Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

Видео: Макарий Калязинский, житие преподобного чудотворца

  • Макарий Калязинский: молитва, акафист, канон
  • Макарий Калязинский: видео
  • Макарий Калязинский: фотографии
  • Макарий Калязинский: книги
  • Преподобный Макарий Калязинский (Матвей Васильевич Кожин в миру), будущий игумен Калязинского Троицкого монастыря, родился в 1402 году, в селе Гридцине (Грибково, а ныне Кожино), вблизи города Кашина Тверского княжества, в боголюбивой семье бояр Кожиных Василия и Ирины.
  • Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв
  • Икона Макария Калязинского

Родители, боярин Василий Ананиевич, известен воинскими победами при князе Василии Васильевиче II Темном, его супруга Ирина с ранних лет воспитывали Матфея в смирении и крепкой вере. Кроме Матвея в семье Кожиных была 1 дочь Ксения и 2 сыновей: Александр и Григорий. Григорий, принявший постриг под именем Геннадия стал известным Тверским церковным деятелем. До 1461 года он был настоятелем Тверского Отроча монастыря, а затем стал Тверским Епископом (до 1477 года). Племянник Макария Калязинского, сын Ксении, Паисий основал Угличский Покровский монастырь, в конце XVI века причислен к лику святых. Брат Александр стал родоначальником дворян Кожиных.

Матвей Кожин с детства читал духовные книги, непрестанно возносил хвалебные мольбы Господу, пел духовные песнопения и псалмы. Ещё в ранние годы Матвей стал думать об отрешении от мирской жизни.

Но родители не хотели чтобы Матвей был пострижен в монахи. Повинуясь воле родителей он женился на Елене Яхонтовой.

При этом супруги пообещали друг другу, что в случае если один из них умрет, то другой примет монашество.

Через год Матвей лишился отца и матери (Василия и Ирины Кожиных), ещё через 2 года отдала душу Господу и супруга Ирина. Следуя данному обету, Матвей поступил в Кашинский Николаевский Клобуков монастырь, где принял постриг с именем Макарий.

В Николаевском Клобукове монастыре города Кашина долгое время сохранялась деревянная келья преподобного Макария Калязинского чудотворца. В 1904 г. на средства В. А. Лодыгина она была перестроена, при закрытии монастыря в 1930-е годы утрачена, а в 2010-м году снова восстановлена на прежнем месте в часовне преподобного Макария Калязинского.

  1. Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв
  2. Келия преподобного Макария в Клобуковом монастыре города Кашина
  3. Молодой инок Макарий с кротостью и смирением исполнял все возложенные на него монастырские послушания, да так, что этому дивилась и братия монастыря.

По благословению игумена Клобукова Николаевского монастыря Макарий удалился в пустынь в 18 верстах от города Кашина. В новом удаленном месте Макарий срубил келию и принял подвиг уединенной молитвы.

Весть о монахе-отшельнике разнеслась по ближайшим краям. К преподобному Макарию стали стекаться иноки, которых он смиренно принимал и наставлял в правилах жития согласно заповедям Божиим. Постепенно уединенное место превратилось в монастырь, а преподобный Макарий стал его игуменом.

Новообразованный монастырь расположился на землях боярина Ивана Коляги, который с неприязнью относился к Макарию, так как опасался, что часть его земли может перейти в собственность обители. Гневные мысли надоумили Ивана убить преподобного Макария. Но недобрым планам Господь не позволил сбыться – семью Ивана Коляги постигла смерть, да и сам он тяжело заболел.

На исповеди Иван Коляга принес покаяние пред Макарием. Преподобный простил боярина и произнес проповедь, которая изменила внутренний мир обидчика, вступившего вскоре в монастырь и подарившего ему свои земли. Преподобный, ради собственного смирения, стал именовать обитель Калязинскою.

Преподобный Макарий Калязинский работал в сане игумена наравне со своей братией. В Троицком монастыре до революции хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным.

Описывая Троицкий монастырь преподобный Иосиф Волоцкий (почил 1515; память совершается 22 сентября по новому стилю), посетивший обитель в 1478 году, писал: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо всё творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился тому». Вернувшись с Афонской горы, где прожил 9 лет, он говорил братии: «Напрасно и неумно трудился я, совершая путь в Святую Гору, помимо Калязинского монастыря, в нём можно спастись; здесь всё совершается точно так же, как в киновиях Святой Горы Афон».

Калязинский Троицкий монастырь обрел широкую популярность – множество людей просили преподобного Макария принять их в число братии. При жизни преподобного Макария из Калязинского Троицкого монастыря вышли преподобный Паисий Угличский (память совершается 6 июня) и преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая).

Молитва Макария Калязинского имела чудотворную и целительную силу. Известны случаи исцеления расслабленного Захария из села Кесова Гора, а также боярина Василия Рясина, избравшего монашеский путь после своего исцеления.

Макарий Калязинский обладал и даром прозорливости. Однажды несчастье постигло обитель – были украдены монастырские волы, но внезапно воров поразила слепота, и, блуждая в окрестностях, они снова оказались у ворот Троицкого Калязинского монастыря, где их раскаяние принял преподобный Макарий.

Перед кончиной Макарий Калязинский благословил братию монастыря и напутствовал каждого следующими словами: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. По моем отшествии обитель сия не оскудеет, но распространится».

Макарий Калязинский скончался 17 марта 1483 года на 82-м году жизни глубоким старцем. Был похоронен близ построенной деревянной церкви. Над могилой Макария позже была построена деревянная часовня, когда же она обветшала, её решили обновить, выстроив на том месте каменную церковь.

Средства на строительство каменного храма выделил купец из города Дмитрова Московской губернии Михаил Воронков. Игумен Троицкого монастыря Иоасаф, совершив молитвословие, поставил крест на алтарном месте и благословил копать фундамент для будущего храма.

Во время копания под фундамент нового храма 26 мая 1521 года (ст. стиль) был обретен неразрушенный гроб преподобного Макария Калязинского.

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

Образ Макария Калязинского на стене одноименной часовни Николаевского Клобукова монастыря

Тут же ударили в колокол, собралась братия и множество народа, радуясь обретенному сокровищу. Гроб блаженного иноки отнесли в палатку близ церкви, где отпели над ним панихиду. Мощи старца благоухали, седины оставались чистыми, не изменились даже ризы.

Мощи Макария Калязинского помогают при многих болезнях и дарят чудо исцеления расслабленным, бесноватым, страдающим слепотой, что привлекало в Калязинский Троицкий монастырь множество паломников.

Преподобного Макария чтили местно, когда на Московском Соборе 1547  года он был причислен к лику Божиих святых угодников

В город Калязин к преподобному Макарию ходили пешком как простые люди, так и цари. В 1553 году Калязинскую обитель посетил царь Иоанн Грозный, в 1599-м — Борис Годунов. Тогда же была устроена серебряная рака, куда были переложены мощи Макария Калязинского.

Во время Смуты Калязинский Троицкий монастырь сильно пострадал, т.к. многие монахи были убиты, разграблены храмы.

В 1619 году обитель посетил царь Михаил Федорович, в 1635-м — Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Троицкой Калязинской обители.

В 1700 году для мощей Макария была устроена новая серебряная рака, в которой они находились вплоть до закрытия монастыря в 1930 году, тогда же перевезли в Тверь (Калинин), где они и покоились в соборе Белая Троица (построен в 1564 году, древнейший храм города).

Память Макария Калязинского чудотворца, совершается 17 марта (30 марта по новому стилю, день его кончины), и 26 мая (8 июня по новому стилю, день обретения святых мощей).

Также в Троицком Калязинском монастыре отмечался день тезоименитства Макария 16 ноября (29 ноября по новому стилю).

Почитается святой Макарий Калязинский и в Соборе Тверских святых (празднование переходящее — в первое воскресенье после 29 июня (12 июля по новому стилю) -дня святых апостолов Петра и Павла).

  • Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв
  • Мощи Макария Калязинского в Вознесенском храме
  • 15 июня 2012 года мощи Макария Калязинского снова вернулись в город Калязин при митрополите Тверском и Кашинском Викторе и были торжественно положены в Вознесенском храме.
  • В деревне Кожино Кашинского района, в приделе церкви Рождества Богородицы, ныне покоятся мощи Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, которые почитаются Кашинскими местночтимыми святыми.

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

  1. Памятник Макарию Калязинскому в Калязине
  2. В городе Калязине в 2008 году установили бронзовый памятник Макарию Калязинскому, ставший достопримечательностью города.
  3. Преподобный отче Макарие, моли Бога о нас!
  4. Полезные материалы:
  5. — Город Калязин;
  6. — Достопримечательности Калязина;
  7. — Достопримечательности Кашина;
  8. — Анна Кашинская.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©

Чудеса преподобного Макария Калязинского: чем известен святой — Твериград

История монаха, который благодаря усердным молитвам получил дар исцелять больных людей.

В июне 2021 года исполнится 500 лет со дня обретения мощей святого преподобного Макария Калязинского, основателя Троицкого Калязинского монастыря. Он прославился многочисленными чудесами. Эти чудеса совершались и при жизни святого, и после его смерти, когда люди с верой просят Макария о помощи. Многие по его заступничеству получили особую благодать Божью.

Какими же чудесами известен преподобный Макарий Калязинский?

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

В более старшем возрасте Матфей начал помышлять об удалении от суетной мирской жизни. Однако его родители не желали, чтобы их сын принял монашество. Матфей не желал их огорчать и вскоре женился на Елене Яхонтовой.

Молодые супруги пообещали друг другу, что в случае, если один из них умрёт, овдовевший примет монашество.

Спустя пару лет Елена скончалась, и Матфей поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

Читайте также:  Почему в церкви женщины покрывают голову платком: история обычая, мнение церкви

Сейчас этот монастырь является женским, однако до начала XX века он был мужским. Преподобный прожил там 10 лет. Он прошёл все монастырские послушания, превзойдя всех своим смирением и кротостью. Но многолюдие утомляло Макария.

Он удалился в глубокую пустыню и поселился в лесу, в 18 верстах от Кашина, для уединённой молитвы. Там ему предстояло пройти немало испытаний. Макарий срубил себе келью между двух озёр недалеко от Волги.

Никто не мешал его подвигу уединённой молитвы.

Пустынь отшельника

Часто в лесную пустынь наведывались дикие звери. Они ласкались к Макарию, а он делил с животными пищу. Вскоре об отшельнике прознали иноки, они стали стекаться к преподобному Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединённая лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

В лесу была построена церковь, число пустынников постоянно увеличилось. Между тем, земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге. Он с неприязнью смотрел на игумена.

Когда боярин замыслил убийство Макария, на него обрушилось Божие наказание. Его семью постигла смерть, а сам он тяжело заболел. Боярин раскаялся в своём грехе, исповедался Макарию и был прощён.

Вскоре Коляга сам вступил в монастырь, подарив игумену все свои земли.

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

С тех пор Макарий стал именовать свою обитель Калязинской. Довольно быстро она приобрела широкую известность. Благодаря необычайной вере в Бога, любви к ближним и усердным молитвам святой получил дар исцелять больных людей, которые приходили к нему за помощью. Некоторых он буквально поднимал со смертного одра.

Нетленный святой

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

Когда тело игумена перезахоранивали, оно было нетленным, а от мощей исходило благоухание. Случилось это 26 мая 1521 года. Макарий был причислен к лику святых через 62 года после кончины — в 1547 году. Память его было постановлено праздновать по всей России.

В Калязин к обители Макария ходили пешком простые люди, ездили цари. Её посещали Царь Иван Грозный, а также Борис Годунов с супругой и детьми.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, но затем восстановлена и пребывала в благоденствии вплоть до закрытия монастыря советской властью. В 1950-е годы мощи преподобного перевезли в Тверь, в кафедральный собор Белая Троица. С 2014 года святые мощи покоятся в Вознесенском храме в Калязине.

Келья преподобного сохранялась веками под открытым небом. В 1903 году над ней была построена Макарьевская часовня. В 1930-е годы келья была утрачена, а в 2009 году её воссоздали на исконном месте по подробному описанию в житии святого.

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

В рамках празднования 500-летия обретения мощей преподобного в Тверской области состоится ряд культурных, духовных и образовательных мероприятий. 26 марта губернатор Тверской области Игорь Руденя провёл совещание о подготовке к празднованию этой даты.

– 500-летие обретения мощей преподобного Макария Калязинского – это хорошая возможность напомнить жителям нашего региона, что они являются наследниками великой духовной истории. Вся жизнь святого – это ориентир и пример для нас, в том числе в воспитании молодежи, труде и развитии,

— считает глава региона.

Центральные события, посвященные 500-летию обретения мощей преподобного Макария Калязинского, состоятся 6 – 8 июня. В воскресенье после утренней службы пройдёт Крестный ход из Кашина, где начинался монашеский путь преподобного, в Калязин. 8 июня в Калязине запланирована встреча 22-го Волжского крестного хода.

Во вторник митрополит Тверской и Кашинский Амвросий проведет Божественную литургию в калязинской Вознесенской церкви, где хранятся мощи Макария Калязинского, и возглавит крестный ход от храма до памятника святому преподобному. Днём и вечером жителей и гостей Калязина ждет еще и большой праздничный концерт.

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв

Игорь Руденя поручил включить в план подготовки к праздничным мероприятиям ремонт дорог и благоустройство соответствующих территорий. Будет проработан и вопрос о создании специального маршрута для паломников, связанного с именем святого, Кожино – Кашин – Калязин.

Как сказал губернатор, 500-летие обретения мощей преподобного Макария Калязинского – это событие федерального масштаба. Оно привлечёт в наш регион паломников со всей страны.

— Верхневолжье — это территория, которая имеет огромное культурное и историческое значение. Калязин, Кашин и другие города, – это не просто исторические центры в прошлом, это хранители великого наследия.

Святой Макарий Калязинский обратил к вере и дал помощь многим поколениям жителей Верхневолжья, примером своей жизни сделал неоценимый вклад в укрепление Православия на тверской земле.

На протяжении столетий люди молитвенно обращаются к нему за поддержкой и жизненными наставлениями,

— сказал Игорь Руденя.

Макарий Калязинский

Николаевский Клобуков женский монастырь, город Кашин

О монастыре → Святые и подвижники → Макарий Калязинский

  • Древнейшая история Николаевского Клобукова монастыря связана с житием преподобного Макария Калязинского, пришедшего в обитель около 1420 года и принявшего в ней монашеский постриг.
  • Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв Этот образ преподобного Макария Калязинского с частицей мощей находится в Алексеевской церкви Клобукова монастыря.
  • Этот образ преподобного Макария Калязинского с частицей мощей находится в Алексеевской церкви Клобукова монастыря.

Преподобный Макарий (в миру Матфей) родился в 1402 году в селе Гридкове (ныне Кожино), что в семи верстах от Кашина, в благочестивой семье боярина Василия Кожина и супруги его Ирины (память их почитается местно).

В семь лет мальчик научился грамоте и на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, принимая близко к сердцу все прочитанное. Матфей мечтал о монашестве, но, повинуясь воле родителей, по достижении необходимого возраста женился на Елене Яхонтовой.

Вступая в брак, молодые дали друг другу обет — если кто из супругов скончается первым, то второй, не заходя с кладбища домой, отправится в монастырь и пострижется в монахи. Через год умерли родители Матфея, а еще через два года умерла и Елена.

Матфей исполнил обет — так он оказался в Николаевском Клобуковом монастыре, где около 1425 года выстроил себе маленькую деревянную келью, а на берегу Кашинки — монастырскую мельницу. По преданию, преподобный уединялся здесь для молитв.

Тропарь преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу, глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие, воздержанием и бдением умертвил есй, место бо, на нёмже поты твоя излиял есй, яко труба вопиет к Богу, повёдающи твоя исправлёния, и по смёрти честныя твоя мощи источают исцеления. Тёмже вопием ти: моли Христа Бога, да спасёт души наша.

Будучи благородного происхождения, святой Макарий смирял себя ниже всех, с любовью повиновался не только игумену, но и всяком брату, старшему и младшему, день после монастырских богослужений и послушаний проводил в чтении житий святых, а ночи — в пении псалмов.

Но преподобный, имея склонность к истинному пустынножительству, желал совершенного отшельничества — житейский же шум Кашина долетал до Клобуковской обители, расположенной в непосредственной близости от города.

В 1444 году преподобный Макарий исполнил свое заветное желание и, с благословения настоятеля, с семью другими подвижниками покинул монастырь, отправившись искать новое место в более уединенной пустыни.

По преданию, от слез, которые он проливал по случаю ухода «вон» из Кашина, образовалась речка Вонжа, впадающая близ монастыря в Кашинку.

Пустынь, основанная преподобным, располагалась в красивом месте в лесу, между двух озер. Долго не соглашался святой принять сан игумена, но вынужден был уступить просьбам собравшейся вокруг него братии. Случались и скорби.

Земля, на которой выросла обитель, принадлежала боярину Ивану Коляге, невзлюбившему преподобного Макария — боярин подозревал, что монахи покушаются на его владения. Он даже подумывал об убийстве святого, и тут же его настигла Божия кара — умерли его близкие, а сам боярин тяжко заболел.

Готовясь к смерти, он раскаялся и, исповедовавшись святому, был прощен. Исцелившись, Иван Коляга подарил монастырю свои земли, а сам вступил в него простым иноком.

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв Памятник святому Макарию, установленный в Калязине.

Так было положено начало Троицкому Калязинскому (по имени боярина Ивана Коляги) монастырю, устав которого отличался такой строгостью, что многие, не выдержав, уходили.

Тогдашнему монастырскому благочинию и благолепию дивился старец Митрофан Бывальцев, проживший на Горе Афонской девять лет.

«Напрасно трудился я, — сокрушался он, — и совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря, Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно сыновьям Святой Горы».

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв Полузатопленная калязинская колокольня Никольской церкви — то немногое, что осталось от старого Калязина, сполна испытавшего на себе все прелести материального «переустройства мира».

Преподобный Макарий Калязинский, беседуя с преподобным Иосифом Волоколамским, так говорил о своей братии, вышедшей из стен Клобуковского монастыря: «Когда я пришел в это место, со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Все они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что другие братья приходили к ним принимать наставления».

Из этой среды вышли великие подвижники, и в их числе — преподобный Ефрем Перекомский (память 29 мая и 9 октября по новому стилю). Он основал впоследствии храм в честь Богоявления на острове, находившемся в устье реки Веренды.

Для удобной доставки воды в монастырь святой прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской.

Преставился преподобный Макарий, игумен Калязинский, 17 марта 1483 года на 82-м году жизни. Его похоронили близ построенной им деревянной церкви, соорудив над могилой часовню.

Когда деревянный храм обветшал, решено было возвести на его месте каменную церковь. Стали копать рвы под фундамент — и обрели гроб преподобного.

Читайте также:  Молитва Иоанну Воину: житие и о чем просят святого, самые сильные тексты

От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Поначалу преподобного Макария чтили местно. А на Соборе 1547 года он был канонизирован для общецерковного почитания.

Память преподобного Макария Калязинского совершается 30 марта, в день его кончины, и 8 июня — в день обретения святых мощей. Даты даны по новому стилю.

Святой преподобный Макарий, игумен Калязинский, чудотворец

Дни памяти: 17 марта, 26 мая (обретение мощей)

Макарий Калязинский: житие и значение святого, о чем просят и тексты молитв Прп. Макарий Калязинский

«Напрасно трудился я, и без успеха совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря.

Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе», – таким был рассказ об этой знаменитой русской обители, лежащей на Волге в пределах Тверских, старца Митрофана (Бывальцева), подвизавшегося девять лет на Афоне.

Благочиние и благолепие монастыря отмечал также и преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен знаменитой обители на Волоке Ламском, известный борец с ересью жидовствующих.

Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители – преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений.

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье.

Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце.

Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру.

Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество.

Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер.

Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития.

Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока.

Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного…

Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.).

Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей – и знатных, и простолюдинов, – просили преподобного принять их в число братии.

И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих.

Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние.

Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители.

Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись.

Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел.

Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня.

Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного.

От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно.

Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России.

В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м – Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м – его отец, Патриарх Филарет.

В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью.

По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, совершается 17/30 марта, в день его кончины, и 26 мая/8 июня – в день обретения святых мощей, когда в Калязине при огромном стечении паломников совершается крестный ход. В Макариевом монастыре отмечался также день тезоименитства святого – 16/29 ноября.

Чтится святой Макарий и в Соборе Тверских святых (переходящее празднование в первое воскресенье после 29 июня/12 июля -дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла).

Макарий калязинский (с.14 №97)

03.04.2020

МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ, ИГУМЕН И ЧУДОТВОРЕЦ

Река Кашинка – одна из самых чистых и живописных в Тверской области. Тихо и величаво несёт она свои прохладные воды к месту рождения великого святого земли русской – Макария Калязинского, неугасимого светильника Тверской земли, монаха-подвижника, обладавшего даром прозорливости и чудотворения.

Шесть веков назад по этому пути шёл на благословение перед дальней дорогой к святому Макарию великий русский путешественник Афанасий Никитин. Удивительные заповедные нехоженые берега, живописные прихотливые изгибы реки, покрытой ковром белых лилий и жёлтых кувшинок, непуганые дикие утки и серые цапли, кристально чистый воздух и тишина…

Читайте также:  Молитва Иверской иконе Божией Матери: о чем просят и сильные тексты на русском языке

В святом уголке Тверской земли на правом берегу реки Кашинки стоит ныне почти безлюдная деревня Кожино (в прежние времена Грибково) – родина преподобного Макария Калязинского, в миру Матфея Кожина, именно отсюда начавшего свой молитвенный путь.

Селение отстоит от Твери на 198 вёрст, от Кашина – на восемь. Родился будущий святой в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье в 1400 году именно здесь, на юге Тверского княжества.

Родителями его были боярин Василий Кожин, прославленный своими ратными подвигами при великом князе Василии II Тёмном, и супруга его Ирина. Память их почитается местно.

С семи лет Матфея начали учить грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу всё прочитанное.

Повзрослев, благочестивый юноша начал помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру.

Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Между собою молодые люди условились, что, как только один из них умрёт, овдовевший супруг непременно примет монашество.

Через год умерли родители Матфея, а ещё через два года скончалась и Елена, и двадцатипятилетний вдовец поступил в Николаевский Клобуковский монастырь в городе Кашине (основан в 1413 году, действует и поныне) и принял постриг с именем Макария.

Здесь в свободное от послушания время он продолжал изучать духовные книги; а когда через насколько лет завершился период искуса (испытания), то, по благословению игумена, он покинул монастырь и ушёл на пустынножительство. Пустынь Макария была расположена в восемнадцати верстах от Кашина в красивом и уединённом месте – в дремучем лесу между двух озёр.

К пустыннику приходили дикие звери, ласкались к нему, и он делил с ними свою пищу. В обращении и всём укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его «калязинским мужиком».

Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы, и часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе.

Скоро явились к нему в пустынь, желая присоединиться в Макарию, семь старцев Клобуковского монастыря, потом стали приходить и другие. Вскоре на месте их общежития образовался Свято-Троицкий мужской монастырь.

Долго не соглашался преподобный принять сан игумена, но, в конце концов, вынужден был уступить.

Поскольку Свято-Троицкая обитель, основанная преподобным Макарием в 1450 году, располагалась на левом берегу Волги против посада Калязина, значение города возросло в связи с ростом монастыря.

Устав жительства в новой обители, введённый им, был настолько строг, что не все выдерживали его, и многие уходили. Назван был монастырь Калязинским, по имени боярина Ивана Каляги – сначала врага его, но потом раскаявшегося и ставшего его иноком.

Принесли раз к преподобному Макарию болящего – расслабленного Захария из села Кесова Гора. Преподобный сказал ему: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения его ко спасению. И каким Сам Он ведает судьбами, такими и приводит его к спасению через покаяние.

Тебя постигло Божие посещение, и если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлёт тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего!». Больной со слезами исповедал преподобному Макарию свои согрешения, и тот, помолившись, благословил и исцелил его.

Впоследствии исцелённый Захария стал священником своего села и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Во время путешествия своего по русским монастырям преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен обители на Волоке Ламском, известный борец с ересью жидовствующих, посетил Калязинскую обитель и отметил царящие там благочиние и благолепие.

«Видел я, – пишет он, – блаженного старца Макария, создателя монастыря Калязинского.

Он поведал мне следующее: «Когда я пришёл на это место; со мной пришли семь старцев из Клобуковского монастыря; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что вся братия приходила к ним получать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному.

Тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а тем, которые уклонялись в бесчинство, воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям». Такое тогда было в монастыре благочиние и благолепие, и всё делалось с благословения преподобного Макария».

Старец Митрофан (Бывальцев), проживший на Святой горе Афонской девять лет, говорил: «Напрасно трудился я, совершив такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря.

Ибо можно спастись и в нём живущим: здесь всё делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе».

В Калязинском монастыре подвизались, в числе иных иноков, преподобные Ефрем Перекомский (29/ 16 мая) и Паисий Угличский (21/8 июня).

Однажды воры украли монастырских волов, но по Промыслу Божию в наказание за воровство ослепли и долго блуждали по окрестностям, пока не оказались опять у монастыря.

Преподобный Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел их и, как бы не зная, в чём дело, спросил, почему они тут и отчего у них волы? Преступники во всём сознались.

Преподобный простил их, исцелил и запретил впредь брать чужое.

Слух о его строгой иноческой жизни распространялся. Пришли к нему раз двое юношей из боярского рода, которых он давно знал, и просили его принять их на послуша-ние.

Он же сказал им: «Я человек грешный и поселился в пустыне, чтобы молить Бога о прощении многих грехов. Вы же возвращайтесь к родителям, чтобы не огорчать их».

Но юноши выказали решительное намерение остаться в монастыре под руководством смиренного подвижника и стали умолять его принять их. И преподобный Макарий принял их для искуса, а потом и постриг.

Шли годы, и физические силы его ослабли, но он продолжал твёрдо стоять на молитве.

В марте 1483 года преподобный заболел и, в предчувствии скорой кончины призвав братию, благословил каждого, поцеловал и сказал: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение; если я имею дерзнове-ние к Богу, то, по отшествии моём, сия обитель не оскудеет, но распространится».

Скончался преподобный Макарий 30/17 марта того же года и был погребён вблизи построенной им деревянной церкви, а над могилой его была сооружена деревянная часовня. А когда стали копать рвы для новой каменной церкви, то обрели гроб его, из которого исходило дивное благоухание.

Сейчас же ударили в колокол, подняли гроб, перенесли его в специально для этого устроенную палатку и отслужили над ним панихиду. Когда же гроб вскрыли, разнеслось от него ещё большее благоухание.

Тело преподобного Макария оказалось нетленным, не пострадали даже ризы его, и седины были светлы.

При открытии мощей преподобного Макария Калязинского было записано четырнадцать чудес, а позже после его смерти агиографы зафиксировали 91 чудо. Это случилось 8 июня / 26 мая 1521 года. А в 1547 году Московским собором он был причислен к лику святых и помещён в лике великих чудотворцев.

В 1700 году для мощей была изготовлена серебряная рака. Празднование преподобному Макарию совершается 30/17 марта (день преставления, 1483 г.), 8 июня / 26 мая (обретение мощей, 1521) и в первую Неделю после праздника святы апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.

Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители – преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений.

На родине преподобного Макария в селе Кожино православные возвели Церковь Богородицерождественскую. Она была построена в 1732 году, каменная, и имела два престола: в холодной части – Рождества Пресвятой Богородицы, в тёплой – Макария Калязинского.

От этого уникального храма, закрытого в 1950-х, сейчас остался четверик и алтарная часть, а колокольня была разобрана в 60-х годах XX века. Восстановление церкви в Кожино началось с 2000 года по инициативе верующих Калязинской и Кашинской земли.

Сюда, к церкви Рождества Богородицы, каждый год свершается крестный ход, который встречает единственная жительница деревни, матушка Фомаида, хранительница Богородицерождественского храма, чьими стараниями он потихоньку восстанавливается. самоотверженной подвижнице, в одиночку, без шумихи и массового паломничества, вдали от цивилизации, совершающей свой молчаливый подвиг восстановления святыни буквально из руин.

Под сенью старинных сводов храма покоятся мощи родителей святого – местночтимых преподобных Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены Яхонтовой.

В 1930-х годах после закрытия Свято-Троицкого монастыря мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор, а позже торжественно перенесены из Твери в Калязин и положены в Вознесенском храме города Калязина.

В 2008 году в Калязине был установлен и освящён памятник преподобному Макарию Калязинскому. Памятник, выполненный из бронзы, стал достопримечательностью города. А в современном гербе Калязинского района Тверской области изображены в зелёном поле открытые золотые деревянные монастырские ворота без створ, увенчанные крестом…

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector