Икона вознесение господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Описание Вознесения Господа содержится в канонических текстах Нового Завета: подробно об этом рассказывается в Деяниях святых апостолов (Деян 1: 2–12) и Евангелии от Луки (Лк 24: 50–51), краткое изложение этого события приводится в конце Евангелия от Марка (Мк 16: 19). Согласно преданию, храм на месте Вознесения Христа — Елеонской горе близ Иерусалима — был воздвигнут стараниями святой императрицы Елены, которая побывала в Святой Земле около 327–328 года и организовала поиск святынь и строительство церквей.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы, вероятно, еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи.

Об этой традиции пишет западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 года.

Она сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Возможно, следствием этого единого празднования, стало встречающееся в раннехристианском искусстве изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, служившей сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен так, как Он был видим во время Крещения в Иордане — в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся и первые дошедшие до нас изображения Вознесения, например, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В прямоугольный формат авория вписано две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение, представленное настолько непривычно для современного зрителя, что непросто идентифицировать изображенное. Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога-Отца, протянутую из сегмента, символизирующего духовное Небо, Царство Небесное.

Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, Был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2:32–33).

В искусстве Западной Европы такой вариант иконографии был достаточно популярен и удержался до времени готики, на Востоке же этот извод не прижился, видимо, из-за отсутствия мотива триумфа и теофаничности, необходимого в изображении этого столь важного события.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся стоя во славе, изображенной не просто как ореол (клипеус, медальон), а как большой лавровый венок.

Эта деталь создает акцент на теме триумфа, победы — венки из лавра традиционно могли получать только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании.

С четырех сторон лавровый медальон как бы поддерживают на своих крыльях тетраморфы — четыре таинственные ангельские существа, имеющие лица льва, тельца, быка и человека, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (Иез. 1:1–26).

Художник пытается всячески подчеркнуть торжественный, триумфальный характер восшествия Господа во плоти на небеса. Размещенные ниже тетраморфов аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение своего Творца.

Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру.

Вознесение Господа — это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11).

Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.

Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим.

Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св.

Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки — награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца.

Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез.

1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и Пятидесятницы.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания.

Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения — это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников.

Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы.

Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон.

Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории — домостроительство Бога Духа Святого.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI — нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

Икона Вознесения Господня — значение образа

Вознесение Господне — великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.

История иконы

Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.

Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.

Летописное повествование

Апостолы были потрясены смертью Учителя и не поверили рассказу жен-мироносец о том, что они разговаривали с Иисусом Христом после Его смерти. Но вскоре они сами смогли убедиться в том, что их Учитель был необычным человеком.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

  • По пути из Иерусалима в небольшое селение Эммаус, Иисус в образе другого человека подошел к своим ученикам Луке и Клеопе, но они не узнали Господа. На Его вопрос:
  • «Отчего вы так печальны?»
  • «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?»
  • И рассказали Незнакомцу о распятии Иисуса Христа, с горечью добавив, что они
  • «надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…» (Лк. 24, 21)
  • Еще рассказали Ему о том, что несколько женщин сообщили им, что Иисус жив, но подтверждения этому нет, Его никто, кроме них не видел.
    В ответ Иисус сказал:

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?»(Лк. 24, 25–26)

И начал объяснять им все, что говорили о Нем пророки, начиная от Моисея.

С этими разговорами путники подошли к Эммаусу и Лука с Клеопой пригласили Собеседника в гости. За ужином Незнакомец взял хлеб, благословил его, преломил и подал им точно так, как это делал их Учитель.

Читайте также:  Акафист тихвинской иконе божией матери: текст и как молиться чадоподательнице

догадались ученики, и в то же мгновение Иисус стал для них невидимым.
Лука и Клеопа поспешили обратно в Иерусалим и рассказали остальным апостолам о встрече, но они им не поверили. До тех пор, пока вечером воскресного дня сами не увидели Господа.

— с этими словами Он явился им в Сионской горнице, хотя ее двери были закрыты. Апостолы смутились и испугались, но Господь успокоил их, а потом даже поужинал с ними. Тогда, наконец, апостолы поверили, что с ними разговаривает не призрак.
Все, что написано в ветхозаветных пророчествах – исполнилось:

«так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24, 45–48).

Среди апостолов не было одного, Фомы. Ему рассказали о встрече с Господом, но он сказал

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

  1. Через восемь дней, Иисус снова явился перед своими учениками. И когда Фома убедился, что Его руки пробиты гвоздями, воскликнул :
  2. «Ты — Господь мой и Бог мой!»
  3. После Воскресения, Господь не один раз являлся Своим ученикам, учил их, разговаривал о Царстве Небесном и о той истине Своего учения, о которой они должны были поведать всему миру:

«…дана Мне всякая власть на небе и на земле. …идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 18–20)

  • И вот наступил сороковой день видимого пребывания на земле Господа Иисуса Христа. В своей прощальной беседе Он сказал ученикам:
  • «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15)
  • и пообещал Свою поддержку:

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

После этого Иисус с учениками пошли на Елеонскую гору.

Когда они поднялись на вершину горы, Господь поднял Свои руки и благословив их, стал подниматься, возноситься вверх до тех пор, пока светлое облако не скрыло Его от апостолов.

Долго они еще стояли и с грустью смотрели наверх, в опустевшее небо.
Но Господь утешил учеников, тотчас послав им двух Ангелов, которые поведали им о том, что Иисус придет к ним еще:

«Приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14, 3).

После этой радостной вести от Ангелов, апостолы возвратились в Иерусалим. В молитве они начали ждать сошествия на них Святого Духа, который дал бы им силы для проповедования Учения Христа во всем мире.

Описание иконы

Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описано и Вознесение. Икона «Вознесение Христа» представляет собой многофигурную композицию. Наверху в круге синего или зеленого цвета изображен сидящий Спаситель со свитком в левой руке, символизирующим Евангелия, и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Круг поддерживают два ангела.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Внизу стоит Матерь Божия, окруженная двенадцатью апостолами (без Иуды). За Ее спиной – два ангела, указующие перстами вверх, на возносящегося Спасителя. Обращает на себя внимание одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, здесь же, в момент вознесения, предстает в царском золотом одеянии – это поистине Царь Небесный.

Значение иконы Вознесения Господня

Значение Вознесения Господнего неоценимо – это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Оно наглядно явило, что в Иисусе сочетаются две сущности – божественная и человеческая, которую Он принес в жертву во искупление первородного греха, тем самым дав обетование, что праведники смогут обрести вечную жизнь у Божественного Престола.

Первородный грех закрыл людям путь к Царствию Божию, Спаситель же вновь открыл его, принеся Себя в жертву. Именно это открытие пути в Царствие Небесное и показывает икона Вознесения Господня.

Этот сюжет широко распространен как в православной иконописи, так и во всем христианском мире

Часто его можно увидеть на росписи куполов православных и католических храмов, и всегда Вознесение вызывает и у верующих, и у неверующих ощущение невероятно торжественного, судьбоносного момента для всего человечества.

Особенно на иконе «Вознесение» впечатляет образ Иисуса Христа. Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, выявляется Его человеческая сущность, то при Вознесении – сущность божественная во всем своем величии. Душа каждого верующего исполняется ликования при виде Его величия и могущества, и в ней, в этой грешной человеческой душе, возникает надежда на искупление и Вечную Жизнь.

Здесь Господь действительно предстает во всей славе Своей, как Судия Небесный, который воздаст «каждому по делам его». В иконографии такое изображение Спасителя именуется Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель).

О чем молятся святой иконе

Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека. Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Молитвы перед иконой Вознесение Господне

«Господи, милость Твою обрящу; да не убоюся диавольского огня, Твоим светом озарен и смиренен перед Благодатью Твоею. Господи, укрепи дух мой, смири мысли мои и позволь увидеть путь земных дел моих, ведущий в Царствие Твое. Аминь».

«Господи, Боже мой, Спаситель рода человеческого, искупивший грехи рабов Твоих, молю Тебя: помилуй нас, Господи, и прости прегрешения наши, совершенные вольно и невольно, прости слабость телесную и душевную, позволь служить Тебе и со смирением войти в Царствие Небесное. Господи, не оставь нас на растерзание дьявольское, укрой от искушения, Тебе противного, сохрани живот наш от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь каждому изменить ход жизни и направиться по пути, угодному Господу.

Установление праздника Вознесения Господня

До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) [3]).

В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)).

Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи [4].

Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении [5].

Храм Вознесения Господня на Елеонской горе

Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи [6], но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи — Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского [7] и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста [8]. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) [9].

Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня [10].

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) [11] и в «Книге о различных ересях» еп.

Филастрия Брешианского (383-391) [12], где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы).

В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста — до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста [13].

К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно — напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» [14].

Где находится икона

После того, как икона Вознесения Господня была закончена, Рублев передал ее Успенскому собору. Оттуда образ был передан Третьяковской галерее, где и находится по сей день.

Икона Вознесения Господня: значение, в чем помогает

После чуда воскресения Христа, в честь которого христиане празднуют Пасху, вторым величайшим чудом явилось Его вознесение на сороковой день после Распятия, то есть окончание Его земного пути и возвращение к Отцу Небесному. Этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне». Она относится к иконам праздничного чина, поскольку само Вознесение Господне – это двунадесятый православный праздник.

Читайте также:  Святой трифон: житие мученика, в чем помогает икона, в каком храме находятся мощи

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Описание иконы

Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описано и Вознесение. Икона «Вознесение Христа» представляет собой многофигурную композицию. Наверху в круге синего или зеленого цвета изображен сидящий Спаситель со свитком в левой руке, символизирующим Евангелия, и поднятой в благословляющем жесте правой рукой. Круг поддерживают два ангела.

Внизу стоит Матерь Божия, окруженная двенадцатью апостолами (без Иуды). За Ее спиной – два ангела, указующие перстами вверх, на возносящегося Спасителя. Обращает на себя внимание одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, здесь же, в момент вознесения, предстает в царском золотом одеянии – это поистине Царь Небесный.

Значение иконы Вознесения Господня

Значение Вознесения Господнего неоценимо – это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Оно наглядно явило, что в Иисусе сочетаются две сущности – божественная и человеческая, которую Он принес в жертву во искупление первородного греха, тем самым дав обетование, что праведники смогут обрести вечную жизнь у Божественного Престола.

Первородный грех закрыл людям путь к Царствию Божию, Спаситель же вновь открыл его, принеся Себя в жертву. Именно это открытие пути в Царствие Небесное и показывает икона Вознесения Господня.

Этот сюжет широко распространен как в православной иконописи, так и во всем христианском мире

Часто его можно увидеть на росписи куполов православных и католических храмов, и всегда Вознесение вызывает и у верующих, и у неверующих ощущение невероятно торжественного, судьбоносного момента для всего человечества.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Особенно на иконе «Вознесение»  впечатляет образ Иисуса Христа.

Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, выявляется Его человеческая сущность, то при Вознесении – сущность божественная во всем своем величии.

Душа каждого верующего исполняется ликования при виде Его величия и могущества, и в ней, в этой грешной человеческой душе, возникает надежда на искупление и Вечную Жизнь.

Здесь Господь действительно предстает во всей славе Своей, как Судия Небесный, который воздаст «каждому по делам его». В иконографии такое изображение Спасителя именуется Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель).

В чем помогает икона вознесения господня

Новый Завет, заключенный Господом Богом через Сына Его Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь.

Но в Царствие Небесное попадут лишь праведники, чтившие заповеди Христовы.

Об этом напоминает икона Вознесения Господня: Иисус на своем земном пути проявлял милость к падшим, будучи же Царем и Судией Небесным, он будет справедлив и строг, и тогда каждый ответит за свои деяния.

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суетность нашей жизни и совершаемые нами грехи.

В то же время молитва перед этой иконой помогает нам обрести силы для следования Его заветам, чтобы, когда придет час предстать перед Господом, душа наша была чиста.

Когда мы вверяем себя Ему, Он служит нам защитой; уповая на Него, мы становимся сильнее.

Молитва перед иконой

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

(1

Икона Вознесение Господне: описание и значение, в чем помогает и молитва

Многие евангелистские сюжеты стали основанием для православных торжеств и отображены в иконописных образах.

На сороковой день Пасхи в православных храмах проходят богослужения, чествующие память о Вознесении Иисуса Христа в Царство Небесное.

Первые иконы «Вознесение Господне» появились в V-VI веках, после распространения Евангелия и Деяний Апостолов среди христианских священнослужителей. На Руси святой образ получил распространение в X-XI веках.

Описание и значение иконы «Вознесение Господне»

На всех вариантах изображений «Вознесение Господне» используется одно многофигурное композиционное построение. Икона имеет два визуальных центра. В верхней части изображены Иисус Христос и два ангела. В нижней – Богородица в окружении апостолов и двух ангелов.

На иконах, отображающих земной путь Иисуса, в Спасителе преобладают черты и внешний облик земного человека. «Вознесение Господне» демонстрирует Божественную сущность Христа, победу над смертью, подтверждение прихода Мессии, освободившего человечество от первородного греха.

Иисус в царской одежде поднимается в Царство Небесное к Богу-Отцу. Его фигура находится внутри ореола (зеленого/синего или красного цвета), поддерживаемого ангелами. Круг – есть символ Божьей славы. Сын Божий в левой руке держит свиток с текстом Евангелия, правой благословляет апостолов (земной мир). Иисус изображен как Пантократор, перед судом которого когда-то предстанет каждый человек.

Фигура Божьей Матери стоит в центре. Ее темное одеяние подчеркивают два светлых ангела, стоящих рядом. Руки Богородицы приподняты и развернуты ладонями вверх.

Фигуры и лица двенадцати апостолов (по шесть справа и слева) выражают сильные чувства. Одни смотрят вверх, на Иисуса, другие – на Богородицу и ангелов.

На заднем плане видны горные вершины, символизирующие гору Елеон, на которой произошло Вознесение Господне.

В Священном Писании сказано: явившиеся после Вознесения ангелы пояснили изумленным апостолам, что после Вознесения будет возвращение Иисуса. В этих словах заключено пророчество о втором пришествии Спасителя и грядущем Страшном Суде.

Сын Божий, вознесшийся к Отцу в человеческой плоти, стал невидим для людей. Его Божественную сущность верующие могут познать только в виде Святого Духа. Для человечества открылся путь в Вечность, к единению с Богом, но при условии соблюдения заповедей, открытых Иисусом Христом.

Заповеди Христа, заключенные в Новом Завете, стали связующим звеном между Богом и людьми. В продолжении Ветхого Завета в нем говорится, что Сын Божий во плоти человека придет на землю, чтобы своей смертью искупить первородный грех и дать шанс праведникам и раскаявшимся грешникам попасть в Царство Небесное.

Смысл иконы – олицетворение главного тезиса Нового Завета и прославление Иисуса Христа.

Почитание в православии

Почитание святого образа неразрывно связано с одним из самых значительных православных торжеств и Священным Писанием. Вознесение Господне – один из двенадцати постоянных православных праздников, отмечаемый после Пасхи. Празднование Вознесения в православии приходится на 40 день после Пасхи и длится 9 дней.

Икона относится к праздничному чину и обязательно имеется в церковном иконостасе православного храма. (Иконы праздничного чина занимают третий ряд иконостаса в алтаре).

История появления

О том, как произошло Вознесение Господне после воскрешения, описано в Евангелии тремя апостолами (Матфеем, Марком и Лукой) и в «Деяниях Апостолов».

Ближе всех к сюжету иконы повествование Луки: «…И вывел их (апостолов) вон (из города) до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо…». В «Деяниях Апостолов» это событие описано более подробно: Иисус вознесся на глазах апостолов на облаке и стал невидимым телесно; затем явились двое «мужей в белых одеждах»…

Начало празднования датируется I веком. Начиная с IV века, торжество стало повсеместным, когда прекратилось преследование христиан. Первые изображения появились в V веке в виде деревянных рельефов, фресок на стенах и куполах христианских храмов, а также икон.

В чем помогает икона «вознесение господне»

Молитвенное обращение к святому образу вселяет в душу верующего двойственное чувство: оно напоминает о Страшном Суде и дает надежду на исправление. Грешные мысли и поступки не осознаются в мирской суете. Мольба перед иконой успокаивает мысли, настраивает на позитив.

Молитва перед реликвией, основанной на Новом Завете и Евангелии, дает верующему силы:

  • избежать искушения;
  • укрепиться в вере;
  • найти защиту от подстерегающих опасностей.

Духовное очищение важно для каждого православного человека, чтобы Божья благодать коснулась его при жизни и не оставила после смерти.

Текст молитвы

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Святая агафья: житие и икона православной мученицы, о чем просят и тексты молитв

Икона Вознесения Господня

Вознесение Господне — великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.

История иконы

Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.

Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.

Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.

Где находится икона

После того, как икона Вознесения Господня была закончена, Рублев передал ее Успенскому собору. Оттуда образ был передан Третьяковской галерее, где и находится по сей день.

Описание иконы Вознесения Господня

На иконе изображен момент окончания земного служения Иисуса Христа. Искупивший грехи всех людей Сын Божий возвращается в Царствие Небесное в своем теле, возносясь над учениками в неземном сиянии.

В верхней части иконы видны ангелы, ожидающие Спасителя. Эта часть образа символизирует открытые Врата для каждого, кто чист сердцем и сподобился принять благодать Господа.

Ученики, стоящие на земной тверди, наблюдают за явленным им чудом. Рядом с апостолами изображается и Богоматерь, давшая жизнь Спасителю и тем самым позволившая грешникам получить возможность раскаяться и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся святой иконе

Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека. Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.

Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Молитвы перед иконой Вознесение Господне

«Господи, милость Твою обрящу; да не убоюся диавольского огня, Твоим светом озарен и смиренен перед Благодатью Твоею. Господи, укрепи дух мой, смири мысли мои и позволь увидеть путь земных дел моих, ведущий в Царствие Твое. Аминь».

Эту молитву нужно читать тем, кто сомневается в правильности того или иного выбора. Слова молитвенного правила, произнесенные искренне, способны исцелить душевные сомнения и указать на верный и угодный Богу выбор.

«Господи, Боже мой, Спаситель рода человеческого, искупивший грехи рабов Твоих, молю Тебя: помилуй нас, Господи, и прости прегрешения наши, совершенные вольно и невольно, прости слабость телесную и душевную, позволь служить Тебе и со смирением войти в Царствие Небесное. Господи, не оставь нас на растерзание дьявольское, укрой от искушения, Тебе противного, сохрани живот наш от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь каждому изменить ход жизни и направиться по пути, угодному Господу.

Укрепить свою веру в Господа и найти правильный жизненный путь вам поможет знание, как изменить свою судьбу с помощью веры и молитв.

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам …

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

Икона Вознесения Господня: значение, в чем помогает

После чуда воскресения Христа, в честь которого христиане празднуют Пасху, вторым величайшим чудом было Его вознесение на сороковой день после Распятия, что является концом Его земного пути и возвращением к Небесному Отцу. Этот великий момент представлен иконой «Вознесение Господне». Он относится к иконам праздничного обряда, так как само Вознесение Господне — двенадцатый православный праздник.

Описание иконы

Основная история земного служения Христа изложена в четырех Евангелиях, там же описывается Вознесение. Икона «Вознесение Христова» представляет собой многофигурную композицию. Вверху, в синем или зеленом круге, изображен Спаситель, сидящий со свитком в левой руке, символизирующим Евангелие, а его правая рука поднята в жесте благословения. Круг поддерживают два ангела.

Внизу — Богородица в окружении двенадцати апостолов (без Иуды). За ней — два ангела, которые указывают пальцами вверх на восходящего Спасителя. Наиболее примечательным является одеяние Иисуса. На иконах, посвященных Его земной жизни, Он обычно изображается в очень скромной одежде, но здесь, во время вознесения, Он появляется в царском золотом одеянии: это действительно Царь Небесный.

Значение иконы Вознесения Господня

Значение Вознесения Господа неоценимо: это самое важное событие, описанное в Новом Завете. Он ясно показал, что в Иисусе соединены две сущности: божественная и человеческая, которыми он пожертвовал для искупления первородного греха, тем самым дав обещание, что праведники смогут получить вечную жизнь от Божественного Престола.

Первородный грех закрыл людям путь в Царство Божье, а Спаситель вновь открыл его, пожертвовав собой. Именно это открытие пути в Царство Небесное обозначается иконой Вознесения Господня.

Этот сюжет широко распространен как в православной иконописи, так и во всем христианском мире

Его часто можно увидеть на фресках куполов православных и католических церквей, а Вознесение всегда вызывает у верующих и неверующих ощущение невероятно торжественного и судьбоносного момента для всего человечества.

Особенно на иконе «Вознесение» впечатляет образ Иисуса Христа. Если на иконах, посвященных Его земной жизни и распятию, раскрывается Его человеческая сущность, то при Вознесении — Божественная сущность во всем ее величии. Душа каждого верующего наполняется ликованием при виде его величия и силы, и в нем, в этой грешной человеческой душе, зарождается надежда на искупление и Вечную Жизнь.

Здесь Господь действительно явится во всей своей славе, как небесный Судья, который вознаградит «каждого по его делам». В иконографии такой образ Спасителя именуется Пантократором (в переводе с греческого — Вседержитель).

В чем помогает икона вознесения господня

Новый Завет, заключенный Господом Богом через Его Сына Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя, дал каждому человеку надежду на вечную жизнь. Но только праведники, соблюдающие заповеди Христа, войдут в Царство Небесное.

Икона Вознесения Господня напоминает нам об этом: Иисус в своем земном путешествии проявил милосердие к падшим, несмотря на то, что он Царь и Судья Небесный, он будет справедливым и суровым, и тогда каждый будет нести ответственность за свои действия.

Молясь перед иконой Вознесения, мы каждый раз осознаем, что нам придется предстать перед Его судом, и это помогает нам осознать суету нашей жизни и грехи, которые мы совершаем.

В то же время молитва перед этой иконой помогает нам набраться сил следовать Его заповедям, чтобы, когда придет время явиться пред Господом, наши души были чисты.

Когда мы полагаемся на Него, Он служит нашей защитой; доверяя ему, мы становимся сильнее.

Молитва перед иконой

Господь Иисус Христос, Бог наш, сошедший с высот нашего спасения из любви и питавший нас духовной радостью в светлые и святые дни вашего воскресения и завершивший ваше земное служение, со славой вознесся от нас на небо и подошел одесную Бога и Отца! В этот «ясный и светлый день вашего божественного восхождения на небеса», «земля празднует и радуется, даже небеса радуются вознесению Творца творения сегодня», люди непрестанно восхваляют, видя их блуждающую природу и обрушившуюся на вас рама, Спаситель, принята и вознесена на небеса, Ангелы радуются, говоря: Кто это, пришедший во славе, силен в битве. Неужели это Король Славы ?! Даруй нам слабые, все еще философские земли и плотские пристрастия, непрестанно совершай свое восхождение на небеса, думая и празднуя, плотские и мирские, откладывай заботы и с твоими апостолами теперь взирай на небеса всем своим сердцем и всеми нашими мыслями, помня, так как боль это наш дом на небесах, здесь, на земле, мы только чужие и чужие для Эсмы, которая ушла из дома Отца в землю греха. По этой причине мы горячо молимся Тебе, о твоем славном Вознесении, о Господь, оживи нашу совесть, нет ничего более необходимого в мире, освободи нас от рабства этого плотского и греховного мира и позволь нам философствовать от выше., а не земной, как будто мы не должны угождать себе и жизни, но мы будем служить вам и работать для вас, наш Господь и Бог, пока мы не откажемся от узы плоти и не пройдем через необузданные воздушные испытания, достигнем своей небесной обители, где, став десницей вашего величества с архангелами, ангелами и всеми святыми, мы прославим ваше самое святое имя вместе с вашим отцом и вашим самым святым, единосущным и животворящим духом, теперь и всегда и во веки веков. Аминь

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector