Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Главная › Иконы

Икона «Царь Царей» — знаменитая на весь мир святыня, изображающая Сына Божьего. Она является символом всемогущества Христа и всей христианской веры.

История иконы Христа

На Образе Господа «Царь Славы», предположительно конца XIX века, написанной в византийском стиле иконописцем Феодором Нефедовым, изображен Иисус Христос, восседающий на троне с раскрытым Евангелием и скипетром в руке.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Сын Божий на иконе «Царь Славы» облачен в царские одежды, с короной на голове и предстает в образе Царя. Венчает икону изображение Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя (Господь представлен во всех трех ипостасях).

  • Написание образа Господа «Царь Славы» связывают с сюжетом священной книги Апокалипсиса, а настоящее празднование в честь него относят уже ко второму пришествию Христа во Славе Царя-Судии.
  • Согласно же церковным традициям нашего времени празднование в честь этого образа приходится на третье подготовительное воскресенье перед Великим постом в Неделю о Страшном суде.
  • Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.

  1. Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
  2. Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
  3. Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.

За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.

Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.

Описание и значение иконы «Царь царей»

Большинство икон «Царь царей» заключают в себе изображение трех святых образов: Спасителя, Богородицы и пророка Иоанна. Традиционно на иконе также присутствуют ангелы, изображенные внизу. Они символизируют священные благодеяния, которые выполняют в угоду Господу, защищая людей и привнося в их жизнь веру и надежду.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Для всех изображений Христа есть четкие правила:

  • в нимб всегда вписан крест с буквенным обозначением в пределах греческого алфавита, которые переводятся как Иисус Христос;
  • сам лик удлинен, всегда изображен к зрителю лицом и имеет тонкие черты лица;
  • на Спасителе всегда простые одежды и он обращен ликом своим к тому, кто на него смотрит.

Но помимо этих образов воплотившегося Господа есть еще икона Иисус Христос Царь славы, которая имеет важное значение в среде верующих и особенно тех, кто занимает какой-то высокий руководящий пост.

Существуют и самостоятельные иконы с данным сюжетом. На святыне Иисус гордо восседает на царском троне, облаченный в одеяния, присущие властителям. Его одежда заключает в себе красные и золотые цвета.

Икона символизирует связь Ветхозаветной и Новозаветной церкви, которая осуществляется через Царя Славы, Господа Господствующих — Иисуса Христа. Многовековая история иконы ставит её на ровне с известнейшими чудотворными. Более чем за тысячу лет представление Иисуса как Царя Царей и Господа Господствующих стало самым почитаемым.

Описание святого лика

Икона отличается от всех прежних своих изображений, прежде всего вот чем:

  • Спаситель показан во всем своем величии, восседающем на троне;
  • он облачен в царские одежды, которые называются далматик, т. е. рубашку с рукавами до запястья и лор, длинную ленту, которой подвязывалась одежда царей и высших сановников.

И далматик, и длинная лента, все это одежда одновременно простолюдинов и вельмож. Просто далматик простолюдины не подвязывали. В иконе Иисус Христос царь славы они преображаются в своем виде, объединяясь в своем значении и приобретая особое право, как объединяющая принадлежность всех людей через Иисуса Христа.

Фактически эта икона определяет то, за что формально был казнен Иисус Христос, то, что было изображено на дощечке, прибитой на кресте по приказу Понтия Пилата. А именно, что он «Царь Иудейский».

Это можно было воспринимать как политическую претензию на господство над определенной территорией, но на самом деле это было провозглашение Царя Царей вообще над всеми владыками мира по праву своего небесного царствования, определенного Господом.

Вариации

Мысль о Царствии в умах православных была очень крепка, и поэтому возникли вариации этой иконы на тему господства веры уже в текущем веке или ближайших, последующих веках после распятия Воскресения и Вознесения Христа, т. е. возникновение царства святых уже сейчас.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Поэтому появились некоторые варианты изображения иконы Царь Славы.

  1. На самом первом изображении, датировка которого относится к VII в. и авторство неизвестно, Иисус Христос на троне в полном царском облачение и в полный рост, в правой руке у него развернутое Священное Писание, а в левой скипетр, прообраз жезла, которым пастух управляет своими покорными овцами.
  2. Другой образ относится к XI в. и авторство Царя Царей приписывают прп. Алипию Печерскому. В данном варианте уже появляются новые элементы иконы Царь Славы: здесь Господь на троне, в полный рост и в царских одеяниях, но ему предстоят с правой стороны св. Иоанн Предтеча, а с левой Пресвятая Богородица. Другое название иконы такого типа «Предста Царица».

Фактически существует четыре варианта: там, где Христос восседает на троне один, образ Его лика, Деисус, где он с двумя предстоящими, и младенец Еммануил.

Но в любом случае образ Царь Славы как икона выделяется в среде немногочисленных вариантов изображения Спасителя, потому что напоминает простому человеку о том, что Христос не только добрый пастырь, готовый простить все наши грехи, но и грозный царь Вселенной, которому нужно повиноваться.

В чем помогает

Один из четырех образов Спасителя должны быть в доме любого верующего, так как перед ним совершаются ежедневные молитвы и это видимое присутствие Господа в нашей жизни. Но о чем молятся иконе Царь Славы в конкретных случаях, можно свести к следующим постулатам:

  • молитвы к ней помогают, прежде всего, тем людям, которые занимают начальственные посты, это естественно, так как Господь предстает в этом виде именно как Царь, Господин, а значит, Он может помочь тем, кто несет ответственность за других;
  • Иисус Христос тем начальникам, которые обращаются к Нему со всей искренностью и надеждой на помощь, обязательно окажет её, и если начальник заинтересован в этой помощи, все наладится в его жизни, и он получит то, на что рассчитывал;
  • Но, прежде всего, обычный человек, должен иметь такую икону в доме и обращаться к Спасителю с любой просьбой в полной уверенности, что получит помощь.

Молитва Иисусу Христу перед иконой

Таинство молитвы становится особенным под взглядом трёх святых. Их лица открыты, глаза добры и проникновенны. Нет страха, хочется открыться Господу, ведь в его чертах нет грозности или осуждения, а только благословение и свет. И часто Бога просят не только за себя, но ищут защиты для близких и родных, чтобы спасти их и уберечь.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

«О, Великий Спаситель! Царь всех царствующих и господствующих! Ты — Сын Господа нашего! Владыка Небес! Ты — судья всех живых на земле и умерших душ. Ты — надежда наша. Ты — опора наша. В Тебе, Святейший, утешение и успокоение наше! Да не суди меня по деяниям моим.

Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния. Лишь ты способен избавить меня от уныния. Ты — сердце мое. Ты — душа моя.

В Тебе надежда и вера моя! Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд! Ты — единственный судья всему народу мирскому. Прошу, Спаситель мой, даруй мне крепкое здоровье, силу духа, доброту чистую и светлую да не покидай родных и близких моих.

Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли! Да будет на все воля Твоя! Отныне и во веки веков. Аминь».

Образ Иисуса Христа — уникальная икона, передающая всю силу и власть Сына Божьего над грешными людьми. Чтобы добиться благополучия и необходимо ежедневно читать молитвы, очищая свою душу от зла и негатива.

Дни празднования

Русская православная церковь не отмечает постоянную дату празднования и почитания данной иконы. Так как святыня «Царь царей» является образом, написанным по сюжетам Священной Книги, ее празднование относят ко второму явлению Спасителя, которое случится в день, когда люди предстанут перед Страшным судом, взяв на себя ответственность за все греховные деяния, и получат за них расплату.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Празднование приходится на третье подготовительное воскресенье перед днем Святой Пасхи, называемое также Неделей о Страшном Суде. Это последний день, когда христиане могут не ограничивать себя в разнообразии пищи перед Великим постом.

Где найти икону

Действительно, такое изображение Иисуса Христа найти нелегко. Но оно встречается в Московских храмах, например, в Успенском соборе Московского Кремля, а также соборе Рождества Божией Матери в г. Муроме.

Можно её встретить и в старых соборах Новгорода, Ростова, Ярославля, в тех городах, где сохранились старые храмы и их интерьеры в первозданном своем виде.

Икона Иисуса Христа “Царь Славы” — описание святого лика Ссылка на основную публикацию Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Икона Иисуса Христа "Царь Славы": значение и правила моления

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 1. Икона «Царь Славы» представляет нам Господа как великого Небесного Царя во всей Его Славе и справедливого Судью, таким, каким Он будет судить людей в день Страшного Суда Божьего.

Читайте также:  Молитва Иоанну Воину: житие и о чем просят святого, самые сильные тексты

Икона Иисуса Христа «Царь Славы» — это знаменитый образ Христа, на котором Он изображён сидящим на троне Царём,со всеми царскими атрибутами, каким мы его увидим в последний день, когда Он придёт судить всех людей во всей своей славе. Образ покровительствует всем начальствующим и имеющим власть людям.

В этой статье мы расскажем об истории данного образа, его значении, а также разберёмся куда лучше повесить такую икону дома, как правильно молиться перед образом, в чем помогает и от чего оберегает такая молитва.

История иконы

День памяти иконы приходится на «неделю о Страшном Суде», в заговинье перед Великим постом, так как она символизирует именно этот великий для всех момент.

Есть несколько названий у этой иконы Христа: «Царь Славы», «Спас Великий Архиерей» и «Царь Царем».

В основе данного иконописного образа Спасителя лежат слова из Откровения  Иоанна Богослова, где апостол описывает Господа как воинственного и справедливого судью, одетого в царственные одежды, которые обрызганы кровью предателей и недругов. На ноге Спасителя написано Его имя: «Царь царей и Господь главенствующих».

Также основой сюжета данного Образа нужно считать Новозаветное описание земной жизни Христа, а также предсказания о Его Втором пришествии на Землю уже во всей Своей Славе в качестве Царя и Судьи всего человечества.

Таким образом, в данном образе Спасителя заключена идея праведного Правитетеля и Судьи над всем человечеством. За свои добрые дела и чудеса, Царь Иудейский Иисус Христос был казнён. Но после Своего Светлого Воскресения, Он обещает людям, что придёт на Землю вновь, но уже во всей своей Славе и величии, чтобы праведно судить всех людей по делам их.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 2. Икона Господа «Предста Царица», находящаяся в Успенском Соборе Московского Кремля — самая древняя икона, относящаяся к иконописному типу «Царь Славы».

  • По преданию, самой древней такой иконой считается образ, написанный Алипием Печерским в XIVвеке. Этот образ хранится сейчас в Успенском соборе Московского Кремля и называется «Предста Царица», она иллюстрирует слова Псалтири:
  • «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна…»
  • Псалом 44

Такой иконографический тип деисиса представляет Христа как «Царя царей» в окружении Богородицы в царских, дорогих одеждах и пророка Иоанна Крестителя. То есть, Господь и Богородица здесь предстают перед нами как Правители всего мира: видимого и невидимого.

Самым древним образцом такой иконографии также является роспись Успенской Церкви монастыря Тресковец в Македонии. На некоторых таких древних иконах отсутствует изображение Иоанна Предтечи, оно заменено на изображение Царя Давида или иного ветхозаветного пророка.

Икона Царь Славы, в основном(хотя есть примеры самостоятельных образов), представлена нам в виде «деисис» (в России такой вид иконописи часто ошибочно называют «деисус»), что означает «моление» или «прошение». Такой вид икон часто размещается в центре иконостаса, как главный. Часто такая икона пишется не на одной доске, а на трех.

Образ символизирует единение Ветхого и Нового Завета через Христа Спасителя.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 3. Одежда, в которой изображён Спаситель символизирует не только Его царственность, но и Его земные страдания.

Согласно канонам,такая икона пишется следующим образом: Господь изображён на троне в царственном облачении (чаще это долматик и лор) красного и золотого цвета.

Долматик — это длинное шелковое платье с длинными рукавами, украшенноя золотом и драгоценными камнями, как носили византийские цари. Выбор такой одежды не случаен: в похожую он был одет на поругании.

Лор — длинная и широкая лента, какую носили архиереи в Византии.

Чаще всего композиция иконы включает в себя изображение трех лиц: Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя, но бывают и иконы с изображением одного Господа. Часто на таких иконах внизу также изображаются Ангелы, которые, угождая Господу, защищают и помогают людям, принося в их жизнь веру и надежду на спасение.

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 4. На некоторых иконах присутствует неканоническое изображение Бога Саваофа над головой Христа.

Над Спасителем на некоторых иконах можно увидеть неканоническое изображение Бога Отца, в виде Старца. В основном, это касается икон XVIII – XIX веков. Неканоническим оно считается потому, что на Большом Московском соборе был утверждён Догмат о запрещении всяческого изображения Бога Отца, кроме Святой Троицы,таким каким Её видел Авраам.

Также с четырёх сторон трон Спасителя окружают символичные изображения евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна в виде Ангела, орла, тельца и льва. Эти изображения символизируют проповедь Спасителя, как основу нашего спасения.

Спаситель изображён с нимбом «мандорла» и в царственном одеянии. Голову венчает тиара, а в левой руке Он держит скипетр с крестом или Евангелие. Около плеча изображён меч острием вверх, направленный по диагонали.

В чем помогает молитва перед иконой

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 5. Чистосердечная молитва Господу перед иконой «Царь Славы» помогает людям занимающим руководящие должности.

  1. Перед данной иконой можно молиться в любых ситуациях, но особенно стоит молиться перед ней людям, занимающим высокие руководящие посты и должности. При усердной молитве и вере, Господь подаст такому человеку мудрость и расчетливость, терпение и разумность в управлении подчинёнными, а также благосклонность и симпатию со стороны подчинённых.
  2. Также молитва перед этим образом помогает тем людям, у которых близкие им люди находятся в иной религии или секте. При чистосердечной молитве и вере молящегося, Господь приводит таких людей к истинной православной вере.
  3. Также хорошо молиться перед такой иконой за настоятеля вашего приходского храма, архиерея, а также Патриарха.
  4. Перед образом стоит помолиться людям, оказавшихся в беде. При усердной молитве и вере, Господь в скором времени подаёт руку помощи.

Где повесить икону в доме

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 6. Для иконы в доме необходимо найти особое место, чтобы ничто не отвлекало молящегося от молитвы.

На Руси издревле установилась благочестивая традиция размещения икон в «Красном углу», то есть в особом молитвенном месте, где собраны, согласно духовной иерархии, все домашние святыни.

Сейчас до сих пор можно увидеть такие «красные углы» во многих домах благочестивых православных семей.

Но все же эта традиция несколько изменилась: все чаще иконы стали вешать не только в «красном углу», но и на стенах (чаще выходящих на Восток).

Теперь каждый православный верующий стремится освятить каждую комнату в своём жилище иконами и поэтому устраивает почти в каждой комнате такой небольшой «молитвенный уголок».

Данная икона является разновидностью иконописного изображения Спасителя, и потому обычно занимает центральное место в домашнем иконостасе. Чаще эту икону размещают либо в гостиной, либо в спальне.

Совет#1 Размещение икон допускается в любой комнате, заисключением ванной и туалета. Главное, чтобы на этом месте не было посторонних предметов, картин, фотографий, плакатов и т.п., отвлекающих и рассеивающих внимание молящегося.

Иконы можно просто повесить на гвоздь, а можно сделать или купить специальную полочку для икон, которая поможет вам удобно и красиво разместить все образа.

Как молиться перед иконой и от чего оберегает такая молитва

Молиться перед этой иконой, как и перед любой другой, можно как в храме, так и дома. Единственное, в чем заключается отличие, так это в том, что данная икона в храме, чаще всего, размещена на иконостасе. Поэтому приложиться к ней не получится. Но вы можете помолиться перед ней и на расстоянии, поставить свечу, в знак своей жертвы Богу и искренней молитвы.

Правила молитвы перед данной иконой таковы:

  • В начале необходимо настроиться на молитву, посмотреть на образ Спасителя, вдуматься в смысл, передаваемый Его иконой, поставить свечу или если вы дома, можно зажечь лампаду.
  • Осенить себя крестным знамением и поклониться.
  • Если есть возможность, можно сначала прочитать акафист Иисусу Сладчайшему. Затем прочитать текст молитвы перед данной иконой.

Молитва Иисусу Христу перед иконой Царь Славы

«О, Великий Спаситель! Царь всех царствующих и господствующих! Ты — Сын Господа нашего! Владыка Небес! Ты — судья всех живых на земле и умерших душ. Ты — надежда наша. Ты — опора наша. В Тебе, Святейший, утешение и успокоение наше! Да не суди меня по деяниям моим.

Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния. Лишь ты способен избавить меня от уныния. Ты — сердце мое. Ты — душа моя.

В Тебе надежда и вера моя! Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд! Ты — единственный судья всему народу мирскому. Прошу, Спаситель мой, даруй мне крепкое здоровье, силу духа, доброту чистую и светлую да не покидай родных и близких моих.

Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли! Да будет на все воля Твоя! Отныне и во веки веков. Аминь».

  • Далее помолиться своими словами, прося у Господа благопотребное нам и добавляя в конце слова: «если Тебе, Господи, это угодно» или «Да будет на всё воля Божия».
  • Ещё раз перекреститься, поклониться и, если это возможно, благоговейно приложиться к святыни (после этого ещё раз перекреститься и поклониться).

Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитвРис. 7. Только при регулярной и искренней молитве, а также при полноценной церковной жизни, Господь слышит молитвы и помогает.

Важно! Если мы хотим, чтобы Господь подал нам просимое, нужно молиться регулярно. Желательно это делать каждый день, можно и несколько раз в день, если есть такая возможность. Кроме молитвы перед иконой очень важно участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия, а также посещать Богослужения в храме.

Молиться следует с верой и надеждой на милость Божию и знанием того, что исполнится просимое только в том случае, если это будет угодно Господу.

Нельзя забывать, что молимся мы не иконе, а тому, кто изображён на ней, первообразу.

Нельзя считать икону оберегом от чего-либо. Сама по себе икона не является источником благодати и поэтому не может нас оберегать. Оберегает нас сам Господь, если мы со смирением и осознанием своей греховности Его молим о помощи.

Старинная деревянная икона Царь Царем (Царь Славы) с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Крестителем. Россия, Курская губерния 1880-1890 год

Икона изображает Иисуса восседающим на троне. Спаситель облачён в царские одежды — далматик и лор, выдержанные в красном и золотом цвете. Далматик — это туника с рукавами до запястий, изготовленная из шёлка и украшенная благородным металлом со вставками драгоценных камней (одежда византийских правителей).

Читайте также:  Лев святой: жития православных деятелей и календарь именин, известные иконы

Такой выбор не случаен: в похожую одежду Христос был облачён на поругании. Лор же — длинная и широкая лента, произошедшая от греческой тоги, — облачение архиереев и прочих сановников в Византии.

Икона Царь царем: значение и история

Описываемая икона в народе имеет несколько названий: «Царь Славы», «Спас Великий Архиерей» и «Царь царем» («Царь царей»). В основу композиции лег эпитет из откровений Иоанна Богослова (Откр.

19: 11-17), в котором Иисус описывается как праведный судья и воин, облачённый в богатую одежду, обагрённую кровью неверных и врагов его.

А имя Спасителя выписано на его бедре: «Царь царей и Господь господствующих».

Это также можно считать отсылкой к библейским сюжетам, где говорится о рождении Христа — Царя народа иудейского. Однако, когда столь ожидаемый хранитель закона Божия пришёл на землю, в нём и пророчествах его усомнились, казнив самым позорным способом.

Таким образом, Царь царей — икона, раскрывающая эту идею царствования, за которое, к слову, Иисус и был казнён на земле, после вознесения обещав вновь сойти к нам во всей своей Славе, чтобы выступить в роли судьи человеческого.

  Вифлеемская икона Божией Матери — о чем перед ней молятся

В чем помогает

Один из четырех образов Спасителя должны быть в доме любого верующего, так как перед ним совершаются ежедневные молитвы и это видимое присутствие Господа в нашей жизни. Но о чем молятся иконе Царь Славы в конкретных случаях, можно свести к следующим постулатам:

  • молитвы к ней помогают, прежде всего, тем людям, которые занимают начальственные посты, это естественно, так как Господь предстает в этом виде именно как Царь, Господин, а значит, Он может помочь тем, кто несет ответственность за других;
  • Иисус Христос тем начальникам, которые обращаются к Нему со всей искренностью и надеждой на помощь, обязательно окажет её, и если начальник заинтересован в этой помощи, все наладится в его жизни, и он получит то, на что рассчитывал;
  • Но, прежде всего, обычный человек, должен иметь такую икону в доме и обращаться к Спасителю с любой просьбой в полной уверенности, что получит помощь.

Важно! Эти иконы присутствуют всегда в доме любого человека, хоть немного верующего во Христа и его обетование, и Он всегда оправдывает эти ожидания.

Вариации иконы

По преданиям, самая древняя икона по мотивам данного сюжета была создана ещё в VII веке Алипием Печерским. Считается, что в Успенском соборе Московского Кремля хранится именно его работа — «Предста царица», хотя доказательств этого факта не сохранилось.

«Предста царица» — один из иконографических типов деисиса, изображающего Христа, в соответствии с эпитетом «Царь царей», в окружении Богородицы в богатых одеяниях, обрамлённых золотом, и Иоанна Предтечи. Выражаясь простым языком, такой сюжет иллюстрирует Иисуса и Богоматерь как правителей рода людского и ангельского.

Иконография возникла в Византии примерно в XIV веке. Самый древний пример (если не брать в расчёт икону из Успенского собора) изображения эпитета «Царь царей» — роспись из монастыря в Македонии, сделанная в промежутке меж 1334 и 1343 годами.

Когда иконография добралась до России, «Предста царица» изображалась иначе: Иоанн Креститель заменялся царём Давидом или другим ветхозаветным пророком.

Деисис Царь царей

Икона «Предста царица», о которой мы упоминали ранее, так же как и Царь царей, относится к типу под названием «деисис», что переводится как «моление» или «прошение». Встречается ошибочное произношение «деисус», видимо, по созвучию с именем Спасителя. Такие образа всегда располагают в центре иконостаса, как главенствующие.

Икона Царь царей (фото ее мы предлагаем вашему вниманию в статье) может быть написана на трёх отдельных досках, вместо одной. При этом, что особенно интересно, одна из вариаций XV века находится в Третьяковской галерее как образец искусства иконописи.

Образ символизирует связь Нового и Ветхого заветов через Спасителя нашего — Иисуса Христа.

Описание

Серебряная пластина от оклада иконы «Феодор Стратилат»

Патрональную икону царя писали на узкой доске 150—160 х 45—55 см (размер обусловлен определённым для неё местом в иконостасе Благовещенского собора[12]).

Помещение иконы в местный ряд иконостаса, справа от местной иконы, определило устойчивую для всего периода существования традиции царских патрональных икон их иконографию, связанную с храмовым пространством[12].

Святой на них всегда изображался в полный рост в развороте — в молении Господу Богу, представленному благословляющей из разверзшихся небес Десницей, которая выступает обезличенным изображением Спаса в силах[12].

Патрональная икона писалась в традиции икон деисусного чина иконостаса и выступала как одна из икон его правой части.

Высокая значимость патрональных икон в домовом храме обусловила особое внимание к их украшению. Драгоценные оклады данных икон изготавливались лучшими придворными мастерами, а автором их «убора» мог быть сам государь[4].

Особая форма икон с узкими боковыми полями и широкими верхним и нижним полями определила особенности их окладов.

На них помещали развёрнутые лицевые житийные изображения, которые одновременно венчали образ и создавали его подножье.

Сохранилось два подобных оклада[4] — от икон Ивана Грозного (4 серебряных пластины) и его сына Фёдора (6 золочёных серебряных пластин).

После перерыва в Смутное время изменился подход к украшению — у первых Романовых на иконах басменные или чеканные оклады с драгоценными венцами и цатами, практически полностью закрывавшими икону.

Последняя из царских патрональных икон была украшена серебряной позолоченной ризой[13] с такими же венцами и четырьмя финифтевыми табличками[14].

Сохранившиеся иконы

Изображение Название Царь Описание
«Святой Иоанн Предтеча» Иван Грозный Москва, греческий мастер, середина — вторая половина XVI века. Дерево, левкас; темпера. 152х44,5 см.[15] Старейшая из сохранившихся подобных икон. Иконография восходит к древним византийским образцам и не имеет аналогов в русском искусстве своего времени, что свидетельствует о её написании по особому заказу[16]. После смерти царя была помещена в приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора над его гробом.В 1696 году икону забрали от гроба Ивана Грозного и поместили в иконостас собора с западной стороны северо-западного столпа над захоронением царя Ивана Алексеевича[16]. Это было сделано по причине того, что в иконостасе Благовещенского собора на момент смерти Ивана V находилась патрональная икона не только его, но и его брата Петра I, который продолжил править[16].
«Святой Феодор Стратилат» Фёдор I Иванович Москва, около 1584 года, запись — XVIII век. Дерево, левкас; темпера. 152х46 см.[17] Датировка иконы основана на стилистических особенностях одновременного ей оклада[8]. Во второй половине XVIII века икона была записана в барочном стиле мастерами круга Симона Ушакова[17].В XVIII веке при ремонте диаконника была перенесена в собор и помещена у правого столпа над захоронениями Романовых[18].
«Святой Михаил Малеин» Михаил Фёдорович Москва, 1630-е — середина 1640-х гг., частичная запись XVIII—XIX вв. Дерево, левкас; темпера. Оклад — серебро, золото, изумруды, турмалины; чеканка, золочение, эмаль, канфарение. 153х53 см.[19] Икона была написана под конец царствования Михаила Фёдоровича с возможной целью подчеркнуть своё родство с угасшим родом Рюриковичей[3]. По одной из версий, икона могла быть написана в 1637 году для Верхоспасского собора Кремля, который в XVII веке становится царским домовым храмом[20]. После смерти царя икона была поставлена в киоте у его гроба.Икону закрывает чеканный оклад, оставляющий открытыми только фигуру святого, десницу и позем[3]. Венец и цата на иконе украшены драгоценными камнями.
«Святой Алексий человек Божий» Алексей Михайлович Москва, середина XVII века, запись XVIII—XIX века. Дерево, левкас, ткань; темпера. Оклад — серебро, изумруды, турмалины, жемчуг, чеканка, золочение, резьба. 156,5х53 см.[21] Икона создана к венчанию на царство в 1645 году или вскоре после него одним из царских изографов[22]. Лик святого написан в технике XVI века, а сама икона представляет пример «переходного стиля». После смерти царя икона была помещена в Архангельском соборе у гроба в одном киоте с мерной иконой царя.Поля и фон иконы были закрыты серебряным чеканным золочённым окладом, открытыми оставлены только фигура святого, благословляющая десница и позем[22]. Фигура святого украшена венцом и цатой с жемчужной обнизью и драгоценными камнями.
«Святой Феодор Стратилат» Фёдор III Алексеевич Москва, Симон Ушаков «с товарищами», 1676 год. Дерево, левкас; темпера. 156х53,5 см.[23] Авторство иконы и дата её написания известны из подписи в нижней части иконы на поземе[9]. Симон Ушаков написал также мерную икону царевича Фёдора.Икона была украшена окладом из серебряной накладки, венца с жемчужной обнизью и цаты. Оклад с иконы демонтирован и хранится отдельно[9].
«Иоанн Предтеча,апостол Пётри Алексей Человек Божий» Пётр I, Иван Vи их отец Алексей Михайлович Москва, Фёдор Зубов «с товарищами», 1682/1683 — середина XVIII века. Дерево, паволока, левкас; темпера. 162,5х55 см.[24] Икона была написана к совместному правлению царей Ивана и Петра Алексеевичей и является единственной многофигурной иконой[6]. В 1745—1761 годы на иконе был дописан святой Алексий человек Божий, тезоименный святой царя Алексея Михайловича. Вместе с ним на иконе появилась вторая благословляющая Десница и клейма на нижнем поле с изображением усекновения главы Иоанна Предтечи, преставления святого Алексия и распятия апостола Петра[6].Поскольку после переноса столицы в Санкт-Петербург в нём была устроена новая императорская усыпальница, то традиция переноса патрональных икон «ко гробу» в Архангельский собор прекратилась[6]. Икона была оставлена на своём месте в иконостасе Благовещенского собора[6].

Где найти икону Царь Царей

В Москве иконы, изображающие данный эпитет, по большей части встречаются в музеях и картинных галереях. Особенно почитаемые экземпляры находятся в Успенском соборе Кремля, на Капотне и в церкви Живоначальной Троицы (Московская область).

Судя по информации из открытых источников, можно сделать вывод, что данная икона довольно редко встречается в Москве, как и в России в целом (не считая фресок в церкви Ярославля и соборе Мурома). И если бы не высокая стоимость продажи, доступная далеко не каждому православному человеку, было бы намного проще купить икону лично для себя в любом специализированном интернет-магазине.

Смотреть галерею

Икона Царь царей помогает всем верующим, но особенно образ благосклонен к людям, занимающим руководящие должности. Они могут просить себе мудрости, чтобы справедливо управлять персоналом и сглаживать острые углы в рабочем коллективе. Икона способна даровать успех человеку, занимающему высокую должность, подарить ему любовь подчинённых.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу благодарственная: 3 текста и как обращаться к Угоднику

Кроме того, православные могут молиться Христу о своих родных и близких, сбившихся с пути истины и попавших в лапы сектантов. Считается, что Спаситель как добрый пастух должен привести заблудшего назад к истинной религии.

Прихожане какой-либо церкви всегда могут попросить Христа о здравии своего батюшки и любого другого сановника, с которым никогда не были лично знакомы. Перед мольбой желательно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

Смотреть галерею

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Икона Царь царей: описание и значение, варианты образа и тексты молитв

Икона «Царь царей»

Икона «Царь Царей» — знаменитая на весь мир святыня, изображающая Сына Божьего. Она является символом всемогущества Христа и всей христианской веры.

Святыня, названая «Царь Царей» или «Царь Царем», — икона с изображением Иисуса Христа, которая является покровительницей для всех людей, обладающих духовным саном и руководящими должностями, а также заступницей заблудших душ. Благочестивый образ Сына Божьего поможет отыскать свое предназначение в жизни всем, кто решил встать на путь духовного роста.

История иконы

Существует несколько вариаций названия данной иконы. В народе ее называют «Царь Славы», «Спас Великий Архиерей» и «Царь Царем». Данный сюжет был написан с рукописей Иоанна Богослова.

В своих откровениях апостол описывает Иисуса в образе воителя и справедливого вершителя, одетого в роскошные одеяния, обрызганные кровью предателей и недругов.

На ноге Спасителя выведено Его имя: «Царь царей и Господь главенствующих».

За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.

Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.

Где находится икона

Икона «Царь Царей» украшает иконостас многих храмов нашей Родины. Особо почитаемые образы хранятся в соборе Успения Богородицы на территории московского Кремля, в церкви Живоначальной Троицы в Московской области и в соборе Рождества Божьей Матери в Муроме.

Описание и значение иконы «Царь царей»

Большинство икон «Царь царей» заключают в себе изображение трех святых образов: Спасителя, Богородицы и пророка Иоанна. Традиционно на иконе также присутствуют ангелы, изображенные внизу. Они символизируют священные благодеяния, которые выполняют в угоду Господу, защищая людей и привнося в их жизнь веру и надежду.

Существуют и самостоятельные иконы с данным сюжетом. На святыне Иисус гордо восседает на царском троне, облаченный в одеяния, присущие властителям. Его одежда заключает в себе красные и золотые цвета.

В чем помогает чудотворный образ

Святая икона «Царь царей» оказывает помощь и поддержку каждому верующему, но в наибольшей степени святыня является покровительницей людей, занимающих руководящие должности и несущих серьезную ответственность.

Чудотворный образ придает таким людям разумность, здравомыслие и терпение для справедливого руководства подчиненными.

Икона помогает людям обрести успех, достичь материальной независимости и получить высокую репутацию в коллективе.

Также христиане молятся перед иконой о близких и родных, об их здоровье и благополучии. Часто к святыне обращаются православные верующие, потерявшие свое предназначение в жизни, с мольбами направить их на путь верный и праведный. Люди полагают, что Иисус способен вернуть в души заблудших любовь и доверие к истинной вере.

Церковные служащие молят о здоровье и благоденствии своего старшего священника. Каждый христианин, оказавшись в беде, может предаться молитвам подле святого лика и в скором времени получить помощь.

Дни празднования

Русская православная церковь не отмечает постоянную дату празднования и почитания данной иконы. Так как святыня «Царь царей» является образом, написанным по сюжетам Священной Книги, ее празднование относят ко второму явлению Спасителя, которое случится в день, когда люди предстанут перед Страшным судом, взяв на себя ответственность за все греховные деяния, и получат за них расплату.

Празднование приходится на третье подготовительное воскресенье перед днем Святой Пасхи, называемое также Неделей о Страшном Суде. Это последний день, когда христиане могут не ограничивать себя в разнообразии пищи перед Великим постом.

Молитва Иисусу Христу перед иконой

«О, Великий Спаситель! Царь всех царствующих и господствующих! Ты — Сын Господа нашего! Владыка Небес! Ты — судья всех живых на земле и умерших душ. Ты — надежда наша. Ты — опора наша. В Тебе, Святейший, утешение и успокоение наше! Да не суди меня по деяниям моим.

Прошу, прости мне все грехи мои, наставь на путь праведный и истинный. Не покидай меня в минуты страха и отчаяния. Лишь ты способен избавить меня от уныния. Ты — сердце мое. Ты — душа моя.

В Тебе надежда и вера моя! Забери душу мою в Царствие Свое, когда свершится суд! Ты — единственный судья всему народу мирскому. Прошу, Спаситель мой, даруй мне крепкое здоровье, силу духа, доброту чистую и светлую да не покидай родных и близких моих.

Прости нас за минуты сомнения во власти и могуществе Твоем, о Царь Небес и Земли! Да будет на все воля Твоя! Отныне и во веки веков. Аминь».

Образ Иисуса Христа — уникальная икона, передающая всю силу и власть Сына Божьего над грешными людьми. Чтобы добиться благополучия и необходимо ежедневно читать молитвы, очищая свою душу от зла и негатива. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы

При жизни Андрей Первозванный был удостоен чести стать одним из первых учеников Иисуса Христа. Благодаря …

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. …

Самым главным событием в православном мире является Воскресение Господне. В честь этого была написана одноименная …

Иисус Христос, распятый на кресте, был снят с него для погребения, и в честь этого …

Икона «Предста Царица (Царь Царём)» — Новгородская иконописная школа

Описание иконы.

Икона «Предста Царица (Царь Царём)», написанная новгородскими мастерами в XV веке, поступила в собрание Третьяковской Галереи из собрания П.М.Третьякова.

Образ написан яичной темперой по левкасу, на ясеневой доске без шпонок, размером 29×24 см, покрытой паволокой. Иконографический тип «Царь царём» был принесен в Новгород из Сербии, в нём произошло слияние двух образов, Царя Царей и Великого Архиерея.

На иконе изображён Иисус Христос, прямо восседающий на троне с изножием, в архиерейском облачении. Ему предстоят Божия Матерь, слева, и Пророк Иоанн Предтеча, справа. Их фигуры, изображённые в полный рост, развёрнуты к Христу.

Правая рука Иисуса с двуперстным сложением, в благословляющем жесте, в Его левой руке раскрытое Евангелие с текстом: «Не судите на лица…». Богоматерь в царских одеждах, с короной на голове. Её руки протянуты к Царственному Сыну. Правая рука Иоанна Предтечи также с двуперстным сложением.

В левой руке он держит развернутый свиток с надписью: «Покайтеся приближи бо ся царство небесное».(Мф.3:2).

На голове Христа подобие императорской короны, символизирующая одновременно и терновый венец, красная с золотой отделкой митра. Его одежды царского достоинства – далматик розовато-желтого цвета, с крестами в синих кругах, сверху на нём белый омофор с зелеными крестами. Золотой царский лор украшен драгоценными камнями.

Божия Матерь также в царских одеждах киноварного цвета, с золотым орнаментом и каймой. На Её голове золотая корона с сеткой из жемчуга. Пророк Иоанн Предтеча изображён в грубой рубашке-власянице тёмно-синего цвета и зелёном, с тёмно-красной теневой опушью со спины, гиматии. Вохрение по коричневому санкирю светлое, с подрумянкой. Фон и поля иконы отделаны позолотой.

Надписи на фоне киноварные. Сохранность образа специалистами признана хорошей.

История образа.

Композиция иконы «Царь Царей» подобна Деисусу, где Спасу Вседержителю, восседающему на престоле, предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, но Спас здесь изображен в одеждах архиерея, а Богоматерь в царском облачении. В композиции «Царь царем», или иначе «Предста царица», иллюстрируется текст 44 Псалма «…предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна…».

Иконография несколько напоминает образ XIV века из Успенского Собора Кремля, древнейшую икону на эту тему. По церковному преданию, «Царь Царём» Московского Кремля является ещё более древним произведением, авторства Алимпия Печерского (XI–XII века).

Икона «Царь Царём» известна и в Новгородском Софийском соборе, она была записана в XVII веке и реставрационному обследованию не подвергалась.

Содержание этой иконографии многогранно. Обычно его связывают со словами Псалтири «Предста Царица одесную Тебя в ризах позлащенных одеяна», относя эти слова к изображению Богоматери. Фигуре Иисуса Христа, одетого в царские и святительские одежды, созвучен текст 109 Псалма «Ты иерей по чину Мелхиседекову».

Но по сути иконе более соответствуют слова: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена в церкви Всевышнего. Она откроет уста свои и перед воинством Его будет прославлять себя…». (Сир.24:1-2). Христос здесь прославляется как ипостасная Премудрость Божия.

Богоматерь олицетворяет Церковь, через которую передаются людям блага Премудрости, осуществляется их связь с Богом.

Эта иконография предваряет «новгородский» извод изображения «Софии Премудрости Божией», где Христос изображен дважды: в своем обычном обличии и в виде Софии-ангела в царском облачении сидящим на троне, которому предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Особенности иконописной школы.

Избежавший монголо-татарского нашествия, Новгород испытывал в XIV – XV веках экономический и культурный подъём. Самым значимым периодом в развитии иконописи был рубеж XV века.

Краски образов приобретают чистоту, палитра светлеет, из неё исчезают остатки былой сумрачности. Излюбленным цветом мастеров-иконописцев становится киноварь, определяющая мажорный характер всей палитры.

Киноварь даётся в сочетании с золотом фона, с белыми, зелеными и оливковыми красками.

Новгородская иконопись того времени не любит замысловатых сюжетов. Упрощаются традиционные иконографические типы, отбрасываются все лишние фигуры. Композиции легко обозримы, в них нет вредящей сюжету дробности. Основная сюжетная линия не затемняется второстепенными эпизодами.

Скупость в композиционной разработке составляет отличительную черту новгородцев. Они предпочитают простые иконографические изводы традиционных праздников, изображают святых стоящими в ряд.

Предпочтение отдаётся полуфигурным образам и житейским иконам с бытовыми подробностями, в которых с наглядностью передаются сцены из жизни святых.

Композиции новгородской живописи, даже многофигурные — просты, гармонично вписаны в плоскости и согласованы с формами. Все элементы распределены в них равномерно и согласно их значимости, нет ни перегруженных, ни пустых мест.

Фоновые пространства между изображениями имеют красивые формы, играя значительную роль во всей композиции. Фигуры часто располагаются симметрично, так они получают полное завершение.

Однако симметрия разбивается поворотами и наклонами фигур, формами гор, зданий, деревьев и других изображений.

Композиции новгородского письма XV века всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Для них характерна монументальность и спокойствие образов, стремление к лаконизму.

Фигуры человека в новгородской живописи обычно несколько удлиненных пропорций, что придает им стройность и величие. Они всегда имеют глубокое внутреннее содержание. В их изображениях характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела.

В фигурах и в их одеждах содержатся яркие и темные детали, которые оживляют все спокойные тона.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *