Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретовОтвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Почему жители России не любят москвичей?

— Конечно, если кому-то удается так организовать свое время, что все воскресные и праздничные дни он может посвятить исключительно молитве и делам милосердия, это прекрасно.

Утром человек пошел на литургию, причастился, потрапезничал в кругу своей благочестивой семьи, посетили всей семьей болящих и в темнице сидящих, сходил вечером в храм на службу, опять потрапезничал в кругу семьи, все помолились и отошли ко сну.

Чего бы лучше! Но если мать семейства отказывается готовить обед, потому что в праздник нельзя работать, а муж и дети сидят голодные и, может быть, даже обиженные, это не по-христиански с ее стороны.

В аналогичной ситуации сам Христос сказал одному ревнителю праздников: «…Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?» (Лк. 13 : 15). Не лучше ли люди волов и ослов?

И второе. А что делать человеку целый день, если ему не удается идеально распланировать свое время? Сходил в храм на литургию, причастился, поел. До вечера еще несколько часов. И вечером до отхода ко сну несколько часов. А дел милосердия на сегодня не оказалось. Что делать? Пилить и строгать — грех. Готовить и убирать — грех.

Только водку пить или телевизор смотреть? Так обычно и бывает. Грешно, когда кто-то пренебрегает церковным праздником и пропускает Божественную службу ради лени, корысти или еще чего-нибудь подобного. Плохо, когда человек может провести воскресенье или праздник с семьей, с детьми, но пренебрегает этим.

Однако и в таком случае работа сама по себе, хотя бы и в праздник, не хуже пустого провождения времени и уж, конечно, лучше греховного убийства времени в пьянстве, разврате, азартных играх и т. п. «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27), — сказал Господь.

Поэтому мы должны благодарить Бога за дарованные нам праздники, стараться посвящать такие дни молитве, посещению храма Божьего и добрым делам. Но все должно совершаться с рассуждением, в духе любви к Богу и ближним.

Видео

Чего нельзя делать в воскресенье?

Православная вера, впрочем, как и католицизм, считает воскресный день временем, предназначенным сугубо для душевного и телесного отдыха.

Почему огурцы не растут, хотя завязей много, что делать

Во-первых, сам Бог определил его в качестве «выходного», созерцая на 7-ой день свое творение. Во-вторых, в воскресенье произошло чудо воскрешения Иисуса Христа, что тоже свидетельствует о том, что этот день отличается от остальных 6-и.

Именно поэтому, в воскресенье принято посещать церковную службу и молиться с особым рвением, чтобы «делать угодное» в глазах Бога. В воскресенье нельзя:

  • состригать ногти, волосы;
  • купаться и мыться;
  • играть в азартные игры;
  • грешить, например, заниматься прелюбодеянием или обжорством;
  • гадать и ворожить;
  • распускать сплетни;
  • провоцировать конфликты и ссоры, принимать в них активное участие.

Вышеупомянутые действия отталкивают материальный достаток, навлекают проблемы со здоровьем и другие негативные события.

Почему стучит рулевая рейка и как убрать стук?

В последний день недели категорически запрещено начинать новое дело или строить планы. Все дела стоит перенести на субботу либо понедельник, оставив воскресенье для отдыха.

Нельзя отказываться помочь, даже малознакомым людям, иначе в ближайшее время человека постигнет та же участь — необходимость просить помощи у окружающих. Нельзя никого обижать, поскольку обиды вернутся бумерангом, принеся обидчику бедность и беды.

Развлекательные фильмы

Запрет на просмотр развлекательных фильмов и мыльных опер отражает религиозные представления. Воскресенье дано человеку для созидательного отдыха — размышлений о своей жизни и целях, для самопознания и духовного совершенствования.

Считалось, что если в этот день человек охотно наблюдает за чужими интригами, пороками и преступлениями, то он подвергает душу соблазну и может привлечь в свою жизнь похожие события.

Что можно и нельзя делать верующим в воскресенье

Жизнь вносит свои коррективы в распорядок жизни людей. Многие из них работают посменно, имеют ненормированный рабочий день, иногда необходимо находиться на службе в воскресенье. Категорических запретов на это нет. Церковь говорит о том, что в этот день нельзя работать ради выгоды, выполнять те действия, которые можно отложить.

Категорически нельзя в воскресенье:

  • ссориться и ругаться с окружающими;
  • играть в азартные игры;
  • прелюбодействовать, употреблять большое количество алкоголя;
  • сплетничать и злословить;
  • провоцировать скандалы и ссоры;
  • посещать гадалок и ворожей.

Конечно, все эти действия не приветствуются церковью и в другие дни недели.

Почему гуси летят клином?Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

Важно: чтение гороскопов и сонников относится к гаданию.

Не следует планировать на этот день дела, которые можно перенести на другой срок. Из домашних обязанностей оставляют только неотложные (приготовление еды, мытье посуды, обязанности по уходу за детьми). Больные члены семьи, старенькие родители, наличие подсобного хозяйства — требуют ежедневной заботы. Такие труды являются богоугодным делом. В воскресенье не следует:

  • Посещать салоны красоты (не приветствуется стрижка и окраска волос, маникюр, педикюр);
  • Ходить в сауну, бассейн, на SPA-процедуры;
  • Стирать и гладить белье.
  • Заниматься рукоделием, шить и вязать.
  • Работать на даче.
  • Затевать генеральную уборку или ремонт.
  • Устраивать застолья.

Считается, что в воскресенье не следует начинать новых дел. Лучше отложить важные мероприятия до буднего дня.

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

Рукоделие

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

Не стоит заниматься в воскресенье рукоделием. Наши предки верили, что игла и нитка являются мистическими предметами. С их помощью рукодельница может как создать оберег, так и разрушить чью-то жизнь.

Поверья предупреждают, что в воскресенье нельзя резать и шить, чтобы не навлечь на себя болезнь, беду и даже смерть.

Согласно другим приметам, вышивка в воскресный день не будет удачной — изделие получится с браком или рукодельница поранится.

Как нужно провести выходной день

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

Центральным событием каждого выходного дня является Евхаристия. Поэтому каждый христианин в воскресенье должен обязательно посетить церковь и принять участие в Божественной Литургии. В некоторых странах в это время рынки не работают, а люди также не выходят в ночные и рабочие смены. Например, а Австрии в такой день труд человека стараются свести к минимуму. И это правильно. По воскресеньям достаточно, чтобы работали аптеки и несколько продуктовых магазинов.

Но если нет возможности человеку посетить церковь утром, то можно для души посетить и вечернюю Литургию. Грехом может стать выбор человека между Литургией в воскресенье и работой за двойную оплату. Если можно в этот день посетить церковь, но человек выбирает деньги, то тогда он уже грешит. Грехом будет считаться и если в этот день для себя заниматься тяжелым физическим трудом.

Отставание от других: признаки, что вы не вписываетесь в рабочую культуру офиса Волнение о социальном статусе: когда желание успеха вредит психике Перечислите основные идеи: как выразить свою точку зрения, чтобы услышал босс

Нежелательно в этот день без острой на то необходимости убирать, стирать или делать ремонт, а также возиться на огороде. Но если человек пришьет пуговицу или нажмет кнопку на стиральной машинке-автомате, то тогда это уже не будет грехом. Такие хобби, как вышивание в воскресенье, также не будет грешным делом.

Что можно и что нельзя делать

Бытует такое мнение, что есть определенный перечень дел, что нельзя делать в воскресенье православным, как и в церковные праздники в которые нельзя работать. Сказано, что нельзя в этот день работать ради получения выгоды. А также нельзя выполнять ту работу, которую можно отложить на другие дни. К списку таких дел относят:

  • не косят,
  • не жнут,
  • не стирают,
  • не шьют и не выполняют прочие дела по хозяйству,
  • не ругаются,
  • не прибираются,
  • не занимаются рукоделием,
  • не работают в огороде.

Лучшая статья для Вас, переходите:   Православный праздник Преображение Господне, история и что означает

Теги

семь дней иИдеальным днем священнослужители

Можно ли православным работать в воскресенье?

Многие люди уважительно относятся к религиозным праздникам и удерживаются от тяжелого физического труда в воскресенье, поскольку их так научили делать еще в детстве.

Большинство людей удерживаются от работы в воскресенье, без лишних вопросов, но есть и такие, которым хочется глубже узнать, действительно ли не можно в воскресенье работать и почему? Вопрос является действительно актуальным и интересным, поэтому его стоит рассмотреть детальнее.

Что говорит про работу в воскресенье Священное Писание?

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов Flickr.com

Еще в Ветхом Завете четко было написано о том, что 6 дней в неделю человеку положено работать, а седьмой необходимо посвятить Господу. В Библии четко говорится, что именно седьмой день Господь благословил и освятил, поэтому нужно принимать это ко вниманию, соблюдая Господние постановления. В Ветхом Завете можно найти информацию и о том, что если в седьмой день человек отказывается от привычных для него дел, а посвящает время Господу, то сможет получить благословение. Посвятить Господу седьмой день и не выполнять привычных дел – это вовсе не значит, что нужно целый день лежать на диване, поскольку нужно провести этот день следующим образом:

  • уделить молитве больше времени, чем обычно;
  • сходить в церковь на Богослужение;
  • почитать книги, полезные для духовного развития;
  • навестить своих близких или больных;
  • оказать помощь всем, кто в этом нуждается.

Проведенные с пользой для души воскресный или праздничный день – это именно то, чего ждет от каждого из нас Господь.

Что делать, если человек целую неделю на работе, а домашние дела приходится выполнять в воскресенье?

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов Pravlife.org

Многие люди жалуются на то, что из-за сильной загруженности на работе, только в воскресенье они успевают стирать, убирать и заниматься домашними делами, не понимая, является ли это грехом. По данному вопросу протоиерей Константин Островский предоставил следующие ответы:

  • если человек не успевает приготовить пищу до воскресенья или прибраться, то можно это сделать;
  • перед тем, как заниматься необходимыми делами в воскресенье, не стоит пренебрегать возможностью пойти хотя бы утром на литургию;
  • лучше приготовить пищу и сделать мелкую работу по дому в воскресенье, чем просто сидеть перед телевизором и страдать ленью;
  • если крайней необходимости выполнять домашние дела в воскресенье или праздник нет, то делать этого не стоит.
Читайте также:  Молитва пантелеймону целителю об исцелении и выздоровлении: тексты и правила чтения

Естественно, будет прекрасно, если человек распланирует свое время так, чтобы воскресенье можно было посвятить только Литургии, молитве, времяпровождению с близкими и нуждающимися людьми. Но все же, если существуют мелкие дела, которые крайне необходимо сделать в воскресенье, то не нужно от них отказываться, поскольку в данной ситуации — это не будет грехом.

(3

Приметы воскресного дня: что можно и что нельзя делать в воскресенье

Покровителем воскресенья является Солнце, дарящее людям энергию и пробуждающее активность. Влияние этой планеты позволяет добиваться поразительных успехов, но, как и на любой другой день, на воскресенье приходится немало запретов.

Обратившись к народной мудрости можно точно сказать, какие дела станут успешными и принесут победу, а за какие и вовсе не стоит браться, чтобы не навредить самому себе.

Особенности воскресного дня

Воскресенье традиционно является днем отдыха, предназначенным для того, чтобы подготовиться к новой трудовой неделе и посвятить время себе, своей семье и друзьям.

Эксперты уверены, что подстраховывая себя с помощью народных примет, каждый может сделать воскресенье самым удачным днем недели, привлечь к себе внимание Ее величества Фортуны и небес.

Кроме того, кладезь знаний, доставшийся нам от предков, позволит избежать неудачных решений и поступков, способных открыть двери для «черной полосы».

Чего нельзя делать в воскресенье?

Православная вера, впрочем, как и католицизм, считает воскресный день временем, предназначенным сугубо для душевного и телесного отдыха.

Во-первых, сам Бог определил его в качестве «выходного», созерцая на 7-ой день свое творение. Во-вторых, в воскресенье произошло чудо воскрешения Иисуса Христа, что тоже свидетельствует о том, что этот день отличается от остальных 6-и.

Именно поэтому, в воскресенье принято посещать церковную службу и молиться с особым рвением, чтобы «делать угодное» в глазах Бога. В воскресенье нельзя:

  • состригать ногти, волосы;
  • купаться и мыться;
  • играть в азартные игры;
  • грешить, например, заниматься прелюбодеянием или обжорством;
  • гадать и ворожить;
  • распускать сплетни;
  • провоцировать конфликты и ссоры, принимать в них активное участие.

Вышеупомянутые действия отталкивают материальный достаток, навлекают проблемы со здоровьем и другие негативные события.

В последний день недели категорически запрещено начинать новое дело или строить планы. Все дела стоит перенести на субботу либо понедельник, оставив воскресенье для отдыха.

Нельзя отказываться помочь, даже малознакомым людям, иначе в ближайшее время человека постигнет та же участь — необходимость просить помощи у окружающих. Нельзя никого обижать, поскольку обиды вернутся бумерангом, принеся обидчику бедность и беды.

Что нужно делать в воскресенье?

Воскресенье буквально создано для того, чтобы отвадить от себя и своего дома негатив и привлечь позитив. Для этого, наши прадеды и прабабки сразу после пробуждения, пили только что выдоенное молоко с медом, прогоняя, таким образом из жизни неприятности и горе.

Воскресенье экстрасенсы и маги считают мистическим днем, советуя тщательно вслушиваться в те сигналы, которые посылают нам духи предков, высшие силы, небеса или собственный организм. Научившись расшифровывать их, можно обезопасить себя от многих проблем в будущем.

Основные приметы дня:

  • если в этот день незамужняя барышня услышит, как птица стучит в окно, уже в ближайший месяц-два она познакомится со своим будущим мужем или получит долгожданное предложение выйти замуж;
  • если у человека горят уши, значит, его ожидает нежданное пополнение бюджета, причем, прийти оно должно из такого источника, о котором нельзя было даже помыслить;
  • щеки горят к ссорам с родными и близкими людьми;
  • оторванная в воскресенье пуговица  или бретелька  свидетельствуют о скором знакомстве с интересным незаурядным человеком.

В воскресенье лучше всего привлекать в дом достаток — для этого достаточно выбросить ночью щепотку сахара в окно, а наутро пройтись босыми ногами по дому. С финансами связана и еще одна примета — если тщательно вымыть обувь, она может привести в дом должника, желающего отдать свой долг.

Как утверждают наши предки, посуда, разбитая в воскресенье, сулит прибыль, но, перед тем, как выбросить осколки,их следует  тщательно пересчитать.

Люди, чей день рождения приходится на воскресенье, являются «любимчиками» судьбы и фортуны. Несмотря на обстоятельства, их жизненный путь проходит легче, чем у людей, родившихся в другие дни недели (возможно, из-за того, что они полны жизнелюбия и оптимизма). Они необыкновенно талантливы и могут достичь огромных высот, правда, при условии, что приложат к этому хотя бы капельку усилий.

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

Заключение

Да, в приметы можно верить, а можно не обращать на них внимание. Кто-то считает их суеверием, а кто-то, наоборот, предостережением, которое нужно суметь правильно растолковать. Но, как бы там ни было, наши предки были не глупее нас и, передавая нам свои знания, они искренне надеялись уберечь своих пра-правнуков от несчастья и беды.

Соблюдая заветы тех, кто жил на этой земле до нас, можно прожить счастливую жизнь, вовремя уходя от фатальных ударов и злыдней, финансовой нестабильности и обмана. Прислушайтесь к народной мудрости, возможно, она поможет и вам избежать нежелательных событий и привлечь к себе деньги, удачу и хорошие отношения с родными и друзьями!

Почему в воскресенье нельзя ничего делать?

У людей сформировалось немало примет и традиций. Какие-то мы совсем забыли, а некоторых придерживаемся до сих пор. Ответ на вопрос, почему в воскресенье нельзя ничего делать, простой!

Самые приятные традиции – те, которые связаны с праздниками, выходными. Очень приятно соблюдать традиции, которые запрещают работать. В мире информационного взрыва у людей совсем не осталось времени на отдых.

Вследствие чего люди перестали уделять должное внимание семье и вечным ценностям. Поэтому так важно вспомнить хорошие семейные традиции наших предков, а лучше придерживаться их.

Что нельзя делать в воскресенье

По народным приданиям нельзя убирать в доме в воскресенье. Люди верили, что в воскресенье жилища посещают святые духи. Они приносят с собой счастье, благополучие и мир. Если в этот день убрать дом, то можно прогневить духов и они больше не появятся в вашем доме.

Также нельзя готовить еду. Есть вероятность приготовления невкусного обеда. Это объясняется присутствием тех же духов, которые мешают хозяйке готовить.

Под запретом оказалось обрезание ногтей. Иначе можно накликать на себя болезни.

Почему в воскресенье нельзя работать по церковным законам

Церковь не разрешает работать в воскресный день. Это считается грехом. Еще в Ветхом завете было сказано, что человек должен шесть дней трудится, а седьмой день посвятить Богу.

Многие люди неправильно трактуют слова священников, думая, что в воскресенье нужно лежать и ничего не делать. Это неправильно. Запрещается заниматься физическим трудом, в то время как необходим духовный труд.

В воскресный день полагалось ходить в церковь. После утренней литургии люди давали милостыню. Также было принято помогать нуждающимся, навещать родственников и друзей. А остальное время нужно провести со своей семьей.

Обязательно этот день провести в тишине и покое.

В повседневной суете люди часто забывают уделять внимание своим близким. На первый взгляд может показаться, что в современном мире соблюдать такую традицию очень сложно и никто этого не делает. Но вы загляните как-нибудь утром в воскресенье в ближайшую церковь. Там вы увидите большое количество людей, которые каждое воскресенье приходят на литургию и смиренно стоят несколько часов.

Что нельзя делать в воскресенье православным: можно ли работать и причины запретов

И что самое удивительное, в церкви можно увидеть очень много молодежи. Молодые люди приходят со своей семьей, многие даже с грудными детьми. Это вызывает большую радость. Ведь в мире разврата и пошлости люди очень нуждаются в Боге. Как сказал один священник «люди не приходили бы к колодцу с пустыми ведрами, если бы в нем не было воды».

  1. Иисус Христос предостерегал от лицемеров, коих и сейчас не мало. Они трактуют запрет на труд в воскресенье с выгодой для себя. То есть воскресный день проводят перед телевизором и за бутылкой спиртного. Это еще больший грех. Не забываем, что воскресенье – святой день. Лучше тогда работать, меньше нагрешите.
  2. Или, например, фермер отказывается кормить и поить животных, так как работать нельзя и бедные животные мучаются от жажды. Или хозяйка отказывается готовить еду в воскресенье, и семья страдает от голода.
  3. В Библии сказано, что человек служит Господу через служение своей семье. Конечно хорошо, если вы умеете планировать свою неделю так, что все дела заканчиваются в другие дни и можно воскресенье посвятить духовному развитию. Но чаще всего бывает по-другому. Поэтому если дело благое, то можно его делать в воскресенье, это не будет считаться грехом. Не запрещается выполнять срочные дела, ухаживать за детьми, стариками, больными людьми.

Дела, которые стоит отложить:

  • Уборка дома;
  • Работа в огороде (можно только полить растения);
  • Рукоделие;
  • Стирка и т.д.

А также категорически запрещено:

  • Ругаться;
  • Осуждать, сплетничать;
  • Играть в компьютерные и азартные игры;
  • Смотреть телевизор;
  • Лениться. Как ни странно, но лень даже в воскресенье считается большим грехом. Как уже было сказано, ничегонеделание – не лучший вариант времяпрепровождения.

Все эти действия растлевают душу человека, и все больше отдаляют его от Бога.

Даже Бог работал шесть дней над созданием Земли, а на седьмой день отдыхал. Поэтому не стоит легкомысленно относиться к отдыху. Ведь от него зависит наше самочувствие и семейное благополучие.

Может ли православный христианин работать в праздничные и воскресные дни?

К сожалению, нередко в православной среде приходится слышать мнения о том, что верующие люди не должны работать в воскресные и праздничные дни. Т.е., если вы будете проводить время в праздности или, более того, грешить разного рода усладами (празднословить, смотреть телевизор, бродить по интернету, чревоугодничать и т.д.

или просто ничего не делать), вас за это никто не осудит.

Но только попробуйте сказать, что вы работали (пусть даже и после посещения богослужения) в воскресный и праздничный день, и вы узнаете, кто вы есть на самом деле! На мой взгляд, подобные мнения о якобы существующем запрете на работу в воскресные и праздничные дни уходят своими корнями в язычество и обрядоверие, т.е.

Читайте также:  Мытаря и фарисея: что собой представляет неделя, значение и смысл притчи

туда, куда православный человек даже и носа не должен показывать. Тем более, что на самом деле в Церкви нет, да и в принципе не может быть, подобных запретов. В церковном Предании есть только один запрет на работу в воскресенье, но даже и он не носит абсолютного характера.

29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора говорит по этому поводу следующее: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу приздновати, но делати (т.е. работать, – прим.автора) им в сей день: а в день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам.

Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа».

Все толкователи соборных постановлений единодушны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению.

Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом: «…предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут! Как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Нет в Церкви также запретов на работу в какой-либо другой день. Мы чтим традиции православных праздников, когда люди принимают участие в праздничных богослужениях, а затем собираются дома (или в специально предназначенных для этого помещениях возле храма) за праздничным столом, ходят в гости друг к другу и т.д. Но было бы серьезной ошибкой приписывать этой традиции некое чуть ли не ритуальное значение, тем самым превращая ее в магический ритуал, запрещающий какую бы то ни было работу.

Если бы мы так поступили, то, в первую очередь, нас бы не поняли наши предшественники – первые христиане. Ибо с самых первых дней возникновения христианской Церкви «праздничное времяпрепровождение будоражило совесть христианина… И поэтому, если для евреев в субботу воспрещалась всякая работа, то христианское воскресение первоначально не подразумевало обязательный отдых» (1).

Не знаю, хорошо это или плохо, но наша жизнь устроена так, что даже в самые светлые праздничные и воскресные дни миллионы людей вынуждены идти на работу. И мы, т.е. те, кто отмечает воскресенье и праздники в Церкви, что называется, без зазрения совести пользуемся результатами их труда. Только представьте себе, что случится, если свои рабочие места в воскресенье и праздники покинут водители трамваев и маршруток, летчики и машинисты, если уйдут военные с боевого дежурства или врачи скорой помощи не захотят совершать экстренные выезды, а хирурги не будут проводить в эти дни срочные операции? Что произойдет, если в эти дни остановятся заводы, фабрики, доменные печи, пекарни, теплоэлектростанции и другие предприятия, обеспечивающие нам комфортную жизнь, в том числе и в праздничные дни? Все мы останемся без тепла, еды и т.д.! Кстати, вы заметили, что приведенное выше каноническое правило запрещает бездельничать в субботу и тем самым уподобляться иудеям? А ведь многие православные христиане до сих пор уверены в том, что запрет, данный иудеям, распространяется и на христиан, и поэтому они экстраполируют его (т.е. заповедь о почитании субботнего дня и соответственно запрет на работу в субботу) на воскресные и праздничные дни, а нередко и будни церковного года. И действительно, при поверхностном осмыслении этого ветхозаветного запрета проблема кажется простой и понятной: Бог сказал «Не работай!», значит работать (т.е. осуществлять хозяйственную деятельность) нельзя. Будешь работать – будешь наказан. Вот так страх наказания приводит некоторых христиан в недоумение: а как же быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев, поездов и самолетов, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и полицейские охраняющие мирную жизнь, и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но, как это было сказано выше, мы все же пользуемся плодами их труда. Разве это не лицемерие с нашей стороны? Получается, что мы сваливаем с себя вину на плечи других людей? Да и разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели с пользой для близких и для себя потрудиться? Так, не умея, а часто просто не желая найти ответы на эти вопросы, мы нередко доводим ситуацию до абсурда, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд по благо – грехом. Более того, таким образом мы фактически превращаем христианство в язычество, в некую «белую магию православного обряда», в религиозную систему, где жизнь по заповедям Евангелия уходит на второй план, уступая место обрядоверию и уставщичеству. Именно оттуда «растут ноги» у многочисленных запретов на работу в те или иные дни церковного календаря, распространенные в околоцерковной среде. Увы, но часто в своем увлечении ритуалистикой мы совершенно забываем о том, что четвертая заповедь была дана народу, который практически полностью забыл о Боге. Подумайте только: когда Моисей взошел на гору Синай, народ Израиля, оставшись без духовного руководства, тут же, не выдержав и 40 дней, уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых нам, христианам, сегодня можно только мечтать. Вот почему в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильского народа четвертая заповедь была нужна и более чем уместна. Ибо без нее евреи через одно-два поколения могли бы и вовсе забыть о том, к чему их готовил Господь. В этом смысле целесообразными являлись и суровые наказания за нарушение этой, да и других заповедей Десятисловия. По-другому просто и быть не могло: очень часто именно страх наказания и являлся тем «тормозом», который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере. Точно так же нередко страх наказания удерживает, например, и наших детей от непослушания родителям и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты. Они еще не могут совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон (предусматривающий и наказание за его нарушение) учит их различать, что такое грех, а что добродетель. Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24 )!

Но все это касается исключительно ветхого, еще не окрепшего душой человека. У христиан все по-другому.

И, кстати, уже в Книге пророка Иеремии речь идет о том, что Господь постепенно подготавливал людей к принятию нового откровения, превосходящего ветхозаветный юридизм: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял из за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…(Иер. 31:31-34).

И сегодня мы видим, что согласно этому Новому Завету, мы – христиане – уже вошли в вечную субботу, которая для нас есть Христос. Теперь Бог всегда с нами! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Именно поэтому в Новом Завете и идет речь о том, что «Никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.

2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:6).

В том числе, в Новом Завете есть слова, которые кардинально меняют вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно и в субботы делать добро» (Мф. 12:12).

Странно, но нередко современные христиане ведут себя так, как будто они забыли о том, что теперь Бог всегда с нами.

А ведь мы должны ходить в Церковь и жить церковной жизнью не потому, что Господь нас к этому обязал, а в силу острой необходимости жить с Богом, быть в Его Теле, жить Его жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение», совершаемое перед очами Божиими.

Богослужение, включающее в себя не только посещение храма и частую молитву (которая, по заповеди апостола, вообще должна быть непрестанной), но и труд на благо своих близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Любой труд на благо уже есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен перед Творцом. Собственно, поэтому святые отцы всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д.. Забота о ближних (и не только родных) вообще должна стать насущной потребностью для каждого христианина. Вот почему все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не делают греха, но и творят угодное Богу!

Никогда в Церкви не запрещался необходимый и полезный труд, пусть бы даже он совершался и в праздники, и в воскресные дни. Так, например, святитель Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь по воскресеньям, отмечает: «Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого» (2).

Конечно, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные постановления стали причиной (т.е. звучали как отговорка) для непосещения богослужений.

Но, все же, они четко указывают на то, что созидательный труд есть благо! Указывают на то, что человек, а тем более христианин, должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий нас мир: свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну наконец. Увы, но глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, т.е.

на окружающую нас среду, состояние которой целиком зависит от нас самих, становится неприятно от мысли, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну и т .д..

Читайте также:  Молитва, чтобы забеременеть: к каким святым обращаться, как правильно просить, сильные тексты

В связи с этим нельзя не вспомнить слова апостола Иоанна о том, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа, Новый Закон – закон любви – должен быть начертан в наших сердцах, ибо «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). И разве этот закон может оправдать лень и безделие?

Ссылки: 1. Адальбер-Гюстав Аман. Повседневная жизнь первых христиан 95-197 г.г. Москва. «Молодая гвардия». 2003 г., с.225, 232.

2. Добротолюбие. Т.5

Запрет на работу в дни православных праздников: нужно ли придерживаться правил или это суеверие

Великие церковные праздники для многих прихожан ассоциируются с отдыхом и молитвой. Некоторые пытаются любыми способами взять выходной и не идти на работу. Точно так же к минимуму сводятся все дела по дому. Редакция FTimes узнала, почему во время церковных праздников христианам нельзя работать и убираться, и правда ли, что это является грехом.

Какие православные праздники считаются главными

Верующие должны отдыхать также в дни великих церковных праздников. Всего их 12, и они называются двунадесятыми. Праздники делятся на непереходящие и переходящие:

  • Рождество Иисуса Христа ㅡ 7 января;
  • Крещение Господне ㅡ 19 января;
  • Сретение ㅡ 15 февраля;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы ㅡ 7 апреля;
  • Вербное воскресенье ㅡ воскресенье до Пасхи, праздник приурочен ко дню Входа Господня в Иерусалим;
  • Пасха ㅡ ежегодно дата устанавливается в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (в период с 4 апреля до 8 мая);
  • Вознесение ㅡ этот праздник отмечают на 40-й день после окончания Пасхи;
  • Троица ㅡ отмечается на 50-й день после Великой Пасхи;
  • Преображение Господне ㅡ 19 августа;
  • Успение Пресвятой Богородицы ㅡ 28 августа;
  • Рождество Пресвятой Богородицы ㅡ 21 сентября;
  • Введение во храм Девы Марии ㅡ 4 декабря.

Последняя дата связана с обетом о посвящении ребенка Богу, который дали родители Марии, когда ей было всего 3 года. В Иерусалимском храме она пробыла все время, пока не воссоединилась с Иосифом. Он считался ее супругом, но был скорее наставником. После непорочного зачатия Мария родила Спасителя.

Мифы о работе в дни церковных праздников

Этот порядок был установлен еще в древности, до принятия христианства. Тогда люди были язычниками и боялись прогневить богов. Они верили, что от высших сил зависит урожай, а значит, и жизнь. Люди регулярно устраивали праздники в честь начала сева, сбора урожая, провожали и встречали разные времена года.

Все время они посвящали определенным традициям. Работа в эти дни откладывалась. Считалось, что если заниматься рутинными делами, то можно разгневать богов. Последствия могли быть разными: ухудшение здоровья, неурядицы, скудный урожай.

Приметы на Руси, касающиеся уборки в доме

  • если не приоткрыть окно во время наведения порядка, то можно навлечь крупную ссору между членами семьи;
  • уборка и параллельное приготовление пищи ㅡ к голоду;
  • подметание в комнатах, когда кто-то из домочадцев в пути, грозило бедой для путешественника;
  • уборка поздних вечером или ночью ㅡ к ссорам с близкими людьми, потере благополучия.

Дату для домашних дел выбирали очень строго. Хозяйки не убирали в большие праздники. Из поколения в поколение они передавали знания о качественной и безопасной уборке, которая не навредит благополучию семьи.

Что православным можно делать в праздники, а чего нельзя?

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

«Помни день субботний», или, на языке обывателя, «в праздники работать нельзя», – самая, пожалуй, известная заповедь как в церковной среде, так и за её пределами. Как и полагается, среднестатистический человек мечется в этом вопросе между крайностями от «нельзя бриться в воскресенье» до «работать не грех, грех не работать».

Сознательная церковность, как ни парадоксально, здесь слабое подспорье. Помнится, учась в семинарии, был я библиотекарем и в мои обязанности, помимо всего прочего, входила ежегодная проверка библиотечного фонда. Проходила она летом, когда семинария была на каникулах, и для её успешного проведения требовалось собрать все книги, находящиеся на руках.

Поскольку среди читателей было немало местных прихожан, оповещать их о необходимости сдачи литературы нужно было посредством объявлений. Так вот, в одно погожее апрельское воскресенье мы с товарищем занялись расклейкой объявлений.

Под конец сего не самого увлекательного занятия, у самой последней доски объявлений, к нам подошли двое парней из лаврских прихожан и поинтересовались библиотекой и проверкой книг.

Парни выслушали наш рассказ, а затем один из них, глядя, как мой товарищ лихо разрезает объявления, напечатанные по несколько штук на одном листе, заметил с укоризной: «И охота вам, хлопцы, в воскресенье ножницами резать»? Я уже собрался было вежливо улыбнуться в ответ на неуклюжую шутку, однако, встретившись глазами с собеседником, понял, что он и не думал шутить.

Через секунду парни пошли своей дорогой, а мы отправились в семинарию. Тогда я так и не понял, что в наших действиях было не так, но по прошествии времени узнал, что много кто, особенно в сельской местности, пребывает в убеждении, что в воскресенья и праздники нельзя делать вполне себе простые и безобидные вещи: резать ножницами, бриться, стричь ногти, посещать парикмахерскую и даже, как это не смешно, мыться.

И это при том, что заповедь о дне субботнем не то чтобы понятна и проста, она элементарна и настолько ясно изложена, что даже ни в каких объяснениях не нуждается. Впрочем, если насущная необходимость есть, не грех будет и объяснить.

Итак, «шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Ис. 20:9). С одной стороны, ко «всем делам» легко отнести вообще всякую деятельность, всякое действие и всякий поступок.

Но, с другой, давайте обратим внимание на то, что «все дела» противопоставляются богоугодному проведению праздничного дня, следовательно, запрещаются они не в силу того, что сами по себе неуместны в конкретный день, а потому, что могут воспрепятствовать богоугодному проведению этого дня – молитве, чтению Писания, богомыслию, отвлекая, например, внимание, отнимая время или силы.

Как раз одномоментное разрезание бумаги, одна пришитая пуговица или подкручивание нескольких гаек никак не помешают провести праздничный день богоугодно. Что действительно помешает, так это привычный, рутинный будничный труд, отнимающий силы и занимающий много времени. Любая работа, превращающая день покоя в рабочий день, безусловно, запрещена заповедью.

Одновременно с этим нет и быть не может перечней или списков дел, какие в воскресные и праздничные дни делать можно, а какие нельзя, поэтому разговоры о том, что в праздники нельзя «резать» или «стучать», лишены всякого смысла.

Ну а как же домашние дела? Они, ведь, с одной стороны, отнимают уйму времени, а с другой, без них никак. Приготовление пищи, необходимая ежедневная уборка, прочие хлопоты по хозяйству. Всё это самая что ни на есть рутина для хозяйки.

Здесь, думаю, нелишним будет вспомнить слова Господа: «Не отвязывает ли каждый из вас воле своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли его поить» (Лк.

13:15)? Заметьте, Христос говорит о привычной для его времени работе по хозяйству и даже в кругу фанатичных ревнителей субботы его слова звучат как речь о само собой разумеющихся вещах. Ещё бы – суббота субботой, а скотина нуждается в корме и водопое. Вот и ответ на вопрос о ежедневной домашней работе.

Она необходима и потому заповедью не регламентируется. Но даже среди такого рода работы есть действия, которые некие до сих пор считают недопустимыми. Например, стирка. В убеждении, что стирать в праздники нельзя, живут многие и церковные, и нецерковные люди.

На практике такое убеждение выглядит, как правило, забавно – незадачливый ревнитель в определённые дни упрямо не пользуется стиральной машиной, считая, по-видимому, что между стиркой по технологии позапрошлого века (на реке и со стиральными досками) и нажатием нескольких кнопок на стиральной машине нет никакой разницы.

Между тем, если занятие не требует никакого труда и совершенно не отнимает времени, о каком нарушении заповеди может идти речь? О гигиенических процедурах, полагаю, даже говорить излишне. Чистить зубы принимать душ, бриться необходимо как минимум ежедневно, да и, согласитесь, человек, выглядящий в будние дни как новая копейка, а в воскресенье приходящий в храм небритым, вызывает по меньшей мере недоумение.

Однако и это ещё не всё. В жизни нередки ситуации, когда работа, продолжительная и утомительная, в воскресные и праздничные дни не просто не греховна, но и прямо обязательна. Речь идёт о помощи ближнему. Если ближний нуждается в помощи, возможности ждать до понедельника нет, а мы рядом, то не помочь нельзя.

И если я вряд ли стану в воскресенье колоть дрова себе для камина, справедливо считая это грехом, то помочь с колкой дров престарелому соседу, который и топор-то в руках способен удержать только при хорошем самочувствии, случающемся у него три раза в месяц, я, как христианин, обязан хоть в воскресенье, хоть в праздник, хоть на Пасху.

Но не кажется ли вам, что мы, чем подробнее разбираем всяческие можно-нельзя, тем дальше уходим от главного? А главное это – Литургия. Будучи сердцевиной любого церковного празднования, Литургия исполняет собой праздничный день.

И, рассуждая о том, чего нельзя и что можно, очень важно не забывать о том, что нужно. Ведь без участия в Литургии исполнить заповедь о дне субботнем нам не поможет даже полное бездействие.

Да и сама заповедь о дне субботнем дана, чтобы «святить его», а не просто сидеть сложа руки, в ожидании от Бога награды за ничегонеделанье.      

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector