Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

Историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра.

В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила» М. Глинки и «Князь Игорь» А. Бородина.

Историю создания кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, посвященного Александру Невскому.

В нем показывался героический подвиг русского князя и его дружины, которые боролись против тевтонских рыцарей-крестоносцев.

Композитор с радостью принял это предложение, тем более Сергей Сергеевич сам давно был поклонником режиссерского таланта Эйзенштейна и ему вдвойне было приятнее поработать с таким человеком.

Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

Вернувшись в Россию, композитор сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку.

Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе.

Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья.

Сергей Сергеевич решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни.

Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст   Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

На лето Сергей Сергеевич уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть. Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики.

Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд.

Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки.

Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

Да и сама партитура требовала оркестровки, так как прежний вариант совершенно не подходил для исполнения в концертном зале и был рассчитан на создание экспериментальных эффектов. К тому же всю партитуру, состоявшую из раздельных эпизодов, нужно было объединить и подчинить законам вокально-симфонического цикла. Всего в кантату вошло семь разных частей и каждая из них получила свое название.

Интересные факты:

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

  • Кантата – это вокально-инструментальное произведение, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».
  • Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.
  • Во время работы над музыкой к кинофильму Прокофьев обращал внимание на все детали, в том числе проводил некую звукорежиссерскую работу. Он подмечал как будет окрашен темброво тот или иной звук, направленный точно в микрофон. Так, сильное прямое звучание могло травмировать пленку и давать довольно резкий тембр. Тогда ему пришла в голову мысль использовать эту особенность для записи музыки, характеризующей вражеский лагерь. Такой тембр как нельзя лучше подошел для изображения крестоносцев. Для этого композитор попросил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофону.
  • Создавая киномузыку, композитору пришлось проделывать опыты «перевернутой» оркестровки, чтобы найти оригинальные эффекты.

Содержание

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

Трудно представить другое такое же значительное произведение в классической музыке, родившееся из киномузыки. Вся структура кантаты выдержана в семичастной форме со строгой логикой внутренних частей.  Исследователи отмечают наличие в произведении черт сонатной формы.

Причем Прокофьев делает это достаточно тонко, избегая четких схем сонатного цикла, в сопоставлении и развитии двух конфликтных образов. В целом, большое влияние на кантату оказали принципы кинематографа, с его стремительным монтажным развитием.

Кроме того, Прокофьев широко применяет принцип звукописи и в его музыке отчетливо слышится карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

«Русь под игом монгольским» — первая часть кантаты. Исследователи отмечают, что она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу.

Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение. Прокофьев очень тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон.

Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания.

«Песня об Александре Невском» – вторая часть, которая является очень знаковой. Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам. Однако этот напев Прокофьев преобразовал, придав ему динамику и добавив энергию. Особый эпический склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей.

«Песня об Александре Невском» — слушать

«Крестоносцы во Пскове» – третья часть, пронизанная атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей.

В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке.

Грубое, диссонантное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач. Именно в этом эпизоде впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

«Вставайте, люди русские!» — четвертая часть кантаты. Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

«Вставайте, люди русские!» — слушать

«Ледовое побоище» – пятая картина, которая является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов.

Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук чтобы показать врагов, он сам назвал его не очень приятным для уха русского человека. Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

«Мертвое поле» — шестая часть. Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю.

«Въезд Александра во Псков» — седьмая часть, представляющая собой финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения.

«Въезд Александра во Псков» — слушать

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текст

Музыка из кантаты Сергея Прокофьева нашла отражение и в кинолентах других режиссеров:

  • Евангелие от Матфея (1964)
  • Сад наслаждений (1970)
  • Дон Джованни (1970)
  • Любовь и смерть (1975)
  • Уинстенли (1975)
  • Я был хозяином замка (1989)
  • Сталин (1992)
  • Дети революции (1996)
  • Поцелуй Ж. В. (1997)
  • Анна Каренина (1997)
  • Отступник (2015)

Кроме того, музыку кантаты можно встретить в мультсериале «Симпсоны» (2016), компьютерной видеоигре LittleBigPlanet, телесериале «Летающий цирк Монти Пайтона» (1972).

Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи.

Читайте также:  Лев Оптинский: житие преподобного старца, именины и икона, тексты молитв

Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах — это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, ведь она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой.

Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский».

Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками.

Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Молитва Александру Невскому

  • Образ святого благоверного князя Александра Невского есть практически в каждой церкви.
  • Рядом с иконой великого князя мы можем встретить сотрудников полиции и охраны, военнослужащих и их жен и матерей, также нередко помощи у мудрого правителя просят политики, крупные бизнесмены и начинающие предприниматели.
  • Ниже мы разберемся: какую роль сыграл Александр Невский в становлении России, почему он причислен к лику святых, как полагается к нему обращаться и в каких ситуациях нам поможет молитва Александру Невскому.

Князь Александр Невский родился в мае 1221 года в Переславле-Залесском.

  В 1225 году епископ Суздальский Святитель Симон совершил Александру «Княжеский постриг» — обряд посвящения в войны.

Это событие произвело огромное впечатление на маленького князя. Современники, описывая житие великого князя, отмечают, что Александр с детства трепетно относился к религии.

С 1228 года имя молодого князя начинает часто употребляться в летописях. Высокий, со звучным голосом и прекрасным лицом, сильный, премудрый и храбрый — именно так описывали его современники.

В возрасте 9 лет Александр был назначен князем Новгородских земель.

И к 1236 году Александр одержал свои первые значимые победы, защищая родную землю от ливонцев, литовцев  и шведов. Перед каждым боем великий князь просил благословения у архиепископа и молился. В этом же году молодой князь переезжает на княжение в Киев, а в 1239 получает титул Князя Новгорода, Дмитрова и Твери.

«Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом был прекрасен, как Иосиф.
Сила Александра была частью силы Самсона. И дал Бог князю премудрость Соломонову, а храбрость римского царя Веспасиана».

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текстСвятой князь Александр Невский

  1. 1240 год оказался переломным в жизни Александра: 23 июля 1240 года на реке Неве Александр с новгородским войском выступил против шведов.
  2. Шведское войско, под предводительством ярла Биргера, стремилось оккупировать земли, расположенные в устье реки Невы и находившиеся под защитой Великого Новгорода.
  3. Несмотря на то, что дружина молодого князя уступала шведскому войску в численности, победа над шведами была одержана.

За храбрость, мужество и умелое ведение боя, Александра нарекли Невским.

  • С помощью победы в битве на реке Неве, молодой князь укрепил позиции Руси с севера и обеспечил безопасность границ со стороны Швеции, что было очень важно в условиях нашествия хана Батыя.
  • После поражения шведы перестали принимать участие в набегах на Русь, но немецкие рыцари, несмотря на печальный опыт войска ярла Биргера, по-прежнему стремились захватить границы Новгородской и Псковской земли.
  • В 1240 году немцам удалось оккупировать города Псков и Изборск.

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текстАлександр Невский. Битва на Чудском озере, картина

  1. В марте 1242 князь Александр Невский во главе новгородского войска освободил Псков, а 5 мая 1242 года состоялось знаменитая битва на Чудском озере.
  2. Победа в Ледовом побоище, одержанная князем, окончательно укрепила позиции Руси на Западе, а мир, запрошенный Ливонским орденом, был заключен на условиях, продиктованных русским народом.
  3. Установленные Александром в результате победы в битве на Чудском озере западные границы Руси, оставались неизменными в течение нескольких столетий.
  4. За время своего правления Александр Невский участвовал более чем в 60 сражениях и в каждом одерживал верх над противником.
  5. Исходя из вышесказанного, следует сделать заключение о том, что князь был великим полководцем, надежным защитником земли русской.

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текстПамятник Александру Невскому Новгородская область, Новгород, Октябрьская улица

Но чем помимо побед прославился князь Александр Невский?

  1. Укреплением православной веры — отказ от католичества (папа римский Иннокентий IV не раз предлагал Александру Невскому подчиниться католической вере, обещая взамен помощь в освобождении от монголо-татарского ига).
  2. Построением дипломатических отношений с Золотой ордой (истощенная и раздробленная от сражений и набегов Русь, не могла дать отпор многочисленному ордынскому войску), что впоследствии привело к уменьшению дани.

Канонизация Александра Невского

Почему князь Александр Невский причислен к лику святых? Разве победы и мудрое правление могут обеспечить канонизацию для политика? Безусловно, подвиги и дипломатические успехи сыграли определенную роль, но основой для канонизации послужили несколько иные факторы.

  1. С самого детства Великий князь посещал церковные службы, развивая духовно себя и привлекая свой народ к посещению церкви.
  2. Перед каждым сражением Александр просил благословение у епископа, впоследствии передавая его своим воинам.
  3. Великий полководец не участвовал в захватнических сражениях, но всегда вставал на защиту русских границ.
  4. Александр Невский помог в создании православной епархии в Золотой Орде.
  5. Несмотря на тяжелую политическую ситуацию в стране, великий князь остался верен Христу.
  6. Восстановил множество разрушенных городов, в том числе и город Владимир, разоренный набегами Золотой Орды.
  7. 23 ноября 1263 года во время погребального обряда князя во Владимире в Рождественском монастыре, присутствующие заметили, что тело Александра Невского осталось нетленным.

Официальное причисление к лику святых благоверного князя Александра Невского состоялось в Московском соборе при митрополите Макарии в 1547 году.

Александр был канонизирован как благоверный князь, прославившийся  глубокой верой и добродетелью.

Как и кому помогают молитвы, обращенные к князю Александру Невскому?

Как и все святые,  благодатный князь поможет каждому, к нему обратившемуся, но не для кого ни секрет, что вернее молиться о том, к чему святой имел непосредственное отношение в земной жизни. Поэтому чаще других помощи у князя Александра Невского просят военнослужащие и сотрудники силовых структур.

Не следует забывать и о том, что великий князь был выдающимся дипломатом своего времени, поэтому перед любой важной встречей или подписанием договора к нему стоило бы обратиться, чтобы молитва святому помогла провести переговоры мудро и выдержано.

«… и обратился Великий князь к ним (своей дружине) со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Канон Александру Невскому: история появления, когда и как читать и полный текстСвятой благоверный князь Александр Невский, икона

Канон и молитва Александру Невскому

Молитва Александру Невскому

Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре!

  • Призри милостивно на нынедостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих (или иконе твоей) ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник Православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди.
  • Ты великое, возложенное на тя, служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребыватикоегождо, в нежепризван есть, настави.
  • Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгналеси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи.
  • Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствуеши, исходатайствуй нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам.

Предстоя же со всеми святымипрестолу Божию,молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  1. Канон Александру Невскому был составлен в 1547 году владимирским иноком Михаилом и звучит он так:
  2. Ирмос:Моря черную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразными Моисеовым арукама Амаликову силу в пустыни победил есть.
  3. Приимша в своем сердцы, Блаже, Твою благодать духовную твердо премудраго повеления и в души благочестивых вложившаго, похвалами даждьублажити Александра преславного.
  4. СветильничемногосветлыйРоссийския земли, чудесы, якоже солнце второе, сияя, всех нас поминай, совершающих память твою, Александре блаженне.
  5. Церкве был еси Христовы красота, блаженне, пением босию украсил еси, преславне.
  6. И ныне молим тя: свободины от всякия брани борителя, поющиятя, Александре.

Канон святому благоверному великому князю Александру Невскому (первый) — Святцы

Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразными Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Читайте также:  Икона Божией Матери Игоревская: история и значение, в чем помогает и молитва

Приимша в своем сердцы, Блаже, Твою благодать духовную твердо премудраго повеления и в души благочестивых вложившаго, похвалами даждь ублажити Александра преславнаго.

Светильниче многосветлый Российския земли, чудесы, якоже солнце второе, сияя, всех нас поминай, совершающих память твою, Александре блаженне.

Церкве был еси Христовы красота, блаженне, пением бо сию украсил еси, преславне. И ныне молим тя: свободи ны от всякия брани борителя, поющия тя, Александре.

Богородичен: Радуйся, благодати источниче; радуйся, лествице и дверь небесная; радуйся, светильниче, и стамно златая, и горо несекомая, Дево, Жизнодавца Христа миру рождшая.

Песнь 3

Ирмос:

Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Во весь мир пройде слава чудес твоих, блаженне, имиже просветил еси вселенную, от всех напастей избавляя присно.

  • Благочестиваго и венценоснаго Александра, сошедшеся, по достоянию восхвалим, яко чудес подателя обильнаго и Господу молящася о всех нас.
  • Источник чудес гроб твой явися неисчерпаемый, от негоже реки исцелений изливаеши верно память твою творящим, блаженне.
  • Богородичен: Ты едина на земли преестественных благих Ходатаица, Мати Божия, была еси: тем Ти, радуйся, зовем.

Седален, глас 8:

Яко звезда многосветлая, от востока произшед, явился еси светлаго ради жития твоего и чистоты душевныя и телесныя сосуд Святаго Духа; и сего ради по успении твоем от многих лет во гробе нетленны обретошася святыя твоя мощи, от нихже источаеши реки чудес исцелений верно зовущим ти: радуйся, благоверный великий княже Александре.

Слава, и ныне, богородичен: Яко Всенепорочная Невеста Творцу, яко Неискусомужная Мати Избавителя, приятелище яко сущи Утешителя, Препетая, беззаконию мя суща скверное обителище и бесом игралище в разуме бывша, потщися от тех злодейства мя избавити и светлое жилище добродетелей соверши, Светоносная Нетленная, отжени облак страстей и вышняго причастия сподоби и Света невечерняго молитвами Твоими.

Песнь 4

Ирмос:

Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Кто любовь твою и милость ко всем человеком, паче же к нищим изглаголет? и по смерти убо, яко жив, простерл еси руку твою и приял еси от иерарха свиток грехов прощения.

Днесь день святаго празднственный многия созывает на веселие духовное, и трапезу, и пищу нетленныя жизни Божественнаго наслаждения.

К Божественному свету ныне преставился еси, света сын возлюблен быв, в радости и красоте с лики ангельскими ныне радостно ликуеши, блаженне.

Богородичен: Света Твоего блистаньми озари, Отроковице Всенепорочная, еже в нощи страстей искушении одержимое сердце мое, правды Солнце свет возсиявши.

Песнь 5

Ирмос:

Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Досточудная и преславная память твоя возсия в Российстей земли, блаженне, и радостно верных веселит соборы.

  1. Отверзошася тебе двери Едемския, и несказанен свет и трисиянен возсия, блаженне, в неподвижнем Царствии небеснем, и праведных веселие приял еси радуяся.
  2. Ныне Александр великий, сирот и вдов милостивый печальник, отечествие свое и вся вкупе яве созывает: приидите, собравшеся, яко общему заступнику светло торжествуем.
  3. Богородичен: Сый в зраце Божии, Пребожественный вселися во чрево Твое, в зрак мой облечеся Господь, Пренепорочная.

Песнь 6

Ирмос:

Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию.

  • Твоя святая память, Александре, вселенную веселит, созывающи верныя в честный храм твой, в немже ныне радостию совокупльшеся, тя молим: языческаго нашествия избави люди твоя, преславне.
  • Веселия днесь вся исполнися Российская земля, в нарочитый день праздника преславнаго чудотворца, Александра блаженнаго: соблюдает бо отечество свое выну ненаветно.
  • Сирот и вдов заступника и в бедах непоборимаго помощника, песньми Александра ублажим, славяще: празднующих бо память его весело от бед избавляет и скорбей.
  • Богородичен: Святый Иисус вселися во утробу Твою, во святых, Дево, почиваяй и прославляяй верою истинною сего, Отроковице, славящия.

Кондак, глас 8

Яко звезду тя пресветлу, почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую: всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии: моли спасти отечество твое, и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти: радуйся, граду нашему утверждение.

Икос:

Велий чудотворец явился еси Российския земли, блаженный Александре, невидимо Христовы люди посещая и исцеления подавая богатно всем от души приходящим и согласно вопиющим сице: радуйся, столпе пресветлый, просвещая нас чудес светлостьми; радуйся, велехвальнаго краля победивый пособием Божиим; радуйся, свободивый град Псков от неверных; радуйся, латинская учения презревый и прелесть их в ничтоже вменивый; радуйся, яко восприял еси в тленных место нетленная; радуйся, Света Неприступнаго зрителю; радуйся, яко ликуеши со ангелы; радуйся, облаче росный, верных мысли орошаяй; радуйся, темных страстей прогонителю; радуйся, Российстей земли заступниче; радуйся, граду нашему заступление.

Песнь 7

Ирмос:

В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

  1. Днесь Церковь Христова, празднующи Александрово торжество, бывшее о Бозе, сошедшимся воистинну источает исцеление, прилежно молящимся и любовию поющим его.
  2. Во всех странах произыде вещание: яко нашего града явися чудотворец преславен, источая исцелений множество, всем просящим тепле.
  3. Днесь веселия исполняется храм Бога нашего, в немже лежат честныя мощи блаженнаго, и вси притекающии облобызают со страхом святую раку преславнаго и приемлют исцеление.
  4. Богородичен: Вышняго освященное Божие селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, вопиющим Ти: благословена Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос:

Руце распростер, Даниил, львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

  • Ангельстии чини хвалят тя, преславне, и человечестии роди поют непрестанно, творяще верно память твою, Александре великоимените.
  • Тебе в чудесех славна Российским странам показа Бог, Александре, и украси тя небесными дарми: Того моли помиловати всех нас.
  • Победы истинноименит, воистинну верным людем в бедах и крепок помощник явился еси, Александре блаженне.
  • Богородичен: Священный Тя пророк благообразно проповеда, Дверь, и Гору, и Сень, и Землю святую, и Облак света, из Негоже во тме сущим возсия Солнце, Дево, един Светодавец.

Песнь 9

Ирмос:

Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся — Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

  1. Красен телом и душею, и благочестием сияя, славне, божественнаго разума, орган был еси Святаго Духа: и по смерти убо к безсмертной жизни и некончаемому блаженству прешел еси, радуяся, Александре богомудре.

  2. Яко светозарное, блаженне, солнце, возсияв от запада, и всю зарями благочестия Российскую землю просветил еси, и отгнал еси тму глубокую еретичествующих, Александре преславне.

  3. Твое святое преставление днесь светло празднуем: исполни радости и веселия восхваляющия тя, Александре великоимените.
  4. Богородичен: Светом мя Твоего милосердия во тме неразумия лежащаго озари, едина Светодавца рождшая, Избавителя и Бога, святых венчавшаго.

Светилен

Слышана бысть во всех странах превеликая слава твоя, и тогда жены Моавитския страшаху дети своя грозным твоим именем. И ныне, блаженне, враги наша невидимо устрашай, ополчающияся на христолюбивое твое воинство.

Слава, и ныне, богородичен: Совета великаго Ангела Отча, родила еси Христа, препетая Отроковице, Царя славы: Егоже Крест, апостоли проповедавше, просветиша языки и научиша Тя, Богородицу, славити и покланятися Твоему Рождеству.

Что такое Великий покаянный канон Андрея Критского?

Кто автор Великого покаянного канона, для кого он написан, как вошел в церковную жизнь, его состав, когда и как читается — в коротких вопросах и ответах в рубрике Слайды на «Фоме».

Скачать и распечатать эти Слайды в формате .pdf

Великий покаянный канон написал критский архиепископ VIII века Андрей. Появление канона связывают с раскаянием святителя в ереси монофелитства (учение о единоволии Христа). Канон был дополнен современником архиепископа Андрея преподобным Иоанном Дамаскиным.

Покаянный канон святитель Андрей написал для себя и не предназначал для общецерковного употребления. Сокрушаясь о грехах, архиепископ в поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как переживания собственной души.

«Я самый страшный грешник, виновный более всех людей», — главная тема Великого покаянного канона. Это утверждение концентрирует на своих грехах и исключает осуждение по отношению к другим людям.Канон призывает к покаянию. Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?…»

Покаянный канон стал частью богослужения после землетрясения. Рукопись хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила землетрясение.

Монахи спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. Они взяли рукопись канона и читали ее, молясь об усмирении стихии.

Читайте также:  Икона София Премудрость Божия: история образа Божией Матери и молитвы

После этого канон стали читать во дни бедствий, а затем Великим постом с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Общецерковное употребление канон получил в IX веке.

Великий канон читается Великим постом. В первую неделю поста канон разбивается на четыре части и читается с понедельника по четверг на вечернем богослужении.

Целиком Великий канон прочитывается на пятой неделе поста в среду вечером — эта служба называется «Стояние Марии Египетской», потому что вместе с каноном читается житие Марии Египетской.

Верующие молятся, держа в руках зажженные свечи и текст богослужения.

Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события от грехопадения Адама до земной жизни Христа. К Великому канону примыкают 2 ряда песнопений: 16 тропарей и 24 стихиры.

Почти в каждой песни канона можно выделить 2 части: 1-я — беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; 2-я — молитвенный вопль к Богу о помиловании.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.

  • • Канон Андрея Критского. Полный текст по дням чтения
  • • О каноне Андрея Критского Подробнее об истории создания и содержании

• Покаянный канон: «Душе моя, восстани, что спиши». Покаянный канон в подмосковном храме. Фото Владимира Ештокина

  1. • О канонах и Каноне
  2. • НАЧАЛО: Великий канон. Протопресвитер Алесандр Шмеман о содержании и назначении Великого канона

Канон Святому Благоверному Князю Александру Невскому

глас 4
Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразными Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Приимша в своем сердцы, Блаже, Твою благодать духовную твердо премудраго повеления и в души благочестивых вложившаго, похвалами даждь ублажити Александра преславнаго.

Светильниче многосветлый Российския земли, чудесы, якоже солнце второе, сияя, всех нас поминай, совершающих память твою, Александре блаженне.
Церкве был еси Христовы красота, блаженне, пением бо сию украсил еси, преславне.

И ныне молим тя: свободи ны от всякия брани борителя, поющия тя, Александре.
Богородичен: Радуйся, благодати Источниче; радуйся, лествице и дверь Небесная; радуйся, светильниче, и стамно златая, и горо несекомая, Дево, Жизнодавца Христа миру рождшая.

Другой канон святому, глас 8.
Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Достойными похвалами воспети преславнаго чудотворца ум и смысл даруй ми, Христе Боже, яко да воспою, радуяся, память его.

Песньми и пеньми духовными восхвалим блаженнаго, и честную его и многоцелебную раку, обстояще, любезно облобызаем, и сице вопием: радуйся, Отечеству твоему пресветлый светильниче.

Богомудре Александре, аще тя и напоследок лет новопросвещенная Российская страна возрасти, но древних чести сподобился еси, дарование чудес достойно прием.

Богородичен: Закон кроме естественных, Дево, родила еси Законодавца Бога, Человека бывша: Того, яко блага, моли, Всенепорочная, наша беззакония презрети.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.
Во весь мир пройде слава чудес твоих, блаженне, имиже просветил еси вселенную, от всех напастей избавляя присно.

Благочестиваго и венценоснаго Александра, сошедшеся, по достоянию восхвалим, яко чудес подателя обильнаго и Господу молящася о всех нас.
Источник чудес гроб твой явися неисчерпаемый, от негоже реки исцелений изливаеши верно память твою творящим, блаженне.

Богородичен: Ты едина на земли преестественных благих Ходатаица, Мати Божия, была еси: тем Ти, радуйся, зовем.

Ин

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Светильник света явился еси, Александре Божественный, недугов глубокую тьму разрушая всегда зарею светлою чудес, премудре.

Престолу предстоиши благодати, со всеми Ангелы радуяся днесь и миру исцеления раздавая богатство, спаси всех нас молитвами твоими, блаженне.
Жития твоего светлость, преподобне, всем Бог яве показа возжжением свещи у гроба твоего.

Темже прибегающии к тебе с верою, вси просвещаются.
Богородичен: Яко воистину Господь воцарися в Царствие неотпадающее и облечеся псаломски из Тебе, Богомати, в красное благолепие, плоть святую, еюже смерть прият и разруши ея царство.

  • Седален, глас 8:
  • Яко звезда многосветлая, от востока произшед, явился еси светлаго ради жития твоего и чистоты душевныя и телесныя сосуд Святаго Духа; и сего ради по успении твоем от многих лет во гробе нетленны обретошася святыя твоя мощи, от нихже источаеши реки чудес исцелений верно зовущим ти: радуйся, благоверный великий княже Александре.
  • Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Кто любовь твою и милость ко всем человеком, паче же к нищим изглаголет? и по смерти убо, яко жив, простерл еси руку твою и приял еси от иерарха свиток грехов прощения.

Днесь день святаго празднственный многия созывает на веселие духовное, и трапезу, и пищу нетленныя жизни Божественнаго наслаждения.

К Божественному свету ныне преставился еси, Света сын возлюблен быв, в радости и красоте с лики Ангельскими ныне радостно ликуеши, блаженне.
Богородичен: Света Твоего блистаньми озари, Отроковице Всенепорочная, еже в нощи страстей искушении одержимое сердце мое, правды Солнце Свет возсиявши.

Ин

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Зарею Трисолнечныя благодати сияя, светле твой праздник творящих озари и страстнаго омрачения демонскаго избави, Александре преславне.

Источил еси реки чудес, блаженне, верных напаяющия сердца и мутныя воды многобожия изсушающия.
Архиереи и священницы, монаси и простии, и старцы со юнотами, и весь возраст, светло предъиграйте и память блаженнаго в песнех возвеличите.

Богородичен: Имею Тя помощницу и не постыждуся, Пречистая Мати Божия, имею Тя предстательницу и враг моих не убоюся.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.
Досточудная и преславная память твоя возсия в Российстей земли, блаженне, и радостно верных веселит соборы.

Отверзошася тебе двери Едемския, и несказанен свет и Трисиянен возсия, блаженне, в неподвижнем Царствии Небеснем, и праведных веселие приял еси радуяся.
Ныне Александр великий, сирот и вдов милостивый печальник, Отечествие свое и вся вкупе яве созывает: приидите, собравшеся, яко общему заступнику светло торжествуем.

Богородичен: Сый в зраце Божии, Пребожественный вселися во чрево Твое, в зрак мой облечеся Господь, Пренепорочная.

Ин

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы.
Приял еси исцелений благодать, Александре славне, сущим в бедах подаваеши здравие твоим заступлением; тем ратных дерзость низложи и миру подавай чудеса.

Яко звезда светла явися непрелестная, плененных свободитель, и нищих богатитель, и болящих врач, Руси поборник и града нашего утверждение.
Явися в Российстей земли чудотворец, преславен Александр блаженный, яко всесветел светильник сияя во всем мире и во мраце страстей озаряя вся.

Богородичен: Мертвости и тли избавила еси человечество, естеством бо Жизнодавца и Бога без семене родила еси, Дево Всенепорочная, на благодеяние восхваляющих Тя верно.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Твоя святая память, Александре, вселенную веселит, созывающи верныя в честный храм твой, в немже ныне радостию совокупльшеся, тя молим: языческаго нашествия избави люди твоя, преславне.

Веселия днесь вся исполнися Российская земля, в нарочитый день праздника преславнаго чудотворца, Александра блаженнаго: соблюдает бо Отечество свое выну ненаветно.

Сирот и вдов заступника и в бедах непоборимаго помощника, песньми Александра ублажим, славяще: празднующих бо память его весело от бед избавляет и скорбей.
Богородичен: Святый Иисус вселися во утробу Твою, во святых, Дево, почиваяй и прославляяй верою истинною сего, Отроковице, славящия.

Ин

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
От пречестнаго корене израсл еси ветвь, преславне, и благочестно на земли пожил еси, и приятелище чисто Духа явился еси, освящая верою притекающия ти, блаженне.

Добродетелем положника и благочестивым князем удобрение, Церковь славит тя и воспевает, блаженне: молитвами твоими подаждь чтущим любовию доблести твоя и борения лютых прегрешений оставление.

Иже в бедах и в скорбех сущии, к раце твоей притекающе, приемлют честная дарования, от в тебе живущия благодати: ты бо миру присно источаеши исцеление.
Богородичен: Сущи Пресвятый храм, Богородице, Источник родила еси, Пренепорочная, неисчерпаемый, Владычице.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *