Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В подмосковном Ново-иерусалимском монастыре есть любопытная старинная икона «Лабиринт Духовный» достаточно редкой разновидности. Выглядит она так:

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В центре иконы изображена лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости. А черненький лабиринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 2 выхода, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее). В иконе очень много всяких мелких деталек, которые можно долго разглядывать, разгадывая их значение.

  • В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
  • ЛАБИРИНТ В ДРЕВНОСТИ
  • Конечно, образ лабиринта гораздо древнее и древней Руси и античности вместе взятых — он известен еще со времен неолита, но мы рассмотрим его бытование в более современное время, а разгадку тайн Атлантиды и первобытных пещер оставим нашим читателям в качестве увлекательного домашнего задания.

Итак, известно, что изображения лабиринта помещались на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра и Реймса. В отличие от нашей иконы, где путь начинается от центра, здесь нужно двигаться наоборот, к центру лабиринта.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Лабиринт — это образ жизненного пути человека, который ищет свое собственное настоящее «Я», или, как сказали бы христиане, ищет Бога. Но где его искать?

Есть парадоксальная притча Энтони ди Мелло, иезуитского монаха. «Бог устал от людей и стал спрашивать ангела, где бы ему спрятаться от людей — на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов ему посоветовал: в человеческом сердце, вот куда он реже всего заглядывает».

Таким образом, затерявшись в пространстве и времени, человек может найти настоящего себя лишь в глубинах собственного сердца. А может и не найти — лабиринт гарантий не дает…

Тему тайных закоулок и лабиринтов также любил садово-парковый дизайн XVII века:

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

В плане, этот парк похож то ли на замочную скважину, то ли на конфорку электроплитки. На самом же деле, это — лабиринт духовной жизни, то есть душа человеческая, изображённая средствами садово-парковой архитектуры.

«ЛАБИРИНТ» НА РУСИ

В XVI веке на Русь проникают западноевропейские рыцарские романы и философские трактаты.

Русским читателям была известна книга чешского философа Яна Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако собственно иконописные изображения с этим сюжетом появляются только в XVIII веке и, хотя они основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви, к ним возникают некоторые вопросы. Разберемся, какие.

«НЕКАНОНИЧЕСКИЕ» ИКОНЫ

Недавно я оказался в компании священников, богословов и прочих бородатых интеллектуалов, это была лекция известного специалиста по иконам Ирины Языковой, посвященная так называемым «неканоническим» иконам.

Показывались иконы с нестандартным сюжетом и на обсуждении выносился строгий вердикт, дескать, все это «западные влияния», двоеверие да язычество и давайте обратимся к Золотому Веку нашей русской иконописи, Дионисию и Андрею Рублеву, ведь все, что было позже них — это фу-фу-фу, неканонично, распад и маньеризм.

Мне тогда пришлось взять слово и «наехать» на почтеннейшую публику — ребята, давайте не будем устраивать древним иконам «фэйсконтроль» и заниматься любимой забавой русской интеллигенции — исправлением прошлого, а? Такие (нестандартные) иконы тоже выполняли свою функцию — это назидательные картинки, которые «переползли» в иконопись из смежных, околоцерковных сфер. Естественно, все хорошо на своем месте: в иконостасе такому образу, пожалуй, не место, а в притворе, у входа — самое то.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Конечно, сейчас во всех альбомах по иконописи репродукции выставлены подряд, как в каталоге IKEA, скучновато-дотошные комментарии искусствоведов никто не читает, поэтому совершенно неясно, какова функция той или иной иконы в пространстве реального храма и как это все вместе «работает».

Так вот, это работает совершенно определенным образом, и чтобы не чувствовать себя в храме японскими туристами, необходимо знакомство с определенным сценарием, лежащим в основе того или иного произведения. Для церковного искусства таким сценарием служит частично Библия, также комментарии Отцов церкви и жития святых; плюс фрагменты античной истории, которые изучались в школах.

Простые люди Гомера не читали, но кое-что к ним просачивалось в виде народного фольклора.

Знание всех этих вещей дает некий ключ к пониманию того, ЧТО изображено на древних фресках и иконах. В конечном счете, целью всех этих священных символов является возведение человека к нематериальной, или, как говорили на Руси, «умной» сфере. Часто это происходит в игровой форме, ведь церковный обряд — это игра людей и Бога, их Бога.

Икона «Лабиринт Духовный» и является частью этой игры богов и людей. Со стороны этот процесс может выглядеть как величественно-прекрасно, так и по-дурацки смешно — все зависит от культурного уровня участников.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Духовная сфера устроена как голограмма — «часть отображает целое» в виде зашифрованного комикса. Икона-комикс приглашает: сыграйте в опасную игру. Войдите в лабиринт.

Федор Пирвиц для «Фамильных Ценностей»

"Лабиринт духовный" как определить свои грехи..

Эта икона называется «Лабиринт Духовный» включает 12 кругов:

 два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад.  

Икона служит неким детектором греховности:  отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен.

  •  Это, конечно, не касается праведников…
  • Если плохо читается, разъяснение:  Справа на лево:Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство»,
  •  «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объядение».

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Написана в 18 веке. Размер иконы оригинала 54 на 43,9 см Гос. музей истории религии Санкт- Петербург

Не типичная для православия икона. Мандала. Духовный выбор. 12 дорог «вниз», и только 1 «вверх».

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

          В центре иконы изображен лабиринт из 12 кругов, из которого два входа ведут вверх, в жизнь вечную, и двенадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле.

Жизненный путь человека изображен как ступенчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старики. Указан возраст – 1 год и 90 лет. На смертном одре – в центре справа – душу человека принимает Ангел.

Но тут же и стоит бес со списком грехов усопшего.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

      Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны. Преисподняя населена бесами и демонами, между которых заметны и Ангелы, забирающие раскаявшиеся души.

Над лабиринтом изображено Царствие Небесное с Градом Новым Иерусалимом, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами.

В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя…     Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

pravsemia.ru

Икона “Лабиринт духовный” как определить свои грехи

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Эта икона называется «Лабиринт Духовный», включает 12 кругов: два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад.

Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен. Это, конечно, не касается праведников…

Икона “Лабиринт духовный” 18 века. Находилась в Новоиерусалимском монастыре, теперь в историко-архитектурном и художественном музее “Новый Иерусалим”. Холст, масло. 57х80 см.

Икона “Лабиринт духовный” отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в Средневековую Европу, а затем – на Русь. Изображения лабиринта помещатся на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шатра, Реймса, Амьена.

Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского, умершего в 1660 году, “Лабиринт мира и рай сердца” с русским стихотворным предисловием 1630 годов.

Однако иконописные изображения с этим сюжетом распространяются только с 18 столетия и основаны они на текстах Священного Писания и творениях Отцов Церкви.

В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода введут вверх, в жизнь вечную, и одинннадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывая человека на земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре).

На смертном одре (справа) душу человека принимает Ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старцы.

Надписи указывают их возраст – от 1 года до 90 лет.

Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает и “райские врата усердно отверзает”. Здесь же – слова Псалма “Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя” (Пс.24:4). Надпись в нижней части лабиринта “Яко зол душа моя наполнится и живот мой аду прилжася” (Псалом 87:4).

Под лабиринтом изображена преисподня. В правом углу – огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок.

Здесь же помещены наименования грехов: “БЛУД”, “УНЫНИЕ”, “СРЕБРОЛЮБИЕ”, “ПЬЯНСТВО”, “ТЩЕСЛАВИЕ”, “ГОРДОСТЬ”, “УБИЙСТВО”, “ГНЕВ”, “НЕМИЛОСЕРДИЕ”, “ЗАВИСТЬ”, “ОКЛЕВЕТАНИЕ”, “ОБЪЕДЕНИЕ” (справа налево). Преисподня населена демонами – воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань.

Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия – лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.

Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами.

Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр.21).

В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.

  • Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов “Лабиринта” не только в иконописи, но и в русской народной картинке – лубке.
  • Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
  • Если плохо читается, разъяснение: Справа на лево: Блуд, Уныние, Сребролюбие, Пианство, Тщеславие, Гордость, Убийство, Гнев, Немилосердие, Зависть, Оклеветание, Объядение.

З.М. Зеленская pravsemia.ru

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Иконы святых — что они означают и для чего нужны | Православиум

Рубрика: Иконы

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Иконой в христианстве называют священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых или ангелов. Также это может быть изображение святых событий в христианстве.

Читайте также:  День святых Петра и Павла: кто это и когда праздновать, 7 молитв первоверховным апостолам

Икона написана с соблюдением определенных иконописных канонов (правил), а также освящена по специальному церковному чину. Освящая иконы святых, Церковь даёт благословение на её использование.

Во время обряда освящения священник читает специальные молитвы, также окропляет икону святой водой.

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православииНаписание православной иконы

Иконы Православной церкви не стремятся к натурализму и детальности, изображения на них условны и просты. Их предназначение в том, чтобы через написанный образ мы обращались к Первообразу.

Молясь перед иконой, христианин поклоняется и обращается не к расписанной доске, а к тому, кто на ней изображён. Молящийся духовно возносится к этой личности, соединяется с ней.

Иконы святых являются напоминанием о высшем, духовном мире и служат проводником, окном в этот мир.

В “Добротолюбии” можно найти высказывание преподобного Феодора Студита о значении иконопочитания:

“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.

Благодать того, кто изображён на иконе, действует и на саму икону. Поэтому она является святыней, к которой следует относиться с благоговением. 

О ценности икон говорил преподобный Паисий Святогорец:

“Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма” (“Слова”, том 2).

Приведём также цитату преподобного Иоанна Дамаскина из его “Слов против порицающих святые иконы”:

“…по смерти их [святых] благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, и в их чертах, и в святых их изображениях”.

Икона имеет богословско-символическое и эстетическое значение, но она выполняет также миссионерскую, богослужебную функцию. Наряду с Евангелием и другими святынями иконы используются в богослужениях. Икона представляет собой проявление церковного предания, ведь иконопочитание основано на признании основных христианских догматов. Например, догмата о Боговоплощении.

В ветхозаветные времена было запрещено изображать невидимого и неописуемого Бога. Его написанный Образ был бы кощунственным плодом человеческого воображения. Но Сын Божий принял человеческий облик, стал одним из нас, и теперь мы можем свидетельствовать об этом в иконах. Поэтому иконопочитание также является одним из догматов Православной церкви.

История православной иконы

Прообразы икон в виде символических рисунков появились ещё в первые века христианства. К 4 веку широко распространилась роспись храмов с изображением Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Библии. Тогда же, по одной из наиболее распространенных версий, в Египте появились первые иконы.

В 8 веке зародилась иконоборческая ересь (ложное учение), направленное против почитания икон. Оно основывалось на неправильном восприятии ветхозаветного запрещения создания кумиров.

Однако в 787 году на Седьмом Вселенском соборе приняли догмат иконопочитания, было сформулировано богословское значение иконы.

Иконопочитание окончательно утвердилось в середине 9 века, тогда же сложились определенные иконописные каноны. 

Традиции написания икон проникли на Русь в 11 веке. Одними из наиболее известных русских иконописцев были Григорий Иконописец, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Основные типы икон

Существует множество классификаций икон по различным критериям. Так, в зависимости от места пребывания, иконы бывают домовые, дорожные и храмовые, то есть церковные иконы. С точки зрения сюжета иконы делятся на:

  • иконы Святой Троицы («Троица» Андрея Рублёва);
  • Господские, то есть изображающие Иисуса Христа («Добрый Пастырь»);
  • Богородичные («Казанская икона Божьей Матери»);
  • образы святых и ангелов («Икона преподобного Серафима Саровского»);
  • житийные, то есть изображающие эпизоды из житий святых (икона «Святые Косма и Дамиан, с житием»);
  • иконы праздников («Крещение Господне»).

Православные иконы святых и их символика

Икона глубоко символична, многие особенности и детали изображения несут духовный, богословский смысл. Знание этих символов поможет глубже понять иконы и их значение. Например, святость праведника и Божественная слава Иисуса Христа на иконах передаются с помощью нимба – сияния вокруг головы.

Большие глаза у святого символизируют духовное созерцание Божественных тайн. Тонкие губы означают аскетизм, высокий лоб – глубокомыслие и мудрость, удлинённые пальцы – чистоту дел и благородство души. Молитва на иконе передаётся воздетыми руками святого, а его смирение – склонённой фигурой.

Понять православные иконы и их значение поможет и знание символичности различных цветов. Например, золотой цвет на иконе означает Божественную благодать, радость или же самого Бога.

Белым цветом обозначается Божественный свет, чистоту, святость. Божьи угодники часто изображаются в белых одеждах, а ангелы и праведные души на иконах светятся белым светом.

Вечность духовного мира в иконах передают с помощью небесной синевы. Также синий традиционно считается цветом Богоматери.

Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Икона – от греческого слова «образ». Так же многозначна и многозначительна, как это слово и роль иконы в жизни православного человека.

Иконой в православной традиции называют изображение персонажей, событий из Священной или церковной истории, написанное в соответствии с догматами церкви и строгим каноном.

Специалисты в области изобразительного искусства иногда называют иконами только живописные произведения, написанные на левкасе.

Однако, если образ написан на холсте или выполнен мозаикой в соответствии с догмами и каноном, он так же будет считаться иконой.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем.

Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Икона Духовный лабиринт: описание образа и символика, почитание в православии

Спас НерукотворныйДвусторонняя выносная иконаШкола или худ. центр: НовгородВторая половина XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.

Лазарев 1969: 1130–1190-е годыНовгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 1986: XII в.ГТГ 1995: Вторая половина XII в.Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.

Eastmond 2013: Ок. 1200 г.77 × 71 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Инв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла. Иконопись складывалась постепенно.

Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы.

Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

Виды

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

  • ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
  • тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
  • поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
  • оглавные, передающие только лик.

Классификация по сюжету:

  • Святая Троица;
  • Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
  • Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
  • иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
  •  праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
  • символические (аллегорические) иконы.

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

  • живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
  • мозаичные;
  • литые;
  • резные;
  • вышитые;
  • типографские и т.п.

В зависимости от места расположения, различают:

  • домовые иконы (для домашних иконостасов);
  • путные (которые берут с собой в дорогу);
  • храмовые (расположенные в храмах).

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

В чем же отличие?

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Читайте также:  Икона Сретение Господне: описание и значение, в чем помогает образ и молитвы

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

Свет.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Цвет.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Время.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени.

Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга.

На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Самое лучшее место для икон – комната, где люди собираются вместе и принимают пищу, но возможно поместить «Божницы» и в других комнатах.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению.

Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе.

Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Икона Духовный лабиринт

Икона разделена на три уровня. В самом верхнем изображен рай, небесный град Иерусалим. Посередине располагается земной мир людей. А в нижней части – геенна огненная. В центре иконы – круглый лабиринт, в нем заключено поле. Здесь изображены символы земной жизни человека:

  • колыбель;
  • лестница, на ступенях которой люди разного возраста – от детского до старческого;
  • смерть;
  • посмертный суд. Здесь же и входы в лабиринт. 

Всего два выхода ведут в рай. Остальные двенадцать – в ад. Каждый из этих ходов олицетворяет смертный грех: чревоугодие, клевету, зависть, жестокосердие, гнев, убийство, гордыню, тщеславие, винопитие, алчность, уныние, блуд. Кроме обычных семи грехов добавлены еще пять. Картина дополнена расшифровывающими подписями и пояснениями.

Произведение отличается от типичных икон по ряду признаков. В написании художник использует прием обратной перспективы, то есть объекты заднего плана рисует более крупными. Кроме того, сам сюжет, в центре которого человек, проживающий свою судьбу, – не типичен для традиционных православных образов. Изображение гораздо ближе к гравюре или иллюстрации некой притчи.

Значение и символика

Как уже упоминалось, изображение носит поучительный назидательный характер. Иконы такого плана относят к символико-дидактическому направлению религиозного искусства.

Эти образы связаны с изучением трудов святых отцов, и доходчиво пересказывают зрителю основные богословские положения. Активно развиваться это течение начало в XVI веке.

Первые образцы «Лабиринта» возникли в западно-европейском христианстве. На Русь эти иконы попали гораздо позже.

Символика изображения богата и, в то же время, понятна любому православному. Центральное поле, охваченное графическим лабиринтом, – это круг земной людской жизни. Сам лабиринт – это поиск спасения.

В верхней часть круга нарисованы песочные часы, что является аллегорией отпущенного для земной жизни времени. Небесный град – воздаяние за праведную жизнь, но попасть туда трудно, ведь всего два хода ведут к нему.

Смерть же – обезличенное существо, приводящее человека к суду за его деяния.

Стоит сказать о самом ключевом элементе композиции. Образ лабиринта вообще известен человечеству со времен палеолита. Его довольно часто можно встретить в культовых сооружениях самых разных эпох и конфессий. Христианство не стало исключением, ведь многие языческие образы переосмысливались в этой религиозной традиции.

Тона, в которых написана икона, традиционно часто используются в христианском искусстве. Это разные оттенки красного, в которых изображены пространства рая и ада.

В первом случае красноватые оттенки – символы Царства Небесного, а также на некоторых образцах красный фон, на котором Христос благословляет мир, – олицетворение ликующей радости воскресения и вечной жизни. В аду оттенок красного иной – это багровое пекло вечных мучений.

Пространство жизни людей имеет синий или зеленоватый оттенок. В раю преобладают белые и золотые цвета.

Почитание в православии

Наверняка, когда православный христианин две сотни лет назад видел этот образ, он его пугал. Подробное изображение смерти, ада, сложный лабиринт – все это производило неизгладимое впечатление. Икона настойчиво напоминает, что мир – это место борьбы за души. Зритель должен почувствовать страх за свой загробный путь, понять, что его ждет возмездие за все совершенные злодеяния.

Несмотря на такой мрачный посыл, среди русских христиан икона стала почитаемой. Эта традиция распространилась не только в среде просвещенного духовенства, но и в народной традиции искусств. Об этом свидетельствует большое количество не только иконописных списков «Лабиринта», но и существование лубочной перерисовки этого сюжета.

Однако в наши дни некоторые священники относят эту композицию к неканоническим изображениям. Это означает, что художественное произведение не является обязательным и не нуждается в официальном почитании, а носит скорее «душеспасительный характер».

Поэтому, несмотря на популярность и значимость изображения, в официальной православной традиции нет даты празднования иконы. Однако для каждого верующего не лишним будет обзавестись этим образом, чтобы, глядя на него, вспоминать, как сложен путь к спасению.

Икона и иконопочитание в православии

Икона и иконопочитание в православии

В православном благочестии видное место занимает почитание св. икон с изображениями Господа Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, ангелов и святых (сюда же относятся и св. крест и св. евангелие). Православные храмы внутри покрыты росписью и обильно украшены иконами как в так наз. иконостасе (перегородке, отделяющей алтарь от храма), так и на стенах.

Изображения эти обычно делаются на досках или на плоской поверхности, статуи и вообще скульптурные изображения, в отличие от Запада, в православии представляют редкое исключение. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви.

Оно имеет свое основание и в религиозной психологии, столь глубокое, что икона у православных является существенной необходимостью для благочестия. В цветущие времена православия, одинаково как в Византии, так и в России, иконы не только наполняли храмы, но они помещались и в домах, и на улицах, и площадях, и в публичных местах.

Жилище, в котором нет иконы, для православного производит впечатление нечистоты и пустоты. При путешествии, при посещении новых мест, православный имеет икону, пред которой и совершает молитву, так же как он носит и небольшой крест на груди, впервые возлагаемый при крещении. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия.

Это с трудом понимается западным человеком, даже в католичестве, несмотря на то, что оно и признает иконопочитание, особенно же в протестантизме, в котором живет традиция иконоборчества и удерживается одно только изображение креста. Иконопочитание нередко принимается за идолопоклонство, причем, конечно, не дают себе труда отчетливо определить, что же под этим разумеется.

Икона предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1, 26), хотя и затемненный первородным грехом. Но Господь Иисус Христос, приняв человеческое естество, в Своем безгрешном человечестве явил истинного человека.

Читайте также:  Акафист Иоанну Воину: когда и как читать обращение к мученику и полный текст

Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем. Иначе не имело бы места и самое Его откровение.[31] В частности являются изобразимы, в силу сказанного, события земной жизни Господа Иисуса Христа, как они в слове изображаются во св. Евангелии, которое в этом смысле есть не что иное, как словесная икона Христова.

Картины религиозного содержания, изображающие евангельские события, не встречают для себя принципиального возражения и в протестантском мире. Они употребительны здесь — в целях ли научения, воспоминания или же большего религиозного постижения, — употребительны так же как священные тексты, украшающие стены храма и представляющие собою также не что иное, как словесные иконы.

Такое воспоминательное значение в православии имеет роспись (фрески) разного содержания, покрывающие стены храма и в сущности не имеющие значения иконы. Икона представляет собою не просто священное изображение, но и нечто большее, чем изображение.

По верованию православия, икона есть место благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему. Это явление Христа в Своем изображении для слышания молитвы Ему не делает самую доску и краски, которые необходимы для изображения, составляют его материю, принадлежащими телу Христову.

В этом смысле икона совершенно противоположна Евхаристий, где нет образа Христова, но таинственно Христос присутствует в веществе Его тела и крови, подавая их для причащения. Православный молится пред иконой Христа, как пред самим Христом, ему предстоящим в Своей иконе, но сама икона, место этого присутствия, остается только вещью и отнюдь не становится идолом или фетишем.

Потребность иметь с собою и пред собою икону вытекает из конкретности религиозного чувства, которое не удовлетворяется одним только духовным созерцанием, но ищет и непосредственной, осязательной близости, как это естественно для человека, состоящего из души и тела. Человеку Господь преподает общение с Собой во вкушении тела и крови Его, т. е. чувственно и осязательно.

И подобное духовно-осязательное же общение мы имеем и во святых иконах, при всем глубоком отличии иконы от св. Евхаристии. Почитание св. икон основывается, поэтому, не только на самом содержании изображаемых на них лиц или событий, но и на вере в это благодатное присутствие, которое подается Церковию силою освящения иконы.

В освящении иконы мы имеем священнодействие, которым установляется именно связь между первообразом и образом, изображаемым и изображением. Через освящение в иконе Христа происходит таинственная встреча молящегося со Христом.

И это же имеет силу и относительно иконы Богоматери и святых, которые в своих иконах как бы продолжают свою жизнь на земле в своих явлениях (аналогичный же смысл имеет и почитание св. мощей). Силою этого благодатного присутствия чрез икону может подаваться помощь, как бы от самих изображенных на ней, и, в этом смысле, принципиально, всякая получившая свою силу, т. е.

освященная, икона является чудотворной. Однако чудотворными, в собственном смысле, почитаются иконы, так или иначе явившие себя чудотворением и с особенной доступностью и ощутительностью являющие свою силу. Особенно значительно количество почитаемых, как чудотворные, икон Божией Матери. По верованию Церкви, пресв. Матерь Божия, которой усыновлен в лице ап. Иоанна Богослова весь человеческий род, или вся Церковь, не оставляет мира и в Своем Успении, и пребывая в небесах, Она вместе с тем живет и жизнью нашего мира, болеет его болезнями и плачет его слезами, предстательствует о нем Своими молитвами. Потому она являет Себя миру и в чудотворных Своих иконах, которые сохраняют Ее ощутительный след на земле. (Эта вера в православии является общею с католичеством).

Иконы имеют своим предметом изображение Христа, а в связи с Ним даже и Св. Троицы (в частности, в виде явления трех ангелов Аврааму при дубе Мамврийском), Богоматери, ангелов и святых.

Содержание этих икон не ограничивается простыми изображениями, но может включать и различные события из жизни Христа (иконы праздников), или же выражать иногда очень сложные догматические идеи (напр., различные иконы св. Софии, Премудрости Божией, космические иконы Богоматери и под.).

Каково происхождение подобных икон? Отчасти оно определяется прямыми данными Слова Божия, частью же богословскими соображениями (и относится в этом смысле к живописной схоластике), отчасти содержит в себе духовное видение, которое открывается богозрителю, а вместе и иконописцу.

[32] И, как таковое, будучи принято Церковию чрез икону, оно становится новым откровением, которое является источником для богословия, — тем самым возникает иконографическое богословие (как напр., в вопросе о Софии, Премудрости Божией). Вообще, икона является особым видом церковного предания, в красках и образах, наряду с устным, письменным, монументальным.

Изготовление икон, которым для массового спроса овладело ремесло, в своих истоках является религиозным творчеством, и Церковь прославляет некоторых святых именно как иконописцев (во главе этого ряда предание ставит евангелиста Луку, начертавшего икону Божией Матери).

Таковы величайшие русские мастера иконы, два друга: преподобный Андрей Рублев и Дионисий, оба монахи. Впрочем, редким исключением является и то, что оказываются известны их имена, обычно иконы так же безымянны, как и готические соборы на западе. Разумеется, истинные видения, богословские созерцания в иконах представляют собой исключения в ряду массового иконописания, но эти исключения становятся оригиналом для изготовления копий, иконных «подвижников».

Религиозное созерцание в иконе дается мастеру облеченным в образы, краски и формы. Это есть откровение в художественных образах, не отвлеченные идеи, но конкретные формы. Поэтому в иконописи имеет столь существенное значение символика красок, ритм линий, связанность композиции.

Видения духовного мира облекаются в художественную форму, в которой приобретает исключительное значение язык красок (цвета: золотой, серебряный, голубой, синий, зеленый, пурпуровый и т. д.) и линий, при величайшей экономии художественных средств. Принципиально в иконе все символично и имеет свое значение: не только содержание изображаемого, но и форма и краски.

В этом ведении и хранении символики иконы состоит традиция иконописания, ведущая свое происхождение с незапамятных времен, может быть, еще и из дохристианской древности и Египта и Эллады, которым наследовала христианская Византия. Таким образом возникает иконописный канон, который с наибольшей чистотой сохраняется в древних иконах.

В истории иконы следует отметить особую заслугу русского старообрядчества, которое явило их миру как недосягаемые вершины художества, способные стать рядом с величайшими произведениями мирового искусства.

[33] Разумеется, канон этот имеет лишь общее руководящее значение, и он не только оставляет место для личного вдохновения и творчества (в известных пределах его нечувствительно изменяющих), но его даже предполагает. Поэтому не существует такого абсолютного канона для иконы, который исповедуют старообрядцы.

Тем самым они обрекают иконопись на полную неподвижность и на смерть ее как искусства, из которого она родилась и которым должна остаться. Напротив, находя основание в традиции и развивая ее, икона имеет свою собственную жизнь и в современном искусстве, и это искусство имеет великое и прекрасное будущее.

Однако искусство не рабствует канону, как внешнему закону, но его свободно приемлет как древнее ведение и внутреннюю правду. Иконопись есть особая отрасль символического искусства, но она есть не только искусство, но и более чем искусство, она есть боговидение и боговедение, дающие художественное свидетельство о себе.

Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя-богослова. Одно художество само по себе бессильно создать икону, так же как и одно богословие. Поэтому творческая иконопись является труднейшим и редчайшим искусством, как требующая соединения этих обоих, также редких даров.

За то и достижения и откровения иконописи превосходят по силе своей и умозрительное богословие и внерелигиозное искусство. Иконопись свидетельствует о потустороннем мире и его образах, она не доказывает, но показывает, не принуждает доводами, но убеждает и побеждает самоочевидностью. Истинная творческая икона есть явление Христа, Богоматери, ангелов, святых, рая, здесь на земле. Поэтому в ней искусству дается вообще самое высшее служение, какое только может существовать, — возвещать славу Божию. Русская душа и русское искусство таит в себе новые откровения, новое творчество иконы, которого мы являемся уже современниками.

Иконопись, как искусство, имеет свои отличительные черты, в общем определяющиеся ее задачей свидетельствовать о потустороннем мире. Поэтому оно, прежде всего, чуждо того натурализма и даже просто природного реализма, который сделался господствующим в западном искусстве ренессанса.

Иконопись не допускает чувственности в изображениях, которые остаются формальны, абстрактны, схематичны, состоят из одной формы и краски. Она ищет передать не лицо, но лик. Она чужда импрессионизма, но ближе к декоративности с четкими формами и определенными красками.

Поэтому икона не знает и трех измерений, не имеет глубины, но довольствуется, вслед за древней египетской иконописью, плоскостным изображением с обратной перспективой, и уже этим достигается устранение чувственности и господство формы и краски с их символикой.

Этим вносится в самые художественные ресурсы иконописи строгая и высокая аскетика, и заранее отрезается путь к чувственности, к плотской похоти. Иконопись строга, серьезна и может казаться суха, как неизбежно сынам плоти кажется высокое и чистое искусство.

Художественная родина иконы есть древний Египет (в частности, погребальные портреты эллинистической эпохи). Византия, наследница и продолжательница Эллады, является родиной христианской иконописи, здесь она имела несколько периодов расцвета.

Отсюда иконописное искусство перешло в Балканские страны и Россию, где достигло высшего развития к XV веку в Москве и Новгороде. Величайшим русским иконописцем является преп. Андрей Рублев и мастер Дионисий (Москва, XV век). Вопрос о соотношении западного, итальянского и русского иконописного искусства до сих пор составляет предмет ученых споров.

Влияние запада неоспоримо проявляется в русской иконописи в эпоху начинающегося упадка с XVI века и находит для себя в Симоне Ушакове (Москва, XVII век) даровитого выразителя. В XVIII–XIX вв.

влияние западных вкусов на русское искусство действует понижающим образом, внося в него черты натурализма и дилетантизма, в утрате собственного стиля, вместе с ремесленничеством, и только в последнее время вновь пробудилось понимание природы иконописи как искусства, а с ним пробуждается и сознание подлинных высоких ее задач, обещающее новый его расцвет. В иконе искусство становится в связь с Церковию, служит Церкви, причем эта связь есть не только внешняя, но внутренняя. Культура и культ раскрываются в том своем единстве, которое является исходным, изначальным, а вместе и последнею целью истории человечества.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector