Игорь черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

Игорь Черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

Память Святого благоверного князя Игоря празднуется:5 июня (18 июня по н.ст.) — день прославления и перенесения мощей из Киева в Чернигов;19 сентября (2 октября по н.ст.) — день мученической гибели.

Святой князь Игорь был сыном Олега Святославовича, князя Черниговского. Брат Игоря, Всеволод, захватил киевский престол у потомков Мономаха.

По смерти Всеволода киевский престол перешел в 1146 году к Игорю Олеговичу.

Однако киевские бояре, не любившие князя Олега и его потомков, предложили тайно передать престол внуку Мономаха, Изяславу Мстиславовичу.

В происшедшей между Игорем и Изяславом битве киевляне изменили Игорю и стали поддерживать Изяслава. Рать Игоря была разбита. Изяслав торжественно вошел в Киев и занял престол великих князей.

Во время битвы Игорь увяз своим конем в болоте, где и был схвачен противниками и заключен в темницу. Здесь князь Игорь тяжело заболел и пожелал принять монашеское пострижение, для чего просил отнести себя в монастырь.

«Всегда я хотел посвятить душу мою Богу. Ныне, в темнице, при дверях гроба, могу ли я желать иного?» — говорил умирающий князь.

Обессиленного, больного Игоря с разрешения Изяслава отнесли в монастырскую келию, где он пролежал восемь дней без движения, прикованный к постели. После пострига князь поправился и принял схиму.

День и ночь молился он перед келейной иконой Божией Матери о прекращении междоусобной войны, о воцарении мира и любви.

Между тем брат князя Игоря, Святослав, выступил с дружиной против Изяслава. Разгневанные этим киевские бояре подняли народ, ворвались в келию Игоря и убили страстотерпца. Это произошло в 1147 году. Последние часы своей жизни князь находился в молитве перед особо им почитаемой келейной иконой Божией Матери, которая впоследствии получила название Игоревской и стала почитаться как чудотворная.

Игорь Черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

В 1150 году брат блаженного страстотерпца принес его нетленные мощи в Чернигов, в Преображенский собор. Во время перенесения святых мощей произошло много исцелений болящих. Благоверный князь стал почитаться в лике святых.

Игоревская икона Божией Матери была поставлена в Успенском соборе киевской Лавры, в пределе Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На позолоченной ризе была сделана надпись, что, святая икона принадлежала блаженному князю Игорю и что перед ней он излил свою последнюю молитву.

Перед Игоревской иконой Божией Матери совершались исцеления и многие чудеса.

Со всех концов Руси стали притекать к святой иконе люди, пребывающие в скорбях и гонениях, чтобы получить помощь по молитвам к Пресвятой Богородице. А вот как изображает историю убиения князя Игоря известный русский писатель и общественный деятель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв. Рассказывая о киевской Отчей (Вотчей или отеческой) обители, он пишет:

«…Но сия тихая обитель, усыпальница ратных Князей, была однажды свидетельницей горького зрелища их междоусобий.

Самый несчастный из всех Ольговичей, Игорь, кроткий и праведный, после шестинедельного княжения на престоле киевском, был свергнут племянником своим Изяславом, внуком Мономаха, и переходя из темницы в темницу, испросил себе наконец мирный приют в келиях отчего монастыря.

Игорь постригся и, казалось, ангельский образ, отрешивший его от суеты мирской и всякого земного величия, должен был оградить и от сопряжённой с ними опасности…

Игорь Черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

— Ольговичи готовят гибель нашему Князю! — воскликнула буйная толпа, — убьём Игоря! — И в слепом порыве ярости, устремилась в монастырь его.

Напрасно возбранял Владыка, напрасно Князь Владимир, на борзом коне, хотел обскакать разъярённых, чтобы спасти единокровного, — толпа заградила ему дорогу. Игорь, ничего не подозревая, стоял в церкви, пред иконой Богоматери и слушал божественную литургию.

Буйная чернь, не уважая святости места и сана, извлекла инока из храма и ограды. Смятенный Владимир встретил мучителей и жертву, уже во вратах.

— Брат мой, куда? — воскликнул к нему болезненно Игорь. Владимир, соскочив с коня, покрыл его иноческую рясу своей княжеской мантией, взывая к народу:

— Братья, не могите делать зла, не убивайте Игоря! Сам, осыпаемый ударами, вместе с мучеником, он с трудом довёл его до двора матери своей и ринулся в ворота, надеясь, что уважут хотя жилище великой Княгини.

Но ничего не пощадила неистовая чернь, — разбила ворота дома княжеского, и в сенях на самых ступенях умертвила Игоря. И Князь и инок, всё было забыто в убиенном, виделся один Ольгович.

Обнажённого повлекли за ноги сквозь торжище до Десятинной церкви, а оттоле, бросив его на случившуюся праздную телегу, свезли на Подол. Тогда только остыла безумная ярость.

Князь Владимир послал сказать народу:

— Вот вы уже убили Игоря, дайте хоть похоронить тело его! Народ же, опамятовавшись, слагал вину на Ольговичей, умысливших злое на их Князя. Невинный страдалец пролежал ночь в Новгородской часовне.

Утром Митрополит послал игумена той обители, где провёл Игорь остаток горьких дней своих, предать с честью священные останки, в церкви Св.Симеона, что была на скате старого Киева к Подолу.

Церковь причла его к лику святых своих заступников, вместе с первыми страстотерпцами Русскими, Борисом и Глебом, столь же неправедно убиенными. И доселе призывается молитвенно имя Игоря в храмах древней столицы, близ самого места его убиения…»

• Княжение в Киеве вел. князя Игоря, во св. Крещении Георгия, продолжалось две недели, после он был пленен в междоусобной войне с Изяславом Мстиславичем. После освобождения из заточения тяжело больной князь принял постриг с наречением ему имени Гавриил.

После князь-инок был переведен в Феодоровский монастырь в Киев и там принял схиму с именем Игнатий. Икона, перед которой молился князь-схимник перед гибелью, была позже названа Игоревской и хранилась в Киево-Печерской лавре. В Служебниках лавры память св. князя празднуется вместе с Собором прпп.

отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, во 2-ю Неделю Великого поста.

• Святые мощи блж. Игоря перенес в Чернигов его родной брат Святослав черниговский в 1150 г., после вокняжения на киевском престоле Юрия Долгорукого.

18 июня – День памяти Игоря Черниговского (перенесение мощей и прославление)

Опубликовано: 18.06.2020

Игорь Черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

Святой Игорь Ольгович, великий князь Черниговский и Киевский, почитается Православной Церковью как благоверный и страстотерпец. Основные сведения о его житии содержатся в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, хотя различаются версиями о получении Игорем великокняжеского престола и обстоятельствах его смерти.

Точная дата рождения благоверного князя неизвестна, приблизительно 90-е годы 11 в. Он был правнуком Ярослава Мудрого и внуком Святослава Ярославича, принимавшего участие в перенесении мощей святых Бориса и Глеба (1072 г.

), а также имевшего в собственности знаменитые «Изборник Святослава 1073 года» и «Изборник 1076 года».

Отец Игоря Черниговского, Олег Святославич, назван в «Слове о полку Игореве» Гориславичем, предположительно по причине разжигания междоусобиц и активного участия в братоубийственных войнах, военных походах в союзе с половцами, от которых страдал народ.

Благоверный князь Черниговский Игорь Ольгович был помимо воли вовлечён в междоусобицы и пострадал вследствие борьбы за Киевский престол между князьями-родственниками, правнуками Ярослава Мудрого – Ольговичами и Мстиславичами (или Мономашичами, внуками Владимира Мономаха). В 1138 г. Киевский престол получает старший брат Игоря Всеволод. Он задумал передать княжение в наследство Игорю, ссылаясь на то, что Мономах передал престол своему сыну, а тот – брату из рода Мономаховичей.

1 августа 1146 г. Всеволод умирает, и Игорь Ольгович присягает киевскому народу быть его защитником и справедливым правителем, а киевляне в ответ в крестном целовании принимают нового великого князя.

Но через несколько дней киевские бояре тайно посылают гонцов к Изяславу Мстиславичу с приглашением на киевский престол. У Надова озера под Киевом состоялся бой, во время которого Игорево войско предательски перешло на сторону Изяслава.

Благоверный князь бежал и несколько дней скрывался на болотах, пока 13 августа не был схвачен.

По одной из двух версий, князя посадили в поруб, где он сильно заболел и был затем перенесён, ослабевший, в Феодоровский монастырь, где по выздоровлении принял схиму.

По другому летописному источнику, пленённого и больного князя заперли в одном из монастырей Переяславля-Русского.

По просьбе самого князя, он был пострижен в монахи, получив имя Гавриил, а после выздоровления переведён в Феодоровский монастырь в Киев и принял схиму с именем Игнатий.

Продолжая борьбу за великокняжеский престол, князья Черниговские пригласили в совместный поход Изяслава Мстиславича, чтобы убить его там. Когда киевляне раскрыли заговор, то постановили на вече расправиться с князем-схимником.

Сам Изяслав вместе с духовенством старался успокоить толпу, но безуспешно.Игорь Черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

19 сентября 1147 г. разъярённые жители Киева ворвались в храм Феодоровской обители. Благоверный князь молился перед иконой Божией Матери. Его схватили, сорвали монашеские одежды и поволокли из церкви.

Князь Владимир, брат Изяслава, накинув плащ на Игоря, привёл его в дом своей матери, подвергаясь побоям во время пути. Но киевляне, разрушив сени терема, вытащили схимника Игнатия, благоверного князя-страстотерпца, и убили на лестнице дома.

Ненависть к Ольговичам была так велика, что тело князя, потащили на верёвке до Десятинной церкви, а потом на телеге повезли на Подол, где оставили на торговой площади.

По распоряжению тысяцкого Лазаря тело князя-страстотерпца Игоря Ольговича положили в церкви арх.Михаила, храме новгородских купцов. Ночью произошло первое чудо от святого: зажглись сами по себе свечи в церкви. На следующее утро игумен Феодровского монастыря совершил отпевание благоверного святого князя, после чего он был похоронен в Симеоновском монастыре на окраине Киева.

Через три года 5 июня ст. брат Игоря Святослав Ольгович торжественно перенёс святые мощи в Чернигов. По пути следования совершались чуда исцеления людей. Мощи положили в Спасо-Преображенском соборе города, княжеской усыпальнице Ольговичей, Черниговских князей. Там они находятся и сейчас, под спудом у северной стены храма, куда были спрятаны черниговцами в 13 в. во время нашествия монголов.

День памяти благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского – 2 октября по новому стилю в день убиения святого, 18 июня нового стиля в день перенесения мощей из Киева в Чернигов.

Также князя-страстотерпца поминают в Соборах Тульских святых с 1987 г. 5 октября н.ст., Брянских святых с 2003 г. 3 октября н.ст., Киевских святых с 2011 г. 28 июля н. ст., Черниговских святых с 2006 г.

местно – в первую субботу после 29 июня (праздника первоапостолов Петра и Павла).

Читайте также:  Максим блаженный Московский: житие юродивого Христа ради и молитвы чудотворцу

Благоверный князь Игорь Ольгович Черниговский и Киевский – небесный покровитель мужчин по имени Игорь. К нему обращаются с молитвой о защите от предательства, от врагов и бед. Святой помогает сохранить мир и благополучие в семье и стране, исцеляет от болезней.

Храмы благоверного князя Игоря Ольговича находятся в Москве (Ново-Переделкино), во Владивостоке, г. Пушкин Ленинградской области, а также на Украине в городах Киев, Одесса, Днепродзержинск.

Молитва благоверному князю Игорю Черниговскому

О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Святая благоверный князь Игорь, моли Бога о нас!

Благоверный князь И́горь (в Крещении Гео́ргий, в иночестве Гаврии́л) Ольгович, Черниговский и Киевский

Игорь Черниговский: житие святого и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

Кондак 1

Избранный страстотерпче Христов, благоверный княже Игоре, возсиявый людем твоим, яко звезда пресветлая: ты бо славу земнаго княжения оставил еси и во иночестве Господеви работати вожделел еси, страдальчески земное житие скончав, и ныне, радуяся, предстоиши престолу Святыя Троицы. Молитвами твоими от всяких зол и напастей охраняй нас, да благодарственно со умилением зовем ти: Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Икос 1

  • Ангельски поживши на земли, от юности возлюбил еси Божественное учение и сему последовав добрым житием, немолчно прославлял еси имя Господне чтением книг священных и пением церковным. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице:
  • Радуйся, от рождения твоего Богом избранный.
  • Радуйся, семя слова Божия от юности восприявый.
  • Радуйся, великий угодниче Божий, благочестивую жизнь на земли возлюбивый.
  • Радуйся, путем трудным и тесным житие земное прошедый.
  • Радуйся, правды ради душу твою положивый.
  • Радуйся, от Царя Небеснаго, венец мученический приемый.
  • Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего, блаженне княже Игоре, избра тя зрети славу небесную, ты бо паче всего возлюбил еси чистоту душевную и телесную, и ради страданий временных, уповая избежати мучений вечных, великий угодник Божий был еси, и лицем к лицу зрети Господа удостоился еси. Темже притекающе к тихому пристанищу молитв твоих, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

  1. Разум озаренный благодатию Божиею из млада имел еси, княже Игоре, от юности бо хранил еси в сердце твоем закон Христов, великим угодником Божиим, прошедшим тернистым путем во Царствие Небесное, подражая.

    Темже и мы, уповая на твое предстательство, молимся: буди нам скорый помощник и покровитель в земном житии нашем, да благодарно вопием ти:

  2. Радуйся, избранный и верный рабе Христов.
  3. Радуйся, от юности чистоту жития возлюбивый.

  4. Радуйся, из млада единому Христу угождавый.
  5. Радуйся, Иисуса ради вся напасти безропотно претерпевый.
  6. Радуйся, Тому единому всею душею прилепивыйся.
  7. Радуйся, всего себе на страдания правды ради предавый.

  8. Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 3

Силою Вышняго, дарованною тебе, и долготерпением твоим укреплен был еси, блаженне, егда враг рода человеческаго наведе на тя люди злы, во еже лишити тя славы княжеския. Темже, дивящеся богатству терпения твоего, воспеваем укрепившему тя Господу песнь: Аллилуиа.

Икос 3

  • Имея желание в души своей вся красная и сладкая мира сего оставити и Христу последовати, еще млад сый, избрал еси себе путь служения Господеви. Мы же, подражая житию твоему и почитающе честная страдания твоя, правды ради претерпенная, величаем тя сице:
  • Радуйся, в души своей имевый желание мир оставити и Господеви послужити.
  • Радуйся, вся красная и сладкая мира сего презревый.
  • Радуйся, совершенную любовь ко Господу стяжавый.
  • Радуйся, за кротость души твоея наследие жизни вечныя получивый.
  • Радуйся, ум твой, сердце и волю в Бозе утвердивый.
  • Радуйся, дивную кротость духа в скорби показавый.
  • Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 4

Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, благоверный княже Игоре, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

  1. Слыша и видя, княже блаженне, распри и раздоры, врагом рода человеческаго воздвизаемыя, егда вступи на престол Киевский, абие восхотел еси вразумити люди своя и привести их к миру и благоразумию. Сего ради с любовию взываем ти:
  2. Радуйся, яко тобою всякая вражда и злоба побеждаются.

  3. Радуйся, чистоты веры и незлобия дивное воплощение.
  4. Радуйся, образе кротости и терпения.
  5. Радуйся, зерцало совершеннаго незлобия.
  6. Радуйся, многими скорбьми в радость Господа твоего вшедый.
  7. Радуйся, помогаяй и нам терпети скорби и поношения.

  8. Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угодниче Божий, тя бо, восприимшаго великия страдания, прослави Господь, яко вернаго раба Своего, невинно убиеннаго злыми человеки по наущению диавольскому. Мы же, взирающе с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше великий князь Киевский Всеволод, яко преклонился есть к вечеру день жития его, призва тя, Игоре блаженне, и завеща ти престол княжеский. Ты же воли брата твоего, яко воли Божией повинуяся, все упование на Господа возложил еси. Мы же, похваляя таковое смирение твое, воспеваем ти:

  • Радуйся, яко до конца крест жития твоего безропотно понесл еси.
  • Радуйся, благочестием Богови и людем послуживый.
  • Радуйся, велению брата своего покоривыйся.
  • Радуйся, в народоправлении велию добродетель показавый.
  • Радуйся, всем братолюбцем присное ободрение.
  • Радуйся, от людей своих велию любовь стяжавый.
  • Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 6

Проповедником добродетелей христианских был еси, княже Игоре, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.

Икос 6

  1. Возсиял еси богоугодным житием твоим, благоверный княже Игоре, все упование свое на Господа, вся во благо устрояющаго, возлагая. Мы же, восхваляя подвиги твоя, глаголем сице:
  2. Радуйся, яко в житии твоем добродетельми просиявый.
  3. Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый.

  4. Радуйся, в несении трудов великаго княжения помощь от Господа получивый.
  5. Радуйся, яко вместо княжеских почестей — мучения и скорби мужественно претерпевый.
  6. Радуйся, иго Христово, благое и легкое, на рамена своя восприявый.
  7. Радуйся, терпению Христову верно подражавый.

  8. Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 7

Хотящу ти, блаженне, воли Божией покоритися, не воспротивился еси воином князя Изяслава, егда тии тя, еле жива суща, в хладном порубе заключиша, идеже ты, подобно Даниилу пророку, заточенному в рове львином, непрестанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго видим тя избранника Божия, благоверный княже Игоре, егда пременил еси княжения славу во иночества образ смиренный. Ты бо, вся благая презрев, желанием восхотел еси единому Богу поработати. Темже, таковому твоему смирению и кротости дивящеся, вопием ти:

  • Радуйся, страдания лютая невинно претерпевый.
  • Радуйся, образ любве и незлобия нам показавый.
  • Радуйся, вся благая мира сего ни во что же вменивый.
  • Радуйся, злобу и коварство диавола смирением победивый.
  • Радуйся, послушанию иноческому всецело предавыйся.
  • Радуйся, усердным молитвенником за люди твоя явивыйся.
  • Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 8

Странник и пришлец, по апостолу, явился еси на земли, боголюбезне княже, дольняя бо вся презрев, горняя взыскал еси, все помышление твое ко Господу имеяй. Темже помози и нам, молитвами твоими, добродетельное житие возлюбити, да купно с тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

  1. Всею душею от юности Богу послуживый, блаженне княже Игоре, сего ради Господь прослави тя, Своего угодника, кротости ради и смирения твоего. Мы же, сим добродетелем последовати тщащиися, вопием ти радостно:
  2. Радуйся, от юности Господа всею душею возлюбивый.
  3. Радуйся, делы благими Христу благоугодивый.

  4. Радуйся, всем житием твоим Бога прославивый.
  5. Радуйся, тесный путь спасения от юности избравый.
  6. Радуйся, благодать Божию в сердце своем стяжавый.
  7. Радуйся, житие свое иночеством украсивый.
  8. Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 9

Всего себе покорил еси воли Господни, яко раб благий и верный, егда пострижение иноческое восприим, во обитель святаго Феодора вселился еси, идеже всецело посту и молитве предался еси. Сего ради сподобился внити в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне со Ангелы, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещанныя не возмогут по достоянию восхвалити страдания твоя, страстотерпче Христов, княже Игоре, ниже уразумети глубины упования твоего, приимши бо весть о убиении твоем, потщался еси в церковь Господню, со слезами пред образом Царицы Небесныя моляся. Убийцы же твои, яко звери дивии, емше тя молящагося, бив, повлекоша тя из храма. Ты же, благодатию Божиею укрепляемь, страдания кротко претерпел еси, за убивающих тя Господа умоляя. Сего ради величаем тя сице:

  • Радуйся, все упование на Господа и Его Пречистую Матерь возложивый.
  • Радуйся, на мучение безропотно предавыйся.
  • Радуйся, благодатию Божиею укрепляемь, страдания мужественно претерпевый.
  • Радуйся, яко сего ради венцем мученическим украшенный.
  • Радуйся, за убивающих тя кротко моливыйся.
  • Радуйся, душу свою в руце Божии радостно предавый.
  • Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, вся земная и временная во уметы вменил еси, неуклонно стопам Спасителевым последствовав. И ныне с лики ангельскими веселяся, немолчно вопиеши Прославльшему тя Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

  1. Стеною терпения оградився, верный раб Царя Небеснаго был еси: вражиих бо устрашений не убоявся, всего себе в руце Божии предал еси и страдания мужественне претерпел еси.

    Мы же, чтуще святую память твою, ублажаем тя, вопиюще:

  2. Радуйся, великий княже Игоре, престолу Небеснаго Владыки предстояй.
  3. Радуйся, венец твой княжеский кровными каплями, яко драгими камнями украсил еси.

  4. Радуйся, образ вернаго служения Богу терпением своим показавый.
  5. Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.
  6. Радуйся, яко пред великим мужеством твоим, вернии преклоняются.

  7. Радуйся, яко и ныне не престаеши благодеяти призывающим тя.
  8. Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим дивному во святых Своих Богу нашему, даровавшаго Церкви Своей и стране нашей дивнаго чудотворца и усерднаго молитвенника — благовернаго князя Игоря, иже и поныне не престает молитися за ны и научая пети всех: Аллилуиа.

Икос 11

  • Свет славы небесныя осия святое и многострадальное тело твое, страстотерпче Христов, егда оное положено бысть в церкви святаго Михаила. Людие же, окрест гроба твоего стоящии, и возжегаемыя невидимою рукою свещи и лампады зряще, приидоша в трепет и ужас, познавая, яко тако прослави Бог угодника Своего; тебе же, богомудре княже, воспеша тако:
  • Радуйся, усердный наш пред Богом молитвенниче и предстателю.
  • Радуйся, яко Господь прослави тя знаменьми и чудесы.
  • Радуйся, сиянием небеснаго света озаренный.
  • Радуйся, непорочную душу твою в руце Божии предавый.
  • Радуйся, нетленное тело твое в помощь нам оставивый.
  • Радуйся, яко за смиренномудрие твое венцем славы от Бога увенчанный.
  • Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 12

Благодать единения и братолюбия испроси нам у Всещедраго Бога, угодниче Христов, да вси людие возлюбят друг друга и единодушно исповедят веру Православную, воспевая Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

  1. Поюще добродетельное житие твое, ублажаем мученическую кончину твою, восхваляем и пренесение честных и многоцелебных мощей твоих из стольнаго града Киева во град Чернигов, воспеваем славу твою, иже на небесех, и усердно молим тя, страстотерпче княже Игоре: не возгнушайся нас, грешных и недостойных, зовущих ти:
  2. Радуйся, яко великия благодати от Бога сподобивыйся.
  3. Радуйся, яко теплый молитвенник и заступник от Бога нам дарованный.
  4. Радуйся, яко всем призывающим тя скорый помощник бываеши.
  5. Радуйся, духовнаго веселия сердца наша исполняющий.
  6. Радуйся, в лице Русских святых славою многою от Бога превознесенный.
  7. Радуйся, яко благочестивых множества любовию празднуют святую память твою.
  8. Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим скорый помощниче.

Кондак 13

О, многострадальный страстотерпче Христов, благоверный великий княже Игоре! Приими сие малое, обаче от любящих сердец приносимое тебе сие моление наше, защити всех нас, за истину обиды и поношения терпящих, уврачуй душевныя и телесныя недуги, и от всех бед и скорбей избави ны да, благодарни суще, вопием Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Житие благоверного Игоря Черниговского и день памяти, от чего защищает икона и молитвы

Особым уважением и почитанием на Руси пользуются святые, прожившие бурную жизнь, прославившиеся в военных походах, но осознавшие свои и грехи и заблуждения.

Игорь (Георгий по крещению) Черниговский – потомок князя Олега, конец жизни провел в монастыре в покаянии, встретил смерть с достоинством, без ропота и жалоб.

Он стал жертвой жестоких междоусобиц, которые сам поддерживал долгие годы. Свои грехи святой искупил раскаянием и смертью.

Краткое жизнеописание благоверного князя

В православных святцах Игорь Черниговский чтится как киевский страстотерпец, человек, принявший мученический конец за веру. Точная дата рождения князя неизвестна – предположительно 80-90 годы 11 века. По сохранившимся сведениям, молодой князь отличался ученостью, хорошо знал молитвы, священные тексы, много читал.

Игорь был сыном грозного князя Олега, прославившегося бесчисленными военными походами против своих и чужеземцев. «Ольговичей» – детей князя – не любили в народе, считая зачинщиками изнурительных войн. В 12 веке за киевский престол шла бесконечная борьба между правнуками Ярослава.

Потомки Олега и Мстислава бились насмерть за право властвовать, разрушительные междоусобные войны истощали землю и народное терпение. Всеволод – старший брат Игоря, считал себя законным претендентом на киевский трон.

Много крови было пролито в войнах за обладание Киевом, Игорь ходил с братом в походы, участвовал в сражениях. Завладев великокняжеским троном, Всеволод не посадил брата в Чернигове, как обещал. Всеволод был искусным политиком, умело стравливал врагов, разжигал соперничество между Мстиславичами и Мономашичами.

Житие описывает, что в последние годы Игорь устал от походов, часто становился посредником в мирных переговорах, старался избежать кровопролития. Бесконечные войны подорвали здоровье, душа измучилась от жестокости и не желала воинской славы.

В 1146 году Всеволод заболел, почувствовав близость смерти, решил передать власть Игорю. Такое решение не пришлось по душе никому – жители Киева считали себя «переданными по наследству», другие потомки Ярослава сами хотели править. Целование Креста за Игоря превратилось в Иудин поцелуй.

Не противясь внешне воле великого князя, все затаили обиду и ждали удобного случая убрать нежеланного правителя.

Мученичество

С восшествия на киевский престол начинается время мученичества святого Игоря. Он был предан сразу – едва похоронив Всеволода, киевляне отправили гонцов к князю Изяславу из рода Мстиславичей и призвали его на власть. Вотчина Изяслава находилась близ Киева. Собрав дружину, претендент быстро подошел к городу.

Выведенное на защиту Киева войско переметнулось к врагу, бросив Игоря и его брата Святослава. Короткой и кровавой была битва – силы были неравны. Святослав сумел вырваться и скрыться, Игорь угодил в болото. Киевского князя вытащили из трясины через 4 дня и доставили к Изяславу.

Закованного в железо Игоря замуровали в бревенчатом порубе – темнице без окон и дверей.

После нескольких дней заточения князь стал совсем плох. Он попросил Изяслава отпустить его, чтобы принять постриг и закончить жизнь монахом. Именно к этому стремилась его душа в последнее время.

Вытащенный из темницы святой был еле жив, несколько дней не шевелился, не мог есть и пить. Бог даровал Игорю чудесное выздоровление, вернув к жизни. Великим князем он был меньше месяца.

В киевском монастыре Игорь принял постриг под именем Гавриил, затем дал обет схимника и получил имя Игнатий.

Святой жил в монастыре тихо, молился, не жалел о киевском престоле, все мысли его были отданы Богу. Изяслав же собрался в поход против Святослава. Он оставил Киев.

В это время до великого князя дошло известие, что черниговские князья со Святославом вновь собираются на Киев, замышляют против него недоброе. Собравшиеся на сход киевляне решают выступить на помощь своему правителю, но тут вспоминают о схимнике.

«Убить Игоря!» – раздается крик. Горожане посчитали святого опасным для Изяслава и Киева и решили избавиться от него.

Толпа ринулась в монастырь, не послушав увещеваний митрополита и князя Владимира. Игорь стоял на молитве. Обезумевшие киевляне сорвали с монаха одежды и вытащили их храма. Тихо и скорбно просил мученик оставить его, напоминая о монашеском звании. Но остановить озлобленную толпу было невозможно.

Князь Владимир и киевский боярин пытались защитить Игоря, отбить у разъяренных людей, но пострадали сами. Избитого, но еще живого святого протащили по городу, привязав к лошади. Мученик погиб 19 сентября 1147 года. Испугавшись содеянного, киевляне решили свалить свой грех на коварных черниговцев.

Когда истерзанное тело Игоря внесли в храм, все стали свидетелями знамения. Внезапно все свечи вспыхнули в церкви ярким пламенем. Облаченный в монашеские одежды святой был похоронен в монастыре святого Симеона. Во время погребения пришла страшная гроза, испугав всех горожан и напомнив им о страшном грехе.

Справка: через несколько лет останки извлекли ил могилы, мощи оказались нетленными. Их перенесли в Чернигов по приказу Святослава.

Значение святого в православии

Чем дорог Игорь Черниговский православным, объяснил патриарх Кирилл. Святой отец вспомнил жизнь киевского князя, его трагическую кончину.

Канонизации заслуживают люди, прославившиеся не военными подвигами и деяниями на благо отечества – за это они получают светские награды.

Святыми признаются те, кто явил силу христианского духа, сумел осознать грехи, проявил смирение перед лицом Божьей воли. Игорь без вины был замучен киевлянами, его окровавленное тело было поругано.

Преданный сторонниками Игорь не искал заступников, не пытался вернуть власть в Киеве, собрать войско, разжечь новую войну. Болезнь открыла суетность всех устремлений к власти и славе, обратила к Богу, помогла покаяться в былых грехах.

Он со смирением принял то, что послал Господь – отдал великокняжеский трон, стал монахом, принял смерть без сопротивления и роптания, не проклинал мучителей. Таких называют страстотерпцами. Патриарх сравнил Игоря с другими православными святыми – Глебом и Борисом.

Игорь Черниговский явил высшую христианскую добродетель – смирение, готовность предаться Божьей воле и милости. Спустя короткое время после гибели к месту захоронения святого стали идти люди, у могилы Божьей помощью начались исцеления больных. Те, кто замучил Игоря, молились и просили помощи святого.

Важно: открывая памятник святому в Переделкино, патриарх Кирилл подчеркнул, что подвиг Игоря заключается в отказе от борьбы за власть, глубоком смирении перед волей Господа и безропотном принятии мучений и смерти.

Почитание

Православная церковь установила дни для почитания святого Игоря:

  • 2 октября (19 сентября по старому стилю) – в день принятия мучений и смерти;
  • 18 июня (5 июня) – прославление, перенесение нетленных мощей в Чернигов.

В дни памяти во всех православных храмах идут службы, 2 октября и 18 июня считаются именинами всех, кто наречен Игорем.

Почитание убитого князя местными верующими началось сразу после его кончины. Святослав, брат Игоря, повелел написать житие в 1150 году.

Увидев аналогии с судьбой Глеба и Бориса, текст составили по образу жизнеописания этих святых. В сборе проповедей, написанных в 15 веке, имя Игоря Черниговского уже включено в список общерусских святых.

Благоверного прославляли во всех храмах Руси, как принявшего мученичество за христианскую веру.

Спасский храм Чернигова, в который перенесли мощи Игоря – самый древний каменный собор, сохранившийся до наших дней. Он построен в 1024 году. Здесь хоронили потомков Олега. Кроме 7 князей, в церкви нашел упокоение Киевский митрополит Константин.

Попытки обнаружить мощи святого успехом не увенчались. Храм неоднократно разграбляли, Чернигов не миновало монголо-татарское нашествие. По преданию, ковчег с нетленными мощами заделали в правой стене собора. Извлечь его, не разрушив древнее строение, невозможно.

Поклониться мощам можно в Спасском храме.

Иконография

В древние времена иконописцы писали святого Игоря в одеждах инока, его княжеский чин на образах не отражали.

Для изображения пользовались известным описанием, в котором указано, что святой был невысок, худ, с узкой бородкой на темном лице. Волосы носил длинные, по привычке своего времени.

Царь Петр ввел новые правила изображения особ царствующих династий на иконах. Начиная со святого Александра Невского, князей стали писать в праздничном облачении и латах.

Известный иконописец Кузнецов изобразил святого Игоря в платье инока красного цвета, сохранив старую традицию. Образ создан с преобладанием красных тонов. Это напоминание о пожаре междоусобных войн, в котором сгорел святой Игорь.

Но у красного есть и другое толкование – цвет мученичества, христианского подвига смирения и глубокой веры. Святой на иконе изображен со строгим и сосредоточенным ликом, он будто готовится к грядущим испытаниям и мученичеству.

Особой любовью всех верующих пользуется икона Божьей матери, перед которой святой совершал молитву до того, как его схватила толпа. Это уменьшенный извод одной из самых почитаемых изображений Девы Марии – Владимирская Богоматерь, называемая обычно «Умиление».

После трагической смерти святого икону сберегли, затем передали в Чернигов. Икона получила название Игорева, глубоко почитается верующими, явила немало чудес. К чудотворной иконе идут паломники.

Она ценится не только как образ Богородицы, но и как напоминание о великом подвиге святого Игоря.

О чем просят перед образом

Святые – просители и заступники человека перед Господом. Они возносят свои молитвы Богу, чтобы поддержать тех, кто просит их о помощи. Перед образом святого Игоря просят:

  1. Уберечь от предательства и вероломства. Святой был предан своими сторонниками, а затем без причины убит киевлянами, поэтому помогает всем обиженным, поддерживает тех, кому грозит измена.
  2. Матери и жены молят о защите воинов.
  3. Молитва помогает укрепить веру, перетерпеть трудности, обрести смирение и покорность Господу.
  4. Сохранить мир и благополучие в доме. Икона защищает семью от невзгод и бед, несет в дом покой и счастье.
  5. Больным икона помогает исцелиться. Сам чудесно выздоровевший от тяжкой болезни святой поддерживает страждущих.
  6. Женщины просят святого об искренней любви и семейном счастье.

Мужчины, носящие имя Игорь, в лице святого имеют небесного защитника и покровителя. Нужно иметь в доме освященный образ, молиться и надеяться на помощь святого.

Тексты

В православных текстах молитв святого Игоря славят за принятые мучения и твердую веру, просят о заступничестве перед Господом. Молить о помощи можно перед освещенной иконой дома или в храме простыми словами.

Молитва

Святой Божий угодник княже Игорь! С юных лет возлюбил ты Бога, поселив в душе своей истинную веру, и не отступался от нее.

Помоги, страстотерпец, в моем горе, отринь от меня молву дурную да укажи путь к вере истинной, мне, рабу Божьему, (имя).

Помолись за меня да избави от злобы и зависти, что чернотой своей меня развращает, застилая глаза мои на пути к исцелению от пороков людских. Помолись за меня пред Господом нашим Иисусом, дабы не отринул он моих просьб искренних. Аминь.

Величание

«Величаем тебя, страстотерпче, чтим память твою и склоняемся пред стойкостью твоей. Надели нас, княже, своей благодатью, исцели недуги наши телесные и душевные. Аминь».

Безвинно убиенный монах канонизирован и славится церковью как благоверный князь Игорь. Святой является примером искренней веры в милость Божию, смирения и отречения от мирских благ. Каждый может помолиться и попросить святого о помощи в добрых делах. Господь отвечает на молитвы людей святому мученику Игорю.

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского

В православном мире большое значение имеет икона князя Игоря Черниговского, которая защищает от болезней и бед, помогает найти свое предназначение и достичь благополучия. Эта икона также является защитником мужчин, носящих имя Игорь.

Святой князь Игорь принял мученическую смерть от своего же народа, над которым княжил не более двух недель. Озлобленные люди во время междоусобиц перешли под крыло его завистника и тайного соперника, предали собственного князя, искренне ратующего за подвластных ему людей.

Оказавшись преданным, князь не изменил своей любви ни к ближним, ни к православной вере и стоически терпел издевательства. В заточении князю разрешили принять монашеский постриг, что исцелило обессиленного Игоря.

Однако через некоторое время прежние недоброжелатели решили довести дело до конца и покусились на жизнь смиренного инока, который не рвался к власти, а жил спокойной жизнью, отрешись от мирских страстей.

Где находится икона

Известная икона находится во многих храмах России и Украины. Самые главные святыни, связанные с князем Игорем Черниговским, хранятся в одноименном городе Чернигов. В Киево-Печерской лавре находится икона, изображающая князя, склонившегося в молитве перед образом Богоматери. Она называется Игоревской. Еще одна икона, изображающая святого князя-страстотерпца, находится во Владивостоке.

Описание и значение иконы святого князя Игоря

Образ святого мученика напоминает каждому о всепрощении и любви ко всем людям. Святой своим подвигом завещал каждому внимательно относиться к окружающим, выслушивать их просьбы и проникаться любовью и добром к любому человеку.

Первые иконы князя Игоря дошли до наших времен в неизменном виде. На них святой изображен в одеждах инока. Во времена правления Петра благоверного князя начали изображать в княжеских одеяниях.

Одна из икон, принадлежащая кисти известного иконописца Кузнецова, отображает в цветовой гамме суть прославившего князя Игоря подвига.

Преобладание на иконе алых тонов отсылают к всепоглощающей любви и желании защитить людской род от скверны.

Лик мученика сосредоточен и собран, что свидетельствует о твердом характере и непоколебимой вере, ради которой князь будет сражаться и с легкостью распрощается с земной жизнью.

В чем помогает икона

Эта икона является прекрасной защитой от предательства. Православные христиане возносят святому князю молитвы о сохранении мира в семье, гармонии в отношениях, избавлении от бед и невзгод.

Ее призвание — объединять людей, даруя им умягчение сердец и справедливость.

Небесный защитник Игорь Черниговский помогает достичь благополучия и процветания каждому просящему, если сердце человека наполнено истинной верой и не таит корысти и злобы.

Чудеса, свидетельствующие о божественном проявлении, случались нередко. В день кончины над телом князя, перенесенным в церковь, было Божье знамение: все свечи, что находились в церкви, внезапно зажглись.

Молитвы перед иконой святого Игоря Черниговского

«Святой Божий угодник княже Игорь! С юных лет возлюбил ты Бога, поселив в душе своей истинную веру, и не отступался от нее.

Помоги, страстотерпец, в моем горе, отринь от меня молву дурную да укажи путь к вере истинной, мне, рабу Божьему, (имя).

Помолись за меня да избави от злобы и зависти, что чернотой своей меня развращает, застилая глаза мои на пути к исцелению от пороков людских. Помолись за меня пред Господом нашим Иисусом, дабы не отринул он моих просьб искренних. Аминь».

«Величаем тебя, страстотерпче, чтим память твою и склоняемся пред стойкостью твоей. Надели нас, княже, своей благодатью, исцели недуги наши телесные и душевные. Аминь».

Дни почитания иконы

Кончина мученика Игоря отмечается 2 октября, а 18 июня празднуется день перенесения святых мощей великомученика и его прославление.

Для того, чтобы попросить святого о помощи, необходима лишь вера и искреннее желание изменить свою жизнь, впустив в нее любовь и всепрощение. Вы можете помолиться как в церкви, так и дома при любых жизненных трудностях. Высшие силы всегда приходят на помощь к страждущим, помогают им обрести покой и уверенность в своих силах.

Образ Богоматери во все времена особо почитался православными христианами. В числе известных икон выделяется Афонский …

Святыня «Благоуханный цвет» — известный в православии образ Богородицы. Икона Пресвятой Девы имеет особое значение …

Икона «Покров Богородицы» — одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона …

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован …

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector