Прокопий устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

В житие говорится, что отец блаженного Прокопия принял смерть, участвуя в сражении пруссов против немцев. После гибели отца Прокопий покинул Восточную Пруссию, отправившись в Великий Новгород. Вместе со всеми своими богатствами на кораблях он следовал по привычному для купцов морскому маршруту Любек-Новгород. В Новгороде был расположен филиал Ганзы, имевший название «Петергоф».

Примерно в 1243 году Прокопий с кораблями прибыл в Великий Новгород. Купца поразило множество церквей, монастырей, их красота, многочисленные колокола с их доброгласным звоном, набожность и усердие народа, посещающего церковные службы. Прокопий не ожидал такого отношения к вере у людей, которые не придерживаются католичества и не признают римского первосвященника.

С большим интересом юный Прокопий отправился в Храм Святой Софии, побывал в других церквях и монастырях, воочию узрел торжественные и благолепные обряды Православной Церкви, восхитился стройным хоровым пением.

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Прокопий, в желании совершить более строгий христианский подвиг, любил бродить по местам русского севера. Так однажды он совсем покинул Великий Новгород и направился в город Великий Устюг, полюбившийся ему своим величием, славой и такой же, как в Новгороде, красотой церквей. В Устюге местом жительства он выбрал паперть Храма Успения Божией Матери.

Одеждами блаженного стало рубище, добрые горожане подавали ему подаяние, на которое он и жил. Кроватью Прокопию служили сырая земля, камни или кучи мусора.

Утешался юродивый общением с одной праведной четой — Иоанном Бугой (ханским баскаком, принявшим православную веру) и его женой Марией, а также с другим блаженным — Киприаном, основавшим Устюжскую обитель в честь Архистратига Михаила.

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

В тёплую ночь на 8 июля Прокопий покинул городские стены, вышел в поле, в последний раз преклонил колени и помолился Богу, улёгся на бок, поджав под себя ноги, и смиренно умер во сне. Это был 1303 год.

Житие говорит, что сам Господь не оставил тело блаженного без покрова, позаботившись о нём: в ночь 8 июля, в момент смерти юродивого, пошёл снег.

Устюжане обнаружили тело Прокопия и выполнили его последнюю волю, похоронив его на берегу реки Сухона, рядом с камнем, на котором любил проводить своё время блаженный и возле которого просил его захоронить.

Чудо святого Прокопия

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Предчувствуя падение метеорита, юродивый Прокопий за неделю до трагедии ходил по Устюгу, со слезами на глазами убеждая жителей города покаяться и помолиться Господу ради спасения города и своих жизней. Прокопий пытался предупредить горожан о Божьем суде, который должен вот-вот свершиться, но над ним лишь смеялись и не верили. Как только загремел гром, засверкала молния и разразилась страшная буря, устюжане в страхе искали спасения с самом укреплённом и безопасном здании города — в соборном храме. Там они застали Прокопия, который на коленях молился за городских жителей и за сам город.

Церковное предание гласит, что в тот страшный час Прокопий возносил молитвы древней иконе Благовещения, которую позднее перенесли в Москву.

Эта икона получила название «Устюжское Благовещение», русская церковь установила день празднования этой иконы — 8 июля по юлианскому календарю. Праздник называется «Знамением от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге».

Но ни в одном историческом очерке подобных данных о присутствии иконы в Устюге нет.

О чем молятся прокопию?

Прокопия Чудотворца люди просят о заступничестве перед Богом, о спасении души, о защите городов.

Память о святом

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

В историю Прокопий Устюжский вошёл как первый святой, которого церковь прославила в лике блаженных. «Житие Прокопия» составил в 16 веке сын игумена Сольвычегодского монастыря Дионосий, через много веков после смерти юродивого.

В честь Прокопия Устюжского получил своё название город Прокопьевск.

Заключение

Православные свято верят, что у гроба Прокопия Устюжского могут совершиться чудесные исцеления от болезней, прочие чудеса. Некоторые верующие говорят о том, что им являлся сам святой.

Праведный Иоаннн Устюжский, Христа ради юродивый. — Страница 6

Страница 6 из 9

Праведный Иоаннн Устюжский, Христа ради юродивый

                                                                                       Икона «Устюжские Святые. 1903 г. Святой Прокопий Праведный, святитель Стефан Пермский,

святой Праведный Иоанн Устюжский».

Икона «Святого Иоанна Устюжского».1900 г.

Икона находится в церкви Св.Стефана Пермского

г. Великий Устюг.

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому
Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Церковь святого Иоанна Устюжского.1764 г.   Придорожная часовня святого Иоанна Устюжского. Начало XX в.

Недалеко от Устюга, по другую сторону реки Сухоны, там, где был Гледен, или старый Устюг, где доныне находится монастырь Святой Троицы,… было село Пухово, в котором жил благочестивый и зажиточный земледелец Савва с супругою своею Мариею. Бог благословил их супружество чадородием: у них было два сына.

 Старший, Иродион, был живым подобием своего отца как по наружности, так и по характеру, и помогал отцу в его занятиях, что доставляло родителям величайшее удовольствие.

 Но второй их сын, Иоанн, почти с самого младенчества начал обнаруживать в себе что-то необыкновенное, непонятное и нисколько не походил на других детей.

Постоянно задумчивый и молчаливый, он никогда не участвовал в играх своих сверстников, питался только хлебом и водою, по средам и пятницам решительно не принимал никакой пищи, все ночи проводил без сна в коленопреклонениях и молитвах.

Его мать, опасаясь, чтобы такой образ жизни не расстроил его здоровья, заметила ему: «К чему ты постишься в таких годах?»- «Чтобы избавиться от грехов»,- отвечал он.

— «Какие ещё у тебя грехи в твоих летах? Я не вижу ничего на тебе, кроме благодати Божией!» Блаженный отрок, хотя и не знал грамоты, отвечал ей словами Святого Писания, слышанного им  в церкви: «Не говори так, мать моя, без греха никто, кроме одного Бога! Пища и питие не поставят нас перед Ним. Не станем же чрезмерно питать плоти, чтобы она не стала врагом нашим». Удивилась благочестивая мать, слыша столь мудрые слова отрока, и не стала ему докучать о том более.

Савва по хозяйственным ли видам или по другим каким причинам переселился из Пухова на реку Юг в городок Орлов, находившийся верстах 40 от Устюга, и скоро здесь умер, а Мария постриглась в Троицком Орловском монастыре под именем Наталии, и сделана была игуменией. Она взяла с собою в монастырь и Иоанна, который ещё более сделался молчалив и начал чуждаться общества, так что многие стали думать, что он не в полном уме.

Блаженный отрок радовался, услышавши о себе такое мнение, и так как мать не старалась уже ни в чем его стеснять, оставивши на волю Божию, то он и перешел из Орлова в Устюг. и начал юродствовать, подобно святому Прокопию Устюжскому.

Иоанн поселился неподалеку от его гроба на соборной площади в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым. Ночи проводил в молитве, а днем бегал по улицам, как помешанный, то в разодранном и грязном рубище, то почти совершенно нагой.

И так жил зимой и летом.

Такой тяжелый подвиг принял на себя юный Иоанн! Чего стоило одно то, чтобы зимой босому и едва прикрытому ходить по городу и переносить северные трескучие морозы. а ему пришлось вытерпеть и перенести много и других великих скорбей и лишений.

неразумные и избалованные дети гонялись за ним, как за каким-нибудь зверем, бросали в него грязью, палками и камнями.

Люди грубые, не понимавшие ни самих себя, ни его, позволяли себе всячески надругаться над ним и не стыдились даже наносить ему удары и побои без всякого повода к тому с его стороны…

Он не только никогда не роптал и не гневался на своих гонителей и обидчиков, но ещё сожалел и молился за них Богу.

Между тем как большинство народа считало блаженного Иоанна малоумным, были в Устюге и такие люди, которые понимали его и смотрели на него как на добровольного страдальца и подвижника.

Так, священнику Успенского собора Григорию, по прозванию Добрая борода, всегда казались изумительными жизнь и терпение юродивого. И захотелось священнику узнать, что делает и какую жизнь ведет Иоанн, когда бывает один.

Долго священник искал удобного случая и наконец нашел.

однажды в зимнее время, когда топилась большая печь в церковной трапезе, а богомольцы по окончании вечерней службы вышли все, кроме одного юродивого, священник утаился за дверями и стал смотреть сквозь замочную скважину, что будет делать Иоанн. Блаженный юноша, осмотревшись кругом и не увидев никого в трапезе, стал на молитву.

Воздев руки к небу, он молился за глаголющих лесть и за творящих неправду. Так молился он более часу. по окончании же молитвы стал мешать уголья в печке и затем, оградив себя крестным знамением со словами: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», лег в печь на горящие угли.

Увидев это, испуганный священник быстро отворил двери и бросился к юродивому, опасаясь, чтобы он не погиб в пламени, но как он ни спешил, мнимо безумный ещё скорее, подобно молнии, исторгся из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: «Не смей никому говорить о том, что видел ты, до моей смерти».

Трепещущий от страха священник дал слово исполнить волю блаженного в точности, и тот обнадежил его за молчание милостию Божиею.

Блаженный подвижник имел в себе такое обилие благодати Божией, что мог одним словом исцелять недуги, но, скрывая то от людей, делал тайно или так, как бы его действие было не с разума.

«Будь верен даже до смерти, и дам тебе венец жизни», — сказал Господь в Откровении (Откр. II, 10). И блаженный Иоанн до конца пребывал верен однажды принятому им на себя подвигу юродства и убожества.

Читайте также:  Молитва святому власию: 4 сильных текста и о чем просят, как правильно читать

Как необыкновенна была его жизнь, так необыкновенна безболезненная и мирная кончина его. Судя по молодости лет юродивого и тому, что он ни на что не жаловался, казался одинаково бодрым и по-прежнему с утра до вечера расхаживал по городу, никому из устюжан и на ум не приходило, что он доживает уже последние дни.

Но сам блаженный знал это и, радуясь близкому окончанию своего подвига, непрестанно благодарил Бога, изливая душу свою в самой пламенной тайной молитве.

На соборной площади, близ храма Успения Божией Матери и гроба праведного Прокопия, где Иоанн проводил большую часть своего времени, блаженный в последний раз воздел свои руки к Богу и, скрываемый от взора людей темнотою ночи, долго молился о сущих в бедах и скорбях, обо всем в мире и о городе, его приютившем. Потом оградил себя крестным знамением, лёг на голую землю и, как бы заснув, предал чистую душу свою Богу 29 мая 1494 года. Вид усопшего, по свидетельству очевидцев, был «яко ангела Божия, лице светло сияюще и тело аки снег».

Кончина приподняла завесу, скрывавшую жизнь блаженного, и сделала известными его прозорливость, ангелькое незлобие и терпение. Лицам, бывшим свидетелями жизни блаженного, не было теперь причины скрывать его подвиги и благодеяния.

Поэтому лишь только слух о его кончине пронесся по городу, тотчас же собралось на соборную площадь великое множество народа. Все спешили отдать последний долг подвижнику. Многие плакали и жалели о том, что, почитая его малоумным, насмехались над ним и оскорбляли его.

Соборные священнослужители со всем городским духовенством с великим благоговением и честию, подобающею праведнику, предали труженическое тело его земле на месте его преставления.

Спустя немного лет по преставлении блаженного Иоанна устюжский гражданин Феодор Тутыгин, благоговея к его памяти, на месте погребения блаженного построил церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, устроил гробницу и поставил над телом блаженного Иоанна.

С верою притекавшие к гробнице получали много чудесных исцелений.

Но так как мощи праведного Иоанна находятся на одной площади с мощами святого Прокопия, изображаются оба святых на иконах вместе и во время церковной службы вместе же призываются в молитвах, то богомольцы и недужные обыкновенно обращаются с молитвами к обоим Устюжским чудотворцам. Оттого и исцеления, получаемые от них, записаны в одной книге о жизни и чудесах праведного Прокопия. Так, последняя запись говорит, что в 1613 году устюжане молитвами праведных Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, не только защитили свой город от поляков, но и разбили их.

Чудес, совершившихся отдельно при гробе праведного Иоанна, только три. Два первых без означения времени, последнее случилось в 1565 году.

В 1602 году при постройке вместо обветшавшей деревянной церкви Святого Креста Никитою Григорьевым Строгановым устроен был придел во имя праведного Иоанна.

Ныне мощи его почивают под спудом в каменной пятиглавой холодной церкви в его имя, на левой стороне храма…

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Часовня святого Иоанна Устюжского при                     Собор святого Иоанна Устюжского. 1663 г.

Святых воротах Михайло-Архангельского

монастыря. Начало XIXв.

Источники:

Священник Иоанн Верюжский. святые Устюжской земли: праведные Иоанн и Мария Устюжские, преподобный Киприан Устюжский, праведные Иоанн устюжский, Христа ради юродивый. — Вологда, 2001.

Праведный Иоанн, Устюжский чудотворец. Житие. Акафист. — Вологда: АО «Вологодская коммерческая компания», 2002.

Дедушка с мороза

?

matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote, 2021-12-31 18:00:00 matveychev_oleg matveychev_oleg 2021-12-31 18:00:00 Categories: или кого заменил Дед Мороз по инициативе члена Президиума ЦИК СССР большевика Петра Постышева

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святому

Один из первых прославленных на Руси блаженных — Прокопий Устюжский. Он жил именно там, где сейчас находится резиденция российского Деда Мороза. Я написал об этом удивительном святом, заметка в нынешнем году вышла в газете «Жизнь».На родине сказочного Деда Мороза, в Великом Устюге, нашелся реальный предшественник знаменитого сказочного героя.

Святой Прокопий Устюжский еще в 13-м веке жил в снегу, творил чудеса и радовал в Рождество малышей подарками.Когда в 1998-м году был торжественно дан старт федеральному проекту “Родина Деда Мороза” и этим местом был назначен древний вологодский город Великий Устюг, никто не предполагал, что это окажется снайперским попаданием, прямо в десятку.

Церковные иерархи тогда приняли официальное вознесение Деда Мороза на государственный уровень в штыки. Мол, в христианских странах Санта-Клаус, святой Николай рождественскими елками и подарками заведует, а у нас на эту важную должность возвели языческого персонажа.Ведь в сказках и фильмах русский дедушка Мороз – маг и волшебник, в котором нет ни капли святого.

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан тогда публично заявил, что церковь поддержит проект если в «официальной биографии» Деда Мороза будет упомянуто, что он принял крещение.

И в пылу споров тогда никому не пришло в голову, что именно в Великом Устюге семь веков назад жил праведник, которого вполне можно считать прототипом полюбившегося российским детям сказочного героя.

Житие

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуСходство Прокопия Устюжского с повелителем метелей и вьюг просто потрясающее, а биография куда поинтереснее любой сказки. В старинных хрониках написано, что Прокопий родом из немецкого города Любека, что он был варягом из знатной семьи. Приплыв в Новгород на корабле с товарами, чужестранец поразился красотой храмов, колокольным звоном и благолепием православного богослужения. Прокопий принял православие и решил стать монахом. А для начала он подарил нуждающимся людям все свои товары.Можно представить, какая очередь и давка была при этой раздаче импорта в канун праздника!Новгородцы, которым не досталось подарков, повалили в Хутынский монастырь, что рядом с Новгородом. Наверное, желали глянуть на чудака, который, словно Святитель Николай, пожертововал все свое богатство бедным. Но такая популярность не радовала Прокопия.“Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем, — написано в житие Святого Прокопия Устюжского. — Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он стал проситься удалиться из монастыря куда-либо, где бы его никто не знал”.В дорогу Прокопий не взял ничего, кроме благословения. В ветхом рубище, босой, с деревянной клюкой, он дошел до Устюга. А там не нашлось нищему пристанища: странника, плохо говорящего по- русски, гнали отовсюду, считая безумцем. Днем он молился в церкви, а ночью спал под открытым небом, на паперти храма Успения Божией Матери. Даже зимой, в лютую стужу – до глубокой старости! Милостыню люди Прокопию подавали поначалу неохотно, считая грязным юродивым, но Бог в награду за смирение дал великий дар предвидения и пророчества.Когда Прокопия желали отблагодарить, он передаривал полученное детям, которые постоянно окружали его. Живущего под открытым небом нищего старика прозвали “дедом с мороза”.Силу его молитвы и предвидения город узнал в 1290-м году, когда святой предсказал, что на город движется каменная туча и своими молитвами 25 июля отвел беду: булыжники с неба упали в стороне.“И долго был виден ломаный опаленный лес, над которым разразился гнев Божий, пощадивший город, в страх и свидетельство будущим родам. “ – значится в древней летописи.Лишь немногие в Великом Устюге знали о купеческом прошлом Прокопия. Среди них священник Симеон, отец будущего Святителя Стефана Пермского. Он первым оставил письменные свидетельства о Прокопии.“В последний год жизни Прокопия зима настала столь жестока, что птицы падали мертвые и много погибло скота. Множество народа померзло в городе и окрестностях. Можно представить себе, каково было в этот мороз нагому Прокопию на соборной паперти, он не имел ни постели, ни теплой одежды. Когда вьюга унялась, юродивый пришел в дом к клирику Симеону и рассказал, что случилось с ним ночью: “Я молился о спасении души, каждый вздох казался последним, тело оцепенело и посинело. Вдруг я почувствовал тепло и увидел пред собой прекрасного юношу, лицо которого было так светло, что невозможно было смотреть на него, как будто горел на нем луч солнца. В руке у него была ветвь, расцветшая цветами, испускавшими из себя чудные райские ароматы. Он назвал меня по имени, ударил меня по лицу этой веткой, и мне стало тепло, словно летом.”В тот же год, среди лета, 8 июля 1303 года произошло еще одно чудо. Пошел снег, завьюжила метель, а когда она кончилась, на паперти не увидели Прокопия. Лишь к вечеру его тело нашли возле ворот ближайшего Михайло-Архангельского монастыря (этой обители в нынешнем ноябре исполнилось 800 лет) под сугробом, который не таял. Снег укутал почившего “деда с мороза”, словно саван. Чудеса и исцеления продолжались и на его могиле, поэтому Московский Собор в 1547 году причислил праведного Прокопия к лику святых.

Традиция

Удивительно, но подтверждение того, что чудеса Святого Прокопия – не легенда, нашлось уже в наши дни. Профессор Павел Флоренский, известный геолог, вместе с коллегами изучил образцы камней, выпавших на Котовальский лес вблизи Великого Устюга семь веков назад.

И пришел к выводу, что это образцы редкой горной породы, которая встречается в районе Кандалакшской губы Белого моря.

И занесены они сюда, судя по их характерной поверхности, не ледником, а смерчем!Ну а сказочный Дед Мороз, оказывается, наш современник: впервые он появился на детском празднике в январе 1937 года, в столичном Доме Союзов. И родился по инициативе члена Президиума ЦИК СССР старого большевика Павла Постышева.

Он еще в 1935-м опубликовал в газете «Правда» статью, в которой предложил организовать для детей празднование Нового года, по-партийному переосмыслив рождественские традиции.18 ноября в Великом Устюге в нынешнем году прошел праздник в честь рождения Российского Деда Мороза, который дал старт новогодним торжествам.

Читайте также:  Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

— Это добрый сказочный герой, но принимая его в своем доме, пусть каждый знает, что на Руси есть другой «дедушка с мороза», настоящий и куда более древний, — говорит мне настоятель собора праведного Прокопия в Великом Устюге протоиерей Дмитрий Фомин.

— И помянет добрым словом святого, который щедро помогал молящим о помощи людям. Многие гости, приехавшие в Устюг со всей страны и из-за рубежа на праздник Деда Мороза, приходят и к нам в храм, чтобы поклонится святому Прокопию. И он помогает во всех делах, посылая с небес дары по нашей вере.»

Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете «Жизнь».

Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый

Прокопий Устюжский: в чем помогает юродивый чудотворец и молитвы святомуПрокопий Устюжский (+ 1303), Христа ради юродивый, чудотворец, праведный. Память 8 июля (21 июля).

Родом был немец, сын богатых родителей-латинян, прибыл на на корабле, груженном очень большим богатством, с целью торговли из ганзейского Любека в Великий Новгород по поручению своего отца. Он пленился красотой храмов и пением православным, принял крещение, раздал свое имущество нищим, вступил в иноки Хутынского монастыря и начал юродствовать.

Убегая от мирской славы Прокопий благословился у игумена на путешествие в «восточные страны». Зимой, без одежды, претерпевая разные издевательства, он дошел до Устюга Великого, где поселился в убогой хижине.

Житие блаженного Прокопия было таково. Славу мира суетного и мимотекущего он ни во что не ставил. Днем оскорбляемый и избиваемый людьми был истязаем многими обидами, а ночью не давал себе никакого покоя, а ходил по городу и по всем божьим церквям и молился Господу с обильными слезами, стоя на коленях, прося у Бога помощи городу и людям.

С утра же опять весь день блаженный Прокопий ходил по городским улицам, пребывая в юродстве. Когда же святой хотел обрести покой от многих своих трудов или немного уснуть, тогда он ложился на улице, на помойке, или на куче мусора, или в ветхой некрытой часовне, не прикрывая свое нагое тело.

И зимний мороз, и снег, и летний солнечный жар, и зной и дождь — все это переносил блаженный Прокопий с радостью и благодарностью Бога ради.

И так проходили дни его жизни, И как блаженный Прокопий возлюбил Бога всей своей душою и телом, так и Бог его возлюбил и прославил в мире с юного возраста не только в наш век, но и в будущем царствии, сторицею воздав ему превеликую Свою благодать. И принял от Него блаженный Прокопий пророческий дар, а также дар чудотворения.

Затем блаженный Прокопий изволил жительствовать на паперти у соборной церкви Успения пресвятой Богородицы. Здесь блаженный Прокопий бывал постоянно: зимой и летом, днем и ночью, тут же, не входя ни к кому в дом и не беспокоясь о пище и одежде, принимал немного пищи от богобоязненных прихожан и тем питал свое тело (и то не всякий день); от богатых же не принимал никакой пищи.

Свой день смерти святой предвидел заранее, он умер 8 июля 1303 г. вблизи Введенского монастыря, у святых ворот в конце помоста. Через три дня было найдено его мертвое тело под огромным сугробом, нанесенном снежной бурей.

С большими почестями он был похоронен в соборной церкви. Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году.

На иконах св. Прокопия изображают с тремя кочергами, которые он носил в левой руке. Когда кочерги святого бывали расположены прямо, это означало, что летом будет обильный урожай хлеба и изобилие других земных плодов, а когда его кочерги не были обращены главами вверх, означало, что ожидается хлебный неурожай и скудость других всяких плодов, и случался большой голод.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества/ приял еси, блаженне,/ молитвами, бдением и лощением/ тело свое изнурив,/ душу же возвысив на Небесная,/ Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися/ и неувядаемым венцем увязеся.

/ Емуже с лики святых предстоя,/ за люди своя моление предлагая,/ тепле пролия слез источник,/ избавил еси град Великий Устюг и люди своя/ от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти.

/ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти:/ о Прокопие чудоносне,/ ходатай нам буди ко Господу/ во дни нашедших печалей, рабом твоим,/ и молися, да спасет души наша.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

От земли Воззвавый тя к вечным обителем/ соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе,/ ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне,/ не осквернил еси плоти нетлением смертным./ Темже тя любовию чтим, Прокопие.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 2

В терпении твоем, святче Божий,/ от Господа мзду восприял еси/ и пожал еси ниву пищи райския,/ безсонным бдением и юродством тело твое изнурил еси/ и мудростию душу твою спасл еси,/ живота земнаго небрегл еси,/ но Небеснаго Царствия зрети возжелел еси,/ и Небеснаго Царя видети сподобился еси,/ и Тому поклонился еси./ Мы же, недостойный раби твой, ко гробу твоему умильно припадающе/ и сокрушенным сердцем взирающе на образ иконы твоей, сице вопием:/ о Прокопие чудный,/ ходатай буди и молитвенник ко Господу о рабех твоих/ и заступник граду нашему/ во дни нашедших печалей/ и молися ко Господу о спасении душ наших.

  • Ин кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
  • глас 4
  • Верою память твою, блаженне, совершающих/ и любовию празднующих святое торжество твое/ соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко всех Владыце,/ Егоже моли избавится от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.
  • Кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца
  • глас 4

Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

Тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Молитва блаженному Прокопию Устюжскому

О великий угодниче Божий и чудотворче, святый блаженный Прокопие! Тебе молимся и тебе просим: молися о нас ко Всемилости­вому Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да пробавит милость Свою к нам, недостойным, и дарует нам вся, яже к животу и благочес­тию потребная: веры убо и любве преспеяние, благочестия умножение, мира утверждение, земли плодоносие, воздухов благорастворение и во всем благое поспешение. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския предстательством твоим соблюди невредимы от всякаго зла. Всем православным христианом, тя молитвенно призывающим, коемуждо по нуждам их, потребная даруй: болящим — исцеление, скорбящим — утешение, бедствующим —поможение, унывающим — ободрение, нищим — снабдение, сирым — призрение, всем же нам дух покаяния и страха Божия испроси, да благочестно скончавше временное сие житие, сподобимся благую христианскую кончину и Царствие Небесное со избранными Божиими наследовати. Ей, праведниче Божий! Не посрами упования нашего, еже на тя смиренно возлагаем, но буди нам помощник и заступник в жизни, в смерти и по смерти нашей, да, твоим предстательством спасение улучивше, купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Святой Прокопий Устюжский, будучи еще богатым варяжским купцом, по торговым делам прибыв в Великий Новгород, был поражен красотой богослужений восточной Православной Церкви.

Пожелав принять Православие, и для того, чтобы больше узнать о христианском учении, он удалился в Хутынский монастырь, где, проникшись духом евангельского учения и глубоко утвердившись в своем намерении, Прокопий принял святое Крещение.

Раздав все свое имущество нищим и презрев блага окружающего мира с его страстями, блаженный Прокопий принял обет юродства Христа ради, связанное с терпением бесчисленного множества различного рода лишений и оскорблений.

С великой кротостью перенося удел юродивого, он удалился из Новгорода и нашел приют в Великом Устюге.

В любое время года одетый только в грязное, дырявое рубище, святой Прокопий каждый свой день обычно проводил на открытом воздухе, а ночью горячо, со слезами молился, удалившись в один из местных храмов.

Твердо следуя в своей жизни учению Христову, Прокопий нисколько не заботился о хлебе насущном: питался скудно, принимая пищу только от добрых, благочестивых людей, для краткого сна устраивался в каком-нибудь грязном строении под открытым небом или прямо на голой земле.

Блаженный Прокопий обладал чудесным даром пророчества. Так, увидев однажды в соборном храме некую трехлетнюю девочку по имени Мария, он поклонился ей до земли и во всеуслышание сказал: «Се идет мать великого Стефана епископа, учителя Пермского». Предсказание блаженного Прокопия впоследствии исполнилось: Мария стала матерью первого епископа Пермского – святителя Стефана.

Читайте также:  Молитва серафиму вырицкому: 6 сильных текстов, о чем просят и как правильно читать

Избрав местом своего постоянного пребывания паперть при Устюжском соборном храме Пресвятой Богородицы, блаженный Прокопий все свое время проводил в пламенных, коленопреклоненных молитвах.

Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию.

Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его.

Все дни и ночи в неустанных молитвах и безутешных рыданиях проводил святой на церковной паперти.

Спустя неделю наступил для горожан Устюга страшный день: в полдень от надвинувшейся черной тучи наступил полный мрак, приведший в ужас и смятение устюжан. Со всех сторон сверкали молнии и раздавались страшные удары грома. Земля под ногами пришла в движение.

Только теперь поняли горожане, как глубока пропасть их греховности, навлекшая Божий гнев, и осознали необходимость покаяния. Все стеклись в храмы и со слезами молили Господа о помиловании и отвращении несчастья.

Блаженный Прокопий вместе со всем народом, падши перед иконой Божией Матери, усердно и горячо молился о всех согрешивших.

И тогда в соборном храме Великого Устюга от святого образа Благовещения Пресвятой Богородицы было всенародно явлено чудное знамение – из иконы в изобилии источилось благоухающее миро, которым были наполнены все церковные сосуды.

По милосердному заступлению Божией Матери Господь избавил устюжан от верной погибели – грозная туча прошла мимо города и в отдалении на пустынном месте разразилась с ужасающей силой.

Дождь из раскаленных камней полностью выжег лес в верстах двадцати от Устюга.

В воспоминание этого чудесного избавления, произошедшего в 1290 году, и установлено ежегодное празднование чудотворное иконе Божией Матери.

Другом и собеседником блаженного Прокопия был преподобный Киприан, основатель Устюжского Архангельского монастыря.

Еще один современник святого – клирик соборной церкви Симеон, который был свидетелем и очевидцем благочестивой во Христе жизни юродивого, смог усмотреть в нем великую духовную мудрость и почивающую на преподобном несомненную благодать Божию. Симеон записал и сохранил для потомков многие дивные события из жизни праведного Прокопия.

Чувствуя приближение кончины, блаженный пошел к обители святого Архангела Михаила и там мирно почил. Только на четвертый день по смерти его запорошенное снегом тело было найдено под мостом.

Соборное духовенство, сопровождаемое народом, взяли тело святого угодника Божия и, с почестями препроводив его в храм, совершили отпевание.

Святой Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, был погребен в указанном им самим месте, а на могилу его положили камень.

Впоследствии на этом месте была возведена церковь, в которой совершилось немало чудес и исцелений. К лику святых блаженный Прокопий был причислен Московским Собором в 1547 году.

Память святого и блаженного Христа ради юродивого Прокопия | Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

21 июля — день памяти праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303)

Иногда в наказание за наши грехи, а больше для нашего вразумления, исправления и обращения к Себе – Господь попускает на нас бедствия не только частные, но и общественные: напр.

, бездождие, безведрие, град, – все это происходит от руки Божией, частью карающей, а вящше вразумляющей нас.

И вы, конечно, согласитесь, братие, что в подобных случаях надежда на человеческую помощь суетна и никакие человеческие усилия не в состоянии отвратить такого рода бедствия.

Что же остается делать при наступлении оных? Как вести себя? Чем отвращать их? В житии Христа ради юродивого блаженного Прокопия, Устюжского чудотворца, между прочим, пишется следующее: «Некогда за грехи восхотел Бог истребить город Устюг градом и молнией. Прокопию об этом открыто было, и он, придя в церковь, причту и народу поведал об этом и говорил так: «Покайтесь, братие, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если же не покаетесь, все погибнете от огня и града».

Люди не поверили ему и рассуждали: человек этот юрод и разумно никогда не говорит, зачем его слушать? Святый же не переставал увещевать их: «Бдите, братие, и молитесь, да не внидете в напасть!» – восклицал он. На третий день, вышедши из храма, он уже пошел по всему городу и со многими слезами всех убеждал, чтобы позаботились отвратить грядущий гнев Божий. Жители и тут не послушали его

. Тогда он, ушедши на свое обычное место пребывания – паперть церкви Пресвятой Богородицы, начал со многими слезами умолять Бога за город и людей. Через неделю после этого, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: «Что же это такое хочет быть?»

И вот, с четырех сторон облекли город грозные тучи, беспрестанно стала бороздить небо молния, раздались такие ужасные раскаты грома, что даже земля всколебалась и воздух сделался удушлив до крайности. Тут только народ и вспомнил слово Прокопия о грозящей погибели городу и тотчас же все бросились в соборную, Пресвятой Богородицы, церковь и со слезами стали просить Господа о помиловании.

Вместе же с народом пришел и блаженный и, падши пред иконою Пресвятой Богородицы, также молился со слезами. Молитва о помиловании была услышана.

Во время всенародного молебствия от иконы Владычицы истекло миро, воздух тотчас переменился, тучи отошли на необитаемые места, и там выпал из них над лесом такой необычайный град, что был подобен камню и сокрушил даже деревья, а молния попалила их. От людей же никто не пострадал, и даже остался невредимым и домашний скот».

Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании – вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. И доказательство на сие в примере Устюжан еще не единственное.

Подобным им средством и Ниневитяне отвратили определение Божие о разрушении их города, и когда покаялись, то увидел Бог, сказано, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, – и не навел (Ион. 3:10).

Впрочем, если вы, братие, знаете, что общественные бедствия суть следствия наших грехов, то не всего ли лучше отвращать их тем, чтобы избегать грехов? Конечно, так. Тогда и одна святая жизнь ваша предотвратит бедствия и вам к раскаянью прибегать не нужно будет. Аминь.

Протоиерей Виктор Гурьев

Святой праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец

ПРОКОПИЮ УСТЮЖСКОМУ
Тропарь, глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре, / и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив / целомудрием и многим терпением, / во временней жизни течение добре скончал еси / и веру соблюл еси непорочну. / Темже и по смерти явися светлость жития твоего: / источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый / верою притекающим ко святому твоему гробу, / Прокопие всеблаженне, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Иной тропарь, глас 4

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества / приял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением / тело свое изнурив, / душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся.

/ Емуже с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти.

/ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудоносне, / ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, да спасет души наша.

Иной тропарь, глас 4

От земли Воззвавый тя к вечным обителем / соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе, / ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне, / не осквернил еси плоти истлением смертным. / Темже тя любовию чтим, Прокопие.

Иной тропарь, глас 2

В терпении твоем, святче Божий, / от Господа мзду восприял еси / и пожал еси ниву пищи райския, / безсонным бдением и юродством тело твое изнурил еси / и мудростию душу твою спасл еси, / живота земнаго небрегл еси, / но Небеснаго Царствия зрети возжелел еси, / и Небеснаго Царя видети сподобился еси, / и Тому поклонился еси. / Мы же, недостойнии раби твои, ко гробу твоему умильно припадающе / и сокрушенным сердцем взирающе на образ иконы твоея, сице вопием: / о Прокопие чудный, / ходатай буди и молитвенник ко Господу о рабех твоих / и заступник граду нашему / во дни нашедших печалей / и молися ко Господу о спасении душ наших.

Кондак, глас 4

Христа ради юродством / воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед, / царскаго достигл еси престола / и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, / многими бо чудесы твоими и знамением страшным / удивил еси град твой Великий Устюг: / людем твоим милость испросив, / миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси, / и недужным подал еси цельбы. / Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: / моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

Иной кондак, глас 4

Верою память твою, блаженне, совершающих / и любовию празднующих святое торжество твое / соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина, / имаши бо дерзновение ко всех Владыце, / Егоже моли избавитися от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector