Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитва

Преподобный Нектарий — последний Оптинский старец, принявший на себя подвиги затворничества и юродства. Прозорливый, задолго предсказавший ужасы репрессий Советской власти, от которой сам пострадал, и умер в изгнании.

Когда обрели святые мощи старца, его нетленное тело янтарного цвета — источало небесное благоухание.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваПортрет преподобного Нектария Оптинского

Родился будущий старец в городе Елец, Орловской губернии, в 1853 году. Звали его Николай Васильевич Тихонов. Семья жила бедно. Отец мальчика Василий — умер, когда Николаю исполнилось семь лет. Перед смертью Василий благословил сына иконой святителя Николая, с которой он не расставался до конца своих дней.

С матерью Еленой у мальчика сложились теплые и трогательные отношения. С кротостью и любовью воспитывала она сына. Преподобный с нежностью вспоминал ее в своих рассказах. Мать умерла через 3 года после отца, и мальчику пришлось работать с раннего возраста.

В 11 лет он работал в лавке у богатого купца. Старательного и трудолюбивого Николая, в 17 лет назначили младшим приказчиком. В свободное от работы время, юноша читал церковные книги. Он любил ходить в храм и молиться. Кроткий, скромный, чистый душой, — он нравился окружающим.

Старший приказчик решил женить Николая на своей дочери. Когда юноше исполнилось двадцать лет, приказчик отправил его за благословением на брак к старице, духовной дочери святителя Тихона Задонского, которая жила в Ельце.

Эта столетняя схимница отправила Николая к старцу Илариону, в Оптину пустынь. Взяв с собой одно Евангелие, — юноша отправился в путь. В монастыре Николай остался навсегда.

Жизнь в Оптиной пустыни. Первые послушания

Прибыв в монастырь, юноша сразу пошел к преподобному Илариону, который отправил Николая к старцу Амвросию. Несмотря на большую занятость, преподобный принял юношу, и проговорил с ним 2 часа. После беседы, Николай навсегда остался в скиту, и никогда не рассказывал об этой беседе.

Духовным отцом Николая назначен преподобный Анатолий (Зерцалов). Советовался он и с преподобным Амвросием.

Вначале молодой послушник ухаживал за цветами. Затем его назначили пономарем. На этом послушании он часто просыпал, и опаздывал в церковь. Старец Амвросий говорил братии, которая жаловалась на пономаря: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

Под руководством великих старцев, послушник духовно возрастал. После пострижения в мантию, через 7 лет Нектария посвятили в иеродиакона, а через 4 года рукоположили в иеромонахи. На то время, ему исполнилось 34 года.

Несмотря на молодой возраст, отец Нектарий обладал прозорливостью, чудотворением и даром рассуждения. По смирению, эти духовные дары он скрывал юродством, на которое имел благословение старцев.

Старчество, как крест послушания. Прозорливость, чудотворения и юродство

Оптинская братия, в 1912 году избрала Нектария старцем обители. Преподобный отказывался, но ему пришлось смириться перед послушанием. Он усилил подвиг юродства. Играл перед посетителями игрушками, читал детские книжки.

Юродство преподобного Нектария

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваСтарец часто ходил по келии с фонариком, освещая им внутренние углы шкафов, надевал красный бант. Складывая всякий хлам в шкафчик, называл это музеем

Иногда он разыгрывал целый спектакль с куклами.

Допрашивал их, бил, и многих сажал в тюрьму. Впоследствии, за детскими шалостями, посетители увидели пророчества, которые касались их судеб, и судьбы монастыря. Обыски, насилия революционеров в красных бантах, разорение обители, — которую превратили в музей.

Калужский владыка Феофан зашел к старцу, и наблюдал кукольный спектакль. Он не верил в святость старца. и утвердился в своей мысли о нем. Но в будущем, когда владыку посадили в тюрьму, он говорил:

«Грешен я перед Богом и перед Старцем. Всё, что он мне показывал тогда, было про меня, а я решил, что он ненормальный».

Чудотворения и прозорливость

Очевидцы описывают случай, когда матери умирающей дочери, которая еще не успела старцу произнести ни слова, преподобный сказал:

«Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова».

Нектарий дал матери семь пряников со словами:

«Пусть каждый день дочь съедает по одному и почаще причащается, будет здорова».

После того, как дочь съела последний пряник, по милости Божией болезнь прошла, и никогда не возвращалась.

Исцелил преподобный тяжело болящего отрока. Он велел съесть яблочко, и когда выпьет кипяточку — исцелится. Отрок все выполнил, и полностью выздоровел.

Батюшка часто исцелял от болезней, порой смертельных и неизлечимых.

Преподобный Нектарий принимал в «хибарке» святого Амвросия, в приемной которой оставлял книги. Ожидавшие посетители, листая их, к своему удивлению, часто находили ответы на вопросы, ради которых приехали к преподобному старцу.

Нектарий, по смирению говорил, что за него отвечает сама келия преподобного Амвросия. Свидетели рассказывали, как Нектарий Оптинский разбирал целые стопки писем, не распечатывая. Он видел духовным взором их содержание.

Некоторые из писем целовал и благословлял, а многие, на которые нужно ответить — откладывал отдельно.

Батюшка любил рассказывать о кошках

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваПреподобный любил животных, особенно кошек. Это связано с воспоминаниями детства

У него жил кот, который все время ходил за старцем, и во всем его слушался. Батюшка часто повторял:

«Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев, а мы малы — и у нас кот».

О кошках старец любил рассказывать шуточную сказку о том, как на Ноевом ковчеге нечистый дух вошел в мышь, и хотел прогрызть дно корабля. Кот поймал эту мышь, и съел. За это все кошки будут в Раю.

Любовь старца к людям. Важность послушания

Преподобный любил людей. Его живое эмоциональное лицо светилось любовью, и детской чистотой. Согбенный, невысокого роста, он ходил скользящей и легкой походкой. К каждому человеку старец подбирал особый подход, в зависимости от его душевного и духовного состояния.

Иных он оставлял наедине, побыть со своими мыслями и грехами. С другими радушно и подолгу беседовал. После общения со старцем, все уходили с душевной пользой. Нигде не учась, преподобный говорил о высших материях с образованными людьми.

Многие не могли поверить, что старец нигде не учился. «Где же старец окончил университет?» — удивлялись они. Старец высоко ценил послушание. Наставлял он следующими словами:

«Примите совет на всю вашу жизнь: если начальники или старшие вам предложат что-нибудь, то, как бы трудно ни было или как бы высоко не казалось, не отказывайтесь. Иисус Христос за послушание поможет».

Протоиерей Василий Шустин, будучи студентом, прислуживал батюшке.

Старец учил его пользоваться самоваром. По его словам, — придет время, прислуги не будет, и Василию придется самому ставить себе самовар. Юноша не понимал, куда денется богатое состояние его семьи с прислугой.

Однажды, Василий не мог поднять большой кувшин воды, чтобы налить в самовар. Отец Нектарий перекрестил кувшин, и юноша с легкостью его поднял.

«Так вот, — сказал батюшка, — всякое послушание, которое нам кажется тяжёлым, при исполнении бывает очень лёгким, потому что делается как послушание».

О молитве. Чем дольше молитва, тем больше утешение

Батюшка говорил, что если Господь сразу не исполняет прошение на молитве, то это хорошо. Он утешал приходящих к нему такими словами:

«Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять… Иногда через год Господь исполняет прошение… Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!»

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваФотография старца Нектария Оптинского

Старец учил, что нужно постоянно молиться и не унывать. В этом есть проявление любви к Богу. Молиться он учил просто:

«Господи, даруй мне благодать Твою!»

Силу благодати батюшка приводил на примере грехов, которые приносит человек на исповедь. Тяжесть этих грехов ощущал старец на себе.

«И вот чувствуешь иногда, что на тебе словно гора камней — так много греха и боли принесли тебе, и прямо не можешь снести её. Тогда приходит благодать и размётывает эту гору камней, как гору сухих листьев. И можешь принимать снова» — рассказывал он.

Закрытие монастыря. Арест и мытарства преподобного Нектария

В 1923 году, на Вербное воскресение, монастырь закрыли. Хлебный монастырский корпус превратили в тюрьму. Морозным мартовским днем повели туда преподобного. Старец шел, падая. Распухшие, сочившиеся сукровицей ноги от многолетнего молитвенного стояния, передвигались с трудом.

На Страстный Четверг, батюшку перевезли в козельскую тюрьму. Оттуда, из-за болезни глаз, перевели в больницу, под охрану. По требованию властей, старец покинул Калужскую область, и переехал жить в Брянскую, в село Холмищи.

Хозяина, который приютил старца, власти обложили тяжелыми налогами.

Для отца Нектария наступил тяжелый период. Он пребывал в душевной борьбе, хотел покинуть старчество, и предаться одной молитве.

Ему явились почившие Оптинские старцы и сказали: «Если хочешь быть с нами, не оставляй своих духовных чад». После этого явления он умиротворился, и продолжил старчество. Со всех концов России людской поток к старцу не прекращался до конца его дней.

Через своих посланников, советовался с преподобным Патриарх Тихон. Чтобы добраться до отца Нектария, посетители преодолевали тяжелый путь. Весной речные разливы вынуждали путников идти в обход, до 75 верст. В лесах водилось много волков. Но по молитвам батюшки, они никого не трогали.

Читайте также:  Пророк Иона: житие и день памяти святого, тексты молитв и о чем просят

Предсмертные болезни и пророчества Нектария. Блаженная кончина

С 1927 года, силы старца стали заметно угасать. Обострились болезни. В декабре состояние настолько ухудшилось, что все решили, — старец умирает. Но неожиданно наступило облегчение, и преподобный прожил четыре месяца.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваПоследняя фотография старца Нектария

Похоронить себя он велел не возле храма, а на сельском кладбище. Преподобный предвидел, что храм будет разрушен, а на храмовой площади устроят танцплощадку и ярмарку.

Батюшка после революции 1917 года, оставил пророчества о судьбе России и Оптиной Пустыни. Он говорил:

«Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

В апреле здоровье отца Нектария ухудшилось. К нему приехал отец Адриан, и преподобный умер у него на руках. 29 апреля 1928 года дата смерти святого Нектария. Погребли старца на местном кладбище села Холмищи.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваМесто погребения преподобного старца Нектария

В 1935 году могилу раскопали грабители. Они думали, что в могиле содержаться драгоценности. Утром работники увидели открытый гроб, прислоненный к дереву. В гробу лежало нетленное тело старца с мягкой кожей воскового цвета. Под пение молитвы «Святый Боже», гроб вновь опустили в землю.

Перенесение мощей, канонизация и день памяти преподобного

Обретение и перенесение святых мощей старца состоялось 16 июля 1989 года. Мощи так и остались нетленными, янтарного цвета. При перенесении, от мощей исходило необыкновенное благоухание.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваТоржественная встреча мощей святого старца Нектария в Оптиной Пустыни

Причислен преподобный к лику местночтимых святых в 1996 году. Август 2000 года — причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваИкона святого Нектария Оптинского

День памяти преподобного — 12 мая и 24 октября по новому стилю. Рака с мощами святого находится во Введенском соборе Оптинской обители, где почивают другие Оптинские старцы.

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитваРака с мощами преподобного Нектария во Введенском соборе Оптиной Пустыни

Старец помогает всем, прибегающих к нему с молитвенными просьбами. Помогает он в сложных житейских ситуациях, исцеляет душевные и телесные болезни.

Житие преподобного Оптинского старца Нектария (1853-1928)

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитва

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.

В 1873 году пришел он в Оптину Пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не «во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер.

10, 23). Принял Николая преп. старец Амвросий. О чем была их беседа, преп. Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преп. Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преп. старцу Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преп.

Нектария была келлия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келлии: в храм да в могилу.

На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под руководством своих великих наставников преп. Нектарий быстро возрастал духовно.

14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преп. Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преп.

старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преп.

старцу Амвросию и сама келлия говорит за него.

Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 году преп. Нектария арестовали.

По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета.

Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной Пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преп. Нектария.

Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета.

В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят их трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.

Нектарий Оптинский житие

Нектарий Оптинский: житие преподобного старца, его наставления и молитва

Визит правящего архиерея в монастырь всегда волнителен для насельников, даже если это знаменитая на всю Россию Оптина Пустынь. Вот и в этот раз, проводя архиепископа Феофана Калужского по аллеям обители, суровый отец игумен трепетал в душе: все ли ладно вокруг? С досадой услышал он, как владыке вполголоса докладывали:

«Старец-то отец Нектарий чудит, немощен стал. То в халатике ходит с голыми коленями, то полную келью камушков натащит, и говорит, что у него тут музей. Граммофон завел с пластинками…»

В келью старца владыка зашел один. Отец Нектарий кивнул головой и продолжил свое занятие: игру в кукол. С изумлением владыка наблюдал за тем, как седой монах стал одну за другой «сажать» куколок «в тюрьму», бить их, выговаривать им что-то невнятное, но грозное.

Добрый архиепископ снисходительно списал все эти чудачества на возрастную немощь.

Позднее, когда монастырь был превращен в музей, а сам Феофан Калужский перенес арест, унижения и ссылку, он понял, какие тайны были открыты отцу Нектарию, какой тяжкий груз предви́дения грядущих бед тот нес на своих плечах…

…В монастырь крестьянский сын Николай Тихонов – будущий старец Нектарий – приехал за благословением на брак. Свадьба казалась решенным делом, но благочестивый отец невесты прежде отправил будущего зятя в О́птину.

Так Николай попал к знаменитому ста́рцу Амвро́сию. Старец в православной традиции – это опытный монах, духовный наставник, через которого Господь открывает Свою волю.

Неизвестно, о чем беседовал преподобный Амвросий со своим гостем, но после этого разговора тот навсегда остался в монастыре.

Иеромона́х Нектарий участвовал в богослужениях, нес послушания наравне со всеми, и ничем не отличался от остальной бра́тии. Ну, разве что чуть более ревностно скрывал от досу́жего взора плоды своей духовной жизни. Он много читал, изучил латынь и французский, вел переписку с учеными, брал уроки живописи.

Но поверх подрясника мог надеть разноцветную женскую кофту, на одну ногу – валенок, на другую — башмак. Как огня боялся отец Нектарий славы. Больше всего он опасался прослыть эдаким дельфи́йским оракулом, в разговоре с которым люди будут искать не духовной пользы, а дешевых чудес.

Однако вскоре молва о прозорли́вости отца Нектария вышла далеко за пределы монастыря.

Когда в 1912 году встал вопрос об избрании старца – духовного руководителя обители, монахи соборно выбрали именно этого странного человека. Три дня преподобный плакал, не переставая, называя себя скудоу́мным. Но перечить воле братии не стал.

Читайте также:  Ефрем сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

В кровавом 1917 году многое разъяснилось. Будучи в ссылке, он признавался своей духовной дочери, поэтессе Надежде Павло́вич: «Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания — и не хотел брать этого всего»…

Но принял, и долгое, страшное десятилетие нес на своих плечах крест молитвы за погибающую страну, за ее безумных детей. Многих из них старцу удалось схватить за руку на краю пропасти, найти те самые слова, которые навсегда переворачивали душу человека.

Надежда Павло́вич, которая потом оставила подробные воспоминания о старце, была одной из них.

Скончался преподобный в 1928 году, вдали от своей любимой обители. Но в 1992 году мощи святого были обретены и перенесены в полуразрушенную Оптину. С этого времени началось стремительное возрождение монастыря. Иноки Оптиной пустыни уверены — здесь не обошлось без чудесной помощи старца Нектария.

Полное житие преподобного нектария старца оптинского

Двое нас было на белом светеБлагословение схимницыСловно в раюЗдесь он обрел свое истинное назначениеСтарческое руководствоНиколка проспится, всем пригодитсяГоды иноческого подвигаВидишь, как нужна иногда учёностьСтарец Нектарий и живописьБыстро возрастал духовноИз уединенной кельи к общественному служениюДуховная высота и юродство старцаСтарец Нектарий о молитвеСоветы старца НектарияМы стали точно родными по душеАрест и тюрьмаПрежний старец во всей силе духаСо всех концов РоссииСилы старца угасалиВ лике святых

Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия. Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России.

Пятьдесят лет Старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать – в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества.

Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжёлых искушений преподобный Нектарий брал на себя бремя людских грехов.

Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании. О его жизненном пути — в связи с гонениями на Церковь, преследованием монашества – известно меньше, чем о его прославленных предшественниках.

Двое нас было на белом свете

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье Василия и Елены Тихоновых. Отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну было всего семь лет. Перед кончиной он благословил сына иконой Святителя Николая, поручая его попечительству своё чадо. С этой иконой Старец не расставался всю жизнь.

Позднее преподобный Нектарий рассказы о своём детстве часто начинал словами: «Было это в младенчестве моём, когда жил я с маменькой. Двое нас было на белом свете, да ещё кот жил с нами. Мы низкого были звания и притом бедные. Кому нужны такие?» С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце.

Отрок рос кротким, тихим, был умным и любознательным, но из-за крайней нужды учиться ему пришлось не в городской, а в сельской церковно-приходской школе. Там научился он читать, писать и считать, изучал Закон Божий.

Но и мать его умерла рано. Остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к 17 годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.

Благословение схимницы

Когда юноше исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. В то время в Ельце жила почти столетняя схимница, старица Феоктиста, духовная дочь святителя Тихона Задонского.

И у горожан был благочестивый обычай советоваться с ней во всех важных делах. Хозяин отправил к ней юношу за благословением на брак. А схимница благословила его пойти в Оптину Пустынь к старцу Илариону. Перекрестила его и дала на дорогу чай.

Хозяин отпустил юношу в Оптину, и Николай отправился в путь.

Словно в раю

В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Дело было весной. Вокруг монастыря – красота несказанная. Луга – в первых цветах, и среди них течёт серебристая Жиздра. За рекой виднеются белые монастырские стены и башни. А вокруг – сады и огромный мачтовый сосновый бор.

Много лет спустя старец Нектарий так вспоминал о своём первом впечатлении от Оптиной: «Какая красота здесь! Солнышко с самой зари, и какие цветы, словно в раю». Как пришёл в Оптину, сразу отправился в Скит. Дорога от монастыря шла среди вековых сосен. Со скитских врат на него строго смотрели лики древних подвижников благочестия.

Скит представлял собой просторный сад с приютившимися возле ограды белыми домиками келий. В центре – Иоанно-Предтеченский храм, вокруг цветы. Обычай разводить цветы в скиту завёл ещё старец Макарий, утешая братию их красотой.

Направо и налево от входа – два почти одинаковых домика, у каждого по два крыльца, с внутренней и внешней стороны Скита. В одном из них жил старец Амвросий.

Здесь он обрел свое истинное назначение

Здесь, в Оптиной, Промыслом Божиим, будущий старец обрел свое истинное назначение. «Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23). Сначала юноша пошёл к скитоначальнику старцу Илариону, он рассказал старцу о матушке Феоктисте и попросил решения своей судьбы. Отец Иларион внимательно выслушал юношу и отправил его к преподобному Амвросию.

Уже старцем, вспоминая об отце Иларионе, батюшка Нектарий писал: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришёл, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот я был самым что ни на есть последним».

В то время к великому старцу Амвросию приходило так много людей, что дожидаться приёма приходилось неделями. Но Николая он принял сразу и говорил с ним два часа. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

Старческое руководство

С 1874 года по 1894 год, то есть, в течение двадцати лет, до самой кончины старца Анатолия (Зерцалова), Николай был его духовным сыном. Позднее он говорил о своём духовном отце так: « Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чём и сейчас плачу.

К старцу же Амвросию я обращался в редких и исключительных случаях. При всём этом я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придёшь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит.

Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин.

На мой вопрос об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причина сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви, как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

В годы первых послушаний юноша не раз ощущал проявление любви старца и его благодатной помощи. Так, года через два по поступлении Николая в Скит, вышло распоряжение властей о высылке из обители всех послушников, подлежащих воинскому призыву.

«И мне, — рассказывал отец Нектарий, — вместе с другими объявили о высылке из Скита.

Но, к счастью моему, по святым молитвам старца Амвросия, эта опасность миновала» Пришёл Николай к Батюшке благодарить за молитвенную помощь, а тот отвечает: «Если будешь жить по-монашески, то и на будущее время никто тебя не потревожит». Так и случилось.

Отец Нектарий всегда очень высоко ставил старческое руководство. Когда его как-то раз спросили, не возмущался ли он против своих учителей, он отвечал: «Нет! Мне это и в голову не приходило.

Только раз провинился я в чём-то, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьёт (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били.

Как увидел, что Старец за палочку берётся, я бежать, а потом прощения просил».

Читайте также:  Елена Сербская: житие и именины королевы, икона преподобной святой и молитвы

Молодого послушника старцы вели истинно монашеским путём. Отец Амвросий и отец Анатолий, провидя в юноше своего достойного преемника, прикрывая свою святую любовь к нему полуюродством и шутками, обучали юного послушника высшей и спасительной добродетели – смирению.

По воспоминаниям тех, кто знал отца Нектария в годы его юности, он был очень красив. И старец Амвросий для смирения называл его «губошлеп». Юный послушник всегда с любовью и смирением принимал укоризны своего Старца.

Так, братия Скита часто получала посылки от родственников с «утешениями» — печеньем, вареньем, чаем. Николаю некому было присылать эти «утешения», и сами великие старцы потчевали его, но при этом смиряли.

Придёт он к старцу Амвросию, просит сладостей к чаю, а тот ему строго: «Как, ты уже всё съел? Ах ты, губошлеп!»

Или, случалось, придёт юный послушник к батюшке Амвросию, а тот скажет: «Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье да молился!» Больно станет Николаю, идёт к духовному отцу своему батюшке Анатолию.

А он: «Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришёл?» Уйдёт Николай в свою келью, упадёт перед образом Спасителя и всю ночь плачет: «Господи! Какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!»

Уроки старцев не прошли даром. И в начале своего пребывания в Скиту, и будучи уже опытным духовным наставником, преподобный Нектарий со смирением говорил о себе: «Я в новоначалии, я учусь… Я наистарейший в обители летами, а наименьший по добродетели».

И еще: «Я мравий, ползаю по земле и вижу все выбоины и ямы, а братия очень высоко, до облаков подымается». Любимая поговорка его была: «Всюду нужно терпение и смирение».Впоследствии отец Нектарий и своих духовных детей особенно приучал к терпению и смирению.

Воспитывая терпение у духовных чад своих, заставлял ждать приёма часами, а порой и днями.

Николка проспится, всем пригодится

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами. Порой ему приходилось выходить из Скита в монастырь и под большие праздники вместе с шамординскими монахинями плести венки на иконы.

При этом, как потом вспоминали сёстры, молодой послушник часто краснел и старался не поднимать на них глаза. Ревностный ученик великих старцев «хранил зрение», чтобы достигнуть евангельской чистоты.

Вскоре его назначили на пономарское послушание, прислуживать священнику в алтаре. У преподобного Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из кельи — в храм да в могилу.

По ночам постоянно виднелся у него свет, послушник читал или молился. А утром должен был первым, до прихода братии прийти в храм, подготовить алтарь к богослужению. Утреня в Скиту начиналась около часа ночи и продолжалась до половины четвёртого утра.

Нелегко было мирскому юноше привыкать к строгому уставу святой обители. Простояв на молитве ночь, он приходил в храм полусонный. Случалось, опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится».

Так преподобный Амвросий предсказывал его будущее старческое служение.

Годы иноческого подвига

Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию.

При монашеском постриге ему было дано имя Нектарий в честь преподобного Нектария Киево-Печерского. Принятие ангельского чина стало для инока великой радостью.

Будучи старцем, он вспоминал: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал».

Получив мантию, отец Нектарий почти перестал покидать свою келью, не говоря уже об ограде Скита. Несколько лет даже окна его кельи были закрыты синей бумагой. В своём полузатворе отец Нектарий неустанно молился и пребывал в постоянном покаянии. Об этих годах иноческого подвига уже в старости он говорил: «Сидел я в своей келье и каялся, а потом ещё тридцать лет отмаливал свои грехи».

Видишь, как нужна иногда учёность

По благословению старцев, в затворе отец Нектарий читал духовные книги. В те годы в Оптиной была большая библиотека, в которой насчитывалось более тридцати тысяч книг. Он познакомился с творениями святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.

Через десять лет пребывания в затворе духовные отцы благословили его читать светских авторов и изучать светские науки, видимо, с целью приобрести те познания, которые могли ему помочь приводить к спасению мятущиеся души ищущей интеллигенции. Он читал Данте и Шекспира, Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина.

Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И до последних дней своей жизни Старец просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования в новое время.

Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, он мог легко общаться с писателями, учёными.

Одна духовная дочь отца Нектария говорила подруге в его приёмной: «Не знаю, может быть, образование вообще не нужно, и от него только вред.

Как его совместить с православием?» Старец, выходя из своей кельи, возразил: « Ко мне однажды пришёл человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп.

Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песках находятся раковины и другие остатки морского дна, и как геология свидетельствует о потопе. И он уразумел. Видишь, как нужна иногда учёность».

Старец говорил, что Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в познании. Пример тому и Божественное творчество, где нет остановки, всё движется, и ангелы не пребывают в одном чине, но восходят со ступени на ступень, получая новые откровения. Человек должен учиться и идти к новым и новым познаниям.

Однажды пришли к Батюшке семинаристы со своими преподавателями и попросили сказать слово на пользу. И Старец посоветовал им жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию, а благочестие — учености.

При этом отец Нектарий уточнил, что науки приближают человека к истинному знанию, но глубина его не поддаётся разуму человека. Он советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, но прежде всего, учил пристальному и внимательному чтению Священного Писания.

Не раз повторял, что не может быть ничего в мире выше истин Божественного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».

Старец Нектарий и живопись

Живопись, к которой старец Нектарий имел способность, была ему особенно близка. У академика Болотова, принявшего монашество, он учился живописи и до последних дней своей жизни следил за ней, интересовался новейшими течениями в искусстве и делал эскизы икон. Например, эскиз Благовещения он сделал в последний год своей жизни в Оптиной.

«Теперь живописное искусство в упадке, — говорил он, — Раньше художник готовился к написанию картины — и внутренне, и внешне.

Прежде чем сесть за работу, он приготавливал все необходимое: холст, краски, кисти и так далее, а картину писал не несколько дней, а годы, иногда всю жизнь, как, например, художник Иванов свое «Явление Христа народу». И тогда создавались великие произведения.

А сейчас художники пишут второпях, не продумав, не прочувствовав… Например, когда пишешь духовную картину, нужно, чтобы свет не на Ангела падал, а из него струился.»

Старцу очень хотелось, чтобы была создана картина Рождества Христова. «Нужно, чтобы мир вспоминал об этом величайшем событии, ведь оно произошло только один раз в истории! … Пастухи в коротких, изодранных по краям одеждах стоят лицом к свету, спиной к зрителю.

А свет не белый, а слегка золотистый, без всяких теней и не лучами или снопами, а сплошь, только в самом дальнем краю картины слегка сумрак, чтобы напомнить, что это ночь. Свет весь из ангельских очертаний, нежных, едва уловимых, и чтобы ясно было, что это красота не земная — небесная, чтобы не человеческое это было!» — прибавил батюшка с особой силой.

А в другом случае старец сказал одной девушке: «Почему пастухи удостоились в эту ночь увидеть ангелов? — Потому, что они бодрствовали».

Однажды старцу показали икону Преображения Господня, где яркость Фаворского света достигалась контрастом с черными узловатыми деревьями на переднем плане. Старец велел их стереть, объясняя, что где Фаворский свет, там нет места никакой черноте… Когда загорается этот свет, каждая трещинка начинает светиться.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector