Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Дата: 19 августаСтатус: двунадесятый праздник

Событие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

История:

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов.

Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно.

Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться.

И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2).

При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

  • Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.
  • Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный.

В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости».

И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника.

Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

На миниатюре Лицевого летописного свода Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве.

7 фактов о празднике Преображения:

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв Нажмите чтобы перевернуть Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв Нажмите чтобы перевернуть Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

3. Традиция празднования Преображения

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

6. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

Икона Преображение Господне: значение, история, молитва

Икона изображает событие Преображения Господня на горе Фавор (Матфея 17:1-8; Луки 9:28-36). Преображение — праздник Божественной славы Христа. В православной традиции День Преображения Господня (19 августа) входит в число 12 великих праздников, которые имеют такое значение, что полностью заменяют тексты даже для воскресной службы.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

История

Восхождение на гору Фавор произошло в самый критический момент служения Господу, когда он отправлялся в свое последнее путешествие в Иерусалим, которое, как он знал, закончится унижением и смертью.

Праздник Преображения — это не просто напоминание о событии, произошедшем в жизни Христа. Оно также содержит в себе «эсхатологическое» измерение, направленное в будущее — во славу Царства Божия, которое ожидают увидеть все христиане.

Все было озарено и тронуто славой небес, пришедшей от Иисуса: трава, горы и их вершины, животные, птицы и насекомые и ученики Христа — Петр, Иаков и Иоанн. То, что апостолы видели на горе, было, по объяснению Отцов Церкви, предзнаменованием будущего мира после воскресения из мертвых, видением преображенного мира, достигшего своего предельного совершенства.

Апостолы, видевшие Преображение Господа, постепенно совершали это преображение на протяжении всей своей жизни. Они преобразили общество. Они преобразили тех, кого встретили, и приложили большие усилия, чтобы объявить им:

Иисус воскрес из мертвых, Иисус превратил смерть в жизнь, Иисус превратил странников в паломников, которые знают, откуда, куда и зачем они идут.

Значение

По воображаемой горизонтальной оси икона делится на две равные части. В верхней половине изображен новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как в нижней части изображена наша временная земная реальность, представленная учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

В центре верхней части находится Иисус Христос, стоящий и благословляющий обеими руками, одетый в белую одежду. Его туника белого цвета (нежный светло-голубой тон) и пальто с оттенком красного (тонкий красноватый или скорее розоватый тон). Эти цвета могут символизировать Божественную, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече есть полоса на тунике — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, гладкими, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым ореолом, наружное кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, ниже, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с Гребешковым краем, который выходит из фигуры Христа.

Равномерно и густо во всех направлениях расходятся тонкие золотые лучи от ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, света мира). Рядом с круглым ореолом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и заключительными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (исход 3:14).

Фон иконы имеет оранжевый оттенок. Оранжевый создается путем смешивания красного и коричневого цвета. Красный цвет на фоне иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, одетого в сине-зеленую тунику темного оттенка, с темно-пурпурным гиматионом (накидкой), украшенным позолотой.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Он изображен как пожилой человек, с длинными, с проседью, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.

Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Он изображен как мужчина средних лет, с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинный темно-синюю тунику, на которой ярко-красный гиматион, украшенный позолотой. В руках он держит книгу.

Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах, которые имеют различные оттенки коричневого цвета.

Массивный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он тонирован ярко-красным, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных внизу иконы, на Земле, на преимущественно травянистой местности, темно-зеленой, иногда прерываемой различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь подразумевает Святого Духа, который повсюду и все освещает.

Справа изображен апостол Петр, стоящий на коленях лицом к Господу. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая курчавая борода. Он одет в темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион, украшенный позолотой.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Двое других учеников Иисуса только что проснулись, они спали из-за усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с вытянутыми руками и опущенной головой, изображен молодым человеком с нежным лицом, без бороды и с длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд устремлен вперед. Он имеет короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов символизирует, что на них падает отражение славы Христовой.

Иконография

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе.

По бокам от Него, тоже в воздухе, стоят Моисей и Илия.

А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Самый ранний сохранившийся образ преображения — из монастыря Святой Екатерины на Синае, где из-за своего уединения находятся многие ранние иконы. В апсиде храма находится мозаика Преображения Господня, датируемая серединой VI века.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Монастырь св. Екатерины, Синай

Христос — это центр и фокус образа, его рука в благословении, глаза направлены на нас. Его одежда изображена «белой, как свет», как описывают авторы Евангелий. Слава Бога, омрачающая сцену, показана мандорлой вокруг Иисуса. Из его тела видны лучи света, поражающие каждого из пяти присутствующих: справа от Христа — пророк Илия; слева — Моисей; у его ног — апостолы Иоанн, Петр и Иаков.

Моисей запечатлел драму события: три апостола в смятении на лицах, в то время как Христос спокойно стоит в центре над ними, по бокам Моисей и Илия, которые, кажется, благословляют его. Все последующие иконы Преображения мало отличаются от этого основного состава.

Читайте также:  Вход Господень в Иерусалим: значение и иконография праздника, 7 текстов молитв

Монастырь Дафни

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Мозаика в монастыре Дафни, Хайдари

Гора, на которой произошло Преображение, названа Святым Иеронимом горой Фавор. Гора играет важную роль в Божественном Откровении, как описано в Священных Писаниях, и связывает Моисея и Илию, которые чудесным образом присутствуют рядом с Христом.

Моисей взошел на гору Синай, чтобы принять Десять Заповедей и беседовать с Богом в Великом облаке Божественной славы. Илии было сказано подняться на гору Хореб (вероятно, альтернативное название Синай), где он услышал голос Бога в «нежном ветре».

В библейском повествовании, как и в иконах, эти два собеседника с Богом показаны теперь в беседе с Самим Христом, что является ясным указанием на божественность Иисуса.

В дальнейшем иконы показывают Моисея, держащим книгу — Тору. Илия в шкурах животных, напоминающий Иоанна Крестителя, представляет пророков, в то время как Моисей представляет закон. Иисус Христос есть исполнение обоих.

Икона Феофана Грека

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410) был одним из величайших иконописцев Московской Руси и был известен как учитель и наставник великого Андрея Рублёва. Он переехал из Константинополя в Новгород в 1370 году, а оттуда в Москву в 1395 году.

Современники Феофана в Москве описывали его как «ученого в философии». Он достиг того, что перенес учение святых отцов о Преображении в свою собственную икону.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Икона Феофана Грека (конец XIV века)

  • Геометрия изображения подчеркивает безмятежность Христа по сравнению с беспорядком апостолов: Петр протягивает руку, как будто в середине предложения: «Господи, хорошо нам быть здесь…» (МФ 17:4)
  • Смелая икона Феофана разделена надвое: Христос и апостолы на горе Фавор, а Моисей и Илия удаляются на отдельные, но смежные вершины.
  • Феофан был не первым иконописцем, сделавшим это: горы Фавор и Синай/Хорев различны, и поэтому было принято изображать Моисея и Илию, стоящих на разных вершинах, склоняющихся ко Христу.

Феофан подчеркивает различие между двумя ветхозаветными святыми, с одной стороны, и апостолами Христа — с другой. Через три луча света он привлекает трех апостолов и нас к ослепительному свету, который окружает Иисуса.

Таким образом, Феофан представляет нам уже древнее учение о том, что преображение было не только событием, свидетелем которого мы были, но и процессом, в котором мы сами должны были участвовать.

Молдавская икона

В Евангелиях преображение происходит всего через шесть дней после долгого повествования Христа о Конце света, Страшном Суде и Втором Пришествии Христа. Христос заканчивает свои слова обетованием:

Здесь стоят некоторые, которые не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.

Преображение, таким образом, есть осуществление обетования Иисуса, и поэтому то, что переживают апостолы, есть предвкушение будущей жизни — «силы и пришествия Господа нашего Иисуса Христа», согласно апостолу Петру.

В иконе Феофана, пожалуй, впервые показано восхождение и спуск с горы Фабор. Это важная часть события: Христос не внезапно преобразился среди своих учеников, проповедуя в Галилее. Вместо этого Христос избрал трех своих учеников, повел их на гору молиться, и там они увидели будущую славу Божью в настоящем.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Молдавская икона, 16 век (сейчас в Бухаресте)

Однако после подъема начался спуск. Никто не может испытывать такую божественную славу в течение длительного времени в этой жизни: это обещание будущей жизни. Изображение на иконе — это опыт для всех нас. Геометрия иконы Феофана, втягивающая нас в эту сцену, делает это не для того, чтобы мы могли наблюдать ее, а для того, чтобы мы могли испытать ее.

Мы тоже должны взойти на духовную гору. И на вершине, в молитве, эти лучи Божественного света могут проникнуть и в нас.

Икона в Рыбинске

На более поздних иконах апостолы изображены в том же  «упорядоченном беспорядке» первой Синайской мозаики, но выражение их лиц изменилось с испуганного на сонное.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Рыбинский государственный историко-архитектурный музей (начало 19 века)

Это следует из рассказа Луки, где он описывает апостолов, пробужденных от тяжелого сна, чтобы стать свидетелями Преображения. Именно эта усталость объясняет их неспособность понять значение события и разговор между Христом и ветхозаветными святыми о его будущем распятии.

Это тоже урок: наряду с духовным согласием и молитвой необходима бдительность. Когда Илия услышал Бога на горе Хорив, это было не в ревущем ветре, землетрясении или огне, а в ошеломляющей тишине.

Что бы он услышал, если бы был невнимателен? Что мы можем получить от Бога, если мы невнимательны?

О чём молятся возле иконы

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Молитва

  1. Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!
  2. Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченноек падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.
  3. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.
  4. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.
  5. Всякий, кто стоит перед иконой Преображения Господня с открытым сердцем, получает импульс превратиться из «старого» человека в «нового».

Праздник Преображения Господня

Преображение Господне: история праздника Яблочный Спас

Известно, что в Православной Церкви ежедневно совершается память святого или праздник в честь важного для учения Христова исторического события. Каждый церковный праздник имеет особый назидательный, воспитательный смысл. Праздники Церкви сохраняют истинное назначение праздников — это обновление жизни, напоминание об особых событиях, а не просто пьяное веселье, разнузданные потехи.

Многие церковные праздники стали поистине народными, к ним приурочили приметы, стали приносить на освящение, то есть благословение Богом в церкви определенные сезонные плоды, молиться об определенных вещах, связанных с праздником.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Преображение Господне в круге церковных двунадесятых праздников

В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.

Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.

В каждой православной стране эти праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. Так, в России и Греции в разные праздники приносятся на благословение земные плоды. Элементы славянской обрядовости сохранились, например, в традициях колядования на праздник Рождества на Украине, в России и Беларуси.

Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.

Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.

Двунадесятые праздники делятся по содержанию:

  • Господские (Господние) — восемь праздников,
  • Богородичные — четыре,
  • дни памяти священных событий.

По торжественности богослужения, определяемой Уставом:

По времени и дате празднования:

К двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Значение Преображения Господня

Дни двунадесятых праздников — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.

Преображение — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. Празднуется он ежегодно 19 августа, в народе его еще называют Яблочный Спас. По своей значимости он стоит наравне с Рождеством Христовым и праздником Святой Троицы — Пятидесятницей.

В этот день воспоминается событие явления Иисусом Христом Своей Божественной природы обычным людям — его ученикам.

Трое из них стали свидетелями Преображения с виду обычного Человека, Которого они знали как Своего Учителя по имени Иисус, во Всемогущего Бога, освещающего неземным Светом всё вокруг.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

История Преображения Господня в Евангелии

Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие.

Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Народные традиции к Преображению Господню

Преображение — один из самых любимых народом праздников.

Не только потому, что в этот день духовенство одето в особо красивые облачения с искусно вышитыми яблоками и виноградами, и не потому, что в храмы принесены самые красивые фрукты и овощи, а вокруг витают приятные запахи.

Это день, когда каждый из нас вспоминает о том, что стоит попросить, помолиться — и наша жизнь будет освещена Светом и советом Христовым. Не пренебрегайте и беседой со священником: Господь по вашей вере скажет вам через священника именно Свою волю.

За Литургией в этот день освящают яблоки (по русской традиции, изначально в Византии освящали виноград), потому и праздник имеет название Яблочного Спаса.

Любая молитва — это не обряд, совершаемый с определенной целью. Это предстояние перед Всемогущим Господом с любовью и смирением, то есть верой в то, что Господь знает, как лучше для нас, с готовностью принять Его волю о нас.

Известно, что наша жизнь лишь кажется свободной: мы зависим от обстоятельств, людей, политической обстановки, наше здоровье зависит от погоды, а жизнь — от случайностей вроде неисправности в автомобиле.

Читайте также:  Икона Свеча Неугасимая: история и в чем помогает образ Богородицы, молитва

Если мы не доверяем свою жизнь Богу, на нас будут воздействовать злые силы. Поэтому молитва ко Господу — наша защита.

Есть традиционные молитвы, которые по молитвослову читают православные христиане утром и вечером. Можно заменять их чтением Иисусовой молитвы по четкам, можно сократить — в любом случае стоит посоветоваться со священником, зайдя в храм.

В то же время, можно начать читать периодически или ежедневно молитву своему Господу — например, молитву Преображению Господню, молитву Богородице или любимому святому. Молитесь в тишине, перед иконами. Можете читать молитвы в храме, когда там нет богослужения — это не запрещается.

Побывайте в церкви и помолитесь за богослужением.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Богослужение на Преображение

Если праздник выпадает на воскресный день, его торжество делится с праздником Воскресным, А если на будний — вся служба посвящается только празднику.

  • На Всенощной бдении, вечером, поется величание празднику со стихами из избранного псалма, а также великий прокимен на вечерне
  • «Честнейшую Херувим» — песнопение Богородице не поют, заменяя припевами праздника.
  • Утром за Божественной Литургией поют антифоны (чередующиеся стихи) Преображения.
  • На Великом входе читается праздничный стих.
  • После прочтения заамвонной, заключительной молитвы всегда совершается освящение плодов нового урожая.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Праздник в пост

Время Успенского поста отмечается тремя Господскими (в честь Господа Иисуса Христа) праздниками: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, середина — Преображением Господним, а завершается памятью Нерукотворного образа Спасителя.

14 августа — первый день Успенского поста, Происхождение (то есть обретение и чествование) Дерева Животворящего Креста Господня. Его называют еще Медовым Спасом (к этому дню пчелиные соты наполняются медом и начинается его сбор, на который благословляют особой молитвой) и Мокрым Спасом (по крестьянской традиции в этот день чистили колодцы и совершали водосвятные молебны над ними.

29 августа — Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

Успенский пост — традиция, установившаяся уже в первые века христианства уже признавали.

Этот пост, как и другие, установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно почтить Пресвятую Богородицу.

Матерь Божия нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении слова Божия, данного в Евангелии.

В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Что есть на Преображение

Рыба, икра, вино во время Успенского поста, как и во все посты, разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники.

Это как раз праздник Преображения Господня, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.

Важно понимать, что пост – не цель, а средство для смирения своей плоти, чтобы очиститься от грехов через воздержание в пище. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов в отношении пищи каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Продолжительность и мера поста могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, пост в отношении пищи может быть сокращен, облегчен или отменен.

Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Длительный пост для беременной женщины остается ограничением по силам: например, с отказом только от одного вида пищи (или мяса, или молока и яиц, или рыбы).

Иногда для здоровья ребенка врачи запрещают ограничения в пище — это нужно принять спокойно, сообщив священнику на исповеди. Главное — не переедать, есть в меру и не ради наслаждения, не чревоугодничать.

То же самое относится к Великому посту. Можно, например, поесть вареного мяса вместо жирного стейка на гриле.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Икона Преображения

В этот день Иисус Христос преобразился и просиял перед учениками, поэтому христиане часто ставят образ «Спаса в Силах», где изображен Господь в сияющих одеждах, на главное место в доме и в храме при неимении праздничной иконы Преображения.

Образ показывает важнейшие догматы Православной веры, заключает в себе толкование Библии и пророческое представление главного события мировой истории — Страшного Суда.

Необычное название иконы «Спас в Силах» означает, что в конце времен Господь Иисус Христос предстанет перед людьми всех веков как сильный и славный Вседержитель, окруженный Небесными Силами, то есть разными членами Ангельской иерархии: Серафимами, Херувимами, Престолами, Господствами… На иконе вокруг Христа изображается и ряд символов, охватывающих земную историю, людей и животных — так, как, в соответствии с Божественным Замыслом, мир после Страшного Суда вновь обретет черты рая, когда все земное и небесное соединится под властью Христа. Слово Спас — сокращение от слова Спаситель, означающего, что Господь спас всех людей от рабства греха.

Интересно, что именно икона «Спас в Силах» является созданным в Древней Руси типом образа. Он относится к иконографии так называемого Пантократора, распространенной в Византии, но глубокое богословское осмысление и символичность изображения эта иконография получила только у древнерусских иконописцев.

Стандартная икона Преображения — это изображение Христа, стоящего на горе между пророками Моисеем и Илией, в белых одеждах. От Христа исходит яркий свет, позднее это явление как Свет Фаворский, нетвердый, но не показанный Христом в земной жизни, изучали богословы-исихасты.

Внизу, под горой, позах ужасающихся людей, закрывающих себе глаза, лежат ученики Христа — Петр, Иоанн и Иаков. Господь именно им показал Свое Преображение как боле просвещенным, более готовым.

Он провидел, что они будут накидать людей и хотел, как сказано в песнопениях праздника, вразумить их: они должны были понять, что Распятие Христа будет добровольной Жертвой Бога за людей. Позже об этом они рассказали в Евангелии и своих посланиях христианам, своих устных проповедях.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Молитва на Преображение

Молитвы в праздник Преображения Господня — это обращение ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь.

Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Акафист Преображению Господню читать можно в любой день года, ведь это обращение ко Христу с просьбой просветить жизнь человека Светом Истины, молитва о помощи да, пожалуй, и один из самых торжественных акафистов в церковной сокровищнице молитвословий. Акафист — длительной песнопение, можно назвать его кратким богослужением, которое может совершить мирянин.

Акафист — одна из самых распространенных длительных молитв, точнее, богослужений, которые могут быть совершены и в церкви, и дома. Кроме того, большая часть акафиста поется на один мотив, который вы можете услышать в церкви.

Также можно читать онлайн на русском языке краткие молитвы на Преображение, поющиеся в церкви накануне и в день праздника

Тропарь
Преобразился на горе, о Христос Бог наш, показавший учеником Твоим славу Твою, как Ты можешь просиять, чтобы воссиял и нам, грешным, Свет Твой, несобранный и существующий прежде времен, молитвами Богородицы, Светодавец, слава Тебе.

Кондак
На горе преобразился Ты, и как смогли понять ученики Твои славу Твою, Христос Бог наш, увидели, чтобы, когда они увидят Тебя распинаемого, поняли, что страдание Твое добровольное, а миру проповедуют, что Ты сияние Отца.
Да благословит вас Господь и просветит светом Своей Истины!

Праздник Преображения Господня — дата, смысл, традиции | Православиум

Рубрика: Молитва, Основы веры, Церковные праздники

Праздник Преображения Господня был установлен в память об изменении облика Иисуса Христа на горе Фавор перед тремя его учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Это событие описывается в трёх Евангельских текстах — (Мф. 17: 1–6); (Мк. 9: 1–8); (Лк. 9: 28–36). 

Традиция праздновать Преображение Христа на горе Фавор принадлежит равноапостольной царице Елене ( ок. 250-330 гг. н.э.), матери Римского императора Константина Великого (равноапостольного Константина).

Это место было выбрано не случайно, гора Фавор — настоящее украшение Святой Земли. Она была свидетельницей многих ключевых событий в истории Израильского народа.

Однако некоторые исследователи указывают на другие места, где могло произойти Преображение.

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитвПреображение Господне (русская православная икона, XV век)

Христос, взяв трёх учеников, поднялся на гору. Очевидно, восхождение было трудным. Устав от пути, ученики заснули. Во время их сна Иисус преобразился:

“И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” (Лк. 9: 29).

Когда ученики проснулись, они увидели, как Господь беседует с двумя пророками — Моисеем и Илиёй. От Христа исходил яркий свет и божественная благодать. От радости, которая разливалась вокруг, Пётр захотел остаться на горе Фавор навсегда. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — Ему и двум пророкам.

«Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Ученики испугались и упали на землю, закрывая лицо руками. И исчезла вся Слава Господня и пророки Его. Когда ученики поднялись, они увидели только Иисуса Христа.

Когда Господь сошёл с учениками с горы Фавор, Он повелел им молчать о видении, открывшемся им. Молчать до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.

Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, не хотевших отпускать Его на добровольную жертвенную смерть. Своим Преображением Христос наглядно показал апостолам свою божественную природу.

Читайте также:  Причастие после крещения ребенка: как проходит, обязательно ли, когда нужно совершать

А через явление двух ветхозаветных пророков подтвердил, что его будущая Крестная Смерть является исполнением древних пророчеств о Мессии.

Праздник Преображения Господня: история и значение

Точную дату оформления Преображения как церковного праздника назвать сложно. Есть мнение, что его установила равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, в IV веке.

Она построила храм на горе Фавор в честь Преображения Господня. Среди учёных есть мнение, что праздник был установлен позже, в V — VI веках  в Армении и Каппадокии.

Но первая версия является традиционной и более распространена.

Из Евангелия понятно, что Преображение Господне произошло за сорок дней до распятия Спасителя. То есть в конце февраля — начале марта. Тогда почему же мы празднуем Преображение 6(19) августа?

Это связано с распространением православия и миссионерским движением. Церковь, распространяясь по языческим землям, старалась на место древних языческих праздников ставить христианские. При этом оставлялись элементы внешнего оформления празднования, но полностью менялась суть. Так случилось и с праздником Преображения.

Когда христианство пришло в Грецию, Преображение Господне поставили на место празднования в честь Диониса, бога вина и виноделия. Из внешней атрибутики осталось только освящение в церкви гроздей винограда.

А когда из Византии Православие пришло на Русь, виноград заменили яблоками, которые в основном и произрастали на нашей территории, и другими плодами.

Так праздник Преображения Господня получил второе, бытовое название — Яблочный Спас.

Что означает Преображение Господне

Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.

Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.

Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.

На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.

Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.

Особенности праздничного богослужения

Преображение — двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день торжественное. На вечерней службе служится лития и совершается освящение хлебов.

Поётся Великий прокимен, песнопения праздника и Преображенский канон. На Литургии антифоны и тропари тоже праздничные. Вместо “Достойно есть” исполняется задостойник праздника.

От дня Преображения до отдания праздника священнослужители носят белое облачение.

Главная особенность праздника — чин освящения плодов. Обычно прихожане приносят с собой корзины с различными фруктами. Священник после заамвонной молитвы освящает их, окропляя святой водой. Чин освящения плодов символизирует снятие с природы печати проклятия, которое пало на всю землю с грехопадением человека. 

Тропарь, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Молитва в праздник Преображения Господня

Преображение Господне: история и значение праздника, 5 текстов молитв

Праздник Преображения Господня известен еще со времен раннего христианства. В православии он принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Православная церковь отмечает его 19 августа 2021 года, католическая – 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье). Отдание праздника в православии совершается 26 августа.

За долгие годы сложились традиции этого праздника: какие обычаи стоит соблюдать, какие молитвы читать на Преображение Господне. Об этом и пойдет наш рассказ.

Традиции празднования Преображения Господня

История его такова: как описывается в Евангелии, в этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус велел своим ученикам не рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Как писал Иоанн Златоуст, Христос таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Накануне праздника, 18 августа, в православных храмах проходят богослужения, на которых верующие читают Тропарь предпразднеству:

«Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднественная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту».

19 августа в церквях идут литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, которые олицетворяют вечный божественный свет, явленный Христом на Фаворе.

На Руси в честь Иисуса-Спасителя (Спаса) этот праздник также называют Яблочным Спасом. В православных храмах освящают яблоки и другие плоды нового урожая. В этот день принято оставлять подношения в церкви, угощать яблоками друзей и знакомых, одаривать нищих (недаром в старину говорили: «На Яблочный Спас и нищий яблочко съест»).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

Как молиться в день Преображения Господня?

Этот праздник считается прекрасным временем для духовного преображения, поэтому верующим нужно простить окружающим прежние обиды, попросить прощения самим и вознести молитвы Господу с чистым сердцем.

Молитвы в праздник Преображения Господня, которые проникнуты особой чистотой и величием, обладают огромной силой, способной творить настоящие чудеса.

Тропарь Преображению Господню, глас 7 «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».

Перевод:

«Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

  • Кондак Преображения Господня, глас 7 «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
  • Перевод:
  • Величание Преображения Господня «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение».
  • Перевод:

«На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние». «Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение».

Какие еще молитвы принято читать на Преображение Господне? В этот день верующие читают «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Считается, что все молитвы в этот день будут услышаны, если ваши слова будут идти от чистого сердца. Пусть этот праздник, знаменующий собой радостное и значимое событие, будет светлым для каждого из нас и укрепит нас в вере.

Молитва в день Преображения Господня «Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков».

О чём еще молятся православные в праздник Преображения Господня?

Задостойник «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем».

Этот праздник приходится на время Успенского поста, который соблюдается с 14 по 27 августа. В этот период постящиеся исключают из рациона мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Однако в день Преображения Господня разрешается есть рыбу, можно добавлять в блюда растительное масло и позволить себе немного вина.

Как нужно молиться в течение Успенского поста?

В дни Успенского поста существует обычай ежедневно читать Акафист Успению. В Греции существует традиция каждый вечер исполнять канон Пресвятой Богородице, который начинается словами: «Многими содержим напасть…» (этот текст можно найти в православных молитвословах). Этот канон в дни поста можно читать ежедневно или несколько раз в неделю.

Чтобы выдержать Успенский пост верующим, особенно тем, кто неумерен в питании, рекомендуется читать следующую молитву:

«Молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои. Да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле».

Aug 2020-11-26

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector