Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

  • Леонид Устьнедумский: житие преподобного и иконография святого, молитвы
    Прп. Леонид Устьнедумский

    Леонид Устьнедумский (1551 — 1654), иеромонах, преподобный

  • Память 17 июля, в Соборах Архангельских, Вологодских, Вятских и Новгородских святых
  • Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины.
  • В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе.

Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решился его исполнить и вместо этого пошел в Кожеезерский монастырь, где принял постриг в 1603 году и жил там целый год.

Оттуда отправился он в Соловецкий монастырь, где также прожил три года, трудясь в пекарне.

Наконец, будучи убеждён повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржегорскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое.

Взяв явленный образ Владычицы, направился в то место, которое Она указала ему. По пути он встретился с местным крестьянином Никитой Назаровым, который помог старцу построить келью и посылал ему пищу.

Исполняя повеление Богородицы, преподобный Леонид отправился в Ростов к митрополиту получить благословение на строительство храма. Святитель благословил закладку храма и рукоположил старца-строителя во священника.

В 1608 году храм в честь Введения Божией Матери был построен и явленный образ перенесён в него.

Место, где стоял храм, было низкое и сырое. Тогда старец стал копать каналы, соединяя озёра друг с другом и отводя воду от новопостроенного храма. Однажды во время этой работы его укусила змея.

Помолившись Богу и Пресвятой Богородице, преподобный положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд. Господь сохранил блаженного старца и укрепил его силы.

В итоге получилась целая рукотворная река, которую, помня о недавней беде и помощи Божией, он назвал «Недума». Со временем здесь образовалась Усть-Недумская пустынь.

Река Луза в половодье часто топила монастырь, поэтому старцу и братии пришлось еще раз переносить храм на более высокое место. Освящение храма на новом месте состоялось 23 мая 1652 года. В него же была перенесена икона Божией Матери.

Господь сподобил преподобного Леонида долгой жизни, бо́льшую часть которой он проводил в трудах, безмолвии и молитве. Скончался он 17 июля 1654 года, когда ему было уже более 100 лет.

Мощи и почитание

Мощи преподобного Леонида упокоились под спудом в храме основанной им обители. Место захоронения угодника Божия стало почитаться местными жителями и привлекать многочисленных паломников; по молитвам у места его захоронения происходили чудеса и исцеления.

После упразднения пустыни и обращения Введенского храма в селе Усть-Недума (ныне — деревня Озёрская Лузского района Кировской области) в приходской почитание продолжалось. Над гробницей была устроена специальная сень; гробница над могилой святого существовала ещё в 1932 году.

Впоследствии храм подвергся закрытию и осквернению.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя преподобного Леонида Устьнедумского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [1]. В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [2].

После возрождения богослужений в Озёрском Введенском храме мощи некоторое время оставались под спудом. В феврале-марте 2018 года на территории церкви проводились археологические работы, в результате которых мощи святого были обретены [3].

Использованные материалы

[1]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.

[2]  Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

[3]  «В Яранской епархии обретены мощи преподобного Леонида Устьнедумского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 21 июня 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5458317.html

27 июня. Блаженный Леонид Федоров, священник и мученик. Память

Вся жизнь этого православного святого прошла под покровительством Господа и в непоколебимой вере в Христа. Родился Леонид в 1551-ом в Пошехонско-Ярославской местности.

Его родители, Екатерина и Филипп, были простыми крестьянами. Леонид воспитывался в любви и уважении к Спасителю. Первые 50 лет своей жизни он отдал любимому делу — земледелию.

Был счастлив жить с результатов своего тяжелого крестьянского труда.

Однажды Леониду приснился сон, в котором Пренепорочная Дева повелела ему идти в Моржевскую Николаевскую пустынь, расположенную вблизи реки Двины в Архангельской земле.

Богородица сказала, что там, в храме, есть ее образ в стиле Одигитрия. С этой иконой нужно отправиться к Туринской горе, которая находится около реки Лузы Усольского уезда.

В том месте Матерь Божья велела старцу построить храм и жить в нем до самой смерти.

Леонид не придал особого значения сну. Однако вскоре бросил родные края и в 50-летнем возрасте подался в Кожеозерский монастырь, расположенный на территории Архангельских земель. Там он принял монашеский постриг. Около года прожил Леонид в монастыре, которым в тот момент руководил преподобный игумен Серапион.

Монашеская жизнь бывшему земледельцу нравилась, хоть и приходилось постоянно молиться и соблюдать пост. Вскоре Леонид ушел из монастыря. Ему опять приснилась Богородица, велевшая взять икону в Моржевской пустыни и перенести ее в местность близ реки Лузы.

Леонид вышел из Кожеозерской обители и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобных Зосимы и Савватия. В Соловецком монастыре он прожил три года в качестве новоначального и трудился на пекарне.

Однако и в этом месте ему приснился, уже в третий раз, сон, в котором Богоматерь попросила его идти в Моржевскую пустынь, взять ее икону Одигитрию и перенести в местность близ реки Лузы. Леонид впервые рассказал о своем сновидении игумену.

Отец Антоний посоветовал ему не противиться воле Богородицы и выполнить ее пожелание.

Леонид отправился в Моржевскую пустынь. Там его благосклонно принял настоятель местного монастыря, игумен Корнилий. Целый год старец прослужил в обители послушником. Леонид ничего не сказал братии о причинах, побудивших его прийти в этот монастырь.

Однако вскоре пророческий сон повторился в четвертый раз. Богородица в сновидении даже показала место в церкви, где в тот момент стояла благословенная икона. Старцу пришлось рассказать о своем сне настоятелю и братии.

Монахи согласились отдать святой образ Леониду и даже проводили икону звонами церковных колоколов.

Старец со святыней отправился в путь к Туринской горе, расположенной близ реки Лузы. В болотистой местности, находившейся в 80 верстах от Великого Устюга, он построил небольшой домик, в котором какое-то время жил и молился Спасителю. В этих местах старцу нужно было построить иноческую обитель. Однако такая идея не понравилась местным жителям, и они прогнали монаха.

Старец взял в руки святую икону и пошел с ней вдоль реки Лузы. Леонид молился Богу и просил его помочь. Неожиданно ему повстречался мужик, Никита Назаров, самый зажиточный земледелец в той местности. Землепашец спросил старца, что он делает в здешних краях.

Леонид ответил, что он ищет место, где можно построить храм для иконы по велению Пренепорочной Девы. Никита пожалел странника и предложил ему возвести обитель на месте их встречи. Земледелец даже помог старцу построить келью. Жилище священнослужителя стали посещать крестьяне из близлежащих деревень и слушать его проповеди.

Вскоре люди построили часовню для святого образа Богородицы с младенцем.

В 1608 Леонид отправился в Ростов к митрополиту Филарету за благословением на построение храма и монашеской обители. Дело в том, что к иноку приходили люди с разных мест, желая стать послушниками. Митрополит Филарет благословил Леонида, возвел его в чин иеромонаха и распорядился выдать ему нужные для богослужения церковные принадлежности.

Священнослужитель вернулся к себе и вместе с единомышленниками построил церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Так в 1608 в глухих и болотистых Пермских местах появилась святая обитель с иконой Одигитрия. Поклониться образу приходили люди с близлежащих селений.

Правда, место для церкви было выбрано неудачно. Храм часто затапливался во время сильных дождей и паводков. Тогда иеромонах решил прорыть канал, чтобы осушить болото. Леонид никогда не боялся тяжелого труда, поэтому за дело принялся сам. Вырытый канал длиною в 2 км назвал Недумой-рекой, поэтому воздвигнутая на этом месте обитель стала именоваться Устьнедумской.

Правда, монастырь во время ежегодных паводков все равно страдал от наводнения. Тогда иеромонах решил перенести обитель на высокий мыс Черного озера. Крестьяне из близлежащих деревень помогали монахам воздвигнуть новый монастырь.

В 1652, с благословения митрополита Варлаама Ростовского, архимандритом Арсением была освещена новая церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чудотворную икону с крестным ходом перенесли на новое место. Выполнив волю Пренепорочной Девы, старец вскоре скончался.

Умер Леонид в 1654 и погребен в Устьнедумском Введенском храме.

ЛЕОНИД

Леонид Устьнедумский — Святцы

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошехонского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа, и матери Екатерины.

Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее в Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться.

Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год.

Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржевскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое.

Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной.

Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского Варлаама антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.

) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою по следующему случаю. При рытии канала Леонид ужален был змеею.

В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе.

Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря, однако, и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по Пасхе.

Полное житие преподобного Леонида Устьнедумского

Преподобный Леонид Устьнедумский родился в 1551 году в Пошехонско-Ярославской земле в семье благочестивых крестьян Филиппа и Екатерины. Родители воспитали сына в страхе Божием и научили его чтению.

До 50-летнего возраста он занимался земледелием, труды которого не прошли бесследно для остальной его жизни: они выработали из него человека с верным взглядом на предметы, расширили его кругозор и укрепили волю. Близость к природе и занятие земледелием, ставившее человека в полную от нее зависимость и побуждавшее земледельца надеяться честного плода (Иак.

5,7) своих трудов только от щедрот Отца Небесного, научили его терпению и сохранили в нем детскую простоту сердца, сделавшую его достойным духовных откровений.

Неизвестно, думал ли преподобный Леонид оставить свои земледельческие занятия и посвятить себя иноческой жизни. Но однажды в 1603 году преподобный удостоился во сне явления Божией Матери.

Она повелела ему идти на реку Двину, в Моржевскую Николаевскую пустынь, неподалеку от Холмогор в Архангельской земле, взять там Ее икону Одигитрия и перенести на реку Лузу к Туринской горе (в пределы современной Кировской области) и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до кончины.

Преподобный Леонид, считая себя недостойным особого Божественного откровения, положил отнестись к явлению как к обычному сну и никуда не пошел. Так он сделал по своему великому духовному опасению, осмотрительности и высокому смирению.

Однако вскоре, оставив свои занятия и несмотря на преклонные лета, он отправился в Кожеезерский монастырь в Архангельской земле и принял там монашеский постриг. После основания монастыря в 1565 году преподобным Серапионом († 27 июня 1611 г.) третьим игуменом в 1643–1646 гг. был там Никон, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

Для того, чтобы с первого же раза оставить мирские привычки, испытать все скорби и лишения и видеть на деле всю трудность и тесноту иноческого пути, не надобно было искать другого места, кроме этой, вновь возникавшей тогда обители, находившейся в стране бедной и суровой, окруженной водами пустынного озера и удаленной от жилищ человеческих.

Преподобный Леонид прожил здесь около года, исполняя послушание келаря, подвизаясь вместе с братией обители в условиях сурового климата и постоянно испытывая недостаток в пище. Его духовным руководителем был преподобный старец Серапион.

Никогда, конечно, преподобный Леонид не расстался бы с ним и не вышел из пустынной обители, если бы ему не повторилось прежнее сновидение, повелевавшее идти в Моржевскую пустыню и перенести на Лузу икону Одигитрии.

Тогда он в недоумении и страхе никому не поведал о видении, вышел из Кожеезерской обители и, идя по реке Онеге, дошел до моря и отправился в Соловки для поклонения мощам преподобного Зосимы (память 17/30 апреля) и Савватия (память 27 сентября/10 октября, совместная память 8/21 августа). Благосклонно принятый игуменом, он прожил здесь три года как новоначальный, трудясь в пекарне.

Постоянно занятый исполнением своего послушания, самого тяжелого в многолюдных обителях, преподобный Леонид начал было уже успокаиваться и забывать о своем двукратном сновидении, как вдруг увидел его в третий раз так живо и ясно, как будто бы не во сне, а наяву. Пресвятая Дева явилась ему в том же самом виде и велела немедленно идти в Моржевскую пустынь и перенести икону Ее на Лузу.

Тогда старец понял, что это было необыкновенное сновидение, и устрашился того, что так долго не верил ему и не исполнял повеление Божией Матери. С горькими слезами он рассказал игумену Антонию о своем троекратном сновидении и просил благословения оставить Соловецкую обитель. Игумен посоветовал ему не противиться более воле Божией, чтобы не навлечь на себя гнева небесного, с молитвой отпустил его из своей обители, и Леонид немедленно отправился в Моржевскую пустынь.

Пришедши туда, он не решился, однако, сказать настоятелю Корнилию (Кочергин; 1599–1623) причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща о том, что он все еще не исполнил повеленного.

Но Благая Мати Благаго Бога не прогневалась на то, что было допущено по неведению и недоумению, Она благоутробно снизошла и призрела на мольбы и слезы старца, в котором провидела будущего Своего усердного служителя, и явилась ему в четвертый раз, повелевая перенести Свою икону на назначенное Ею место.

С великим благоговением и страхом старец дерзнул спросить: «Покажи мне, Госпоже, место, где стоит образ Пречистого лица Твоего, и, объемши его грешными руками моими, я пойду на место, которое Ты назначишь».

Пресвятая Дева так явственно показала ему образ и место, где он стоял в церкви, что как будто это было не во сне, а видел он его телесными очами.

Пробудившись, старец пришел в трепет и в страхе воскликнул: «Пресвятая Богородице, помоги мне, грешному!» Тогда преподобный рассказал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал святую икону, которую ему было повелено перенести к Туринской горе.

Благочестивый настоятель и братия, «в велицем ужасе бывше о слышанных, после Божественной литургии пеша молебен и вземше строитель образ Пречистой Богородицы честнаго Ея Одигитрии, с Превечным Младенцем, даде старцу Леониду, и паде пред иконою, целовав ю моляся со слезами; такожде и вся братия и народи прилучавшися ту, и проводиша образ Пречистыя Богородицы со звоном» (Рукописная книга Устьнедумской церкви).

Получив святую икону и напутствуемый молитвами и благожеланиями всей братии, прп. Леонид с радостью отправился в назначенное ему место, хота никогда и не бывал в тех краях.

На реке Лузе, в двух верстах от Туринской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80-ти верстах от Великого Устюга преподобный Леонид построил небольшое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве. Здесь надлежало святому устроить иноческую обитель, как ему было сказано в видении.

Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом по берегу реки Лузы, из глубины души взывая к Богу о своей скорби. Отойдя версты две, встретился святой Леонид с крестьянином Никитой Назаровым, одним из самых зажиточных в окрестности.

Удивился благочестивый земледелец, встретивши старца-инока в таком месте, где не было никогда пути, и, увидев его слезы, стал спрашивать, кто он, откуда, куда идет и о чем плачет. Преподобный Леонид рассказал ему о бывших видениях, показал образ Божией Матери и просил указать место, где можно было бы построить храм для святой иконы.

Видя слезы старца, Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Никита помог старцу построить келлию и затем начал посещать его для духовной беседы и совместной молитвы. Окрестные жители, узнав о старце Леониде, стали приходить к пустыннику и молиться пред святой иконой. Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню.

В 1608 году преподобный Леонид, видя в народе возрастающее благоговейное почитание святой иконы Божией Матери, по просьбе желавших проходить под его руководством иноческие подвиги отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; 1619–1633), чтобы получить его благословение на построение храма и устроение обители. Митрополит Ростовский благословил выдать старцу антиминс и все необходимые для богослужения священные принадлежности, а самого преподобного рукоположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраивающейся иноческой обители.

Вскоре была воздвигнута церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии.

И с того времени, как от неисчерпаемого источника, потекли от нее исцеления и чудеса, что еще более прославило устрояющуюся обитель и наполнило ее братией. Прп.

Леонид с отеческой любовью принимал приходивших к нему, служил для них живым образом строгого исполнения иноческих обязанностей и показал пример изумительного трудолюбия.

Место, на котором находилась обитель, было сырое, болотистое. И чтобы осушить его, почти 60-летний старец решился предпринять великий труд, который едва был по силам и нескольким молодым и сильным работникам.

«И нача копать болото лесное, непроходимое до Чернаго озера, – повествует рукописная книга, – много трудився и скорби прият от солнечнаго зноя и от паутов и комаров, а правила своего никогда не оставляше.

Ненавидяй же добра диавол, хотя его устрашити и отгнати от трудов, наведе на него сицеву пакость: копающу ему, внезапу прииде змий и уязви его в левую ногу.

Старец изскочив вскоре из протоки тоя, помышляше на бежание, но боляше ногою и нача слезно молится Господу Богу и Пречистей Богородице и почив мало и уснув услыша глас: “Не скорби, старче, и не думай бежати, но паки возвратися на дело, уповая на милость Божию. Помогает тебе Пресвятая Богородица и от змия не будет тебе вреда”.

Старец же паки нача труждатися и прозва той исток Недума река. В болоте же том прежде змиинаго рода никогда не бывало и доныне несть.

И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке». Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской.

Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался «Лузскою Пермцею», то есть частицей страны диких пермяков. Отсюда понятно, какое важное значение должна была иметь пустынь для этого дикого края в церковном и гражданском отношении.

Не говоря уже о том благотворном влиянии, которое старец оказывал на окрестных жителей как учитель веры и благочестия, своими беседами и наставлениями, а особенно своей святой и подвижнической жизнью, его неутомимое трудолюбие, строгий порядок в заведенном общежитии и хозяйственная во всем предприимчивость и находчивость могли быть весьма полезны и служить примером для подражания полудиким жителям Пермцы. Поэтому преподобный Леонид справедливо почитается просветителем этой глухой стороны.

Сколько борьбы с негостеприимной природой вынес преподобный Леонид, сколько принял трудов при устроении обители! Но все эти подвиги казались ему малыми и недостаточными, поэтому, желая достигнуть высшего совершенства, он имел обычай часто уходить из своего монастыря в пустое и непроходимое лесное место над Черным озером.

Там на этом мысу он поставил крест и проводил здесь дни и ночи в молитве, «терпя великое досаждение от леснаго гнуса, от пауков и комаров». Многие, проходя мимо и видя его сидящим у креста в лесу и покрытого лесным гнусом, удивлялись его добровольному страданию, другие смеялись над ним и называли суетным его терпение.

Старец говорил им на то: «Здесь у креста будет монастырь, будут церкви и звон, будет много людей и пашни, и мне умереть на сем месте». Когда братия, жалея его, приходили звать его в монастырь, он иногда возвращался с ними, иногда же, несмотря на все их просьбы и мольбы, оставался тут, чтобы продолжать свои подвиги.

Предсказание святого исполнилось еще при его жизни.

Канал, проведенный неимоверными трудами преподобного Леонида (и названный им рекою Недумою), значительно осушил болота, но Луза весной во время разлива часто выходила из берегов и затопляла монастырь, стоявший на низком месте.

В иные годы вода стояла по несколько дней не только в келлиях, но даже и в церкви, вливалась в амбары, кладовые и портила монастырские припасы. Избавиться от этого почти ежегодного бедствия не было другого средства, как перенести монастырь на более возвышенное место.

Сильно скорбел об этом преподобный Леонид и не хотел умереть, пока не перенесет монастыря на излюбленное им место, на высокий мыс Черного озера, и не упокоит там братию.

Поэтому, пригласив в монастырь Григория, сына Никиты Назарова, и других влиятельных людей из окрестных жителей, он объявил им о своем желании перенести монастырь на мыс Черного озера и просил их помощи в этом деле.

Когда строитель, братия и все приглашенные в монастырь крестьяне единогласно одобрили его намерение и изъявили готовность помочь ему, то старец просил их пригласить народ. И в назначенный день, совершив в церкви молебное пение, поднял чудотворную икону Божией Матери и в сопровождении всей братии и множества народа перенес ее на мыс и, поставив у креста, начал рубить лес для постройки церкви. Примеру старца последовали братия и все пришедшие по приглашению крестьяне и вскоре нарубили лесу на церковь и на другие монастырские постройки.

А когда церковь была построена, то по благословению митрополита Ростовского Варлаама 23 мая 1652 года была освящена также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом во имя великомученицы Параскевы (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архимандритом Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Арсением. С крестным ходом, с горящими свечами и с пением хвалебных песней, при многочисленном собрании народа перенесли чудотворную икону Божией Матери из прежнего монастыря в новоустроенный храм. Это был радостнейший день в жизни труженика преподобного Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из келлии только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и, исполненный дней, на сотом году жизни почил от своих трудов, переселившись в обители вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворному образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина иеромонаха Леонида последовала 17 июля 1654 года. Мощи его были положены под спудом в Устьнедумском Введенском храме, где долго хранилась его жесткая и тяжелая власяница – свидетель подвижнических трудов святого.

Преподобный Леонид Устьнедумский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Преподобный Леонид Устьнедумский жил в Пошехонском уезде Вологодского края и занимался земледелием. Пятидесяти лет он во сне увидел Божию Матерь, Которая повелела ему идти на Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять там икону Пресвятой Богородицы – Одигитрии и на реке Лузе у Туринской горы построить храм.

Преподобный Леонид не решился следовать этому видению, посчитав его за простой сон. Он ушел в Кожеезерский монастырь, принял там монашество и провел в трудах и молитвенных подвигах около 3-х лет. Оттуда преподобный перешел в Соловецкий монастырь и там трудился в пекарне. Чудесное сновидение повторилось.

Тогда преподобный Леонид отправился в Моржевскую пустынь и через год рассказал настоятелю Корнилию (1599–1623) о повелении Матери Божией. Получив от настоятеля благословение и икону Одигитрии, преподобный добрался до реки Лузы и близ Туринской горы, в 80-ти верстах от города Устюга, устроил себе из хвороста хижину.

Но недобрые люди вынудили его переселиться вверх по реке, в болотистое и пустынное место. В 30-ти верстах от города Лальска старец поставил келлию и приступил к устройству обители. Для осушения болот подвижник выкопал три канала, длиной около 2 км, от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, от Святого до Черной речки. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея.

Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях – и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою – Устьнедумскою.

С благословения Ростовского митрополита Филарета (впоследствии Всероссийского патриарха, 1619–1633), преподобный Леонид в 1608 году был посвящен в иеромонаха.

В новосозданной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы иеромонах Леонид поставил икону Одигитрии, заповеданную Божией Матерью.

Своим нелегким подвигом в крае, называемом «Лузскою Пермцою», что значит «частица страны диких пермяков», избранник Божий заслужил справедливое почитание как один из первых просветителей этих глухих земель.

Много борьбы вынес преподобный и с суровой негостеприимной природой. Хотя его канал и осушил болото, но река Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. К концу жизни неутомимый труженик перенес постройки на мыс у Черного озера.

На новом месте был также воздвигнут храм, освященный в 1652 году.

Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни 17 июля 1654 года и был погребен в монастырской Введенской церкви, где долго сохранялась его тяжелая и жесткая власяница – свидетель подвижнических трудов святого угодника.

Имеются тропарь преподобному Леониду и его святые иконы в храмах на местах его подвигов.

В яранской епархии обретены мощи святого xvii века преподобного леонида устьнедумского / православие.ru

  • †1654
  • Память – 17 июля/30 июля
  • в Соборе Вологодских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице

О жизни преподобного Леонида до того момента, как он решил стать иноком, известно немного. Он родился в 1551 году в Благовещенском приходе Пошехонского уезда. Его родители были ярославскими крестьянами, отца звали Никифором, а мать – Екатериной.

Родители воспитали сына в вере и благочестии, обучили его грамоте, «что было тогда редкостью не только в бедном быту пошехонских крестьян, но и в высших классах народа». В 1603 году, будучи уже немолодым человеком, преподобный Леонид имел видение, которое изменило его жизнь.

Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела «идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь и, взявши оттуда ее икону, именуемую Одигитрией, перенести ее в устюжские пределы, в Усольский уезд на реку Лузу к Туриной горе, и, построив в честь ее храм, оставаться при нем до смерти» (12, 668 – 669).

Преподобный Леонид отнесся к этому видению более чем недоверчиво, стал сомневаться, под силу ли будет ему, простолюдину и старику, совершить долгое и трудное путешествие из родного Пошехонья в Архангельскую епархию, а затем на Вологодчину и построить где-то там, в неведомом и чужом ему краю, церковь.

Кроме того, по своему смирению Леонид решил, что он недостоин того, чтобы ему являлась Божия Матерь. Однако, несмотря на эти сомнения, вскоре он покинул родное село и ушел в Кожеезерский монастырь, в котором принял монашеский постриг.

В это время недавно основанная Кожеезерская обитель переживала тяжелые времена. Ее будущий настоятель преподобный Серапион собирал милостыню по окрестным деревням, тем самым спасая братию от голодной смерти. Однако преподобный Леонид с юности привык к лишениям и не боялся их.

Возможно, он остался бы в Кожеезерском монастыре навсегда, если бы спустя год или три его видение не повторилось. Божия Матерь вновь явилась ему и повторила свое повеление перенести из Моржегорской пустыни на Вологодчину, на реку Лузу, икону Пресвятой Богородицы. Это видение повергло преподобного Леонида в недоумение и страх.

Он не мог понять, почему Божия Матерь поручает столь трудное и, по человеческим расчетам, совершенно невыполнимое дело ему, человеку, менее всего способному его осуществить? Святой Леонид решил уйти в еще более далекие края, надеясь, что загадочные видения уже не будут его смущать.

Он покинул Кожеезерский монастырь и отправился на Соловки. В Соловецком монастыре он прожил три года, неся послушание в пекарне.

Человеку невозможно скрыться от Бога ни в далеких краях, ни, как пророку Ионе, даже в морских глубинах. На Соловках видение преподобного Леонида повторилось в третий раз.

На этот раз он понял, что должен выполнить волю Божией Матери, даже если она кажется ему невыполнимой.

Рассказав о своих видениях игумену Соловецкого монастыря Антонию и получив его благословение, он покинул Соловки и отправился в Моржегорский Николаевский монастырь, находившийся близ Холмогор.

Настоятель Моржегорской обители принял пришлого инока в свой монастырь. Однако преподобный Леонид не решался сказать ему о цели своего прихода и прожил в монастыре целый год «в великих трудах, постоянно думая о бывших ему сновидениях, ужасаясь и трепеща оттого, что он все еще не исполнил повеленного» (12, 671).

Тогда Божия Матерь явилась ему во сне в четвертый раз, повторив свое повеление. Преподобный Леонид стал умолять Пречистую показать ему, где находится та икона, которую он должен перенести на Лузу.

Пресвятая Дева исполнила его просьбу – он увидел монастырский храм так же ясно, как если бы находился там наяву, а в нем – ту самую икону Божией Матери «Одигитрии», о которой говорила Владычица. Пробудившись, преподобный Леонид стал горько плакать и молиться Пресвятой Богородице, а потом поведал настоятелю и братии о своих видениях и о том, ради чего он пришел к ним.

Настоятель внимательно выслушал его рассказ и согласился отдать ему икону Царицы Небесной. После литургии, отслужив молебен Божией Матери, иноки Моржегорского монастыря с колокольным звоном проводили святой образ Богородицы в далекий путь.

После долгого странствия по северным лесам преподобный Леонид пришел на Вологодскую землю. Первоначально он решил поселиться «близ Туриной горы, при устье речки Якушицы, впадающей в Лузу верстах в 80 от Устюга» (12, 672). Здесь стоял храм в честь Воскресения Христова.

Однако местные жители, узнав о том, что в этих краях поселился монах, по наущению диавола прогнали его прочь. Преподобному Леониду пришлось искать себе новое пристанище. Господь и Божия Матерь даровали ему помощника в лице богатого местного крестьянина Никиты Назарова.

Узнав о несчастии преподобного Леонида, а также о причинах его странствия, Никита с благоговением помолился перед иконой Божией Матери и предложил преподобному поселиться на своей земле, в том месте, где произошла их встреча (12, 673). Более того, он помог святому Леониду построить келью и стал посылать ему еду.

Нередко Никита приходил к преподобному, чтобы поговорить на духовные темы и помолиться перед иконой Божий Матери. По его примеру и другие крестьяне стали посещать преподобного Леонида.

Они узнали о том, что Сама Пресвятая Богородица повелела ему поселиться в их краях и перенести сюда Свою икону, и поняли, что Царица Небесная благоволит к ним. Для святого образа Богородицы была построена часовня.

Некоторое время спустя преподобный Леонид отправился в Ростов, где был рукоположен во священника и получил благословение на постройку храма и монастыря при нем. В 1608 году он построил церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в которую была перенесена икона Одигитрии, прославившаяся многочисленными чудесами. В этом ему помогали местные жители.

Постепенно к преподобному Леониду стали приходить люди, желавшие проводить монашескую жизнь. Он с любовью принимал их. Вокруг Введенского храма постепенно возник монастырь.

Поскольку место, где стоял храм, было болотистым, преподобный Леонид задумал осушить его. Невзирая на свои годы (к тому времени ему было уже шестьдесят лет), он в одиночку приступил к делу, с которым смогли бы справиться только несколько молодых и сильных людей. Однажды, когда преподобный Леонид трудился на болоте, копая канал для его осушения, его ужалила змея.

Преподобный Леонид испугался и попытался бежать, однако ему помешала сильная боль в ноге. Тогда, понимая, что никто из людей не придет ему на помощь, он стал молиться Богу и Его Пречистой Матери, а затем забылся сном. Во сне он услышал голос: «Не скорби, старче, и не думай бежать, но снова возвратись на дело, уповая на милость Божию.

Помогает тебе Пресвятая Богородица, и от змеи не будет тебе вреда». Пробудившись, преподобный Леонид снова принялся за работу, не думая о случившемся с ним, в надежде на помощь Божию. Змеиный укус действительно не причинил ему никакого вреда. В память об этом чуде святой Леонид назвал выкопанный им большой канал рекой Недумой (12, 675 – 677).

Впоследствии сам он стал именоваться преподобным Леонидом Устьнедумским.

Во Введенской обители преподобный Леонид прожил до глубокой старости. За несколько лет до смерти он задумал перенести ее на другое, более сухое и высокое место – на мыс над Черным озером. Ранее он уходил молиться туда и поставил там крест.

Преподобный говорил, что впоследствии на этом самом месте будет стоять монастырь, в котором сам он будет похоронен. Перенесение монастыря на другое место произошло, когда преподобному Леониду исполнилось уже около ста лет.

В этом ему помогали как монахи, так и местные крестьяне, в том числе Григорий, сын того самого Никиты Назарова, который некогда уделил преподобному Леониду свою землю для устройства на ней монастыря. 23 мая 1652 года состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» в новый построенный для нее храм.

После этого преподобный Леонид передал управление обителью своему преемнику, а сам стал жить в уединении и безмолвии, покидая свою келью только для посещения храма. Около двух лет спустя, 17 июля 1654 года, он почил о Господе.

Преподобный Леонид был не только основателем монастыря, но и просветителем жившего в тех краях пермского народа (12, 676). Он приводил людей ко Христу не только своими беседами и наставлениями, но и прежде всего примером собственной подвижнической жизни.

Впоследствии основанный преподобным Леонидом монастырь был закрыт. Введенский храм стал приходской церковью. В ней под спудом почивали святые мощи преподобного, а также хранилась колючая и тяжелая власяница, которую он носил при жизни. Преподобный Леонид особенно почитался в Вологодской епархии. К списку

Тропарь

Тропарь, глас 1:

Божественною любовию и житием духовным от юности распалився, преподобне, и вся, яже в мире красная, возненавидев, Христа единаго от души возлюбил еси, отче, легкое иго на рамо взем, Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь, достиже пустыни и в ней многолетне подвизался еси в трудех многих и слезах, всяким злостраданием плоть свою изнуряя. Отонуду же Бог, твоя труды видев, умножи тебе чада в пустыни. Но яко имея дерзновение к Богу, моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде, да избавит нас от всех навет вражиих и спасет души наша.[2]

Житие

Леонид родился в 1551 году в Новгородской области, Пошенского уезда в Щекинской веси, от отца селянина, именем Филиппа, и матери Екатерины.

Имея от роду около 50 лет, видел он чудный сон, повелевавший ему идти в бывшую на Двине Моржевскую Николаевскую пустынь и взять оттуда икону пресвятой Богородицы Одигитрии, перенести ее Усольский (ныне Сольвычегодский) уезд на реку Лузу к Турине горе и там, устроив храм во имя иконы Одигитрии, оставаться.

Почитая это откровение случайным сновидением, Леонид не решался на исполнение и вместо того пошел в бывший Новгородский Козеозерский (Кожеозерский) монастырь, постригся (1603 г.) и жил там целый год.

Оттуда отправился в Соловецкий монастырь, также прожил три года, труждаяся в пекарне; наконец будучи убежден повторяющимся ему сновидением, пошел в Николаевскую Моржевскую пустынь и, пробыв там целый год в монастырских трудах, открыл настоятелю видение свое.

Получив икону Одигитрии, Леонид пошел на назначенное место к реке Лузе и поселился близ Туриной горы, при реке Якушице, в хижине, из хвороста сплетенной.

Но тамошние жители изгнали его, и он отошел по реке Лузе оттуда на два поприща; с помощью одного селянина срубил себе келлию и близ нее устроил часовню; после того сходил в Ростов для испрошения от митрополита Ростовского Варлаама антиминса и благословения на устроение церкви. Получив антиминс, он возвратился на место, посвященный в иеромонаха; создал (1608 г.

) деревянную церковь во имя Введения Божией Матери, и поставил в храме вышепомянутую икону Одигитрии. Болота, окружавшие устроенную им обитель, делали ее неудобною для общежития; для осушения оных Леонид прокопал от реки Лузы канал в Черное озеро и прозвал его Недумою рекою по следующему случаю. При рытии канала Леонид ужален был змеею.

В минуту уязвления родилась мысль о гибельных последствиях яда и привела было Леонида в страх. Вдруг возложа упование на Бога, решился он об опасности не думать и остался здоров. Тогда преподобный приступил к новой работе.

Он прокопал еще два канала: от Черного озера до Святого, а от Святого озера до Черной речки; таким образом эту речку, вытекающую из непроходимых лесных болот, провел в реку Лузу. Но несмотря, однако, и на этот совершенный труд, нельзя было осушить место, ибо весенняя вода во время разлива реки Лузы потопляла монастырь. Это заставило перевести обитель на один мыс над Черным озером при речке Недуме. На новом месте поставил Леонид с благословения Ростовского митрополита церковь Введения с приделом великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Церковь Введенская освящена архимандритом Устюжского Архангельского монастыря Арсением 1652 г. мая 25. По устроении Устьнедумской обители преподобный Леонид скончался в 1654 г. 17 июля, на 105 году от рождения. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. В монастыре, с самого его основания преподобным Леонидом, бывал съезд богомольцев в девятую пятницу по Пасхе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *