

Ефремлянин Иеровоам, по наущению пророка Ахии, восстал против царя. Тот разорвал свою одежду на двенадцать частей и десять дал Иеровоаму в знак того, что десять племен поддержат его мятеж.

Соломону удалось предотвратить мятеж Иеровоама, который вынужден был бежать в Египет.

Итак, Соломону удалось превратить полученную в наследство от Давида страну в цветущее государство. При этом он, как и прочие азиатские деспоты, возложил на плечи народа непомерные повинности, не учитывая особенности племенной организации общества.

Быстрыми темпами шел процесс имущественного расслоения.

Появилась новая, постоянно обогащающаяся, ведущая роскошный образ жизни прослойка приближенных к царю людей, в то же время положение народа, страдавшего под бременем непосильных налогов, постоянно ухудшалось.

Похожая публикация:  Древние города в Африке

Тяжкие социальные противоречия обострили вражду между северными и южными племенами, что в конечном итоге привело к расколу страны на две части.

К этому же времени относятся выступления пророков, решительно осуждавших социальную несправедливость и бичевавших культы многочисленных богов, служение которым требовало все новых и новых средств и еще больше разоряло народ.

Их слова находили отклик, чему способствовали не только традиционные разногласия между племенами, но и то обстоятельство, что в Израильском царстве, как и в других восточных деспотиях, царь и священнослужители не владели значительными землями.

Эта классовая прослойка оставалась сравнительно неразвитой, так что протест против царской и аристократической власти было нелегко подавить.

После смерти Соломона страна распалась на две части: северную и южную (931 г. до н. э.). В Библии северная часть именуется Израилем (со столицами Сихем, Фирца, Самария), а южная — Иудеей (со столицей Иерусалим). Название южной части страны связано с тем, что большинство ее жителей происходило из племени Иуды, цари также вели родословную из этого колена, то есть из династии Давида.

источник

Игнатий Богоносец — житие и биография святого, труды и послания, учения, дни памяти

Письма и свидетельства первых апостолов, живших во время земного пребывания Иисуса Христа, чрезвычайно редки. Игнатий Богоносец — епископ Антиохийский, оставивший богословские традиции и наставления Православной Церкви, в которых утверждает реальность воскресения Христа.

Первоапостол священномученик впервые в своих посланиях разделил христиан на православных и католиков, дав четкую характеристику истинной Церкви.

Краткие сведения о происхождении святого

По найденным рукописям можно предположить, что святой был сирийцем, то есть язычником, обратившимся в христианство. Согласно легенде, именно его Иисус обнял, когда сказал, что верующие должны быть как дети перед своим создателем (Матфея 18; 2-5).

Святой мученик Игнатий Богоносец

Из писем св. Иеронима Стридонского следует, что молодой поклонник Христа впоследствии стал учеником апостола Иоанна Богослова и в 68 г возглавил христианскую общину Антиохии в сане епископа. Письма одного из первых христианских мучеников — это Святой Дух, запечатанный в образе Спасителя.

Два епископа служили в Антиохии, Евдий служил евреям, носитель Бога сирийского происхождения проповедовал язычникам. Первым епископом Антиохии был апостол Петр. По словам Иоанна Златоуста, изучавшего жизнь первых апостолов, Игнатий Антиохийский является примером добродетельного епископа.

Важно! Имя Христа постоянно звучало на устах великомученика, за это его называли носителем Бога.

Св. Игнатий черпает свои знания во время близкого общения с учениками Христа и становится свидетелем пробуждения христианской общины.

Из Послания к христианам Смирны мы узнаем, что святой носитель Бога был спутником апостола Петра во время его апостольских странствий.

40 лет Антиохийская церковь находилась под управлением епископа Игнатия, именно здесь святому разрешалось слушать ангельские песнопения.

удивительно то, что антифоническое пение впервые было введено этим благословенным епископом после посещения хора ангелов. Божественные песни, которые звучали в церкви Антиохии, как ангельские песни, хлынув из уст хора, затем замолчали, и второй хор подхватил песню Хвалы Господу.

Интересный! Антифон Антиохийской церкви распространился среди христианских общин и достиг 21 века.

Семь посланий, дошедших с первого века

Как глубокомысленный старец, по пути к месту своей мученической кончины святой Богородец в семи посланиях оставил драгоценные наставления православному миру.

Проезжая Малую Азию, апостол посетил города:

  • Эльза;
  • Магнезия;
  • Trallia;
  • Филадельфия;
  • Смирна.

Посетив общину каждого города, увидев достоинства и проблемы каждого из них, избранный Богом богослов оставил послания христианам этих церквей. Епископ Смирнской церкви Поликарп получил личное обращение. Римская община своей всеобщей любовью покорила идущих на смерть заключенных.

Во время поездки в Рим Игнатий написал 7 писем церковным общинам

Во всех посланиях, написанных носителем Бога, есть энтузиазм и радость от ожидания испытаний, которые, по словам епископа Антиохии, обязательны для совершенного христианина. В письме к римлянам св. Игнатий умоляет жителей не предпринимать шагов, чтобы освободить его из плена или спасти от мучительной смерти.

Великая вера находит отклик в словах апостолов о том, что лучше стать пищей для львов и пойти на Небеса, чем принять земное царство.

Шаблон всех сообщений одинаковый.

Во-первых, епископ хвалит Церковь и ее епископа Христа, убеждая христиан подчиняться правящим епископам. Это был период борьбы с гностиками, святитель предостерег общины от еретиков, учение которых основывалось на отрицании инкарнации и следовании обычаям евреев.

  • Каждое послание заканчивается призывом сохранять веру и увеличивать взаимную любовь, чтобы стать подражателями Иисусу Христу.
  • Учитель, Христос Спаситель, был центром учения апостола Игнатия, в котором богослов утверждал, что Иисус был на 100% материальным человеком, человеком, его смерть была ужасной и мучительной, страданием и настоящей кровью, отсюда и Воскресение не призрачный, а настоящий.
  • Игнатий сравнивал христианское крещение со щитом, православную веру со шлемом, видел в любви силу копья, но все это собирал с терпением.

Победоносная кончина

Царь Траян объяснил тяжелую победу в борьбе со скифами могуществом языческих идолов. Вернувшись с битвы, Траян попросил принести жертвы языческим богам во всех деревнях и сурово наказал восставших, выступавших против его указов.

Царю сообщили, что христиане не поклоняются идолам, они отказываются приносить им жертвы, проповедуя при этом чистоту, невинность, любовь и верность Христу.

Святой Игнатий ревностно и не щадя трудился на Христовом поприще

По дороге на войну с армянами и парфянами царь остановился в Антиохии и призвал к себе богоносца Игнатия, в ходе беседы апостол подтвердил, что в его сердце живет только один Бог: Иисус Христос. Храбрый помазанник предложил Траяну отказаться от своих идолов, ложных богов и исполниться силы Творца, за что получил еще одно приношение.

Царь Траян пригласил священника стать его другом, поклониться великому Диусу, вождю синклитов. Святой ответил, что не видит преимущества быть священником Диаса, будучи епископом Христовым. Епископ объявил, что готов принести себя в жертву Распятому на кресте.

Траян уговаривал священника, пытаясь объяснить пользу дружбы с реальным человеком и пользу жертвоприношения идолам, которые считаются бессмертными. Святой Игнатий рассказал Синклиту историю Христа, подчеркнув силу Его Крови и жертву для всех, кто призывает имя Господа и таким образом спасается.

Опасаясь позора ложных богов, царь приказал посадить священника в темницу. Всю ночь синклит и царь придумывали казнь святому, останавливаясь у жертвоприношения святого, чтобы его съели львы. Услышав приговор, Богоносец обрадовался удивлению палачей, так как он считал наградой жестокую смерть во имя Христа.

Опасаясь восстания христиан в Антиохии и прославления священника после смерти, узника отправили в Рим, чтобы никто из римлян не узнал, кто был растерзан львами на арене.

Важно! 20 декабря и 29 января православные христиане чтят память святителя Игнатия, богоносца, епископа Антиохийского, ученика евангелиста и апостола Иоанна Богослова, прославившегося силой своей любви к Богу.

Заключенного посадили на корабль и отправили в трудный и изнурительный путь к месту казни. На каждой остановке христиане собирались на корабле, чтобы послушать наставления св. Игнатия, последние наставления, в которых звучит главная тема: не надо бояться смерти, если впереди встреча со Спасителем.

В Смирне епископ Смирнский Поликарп сел на корабль, они молились и славили Господа. Игнатий лично оставил одно из своих писем святому Поликарпу.

По прибытии на остров Троада Игнатий получил радостную весть о том, что после его отъезда христиан Антиохии не преследовали. Единственное, что беспокоило святого, — это его церковь, оставшаяся в Антиохии, но страдающая. Святой умолял христиан поддержать церковь, которая осталась без епископа.

Читайте также:  Икона Божией Матери Игоревская: история и значение, в чем помогает и молитва

Важно! Сила любви к Богу и людям, проявляющаяся в посланиях и обещаниях святого носителя Бога, является примером христианского предприятия. В посланиях, которые дошли до нас с начала второго века, нет горечи и паники, а только приглашение любить и заботиться о людях.

Пройдя земли Малой Азии, епископ проповедовал в храмах и просто на собрании людей, которые встречали узника в каждой деревне.

Мечтой святого было пройти дорогой Петра в сторону Рима, по которой апостол шел на истязания, но сильный ветер не позволил кораблю войти в Путеолы, их ждал Порт, где собрались тысячи христиан, радовались и плакали . Он просил римлян не молиться о его спасении, опасаясь, что встреча со спасителем будет отложена.

20 декабря римляне отметили день культа своего бога, которому царь решил принести в жертву святого Игнатия, выпустив на него голодных львов.

Святой Игнатий Богоносец в яме со львами

По легенде, после кровавого зрелища язычники собрали разорванные останки, среди них нашли неповрежденное сердце, вскрыв его, увидели написанные изнутри золотом слова «Иисус Христос». И язычники вспомнили последние слова святого о том, что он проповедовал, словами Того, Кто запечатлен в его сердце.

В наступившую ночь великомученик явился христианам в видениях и снах, утешая их и прося их не горевать, а радоваться встрече с Иисусом. Зная из Ветхого Завета о чуде спасения Даниила в Яма со львами и святой Феклой, вы понимаете, что Господь мог остановить казнь и положить львов к ногам узника, но он увидел сердце, жаждущее Божьего присутствия, и допустил жестокую смерть.

Царь Траян, узнав о последних событиях, раскаялся и приказал положить конец гонениям на христиан. Святые останки Игнатия Богородицы были перенесены в деревню близ Антиохии, три века спустя, в 438 году мощи святого были перенесены в Антиохию, которая позже была захвачена персами.

Святые мощи были возвращены в Рим в 540 году, где они были оставлены под стражей в церкви мученика Клементе.

Савва Освященный — житие и биография преподобного, мощи, дни памяти и почитание, труды и творения

Родился святой Савва в 439 году, в небольшом городе Муталаска, который находился в Каппадокии. Его родителями были примерные христиане Иоанн и София. Отец служил в армии военачальником. Одним днем родитель был вынужден уехать на службу в Александрию и, взяв с собой жену, мужчина оставил пятилетнего сына на опеку своему брату (дядя Саввы).

Как только мальчик подрос, в возрасте 8 лет он начинает осознавать тщетность жития. И будучи преисполненным любовью Господа, он принимает решение поступить во Флавианский монастырь, находящийся неподалеку. Родственники всячески пытались переубедить Савву вернуться в русло прежней жизни, но он был непреклонен и остался в храме.

Преподобный Савва Освященный

Как ни странно, Савва, довольно быстро освоил обычаи монахов. Вскоре он научился читать, писать. Ежедневно изучая Псалтирь и приняв воздержание, мальчик начал преуспевать в духовных делах.

Дар чудотворения

Будучи подростком, в возрасте 17 лет, духовно окрепший Савва, был награжден Божьим даром чудотворений. В 18 лет св. Савва отправился в Иерусалим, на поход его благословил один из настоятелей монастыря. Задачей же его путешествия стали поиски Евфимия Великого.

  Державная икона Божией матери — значение и в чем помогает

И Бог благословил Савву, по прибытию в Израиль, Савва Освященный смог отыскать старца.

Однако тот в свою очередь был непреклонен и не желал брать Савву в ученики. Евфимий Великий отослал Савву в монастырь святого Феоктиста.

Поводом отсылки было то, что Евфимий не принимал юношей без бороды, в ряды суровых жителей пустыни.

Однако, находясь под руководством Святого Феоктиста, Савва смог проявить невероятный образец добродетели, смирения и силы воли. Он от зари до зари служил своим братьям, ежедневно молясь Богу и прославляя Господа хвалами. Плоды не заставили себя долго ждать и уже вскоре, сам Евфимий Великий прозвал юношу «отроком-старцем».

Читайте о старцах:

  • Старец Иоанн Миронов
  • Старец Серафим Тяпочкин
  • Старец Николай Гурьянов

Проповедничество

В 469 году, в возрасте 30 лет, Савве было дозволено уединиться в пещере, недалеко от монастыря. Там он бывал 5 дней в неделю, соблюдая пост, плетя пальмовые листья и пребывая в молитве. Выходил он лишь по субботам и воскресеньям, приходя в монастырь, для участия в литургии и трапезе с братьями.

Евфимий Великий брал Савву в пустыню Рува. Где они проводили время с праздника Явления Господа до Вербного воскресенья. Там они пребывали в общении в Богом и упражнялись в добродетели.

После скорой смерти Евфимия, Савва отправился в безлюдную пустыню, где боролся с сатаной и его приспешниками.

Имея лишь Писание под рукой и Святое имя Иисуса на устах 4 года он скитался по пустыне, пока ангел не привел его в пещеру, которая находилась у левого берега Кедрона, прямо перед обрывом.

И проведя здесь следующие 5 лет, он получил от Господа откровение о том, что настало время передавать свои знания и делиться мудростью с учениками.

Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне

К ученикам он относился строго, но с трепетной любовью. Он обучал всему, что знал, бродя по пустынным окрестностям. Количество учеников быстро возрастало, и вскоре за ним следовало 70 послушников. Монахи собирались вместе, хвалили Бога, проводили богослужение. Молитвы их были настолько сильны, что у входа в пещеру забил источник. Данный рудник служил вдохновением и утешением, для монахов.

Новые ученики пребывали, да так быстро, что скоро их стало 150 человек. Множество служителей, дьяконов и паломников приходили к церкви Саввы, дабы почерпнуть мудрости, принести дары или получить благословение. Они также приносили пожертвования, которые служили пропитанием для Саввы и его учеников. В 53 года, его рукоположили на должность пресвитера, несмотря на его отказ принять священство.

Пре­по­доб­ный Сав­ва Освя­щен­ный, Иерусалимский

Пре­по­доб­ный Сав­ва Освя­щен­ный ро­дил­ся в V ве­ке в Кап­па­до­кии, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье Иоан­на и Со­фии. Его отец был во­е­на­чаль­ни­ком. Уехав по де­лам служ­бы в Алек­сан­дрию, он взял с со­бой же­ну, а пя­ти­лет­не­го сы­на оста­вил на по­пе­че­ние дя­ди.

Преподобный Савва Освященный, Муталаскский, игумен

Ко­гда маль­чи­ку шел вось­мой год, он по­сту­пил в на­хо­див­ший­ся по­бли­зо­сти мо­на­стырь свя­той Фла­виа­ны. Ода­рен­ный ре­бе­нок ско­ро на­учил­ся чи­тать и хо­ро­шо изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. На­прас­но ро­ди­те­ли уго­ва­ри­ва­ли свя­то­го Сав­ву вер­нуть­ся в мир и всту­пить в брак.

В 17 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и так пре­успел в по­сте и мо­лит­вах, что был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ний. Про­ве­дя де­сять лет в оби­те­ли Фла­виа­ны, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, а от­ту­да в оби­тель пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го.

Но пре­по­доб­ный Ев­фи­мий (па­мять 20 ян­ва­ря / 2 февраля) на­пра­вил свя­то­го Сав­ву к ав­ве Фео­к­ти­сту, на­сто­я­те­лю близ­ле­жа­ще­го мо­на­сты­ря со стро­гим об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В той оби­те­ли про­был пре­по­доб­ный Сав­ва по­слуш­ни­ком до 30-лет­не­го воз­рас­та.

По­сле смер­ти стар­ца Фео­к­ти­ста его пре­ем­ник бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Сав­ву за­тво­рить­ся в пе­ще­ре: лишь в суб­бо­ту свя­той по­ки­дал за­твор и при­хо­дил в оби­тель, участ­во­вал в бо­го­слу­же­нии и при­ни­мал пи­щу. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли со­всем не остав­лять за­тво­ра, и свя­той Сав­ва под­ви­зал­ся в пе­ще­ре в те­че­ние 5 лет.

Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий вни­ма­тель­но сле­дил за жиз­нью юно­го ино­ка и, ви­дя, как он ду­хов­но воз­рос, стал брать его с со­бой в пу­сты­ню Рув (у Мерт­во­го мо­ря). Они вы­хо­ди­ли 14 ян­ва­ря и пре­бы­ва­ли в ней до Неде­ли ва­ий. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий на­зы­вал свя­то­го Сав­ву от­ро­ком-стар­цем и за­бот­ли­во вос­пи­ты­вал его в выс­ших ино­че­ских доб­ро­де­те­лях.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ото­шёл ко Гос­по­ду († 473), свя­той Сав­ва ушёл из Лав­ры и по­се­лил­ся в пе­ще­ре близ оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Иор­дан­ско­го († 475; па­мять 4 мар­та) Через несколь­ко лет к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки – все, кто хо­тел ино­че­ской жиз­ни. Так воз­ник­ла Ве­ли­кая Лав­ра. По ука­за­нию свы­ше (через ог­нен­ный столп) ино­ки устро­и­ли в пе­ще­ре цер­ковь.

Пре­по­доб­ный Сав­ва ос­но­вал ещё несколь­ко оби­те­лей.

Мно­гие чу­де­са бы­ли яв­ле­ны по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Сав­вы: сре­ди Лав­ры за­бил ис­точ­ник, во вре­мя за­су­хи про­лил­ся обиль­ный дождь, про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых.

Пре­по­доб­ный Сав­ва на­пи­сал пер­вый устав цер­ков­ных служб, так на­зы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский», при­ня­тый все­ми Па­ле­стин­ски­ми мо­на­сты­ря­ми. Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 532 го­ду.

Тропарь преподобному Савве Освященному, Иерусалимскому

глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Са́вво о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Савве Освященному, Иерусалимскому

глас 8

Я́ко от младе́нства Бо́гу же́ртва непоро́чная/ прине́слся еси́ доброде́телию, Са́вво блаже́нне,/ садоде́латель быв благоче́стия./ Те́мже был еси́ преподо́бных удобре́ние,/ граждани́н же пусты́нный достохва́лен./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Са́вво пребога́те.

Молитва преподобному Савве Освященному

О предивный и всехвальный угодниче Божий, преподобне отче Савво! Днесь благоговейно предстояще пред святою иконою твоею и радостно совершающе пресветлую память твою, ублажаем тя заступника нашего.

Почитающе же твое велие дерзновение пред Господем, смиренно молим тя, преблаженне: приими милостивно от нас хвалебное пение сие, от любве и усердия тебе приносимое.

И, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, потщися богоприятным твоим ходатайством испросити у Царя царствующих и Господа господствующих, яко да пробавит великия и богатыя милости Своя на нас грешных, да подаст нам дух правыя веры, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да избавит от бед и напастей, да низпослет вся полезная ко спасению душ наших. Всем же православным да ниспослет мир, тишину, безмятежие, усердие ко исполнению заповедей его, изобилие плодов земных, и да избавит всю русскую страну от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла. Ей, угодниче Божий! Не презри молений наших, но услыши нас молящихся тебе, и под кровом заступления твоего сохрани нас (и обитель твою) ненаветны от враг видимых и невидимых, да сподобимся скончати житие наше в покаянии и восприимем вечная благая во Царствии Христа Бога нашего, идеже восхвалим с тобою и всеми святыми достопоклоняемое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector