Иоанн новгородский: житие архиепископа и о чем просят у святителя, молитвы

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Иоанн Новгородский: житие архиепископа и о чем просят у святителя, молитвы
Свт. Илия, в схиме Иоанн, Новгородский

Илия, в схиме Иоанн (+ 1186), архиепископ Новгородский и Псковский, святитель

Память 7 сентября в день кончины, 1 декабря в честь обретения мощей, и в Соборе Новгородских святых [1]

В миру Иоанн, родился в Новгороде от благородных и благочестивых родителей Николая и Христины. Он был воспитан в любви ко Господу и страхе Божием, детство его прошло в безмятежной, спокойной обстановке.

По достижении совершеннолетия был рукоположен Новгородским епископом святителем Аркадием во священника к церкви священномученика Власия.

Но любовь к безмолвию привела его в один из новгородских монастырей, где он принял иночество с именем Илии [2]. Жизнь в монастыре вел строго подвижническую, пребывая в посте и молитве и вскоре стал известен всему городу за свою благочестивую жизнь.

По призванию народа [3] он вступил в управление Новгородской кафедрой. Возможно это случилось уже в 1162 году [4]. 28 марта 1165 [5] года митрополитом Киевским Иоанном он был рукоположен во епископа Новгородского и первый из Новгородских архиереев сразу же возведен в сан архиепископа, который с того времени утвердился за владыками Новгорода.

Иоанн Новгородский: житие архиепископа и о чем просят у святителя, молитвы
Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский. Типолитография Новгородского губернского правления, 1890 г.

Деятельность святителя в Новгороде началась со строительства храмов и монастырей. В первый год святительства были построены церкви во имя Святой Троицы и святителя Николая и основаны обители женская Предтеченская и мужская Благовещенская. Основание последней обители было давним желанием святителя и его брата, также будущего святителя, Гавриила.

В 1170 году на войну с Новгородом выступило суздальское войско вместе с объединенной ратью удельных русских князей.

После трехдневной осады, во время которой во всем городе служили службы, а сам владыка неотступно полился перед образом Спасителя, 25 февраля ему был глас от иконы, повелевший вынести на городскую стену икону Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня Так и было сделано, поле чего враги пришли в замешательство и бежали, избавив город от разгрома. В честь этого чуда святитель установил на 27 ноября праздник почитания этой святой иконы, с тех пор названной Знамение (см. подробнее).

Как добрый отец, он первым озаботился о беспомощной нищете, бедных семьях Новгородской земли, разоренных прошедшим нашествием и терпевших голод, и щедро подавал помощь несчастным.

Святитель был противником междуусобной войны и, после одержанной победы, убедил новгородских князей просить мира у великого князя Андрея Боголюбского.

В 1172 году он сам поехал во Владимир миритья с благоверным князем Андреем.

Щедрость святителя не препятствовала ему заботиться об устройстве и украшении церквей для своих пасомых.

В 1179 году святитель совместно со своим братом Гавриилом построил великолепный храм Благовещения в созданной им мужской обители, средства для достройки которого чудесно послала Сама Царица Небесная — по неотступной молитве святых братьем, Она предсказала во сне, что подаст все необходимое, а на следующее утро они прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом, который исчез тотчас после того как они сняли мешки. В 1182 году был построен каменный храм Богоявления над вратами монастыря и затем другой храм Богоявления над вратами кремлевскими. В 1184 году построен каменный храм на Опоках. Кроме того, им построены еще храмы: во имя своего покровителя пророка Илии, во имя трех отроков Вавилонских, препоподобного Феодора Студийского, праведного Лазаря.

Святитель более всего заботился о духовном просвещении народа. Большое внимание он уделял духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений.

Его жизнь по-прежнему протекала в непрестанных подвигах поста и молитвы и в тех же неусыпных заботах о вверенной ему пастве, которая постоянно была волнуема гражданскими смутами.

За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал святителю власть над бесами. Однажды, когда он по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса.

Скоро лукавый дух не стерпел молитвы святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре.

Однако, в одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться: он стал подбрасывать в келию святителя женские вещи.

Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина.

Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к Волховскому мосту. Там его спустили на плот без весел, и представили течению воды нести куда угодно, недостойного по их мнению, архипастыря.

Но к удивлению всех, плот поплыл не по течению, а против течения реки к Юрьеву монастырю, стоявшему в трех верстах от города. Иноки монастыря с честью встретили приставшего к их берегу архипастыря. А новгородцы, пораженные чудом, осознали свою неправоту и со слезами просили святителя простить их и возвратиться на кафедру. Незлобивый святитель простил всех и возвратился в Новгород.

Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Удрученный летами, изнуренный трудами и, чувствуя приближение смерти, святитель Илия был пострижен в схиму с прежним (мирским) именем Иоанн. Под этим именем он впоследствии и прославился. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория. Скончался святой Иоанн 7 сентября 1186 года, погребен в Новгородском Софийском соборе.

В 1439 года во время ремонта храма со стены упал большой камень и разбил каменную крышку гробницы над гробом святителя. В присутствии архиепископа Евфимия приподняли доску в образовавшемся отверстии и тотчас вся церковь наполнилась благоухания.

Святитель Евфимий, наклонившись над гробом, увидел неизвестного святителя в схиме, которого не коснулось тление. Имя святителя не было известно, т. к. надписи на крышке не было. Тогда архиепископ усердно помолился Господу, чтобы ему было открыто имя святого.

После усердной молитвы, ночью на 4 октября явился ему во сне муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению.

Тогда же святитель Иоанн указал совершать в этот день сугубую панихиду погребенным в Софийском соборе русским князьям и архиепископам Новгородским — так началось празднование соборной памяти Новгородских святителей.

Мощи святителя открыто почивали в Новгородском соборе. Общецерковное прославление святителя Илии-Иоанна Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1629 году митрополит Новгородский Киприан установил празднование 1 декабря в честь обретения мощей святителя Иоанна.

Молитвословия

  • Тропарь, глас 8
  • Днесь светло красуется славнейший великий Новград, / имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, / яко солнечныя лучи испущающия, / и подающия исцеления притекающим с верою к раце мощей твоих; / молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения / и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, / святителю Богомудре и чудоносче, / небесный человече и земный ангеле, / да сошедшеся любовию в память твою, / светло празднуем в песнех и пениих радующеся, / и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, / и Великому Новуграду заступление и утверждение.
  • Ин тропарь, глас 4
  • Господи Боже наш, / творяй присно с нами по Твоему смотрению, / не отстави милости Твоея от нас, / но молитвами святителя Твоего Иоанна / в мире устрои живот наш.
  • Кондак, глас тойже

Возвеселися явленно, честная Церковь Христова, / в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, / от Великаго Новаграда возсиявшаго, / и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, / и всеми добродетельми украсившагося. / И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, / источающее велия чудеса; / темже зовем ему: / о всеблаженне, / моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Труды

Архиепископу приписываются:

  • 28 правил, данных в разрешение вопросов Кирика — изд: «Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц,» Памятники древнерусского канонического права, СПб., 1880, ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 21—62.
  • «Прибавление к Уставу о причащении, написанное вместе с неизвестным епископом Белгородским,» Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем, М., 1821, 219—224.
  • «Поучение [попам]», Павлов, А., «Неизданный памятник русского церковного права XII века,» Журнал Министерства народного просвещения, СПб., 1890, октябрь, 275—300.
  1. Известно до 30 поучений святителя, среди них — О Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии.
  2. В своем первом архипастырском послании к духовенству, архиепископ наставлял пастырей такими словами:

«В начале слова моего я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. На кающихся не налагайте тяжких епитимий. Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых некнижных людей?.. На сирот епитимий не налагайте… Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко…» [6]

Его наставления к инокам исполнены духовного величия. Святитель пишет:

«Раз последовав за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают себя ничем, ни всего посвященного Богу. Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте — и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание — гневу, смерть — жадности к деньгам, гроб — хапанию… Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил свою шею под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою Живодательного Духа и сеять каплями разума Божия. Чернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям, и не пасть с высоты подобно князю светоносному… от славы человеческой рождается высокоумие…» [6]

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу на желание: 4 сильных текста и как правильно читать

Литература

  • Тихомиров, П. И., прот., Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе, Новгород, 1891, т. 1, 77—102.
  • Тихомиров, П. И., прот., Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери, Новгород, 1902, 14, 16—19.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, М., 1873, 63, 64, 243.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т., СПб., 1864—1886, т. 3, 33—34; т. IV, 260.
  • Протопопов, Д. И., Жития святых, чтимых православною Российской Церковью…: в 12 т., М., 1884—1885, т. 9, 110—117.
  • Поселянин, Е., ред., Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви (приложение к журналу Русский паломник, 1908) СПб., б. г., сентябрь, 55.
  • Краснянский, Г., свящ., Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих, Новгород, 1876, 121, 122.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, 2-е изд, Владимир, 1901-1902, т. 2, 237.
  • Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 т., 3-е изд., СПб., 1911, т. 1, 1016—1018, 1019—1023, 1270, 1273.
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1406.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 33.
  • Эрисов, Д. А., Яковлев, М. Л., сост., Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых, 2-е изд., СПб., 1862, 114—115.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии, СПб., 1882, 247—249.
  • Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 18.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн., 3-е изд., СПб., 1884, № 37, 37, 38.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 185.
  • Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем, М., 1821, 168, 200, 212, 223.
  • Полное собрание русских летописей: в 24 т., СПб., 1841—1921, т. 3, 13—19, 112—113.
  • Исторический вестник, СПб., 1885, декабрь, 35; 1893, май, с. 465; 1896, январь, 205; 1900, октябрь, 250, 253.
  • Жиганов, Е., «Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский,» Журнал Московской Патриархии, М., 1968, № 9, 72—76.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т., изд. Сойкина, П. П., СПб., б. г., т. 1, 1090.
  • Лопухин, А. П., Глубоковский, Н. Н., ред., Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т., СПб., 1900—1911, т. 6, 892.
  • Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896—1913, т. 8, 90.
  • Творогов, О. В., «Иоанн,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987, вып. 1, 208—210.
  • Дмитриев, Л. А., «Житие Иоанна Новгородского,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 514—517.

Использованные материалы

[1]  По некоторым данным — также в Соборе Новгородских святителей.

[2]  По иным данным, приведенным на http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm, он принял монашество в основанной им, вместе с братом Благовещенской обители. Это, однако, противоречит сведениям о дате основания этого монастыря.

[3]  В своем первом послании клиру епархии святитель указывает что «вы сами побудили меня на это служение.» Цит. по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

[4]  По http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

[5]  По датировке издания Щапова. По http://ortho-rus.tk/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6356 это произошло 28 марта 1166

[6]  Цит. по http://days.pravoslavie.ru/Life/life1471.htm

Иоанн новгородский

Иоанн новгородский

(ум. 1186)

Иоанн (в иночестве Илия), первый архиепископ Новгородский (до этого новгородские владыки имели сан епископов), — один из самых любимых в народе новгородских святых. Его Житие настолько наполнено легендарными, сказочными мотивами и чудесами, что само напоминает скорее сказку, чем памятник агиографии.

Родился Иоанн в Новгороде от благочестивых родителей. Поздние редакции Жития называют их имена — Николай и Христина. У него был еще и брат — Гавриил (Григорий), также воспитанный в религиозном духе.

(Впоследствии Гавриил станет преемником Иоанна на новгородской архиепископской кафедре.

) Когда Иоанн вырос, он принял священнический сан и был поставлен священником в новгородскую церковь священномученика Власия.

После смерти родителей Иоанн принимает монашество. В Житии святого (а также в особой Повести о построении Благовещенской церкви) приводится красочный рассказ о том, как Иоанн и его брат Гавриил (в схиме Григорий) решают создать монастырь на средства, оставленные им родителями.

Вблизи Новгорода, на озере Мячине, они строят деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устраивают возле нее монастырь, а затем задумывают возвести и каменный храм. И вот когда храм уже был достроен «до рамен», то есть до плеч, у братьев заканчивается серебро, необходимое для завершения строительства. Братья сильно опечалились.

Питая твердую веру и великое усердие к Пречистой Богородице, они обратились к ней с горячими молитвами, прося о помощи. И молитва их была услышана.

В сонном видении Пречистая явилась к ним и пообещала помочь: «Не оставлю Я моления вашего, ибо вижу вашу веру и любовь: в скором времени у вас будут средства, коих не только будет довольно для сооружения храма, но даже останется излишек; только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере».

И в самом деле, наутро братья «уже не в мечтании, но наяву» увидели перед монастырскими воротами красивого коня, на котором была надета узда, выложенная золотом; также золотом было оковано и седло. Конь стоял тихо и неподвижно, и не было всадника рядом с ним. Братья долго ожидали, не появится ли хозяин. Однако никто не пришел.

Тогда они подошли к коню и увидели, что по обеим сторонам седла перекинуты два туго набитых мешка. Уразумев, что конь ниспослан к ним свыше, они сняли с коня мешки, и конь тотчас сделался невидим. В одном из мешков братья нашли золото, а в другом — серебро. Возблагодарив Пречистую, Иоанн и Гавриил продолжили строительство. Вскоре они завершили храм и украсили его всем необходимым, а на оставшиеся деньги купили села для содержания монастыря. В этом монастыре братья и приняли иноческое пострижение, рассказывает автор сказания, причем Иоанн получил новое, иноческое имя — Илия.

Иоанн Новгородский: житие архиепископа и о чем просят у святителя, молитвы

Рассказ этот основан на реальных фактах. Действительно, новгородский Благовещенский монастырь и каменная церковь во имя Благовещения были поставлены братьями Иоанном (Илией) и Гавриилом. Но случилось это уже после того, как Иоанн стал новгородским архиепископом.

Новгородская летопись сообщает об основании обители под 1170 годом: «В то же лето архиепископ боголюбивый Илия с братом Гавриилом создали монастырь, церковь святой Богородицы Благовещения».

Каменный же храм был построен девять лет спустя, в 1179 году: «Заложил архиепископ Илия с братом церковь каменную святой Богородицы Благовещение, и начали строить церковь 21 мая, на память святого царя Константина и Елены, а закончили 25 августа, на память святого апостола Тита, а всего заняло строительство церковное 70 дней; и была [та церковь] христианам прибежище». Так что где именно принял пострижение святой Иоанн, остается неизвестным.

Поставление же Илии в сан епископа Новгородского произошло 28 марта 1165 года в Киеве. Рукоположен на кафедру он был киевским митрополитом Иоанном. 11 мая того же года Илия приехал в Новгород.

«Считая себя недостойным такого сана, — рассказывается в Житии святого, — Илия отрекался от него, но руководимые Самим Богом князь с мирским и духовным начальниками и все граждане новгородские единогласно избрали Илию на архипастырство: ибо он был угоден Богу и людям».

В том же году, повелением митрополита, новгородский владыка получил титул архиепископа.

Илия возглавлял новгородскую церковь более двадцати лет, до самой своей смерти в 1186 году.

За это время, по свидетельству Жития, он построил семь церквей в городе: помимо церкви Благовещения, это церкви Богоявления Господня, святого пророка Илии, преподобного Феодора Студийского, святых трех отроков Анании, Азарии, Мисаила и святого пророка Даниила, святого Лазаря и святого чудотворца Николая. Летописи знают и о поставлении святителем вместе с братом церкви святого Иоанна на Торговище.

В годы пастырского служения Иоанна имело место одно из самых знаменитых чудес в истории Великого Новгорода. В феврале 1170 года Новгород был осажден огромной ратью во главе с сыном великого князя Владимиро-Суздальского Андрея Боголюбского Мстиславом; вместе с ним были силы еще многих князей.

В течение трех дней враги осаждали Новгород, пытаясь взять его; новгородцы крепко стояли за своего князя Романа Мстиславича, однако многочисленность врагов удручающе действовала на защитников города. Новгородцы «ниоткуда не ожидали помощи — только у Бога просили милости и надеялись на молитвы святого архиерея», — рассказывает Житие святого.

(Этому событию посвящено также особое Сказание о битве новгородцев с суздальцами.)

Далее, согласно преданию, произошло следующее. В третью ночь после начала осады, когда архиепископ Илия, по своему обыкновению, стоял на молитве, он услыхал голос, обращенный к нему: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильине улице, возьми икону Святой Богородицы и вынеси ее на крепостные стены против супостатов». Наутро святой рассказал о чудесном голосе.

Он послал людей за иконой, а сам с освященным собором начал совершать молебное пение в кафедральном Софийском соборе. Вскоре вернулись посланные и рассказали, что они хотели взять образ Пречистой, но не смогли, как ни пытались, даже сдвинуть его с места. Взяв всех, бывших с ним в соборе, архиепископ направился в Спасскую церковь.

Он пал на колени пред иконой и стал молиться: «О премилостивая Госпоже! Ты — упование, надежда и заступница нашему городу, Ты — стена, покров и прибежище всех христиан, посему и мы, грешные, надеемся на Тебя. Не предай нас в руки врагов наших!» И когда начался общий молебен, внезапно икона сама собою сдвинулась с места.

Читайте также:  Икона божией матери иерусалимская: значение и в чем она помогает, молитвы

Взяв в руки честную икону, архиепископ в сопровождении народа вынес ее на крепостную стену и поставил против врагов. В то время неприятели устремились на приступ городских стен, выпуская тучи стрел против защитников города.

И вот Пресвятая Богородица отвратила лик свой от неприятелей и обратилась к городу; когда же люди взглянули на нее, они увидели, что из глаз Пречистой изливаются слезы. Так проявилась великая милость Пресвятой Богородицы к городу. «И внезапно на неприятелей напал страх, тьма покрыла их, гнев Божий привел их в смятение, и они начали убивать друг друга».

Увидев это, горожане открыли ворота и устремились на врагов: одних из них они посекли мечами, других взяли в плен; остаток же вражеского войска бежал. Пленных было так много, что новгородцы продавали их за бесценок: «и покупали суздальцев по 2 ногате», свидетельствует новгородский летописец.

(В летописях читается подробный рассказ о битве новгородцев и суздальцев; о чуде Пресвятой Богородицы здесь не сообщается, но сказано, что победили новгородцы «силою крестною, и [помощью] Святой Богородицы, и молитвами благоверного владыки Илии».) Случилась эта славная победа 25 февраля 1170 года. В ознаменование преславного чуда архиепископ Илия установил празднование Знамения Пресвятой Богородицы (празднуется 27 ноября).

Житие рассказывает еще об одном знаменитом чуде святого — его победе над бесом. Однажды, когда святитель, по своему обыкновению, стоял в полночь на молитве, бес, желая устрашить его, вошел в рукомойник, который висел в келье, и стал возмущать воду, производя шум.

Святой понял, что это козни беса, подошел к сосуду и осенил его крестным знамением. Так бес оказался заперт в умывальнике и не мог вырваться оттуда. Сила крестного знамения так жгла его, рассказывает Житие, что бес не выдержал и стал молить святого выпустить его.

Наконец, после того как бес вопил в течение долгого времени, Илия сказал: «За твою бесстыдную дерзость повелеваю тебе сею ночью отнести меня в Иерусалим и поставить у храма, где находится Гроб Господень; из Иерусалима тотчас же ты должен обратно перенести меня сюда в мою келью в ту же самую ночь, и тогда я отпущу тебя».

Бес обещал исполнить волю архиепископа. В ту же ночь он перенес Илию в святой город Иерусалим. Святитель поклонился Гробу Господню, а также и Животворному Кресту, и бес тотчас вернул его обратно в Новгород, в его келью. Уходя от святителя, бес умолял его никому не рассказывать о том, как он служил ему.

«Если же ты расскажешь кому-либо о том, как ездил на мне, — сказал нечистый дух, — то я не перестану строить против тебя козни и наведу на тебя сильное искушение».

Спустя некоторое время святитель беседовал с некими горожанами и приводил им разные примеры из житий святых.

Рассказал он, говоря будто бы про кого-то другого, и о том, что было с ним: как он ездил на бесе в Иерусалим и в ту же ночь вернулся обратно.

Слушатели сильно удивлялись его рассказу, а бес скрежетал зубами на архиепископа, говоря: «Раз ты рассказал тайну, наведу на тебя такое искушение, что будешь ты осужден всеми своими согражданами как блудник».

И с того времени бес начал мстить святому. Когда люди приходили к владыке Илии за благословением, бес показывал им разные видения: то женские одежды, то монисто, то женскую обувь. Люди стали думать о святом, не держит ли он блудницу в келье, и сильно смущались тем.

Когда однажды они собрались и пошли к келье архиепископа, бес превратился в нагую девицу, которая выбежала будто бы из кельи святого и побежала перед народом. Люди стали бранить и укорять Илию как блудника и, не зная, как поступить, решили: «Отвезем его на реку и посадим на плот, чтобы он уплыл из города по реке».

Святителя с позором повели к мосту на Волхове и посадили на плот. Но произошло чудо. Праведник победил коварного врага: когда плот спустили на реку, он поплыл не вниз по течению, но вверх, против течения, хотя никто не управлял им, а течение возле моста было очень сильное.

И направился плот к Юрьеву монастырю, что находится недалеко от Новгорода. Так был посрамлен бес. Люди же ужаснулись и поняли, что они совершили неправедное дело и оклеветали невинного. «Прости нам, отец, — кричали они.

 — В неведении согрешили против тебя, не помяни злобы нашей и не оставь чад своих!» Когда плот пристал к берегу и святитель сошел с него, люди бросились к нему с плачем и стали просить прощения. Святитель простил их и рассказал о своей борьбе с бесом и о том, как бес захотел отомстить ему.

Легенда о заточенном бесе относится к числу распространенных сюжетов мирового фольклора. Также распространен и сюжет о невинно оклеветанном епископе. Любопытно, что рассказ о путешествии Иоанна на бесе попал (без имени святителя) и в народные сказки. Использован он и в знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Святитель преставился 7 сентября 1186 года. Перед смертью он оставил архиепископство и принял схиму, причем дано ему было новое имя — Иоанн, то самое, которое он носил до пострижения. Тело его положили в церкви Святой Софии. Преемником святителя стал его брат — Гавриил (Григорий).

С течением времени гробница святителя была забыта, люди ничего не знали о ней; не знали даже, кто похоронен под надгробным камнем. Однако в 1439 году, при новгородском архиепископе Евфимие Вяжищском, произошло обретение мощей святого. Случилось это так.

Небольшой камень в притворе Софийского собора внезапно оторвался от своего места и упал на гробницу святого, причем расколол надгробную плиту. Плиту сняли и под нею обнаружили нетленные мощи. Но кому они принадлежали, святитель Евфимий не знал.

Житие святого Иоанна рассказывает, что ночью сам Иоанн явился к святителю Евфимию и назвал себя. С того времени началось местное почитание святого. Общецерковное же празднование было установлено в 1547 году митрополитом Макарием.

Церковь празднует память святого Иоанна Новгородского в день его смерти 7 (20) сентября.

ЛИТЕРАТУРА:

Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950;

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992;

Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV в. М., 1981;

Древнерусские предания (XI–XVI вв.) М., 1982.

Валерия Михайлова. В Иерусалим на бесе / Православие.Ru

Святитель Иоанн Новгородский летит на бесе в Иерусалим

Желанный клобук, нежеланная панагия

Иоанн родился в городе Новгороде, его родителей звали Христина и Николай. Еще будучи мальчишкой, он решил посвятить себя Богу – в те времена такое благочестие не считалось чем-то из ряда вон выходящим.

Когда Иоанн подрос, достиг совершенного возраста, а, по сути, еще будучи юношей, он был рукоположен во пресвитеры церкви священномученика Власия, епископа Севастийского (кстати, эта церковь, перестроенная позже, сохранилась до наших дней).

Когда умерли родители Иоанна, он решил, посоветовавшись со своим братом Гавриилом, все наследство вложить в строительство нового монастыря.

Первым делом возвели деревянную церковь: братья посвятили ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Монастырь рос, и вскоре решено было воздвигнуть долговечный каменный храм.

Храм вырос лишь наполовину, когда стройку пришлось заморозить: как это нередко бывает и в наше время, кончились деньги.

Братья не могли найти «человеческий» выход из ситуации, оставалось только молиться. Однажды ночью в ответ на молитвы Гавриила и Иоанна им явилась Богородица и ободрила их. «Только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере» – таким было Ее послание.

И действительно, почти в буквальном смысле средства на продолжение строительства появились из ниоткуда. На следующий день братья увидели, что у ворот строящегося монастыря стоит лошадь без наездника.

Подошли поближе, чтобы посмотреть, и обомлели: на лошади – богатая сбруя, обложенная золотом, а по бокам висят два мешка, туго набитые золотом и серебром. Ждали: может, вернется наездник, но так и не дождались.

Сняли с лошади мешки, отнесли в монастырь, обернулись – а коня и след простыл…

Иоанн и его родной брат приняли постриг в обители, которую построили на свои деньги

Строительство было завершено, а оставшиеся деньги братья отдали в распоряжение игумену монастыря. Гавриил и Иоанн приняли постриг в обители, которую сами и построили. Гавриил получил имя Григорий, а Иоанн был наречен Илией.

Время шло. Однажды до монастыря дошли вести о кончине архиепископа Новгородского Аркадия. Аркадий был первым избранным новгородцами епископом – дело в том, что именно в то время, с конца XII века, новгородцы стали сами избирать своего епископа, собираясь «всем городом» на вече, в то время как раньше его назначал Киевский владыка.

На место новопреставленного преосвященного Аркадия Новгород единодушно избрал Иоанна, нравственные качества и вера которого были широко известны.

И, вопреки сопротивлению бедного подвижника, не желавшего для себя ни почетного сана, ни известности, он стал архипастырем: сдавшись на уговоры горожан, Илия отправился в Киев, где был возведен в сан епископа и поставлен на Новгородскую кафедру.

Два года спустя смиренный епископ был рукоположен в архиепископы – и стал первым в истории архиепископом свободного Новгорода.

Читайте также:  Мученик Мамант: житие кесарийского святого и иконография, тексты молитв

Брат на брата

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород
XII век – разгар кровопролитных междоусобиц русских князей, и, конечно, они не могли не коснуться богатейшего торгового города. В феврале 1170 года к Новгороду двинулось большое объединенное войско русских князей во главе с князем суздальским Мстиславом Андреевичем, сыном знаменитого Андрея Боголюбского. За несколько лет до этого Мстислав отправился с аналогичным походом на Киев. Поход закончился взятием и сожжением города: как повествует летопись, «и бысть в Киеве на всих человецах стенание, и туга, и скорбь неутишимая».

И вот Мстислав под стенами Новгорода. Князья и воеводы уже поделили между собой улицы города, так очевиден был для них успех. Жители в ужасе, «охватила их печаль и скорбь великая.

И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери». Три дня длилась осада, три дня, без сна, вместе с жителями молился архиепископ Иоанн.

И ему было откровение: идти в церковь на Ильинской улице и вынести на городские стены хранящуюся там икону Богородицы.

Наутро икону торжественно вынесли из храма и подняли на стены. И вдруг случилось то, чего никто не ожидал: икона «заплакала».

Иоанн стал фелонью вытирать эти слезы, текущие из глаз Богородицы… Благодаря такому явному чуду к жителям города вернулось присутствие духа. Настал черед осаждавших бояться и метаться.

Согласно летописи, на них напала тьма, страх, в лагере начался хаос, люди метались, ничего не различая, калечили и убивали друг друга. В этот момент новгородцы и вышли за городские стены, кинулись в бой.

К вечеру осада города была снята, князья с позором отступили от Новгорода. В следующем году архиепископ ездил на переговоры с князем Андреем Боголюбским, отцом Мстислава, во Владимир, чтобы обезопасить свою паству и способствовать заключению мира на долгие годы. Город стал жить спокойно.

В память об этом чуде архиепископ Иоанн установил праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

А чудо, конечно, забыть не могли. С того времени в Новгороде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Пресвятой Богородицы, который и сегодня отмечается 27 ноября / 10 декабря. Об этом событии в XIV веке было написано сказание – «Слово о знамении Святой Богородицы», а веком позже афонский монах Пахомий Логофет написал о нем «Слово похвальное Знамению».

На месте, где стояла плачущая икона, построили монастырь Богородицы на Десятине. Сама икона Божией Матери «Знамение» 186 лет хранилась в той же церкви на Ильинской улице, а в 1356 году была перенесена в храм, названный в ее честь (впоследствии ставший Знаменским собором).

Сегодня известны ее многочисленные списки, а одну из икон, написанных на сюжет победы новгородцев над суздальцами, можно увидеть в Третьяковской галерее.

На бесе в Иерусалим

Храм Гроба Господня

Архиепископ был, как бы сейчас сказали, талантливым миссионером. Он вел беседы с мирянами, игуменами, священниками – об исповеди, о причастии, о святости.

В одной из таких бесед святой рассказал о некоем человеке, который был искушаем бесом, но подчинил его себе и съездил на нем в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню.

Считается, что рассказывал святитель о себе самом, как обычно и поступали подвижники, – чтобы о них не думали особо.

Новгородский архиепископ, безусловно, был человеком святой жизни. Порядок искушений таких подвижников – гораздо выше, чем обычных людей. Как описывает святой наших дней Паисий Святогорец, искушения мирян – гнев, невоздержанность и даже какие-то грубые грехи, а к преуспевшему монаху уже могут прийти и сами лукавые духи, чтобы смутить, напугать его.

Так, вероятно, случилось и с архиепископом Иоанном. В одну из ночей, когда он молился один, вдруг услышал шум и плеск воды – как будто кто-то плескался в рукомойнике. Поняв, что это не человек, святой встал, подошел к рукомойнику и перекрестил его. Возмутителем спокойствия оказался бес, понадеявшийся сверхъестественным явлением напугать и смутить монаха.

– Кто ты и как вошел сюда? – спросил архиепископ.

Бес сказал:

– Я лукавый бес и пришел смутить тебя, думая, что ты, как человек, устрашишься и перестанешь молиться; но ты заключил меня в этом сосуде и мучаешь меня. Пусти меня, раб Божий! И я никогда больше не приду к тебе!

Согласно житию, святитель поставил условие: повелел нечистому отвезти его в Иерусалим, к храму Гроба Господня. И в ту же ночь там оказался. Угодник Божий повелел бесу стоять на месте, а сам пошел в храм Воскресения Христова.

Подойдя, он стал молиться, и неожиданно запертые двери храма отворились перед ним, а у Гроба Господня зажглись свечи и лампады. Поклонившись святыне, исполнив свое желание, он вышел из храма: бес стоял на том же месте в виде оседланной лошади.

Сев на него, Иоанн в ту же ночь вернулся в Новгород и оказался в своей келлии. Бес умолял святого оставить такой его позор в тайне и от просьб перешел к угрозам:

«Если ты расскажешь кому-либо, как ездил на мне, – сказал бес, – я сделаю так, что тебя осудят как блудника!..»

– Если ты расскажешь кому-либо, как ты ездил на мне, то наведу на тебя такой поклеп, что все тебя осудят как блудника!

Но святитель осенил себя крестным знамением, и бес исчез.

И вот святой рассказал эту историю другим. Бес со всей злобой и коварством приступил к тому, чем и грозил: всеми силами старался оклеветать архиепископа.

Святитель Иоанн Новгородский
Каждый день к святому приходило немало посетителей. Лукавый демонстрировал им разные видения: то пришедший увидит ожерелье в келлии архиепископа, то почудится ему женская обувь или какой-то предмет женской одежды. Люди, конечно, смущались. О пастыре распространялись слухи: его действительно стали подозревать в блуде.

Однажды народ решил дознаться правды. Всем миром отправились к келлии своего архипастыря. Нечистый обратился девицей и сделал вид, что убегает из келлии… Это вызвало страшное возмущение.

Услышав крики и шум, архиепископ вышел и спросил, что случилось. И тут «чада» стали кричать, обличать своего архипастыря, схватили его, стали насмешничать над святителем.

А что делать дальше? Решили поступить так:

– Отвезем его на реку, посадим на плот, чтобы он выплыл из города по реке Волхов.

Так и сделали. Плот с оклеветанным монахом поплыл. Да только, как рассказывает житие, не по течению, а против него – вверх по реке. Архиепископ уплывал из города – в прямом и переносном смысле.

– Прости нам, отец! – только и могли кричать люди, догоняя плот, рыдая, пытаясь вернуть святого, изгнанного ими.

  • И праведник простил своих духовных детей и возвратился в Новгород. Его слова, обращенные к искателям правды и тем, кто скор на обличение, так же свежи сегодня, как в XII веке:
  • – Чада, с осмотрительностью делайте всякое дело, чтобы не искусил вас диавол и добродетель ваша не была омрачена злым делом.
  • «Иго Христово должно быть легко»

Святитель Иоанн Новгородский

Святитель преставился вскоре, примерно через год, после этих событий. Близость смерти он чувствовал и попросил постричь его в великую схиму. В этом последнем постриге ему было дано то же имя, что и в крещении – Иоанн.

За время своего служения святителю удалось построить семь храмов: Благовещения Пресвятой Богородицы; Богоявления Господня; во имя святого пророка Илии; преподобного Феодора, игумена Студийского; святых трех отроков: Анании, Азарии, Мисаила и святого пророка Даниила; святого праведного Лазаря четверодневного; святого чудотворца Николая Мирликийского.

После Иоанна осталось около 30 письменных поучений. Он в простой и живой форме наставлял священников, говоря о самых элементарных вещах:

«Я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего, смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству.

Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. Не налагайте на кающихся тяжких епитимий.

На сирот епитимий не налагайте. Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко».

Наставлял и монахов:

«Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте – и во сне, и в бодрствовании сохранять память смертную, и во плоти быть бесплотным.

Не для всех монастырь служит врачеством сластолюбию, как и молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хапанию… Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня… Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносному… От славы человеческой рождается высокоумие».

Софийский собор, Новгород

По смерти святителя его тело было погребено в храме Софии Премудрости Божией. А на Новгородский архиепископский престол люди избрали родного брата святителя, Григория.

Со временем архиепископ был забыт, но в XV веке в Софийском соборе была случайно разбита надгробная плита, и под ней обрели нетленными мощи. Никто не знал, чьи они, пока архиепископу Евфимию это не было открыто во сне.

Святитель Иоанн был прославлен на Соборе 1547 года.

В 1919 году рака с мощами святого была вскрыта сотрудниками VIII отдела Народного Комиссариата Юстиции, занимавшегося «ликвидацией культа мертвых тел»… Но как Бог не пожелал оставить этого человека безвестным в XV веке, так и в наше время: сегодня святителя Иоанна Новгородского, с детства жаждавшего только одного – быть со Христом, помнят и прославляют в православном мире.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector