Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Церковная служба – это объединенные в определенной последовательности молитвы, выдержки из Священного Писания, песнопения и священные действия. Воскресная полунощница – это законченное художественно-религиозное произведение, рассчитанное на умы, настроения молящихся с целью укрепить веру и подготовить к восприятию Божественной благодати.

Понятие полунощницы в православии

Полунощница относится к повседневным богослужениям. В христианской церкви сложилась традиция молитвенного освящения девяти повседневных общественных служб. Истоки освящения именно в таком порядке относятся к ветхозаветному периоду, когда существовало правило трижды в течение дня совершать моления для принесения жертв – утром, днем, вечером.

В начале службы совершались по отдельности друг от друга, но со временем сгруппировались в три срока богослужений по 3 службы:

  • вечером – девятый час, вечерня, повечерие;
  • утром – полунощница, утреня и 1-й час;
  • днем – третий и шестой час, литургия.

Но, если установка времени проведения общественных служб сложилась под влиянием ветхозаветной Церкви, то содержание богослужений Православная Церковь определила, исходя из христианских событий, совершившихся в эти часы. На богослужениях читаются и поются такие молитвы и места из Священного Писания, которые прямо или косвенно рассказывают о событии и призывается имя святого.

По этой причине во время ежедневных служб читают и поют как ветхозаветные псалмы, так и новозаветные молитвы и песнопения. Например, в 3-й час (в 9 часов утра) вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов; в 6-й час (в 12 часов дня) – страданиях Христа; в 9-й час (в 15 часов дня) – смерти Иисуса на кресте, в других службах – о воскресении Спасителя, об Успении Божией Матери и так далее.

Полунощница посвящена молитве Иисуса о чаше, Его второму пришествию и Его Страшному суду. Полночная тишина – самое благоприятное время для сосредоточенной молитвы Господу, осмыслению и раскаянию в совершенных грехах, принятии решения об исправлении.

В полунощном молении верующие вспоминают о молитве Иисуса Христа Богу в Гефсиманском саду.

Перед предстоящими тяжкими испытаниями Иисус молит Господа, если можно, избавить от этой «горькой» чаши, но тут же произносит, что готов «испить» ее до дна, подчиняясь воле Бога Отца.

О втором Пришествии Христа напоминает притча Христа о десяти девах, когда пять из них забыли елей для свеч и не смогли в полночь встретить Жениха.

Смысл притчи подразумевает, что надо всегда помнить, что душа (свеча) в любой момент может расстаться с телом (встретить Жениха). Никогда нельзя забывать о добрых делах (елее), чтобы попасть в Царство Небесное, потому как времени для покаяния не будет.

В прославлении Господа верующим надо брать пример с ангелов, хор которых не умолкает ни днем, ни ночью.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Разновидности

Каждый день недели – это и день года, поэтому на каждый день приходятся воспоминания часовые, связанные определенным часом дня; седмичные (недельные), соединенные с определенным днем недели; годовые, имеющие связь с определенным числом и месяцем.

Как следствие этого, в православии существует несколько видов полунощниц:

  • вседневная (с понедельника по пятницу);
  • субботняя;
  • воскресная;
  • праздничная;
  • пасхальная.

Отличие между одноименными службами заключается в содержании и последовательности молитвословий.

Субботняя и вседневная состоят из 2-х частей, остальные – из одной.

В приходской практике во всех православных храмах читается пасхальная полунощница. Остальные разновидности службы исполняются в монастырях Русской Православной Церкви. Праздничная может заменять положенное по Уставу Всенощное бдение или читаться в некоторые православные праздники.

Читать еще:  Тест: Проявления восьми главных страстейПолунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Правила проведения службы в церкви

Современный чин (порядок следования молитв, песнопений, священнодействий) русской полунощницы сложился к XIV веку. До настоящего времени сохранились правила службы: три канона на воскресной, канон и молитва Троице – на вседневной и субботней.

Вседневная полунощница состоит из 2-х частей.

Священник: «Благословен Бог наш».

  • «Аминь»;
  • «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»;
  • «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»;
  • Трисвятое до «Отче наш»;
  • «Господи помилуй», 12 раз;
  • «От сна возстав»;
  • «Приидите поклонимся»;
  • псалом 50-й:
  • «Помилуй мя, Боже»;
  • 17-я кафизма;
  • Символ веры;
  • Трисвятое;
  • «Отче наш»;
  • тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову;
  • «Господи помилуй», 40 раз;
  • «Иже на всяко время»;
  • «Господи помилуй», трижды;
  • Слава и ныне;
  • «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Священник: «Боже ущедри ны»;

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

  • «Приидите поклонимся»;
  • два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»;
  • Трисвятое: «Отче наш»;
  • заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»;
  • «Иже глубинами мудрости»;
  • слава: «Со святыми покой»;
  • и ныне: «Блажим Тя вси роди»;
  • Господи помилуй», 12 раз; молитва.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Священник: «Милостью и щедротами».

  • канон Троичен (из Октая):
  • припевы Григория Синаита;
  • Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу;
  • «Господи помилуй, 40 раз;
  • Слава, и ныне: «Честнейшую»;
  • «Именем Господним благослови, отче»:

Священник: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице».

Затем отпуст, как и на малой повечернице.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Субботняя полунощница отличается от повседневной содержанием первой части:

  • вместо 17 читается 9 кафизма;
  • вместо тропарей «Се жених…» – «Не созданное естевство».

Воскресная и пасхальная полунощница начинается, как и повседневная до 50-го псалома, затем следует отпуст, как и на полунощнице вседневной, за исключением заупокойных тропарей.

В тексте праздничной отсутствуют заупокойные тропари. После первого Трисвятого читается тропарь праздника, после второго – кондак.

Согласно Типикону полунощница предшествует утрени, но на практике читается перед Часами.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Значение и выводы

Служба полунощницы напоминает о молитве Иисуса Христа о чаше, о притче Спасителя о десяти девах. 50-й псалом, 17-я кафизма, тропари «Се жених…» – это покаянные молитвословия, отображающие страх и смятение перед Судом Всевышнего. Важная часть любой полунощницы – взаимное прощение: братии у настоятеля, и настоятеля у братии.

10. Полунощница

10. Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия.

По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас…», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…» а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением.

Читать еще:  Тест: Новгородские святители Нифонт и Иоанн-Илия

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1.

Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2.

Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию»

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее — свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той

10. Полунощница

10. Полунощница В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и

Полунощница

Полунощница Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы «Иже на всякое время» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» иереем произносится перед царскими

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА. Обычное начало по «Приидите, поклонимся…«50 псалом и 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы. Символ веры и Трисвятое по «Отче наш..» и тропари, гл. 2: «Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая:

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА. После обычною начала, 50 псалом, троичный канон порядковою гласа (см. правило к Св. Причащению) и троичные стихи.1. Достойно славить Тебя, Истинного Бога–Слова, пред Которым трепещут и Которого страшатся Херувимы и славословят небесные Силы. 2.

Православие. Том 2: Полунощница

Вставать на молитву в полночь было древней традицией, восходящей к дохристианским временам. Псалмопевец говорит: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои (Пс 118,62). Павел и Сила в темнице воспевали Бога около полуночи (Деян 16,25). Как мы помним, Василий Великий ссылается на оба эти текста в качестве оправдания монашеской практики полунощной молитвы.

В древности, когда не существовало электрического освещения и ритм жизни подчинялся естественному природному ритму смены дня и ночи, было принято ложиться спать вскоре после захода солнца и вставать на рассвете.

Монахи стремились к тому, чтобы максимально сократить время сна, а потому монашеские службы совершались и после заката, и в полночь, и рано утром. «Полноценная» восьми- или даже шестичасовая ночь была недоступна монаху, который должен был прерывать сон молитвой в полночь.

Некоторые монахи спали, не раздеваясь и не ложась в постель, подобно воинам, готовым к битве. Воздержание от сна воспринималось как один из важных аскетических подвигов, составляющих монашеский образ жизни.

Читать еще:  Тест: Таинство Елеосвящения (Соборования)

В современном виде полунощница представляет собой плод длительного развития. Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения полунощницы, поскольку многообразие литургических источников не позволяет сделать по этому вопросу однозначные выводы.

Неоспоримой, однако, является изначальная связь полунощницы с монашеской традицией: связь эта сохраняется и поныне, поскольку полунощница совершается только в монастырях (причем не в полночь, а в ранние утренние часы).

Единственное исключение составляет пасхальная полунощница, совершаемая в приходских храмах перед началом ночного пасхального богослужения.

Читайте также:  Домашний иконостас: как правильно расположить иконы, как изготовить своими руками

Полунощница бывает трех видов — вседневная, субботняя и воскресная. Основным элементом вседневной полунощницы является чтение псалма 118, разделенного на три части.

В восточно-христианской традиции отношение к псалму 118 было особенно благоговейным: этот псалом воспринимался как мессианский, произносимый от лица Христа.

В то же время 118-й псалом представляет собой своего рода компендиум аскетической жизни:

В этом псалме Давид описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: закон, слова Божии, терпение, помощь свыше и, наконец что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Смысловое содержание полунощницы с наибольшей полнотой выражает тропарь, заимствованный из богослужения Страстной седмицы:

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Вот, Жених идет в полночь, и блажен тот раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, которого Он обретет бодрствующим, недостоин же тот, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, которого Он найдет унывающим.

Будь внимательна,душе моя, не сном отяготися, да не смерти душа моя, не впади в сон, чтобы не быть предана будеши, и Царствия вне преданной смерти и не остаться вне затворенных (врат) затворишися. Но воспряни зовущи: Цap-ства (Божия).

Но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею Свят, Свят, Свят Ты, Боже, помилуй нас. (молитвами) Богородицы помилуй нас.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

К этому тропарю добавляются два других, за которыми следует заключительная часть полунощницы, включающая несколько утренних молитв, псалмы 120 и 132, два заупокойных тропаря и одну заупокойную молитву.

Полунощница субботняя почти полностью отличается по составу от вседневной. В состав субботней полунощницы вместо 118-го псалма входит 9-я кафизма, включающая псалмы 64-69. На ней также читается молитва святого Евстратия.

Эта молитва, по преданию, принадлежит мученику, осужденному на сожжение в царствование императоров Диоклетиана и Максимина.

Согласно житию, молитву «Величая, величаю Тя, Господи» святой Евстратий произносил по пути к месту казни.

Полунощница воскресная отличается от субботней и вседневной тем, что на ней не читается кафизма, а вместо кафизмы исполняется канон. Октоих предписывает читать на воскресной полунощнице троичные каноны, принадлежащие перу Митрофана II, патриарха Константинопольского (1440-1443).

Полунощница: богослужение и чинопоследование

Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведения

Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи».

Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения.

Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении.

Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову).

По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в.

, после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице.

В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом.

На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля.

Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти.

Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова.

Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином.

Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

  • Первая часть:
  • Иерей: «Благословен Бог наш»;
  • Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;
  • Иерей: «Боже ущедри ны»;
  • Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

Библиотека Русской веры Полунощница повседневная →

Читать онлайн

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

  1. Обычное начало, как и в полунощнице повседневной.

    Псалом 50-й;

  2. Иерей: «Милостью и щедротами»;
  3. Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Церковная служба — виды, содержание, значение | Православиум

Рубрика: Богослужения

Молитва, как частная, так и общественная (церковная служба), является одной из важнейших обязанностей человека по отношению к своему Творцу и Благодетелю. Она основана на осознании своего долга перед Богом, своей немощи без Него. Первое упоминание об общественной молитве находим в книге Бытия:

«у Сифа родился Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26).

Помимо молитвенного обращения к Богу, общественное богослужение содержало различные обряды, жертвоприношения (Быт. 4:3-4) и совершалось в определённых местах. Впоследствии и содержание, и порядок богослужений менялись в соответствии с нуждами людей и особенностями времени. Возглавлялась служба священниками. Писание упоминает священников Мелхиседека, Иофора, далее — Аарона и его преемников.

Полунощница воскресная: разновидности служб и правила проведенияБожественная Литургия — главная церковная служба

Церковная, то есть совместная, молитва воспитывала в человеке благоговение к Богу, укрепляла веру. Богослужение открывало перед духовным взглядом человека тяжесть греховного падения, но внушало и надежду прощения, возвращения утраченного общения с Богом.

Новозаветное богослужение не содержит жертвоприношений животных, характерных для религии Ветхого Завета. Служба совершается в храме и имеет свою главную составную часть — Литургию.

Порядок богослужения в Православной Церкви

Современное церковная служба имеет свой суточный круг, состоящий из девяти последований: 

  1. 9-й час.
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  4. Полунощница.
  5. Утреня.
  6. 1-й час.
  7. 3-й час.
  8. 6-й час.
  9. Литургия.

Каждая из частей суточного круга имеет свой смысл и служится в соответствии с Уставом богослужения. Помимо будничных суточных служб есть праздничные службы.

Устав разделяет праздничные службы на следующие: всенощное бдение, полиелейная служба, славословная и шестеричная службы.

Церковная служба двунадесятых и великих праздников, а также  воскресная служба включают всенощное бдение. Церковный день по древней традиции начинается с вечера.

Вечерня

Вечерня символизирует нашу молитвенную «жертву вечернюю» Господу и по Уставу должна начинаться после захода солнца. В этой молитве мы благодарим Бога за прошедший день, просим Его о прощении наших согрешений, и просим Его благословения на наступающий вечер.

Вечерней начинается суточный круг, она символизирует начало нашей истории. Начинается с чтения 103-го псалма, повествующего о сотворении мира Богом. В случае всенощного бдения совершается торжественное пение указанного псалма при открытых Царских вратах и сопровождается каждением. Мы вспоминаем блаженство человека в раю, его единение с Богом, гармонию всего сущего.

Затем пение заканчивается, и врата закрываются, что означает изгнание прародителей из рая за согрешение. Следует Великая ектения, показывающая, что после грехопадения человеку положено трудиться и в молитве испрашивать у Бога всё необходимое. Далее следуют стихиры «Господи, воззвах», символизирующие плач и молитву падшего Адама, начало нашей истории в стране изгнания.

В случае бдения или полиелея совершается вечерний вход. Он символизирует приход в мир Искупителя, пророчества ветхозаветных праведников о Нём. Затем читаются праздничные паремии — отрывки из Ветхого Завета.

Далее следуют ектении и стихиры. Заканчивается Вечерня пением «Ныне отпущаеши…», знаменуя наступление новозаветного периода.

Повечерие

Повечерие по традиции служилось перед отходом ко сну. Помимо молитвенного прошения Божия благословения на сон грядущим, по слову Святых Отцов, содержит благочестивые размышления о времени покоя во гробе тела Господа нашего Иисуса Христа.

Полунощница

Полунощница символизирует постоянную готовность верующих к приходу Судии. Время её совершения — полночь. При этом также вспоминается усиленная ночная молитва Спасителя в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями. Церковь призывает христиан подражать святым ангелам в непрестанном славословии Бога. Как повечерие, так и полунощница состоят из подобранных псалмов и молитв.

Утреня

Перед рассветом нового дня совершается Утреня. Мы просим Божиего благословения и помощи на предстоящий день. Вспоминается единство Церкви небесной и земной, молящиеся обращаются к святым с просьбами о помощи.

Утреня символизирует новозаветную историю человечества. Характерной её особенностью является начальный возглас священника «Слава Святей Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице…!».

Затем идёт шестопсалмие, последование из шести избранных псалмов, символизирующее плач кающегося грешника, а также тайну Вифлеемской ночи.

Кафизмы Псалтири, напоминающие нам о крестных страданиях Спасителя.

В случае бденного и полиелейного порядка службы основной торжественной частью утрени является полиелей с пением величания, чтением Евангелия и помазанием прихожан святым елеем. Полиелей, следующий после кафизм, знаменует Воскресение Христово.

  • Канон, состоящий из 9 песней в честь праздника или святых дня.
  • Существенной частью является великое славословие (благодарность Богу за все Его милости), которое либо поётся, либо читается.
  • Сугубой и просительной ектениями завершается Утреня.

Часы

Часы — это краткие церковные последования, состоящие, чаще всего, из трёх псалмов и нескольких молитв, в память о священных событиях.

1-й час совершается сразу после Утрени, символизирующий предание Спасителя на суд первосвященников.

3-й час совершался около 9 утра по нашему времени. Вспоминается суд у Пилата и страдания Спасителя.

6-й час соответствует нашему полдню. Совершается в память распятия Спасителя.

9-й час знаменует смерть Спасителя на Кресте.

Божественная Литургия

Литургия — это главная церковная служба. Она является центром всего суточного круга. Литургия совершается в «воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Христос принёс Себя в жертву правосудию Божию за грехи рода человеческого, после чего уже не нужны все ветхозаветные приношения животных.

Подобно тому, как те жертвы были лишь в ожидание Крестной Жертвы, нынешняя Литургия совершается в памятование об уже свершившейся Жертве. Главная цель Литургии — наше участие в Жертве, живое переживание её.

Совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Чаще всего в течение года служится Литургия Иоанна Златоуста. Литургии Василия Великого совершается лишь несколько раз в году.

Это случается в дни, требующие особенного молитвенного настроения.

Она отличается от Литургия Иоанна Златоуста содержащимися в ней тайными и гласными молитвами священника, и их относительной продолжительностью.

Ход Литургии

Вслед за возгласом «Благословенно Царство…», свидетельствующим, что вкушение Небесной трапезы существенно важно для нашего спасения, следуют ектении и пение псалмов, вновь напоминающие нам о ветхозаветном ожидании Мессии.

Малый вход с Евангелием. Он символизирует выход Спасителя на проповедь Евангелия (Мф. 4:17). После нескольких тропарей следует чтение из Апостола и Евангелия.

Ектении, сугубая и заупокойная, в них мы просим Бога о наших нуждах душевных и телесных, о здравии живых и о упокоении усопших.

Далее следует Херувимская песнь, во время которой совершается Великий вход с будущими Дарами. Он знаменует выход Спасителя на Крестные страдания за род человеческий. Заходящие в алтарь священник с диаконом символизируют праведных Иосифа и Никодима, погребающих святое Тело Спасителя.

Затем просительная ектения и общее пение Символа веры после чего начинается самая важная часть Литургии — Евхаристический канон. Он включает в себя священные возглашения священника от лица Спасителя, тайные молитвы и протяжное пение.

Просительная ектения и пение «Отче наш…», мы просим Господа даровать нам честь причастия Святых Даров.

После возгласа «Святая святым» начинается причастие сначала духовенства, затем мирян.

Завершается Литургия прошениями о достойном сохранении полученного Дара. Весь суточный круг богослужения приготовляет нас к самому главному моменту — принятию Святых Христовых Тайн.

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров отличается тем, что во время неё не совершается Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. причастие совершается прежде заготовленными Дарами.

Она служится только в некоторые будние дни Великого поста, гармонично соединена с Вечерней и имеет особое покаянно-утешительное настроение.

Вместо чтений Апостола и Евангелия следуют ветхозаветные паремии, а вместо Евхаристического канона — умилительное последование «да исправится молитва моя…».

На практике вечерняя служба в церкви состоит из 9-го часа, Вечерни, Утрени и 1-го часа. Повечерие и Полунощница совершается в основном в монастырях. Утренняя служба в церкви включает 3-й, 6-й часы и Литургию.

Церковная служба: особенности в разные периоды года

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности во время Великого поста, Пасхальной недели и некоторых дней года.

На период Великого поста в будние дни все службы удлиняются. Добавляются кафизмы Псалтири (на Утрени и на часах), поются Библейские песни. Само пение слышится в церкви меньше, в основном чтение, соответствующее покаянному характеру дней поста.

Постовое богослужение содержит коленопреклонения и земные поклоны на каждом последовании суточного круга. Уникальный смысл имеют богослужения Страстной седмицы. Каждый день этой недели имеет свой священный смысл и уникальные элементы в богослужении.

Светлая (Пасхальная) седмица сообщает богослужениям торжество и радость о Воскресшем Христе. Все службы состоят исключительно из пения! Во всю Светлую седмицу не читаются псалмы, все каноны заменяются на пасхальный канон.

На часах Повечерии и Полунощнице место псалмов также поются пасхальные песнопения. Богослужения этой недели намного короче обычного.

Все они сопровождаются радостными возгласами: «Христос воскресе!», на что прихожане отвечают: «воистину воскресе!»

Следует отметить дни, когда служатся Великие, или Царские часы. Это — Навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великая Пятница. Помимо особых псалмов в часы добавляются чтения Ветхого Завета, Апостола и Евангелия.

Православная служба наполнена красотой и гармоничностью. Оно научает христианина всем благочестивым чувствам и навыка. И главным образом —  благодарению, покаянию и молитве.

Полуношница Воскресная с каноном Пресвятой Троице

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

  • Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Псалом 50:

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти.

Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти.

Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й.

Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.

Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

И абие глаголем канон Пресвятей и Живоначальней Троице шестаго гласа

Песнь 1

  1. Ирмос: Яко по суху пешешествовав Исраиль, по бездне стопами, гонителя Фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.
  2. Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

  3. Три ипостаси поем богоначальны, единсвтеннаго естества, неизменный зрак, благаго человеколюбца Бога, прегрешений очищение нам дарующа.

  4. Пресущный едине, и трисиянный начертаньми, Господи, в божестве едином сый, вразмуми нас, и сподоби Твоего божественнаго сияния.

  5. Слава: Невестоукрасив Павел, юже от язык церковь, единому Тебе триипостасному Богу покланятися научи, от негоже, и имже, и в немже вся быша.
  6. И ныне, богородичен: Из чрева твоего пройде умное, Богородице, солнце, и осия нас трисветлаго божества зарями, егоже поюще благочестно тя ублажаем.

Песнь 3

  • Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.
  • Украсив, трисветлый Боже, чины небесныя, устроил еси пети Тя трисвятыми гласы: с нимиже приими и нас, воспевающих Твою благость.
  • Едино непреложное троичное, сообразное единственное богоначалие поюще, молим Тя тепле, грехов многих низпослати ныне нам прощение.
  • Слава: Уме безначальный Отче, сообразный божий Слове, и Душе божественный, благий и правый, воспевающыя верно Твою державу соблюди, яко благоутробен.
  • И ныне, богородичен: Пажить потреби тли, человек по существу быв Бог мой во утробе твоей, чистая: и родоначальники прежняго осуждения един свободи.
  • Господи, помилуй (трижды).

Седален, глас 6.

Владыко Боже, призри с небесе, и виждь наше смирение яко щедр, и умилосердися, человеколюбче преблагий: ни откуду бо надеемся прощения получити злых, имже согрешихом, темже буди с нами и никтоже на ны.

Слава, и ныне, богородичен: Владычице чистая призри, Богородице, виждь наших язв болезни, и умилосердися, пречистая, и исцели совестное жжение, твоею милостию орошающи, и вопиющи рабом твоим: аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Песнь 4

  1. Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи.
  2. Возвышаяй мысль, единице трисветлая, и душу и сердце Твоих певец скоро возведи, и сияния Твоего и светлости сподоби.

  3. Претвори и преобрази от злобы мя всякия к добродетели, едина неизображенная и неизменная Троице, и Твоими зарями просвети.
  4. Слава: Помыслив прежде, мудре составил еси ангелов чины, служительная Твоея благости, триипостасная единице: с нимиже приими мою хвалу.

  5. И ныне, богородичен: Иже естеством несозданный Бог присносущный созданное восприем человеческое естество, возъобрази во святей твоей утробе, Богородице, приснодево.

Песнь 5

  • Ирмос: Божиим светом Твоим, блаже, утренюющих Ти душы любовию озари, молюся Тя ведети, Слове божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.
  • Помышляюще естество богоначальное,промыслительное и спасительное всех сущее, Владыко, трисветлое же едино, к Тебе утренюем, прощения просяще грехопадений.
  • Отче безначальный Боже, и соприсносущный Сыне, и Душе святый, утверди единоначальная Троице, Твоя певцы, и от всякия напасти избави и скорби.
  • Слава: Управляяй сияньми богодетельными, и ко благоугождению Твоего триипостаснаго божества, солнце славы, наставляя мя присно, и божественнаго царствия сотвори причастника.
  • И ныне, богородичен: Иже вся носяй и соблюдаяй всесильною Твоею рукою, Слове божий неизменне, сохрани и соблюди Тя славящыя, молитвами рождшия Тя Богоматере.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвигаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, многомилостиве.

Премудрость и разум, богоначалие трисветлое певцем Твоим даруй, и доброты лучами светоотдельныя Твоея благости осияватися всех сподоби. Дважды.

  1. Слава: Свете нераздельный по существу, трисиянне, вседержительне, неприступне, сердца озари верно хвалящих державу Твою, и к божественной любви впери.
  2. И ныне, богородичен: В тя вселися, приснодево, яве содержитель и Господь всех, и единому трисиянному зраку божества человеки покланятися научи.
  3. Господи, помилуй. (Трижды)

Седален, глас 6

Отче и Сыне, со Духом святым, призри на ны, верою Тебе покланяющыяся, и славящыя державу Твою, благоутробне, со огненными, бреннии, иного бо разве Тебе не вемы, и возопий поющым Тя: аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Слава, и ныне, богородичен: Призри на ны, всепетая Богородице, возсияй просвещение сердцам омраченным, и озари стадо твое, пречистая: елико бо хощеши и можеши, яко мати сущи зиждителя твоего: и возопий молящым тя: аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Песнь 7

  • Ирмос: Росодательну убо пещь содела ангел преподобным отроком: Халдеи же оплающее веление божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.
  • Крепкую мне мысль устрой, трисветлая начертаньми еденице, еже хранити и соблюдати божественныя заповеди Твоя, и внегда пети Тебе верно: благословен еси, Боже отец наших.
  • Яко тождеством естества поемый, неизреченное единственный Боже, лицы же Троицы нося число, соблюди всех нас от различных искушений и обстояний.
  • Слава: Соестественна и соприсносущна славим, единаго Тя по существу Бога, свойствы неслиянне ипостасными Троице, различное просто предлагающе, во зраце непременнем яве.
  • И ныне, богородичен: Бог пресущный прият, пречистая, от чрева твоего чистаго, ныне человеколюбезне сешение яве, и всех научи вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

  1. Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети: Тя превозносим во вся веки.

  2. Очищение прегрешений скоро подаждь ми, и страстей многообразных избавление, сообразная Троице, единице триипостасная: да Тя славлю во вся веки.

  3. Волитель милости извествован, яко Бог милостив, всех помилуй, трисветлая единице и Троице преблагая, славословящих Твое величествие.

  4. Слава: От света присносущаго Отца, света соприсносущна рождшася Слова, со Духом исходным светом, верою славим, и превозносим во вся веки.
  5. И ныне, богородичен: Врача человеком, пречистая, родила еси, всесильнаго Слова, Христа Господа, прародительная язвы всех исцеляюща, превозносящих его во веки.

Песнь 9

  • Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на негоже не смеют чини ангельстии взирати, тобою бо, всечистая, явися человеком Слово воплощенно: егоже величающе, с небесными вои тя ублажаем.
  • Зрети чинове херувимстии, Владыко, доброты Твоея слава не могуще, крилы покрывающеся, непрестанно троичную песнь вопиют, триипостасную Твоего богоначалия единственнаго державу славяще.
  • Твоя сияния, солнце незаходимое, Твоих рабов подаждь сердцам: и просвети душы, и избави от многих прегрешений, едине всемилостиве и триипостасне: и нетленныя Твоея жизни нас сподоби.
  • Слава: Еже свет единочестный и трисолнечный, и светодельный, божество сущее, озари верою Тя поющих, и от мрачнаго избави злодейства, и сподоби светлейших Твоих селений, яко преблагий.
  • И ныне, богородичен: Премудре человека прежде созда сын твой, дево, и истлевшаго обнови тобою, всепетая: и божественнаго света зари невечерния всех исполни, тя Богородицу истинную верою славящих.

И абие,
припевы Григория Синаита, глас 6:

  1. Досто́йно есть я́ко вои́стинну, / сла́вити Тя Бо́га Сло́ва, / Его́же трепе́щут и трясу́тся Херуви́ми, / и славосло́вят Си́лы Небе́сныя, / воскре́сшаго тридне́вно из гро́ба / Христа́ Жизнода́вца, стра́хом просла́вим.

  2. Воспои́м вси боголе́пно пе́сньми Боже́ственными, / Отца́, и Сы́на, и Ду́ха Боже́ственнаго, / Триипоста́сную Держа́ву, еди́но Ца́рство и Госпо́дьство.
  3. Ю́же пою́т вси земноро́днии, / и славосло́вят Си́лы Небе́сныя, / от всех ве́рно поклоня́емую, / Еди́ницу по существу́, Триипоста́сную.

  4. Господонача́льную Херуви́м / и Богонача́льную без сравне́ния Серафи́м, / неразде́льную Тро́ицу во Еди́нице, / су́щее Богонача́лие, Тя велича́ем.

  5. Отцу́ Безнача́льному и Бо́гу, / Собезнача́льному Сло́ву со Ду́хом покланя́юся: / неразлу́чное еди́но соединя́емое Существо́, / тричи́сленную Еди́ницу пе́сньми почти́м.

  6. Лучеза́рная Твоя́ мо́лния возсия́й ми, / Бо́же мой, Триипоста́сне Вседе́телю, / и дом мя покажи́ Твоея́ непристу́пныя сла́вы, / све́тел и светоно́сен и неизме́нен.
  7. Его́же трепе́щут и трясу́тся Херуви́ми, / и славосло́вят А́нгельская Во́инства, / от Де́вы неизрече́нно вопло́щшагося / Христа́ Жизнода́вца, стра́хом просла́вим.

Таже: Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Ипакои гласа

Глас 1: Разбо́йничо покая́ние рай окра́де, / плачь же мироно́сиц ра́дость возвести́, / я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же, / подая́й мiрови ве́лию ми́лость.

Глас 2: По стра́сти ше́дша во гроб жены́, / во е́же пома́зати те́ло Твое́, Христе́ Бо́же, / ви́деша А́нгелы во гро́бе, и ужасо́шася: / глас бо слы́шаху от них, я́ко воскре́се Госпо́дь, / да́руя мiрови ве́лию ми́лость.

Глас 3: Удивля́я виде́нием, / ороша́я глаго́лании, / блиста́яйся А́нгел мироно́сицам глаго́лаше: / что жива́го и́щете во гро́бе; / воста́ истощи́вый гро́бы. / Тли Премени́теля разуме́йте Непреме́ннаго. / Рцы́те Бо́гови: коль стра́шна дела́ Твоя́, / я́ко род спасл еси́ челове́ческий.

  • Глас 4: Я́же Твоего́ пресла́внаго воста́ния, предте́кша мироно́сицы, / апо́столом пропове́даху Христе́, / я́ко воскре́сл еси́ я́ко Бог, / подая́ мiрови ве́лию ми́лость.
  • Глас 5: А́нгельским зра́ком ум смуща́юща, / и Боже́ственным воста́нием душе́ю просвеща́емы, / мvроно́сицы апо́столом благовествова́ху: / возвести́те во язы́цех Воскресе́ние, / Го́споду соде́йствующу чудесы́, / подаю́щему нам ве́лию ми́лость.
  • Глас 6: Во́льною и животворя́щею Твое́ю сме́ртию, Христе́, / врата́ а́дова сокруши́в, я́ко Бог, / отве́рзл еси́ нам дре́вний рай, и воскре́с из ме́ртвых, / изба́вил еси́ от тле́ния живо́т наш.
  • Глас 7: И́же наш зрак восприе́мый, / и претерпе́вый Крест пло́тски, / спаси́ мя воскресе́нием Твои́м Христе́ Бо́же, / я́ко человеколю́бец.
  • Глас 8: Мvроно́сицы Жизнода́вца предстоя́ща гро́бу, / Влады́ку иска́ху в ме́ртвых, Безсме́ртнаго, / и ра́дость благове́щения от А́нгела прие́мша, апо́столом возвеща́ху: / я́ко воскре́се Христо́с Бог, / подая́й мiрови ве́лию ми́лость.
  • Го́споди поми́луй, 40. Сла́ва, и ны́не:
  • Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

И молитва пресвятей троице, творение марка монаха:

Всемогу́щая и Животворя́щая Свята́я Тро́ице и светонача́льная, я́же мíрную вся́кую и премíрную тварь, за еди́ну бла́гость от не су́щих приведы́й, и промышля́я и содержа́.

И́же по про́чих Твои́х неизрече́нных о земно́м ро́де благодея́ниих, и покая́ние нам ра́ди плотска́го неможе́ния до сме́рти дарова́вый: не оста́ви нас окая́нных в лука́вых на́ших дея́ниих умре́ти, ниже́ злонача́льнику и зави́стцу, и губи́телю посме́шство бы́ти. Зри́ши бо Благосе́рде, ели́к у́бо о́наго на нас наве́т и вражда́, ели́ко же и на́ше страстова́ние, и сла́бость, и небреже́ние.

Но неоску́дныя Твоя́ бла́гости соде́лай на нас, мо́лим на вся́кий день и час прогне́вающии Тя честны́х и животво́рных за́поведей преступле́нием. И вся у́бо всего́ преше́дшаго живота́ на́шего, и до ны́нешняго часа́ согреше́нная на́ми, в дея́ниих, или́ глаго́ланиих, или́ в помышле́ниих, оста́ви и прости́.

Сподо́би же нас, про́чее сконча́ти житие́ в покая́нии, и умиле́нии, и соблюде́нии святы́х Твои́х повеле́ний.

А́ще у́бо сла́достию прельсти́вшеся, многообра́зне согреши́хом, или́ ме́рзкими похотьми́ неполе́зными и вре́дными обольсти́вшеся препроводи́хом: а́ще гне́вом и я́ростию подви́гшеся безслове́сною, кого́ бра́та на́шего оскорби́хом, а́ще язы́ком неизбе́жных и стро́потных и кре́пких сете́й объя́хомся: а́ще ко́им чувств на́ших, или́ все́ми, во́лею или́ нево́лею, ве́дуще или́ не ве́дуще, от восхище́ния, или́ поуче́ния безу́мно поползо́хомся: а́ще же лука́выми по́мыслы и су́етными со́весть оскверни́хом: а́ще ли ко́им други́м о́бразом прегреши́хом, от предприя́тия и обы́чая томи́ми зла́го: прости́ нам, и оста́ви вся Всеще́дре, Пребла́же и Многоми́лостиве: и да́руй нам про́чее бо́дрость и си́лу, во е́же твори́ти во́лю Твою́ бла́гу, и благоуго́дну и соверше́нну: да нощна́го и мра́чнаго зла, светови́дным покая́нием преме́ншеся, и я́ко во дни благообра́зно ходя́ще, и очище́ни объяви́мся человеколю́бию Твоему́ недосто́йнии, воспева́юще Тя и велича́юще во ве́ки, ами́нь.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди поми́луй, трижды.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector