Иннокентий иркутский: житие святителя и в чем помогает икона, молитвы

Приблизительное время чтения: 4 мин.

«Россия страна казенная» — как часто по самым разным поводам мы слышим эту цитату Чехова и с грустью соглашаемся.

И в то же время соглашаемся с фельдмаршалом Минихом, еще во времена императрицы Анны Иоанновны констатировавшим: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом.

Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует». Житие святителя Иннокентия Иркутского — наглядное подтверждение обоих этих утверждений.

Иннокентий Иркутский: житие святителя и в чем помогает икона, молитвыИллюстрация из книги «Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца/ сост. Иоанном Кузьмичевым .- Москва : Тип. Вильде , 1894»

А как удачно все начиналось! Мальчик Ваня из шляхетского рода Кульчицких с Черниговщины поступил в Киево-Могилянскую коллегию, учился там у митрополита Стефана (Яворского), будущего президента учрежденной Петром I после упразднения патриаршества Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший Синод, и сменившего его потом на этом посту архиепископа Феофана (Прокоповича). К концу курса он принял монашество с именем Иннокентий и был персонально затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда — в Санкт-Петербург, где в ту пору только основали Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Там молодой образованный монах обратил на себя внимание императора, который решил отправить его… в Пекин — открывать там Русскую православную духовную миссию. И в 1721 году иеромонаха Иннокентия рукоположили во епископа и в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона, пяти певчих и трех служителей проводили в неведомую страну.

Без малого год добирались они до Иркутска. Оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, и там три года ждали сначала разрешения на въезд в Китай, а получив отказ, — дальнейших распоряжений Синода.

Денег не было совсем. Чтобы не умереть с голоду, миссионеры ловили рыбу и нанималась на работы к местным хозяевам. Свое поношенное платье владыка Иннокентий чинил себе сам.

А утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе.

Миссия невыполнима?

Со временем миссию кое-как пристроили на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не есть даром монастырский хлеб, епископ Иннокентий и его диакон писали для храма иконы.

Зато вынужденное это «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель Иннокентий восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял будущих священников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка повеление переселиться в иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. И туда к нему в поисках духовного утешения потянулись люди, особенно инородцы.

«В начале было Слово…»

Наконец из Петербурга пришло высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. Этим решением была образована новая Иркутская кафедра.

Но жить по-прежнему было не на что: консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске.

Только в 1828 году епископу выделили наконец дом в городе.

Но несмотря на все трудности, миссию свою — проповедь Слова Божия среди язычников — владыка Иннокентий выполнял так успешно, что они крестились не только семьями, но и целыми стойбищами. Из новокрещеных бурят даже образовалось целое поселение — Ясачное.

При нем почти полностью закончилось строительство кафедрального Богоявленского собора. При Вознесенском монастыре еще раньше была устроена монгольская школа, а святитель Иннокентий открыл еще славяно-русскую школу для всех сословий.

Иннокентий Иркутский: житие святителя и в чем помогает икона, молитвыЖитие святителя Иннокентия Иркутского в клеймах. Литография XIX в.

А вот жалованья при жизни он так и не дождался: решение о начислении ему содержания и удовлетворении некоторых его нужд пришло тогда, когда он уже ни в чем земном не нуждался — 27 ноября 1731 года владыка Иннокентий скончался.

И как только об этом доложили вице-губернатору Жолобову, он тут же отобрал и все имущество владыки, и даже часть монастырского, лишив братию не только возможности похоронить владыку, но даже литургию совершать — за неимением вина. И только после настойчивых просьб выделил на погребение святителя триста рублей, запретив при этом впредь к нему обращаться.

Впрочем, кончилось это все для чиновника плачевно — по приговору уголовного суда в Петербурге ему отрубили голову.

«Сибирская мумия»

А через 33 года после кончины святителя Иннокентия были обретены его мощи. В 1804 году по решению Синода их торжественно, при великом стечении народа, крестным ходом перенесли в соборную Вознесенскую церковь, и в память об этом вИркутске до 1920 года ежегодно совершался крестный ход.

В 1920-м в Вознесенской обители начались аресты, а в 1921-м мощи святителя Иннокентия вскрыли для «медицинского освидетельствования», увезли в Москву и выставили в музее Народного комиссариата здравоохранения с табличкой «Сибирская мумия». 

После закрытия выставки более 70 лет о местонахождении святыни достоверных сведений не было. Обнаружили ее только в 1990 году— в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и сначала перенесли в ярославский Толгский монастырь, а оттуда поездом доставили в Иркутск.

А в 2005 году, когда праздновалось 200-летие обретения мощей Иннокентия Иркутского, в епархии возродилось братство его имени, которое в 1901–1920 годах издавало и распространяло духовную литературу, организовывало библиотеки, проводило беседы и чтения, а его благотворительный отдел содержал на свои средства богадельню для престарелых и бездомных и детскую бесплатную столовую, а в годы Первой мировой войны помогал беженцам.

Икона святителя Иннокентия, чудотворца Иркутского

Иннокентий Иркутский: житие святителя и в чем помогает икона, молитвы Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия. В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. 14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы — монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство — подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году.

По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

«Моления, — говорил святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, — засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю.

Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году.

С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

Тропарь,глас 3

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак,глас 4

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

4 сильных молитвы святителю Иннокентию Иркутскому

Оглавление:

Молитва святителю Иннокентию Иркутскому чудотворцу об исцелении от болезней

«К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Читайте также:  Андрей Боголюбский: биография и добродетели святого, знаменитые иконы и церкви

Молитва святителю Иннокентию Иркутскому о заступничестве

«Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче.

Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище.

Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.»

Молитва святителю Иннокентию Иркутскому от тяжелых недугов

«Святой Иннокентий, ревностный защитник и покровитель слабых рабов Божьих! Молим тебя, не оставь во грехе и болезни раба Божьего (имя), укрой своим покровом и укажи путь к благодати и благословению Божьему. Исцели болезни телесные и душевные, не оставь смиренного раба Господа нашего в геенне страстей и бремени болезней. Да не воспротивится (имя) указанию твоему и последует дорогой истинной веры. Аминь.»

Молитва святителю Иннокентию Иркутскому об укреплении веры

«Святитель Иннокентий, жизнь праведную посвятивший служению истинной православной вере и ко Господу отошедший в мире и спокойствии! Молю тебя, смилостивись над нами, грешными рабами Божьими, помоги очистить души от бремени греха и удостоиться благодати Господа нашего Иисуса Христа. Да укрепится вера наша заступничеством твоим и смиренно войдем в Царствие Небесное. Аминь.»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Житие Святителя Иннокентия, епископа Иркутского

Мирское имя святителя Иннокентия Иван (Иоанн). Его родители происходили из дворянского рода Кульчицких. В середине XVII века семья Кульчицких из-за голода и польского владычества переселилась из Волыни в Черниговские земли. Иван родился около 1680 года. В возрасте 15-ти лет был отдан на обучение при Киевском Богоявленском монастыре.

В 1706 году по окончании обучения в Киевской академии он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был причислен к братии Киевской лавры. В 1710 году монах Иннокентий был вызван в Москву для преподавания словесности в Славяно-греко-латинской академии. Позднее он стал преподавать философию и нравственное богословие.

В 1719 году он был вызван в Петербург в Александро-Невскую лавру и назначен в звании соборного иеромонаха на корабль «Самсон». Вскоре переведен в звании обер-иеромонаха в город Або (приморский город в Финляндии). Здесь иеромонах Иннокентий был старшим из флотских иеромонахов.

Эта должность способствовала знакомству иеромонаха Иннокентия и российского императора Петра Великого. В последствии это знакомство сыграло важную роль в судьбе иеромонаха Иннокентия.

Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVII века, непрерывно заселялась русскими переселенцами. Вместе с переселенцами стала распространяться и Христова вера. В 1620 году открыта первая Сибирская епархия, в Тобольске.

Однако церковная жизнь Сибири находилась в страшном запустении: священства не хватало, да и среди имеющегося были пороки и распущенность, монахи были таковыми только по имени.

Сибирь нуждалась в ревностных служителях Христовых.

К середине XVII века русские переселенцы дошли до о. Байкал и р. Амур, приблизившись к границе Китайской империи. В 1652 году был основано Иркутское городище, его предназначение было собирать дань с соседних инородцев. Были завязаны отношения с Китайским императором.

В связи с этим в 1715 году была создана православная миссия для просвещения китайцев. Главой китайской миссии после смерти ее основателя архимандрита Иллариона был назначен иеромонах Иннокентий. В это же время Священному синоду стало известно, что китайский император Канси склоняется к принятию христианства.

Решено было послать в Пекин епископа для устройства там церковной жизни. Выбор пал на Иннокентия. С согласия Петра Великого и самого Иннокентия, 5 марта 1721 года в Александро-Невской лавре в присутствии Петра Великого состоялось посвящение Иннокентия в епископа.

При рукоположении епископу вручается какая-либо область и по ее названию именуется и сам епископ. Так как никакой епархии в Китае пока еще не было, епископу Иннокентию временно присвоили именование Переяславского.

Около года святитель Иннокентий добирался до Иркутска, где он должен был ждать распоряжений от Синода. В марте 1722 года он вместе со своими помощниками прибыл в Иркутск. Потом направился к китайской границе, но по некоторым неблагоприятным причинам он не был пропущен через нее и остановился в Селенгинском Троицком монастыре.

Последовало долгое и беспросветное ожидание разрешения ситуации, которая со временем, казалось, только усложнялась. Он перестал получать жалованье, не мог отправлять письма в Россию (китайцы часто перехватывали почту). Миссия вынуждена была питаться тем, что ей пожертвуют русские купцы. Они сами ловили рыбу.

Епископ Иннокентий сам зашивал свои изношенные вещи.

Святитель Иннокентий не любил праздности и стал писать иконы. В то же время стал проповедовать Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам. Таким образом он прожил в Селенгинске три года.

В 1722 году китайским императором стал Юн-чжен сын Канси. Молодой император выдворил из Китая католиков, их храмы приспособил для своих нужд. Въезд в страну стал еще более затрудительным. Однако попытки были предприняты, но успеха русские дипломаты так и не достигли.

После долгих и изнурительных ожиданий, в 1727 году Синод назначил святителя Иннокентия Иркутским епископом.

Ранее назначение на это место воспринималось как наказание, ссылка, и те, кто назначался сюда, либо уезжали, либо не приезжали совсем.

На место главы миссии был назначен настоятель Вознесенского монастыря в Иркутске архимандрит Антоний (Платковский), от которого святитель Иннокентий перенес много огорчений.

Святитель Иннокентий столкнулся со многими трудностями. Первая и самая, пожалуй, значительная — это почти общая безграмотность священства. Многие из них не имели никакого образования, с трудом читали.

Стыдясь своей безграмотности, они просили подписаться за них другого человека, а те объясняли это слабым зрением: «де он, поп очима скорбен». Святитель Иннокентий вменил в обязанность всем священникам читать каждое воскресенье книги, специально приготовленные им. Кроме этого он организовал русско-монгольскую школу.

Из русского отделения этой школы должны были выходить пастыри Церкви. В школу принимались дети из всех сословий, а не только дети духовенства.

С 1729 года за Иркутской епархией стали числиться Селенгинский округ, Якутский и Илимский. Увеличились заботы о людях, живущих на этой земле.

Святитель Иннокентий боролся с различными недугами: с пьянством, весьма распространенным среди сибиряков, неверностью в супружеской жизни.

В одной проповеди святитель сказал: «Если кто пожелает святую церковь построить, то не только стены созидайте, но и внутри украшайте ризами, сосудами, а больше всего – людьми благоразумными, священниками богобоязненными».

В Сибири было очень много людей, которые не ходили в храм, следовательно не принимали участия в Таинствах, в течение 30 лет.

К таким он обращал свое отеческое слово, обращая их взор на жизнь Богоматери: «Она, Пречистая, от рождения трех лет, будучи безгрешной и чистой, всегда в Церкви пребывала, а мы грешные нечистые не только от трех лет рождения, но и до 30 лет живем и в церковь не входим и грехи всегда творим и не раскаиваемся».

Всего четыре года и три месяца был епископом в Иркутске святитель Иннокентий. За это недолгое время он положил прочное основание для жизни Церкви в Сибири. Он был апостолом Христовой веры среди монголов, бурятов и забывших свою веру русских; он был искоренителем суеверий и язычества, истинным учителем добра и правды.

Оставаясь непреклонным перед лицом порока в людях, он и к себе относился строго. Он часто уединялся для молитвы в пещере, которую выкопал основатель вознесенского монастыря Герасим. Святитель Иннокентий часто молился на могиле Герасима.

В быту он был прост: власяница, вязанная из грубой шерсти одежда, поверх нее подрясник, сшитый из кожи лося, и кожаный пояс. Известна открытость Иннокентия для всех людей, а не только для христиан. Например, он часто беседовал с учителем монгольской школы буддистом Лапсаном.

После смерти Святителя он вместе со всей своей семьей крестился и стал христианином. 

Напряженная подвижническая жизнь, суровый климат края, постоянные переезды с места на место (насколько они были утомительны можно судить по тому, сколько времени нужно было потратить на дорогу из Москвы в Иркутск – около года). Все это привело к болезни; сначала у него начались сильные головные боли, затем и другие болезни. В сентябре 1731 года он еще лежал больным, а 27 ноября этого же года он мирно скончался в возрасте 50-ти лет.

Через 34 года после его смерти нетленное тело святителя Иннокентия было обретено при перестройке Вознесенского храма. А в 1804 году он был причислен к лику «святителей, Церковью почитаемых и прославляемых; тело его нетленное, как истинные мощи и достойные, чтобы для почитания народного были объявлены и открыты».

Читайте также:  Молитва вернуть любимого мужчину Николаю Чудотворцу: полный текст и как читать

Память святителя Иннокентия – 9 декабря.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, чудотворец

празднование 9/22 февраля, 26 ноября/9 декабря.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью архипастырь, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства— Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии.

Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры.

В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию.

В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або.

Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.

В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переяславского. До окончательного утверждения этого определения святитель исполнял должность наместника Александро-Невской Лавры, а 5 марта 1721 года святой Иннокентий был хиротонисан в Троицком соборе Лавры во епископа Переяславского, в присутствии Петра I.

19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как неосторожно назвал Святителя в грамоте тобольский губернатор.

Три года вынужден был провести Святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири.

Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут.

И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».

Не получая жалованья, Святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов.

Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря.

Несмотря на тягостные условия жизни, Святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым Крещением.

В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший Святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года Святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии.

Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений.

По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа.

Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году.

По благословению Святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

«Моления,— говорил Святитель,— должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. В епархии Святителя насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря.

Будучи строгим ревнителем благочестия, святитель Иннокентий неутомимо заботился о избрании достойных пастырей, он говорил: «Но ныне аще кто пожелает святую церковь построити, то не стены едины созидайте, но и внутрь украшайте ризами, сосудами, а наипаче всех сих — людьми благоразумными — священниками богобоязненными»,

Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, Святитель сам строго выполнял его. Любил он уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, любил он возносить свои моления и над могилой старца.

По ночам Святитель читал творения святых отцов и часто, ночью, выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах.

Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.

Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святого первопрестольника Иркутского обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к Святителю.

Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя Иннокентия в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

Второй день памяти Святителя— 9 февраля.

Икона Святителя Иннокентия Иркутского

Иннокентий Иркутский считается покровителем и заступником всей Сибири. Молитвы перед иконой святого способны помочь вам сохранить мир и понимание в своем доме, избежать бед и спасти душу от греховного искушения.

История иконы

Святой Иннокентий родился в Малороссии в 1680 году. Его родители были представителями рода знатных благочестивых дворян. Желая дать сыну достойное образование, родители отправили его учиться в Киевскую духовную семинарию, а после — в духовную академию.

Иннокентий посвятил свою жизнь служению Богу и наставил множество людей на истинный путь. На своем жизненном пути святой был иеромонахом на корабле, служителем Александро-Невской лавры, а после — Иркутским епископом. Умер святой в 1731 году в Вознесенском монастыре.

Сразу после смерти святого начали происходить чудеса: пришедшие проситься с епископом люди получили исцеление от давних болезней, не поддававшихся лечению. В 1800 году Иннокентий был канонизирован, и иконописцы Иркутска написали несколько его икон.

Где находится святой образ

Копий иконы Святителя Иннокентия множество, но самый первый образ находится в Иркутском Крестовоздвиженском монастыре.

Описание и значение иконы Святителя Иннокентия

На иконе изображен святой Иннокентий Иркутский в расцвете своих сил и праведного пути. В одной руке Святитель держит православный крест, а в другой — Священное Писание.

Этот образ призывает каждого православного христианина не забывать о том, на чем зиждется вера, и оставаться преданными своему пути.

Святителю Иннокентию Иркутскому молятся все православные Сибири как своему заступнику и небесному покровителю. Помимо этого, святому молятся все верующие, прося избавить от тяжелых болезней и исцелить врожденные недуги.

Молитвы перед образом Иннокентия Иркутского

«Святой Иннокентий, ревностный защитник и покровитель слабых рабов Божьих! Молим тебя, не оставь во грехе и болезни раба Божьего (имя), укрой своим покровом и укажи путь к благодати и благословению Божьему. Исцели болезни телесные и душевные, не оставь смиренного раба Господа нашего в геенне страстей и бремени болезней. Да не воспротивится (имя) указанию твоему и последует дорогой истинной веры. Аминь».

Эту молитву следует читать перед иконой святого всем, кто болен телесно или душевно.

«Святитель Иннокентий, жизнь праведную посвятивший служению истинной православной вере и ко Господу отошедший в мире и спокойствии! Молю тебя, смилостивись над нами, грешными рабами Божьими, помоги очистить души от бремени греха и удостоиться благодати Господа нашего Иисуса Христа. Да укрепится вера наша заступничеством твоим и смиренно войдем в Царствие Небесное. Аминь».

Эту молитву необходимо читать для придания сил и уверенности перед всяким праведным делом и для помощи в борьбе с болезнями и невзгодами.

Молитвы святым, читаемые с искренним усердием и смирением, способны помочь вам изменить свою жизнь.

Образ Богоматери во все времена особо почитался православными христианами. В числе известных икон выделяется Афонский …

Святыня «Благоуханный цвет» — известный в православии образ Богородицы. Икона Пресвятой Девы имеет особое значение …

Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона …

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован …

Софроний и Иннокентий Иркутские: житие и икона святых, о чем просят и молитва

Святитель Иннокентий — первый Иркутский епископ, просветитель, благодатный светильник и духовный собиратель Восточной Сибири, храмоздатель, миссионер, прозорливец и чудотворец.

Небесный покровитель миссионеров и катехизаторов.

К нему обращаются за молитвенной помощью для вразумления неверующих и иноверцев, сектантов, в нужде, засухе, в болезнях, для преодоления пороков блуда и пьянства.

Святитель Иннокентий Иркутский, Икона 1970-е годы. Иконописец Монахиня Иулиания Соколова

Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.

Читайте также:  Можно ли заразиться в церкви при причастии: меры предосторожности и мнение священников

Кондак святителю Иннокентию Иркутскому, глас 4

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

  Собор Преображения Господня всей гвардии (Санкт-Петербург)

Молитва первая святителю Иннокентию Иркутскому

К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иннокентию Иркутскому

Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче.

Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище.

Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.

Молитвы святителю Софронию Иркутскому

Святителю Христов Софроние! Предстоя у престола Божия, призри с небесе на нас, грешных и недостойных раб Божиих (имена)! Возгрей сердца немощных людей и призови к покаянию и исправлению жизни греховныя.

  • Утверди нас твоею благодатною помощию, предстательством твоим и молитвами приход сей от всякого зла и навета вражия огради, спаси и сохрани именем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже славу приносим во веки.
  • Аминь.
  • Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молитвенниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию покланяющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядающаго огня.

Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия.

Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своея греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся ко друг другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Православные молитвы ☦

4 сильных молитвы святителю Иннокентию Иркутскому

Почитание

Тело почившего, облаченное в священные одежды, находилось в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора до 8 октября — шесть месяцев и десять дней, пока не получено было распоряжение Святейшего Синода о предании его земле.

Гроб стоял поверх пола и был покрыт только одной крышкой. Все это время тело святителя оставалось нетленным.

К нему уже тогда начали обращаться с молитвой о помощи и предстательстве пред Господом — и многие получали исцеление своих недугов, телесных и духовных.

Росту почитания святителя способствовали результаты последующих неоднократных освидетельствований его святых мощей, имевших место: в 1833 году при вскрытии пола в Казанском приделе; в 1854 году при переделке соборного пола; в 1870 году особой комиссией во время капитального ремонта; в 1887 году. С 1870 года у гробницы святителя по четвергам совершалось богослужение, образ его чтился как святыня.

В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя — от них исходило благоухание. Слава о святом Софронии распространялась все шире и приумножалась за счет чудесных знамений от его мощей.

Перед Синодом было возбуждено ходатайство о причислении его к лику святых и открытии его святых мощей для поклонения и чествования. Святейший Синод учредил особую комиссию под председательством архиепископа Серафима для более тщательного расследования чудесных знамений.

Этой комиссией было исследовано 65 чудес, происшедших по молитвам к святителю Софронию. Комиссия представила отчет.

Тем временем, 8 марта 1909 года особой комиссией в составе архиепископа Тихона, епископа Киренского Иоанна, ректора Иркутской семинарии архимандрита Евгения, миссионера-проповедника протоиерея Иоанна Восторгова, командированного Синодом, и членов местного кафедрального собора было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: через сто тридцать восемь лет, несмотря на близость к воде (рядом протекает река Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, гроб, одеяние и тело святителя Софрония сохранились нетленными. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя.

19 июня того же года года состоялось второе официальное освидетельствование мощей комиссией. Вновь все было найдено в том же виде и состоянии, что и при прежнем осмотре.

В 1910 году состоялся Иркутский Миссионерский съезд, который своим постановлением выразил усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя перед Святейшим Синодом. В следующем году 19 марта иркутский архиепископ Тихон (Троицкий-Донебин) обратился в Синод со своим личным ходатайством.

В 1914 году архиепископ Иркутский Серафим (Мещеряков) сделал Синоду подробный доклад о житии и чудесах, исходящих от нетленных мощей святителя Софрония. То же стремление выразило пастырское собрание духовенства Иркутска.

Городская Дума и Городская управа в своем представлении губернатору также просили поддержать ходатайство. Пожелание скорейшего прославления было выражено 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии.

18 апреля 1917 года в Иркутском Богоявленском соборе по неизвестной причине случился пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония.

Знаменательно, что это событие совпало со днем хиротонии святителя, бывшем в 1753 году, и с новым праздником будущей безбожной власти — Первомаем (18 апреля по старому стилю), в то время уже достаточно широко и по-своему празднуемым.

Но горе утраты мощей не только не умалило почитание святого, но еще более усилило его. Верующие чада Церкви объединились в союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь православия, защищать их от поругания врагами Церкви.

Особая комиссия из духовных лиц, мирян, представителей судебной власти, экспертов-медиков и одного химика освидетельствовала прах и кости святителя, сохранившиеся после пожара, и благоговейно сложила останки в специальный ковчежец.

Сразу после пожара во много раз выросло число его почитателей, увеличилось количество панихид, уже перед ковчежцем. По рукам богомольцев и раньше ходили подписные листы с требованием скорейшего прославления угодника Божия, теперь их количество значительно увеличилось.

Выросло число заявлений о новых чудесах и знамениях, совершившихся по молитвенному предстательству святителя, причем многие из тех, кто пережил подобное чудесное явление, свидетельствовали об этом на Иркутском епархиальном съезде перед всеми собравшимися.

В адрес съезда поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению святителя Софрония. Иркутский епархиальный съезд постановил возбудить ходатайство через высокопреосвященного архиепископа Иоанна и избранных представителей от епархии об ускорении дела о канонизации.

Это ходатайство перед Святейшим Синодом было возбуждено и передано оттуда в совет Всероссийского Священного Собора.

Кроме донесения высокопреосвященного Иоанна Иркутского Собору были представлены все обращения и заявления с описанием чудес, проверенных специальной комиссией, листы с подписями свыше 18 000 человек, отзывы участников Собора, врачей Клевезаля и Волобуева о некоторых наиболее ярких случаях чудесных исцелений по молитвам святителя на основании показа данных под присягой.

Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония; священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. Первой под Определением Собора стояла подпись: «Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России».

Торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня того же года, несмотря на разгоравшуюся гражданскую войну.

На второй сессии того же Собора под председательством патриарха была утверждена служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном.

Тогда же священником Тихоном Солдатовым была составлена служба святителю, а тропарь и кондак по благословению преосвященного Иоанна написал протоиерей Николай Пономарев. Акафист был подготовлен иеромонахом Порфирием и рецензирован коллективом епископов, находившихся в Иркутске «по обстоятсльствам времени.»

Те же «обстоятельства времени» затем перенесли раку и ковчежец со святыми останками в Иркутский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, принадлежавшей обновленцам. С 1937 года, после закрытия этого храма, святыня пребывала под спудом.

У кого какой ангел хранитель (божья защита) — статусы … любимый мир

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector