Никандр псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

7 октября — день памяти  преподобного Никандра пустынножителя, псковского чудотворца

(24 июля 1507 — 24 сентября (7 октября) 1581) 

Преподобный Никандр пустынножитель, псковский чудотворец родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова.

С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание.

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвыБлагодать и тишина, чудотворные источники, покой, мир, гармония и радость — синонимы Свято-Благовещенской Никандровой пустыни — самого загадочного монастыря Псковщины. Здесь святые воды даруют скорбящим укрепление телесное и духовное, а чудотворения в Никандровой пустыне во Славу Божию продолжаются непрестанно. 

Монастырь возник здесь через несколько лет после смерти преподобного Никандра Псковского (в миру — Никона), который прославил эти места своими духовными подвигами.

Он родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова. С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам.

Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание.

 

За 150 лет до этого здесь же появился на свет Елеазар, в последствии знаменитый Евфросин, основатель Елеазарова монастыря. В ранней юности Никон познакомился с местами, где жили отшельниками Евфросин и Савва Крыпецкий.

Восхищался духовной силой святых угодников, их самоотречением во имя любви к Богу и людям. После смерти отца и принятия монашества братом Арсением, Никон уговаривает мать раздать имущество и уйти в монастырь.

Сам же решил жить по примеру глубоко почитаемого им преподобного Евфросина. 

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига.

Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!».

Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом . Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями. 

Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь преподобного Саввы Крыпецкого.

Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель.

Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии.

Постоянно укреплял он себя такими благоче стивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое жи тие, оно требует частого дождя слез ного и великого трудолюбия.

Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в руко делии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прослав ляли Бога.

Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшель нической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там безвыходно 15 лет. Он с великим смирением претерпевал все испытания, посланные Богом, проявляя долготерпение, милосердие и кротость.

Но оказалось, что от мирских страстей, зависти и жадности не скрыться. Однажды убогую хижину отшельника посетили разбойники, и, не найдя ничего для себя ценного, жестоко избили Никандра. Унесли с собой святые иконы и книги.

Преподобный стал молить Господа о прощении людей, пораженных грехами корысти и жестокосердия. Разбойники трое суток не могли выйти из леса, после чего двое раскаявшихся пришли к Никандру и просили простить их, а двое других погибли. 

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари.

Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь про сфоры.

Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту ра боту, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует ра доваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страш ная тайна: дивным и непостижимым об разом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, про сили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил пре подобного на келарство. 

Святой при сем возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязан носить со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26).

Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы.

Но недолго святой Никандр был келарем: не сносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело бы ло постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель.

Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания.

Между тем враг — завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места.

С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправил ся в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 

До конца жизни Преподобный оставался пустынником: его так и величают «Преподобный Никандр пустынножитель», но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Наделенный даром прозорливости и чудотворения, святой, не щадя себя, всю жизнь помогал обращающимся к нему. За 8 лет до кончины он возложил на себя великую схиму. 

Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение.

24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория на Псков, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками.

Из Пскова пришли духовенство и народ, и совершили обряд христианского погребения. 

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью.

Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому.

В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра, и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители — Благовещение Пресвятой Богородицы. 

В 20-е годы прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Разрушен мощный Благовещенский храм, который строился в течение трех столетий, постоянно расширяясь.

История Никандровой пустыни 

В середине XVII века, по благословению митрополита Никона (в последствии Патриарха), дворянин Яков Матвеевич Муравьев строит в обители церковь во имя преподобного Никандра. А чуть позже церковь Александра Свирского и Святой Троицы. Благосостояние монастыря быстро растет. В 1665 году его разграбили поляки.

Однако обитель очень скоро восстанавливается, а в 1673 году горит вместе со всем церковным и братским имуществом. Игумен Илларион был вынужден даже обратиться к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи. Монастырю было пожаловано много земель, нашлись и благодетели, с помощью которых поправилось состояние обители.

Построили каменные церкви, появились новые иконы, книги и многое другое.

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

Слава о чудотворениях от мощей преподобного Никандра привлекала в обитель все больше паломников.

Это побудило братию монастыря обратиться к патриарху с просьбой об «открытии и освидетельствовании святых мощей и удостоверении бывших от них чудес».

В 1687 году комиссия, созданная по указанию Патриарха, освидетельствовала мощи и нашла их нетленными. После обретения мощей преподобного, пустынь стала называться Никандровой. 

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

Расцвет пустыни приходится на конец XVIII – начало XIX веков благодаря усердию архимандрита Геннадия и милостям императора Павла I. Тогдашняя знать не могла не поддержать царя. Помогает обители князь Лопухин, крупные пожертвования делает граф Шереметьев, жалует великая княгиня Александра Иосифовна и сама государыня императрица. 

Только на раку преподобного, ризы на иконах и два подсвечника ушло 12 пудов 20 фунтов серебра, 18 фунтов золота, различных камней и стразов 16 255 штук. Всего серебра в монастыре было, как утверждают историки, более 20 пудов. 

Монастырь имел ценнейшую библиотеку – более 1000 книг духовного и светского содержания, не считая богослужебных. Имелись рукописные книги. 

Но «благоденственное и тихое житие» закончилось с приходом к власти в России лютых богоборцев и христоненавистников. Во время развязанной ими гражданской войны рака преподобного Никандра и его многоцелебные мощи безследно исчезли. А в 1928 году прекратил своё существование и сам монастырь, разрушенный до основания и полностью превращённый в руины. 

Но монастырь возродился во Славу Божию! По благословению Владыки, первым строителем в XXI веке пришел в пустынь монах Гавриил.

На помощь ему, по мере своих возможностей, стали приезжать самые разные люди: военные, журналисты, дорожники, паломники со всей России. Расчищали территорию, облагораживали святые источники, строили.

Практически за год была восстановлена и освящена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». 

В 2002 году из Псково-Печерского монастыря был переведен в Никандрову пустынь игумен Спиридон (Иващенко). Уже при нем строится в память о святых Царственных мучениках, чей крестный путь начался с Псковской земли, еще один храм. 

Также в пустыни закончено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Это пока единственное каменное строение. Первая служба архиерейским чином состоялась в этом возрождённом соборе в день памяти прпеподобного Никандра в 2010 году.

Читайте также:  Святой виктор: житие мученика и икона, значение, о чем просят и молитвы

Святые источники и иконы монастыря 

Особо почитаются верующими находящиеся здесь святые источники, их всего пять. На въезде, справа, находится глазной источник иконы Казанской Божией Матери. Воду из него не пьют, берут для лечения глаз. 

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

В километре от монастыря — радоновый источник преподобного Александра Свирского. Воду из него тоже не пьют, в ней купаются. 

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

Удивление паломников обычно вызывают источники святых апостолов Петра и Павла, которые находятся в двух метрах друг от друга, но даже уровень воды в них разный, к тому же, один замерзает зимой, а другой нет. 

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

Центральный источник называют по имени святого преподобного Никандра. По древнему монастырскому преданию, этот колодец был ископан руками самого преподобного. Паломники всегда увозят воду с этого источника с собой. 

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

Говоря об иконах монастыря, следует отметить, что наиболее почитаемая верующими икона преподобного Никандра из старой Никандровой пустыни. С ней раньше ходили на крестные ходы из монастыря в Порхов. Есть еще маленькая икона Никандра с частичкой мощей преподобного.

Ее в Англии купил некий меценат и подарил отцу Николаю Гурьянову. С острова Талабск икона «пришла» в Порхов, а позже её передали восстанавливающемуся монастырю. Келейная икона Знамения Пресвятой Богородицы старца Валентина Мардасова после его смерти тоже была передана в Никандрову пустынь.

Здесь же находится икона великомученика и целителя Пантелеймона с частичкою его святых мощей.

К особо почитаемым относится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших». Перед ней молятся о душах тех, кто склонен к употреблению наркотиков, алкоголя, к правонарушениям, то есть о всех, кто живет не по заповедям Божьим.

ОСЕНЬ В НИКАНДРОВОЙ ПУСТЫНИ 

Клочок Земли Благословенной…

Святые псковские места.Здесь воздух необыкновенныйИ шорох желтого листа. 

Как мало нам в сей жизни надо…

У стен святыни сознаешь,Что жизнь без Веры – клоунада,Что лишь теряя – обретешь. 

Нет куполов, глаза слепящих.

Их лихолетием снесли.На кирпичах кровоточащихБерезки рощей проросли. 

И на развалинах Святыни

Из тьмы безверия ночиВвысь вознеслись из Храма к синиОсинки словно две свечи. 

Года идут неумолимо,

Пыля среди могильных плит.Дух Преподобного незримоНад тишью пустыни парит. 

Не удается жить «попроще»…

Мы без корней не проживем.Святою верой святы мощиМы в душах вскоре обретем. 

А со Святым соприкоснувшись,

Сверкнут в сердцах Любви лучи.Из забытья, как бы очнувшись,Забьют обители ключи. 

Остатки туевой аллеи –

Следы послушников трудов –Введут равненьем зеленея,По своды храмов тех годов… 

В раздумной грусти листопада

Горит судьбе наперекор,Как негасимая лампада,Багряной осени костер. Свято-Благовещенская Никандровамужская пустынь. Октябрь 2000 

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК МОНДАРИЙ 

Свернув в Маяково направо,

Пройдя верст пять так до креста,Ты поразишься, друг мой, право,Какие чудо здесь места! 

Здесь красота окрест такая,

Что сердце в раз в полон возьмет.Здесь исподволь, не замечая,Душа стихами запоет. 

И от креста совсем не много,

Где Солпековский хутор был,Правей еще пойдет дорогаЧерез бревенчатый настил. 

Там лес, как в царстве Берендея,

Седыми космами оброс.По той дороге, что правее,В конце пути лежит погост. 

За тонкой пленкою тумана

Виденьем дивной красотыГлазам откроется поляна,Услышат уши плеск воды. 

Узришь, как стежками петляя,

Словно парчовый поясок,Поляну плавно обрамляя,Бежит в теснинах ручеек. 

Погост песком пересекая,

По косогору чрез мостокСведет тропинка, вниз сбегая,На небольшой в хвое мысок. 

Где ели в вечности застыли

И ветви накрепко сплели –Там ключ кипун огромной силыБьет с сердца матушки-земли. 

В ручье, как будто отдыхая,

Мрачнеют камни – валуны.Волшебной силой обладая,Резвятся грозно буруны. 

Сруб в виде ладного колодца,

А в нем ступенечки до дна.Здесь сердце как-то тише бьется.Кипит вода, что холодна. 

Крест на углу стоит купели…

Не сразу сыщутся слова,Где вековые стынут ели,И в землю вгрызлись жернова. 

Чуть-чуть поодаль от купели,

Почти что возле ручейка,Впритык к огромной старой елиЛежит широкая доска. 

Когда окрест лежат сугробы

Или когда палящий зной,Здесь оставляются хворобыВ воде холодно-ледяной. 

Здесь обретаются надежды

Во исцеленье. На стволахУзлом завязаны одеждыНа близлежащих деревах. 

Над чистотой воды проточной

Струится света чистота.Святой земли – святой источник!Святые псковские места! 

Преподобный Никандр Псковский

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвы

7 октября (24 сентября ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Никандра Псковского.

Содержание:

Житие преподобного Никандра Псковского

Преподобный Никандр Псковский родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине и в крещении получил имя Никон.

Как повествует его житие, «не любил Никон ни игр, свойственных его юному возрасту, ни красивых одежд, не принимал участия в праздных беседах, носил всегда простую одежду, любил нищету духовную и чистоту сердечную, постоянно вел он брань с врагом рода человеческого, предуготовляя себя таким образом к будущим, еще большим духовным подвигам». Между тем отец его скончался. Стремился научиться грамоте, чтобы самому читать Священное Писание. В семнадцатилетнем возрасте убедил мать свою частью раздать имение неимущим, частью пожертвовать в церкви и оставить суетный мир. Придя в один женский монастырь, Анастасия приняла там постриг и вскоре отошла в вечную жизнь.

Тогда Никон отправился в город Псков, посетил все церкви и монастыри, там бывшие, обошел также окрестные обители. Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким.

Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. Силой молитв инок Никандр победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество — книги и иконы.

По его молитвам двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

В Крыпецком монастыре Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие.

Ежегодно Великим постом Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К нему стало приходить много народа.

Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями.

Никандр предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение.

24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками.

Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

Тропарь и кондак преподобному Никандру Псковскому

Тропарь, глас 8.

О! Тебе отче Никандре, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Никандре, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Никандр Псковский. Иконы

На иконах преподобный Никандр Псковский изображается седовласым старцем, с большой бородой, в иноческом облачении одежды, в схиме. В левой руке преподобный держит свиток.

Никандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвыПреподобный Никандр Псковский. Покров, XVII век. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникНикандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвыПреподобный Никандр ПсковскийНикандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвыПреподобный Никандр ПсковскийНикандр Псковский: житие преподобного и где находятся мощи чудотворца, молитвыПреподобный Никандр Псковский. Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Частное собрание

Преподобный Никандр Псковский, пустынник

Житие

Пре­по­доб­ный Ни­кандр Псков­ский (в Кре­ще­нии Ни­кон) ро­дил­ся 24 июля 1507 го­да в се­мье кре­стьян Филип­па и Ана­ста­сии в се­ле Ви­де­ле­бье на Псков­щине.

С дет­ства он меч­тал про­дол­жить по­дви­ги сво­е­го од­но­сель­ча­ни­на – пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Спа­со­е­ле­аза­ров­ско­го, на­чаль­ни­ка Псков­ских пу­стын­но­жи­те­лей (па­мять 15 мая). Пер­вым в се­мье Ни­ко­на при­нял мо­на­ше­ство его стар­ший брат Ар­се­ний.

По­сле смер­ти от­ца сем­на­дца­ти­лет­ний Ни­кон су­мел убе­дить и мать раз­дать име­ние и уда­лить­ся в мо­на­стырь, где она жи­ла до са­мой кон­чи­ны.

Обой­дя оби­те­ли Псков­ской зем­ли, по­кло­нив­шись мо­щам пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на и его уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го (па­мять 28 ав­гу­ста), он окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в стрем­ле­нии к от­шель­ни­че­ской жиз­ни.

Чтобы иметь воз­мож­ность чи­тать Сло­во Бо­жие, Ни­кон на­нял­ся в ра­бот­ни­ки к псков­ско­му жи­те­лю Филип­пу, ко­то­рый за усер­дие от­дал его на обу­че­ние к опыт­но­му учи­те­лю. Ви­дя рев­ность юно­ши, Гос­подь Сам ука­зал ему ме­сто по­дви­га.

Го­ря­чо мо­лясь в од­ной из псков­ских церк­вей, он услы­шал глас из ал­та­ря, по­веле­вав­ший ему ид­ти в пу­стынь, ко­то­рую Гос­подь ука­жет через Сво­е­го ра­ба Фе­о­до­ра. Кре­стья­нин Фе­о­дор от­вел его на реч­ку Де­мьян­ку, меж­ду Пско­вом и Пор­хо­вом.

(Впо­след­ствии Филипп и Фе­о­дор, ко­то­рые по­мог­ли пре­по­доб­но­му до­стичь сво­ей за­вет­ной це­ли, по его мо­лит­вам так­же всту­пи­ли на путь ино­че­ства и ста­ли по­стри­же­ни­ка­ми Кры­пец­ко­го мо­на­сты­ря с име­на­ми Фила­рет и Фе­о­до­сий).

Про­ве­дя несколь­ко лет в без­мол­вии и су­ро­вых по­дви­гах, ис­су­шив­ших его плоть, Ни­кон при­шел в мо­на­стырь, ос­но­ван­ный пре­по­доб­ным Сав­вой Кры­пец­ким.

Игу­мен, ви­дя его те­лес­ную немощь, не сра­зу со­гла­сил­ся при­нять его, опа­са­ясь, что труд­но­сти мо­на­ше­ской жиз­ни бу­дут ему не по си­лам.

То­гда Ни­кон, при­пав к ра­ке пре­по­доб­но­го Сав­вы, стал, как жи­во­го, умо­лять его взять в свою оби­тель. Игу­мен смяг­чил­ся и по­стриг Ни­ко­на с име­нем Ни­кандр.

Мно­го ис­ку­ше­ний и бед пе­ре­жил на тес­ном пу­ти по­движ­ни­че­ства пре­по­доб­ный Ни­кандр. О «страстех пу­стын­ных» ему пред­ска­зал еще в Пско­ве бла­жен­ный Ни­ко­лай (па­мять 28 фев­ра­ля).

Мо­лит­ва­ми всех псков­ских угод­ни­ков и пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 17 ап­ре­ля), ко­то­рый два­жды яв­лял­ся пре­по­доб­но­му, на­став­ляя и укреп­ляя его, он, с по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей, пре­одо­лел все мно­го­об­раз­ные коз­ни лу­ка­во­го.

Си­лой мо­литв пре­по­доб­ный по­бе­дил сла­бо­сти пло­ти, че­ло­ве­че­ское недоб­ро­же­ла­тель­ство и диа­воль­ские стра­хо­ва­ния. Од­на­жды его чуть не уби­ли раз­бой­ни­ки, от­няв его един­ствен­ное и са­мое цен­ное для от­шель­ни­ка иму­ще­ство – кни­ги и ико­ны.

По мо­лит­вам свя­то­го двое из них, устра­шив­шись вне­зап­ной смер­тью сво­е­го то­ва­ри­ща, рас­ка­я­лись в сво­их зло­де­я­ни­ях и по­лу­чи­ли про­ще­ние стар­ца.

В Кры­пец­ком мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Ни­кандр жил недол­го и с бла­го­сло­ве­ния вер­нул­ся в свою пу­стынь. Впо­след­ствии он еще раз при­хо­дил на жи­тель­ство в Кры­пец­кую оби­тель, где ис­пол­нял по­слу­ша­ния устав­щи­ка и ке­ла­ря, и сно­ва ушел в пу­стынь и жил там в по­сте и мо­лит­ве, по­сти­гая Сло­во Бо­жие.

Еже­год­но Ве­ли­ким по­стом пре­по­доб­ный Ни­кандр хо­дил в Да­ми­а­нов­ский мо­на­стырь, где ис­по­ве­до­вал­ся и при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. За во­семь лет до кон­чи­ны он при­нял там ве­ли­кую схи­му.

К пре­по­доб­но­му ста­ло при­хо­дить мно­го на­ро­да «поль­зы ра­ди», ибо, по сло­ву пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, «мо­на­ше­ское жи­тие – свет для всех че­ло­ве­ков».

Ве­ру­ю­щие об­ра­ща­лись к пре­по­доб­но­му Ни­кан­д­ру за мо­лит­вен­ной по­мо­щью, ибо Гос­подь на­де­лил его мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми.

Читайте также:  Святая алипия: биография и странствия монахини, пророчества и канонизация

Пу­стын­ник с лю­бо­вью и вни­ма­ни­ем от­но­сил­ся ко всем нуж­дам сво­их по­се­ти­те­лей и да­же устро­ил им для ноч­ле­га убо­гую «го­сти­ни­цу у ду­ба», ко­то­рую сам про­тап­ли­вал. Пре­по­доб­ный не поз­во­лял се­бе вы­став­лять на­по­каз свои да­ро­ва­ния. При­хо­дя тай­но к его кел­лии, лю­ди все­гда слы­ша­ли, что он мо­лит­ся с горь­ким ры­да­ни­ем. Он же, за­ме­тив бли­зость лю­дей, тот­час умол­кал, пря­ча от них по­лу­чен­ный дар слез.

Пре­по­доб­ный Ни­кандр до кон­ца жиз­ни оста­вал­ся пу­стын­ни­ком (его так и ве­ли­ча­ют – пре­по­доб­ный Ни­кандр пу­стын­но­жи­тель), но за­ве­щал не остав­лять ме­сто его тру­дов по­сле сво­ей кон­чи­ны, обе­щая свое по­кро­ви­тель­ство на­сель­ни­кам бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря.

Диа­ко­ну Пор­хов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря Пет­ру пре­по­доб­ный за­по­ве­дал на его мо­ги­ле по­ста­вить цер­ковь и пе­ре­не­сти ту­да ико­ну Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из по­го­ста Ти­шан­ки.

Он пред­ви­дел свою смерть, пред­ска­зав, что умрет, ко­гда на оте­че­ство на­па­дут вра­ги, пред­ре­кая им при этом ско­рое по­ра­же­ние.

24 сен­тяб­ря 1581 го­да, во вре­мя на­ше­ствия войск поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия, один кре­стья­нин на­шел его скон­чав­шим­ся: он ле­жал на ро­гож­ке с кре­сто­об­раз­но сло­жен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми. Из Пско­ва при­шли ду­хо­вен­ство и на­род, по­чи­та­те­ли пре­по­доб­но­го, сре­ди ко­то­рых был и диа­кон Петр, и со­вер­ши­ли об­ряд хри­сти­ан­ско­го по­гре­бе­ния.

В 1584 го­ду на бла­го­дат­ном ме­сте по­дви­га пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра, освя­щен­ном его по­чти по­лу­ве­ко­вой мо­лит­вой, бы­ла со­зда­на оби­тель, ко­то­рую ста­ли на­зы­вать Ни­кан­дро­вой пу­сты­нью.

Стро­и­те­лем мо­на­сты­ря был инок Ис­а­ия, ис­це­лив­ший­ся по мо­лит­ве свя­то­му.

В 1686 го­ду при Пат­ри­ар­хе Иоаки­ме со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его па­мя­ти 24 сен­тяб­ря, в день кон­чи­ны, и в хра­мо­вый празд­ник оби­те­ли – Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

При пе­ре­строй­ке со­бо­ра мо­на­сты­ря бы­ли об­ре­те­ны мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра, скры­тые в стене, и 29 июня празд­ну­ет­ся как день об­ре­те­ния его чест­ных мо­щей. И сей­час креп­ка мо­лит­вен­ная связь ве­ру­ю­щих с пре­по­доб­ным Ни­кан­дром, ко­то­ро­го глу­бо­ко чтят на псков­ской зем­ле.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ни­канд­ра Псков­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Никандр Псковский чудотворец, преподобный

Никандр Псковский чудотворец, преподобный

Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детского возраста он обнаружил стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери.

Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание. Часто посещал он свою сельскую церковь во имя угодника Божия Николая, архиепископа Мирликийского, не любил детских игр; не прельщался красивыми одеждами, довольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись.

Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молитве.

К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры преподобных Евфросина Спасо–Елеазаровского, начальника псковских пустынножителей (память 15/28 мая), и Саввы Крыпецкого (память 28 августа/10 сентября), незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чудесами в Псковской земле.

Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, чтобы она удалилась от суетного мира.

Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре, где и жила до самой кончины.

Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобных Евфросина и его ученика Саввы, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.

Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый человек Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение.

Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некоему диакону. Господь просветил разум юного подвижника.

Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его заняты были одним — стремлением угодить Господу, спасти свою душу.

Помня слова святого пророка Давида: Се удалихся бегая и водворихся в пустыни: чаях Бога, Спасающаго мя от малодушия и от бури (Пс. 54, 8–9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пустыню, послал человека, который бы мог указать ему то уединенное место.

Молитва святого была услышана. Когда преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и славного Богоявления, в сем храме был глас Никону из алтаря, повелевавший ему идти в пустыню, которую Господь укажет через Своего раба Феодора.

Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали постриженниками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий).

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля/12 марта).

Молитвами всех Псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого.

Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования.

Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее.

Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам.

Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии.

Постоянно укреплял он себя такими благочестивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое житие, оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия.

Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения».

Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в рукоделии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прославляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшельнической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет.

В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбойники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле живым.

По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Посему снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь. Дивясь его подвигам, братия поставила его в пономари.

Кроме того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушание печь просфоры.

Но преподобный Никандр с радостью стал исполнять эту работу, размышляя: «Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный для Тайной вечери, то мне следует радоваться, что Бог сподобил меня приготовлять такие хлебы, на коих совершается великая и страшная тайна: дивным и непостижимым образом прелагаются они в Святое Тело Христово».

И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться. Иноки, видя его возрастающее рвение и полюбив его за смирение и кротость, просили игумена сделать Никандра келарем. Игумен исполнил просьбу братии и поставил преподобного на келарство.

Святой при сем возвышении не изменил своей прежней жизни, но исполнял новую обязанность со смиренномудрием и усердием, как бы дело, порученное ему Самим Господом; не превозносился он данной ему властью, помня слова Писания: Аще кто хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Мф. 20, 26).

Получив власть в монастыре вместе с должностью келаря, преподобный Никандр вел себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: несносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело было постоянное общение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель.

Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания.

Между тем враг — завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшит монастырские доходы. Посему они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой требование: он снова отправился в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 15 лет из них он провел, не видя лица человеческого, так что и люди не знали о месте его подвигов.

Чудесным образом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в 12 верстах от хижины святого, однажды, погнавшись за лосем, заехал в темный лес, в глухую, непроходимую дебрь.

Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, огороженную частоколом — жилище преподобного Никандра.

К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову прп. Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков». Верующие обращались к прп. Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями.

Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал. Преподобный не дозволял себе выставлять напоказ свои дарования.

Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез. Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму.

Читайте также:  Почему в церкви женщины покрывают голову платком: история обычая, мнение церкви

Он отправился в Демьянский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины.

В то время к преподобному часто приходил один диакон из г. Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посещения Никандр поведал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу, и ты погреби тогда мое грешное тело.

Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, небоязненно погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения».

Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками.

Так с миром почил о Господе досточудный отец наш преподобный Никандр пустынножитель.

Не осталось забытым уединенное место подвигов святого пустынножителя. Через два с половиной года после кончины прп. Никандра над его гробницей воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1585 году пришел на то место один мирянин.

Здесь он принял иноческое пострижение с именем Исаии. Долгое время Исаия страдал болезнью ног и наконец, по молитвам преподобного, получил исцеление от своего недуга.

Сей Исаия на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в ней многочисленную братию.

В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима, вследствие слуха о его чудесах, мощи преподобного были освидетельствованы и найдены нетленными; в то же время было составлено его житие и сочинена ему служба (есть и акафист).

Патриарх Иоаким, рассмотрев житие и службу преподобному, повелел праздновать память его в храмовый праздник обители (т. е. на праздник Благовещения), а также 24 сентября — в день кончины его. При перестройке собора монастыря были обретены мощи прп. Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей.

И сейчас крепка молитвенная связь верующих с прп. Никандром, которого глубоко чтят на Псковской земле.

Псаломщик — <

  • Тропарь, глас 4:
  • Глас Боже́ственный,/ и́же во Ева́нгелии, услы́шав,/ преподо́бне о́тче Ника́ндре:/ прииди́те ко Мне вси тружда́ющиися и обремене́ннии,/ и Аз упоко́ю вы,/ и прие́м крест, после́довал еси́ Христу́,/ мир оставль, в пусты́ню всели́лся еси́,/ поще́нием же и бде́нием Небе́сный дар восприи́м,/ и ду́ши неду́жных приходя́щих к тебе́ с ве́рою исцеля́еши:// те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне, дух твой.
  • Ин тропарь, глас 6:
  • Свети́ло незаходи́маго све́та/ стране́ на́шей яви́лся еси́, богоблаже́нне, / до́блественне претерпе́в вра́жия озлобле́ния, / бие́ние и ра́ны я́ко оде́жда нетле́ния вмени́шася тебе́, / со зверьми́ бо бра́вся,/ и от челове́к злых прободе́ния прия́в, / о тех моли́лся еси́:/ не поста́ви им греха́ сего́, глаго́ля; / те́мже Влады́це Христу́ уподо́бился еси́,/ достохва́льне Ника́ндре, о́тче наш, // моли́ся о душа́х на́ших.
  • Кондак, глас 1:

Я́ко лучу́ тя со́лнечную Христо́с показа́, преподо́бне,/ сия́еши бо в земли́ Росси́йстей чуде́с благода́тию,/ и отгоня́еши тьму страсте́й же и скорбе́й, от приходя́щих к тебе́ с ве́рою./ Те́мже почита́ем твою́ па́мять, Ника́ндре о́тче наш, и вопие́м ти:/ ра́дуйся пустынножи́телей красото́,// и стране́ на́шей похвало́ и утвержде́ние.

  1. Ин кондак, глас 8:
  2. Богосия́нная звездо́ ве́ры, я́же возсия́ в Ру́сстей земли́,/ о́тче преблаже́нне Ника́ндре,/ слеза́ми и посто́м и бде́нием и моли́твами удруча́л еси́ те́ло свое́,/ те́мже и обре́л еси́ Небе́сную жизнь, и ра́достно та́мо со А́нгелы ликовству́еши, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче преподо́бне Ника́ндре пусты́нный жи́телю.
  3. Ин кондак, глас 8:
  4. Во избра́ние Богосия́нная звезда́ ве́ры,/ и́же возсия́ в Ру́стей земли́, о́тче преблаже́нне Ника́ндре,/ слеза́ми и посто́м и бде́нием и моли́твами удруча́л те́ло свое́,/ те́мже и обре́те Небе́сную жизнь,/ и ра́достно та́мо со А́нгелы ликовству́я, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче преподо́бне Ника́ндре пусты́нный жи́телю.
  5. Молитва первая

О преподо́бне и достоблаже́нне о́тче наш Ника́ндре, по́стниче терпеливоду́шный, безмо́лвия рачи́телю предо́блий, учи́телю спасти́ся хотя́щим прему́дрый, наказа́телю лени́вым прети́хий, разреши́телю тлетво́рных страсте́й незло́бивый, му́жу жела́ний, прозорли́вства проро́ческаго испо́лненне, предвозгла́сная бу́дущих благ цевни́це, адама́нте ве́ры во Христа́ несеко́мый, незы́блемый терпе́ния сто́лпе, за́поведей Творца́ твоего́ соверши́телю благопослушли́вый, плотоно́сный А́нгеле и Ду́ха Свята́го вмести́лище благово́нное, жи́телю пусты́нный и бесо́в прогони́телю, исполни́телю всех доброде́телей смиренному́дрый, Небе́сный челове́че и сожи́телю го́рним чинонача́лием, кро́тостию ду́ха зе́млю кро́тких насле́довавый, дру́же Христо́в и уго́дниче Пресвяты́я Богоро́дицы, Я́же и ра́ку цельбоно́сных моще́й твои́х во хра́ме Свое́м просла́вити благоизво́ли, изоби́льно от нея́ чуде́сному дождю́ на ве́рных излива́тися повеле́вши! К не́йже припа́дающе с любо́вию, мо́лим тя, досточу́дне: не преста́й моли́ти Пресвяту́ю и Живонача́льную Тро́ицу, низпосла́ти стране́ на́шей мир и благоде́нствие, на враги́ же побе́ду и одоле́ние, и от наве́т вра́жиих во́инству на́шему сохрани́тися в ми́ре, Це́рквам согла́сие и всем лю́дем тишину́ и изоби́лие благи́х дарова́ти. И угаси́, блаже́нне, моли́твами твои́ми, паря́щия на ны разжже́нныя бесо́вския стре́лы, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная. И, всем вся ми́лостивне да́руя, при́зри и на мя, смире́ннаго раба́: свя́зан бо есмь лю́те плени́цами прегреше́ний и влеко́мь, увы́ мне! в пучи́ну стра́стнаго мо́ря неодержа́нно. Сего́ ра́ди приле́жно молю́ святы́ню твою́, пребога́те, и припа́даю к ра́це моще́й твои́х со слеза́ми: предста́ни мне на пути́ бе́дственнаго жития́ сего́, расто́ргни у́зы, отжени́ стра́сти, осла́би от грехо́вных вери́г, изба́ви мя от належа́щия ско́рби и от вся́каго зла, разреши́ мя от боле́зненных уз и спасе́ние души́ умоли́ мне, я́ко да воспою́ и просла́влю в Тро́ице сла́вимаго Еди́наго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О преподо́бне и преблаже́нне о́тче наш Ника́ндре, граждани́не го́рняго Иерусали́ма, дру́же и сподви́жниче избра́нных во́ев Небе́сных, прославля́яй вы́ну Триипоста́снаго Бо́га! Воззри́ на нас ми́лостивно, предстоя́щих ны́не ра́це честны́х моще́й твои́х, и все́ми на́шими чу́вствы пригвожде́нных ко сласте́м ве́ка сего́ обрати́ ко взыска́нию блаже́нств го́рних.

Ты вселя́ешися во оби́телех Небе́сных с преми́рными ду́хи Це́ркве торжеству́ющия: мы во́инствуем еще́, во многотру́днем ве́це сем, с неви́димыми враги́: отстои́м от тебе́ не то́лько ме́стом, ели́ко грехми́ и беззако́ньми, и́миже прогневля́ем по всяк час Го́спода и саме́х себе́ приво́дим на па́губу, но к тебе́, я́ко нам соесте́ственному, прибега́ем и взыва́ем с те́плыми слеза́ми: наста́ви и вразуми́ нас ходи́ти по стопа́м твои́м, бу́ди на пути́ сем избра́нным вожде́м на́шим, я́коже дре́вле Моисе́й лю́дем Изра́ильским, неотсту́пно бо от тебе́, о́тче наш, сострада́ние к скорбя́щим и человеколю́бие тре́бующим от тебе́ по́мощи в напа́стех и во благовре́мении, живу́щу бо тебе́ на земли́, не о свое́м то́кмо спасе́нии тща́ние приложи́ся, но и о всех к тебе притека́ющих моле́ние приноси́л еси́ ко Всевы́шнему, да не пре́зрит де́ло рук Свои́х, ниже́ погуби́т со беззако́ньми, оте́ческая наказа́ния твоя́, е́же ходи́ти по стопа́м за́поведей Госпо́дних, прозябо́ша в сердца́х сыно́в твои́х, я́ко се́мя до́брое, с плодоноше́нием; неду́жнии, разсла́бленнии, боля́щии, скорбя́щии, озло́бленнии пропове́дуют со славосло́вием ско́рую твою́ по́мощь, исцеле́ние и заступле́ние; вся же твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́ких доброде́телей. А́ще толи́к был еси́, учениче́ Христо́в, на земли́: коли́к ны́не еси́ на Небеси́! Ты вы́ну предстои́ши престо́лу непристу́пнаго Бо́га, и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ша ну́жды и проше́ния; ты свесели́шися со А́нгелы Бо́жиими о еди́нем гре́шнице, ка́ющемся ра́достию ве́лиею: и милосе́рдие Бо́жие, и любы́ Его́ к ро́ду челове́ческому неоску́дны, и твое́ дерзнове́ние к Нему́ мно́го. Испроси́ у всеми́лостиваго Пода́теля всех благ мир и святы́ню Це́ркви Его́, под зна́менем креста́ вои́нствующей, побе́ду и одоле́ние на неви́димых враго́в ея́ и единомы́слие в ве́ре; заблу́ждшия же от правосла́вия к позна́нию и́стины призови́, неве́рныя просвети́ све́том Ева́нгелия: гре́шныя к покая́нию приведи́ и обрати́, де́вствующим чистоту́ и целому́дрие да́руй, бра́чным святы́ню, вдови́цам и си́рым бу́ди препита́ние, ни́щим покро́в, стра́нствующим возвраще́ние, пла́вающим приста́нище, ка́ющимся проще́ние испроси́, пла́чущим утеше́ние, тре́бующим по́мощь, напа́ствуемым заступле́ние, больны́м ско́рое исцеле́ние и вся́кому проше́нию во благи́х исполне́ние. Не отри́ни нас с ве́рою и любо́вию тебе́ призыва́ющих! А́ще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, оскверне́ни душе́ю и телесы́ су́ще; но ты, быв подража́тель человолю́бия Бо́жия, соде́лай нас твои́ми моли́твами досто́йны чрез обраще́ние с пути́ зла́го на пути́ ми́рны доброде́телей. Но́вград и Псков, и вся Росси́я просвеще́нная твои́м богоуго́дным житие́м и чудесы́, пропове́дуют тя бы́ти те́плаго засту́пника. Яви́ и нам недосто́йным ми́лости твоя́! Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши, па́че же и те́лом с на́ми пребыва́еши: се, предлежа́т оча́м на́шим нетле́нныя и цельбоно́сныя твоя́ мо́щи, и́хже новопросла́ви Госпо́дь явле́нием мно́гих чуде́с. Тем, предстоя́ще им, я́ко жи́ву тебе́ су́щу, припа́даем и смире́нно мо́лим: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ я́ на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, я́ко да ниспо́слет нам всеси́льную благода́ть Свою́, укрепля́ющую нас во благо́м житии́, и благовре́менну и неко́сненну в ну́ждах на́ших по́мощь: ума́ благопостоя́ние, телесе́м здра́вие, житию́ благопотре́бная, мир во днех на́ших, возду́ха благорастворе́ние, огнь любве́ и вся́каго благоче́стия, в моли́тве чистоту́ серде́чную, в злоключе́нии терпе́ние и упова́ние, в наде́жди весе́лие и вре́мя на покая́ние, я́ко да, и настоя́щих зол избе́гше, удосто́имся пресели́тися во блаже́нныя оби́тели Небе́сныя, иде́же ты ны́не вселя́ешися со все́ми Бо́гу угоди́вшими и прославля́еши Триипоста́снаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О преподо́бне и достоблаже́нне о́тче наш Ника́ндре! К тебе́ припа́дающе с любо́вию, мо́лим тя, досточу́дне: наста́ви и вразуми́ нас, раб Бо́жиих (имена), ходи́ти по стопа́м твои́м: бу́ди на пути́ сем избра́нный вождь нам, я́коже дре́вле Моисе́й бя́ше лю́дем Изра́илевым.

Испроси́ нам, о́тче, моли́твами твои́ми у Христа́ Бо́га: да освяти́т благода́тию Свое́ю ду́ши и телеса́ на́ша, ум наш да просвети́т све́том богопозна́ния, со́весть на́шу от ме́ртвых дел да очи́стит, от грехо́вных же помышле́ний и губи́тельнаго уны́ния да огради́т и да́рует нам и́скреннее покая́ние, серде́ц сокруше́ние, сле́зное умиле́ние, воздержа́ние и тре́звость, смиренному́дрие и кро́тость, чистоту́ душе́вную и теле́сную, страннолю́бие и друг ко дру́гу нелицеме́рную любо́вь, я́ко да воспое́м и просла́вим в Тро́ице сла́вимаго Еди́наго Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector