Никон радонежский: житие преподобного и в чем помогает святой, тексты молитв

Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Никон Радонежский: житие преподобного и в чем помогает святой, тексты молитвТроице Сергиев монастырь, который был передан в управление прп. Никону Сергием Радонежским, после ухода его на покой

Прп. Никон родился в 1350 г. в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа. С детства ему много приходилось слышать о радонежском подвижнике, и сильно горело в нем желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошел к прп. Сергию (память его 25 сент.) и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только прп. Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, прп. Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сент.), имевшему дар руководства.

Прп. Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его прп. Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у прп. Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством прп. Афанасия он стал восходить «от силы в силу».

Лишь когда прп. Никону было лет 30 и он был уже рукоположен в сан пресвитера, Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь. Теперь прп.

Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя. А когда за шесть месяцев до кончины прп.

Сергий удалился на безмолвие, то поручил ему весь монастырь, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.

По кончине прп. Сергия прп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал прп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушел на безмолвие, поручив монастырь прп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни.
Через 6 лет прп.

Савва (память его 3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и прп. Никон оставил свое уединение и опять принял на себя настоятельство. В 1408 г.

, во время нашествия хана Едигея, ему явились святители Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет. Когда они стали незримы, прп. Никон поспешно вышел из кельи и увидел, что явившиеся идут к церкви.

При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь прп. Сергия.

Никон Радонежский: житие преподобного и в чем помогает святой, тексты молитвРака с мощами Никона Радонежского над его могилой в Троице _ Сергиевой лавре

По возвращении они нашли обитель сожженной и стали восстанавливать ее. При закладке же каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, существующего еще в наше время, были обретены нетленные мощи прп. Сергия (5 июля 1422).

Храм был украшен иконами знаменитых иконописцев — Даниила Черного и Андрея Рублева, иноков Спасо-Андроникова монастыря.
Когда прп.

Никон достиг глубокой старости и отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!»

Причастившись Святых Христовых Тайн, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию.

Последние его слова были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, прп.

Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1426 г.

Погребен он был у южной стены собора, против места погребения прп. Сергия; над могилой его была воздвигнута церковь, где он почивает до сего дня под спудом вместе с некоторыми другими учениками и сподвижниками прп. Сергия.

К лику святых он был причислен в 1547 г. Являлся он часто вместе с прп. Сергием. Так, вместе они явились московскому купцу Симону и исцелили его. Вместе же явились в Смутное время защитникам осажденной Троице-Сергиевой лавры. В 1846 г. прп.

Никон явился больному монаху Гавриилу и исцелил его.

О чем молятся приемнику преподобного сергия радонежского

 Вечерняя МоскваВечерняя Москва

Святой родился в Юрьеве-Польском и, узнав о благословенной жизни Сергия Радонежского, отправился к преподобному и попросил постричь его в иноческий образ. Чудотворец Сергий Радонежский, видя чистоту, устремленность и благоразумие Никона, отправил его к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Спустя некоторое время, отметив настойчивость отрока, Афанасий все же совершил таинство пострига.

Никон долгое время прожил в келье Афанасия, там он молился, изучал Священное Писание и смирялся в послушаниях. Когда Никон Радонежский достиг совершеннолетнего возраста, его рукоположили в сан священнослужителя. Позже преподобный Афанасий благословил Никона на встречу с Сергием Радонежским.

Возведенный в сан иеромонаха, преподобный Никон вернулся в Троице-Сергиеву лавру, откуда и начинал свой путь, и так стал любимым учеником Сергия Радонежского.

Перед смертью святой Сергий Радонежский назначил Никона своим приемником. Став игуменом, святой Никон поддерживал все правила, которые установил основатель обители. Несмотря на высокий сан, он наравне с остальными монахами трудился, в свою очередь, заботясь и поддерживая каждого из братьев.

Во время нашествия на Русь хана Едигея в 1408 году обитель была разрушена, но инокам удалось спастись. Возвратившись на святую землю, преподобный Никон подвиг братию на труды по восстановлению монастыря.

Сначала монахи построили деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, освятили его в 1411 году 25 сентября, в день смерти Сергия Радонежского. Над могилой наставника Никона был возведен каменный храм.

Во время строительства Никон обрел нетленные мощи святого Сергия Радонежского.

В 1426 году 17 ноября святой преподобный игумен Никон Радонежский скончался и был похоронен рядом с ракой своего духовного отца святого преподобного Сергия Радонежского. В 1560 году над могилой святого был построен храм, освященный под его именем. Мощи преподобного Никона огорожены от гробницы Сергия Радонежского одной каменной стеной.

Уже много лет верующие люди молятся двум подвижникам, взывая к их помощи и защите.

Канон святому преподобному Никону Радонежскому

  • Пѣ́снь а҃.
  • І҆рмо́съ: Ѿве́рзꙋ ᲂу҆ста̀ моѧ̑, и҆ напо́лнѧтсѧ дх҃а, и҆ сло́во ѿры́гнꙋ цр҃и́цѣ мт҃ри, и҆ ꙗ҆влю́сѧ, свѣ́тлѡ торжествꙋ́ѧ, и҆ воспою̀, ра́дꙋѧсѧ тоѧ̀ чꙋдеса̀.
  • Премꙋ́дростїю ра́зꙋма ᲂу҆краша́емь, прпⷣбне ні́кѡне, ве́сь хрⷭ҇тꙋ̀ порабо́тилсѧ є҆сѝ, къ немꙋ̀ жела́нїе твоѐ и҆мѣ́ѧ: є҆го́же молѝ, спастѝ ѿ бѣ́дъ пою́щыѧ тѧ̀.
  • Ѡ҆ всѣ́хъ хрⷭ҇та̀ молѝ, прпⷣбне ні́кѡне, па́мѧть твою̀ любо́вїю пою́щихъ, и҆зба́витисѧ вѣ́чнагѡ мꙋче́нїѧ, да тебѐ всѝ, ꙗ҆́кѡ те́пла предста́телѧ, пѣ́сньми велича́емъ.

Хрⷭ҇тꙋ̀ ве́сь порабо́тивсѧ, прпⷣбне ні́кѡне, и҆ къ немꙋ̀ всѐ жела́нїе и҆мѣ́ѧ, и҆ тогѡ̀ ра́ди любвѐ мі́ра съ жела́ньми є҆гѡ̀ ѿре́ксѧ.

сегѡ̀ ра́ди тѧ̀ всѝ пѣ́сньми ᲂу҆блажа́емъ, ні́кѡне всебл҃же́нне.

Всѐ твоѐ жела́нїе къ бг҃ꙋ мꙋ́жески впери́въ, въ вы́шнихъ селе́нїе сотвори́лъ є҆сѝ пресла́внѡ. тѣ́мже тѧ̀ пѣ́сньми, блаже́нне ні́кѡне, почита́емъ.

  1. А҆́ще и҆ дале́че житїе́мъ, но бли́зъ вѣ́рою и҆ любо́вїю дꙋхо́внагѡ твоегѡ̀ настоѧ́телѧ, и҆ съ ни́мъ вкꙋ́пѣ пресла́внѡ чꙋдеса̀ твори́ши, вкꙋ́пѣ же и҆ бг҃ꙋ предстоитѐ, ѡ҆ всѣ́хъ на́съ молѧ́щесѧ.
  2. Бг҃оро́диченъ: Мꙋ́дрости премꙋ́дростныѧ прїѧ́телище была̀ є҆сѝ, пренепоро́чнаѧ: сво́й бо хра́мъ ѿ твои́хъ пречⷭ҇тыхъ крове́й, чⷭ҇таѧ, созда́ти благоизво́ли на спасе́нїе на́ше.
  3. Пѣ́снь г҃.
  4. І҆рмо́съ: Твоѧ̑ пѣсносло́вцы, бцⷣе, живы́й и҆ незави́стный и҆сто́чниче, ли́къ себѣ̀ совокꙋ́пльшыѧ дꙋхо́внѡ ᲂу҆твердѝ, въ бжⷭ҇твеннѣй твое́й сла́вѣ вѣнцє́въ сла́вы сподо́би.
  5. Лю́ди всѧ̑, тебѐ вѣ́дꙋщыѧ и҆ застꙋпле́нїѧ твоегѡ̀ ча́ющыѧ не пре́зри, ѻ҆́тче: но, є҆ли́кѡ мо́щно, предста́тельствꙋй, всѣ̑мъ полє́знаѧ просѧ̀ моли́твами твои́ми.
  6. Оу҆пова́нїе и҆мѣ́лъ є҆сѝ, блаже́нне ні́кѡне, и҆ прибѣ́жище, всѣ́хъ бг҃а: того̀ молѝ, мо́лимъ тѧ̀, ѡ҆ на́съ любо́вїю воспѣва́ющихъ тѧ̀, приснопа́мѧтне.

Бжⷭ҇твеннымъ жела́нїемъ, прпⷣбне ні́кѡне, разжига́емь, мїрскꙋ́ю красотꙋ̀ преѡби́дѣлъ є҆сѝ, мона́шеское житїѐ возлюби́въ. тѣ́мже бы́лъ є҆сѝ прпⷣбнымъ є҆диножи́тель и҆ пра́вєднымъ.

Бг҃оро́диченъ: И҆сцѣле́нїй тѧ̀ и҆сто́чникъ, въ твою̀ ᲂу҆тро́бꙋ вше́дъ, показа̀, мт҃и бж҃їѧ пречⷭ҇таѧ, мою̀ ᲂу҆̀бо дꙋ́шꙋ и҆сцѣлѝ.

Сѣда́ленъ, гла́съ г҃:

Оу҆крѣплѧ́емь бжⷭ҇твенною си́лою, прпⷣбне ні́кѡне, возмо́глъ є҆сѝ ѡ҆скꙋдѣ́нїе, ѿ безбо́жныхъ а҆га́рѧнъ бы́вшее, напо́лнити: це́рковь бо но́вꙋ и҆ ѻ҆би́тель краснѣ́йшꙋ па́че воздви́глъ є҆сѝ. тѣ́мже тѧ̀ всѝ ᲂу҆блажа́емъ.

  • Бг҃оро́диченъ: Бжⷭ҇твеннаѧ ски́нїѧ была̀ є҆сѝ сло́ва, є҆ди́на пречⷭ҇таѧ мт҃и дв҃о, чистото́ю а҆́гг҃лы превозше́дшаѧ, па́че всѣ́хъ менѐ пе́рсть бы́вша, ѡ҆скверне́на плотски́ми прегрѣше́ньми, ѡ҆чи́сти моли́твъ твои́хъ бжⷭ҇твенными вода́ми, подаю́щи, чⷭ҇таѧ, ве́лїю ми́лость.
  • Пѣ́снь д҃.
  • І҆рмо́съ: Сѣдѧ́й въ сла́вѣ на прⷭ҇то́лѣ бж҃ества̀, во ѻ҆́блацѣ ле́гцѣ прїи́де і҆и҃съ пребжⷭ҇твенный, нетлѣ́нною дла́нїю, и҆ спасѐ зовꙋ́щыѧ: сла́ва, хрⷭ҇тѐ, си́лѣ твое́й.
  • Невозвра́тнѡ ше́ствовавъ вводѧ́щїй пꙋ́ть къ нбⷭ҇номꙋ гра́дꙋ, ні́кѡне прпⷣбне, и҆дѣ́же наста́ви тѧ̀ ст҃ы́й дх҃ъ, ѻ҆би́тель и҆мѣ́ѧ се́рдце твоѐ.
  • Смире́нїе возносѧ́щее, ні́кѡне бл҃же́нне, въ се́рдцы и҆мѣ́лъ є҆сѝ: ѿѻнꙋ́дꙋже тѧ̀ и҆ мы̀ мо́лимъ ᲂу҆ще́дрити смире́нїе на́ше.
  • Страстьмѝ разли́чными коле́блємыѧ, и҆ вѣ́рою притека́ющыѧ къ твоемꙋ̀ гро́бꙋ, бл҃же́нне ні́кѡне, ст҃ы́мъ твои́мъ хода́тайствомъ всѧ̑ посѣтѝ ми́лостивнѡ къ человѣколю́бцꙋ.
  • Мра́къ страсте́й ѿ се́рдца твоегѡ̀ ты̀, прпⷣбне ні́кѡне, ѡ҆чи́стивъ, хрⷭ҇то́ва повелѣ́нїѧ вои́стиннꙋ свѣ́тъ прїе́мъ, въ постѣ̀ просїѧ́лъ є҆сѝ, ᲂу҆мертви́въ тѣ́ло, дꙋ́хомъ же, ні́кѡне, ѡ҆жи́лъ є҆сѝ.
  • Бг҃оро́диченъ: Ѡ҆чище́нїе всѣ́хъ земны́хъ, вѣ́рою молю̀ и҆ припа́даю, бл҃гослове́ннаѧ: моли́твами твои́ми сꙋдїю̀ и҆ сн҃а твоего̀ ми́лостива сотворѝ, ꙗ҆́кѡ да по до́лгꙋ сла́влю тѧ̀.
  • Пѣ́снь є҃.
  • І҆рмо́съ: Оу҆жасо́шасѧ всѧ́чєскаѧ ѡ҆ бжⷭ҇твеннѣй сла́вѣ твое́й: ты́ бо, неискꙋсобра́чнаѧ дв҃о, и҆мѣ́ла є҆сѝ во ᲂу҆тро́бѣ надъ всѣ́ми бг҃а, и҆ родила̀ є҆сѝ безлѣ́тнаго сн҃а, всѣ̑мъ воспѣва́ющымъ тѧ̀ ми́ръ подава́ющаѧ.
  • Оу҆́зкїй и҆ приско́рбный пꙋ́ть ше́ствовалъ є҆сѝ, прпⷣбне ні́кѡне, восхожде́ньми бжⷭ҇твенными се́рдца твоегѡ̀, а҆́може ѻ҆ц҃а̀ твоегѡ̀ наста́виша тѧ̀ моли̑твы.
  • Ѿ грѣхо́вныхъ болѣ́зней мѧ̀ ѡ҆блегчѝ ско́рбныхъ, и҆ се́рдца моегѡ̀ лю́тость ᲂу҆толѝ, и҆ согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе и҆спросѝ: и҆́маши бо послꙋ́шающа хрⷭ҇та̀ чи́стыѧ твоеѧ̀ моли́твы.
  • Стра̑сти тѣлє́сныѧ воздержа́нїемъ, ѻ҆́тче, ᲂу҆вѧди́въ, ꙗ҆́кѡ дре́во многопло́дное, пло́дъ чꙋ́денъ прино́сиши бг҃ꙋ, своѧ̑ чꙋ̑днаѧ и҆справлє́нїѧ, ні́кѡне прпⷣбне.

Всесвѣ́тлый свѣти́льникъ ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, ѡ҆зарѧ́ѧ пою́щыѧ тѧ̀, ні́кѡне прпⷣбне. и҆ сегѡ̀ ра́ди мо́лимъ тѧ̀: вѣ́чнагѡ мꙋче́нїѧ и҆зба́ви ны̀, пою́щыѧ тѧ̀.

  1. Бг҃оро́диченъ: Оу҆ма̀ моегѡ̀ ᲂу҆врачꙋ́й и҆зстꙋпле́нїе, всенепоро́чнаѧ, и҆ и҆сцѣлѝ стра̑сти дꙋшє́вныѧ, и҆ ᲂу҆ны́нїѧ тмꙋ̀ ѿженѝ, ꙗ҆́кѡ да восхвалю́ тѧ по достоѧ́нїю, бцⷣе всепѣ́таѧ.
  2. Пѣ́снь ѕ҃.
  3. І҆рмо́съ: Бж҃е́ственное сїѐ и҆ всечестно́е соверша́юще пра́зднество, бг҃омꙋ́дрїи, бг҃ома́тере, прїиди́те, рꙋка́ми воспле́щимъ, ѿ неѧ̀ ро́ждшагосѧ бг҃а сла́вимъ.
Читайте также:  Святогорец Паисий: житие старца, где находится могила, иконы и в чем помогает

Своѐ се́рдце, прпⷣбне ні́кѡне, ст҃ы́ѧ трⷪ҇цы жили́ще и҆ до́мъ созда́лъ є҆сѝ. всѝ, вѣ́рою притека́ющїи къ честнѣ́й твое́й ра́цѣ, просвѣще́нїе, и҆ ѡ҆свѧще́нїе, и҆ ѡ҆чище́нїе, всебл҃же́нне ні́кѡне, прїе́млемъ.

  • Твоѧ̑ всебл҃же́нне ні́кѡне, свѧщє́нныѧ и҆ всест҃ы̑ѧ мѡ́щи, во гро́бѣ лежа́ще, недꙋ́ги врачꙋ́ютъ, де́мѡнскїѧ же полкѝ прогонѧ́ютъ всегда̀, вѣ̑рнымъ же и҆сточа́ютъ и҆сцѣлє́нїѧ ѻ҆би̑льнаѧ, тебѐ по достоѧ́нїю при́снѡ блажа́щымъ.
  • Ꙗ҆́кѡ ве́сь хрⷭ҇тꙋ̀ приближа́ѧсѧ ꙗ҆снѣ́йши, помѧнѝ всѣ́хъ, вѣ́рою помина́ющихъ тѧ̀, ні́кѡне всече́стне, грѣхѡ́въ проще́нїѧ ᲂу҆ хрⷭ҇та̀ просѧ̀, и҆ нбⷭ҇нагѡ црⷭ҇твїѧ воспрїѧ́тїѧ.
  • Бг҃оро́диченъ: Є҆ди́на всѣ̑мъ поможе́нїе, помозѝ на́мъ бѣ́дствꙋющымъ, и҆ рꙋ́кꙋ пода́ждь, и҆ къ приста́нищꙋ введѝ спасе́нїѧ, ѻ҆трокови́це бг҃облагода́тнаѧ.
  • Конда́къ, гла́съ д҃.
  • Дꙋхо́вномꙋ твоемꙋ̀ настоѧ́телю, ѻ҆́тче ні́кѡне, всѧ́чески прилѣпи́всѧ, и҆ ѿ негѡ̀ наставлѧ́емь, во все́мъ хрⷭ҇то́ви порабо́тивсѧ, мона́хѡвъ бы́лъ є҆сѝ чинонача́льникъ, и҆ прпⷣбныхъ сожи́тель: съ ни́миже хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.
  • І҆́косъ:
  • Ка́кѡ возмогꙋ̀ воспѣ́ти твоѧ̑ и҆справлє́нїѧ; и҆лѝ и҆зрещѝ трꙋды̀ твоѧ̑, и҆́миже трꙋди́лсѧ є҆сѝ по ѻ҆тцѣ̀ твое́мъ, а҆́ще не ты̀ пода́си мѝ сло́во, недосто́йномꙋ рабꙋ̀ твоемꙋ̀; ты́ бо бы́лъ є҆сѝ по ѻ҆тцѣ̀ мона́хѡвъ нача́льникъ: съ ни́миже хрⷭ҇та̀ бг҃а молѝ непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.
  • Пѣ́снь з҃.
  • І҆рмо́съ: Не послꙋжи́ша тва́ри бг҃омꙋ́дрїи, па́че созда́вшагѡ, но ѻ҆́гненное преще́нїе мꙋ́жески попра́вше, ра́довахꙋсѧ, пою́ще: препѣ́тый ѻ҆тцє́въ гдⷭ҇ь и҆ бг҃ъ, бл҃гослове́нъ є҆сѝ.
  • Всѧ̑ мимотекꙋ̑щаѧ привре́мєннаѧ пристра̑стїѧ, прпⷣбне ні́кѡне, ѿрази́въ, всю̀ наде́ждꙋ къ бг҃ꙋ стѧжа́лъ є҆сѝ, и҆́мже дѣ́йствꙋеши пресла̑внаѧ чꙋдеса̀.
  • Твоеѧ̀ дꙋшѝ тве́рдое, и҆ благостоѧ́нное ра́зꙋма, прпⷣбне ні́кѡне, ника́коже лꙋка́вый возмо́же соврати́ти, бг҃ꙋ помога́ющꙋ тѝ, досточꙋ́дне.
  • Мі́рꙋ ᲂу҆мертви́всѧ, бꙋ́дꙋщꙋю жи́знь наслѣ́дилъ є҆сѝ, ѻ҆́тче, и҆сцѣле́нїй бжⷭ҇твеннꙋю бл҃года́ть и҆сточа́еши пою́щымъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.
  • Нельсти́внѡ навы́къ, пре́жде тебє̀ бы́вшихъ ѻ҆тє́цъ по́стническомꙋ житїю̀, прпⷣбне: но тѣ́хъ житїе́мъ пожи́въ, бг҃облаже́нне, воспѣва́ѧ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Бг҃оро́диченъ: Глаго́лѡмъ прⷪ҇ро́чєскимъ послѣ́дꙋюще, дв҃о, бцⷣꙋ тѧ̀ и҆сповѣ́дꙋемъ: родила́ бо є҆сѝ ѻ҆троча̀, всѣ́хъ дре́внѣйшее, є҆мманꙋ́илъ нарица́емое. є҆мꙋ́же зове́мъ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

  1. Пѣ́снь и҃.
  2. І҆рмо́съ: Ѻ҆́троки благочести̑выѧ въ пещѝ ржⷭ҇тво̀ бг҃оро́дичо спасло̀ є҆́сть, тогда̀ ᲂу҆́бѡ ѡ҆бразꙋ́емое, ны́нѣ же дѣ́йствꙋемое, вселе́ннꙋю всю̀ воздвиза́етъ пѣ́ти тебѣ̀: гдⷭ҇а по́йте дѣла̀, и҆ превозноси́те є҆го̀ во всѧ̑ вѣ́ки.
  3. Мꙋ́жествовавъ, побѣди́лъ є҆сѝ стра̑стнаѧ взыгра̑нїѧ всѧ̑, ᲂу҆́мъ просвѣще́нъ и҆мѣ́ѧ, возмо́глъ є҆сѝ, ꙗ҆̀же ви́дѣ ѻ҆тца̀ творѧ́ща, сїѧ̑ дѣ́тели и҆спо́лнити: тѣ́мже тѧ̀ всѝ ᲂу҆блажа́емъ, ні́кѡне всеблаже́нне.

Мы́слїю ѡ҆чище́нною, премꙋ́дре ні́кѡне, бг҃ꙋ приближа́ѧсѧ, всѣ̑мъ всѧ́къ бы́въ, да хрⷭ҇та̀ приѡбрѧ́щеши. тѣ́мже въ небє́сныѧ ѻ҆би́тєли всели́всѧ, прпⷣбне, дерзнове́ннѡ зри́ши ст҃ꙋ́ю трⷪ҇цꙋ, ю҆́же непреста́ннѡ молѝ, спастѝ всѧ̑ правосла́внѡ тѧ̀ почита́ющыѧ.

  • Серпо́мъ моли́твъ, ѻ҆́тче ні́кѡне, стра̑стнаѧ тє́рнїѧ и҆зсѣ́къ, и҆ воздѣ́лавъ воздержа́нїѧ ра́ломъ дꙋше́внꙋю зе́млю, вве́рглъ є҆сѝ сѣ́мена благоче́стїѧ въ не́й: тѣ́мже и҆сцѣле́нїѧ плоды̀ пожина́еши.
  • Добродѣ́телей тѧ̀ прїѧ́телище нарица́емъ, преблаже́нне, ꙗ҆́кѡ молча́нїѧ дрꙋ́га, и҆ бдѣ́нїѧ дѣ́лателѧ, и҆ ѻ҆́бразъ цѣломꙋ́дрїѧ, и҆ моли́твы жили́ще некра́домое, и҆ чꙋде́съ сокро́вище, и҆ моли́твенника ѡ҆ почита́ющихъ па́мѧть твою̀, ні́кѡне блаже́нне.
  • Бг҃оро́диченъ: Мт҃и бж҃їѧ всенепоро́чнаѧ, дꙋшѝ моеѧ̀ ꙗ҆́звы и҆сцѣлѝ: сла̑сти ᲂу҆толѝ пло́ти моеѧ̀, ѡ҆мраче́нное се́рдце моѐ просвѣтѝ, и҆ ᲂу҆мирѝ ᲂу҆́мъ мо́й ѿ всѧ́кагѡ вре́да, и҆ вра́жїихъ мѧ̀ и҆зба́ви напа́стей.
  • Пѣ́снь ѳ҃.
  • І҆рмо́съ: Всѧ́къ земноро́дный да взыгра́етсѧ, дх҃омъ просвѣща́емь, да торжествꙋ́етъ же безпло́тныхъ ᲂу҆мѡ́въ є҆стество̀, почита́ющее свѧще́нное торжество̀ бг҃ома́тере, и҆ да вопїе́тъ: ра́дꙋйсѧ, всебл҃же́ннаѧ бцⷣе, чⷭ҇таѧ приснодв҃о.
  • Сле́зъ твои́хъ пролїѧ́нїемъ грѣхо́вный ѻ҆́гнь погаси́лъ є҆сѝ, безстра́стїѧ же во́дꙋ и҆сцѣле́нїй чи́стагѡ пи́ва пою́щымъ и҆сточа́еши, блаже́нне ні́кѡне досточꙋ́дне.
  • Ра́ка, и҆дѣ́же лежи́тъ ст҃о́е тѣ́ло твоѐ, прпⷣбне ні́кѡне, чꙋде́съ благода́ть и҆сточа́етъ, просвѣща́ющи на́шѧ дꙋ́шы и҆ тѣлеса̀, и҆ ѡ҆богаща́ющи, предста́телѧ тѧ̀ те́пла, и҆ застꙋ́пника и҆мꙋ́щыѧ.
  • Дне́сь съ на́ми собо́ри а҆́гг҃лъ и҆ прпⷣбныхъ веселѧ́тсѧ, въ па́мѧть твою̀, бл҃же́нне ні́кѡне: съ ни́миже помина́й ны̀, чтꙋ́щыѧ тѧ̀ вѣ́рнѡ, досточꙋ́дне.
  • Оу҆ста́ви свѧще́нными твои́ми моли́твами воздвиза́емое на ны̀ смꙋще́нїе, и҆ человѣ̑къ всѣ́хъ ѡ҆ѕлобле́нїе, ꙗ҆́кѡ и҆мѣ́ѧ дерзнове́нїе ко влⷣцѣ и҆ бг҃ꙋ на́шемꙋ, ні́кѡне досточꙋ́дне.

Бг҃оро́диченъ: Ѽ па́че ᲂу҆ма̀ чꙋде́съ твои́хъ! бж҃їѧ бо сло́ва воплоти́вшагосѧ є҆ди́наго родила̀ є҆сѝ, па́че є҆стества̀, мт҃и дв҃о, всѧ́чєскаѧ бжⷭ҇твеннымъ свои́мъ хотѣ́нїемъ мꙋ́дрѣ держа́ща и҆ ѡ҆кормлѧ́юща.

  1. Свѣти́ленъ.
  2. Свѧты́ни хра́мъ бы́лъ є҆сѝ, прпⷣбне, по бжⷭ҇твенномꙋ прича́стїю, ра́йскїй граждани́нъ, въ не́мже наслажда́ешисѧ невозбра́ннѡ дре́ва зна́нїѧ, и҆ нетлѣ́нныѧ сла́вы, па́мѧть творѧ̀, ні́кѡне прпⷣбне, ѡ҆ и҆̀же вѣ́рою хва́лѧщихъ тѧ̀, ѻ҆́тче, бг҃омꙋ́дре.
  3. Бг҃оро́диченъ: Ра́дꙋйсѧ, вѣ́рныхъ похвало̀: ра́дꙋйсѧ, прпⷣбныхъ ᲂу҆твержде́нїе: ра́дꙋйсѧ, правосла́вныхъ сла́во: ра́дꙋйсѧ, свѣ́те сꙋ́щихъ во тмѣ̀: ра́дꙋйсѧ, хра́ме прест҃ы́й: ра́дꙋйсѧ, бж҃їй раю̀: ра́дꙋйсѧ, клѧ́твы разрѣше́нїе, бл҃гослове́ннаѧ марі́е.

30 ноября. Преподобный Никон, игумен Радонежский, смотреть онлайн

Когда Господу угодно было насадить в России многоплодную ветвь иноческого жития, Он, прежде других, привел к искусному и трудолюбному первоначальнику российского монашества святому Антонию, подвизавшемуся в пещере, преподобного Никона, который был ему добрым сотрудником в подвижничестве. Ревностно проходя степени иноческих добродетелей, подражая во всем наставнику и учителю своему, преподобный Никон являл в себе достойного вождя иноков и надежного руководителя их в мысленный вертоград постнического жития.

Когда приходили к Антонию лица, желающие принять равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному Никону он повелевал постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принес закон со св.

Афонской горы, как Моисей с Синайской, преподобный же Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном священства. Все дела свои Никон совершал с благопокорностью, испытывая не только одни радости, но с терпением переносил и скорби, благодаря за все Бога.

Великой радости духовной сподобился он, когда постриг преподобного отца нашего Феодосия, оказавшегося вскоре великим наставником иноческого жития в России.

Возрадовался духом и тогда, когда постриг именитого боярина, блаженного Варлаама, а также заведующего всем хозяйством у князя и любимца его блаженного Ефрема-евнуха. Но за этих постриженников он потерпел и немалую скорбь.

Ибо, узнав об их пострижении, князь Изяслав сильно разгневался на преподобных и повелел одного из них, именно совершившего пострижение, тотчас привести к себе. Слуги тотчас же отправились и привели к нему блаженного Никона.

Посмотрев с гневом на святого, князь спросил:

— Ты ли постриг боярина и евнуха без моего повеления?

  В ЧЕМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЯТОГО САВВЫ

  • Преподобный Никон ответил с мужеством:
  • — Я постриг их благодатью Божьею по повелению Небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего их на таковой подвиг.
  • Князь разгневался еще более и сказал:
  • — Или убеди их возвратиться в дом свой, или я пошлю тебя и сущих с тобой в заточение, а пещеру вашу велю раскопать.
  • Блаженный Никон отвечал:

— Владыка! Делай все, что тебе угодно! Мне же не подобает отвращать воинов от Небесного Царя.

После этого святой Антоний и бывшие с ним вышли из пещеры, намереваясь, по причине княжеского гнева и укоризн на блаженного Никона, отправиться в другую область.

Но вот один из отроков поведал об этом княгине. Она же, напоминая князю о гневе Божием, постигшем отечество ее, землю Ляхов, за изгнание отцом ее, Болеславом храбрым, черноризцев, постригших Моисея Угрина, сказала ему:

— Послушай меня, господин, и не гневайся. В нашей стране также изгнаны были такие же черноризцы и много пришлось потерпеть за них. Смотри, господин, чтобы не случилось того же и в области твоей.

Услыхав это, князь убоялся гнева Божия и отпустил блаженного, повелев ему возвратиться в пещеру; вместе с тем он послал с мольбою о возвращении в пещеру и к тем, которые удалились из нее.

И только по истечении трех дней, вняв просьбе князя, они возвратились в пещеру, как об этом говорится в житии преподобного Антония.

После такой напасти преподобный отец наш Никон проводил суровую жизнь в пещере; постом и молитвою он одержал много побед над злыми духами, показал себя единоправным с преподобными отцами Антонием и Феодосием; они были три светила, сияющие во мраке и разгоняющие тьму бесовскую.

После значительного умножения братии в пещере, блаженный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать.

Посоветовавшись с преподобным Антонием, поговорив с другим черноризцем, болгарином Святогорским из монастыря Святого Мины, он отправился с последним. Придя к морю, они разлучились.

Болгарин, отправляясь в Константинополь, нашел посреди моря остров, на котором и поселился. Прожив там много лет, терпя голод и холод, он с миром скончался; остров тот и доселе называется Болгаров.

Великий же Никон ушел на остров Тмутараканский и, обретши близ города незаселенное место, поселился там, безмолвствуя и служа Богу неленостно, прилагая труды к трудам и удивляя народ необычайным житием своим.

Слава о нем распространялась повсюду; к преподобному стали стекаться многие люди из города и других мест; они дивились его жизни, так как не были еще утверждены в вере и о монашеской жизни ничего не слыхали. Но потом, наставляемые Богом, желая наследовать иноческое благонравие, они молили преподобного Никона постригать их.

Святой поучал их и постригал и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы. И вот, благодатью Божьею, по молитвам преподобного Никона, возросло место то, — возник славный монастырь, подобный монастырю Печорскому.

По смерти Ростислава Владимировича, князя Тмутаракани, преподобный отец наш Никон умолен был жителями той страны идти к Святославу Ярославичу, князю черниговскому, и просить его, чтобы он отпустил им на престол Тмутараканский сына своего Глеба. Дойдя до города Чернигова и исполнив благополучно возложенное на него поручение, преподобный отправился в город Киев и пришел в монастырь Печерский к блаженному игумену Феодосию.

Увидавшись, оба они пали вместе на землю и поклонились друг другу, а потом обнялись и много плакали от радости, так как долгое время не видались. После этого преподобный Феодосий умолял блаженного Никона, чтобы он не покидал его до тех пор, пока они живы.

  1. Никон обещался ему, говоря:
  2. — Я пойду и только управлю свой монастырь и потом, если Богу будет угодно, возвращусь опять.
  3. Он так и поступил.

Дойдя до острова Тмутараканского с князем Глебом Святославичем, занявшим престол, преподобный, согласно своему обещанию, управил монастырь и возвратился к Феодосию.

Придя в Печерский монастырь, он предал всего себя преподобному Феодосию и со всякою радостью покорялся ему.

Преподобный же Феодосий очень любил его и считал как бы отцом своим; поэтому, когда сам отлучался куда из монастыря, он поручал тогда братию блаженному Никону, как старейшему из всех, чтобы поучать и хранить их.

Часто также преподобный Феодосий, сам наставляя братию духовным словом, повелевал делать тоже и блаженному Никону, начитанному в книгах.

Много раз, когда блаженный Никон сшивал и делал книги (так как был искусен в этом), сам преподобный Феодосий, садившись около него, приготовлял ему потребные для этого дела книги. Но вскоре блаженный безмолвник, преподобный Никон, пожелал снова возвратиться на свой остров.

Читайте также:  Иоанн новгородский: житие архиепископа и о чем просят у святителя, молитвы

Среди князей российских возник раздор вследствие захвата Святославом, изгнавшим своего брата Изяслава из Киева, его престола. Он не мог выносить волнений, возбужденных этим событием, при которых немыслимо было соблюсти безмолвие духа.

Преподобный же Феодосий умолял его, как и прежде, не покидать его, пока он жив; но блаженный Никон, испросив прощение (так как не мог терпеть мятежа, а привык к уединению), ушел с двумя черноризцами и прожил там несколько лет в обычном своем подвиге.

По преставлению преподобного Феодосия и после принятия игуменства блаженным Стефаном, преподобный Никон, побуждаемый братолюбием, пришел снова для посещения преподобного Феодосия; он сожалел о том, что не нашел в живых любимого своего друга и решил остальное время своей жизни провести в его монастыре. Часто приходил он ко гробу святого, проливал здесь скорбно-радостные слезы, частью печалясь о разлучении любимого своего брата, частию благодаря Бога, что в России просиял равноангельским житием такой светильник, на которого он, Никон, своими руками возложил святой ангельский иноческий образ.

После игуменства святого Стефана, братия, считая Никона за старейшего из всех, так как и сам преподобный Феодосий принял от него иноческий постриг, по изволению Божию и по общему согласию, избрала его себе игуменом как единонравного по житию отцам Антонию и Феодосию. Они любезно повиновались ему во всем и почитали его, как отца и наставника, видя в нем одном подобие тех обоих.

Много раз покушался враг и ненавистник добра диавол и сему преподобному как и блаженному, игумену Стефану, строить препятствия в деле попечения о душах врученного ему Богом стада, желая возмутить братию ненавистью против него, но никогда не успевал он в этом, оставался посрамлен и тьма его не покрывала света добрых дел преподобного Никона.

Блаженный игумен Никон так угодил Богу, будучи для своего стада образцом добродетелей, что во время его игуменства была чудесно украшена святыми иконами созданная Богом святая Церковь Печерская; ибо к земным молитвам сего блаженного строителя приложились своими небесными молитвами его друзья, преподобные Антоний и Феодосий, и прислали к нему иконописцев из Константинополя, дав им за наем золота.

Преподобный игумен Никон показал тем иконописцам образ любимых друзей своих, преподобных отцов Антония и Феодосия, скончавшихся 10 лет тому назад, и они тотчас же узнали в них тех, которые явились к ним, наняли их и послали к нему.

При этом они рассказывали и другие дивные чудеса: так, когда они хотели возвратиться, явилась им святая церковь Печерская и икона Пресвятой Богородицы, от которой слышали запрещение возвращаться обратно, как они чудесно приплыли в горе против течения, хотя сами стремились плыть вниз, по течению.

Пришедшие столь чудесно иконописцы при усердии и молитвах преподобного Никона старательно принялись за украшение святой Церкви Печерской, причем опять было немало чудес, ибо сама икона Пресвятой Богородицы в алтаре изобразилась чудесно мусиею и из уст ее вылетел голубь, как об этом пишется в пространном сказании о Церкви Печерской.

Все это было по небесным молитвам преподобных отцов Антония и Феодосия и земным блаженного игумена Никона.

Затем и сам приснопамятный игумен, преподобный отец наш Никон, украсив разнообразными подвигами своего равноангельского жития Печерскую обитель, после долговременных трудов, почил о Господе, от сотворения Мира в лето 6596-е, а от Рождества Христова — 1088-е, при великом князе киевском Всеволоде Ярославиче.

И тело его положено в той же обители Печерской, в родной ему пещере, где и доныне нетлением мощей своих он свидетельствует о своей святости, которою и по смерти чудотворно украшает свою святую обитель; духом же он переселился в небесные обители для неизреченного, вместе с единонравными своими друзьями, преподобным Антонием и Феодосием, — лицезрения Божия, — уже не в образах, но лицом к лицу (1 Кор 13:12), и там, осияваемые верною славою, они, как три светильника, предстоят престолу Трисиятельного Божества и, как отцы, молятся о нас, своих детях, чтобы мы явились наследниками их благодати и славы праведною жизнью для Бога, Ему же слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Свт. Димитрий Ростовский

История жизни преподобного Никона Радонежского

Никон Радонежский родом из Юрьево-Польского. С ранних лет Никон услышал об Ангельской жизни, а потому отправился к Сергию Радонежскому, чтобы тот взял его к себе учеником. Последний согласился принять юношу, однако перед этим отправил его к преподобному Афанасию Высоцкому, чтобы тот проверил терпение и смирение Никона.

Находясь у преподобного Афанасия Никон изучал Священное писание, учился умному деланию. Он весьма преуспел в добродетели и чистоте. Вернулся в Троице-Сергиеву Лавру преподобный Никон уже в сане иеромонаха. Перед своей смертью, Сергий Радонежский назначил его своим преемником.

Никон свято поддерживал все традиции, что были установлены до него Сергием Радонежским. Он соблюдал пост, любил читать молитвы, трудился на благо Лавры и своих братьев с ними наравне. В 1422 году, Никон начал строительство нового храма Живоначальной Троицы. В это же время Были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года, после многих трудов и подвигов. Его похоронили недалеко от раки своего учителя. Через 134 года, на месте погребения Никона Радонежского возвели храм в его честь. Туда же поместили и его нетленные мощи, вместе с мощами Сергия Радонежского. Они отделены друг от друга лишь одной каменной стеной.

Никон Радонежский — это безупречный ученик своего безупречного учителя. Это примет неукоснительного смирения перед Господом. Перед иконой преподобного Никона Радонежского можно молиться о прибавлении послушания детям, об их смирении и послушании. А кроме того, молитвы перед игуменом Никоном помогают детям быть старательнее в учебе.

30 ноября — День преподобного Никона Радонежского

Память преподобного Никона Радонежского совершается 7 / 20 июля, 27 сентября/10 октября и 17/30 ноября.

Ближайший ученик и сподвижник преподобного Сергия родился в 1355 году в благочестивой семье купцов города Юрьева Польского. Отца звали Стефан, а мать — Фотиния. Рассказы о подвигах преподобного Сергия с детских лет приводили Никона в умиление. Горячо, со слезами молил он Господа Бога: «Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святого мужа и последовать ему во всей своей жизни».

Юношей преподобный Никон оставил родительский дом и пришел в Троицкий монастырь, чтобы принять монашеский постриг от руки преподобного Сергия и поступить в созданную им обитель. Но случилось то, чего никак не ожидал юный богомолец: преподобный Сергий отказался выполнить его просьбу, считая, по-видимому, необходимым уготовить ему испытание.

Преподобный направил искателя монашеских подвигов к своему ученику Афанасию Старшему, настоятелю Серпуховского Высоцкого монастыря, славившемуся добродетельной жизнью, сказав: «Иди без всякого размышления, и если будет угодно Богу, ты примешь там иноческий образ».

Преподобный Никон, проявив истинное смирение и послушание, тотчас же отправился в Серпухов.

Преподобный Афанасий также решил проверить, насколько основательно его желание принять монашеский постриг. «Иночество — дело великое, — сказал настоятель Высоцкого монастыря, — ты молод, а правила старцев суровы». Юноша ответил: «Ты только прими меня, а время покажет, могу ли я переносить трудности иноческого жития».

Видя его неотступное стремление всецело посвятить себя Богу, преподобный Афанасий сказал: «Господь наставит тебя на путь заповедей Своих. Ныне твое желание исполнится». Сотворив молитву, он облек юношу в иноческий образ.

Под водительством преподобного Афанасия новопостриженный инок преуспевал в подвигах монашеского делания. Два года пребывал он в Высоцком монастыре.

По желанию настоятеля и братии Никон был почтен саном священства. Но чем дальше, тем больше им овладевало стремление вновь посетить Троицкую обитель и увидеть преподобного Сергия.

Настоятель Высоцкого монастыря не стал удерживать молодого инока и отпустил его с миром.

Преподобный Никон Радонежский. Икона Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В Троицкой обители иеромонах Никон со слезами припал к стопам преподобного Сергия и попросил у него благословения. Преподобный с радостью принял молодого инока и оставил его в своей обители.

Никон со всем усердием выполнял монастырские послушания, неустанно упражнялся в молитве и бдении. За благочестивое житие преподобный Сергий оказал Никону особую милость, разрешив ему пребывать с ним в одной келии. Беседы с богомудрым наставником были для инока училищем духовного возрастания, а пример молитвенного подвига Преподобного давал Никону силу противостоять искушениям.

Преподобный Сергий, прозревая благодатные дарования Никона, пожелал поставить его вместо себя настоятелем обители и поначалу возложил на него часть своих обязанностей; а за шесть месяцев до кончины Преподобный сообщил, что целиком передает в руки Никона управление монастырем. Никон не хотел принимать на себя руководство братией, но ради послушания выполнил повеление Преподобного.

Церковь преподобного Никона. Вид с восточной стороны.

В конце сентября 1392 года Никон горько оплакивал учителя, когда тот скончался. «В ком найду я после Бога прибежище и где найду утешение?» — восклицал новый игумен монастыря. Преподобный Никон с точностью исполнял все то, что заповедал основатель Троицкой обители.

Новый игумен имел обыкновение обходить все места, где трудились иноки, и сам принимал участие в общих трудах. Своей кротостью, мудростью и отеческой заботой о насельниках монастыря он приобрел их уважение и любовь.

За наставлениями к преподобному Никону устремлялось множество богомольцев. Это смущало нового игумена, который ценил безмолвие и молитву в уединении. В итоге он сложил с себя обязанности настоятеля и затворился в уединенной келии.

В 1392—1398 годах вместо Никона игуменом Троицкого монастыря был его ученик — преподобный Савва, впоследствии игумен Сторожевский.

Шесть лет преподобный Никон пребывал в безмолвии.

Но когда преподобный Савва оставил настоятельство и по просьбе князя Юрия Димитриевича удалился в Звенигород, братия обратились к Никону с мольбой о том, чтобы он снова принял на себя управление монастырем.

«Не подобает тебе, отче, искать пользы себе одному, попекись и о спасении ближних», — говорили ему иноки. В 1398 году Никон уступил желанию братии, но с условием, что ему будет дана возможность часть каждого дня посвящать уединенной молитве.

В 1401 году Никон приезжал в Кашин. Он способствовал примирению тверских князей, а в Кашине вместе с тверской великой княгиней Евдокией, вдовой великого князя Михаила Александровича, преподобный Никон крестил ее внука княжича Димитрия, сына кашинского князя Василия II Михайловича.

Читайте также:  Мерная икона: что это и значение ростового образа, кому уместно и нет дарить

Внутренний вид церкви преподобного Никона и раки над мощами сего святого. Литография. 1864 г.

В 1408 году Русь подверглась нашествию ордынского князя Едигея. Преподобный Никон горячо молился об избавлении от страшного врага, о спасении Троицкой обители от разорения.

Однажды ночью он сел отдохнуть после молитвенных трудов и увидел, как в его келию вошли святители Московские Петр и Алексий в сопровождении преподобного Сергия, который, обратившись к Никону, сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось сего места.

Но ты, чадо, не скорби, а мужайся, и да крепится сердце твое; искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Преподав Никону благословение, святые стали невидимы.

Подойдя к дверям келии, он нашел их запертыми. Открыв двери, Никон увидел, как святые удалялись от келии к церкви. Тогда он понял, что все это происходило не во сне, а наяву.

Изображение иконы Святой Троицы с преподобным Никоном и преподобным Сергием над северным входом в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры.

Вскоре предсказание преподобного Сергия сбылось. Татары сожгли дотла Троицкую обитель. Получив предупреждение свыше, преподобный Никон и братия заблаговременно покинули монастырь и захватили с собой святыни, часть книг и утварь основателя Троицкой обители.

На восстановление монастырских зданий ушло менее трех лет. 25 сентября 1411 года, в день преставления преподобного Сергия, был освящен деревянный храм в честь Живоначальной Троицы.

Последним большим деянием преподобного Никона стало сооружение каменного Троицкого храма над гробом его учителя.

В 1422 году в самом начале строительных работ совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые по окончании строительства были перенесены в новый храм.

Преподобный Никон проявлял заботу о благоукрашении каменной церкви. Для этого им были приглашены два инока, славившиеся своим иконописным мастерством, — Андрей Рублев и Даниил Черный.

Когда Никон увидел, что украшение храмов закончено, он с великой радостью возблагодарил Бога: «Славлю пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но даровал мне, недостойному, видеть все сие своими глазами».

Рака над могилой преподобного Никона Радонежского. Никоновский придел Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Особую заботу преподобный Никон проявлял о духовном возрастании иноков. При нем и по его указаниям в монастыре были переписаны «Лествица» Иоанна Синайского, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника, ответы преподобного Варсонофия, наставления преподобного Исихия.

Во время мора, предчувствуя близкую кончину, преподобный Никон собрал братий монастыря и дал им последние наставления.

Он призвал иноков соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не выходить из обители часто, быть терпеливыми в искушениях, повиноваться начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие.

«Если возможно, — сказал преподобный, — не отпускайте никого от себя с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся под образом просящего. Бодрствуйте и непрестанно молитесь, дабы Господь и вас сохранил невредимыми от врага».

Еще до разлучения души с телом ему было показано место будущего упокоения рядом с преподобным Сергием. Блаженная кончина ближайшего ученика Игумена земли Русской наступила 17 ноября 1427 года. В должности настоятеля преподобный Никон пробыл около 30 лет.

За великие монашеские подвиги он при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины — дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия.

Не желая повиноваться, Акакий сказал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Настоятель долго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить данное ему послушание.

Тогда преподобный Никон предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание».

Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвению все, что было ему предсказано покойным настоятелем, и отправился в то самое селение, в которое его посылал преподобный Никон.

Там его внезапно постиг суд Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь.

Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»

Тогда Акакия охватил великий страх, и он начал истово кричать. В таком тяжелом состоянии он находился несколько дней, пребывая у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения. Братия усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его.

Духовная близость преподобных Сергия и Никона Радонежских, таким образом, проявилась и после их преставления. Оба неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу.

Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Вдруг пред ним предстали два старца — Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон.

Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал, что совершенно выздоровел.

Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры.

В 1608—1610 годах во время осады Троицкого монастыря польскими интервентами преподобные Сергий и Никон не раз являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждой на помощь Божию, но и врагам, угрожая им карой Господней.

Многие из казаков, воевавших тогда на стороне поляков, видели, как по монастырским стенам ходили два старца с седыми бородами и светозарными ликами. Один, как рассказывал казак Иван Рязанец, кадил обитель и осенял крестом стены монастыря.

Другой держал в правой руке кропило, а в левой — чашу и кропил святой водой монастырские стены и все прочее в обители. При этом оба пели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и кондак «Вознесыйся».

Преподобный Сергий повернулся к казачьим полкам и сказал гневным голосом: «О окаянные законопреступники, зачем собрались вы разорить дом Пресвятой Троицы, осквернить в нем Божии церкви и погубить всех христиан? Не даст вам Господь покорить Свой удел».

От лица Преподобного сиял неизреченный свет, словно палящий огонь. Осаждавшие монастырь стреляли по старцам из луков, но стрелы, отскакивая от них, возвращались обратно и многих ранили. Множество пораженных этими стрелами умерли.

Когда среди осажденных от голода и других лишений начались болезни, преподобный Никон явился во сне пономарю Иринарху и велел передать страждущим: «В сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются им».

Ночью действительно выпал снег, и все, кто с верою натирался им, выздоровели.

В XIX веке в монастырской больнице жестоко страдал от горячки послушник Гавриил. Несколько дней он был без памяти, и многие думали, что он не выживет. В ночь перед днем памяти преподобного Никона он увидел, что душа его разлучается с телом и устремляется в бездну.

Гавриил начал молиться преподобным Сергию и Никону о возвращении к жизни для покаяния. Вдруг двери отворились, и вошли два светоносных старца: в одном Гавриил признал Сергия, а в другом — Никона.

Преподобный Сергий указал жезлом на больного и сказал Никону: «Помоги!» Преподобный Никон подошел к больному и самим приближением наполнил его силой и радостью. Гавриил приподнялся, перекрестился, а святые отцы стали невидимы. Больной пришел в себя и начал выздоравливать.

Общецерковное почитание Никона Радонежского установлено в 1547 году. «Друг молчания, делатель бдения, образец целомудрия, неистощимое сокровище молитвы» — так говорится о нем в службе преподобному Никону.

Как защищает икона:

Преподобного Никона Радонежского называют совершенным учеником совершенного учителя – преподобного Сергия Радонежского. Он явил пример ученического послушания, которое причисляют к духовному подвигу. Ему можно молиться о прибавлении послушания детям, о прилежании их в учебе, а также об их смирении и послушании.

  • В чем помогает икона:
  • К преподобному Никону Радонежскому можно обратиться перед началом работы, которую не хочется выполнять, но необходимо, чтобы по молитвам преподобного Господь послал смирения и послушания для исполнения труда.
  • Как молиться перед иконой:
  • Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:
  • ,,Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»
  • В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.
  • Кондак преподобному Никону, глас 4:

,,Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, церковь бо прекрасну Святыя Троицы, в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Темже и мы чада твоя любовию вопием ти: слава давшему ти крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.»

Тропарь преподобному Никону, глас 1:

,,Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився, и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник, и преподобных сожитель: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.»

  1. Величание:
  2. ,,Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.»
  3. Молитва:

,,Преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елисея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываему в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель твою в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, вечную приносим ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector