Апостол варфоломей: житие святого нафанаила и иконография, молитва

В покоренной римлянами Палестине две тысячи лет назад еврейский народ с надеждой ожидал скорое пришествие Мессии, который, как представлялось израильтянам, спасет их из иноплеменного языческого рабства и приведет их к господствующему положению в мире. Это обстоятельство помогает понять, почему так популярна оказалась проповедь Иоанна Предтечи. Невозможно не вспоминать о нем, и читая рассказ о призвании Господом нашим Иисусом Христом Своих учеников.

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваАпостол Варфоломей

Евангелист Иоанн Богослов, рассказывая о призвании апостолов, акцентирует на этом особое внимание. Именно с вестью о том, что наконец-то нашелся Мессия, обращается Андрей Первозванный к своему брату Симону.

То же самое говорит и святой апостол Филипп своему другу Нафанаилу:

«Мы нашли Того, о Kотором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета»

И тут, единственный раз во всем Новом Завете, повествуется нечто, дающее внятное представление о характере этого апостола Христова.

«Из Назарета может ли быть что доброе?» — спрашивает Нафанаил своего друга. «Пойди и посмотри» — отвечает тот. Этот ответ ясно показывает, насколько Филиппу были известны присущие Нафанаилу прямота, честность и готовность менять свое мнение при виде истины. Несомненно, необходимые для апостола качества!

Конечно, знал об этих его качествах и Спаситель, Который, едва завидев идущего к Нему, сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». А на недоуменный вопрос Нафанаила, откуда же Он его знает, Христос добавил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».

Мы никогда точно не узнаем, что за достопамятный случай в жизни апостола имел в виду Христос, но для самого Нафанаила этого оказалось достаточно, чтобы он тут же забыл свой прежний скепсис и признал в Христе Учителя, Сына Божия и Царя Израиля.

Апостол Варфоломей и апостол Нафанаил — один и тот же человек?

В синоптических Евангелиях и в Деяниях святых апостолов Нафанаил не упоминается. Зато вместе с Филиппом у Матфея, Марка и Луки фигурирует апостол Варфоломей, которого не называет Иоанн.

По этому поводу в церковном предании сегодня существует консенсус, что святой Варфоломей и Нафанаил — одно и то же лицо (хотя и по мнению некоторых учителей Церкви, и в византийской традиции, и в древнерусской они не отождествлялись).

Употребление различных имен не должно вызывать смущение, поскольку подобные разночтения в Евангелиях встречаются многократно.

Знатоки древних языков и вовсе раскрывают значение имени Варфоломей как сын («бар») Фалмая (имя, встречающееся в Библии). То есть, имя Варфоломей – это скорее патроним, отчество.

Но именно под этим именем апостол и далее упоминается в различных апокрифах и священном предании.

Житие апостола Варфоломея

Апостол Варфоломей происходил из Каны Галилейской, города, где Христос неоднократно бывал со Своими учениками и где Он совершил несколько знаменитых чудес: претворил воду в вино, исцелил сына царедворца.

О годах его юности нет никаких сведений. Затем он был призван и следовал за Господом, став свидетелем большинства совершенных Им чудес.

А после того, как в Сионской горнице на апостолов снизошел Святой Дух, Варфоломей отправился, как и прочие, проповедовать Евангелие разным народам.

Об этом, последнем периоде его жизни существует множество апокрифов, значительно расходящихся по своему содержанию, и даже прямо противоречивых между собой. В том виде, в котором житие апостола Варфоломея сохранилось в предании русской православной церкви, оно записано святителем Димитрием Ростовским.

Апостолу Варфоломею вместе с апостолом Филиппом выпал жребий проповедовать веру Христову к северу от Палестины: в Сирии и Малой Азии. Вместе с апостолами следовала и сестра Филиппа по имени Мариамна, разделявшая их проповеднические труды. Наконец, они добрались до города Иераполиса Фригийского (на юго-западе современной Турции).

Там по их молитвам были низвержены идолы, которым поклонялись местные жители, обрел зрение слепой и исцелилась жена начальника города. После этого множество народа уверовало во Христа и крестилось.

Однако жрецы низверженных идолов обратились к начальнику города с жалобой на апостолов, и тот приказал распять их вниз головой.

Внезапно произошло великое землетрясение, и градоначальника вместе со жрецами и многими неверующими поглотила земля.

После этого оставшиеся в живых и спасшиеся окончательно уверовали во Христа и поспешили снять апостолов с креста. Но к этому времени святой Филипп уже отдал свою душу Господу.

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваМучение святых апостолов Филиппа и Варфоломея

Похоронив мученика и устроив христианскую церковь в Иераполисе, Варфоломей и Мариамна разошлись в разных направлениях. И далее апостол Варфоломей следовал сам по себе.

Сперва он направился в Индию и провел там продолжительное время, переведя на местное наречие Евангелие от Марка.

Кроме того, он оставил тамошним жителям и написанное по-еврейски Евангелие, которое спустя сто лет было перенесено христианским философом Пантеном в Александрию.

Смерть апостола Варфоломея

На обратном пути апостол достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, а также исцелил мучимую бесом царевну. Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу.

Но и здесь жрецы стали интриговать против ученика Христова, они обратились к брату царя Астиагу. Тот настиг апостола в городе Альбане (его местоположение точно не известно, но многими отождествляется с современным Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.

Однако и распятый Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваФундамент часовни на предполагаемом месте гибели апостола Варфоломея

Мощи апостола Варфоломея

Бывшие в Альбане христиане собрали его святые мощи и, положив их в оловянную раку, предали погребению в пределах своего города. Произошло это в одиннадцатый день июня месяца, когда и отмечается день святого Варфоломея.

Спустя продолжительное время гонители христиан, недовольные происходившими у мощей святого апостола чудесами, раскопали его могилу и бросили оловянную раку в море, желая избавиться от нее.

Но рака не утонула, и промышлением Божиим ее прибило к берегам острова Липари. Местному епископу было во сне видение об обретенной святыне, и он с клиром и верующими пришел на берег.

Обнаруженную там раку с мощами апостола с пением молебнов перенесли в соборную церковь.

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваАлтарь базилики святого Варфоломея в Беневенто и саркофаг с его мощами

Спустя еще продолжительное время мощи святого апостола Варфоломея перенесли в город Беневенто, где, в базилике в его честь, они и хранятся по сей день. Частицы мощей переданы во многие города по всему миру. Одну из них знаменитый христианский поэт и гимнограф преподобный Иосиф Песнописец принес в устроенный им в Константинополе монастырь.

Он усердно молился, желая обрести вдохновение для написания канона святому апостолу, и накануне дня памяти апостола Варфоломея сподобился видеть его во время вечерней службы. Апостол возложил Евангелие ему на грудь и обратился с приободряющей речью. С того самого дня преподобный Иосиф исполнился вдохновения и сочинил множество гимнов.

Ученики: апостол Варфоломей – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Наверное, всякий, кто бывал в Риме, посещал великолепную Сикстинскую капеллу. Под головокружительными сводами, изукрашенными картинами Микеланджело, мы видим основные этапы человеческой истории от Адама и Евы до Страшного Суда.

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваРассматривая фигуры святых, вы наверняка обратите внимание на изображение старца со странным предметом, в руке — плащом? накидкой? Но почему на нем видно человеческое лицо?.. Кто это? Это апостол Варфоломей. И когда вы вспомните, что с него за проповедь о Христе сняли кожу, вас бросит в пот от догадки — что это за накидка. Апостол Варфоломей предстоит перед Богом, держа в руке страшное свидетельство своего подвига.

Итак, Варфоломей… Или правильнее, в другой транскрипции, Бартоломей, что в переводе с арамейского означает «сын Фалмая». Свидетельства Евангелий позволяют сделать вывод, что у него было и еще одно имя — Нафанаил.

Варфоломей (он же Нафанаил) был зажиточным горожанином Каны Галилейской и родственником апостола Филиппа, который и познакомил его со Христом.

История этого знакомства сохранена для нас Иоанном Богословом: На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною… Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе, и пророки, Иисуса… из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин 1:43—49).

Эта зарисовка неожиданно много может рассказать человеку, знакомому с реалиями того времени. Нафанаил — прямой и честный человек.

Когда от своего родственника Филиппа он слышит о Христе, он реагирует скептично, цитируя известную в те времена поговорку: из Назарета может ли быть что доброе? Жители этого городка, Назарета, не пользовались в Израиле особой любовью и доверием.

И Сам Христос, выросший в Назарете, с грустью отмечал, что меньше всего Его хотят видеть и слышать в Его родном городе.

Читайте также:  Можно ли заразиться в церкви при причастии: меры предосторожности и мнение священников

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитва

Нафанаил не верит, что из Назарета может быть настоящий пророк, наверняка какой-нибудь проходимец, но все же отправляется посмотреть. Слова, которыми встречает Христос Нафанаила, обескураживают его и повергают в трепет: …прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что это значит? Смоковница — дерево очень важное в истории Израиля, своего рода символ этого государства. Благочестивые евреи любили молиться или о чем-либо размышлять под смоковницей.

А размышляли в то время иудеи об освобождении родной земли от тирании Рима, о падении власти сатаны и о торжестве владычества Божия. Своей фразой Христос намекает на то, что Он видел Нафанаила под смоковницей и слышал его молитвы.

Для Нафанаила другого знака не требовалось, чтобы понять: перед ним — Тот, к Кому он обращал свои молитвы под инжирным деревом. И Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

И, конечно, эта встреча стала переломным моментом в жизни Нафанаила. Он оставляет свой дом и отправляется вслед за Учителем.

После Вознесения Господня апостол проповедует в Малой Азии вместе со своим родственником Филиппом. Затем отправляется на территорию нынешней Армении. Здесь вместе с апостолом Иудой Фаддеем он основывает армянскую Церковь и здесь же принимает мученическую кончину в городе Альбане (ныне Баку).

Взбешенные его проповедью, языческие жрецы подговорили царя казнить Варфоломея как заговорщика против власти и ниспровергателя общественных устоев. Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли со креста и содрали кожу, а потом обезглавили.

Христиане погребли тело мученика. Впоследствии его святые останки были выкопаны и переправлены на Запад. Сейчас мощи эти находятся в Риме, на острове Тиберино.

Илл.: Апостол Варфоломей. Маттео ди Джованни, 1480 г.

  • В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:
  • Автор — редактор сайта «Азбука веры»
  • На заставке фрагмент картины Рембрандта Ван Рейна «Апостол Варфоломей».

Житие апостола Варфоломея (Нафанаила)

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваСвя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей (из чис­ла 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых) был ро­дом из Ка­ны Га­ли­лей­ской. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ему и апо­сто­лу Филип­пу (па­мять 14 но­яб­ря) вы­пал жре­бий про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Си­рии и Ма­лой Азии. Бла­го­вест­вуя, они то рас­хо­ди­лись по раз­ным го­ро­дам, то схо­ди­лись вновь. Свя­то­му апо­сто­лу Филип­пу со­пут­ство­ва­ла сест­ра, де­ва Ма­ри­ам­на. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии, они пе­ре­нес­ли мно­го скор­бей и на­па­стей, их по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­клю­ча­ли в тем­ни­цы. В од­ном из се­ле­ний они встре­ти­лись с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и вме­сте от­пра­ви­лись во Фри­гию. В го­ро­де Иера­по­ле си­лой сво­их мо­литв они уни­что­жи­ли гро­мад­ную ехид­ну, ко­то­рой языч­ни­ки по­кло­ня­лись как бо­же­ству. Свя­тые апо­сто­лы Вар­фо­ло­мей и Филипп с сест­рой свою про­по­ведь под­твер­жда­ли мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.

В Иера­по­ле жил че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший 40 лет сле­пым. Ко­гда он по­лу­чил ис­це­ле­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Мол­ва об этом раз­нес­лась по го­ро­ду, и к до­му, где жи­ли апо­сто­лы, стек­лось мно­же­ство на­ро­да.

Боль­ные и бес­но­ва­тые осво­бож­да­лись от сво­их неду­гов, мно­гие кре­сти­лись. На­чаль­ник го­ро­да при­ка­зал схва­тить про­по­вед­ни­ков и бро­сить в тем­ни­цу, а дом Ста­хия сжечь.

На су­де язы­че­ские жре­цы вы­сту­пи­ли с жа­ло­бой, что чу­же­стран­цы от­вра­ща­ют на­род от по­кло­не­ния оте­че­ствен­ным бо­гам. Счи­тая, что вол­шеб­ная си­ла за­клю­ча­ет­ся в одеж­де апо­сто­лов, пра­ви­тель при­ка­зал со­рвать её.

Де­ва Ма­ри­ам­на пред­ста­ла в их гла­зах, как ог­нен­ный фа­кел, и ни­кто не смел кос­нуть­ся ее. Свя­тых при­го­во­ри­ли к рас­пя­тию. Апо­стол Филипп был воз­не­сен на крест вниз го­ло­вой. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­ша­я­ся зем­ля по­гло­ти­ла пра­ви­те­ля го­ро­да, жре­цов и мно­же­ство на­ро­да.

Про­чие ис­пу­га­лись и бро­си­лись сни­мать апо­сто­лов с кре­ста. Так как апо­стол Вар­фо­ло­мей был под­ве­шен невы­со­ко, то его сня­ли ско­ро. Апо­стол же Филипп умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.

Бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, Ма­ри­ам­на по­шла в Ли­ка­о­нию, где мир­но скон­ча­лась (па­мять ее 17 фев­ра­ля). Апо­Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитвастол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ин­дию, там пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на мест­ный язык Еван­ге­лие от Мат­фея и об­ра­тил ко Хри­сту мно­го языч­ни­ков. Он по­се­тил так­же Ве­ли­кую Ар­ме­нию (стра­на меж­ду ре­кой Ку­рой и вер­хо­вья­ми рек Тиг­ра и Ев­фра­та), где со­тво­рил мно­гие чу­де­са и ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь ца­ря По­ли­мия. В бла­го­дар­ность царь по­слал апо­сто­лу да­ры, но тот от­ка­зал­ся при­нять их, ска­зав, что ищет толь­ко спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских. То­гда По­ли­мий с ца­ри­цей, ис­це­лен­ной ца­рев­ной и мно­ги­ми при­бли­жен­ны­ми при­ня­ли Кре­ще­ние. Их при­ме­ру по­сле­до­ва­ли жи­те­ли де­ся­ти го­ро­дов Ве­ли­кой Ар­ме­нии. По про­ис­кам язы­че­ских жре­цов брат ца­ря Асти­аг схва­тил апо­сто­ла в го­ро­де Аль­бане (ныне го­род Ба­ку) и рас­пял вниз го­ло­вой. Но он и с кре­ста не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать лю­дям бла­гую весть о Хри­сте Спа­си­те­ле. То­гда по при­ка­зу Астиа­га со­дра­ли с апо­сто­ла ко­жу и от­сек­ли гла­ву. Ве­ру­ю­щие по­ло­жи­ли его остан­ки в оло­вян­ную ра­ку и по­греб­ли. Око­ло 508 го­да свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пе­ре­нес­ли в Ме­со­по­та­мию, в го­род Да­ры. Ко­гда в 574 го­ду го­ро­дом за­вла­де­ли пер­сы, хри­сти­ане взя­ли мо­щи апо­сто­ла и уда­ли­лись к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. Но так как их на­стиг­ли вра­ги, они бы­ли вы­нуж­де­ны опу­стить ра­ку в мо­ре. Си­лою Бо­жи­ей ра­ка чу­дес­но при­плы­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру. В IX ве­ке, по­сле взя­тия ост­ро­ва ара­ба­ми, свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в неа­по­ли­тан­ский го­род Бе­не­вент, а в Х ве­ке часть их пе­ре­не­се­на в Рим.

О свя­том апо­сто­ле Вар­фо­ло­мее упо­ми­на­ет­ся в жи­тии Иоси­фа пес­но­пис­ца († 883, па­мять 4 ап­ре­ля).

По­лу­чив от од­но­го че­ло­ве­ка часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, пре­по­доб­ный Иосиф при­нес их в свою оби­тель близ Кон­стан­ти­но­по­ля и по­стро­ил во имя апо­сто­ла цер­ковь, в ко­то­рой по­ло­жил часть его мо­щей.

Пре­по­доб­ный Иосиф го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить в честь свя­то­го хва­леб­ные пес­но­пе­ния и усерд­но мо­лил Бо­га да­ро­вать ему спо­соб­ность к со­став­ле­нию их. В день па­мя­ти апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пре­по­доб­ный Иосиф уви­дел его в ал­та­ре.

Тот по­до­звал Иоси­фа, взял с пре­сто­ла Свя­тое Еван­ге­лие и воз­ло­жил ему на грудь со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь, пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную».

С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Иосиф на­чал пи­сать гим­ны и ка­но­ны и укра­сил ими не толь­ко празд­ник апо­сто­ла, но и дни па­мя­ти мно­гих дру­гих свя­тых, со­ста­вив око­ло 300 ка­но­нов. Свя­ти­те­ли Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и неко­то­рые дру­гие учи­те­ли Церк­ви счи­та­ют апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея за од­но ли­цо с На­фа­наи­лом (Ин.1:45-51, 21:2).

7 сен­тяб­ря (25 ав­гу­ста ст.ст.) – пе­ре­не­се­ние мо­щей

Пе­ре­не­се­ние мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло в кон­це VI ве­ка. Его апо­столь­ская де­я­тель­ность и му­че­ни­че­ская кон­чи­на вос­по­ми­на­ют­ся Цер­ко­вью 11 июня. Апо­стол Вар­фо­ло­мей по­стра­дал за Хри­ста в Ал­бане Ар­мян­ской (ныне Ба­ку) в 71 го­ду, где и на­хо­ди­лись его свя­тые мо­щи.

От мо­щей свя­то­го апо­сто­ла про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, и мно­го невер­ных об­ра­ща­лось ко Хри­сту. При им­пе­ра­то­ре Ана­ста­сии (491–518) мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ли при­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный го­род Ана­ста­си­у­поль (или Да­ру) и на­хо­ди­лись там до кон­ца VI ве­ка.

Ко­гда го­род Ана­ста­си­у­поль был за­хва­чен пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем, хри­сти­ане, взяв ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, бе­жа­ли с ним к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. На­стиг­шие их жре­цы бро­си­ли ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея в мо­ре.

Вме­сте с ним бы­ли бро­ше­ны в мо­ре еще 4 ков­че­га с мо­ща­ми свя­тых му­че­ни­ков Па­пи­а­на, Лу­ки­а­на, Гри­го­рия и Ака­кия. Си­лою Бо­жи­ей ков­че­ги не по­то­ну­ли в мор­ской пу­чине, но со­вер­ши­ли чу­дес­ное пла­ва­ние по мо­рям и до­стиг­ли Ита­лии.

Ков­чег с мо­ща­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея при­стал к бе­ре­гу у ост­ро­ва Ли­па­ры, а осталь­ные ков­че­ги про­дол­жа­ли свой путь и при­ста­ли к бе­ре­гу в раз­ных ме­стах Ита­лии. Ков­чег с мо­ща­ми му­че­ни­ка Па­пи­а­на оста­но­вил­ся в Си­ци­лии, му­че­ни­ка Лу­ки­а­на – в Мес­сине, му­че­ни­ка Гри­го­рия – в Ка­лаб­рии и му­че­ни­ка Ака­кия – в Ас­ку­лу­се.

О при­бы­тии свя­тых мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея бы­ло от­кро­ве­ние епи­ско­пу ост­ро­ва Ли­па­ры Ага­фо­ну, ко­то­рый вы­шел с кли­ром к бе­ре­гу мо­ря, взял ков­чег из во­ды и тор­же­ствен­но пе­ре­нес в цер­ковь. От мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея ис­тек­ло ми­ро, по­да­вав­шее ис­це­ле­ние от раз­лич­ных бо­лез­ней.

В церк­ви ост­ро­ва Ли­па­ры свя­тые мо­щи оста­ва­лись до се­ре­ди­ны IХ ве­ка. Ко­гда ост­ров был за­хва­чен языч­ни­ка­ми, хри­сти­ан­ские куп­цы взя­ли свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея и пе­ре­вез­ли в го­род Бе­не­вент, где их при­ня­ли с ве­ли­кой че­стью и по­ло­жи­ли в глав­ной церк­ви го­ро­да.

Апостол Варфоломей — Радио ВЕРА

Апостол Варфоломей: житие святого Нафанаила и иконография, молитваАпостол Варфоломей.
Художник: Пётр Васильевич Басин

— Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства, — сказал Господь Иисус Христос, увидев идущего к Нему Нафанаиала, сына Фоломея, или, по-еврейски, Вар-фоломея. Нафанаил действительно был бесхитростным, и он осознавал это. Слова Господа его изумили, ведь Христос никогда не был с ним знаком.

— Откуда Ты меня знаешь? — спросил он.

— Я видел тебя, когда ты был под смоковницей, — ответил Иисус. Что-то произошло под смоковницей такое, что заставило сына Фоломея сейчас же назвать Иисуса из Назарета Сыном Божиим и Царем Израиля. С тех пор Нафанаил или Варфоломей стал одним из двенадцати учеников Господа.

После Вознесения Господня апостол Варфоломей некоторое время проповедовал в Иерусалиме и Иудее. Затем он отправился в Малую Азию и там встретил своего друга апостола Филиппа. Вместе они несли благую весть о Христе жителям малоазийских областей Лидии, Мизии и Фригии.

В городе Иераполе их арестовали, пытали и распяли. Однако начавшееся землетрясение образумило жителей города, и они бросились освобождать распятых. Варфоломея удалось спасти, а Филипп предал свою душу Господу.

После похорон друга апостол Варфоломей крестил всех уверовавших во Христа и отправился в Индию. Проповедь его была успешна. Кроме того, Апостол перевел для индусов евангелие от Матфея.

Из Индии Варфоломей пошел в Великую Армению. Дочь местного царя Полония была одержима злым духом. Апостол исцелил ее, и царь пожелал отблагодарить его по-царски — караваном верблюдов с золотом, серебром и ценными вещами.

Читайте также:  Святая фотиния: житие и икона великомученицы, о чем просят и текст молитвы

Однако апостол вернул дары царю, сказав, что его волнуют не земные сокровища, а приобретенные для Бога души. Выслушав проповедь Варфоломея, царь крестился со всей семьей и позволил апостолу проповедовать на своей территории.

Святой Варфоломей сеял слово Божие, и вскоре жители десяти городов Великой Армении приняли Крещение. Это возмутило языческих жрецов, и они настроили против Варфоломея царского брата Астиага.

Пользуясь отсутствием царя, он тайно похитил апостола, отвез его в город Албаку (ныне известный как Баку — столица Азербайджана).

Там верного ученика Христова пытали, распяли вниз головой и содрали с него кожу.

Апостол Варфоломей радовался, что страдает за Господа и с креста продолжал проповедовать и поучать язычников. За это ему отрубили голову. Честные мощи апостола Варфоломея исцеляли многих людей, и они обращались ко Христу. Из Албаку мощи святого перенесли в византийский город Дар, и потом не раз они перемещались из одного места в другое, пока не упокоились в Риме.

Апостол Варфоломей (Нафанааил) день памяти в 2022 году по православному календарю

Апостол Варфоломей (Нафанааил) — христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой апостола Варфоломея, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти апостола Варфоломея (Нафанааила) в 2022 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти Апостола Варфоломея (Нафанааила) в 2022 году?

День памяти святого апостола Варфоломея в 2022 году отмечается трижды.

  • 5 мая – день памяти Апостола Варфоломея.
  • 24 июня – день гибели Апостола Варфоломея.
  • 7 сентября – перенесение мощей Апостола Варфоломея.

По старому стилю день памяти апостола Варфоломея отмечался церковным календарем 22 апреля, день гибели — 11 июня. Перенесение мощей апостола Варфоломея по старому стилю отмечается церковным календарем 26 августа. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Апостола Варфоломея отождествляют с апостолом Нафанаилом. Евангелисты Лука, Матфей и Марк, перечисляя имена двенадцати учеников Иисуса, называют Варфоломея. Перечисляя апостолов по парам, Варфоломея называют вместе с Филиппом. Однако, Иоанн Богослов говорит о некоем Нафанаиле, которому Филипп сообщает о Мессии. В этой связи церковная традиция отождествляет Нафанаила с апостолом Варфоломеем.

Житие апостола Варфоломея (Нафанааила)

Святой Варфоломей входил в число двенадцати апостолов Христовых. В Новом Завете о нем имеются лишь отрывочные упоминания. Большинство ученых библеистов склонны отождествлять его с Нафанаилом – одним из первых учеников Иисуса Христа, который присоединился к Нему вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

Если принять эту версию, то можно заключить, что именно о нем говорил Иисус Христос как об истинном израильтянине, чуждом лукавства. Варфоломея к Иисусу привел апостол Филипп, вероятно, с ним Варфоломей находился в родстве или дружеских отношениях. Из отрывков явствует, что святой Варфоломей происходил родом из Каны Галилейской.

Более полную информацию об апостольском служении и мученической кончине Варфоломея можно получить лишь из апокрифов – образцов религиозной литературы, не признаваемых официальной церковью.

В них имена святых апостолов Варфоломея (Нафанаила) и Филиппа, тесно связаны между собой, так как по воле жребия им выпало вместе отправиться к язычникам Малой Азии и Сирии.

На всем протяжении пути их сопровождала родная сестра Филиппа – благочестивая дева Мариамна.

На обратном пути апостол Варфоломей достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, исцелил царевну.

Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу. Но жрецы устраивали интриги против учения Христа, обратились к брату царя Астиагу.

Тот настиг апостола в городе Альбане (предполагается, что это современный город Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.

Даже распятый на кресте Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.

Где находятся мощи святого

Мощи святого апостола Варфоломея были захоронены в Альбане. В начале 6 века раку перенесли в город Дара. Когда город захватили персы, христиане пытались спрятать святыню, но их загнали на берег Черного моря.

Отчаявшиеся люди опустили рука с мощами апостола Варфоломея в море, и она поплыла. Мощи Варфоломея, вместе с другими мощами святых, загадочным образом достигли острова Липара. На берег Липары вышел епископ Агафон, которому было видение.

Святой отец перенес мощи в храм Божий.

В 9 веке раку с мощами апостола Варфоломея перевезли в церковь небольшого городка вблизи Неаполя, в 10 веке мощи с почетом отправили в Рим.

Сейчас же, мощам святого апостола Варфоломея можно поклониться в храме Сан-Бартоломео (остров Тиберина, Рим), в соборе Жен-Мироносиц (Баку), в церкви Афона.

К мощам Варфоломея ежегодно приходят тысячи христиан, чтобы удостоиться благодати Божией, обратиться с просьбами и молитвами.

О чем молятся апостолу варфоломею

Еще при жизни, апостол Варфоломей прославился чудесами. На Кавказе он изгонял бесов из больных. Однажды правитель Армении Полимий призвал к себе апостола, так как у него была бесноватая дочь. Ученик Христа волею Божьей изгнал беса, а благодарность за исцеление Полимий прислал апостолу целый караван с золотом и драгоценностями, от которого Варфоломей отказался.

Пораженный Полимий, видя такой пример, отрекся от языческих идолов. Царь не только уверовал во Христа, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и дочерью, но и одобрил крещение вельмож и своих поданных. Многие армянские города, по примеру царя, приняли святое крещение.

Апостол Варфоломей — образец прямоты, честности и духовной рассудительности. В молитвах его просят вразумить лжецов и неверующих, о помощи при глазных, психических и кожных заболеваниях, бесновании. Небесный покровитель миссионеров и апологетов.

Какого числа день памяти апостола Варфоломея в 2022, 2023, 2024 году

  • Какого числа день памяти апостола Варфоломея в 2022 году — 5 мая, 24 июня, 7 сентября.
  • Какого числа день памяти апостола Варфоломея в 2023 году — 5 мая, 24 июня, 7 сентября.
  • Какого числа день памяти апостола Варфоломея в 2024 году — 5 мая, 24 июня, 7 сентября.

Святой апостол Варфоломей, Нафанаил

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию.

В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились.

Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать её.

Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать Апостолов с креста.

Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась. Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников.

Он посетил также Великую Армению (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих.

Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе.

Тогда, по приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и удалились к берегам Черного моря.

Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в Х веке часть их перенесена в Рим.

Читайте также:  Молитва мытаря: полный текст на русском, когда и как правильно нужно читать

О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца (+ 883). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил часть его мощей.

Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре.

Тот подозвал Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов.

Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 — 51; Ин. 21, 2).

Тропарь апостолам Варфоломею (Нафанаилу) и Варнаве (Иосии), глас 3

Язы́к огнедохнове́н в си́ле Ду́ха прие́мше,/ во пло́ти прише́дшее Сло́во пропове́дасте всю́ду,/ Его́же ра́ди ов во главу́ усече́н,/ ов же ка́мением побие́н,/ и есте́ апо́стольскому ли́ку украше́ние,/ Варфоломе́е и Варна́во,/ те́мже па́мять ва́шу почита́ем и про́сим:// моли́те Христа́ Бо́га пода́ти нам грехо́в оставле́ние.

Кондак апостолу Варфоломею (Нафанаилу), глас 4

Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных, световодя́ почита́ющия тя,// Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.

Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

О, пресла́вный апо́столе Христо́в Варфоломе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя.

Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́я же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся.

О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • Ввбрать и заказать икону Святой апостол Варфоломей, Нафанаил

Канон святому апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

  • Пѣ́снь а҃.
  • І҆рмо́съ: Во глꙋбинѣ̀ постла̀ и҆ногда̀ фараѡни́тское всево́инство преѡрꙋже́ннаѧ си́ла, вопло́щшеесѧ же сло́во всеѕло́бный грѣ́хъ потреби́ло є҆́сть: препросла́вленный гдⷭ҇ь, сла́внѡ бо просла́висѧ.
  • Провѣ́децъ всѣ́хъ и҆ бг҃ъ, ᲂу҆ма̀ твоегѡ̀ бг҃ови́днѡ зрѧ̀ и҆збра̀, и҆ тѧ̀ сочета̀ ли́кꙋ а҆пⷭ҇льскꙋ, варѳоломе́е всехва́льне, бл҃года́тїю просвѣти́въ се́рдце твоѐ.
  • Добродѣ́телей на высотꙋ̀ возше́дъ, ѧ҆зы́комъ ѻ҆гнедохнове́ннымъ, ѻ҆гневи́днѡ раздѣле́нїемъ ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ, ꙗ҆́кѡ хрⷭ҇то́въ а҆пⷭ҇лъ, прише́ствїемъ ᲂу҆тѣ́шителѧ, пребога́те, нече́стїѧ хвра́стїе поѧда́ѧ и҆ неразꙋ́мїѧ.
  • Бг҃оно́сенъ ᲂу҆́гль вои́стиннꙋ, бжⷭ҇твеннагѡ дх҃а заре́ю разжже́нъ показа́лсѧ є҆сѝ, пре́лести сѣ́но попалѧ́ѧ, варѳоломе́е прехва́льне, и҆ просвѣща́ѧ вѣ́рою сердца̀ пою́щихъ тѧ̀.
  • Бг҃оро́диченъ: Чи́стаѧ, рцы̀, ка́кѡ дои́ши; ка́кѡ же мт҃и была̀ є҆сѝ, дѣ́вственными печа́тьми сїѧ́ющи; не пыта́й бе́здны, неприча́стна є҆стество́мъ, и҆спыта́ѧй є҆ди́нъ всѣ́хъ бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, є҆го́же и҆ пло́тїю роди́хъ.
  • Пѣ́снь г҃.
  • І҆рмо́съ: Процвѣла̀ є҆́сть пꙋсты́нѧ ꙗ҆́кѡ крі́нъ, гдⷭ҇и, ꙗ҆зы́ческаѧ неплодѧ́щаѧ цр҃ковь, прише́ствїемъ твои́мъ, въ не́йже ᲂу҆тверди́сѧ моѐ се́рдце.
  • Ꙗ҆́кѡ до́ждь нбⷭ҇ный, и҆зсо́хшꙋю, премꙋ́дре, вселе́ннꙋю всю̀ тмо́ю безбо́жїѧ, напои́лъ є҆сѝ, бг҃ови́дче досточꙋ́дне.
  • И҆сто́чникъ и҆зы́де спаси́тельнагѡ пи́ва, варѳоломе́е всечⷭ҇тне, и҆ многосꙋгꙋ́бъ пло́дъ прине́слъ є҆сѝ ꙗ҆зы́кѡмъ спасе́нїѧ, досточꙋ́дне.
  • Со́лїю бл҃года́ти і҆́дѡльское ᲂу҆ста́вилъ є҆сѝ гное́нїе, всемꙋ́дре, сла́дкимъ сло́вомъ вѣ́ры, сердца̀ ᲂу҆слажда́ѧ чтꙋ́щихъ тѧ̀.
  • Бг҃оро́диченъ: Є҆ди́нꙋ дв҃ꙋ тѧ̀ и҆ мт҃рь чти́мъ, ꙗ҆́кѡ спасе́нїѧ хода́таицꙋ бы́вшꙋю на́мъ, непоро́чнаѧ, и҆ мі́ръ и҆збавлѧ́ющꙋю моли́твами твои́ми.
  • Сѣда́ленъ, гла́съ и҃.
  • Мре́жею сло́ва возве́дъ, и҆зъ глꙋбины̀ неразꙋ́мїѧ бг҃олѣ́пнѡ, ꙗ҆зы́ки приве́лъ є҆сѝ вѣ́рою, и҆ ꙗ҆́кѡ и҆сто́чникъ сы́й во́дъ дх҃о́вныхъ, вселе́ннꙋю всю̀ напои́лъ є҆сѝ бл҃года́тїю, тѣ́мже и҆ спа́сшїисѧ тобо́ю, бг҃огла́се, ꙗ҆́кѡ дрꙋ́га тѧ̀ бли́жнѧго хрⷭ҇то́ва ᲂу҆блажа́емъ, варѳоломе́е, вопїю́ще тѝ: молѝ хрⷭ҇та̀ бг҃а, согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе дарова́ти чтꙋ́щымъ любо́вїю ст҃ꙋ́ю па́мѧть твою̀.
  • Бг҃оро́диченъ: Ꙗ҆́кѡ всенепоро́чнаѧ невѣ́ста творцꙋ̀, ꙗ҆́кѡ неискꙋсомꙋ́жнаѧ мт҃и и҆зба́вителѧ, прїѧ́телище ꙗ҆́кѡ сꙋ́щи ᲂу҆тѣ́шителѧ, препѣ́таѧ, беззако́нїю мѧ̀ сꙋ́ща скве́рное ѻ҆би́телище, и҆ бѣсѡ́мъ и҆гра́лище въ ра́зꙋмѣ бы́вша, потщи́сѧ ѿ тѣ́хъ ѕлодѣ́йства мѧ̀ и҆зба́вити: и҆ свѣ́тлое жили́ще добродѣ́телей совершѝ, свѣтоно́снаѧ нетлѣ́ннаѧ: ѿженѝ ѻ҆́блакъ стрⷭ҇те́й, и҆ вы́шнѧгѡ прича́стїѧ сподо́би, и҆ свѣ́та невече́рнѧгѡ, моли́твами твои́ми.
  • Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Прише́лъ є҆сѝ ѿ дв҃ы, не хода́тай, ни а҆́гг҃лъ, но са́мъ, гдⷭ҇и, вопло́щсѧ, и҆ спа́слъ є҆сѝ всего́ мѧ человѣ́ка. Тѣ́мъ зовꙋ́ ти: сла́ва си́лѣ твое́й, гдⷭ҇и.

  1. Оу҆праздни́лъ є҆сѝ, крⷭ҇то́мъ гдⷭ҇нимъ ѡ҆гражда́емь, де́мѡнское свирѣ́пство, варѳоломе́е преизрѧ́дне, и҆ си́хъ дꙋшегꙋби́тельнꙋю пре́лесть ѿгна́лъ є҆сѝ проповѣ́данїемъ.
  2. Свѣ́тъ мі́ра, сла́вы бж҃е́ственныѧ сїѧ́нїе, хрⷭ҇то́съ тѧ̀ показа̀, варѳоломе́е бг҃опрїѧ́тне: всю́ бо просвѣти́лъ є҆сѝ бг҃оразꙋ́мїемъ тва́рь, всеблаже́нне.
  3. Возмꙋти́лъ є҆сѝ ꙗ҆зы́чєскаѧ морѧ̀, а҆пⷭ҇ле, ꙗ҆́кѡ ко́нь преизрѧ́денъ, колесни́ца сло́ва бы́въ: вѣ́рою же погаси́лъ є҆сѝ го́рькагѡ безбо́жїѧ концы̀.
  4. Бг҃оро́диченъ: И҆сцѣлѧ́ѧ є҆́ѵино ве́тхое престꙋпле́нїе, въ тѧ̀ непоро́чнꙋю, пречⷭ҇таѧ, всели́сѧ, всего́ мѧ человѣ́ка ѡ҆бновѝ па́дшаго пребж҃е́ственный.
  5. Пѣ́снь є҃.
  6. І҆рмо́съ: Хода́тай бг҃ꙋ и҆ человѣ́кѡмъ бы́лъ є҆сѝ, хрⷭ҇тѐ бж҃е: тобо́ю бо, влⷣко, къ свѣтонача́льникꙋ ѻ҆ц҃ꙋ̀ твоемꙋ̀, ѿ но́щи невѣ́дѣнїѧ, приведе́нїе и҆́мамы.
  7. Несозда́ннꙋ свѣ́тꙋ, на́съ ра́ди въ зда́нїихъ ꙗ҆́вльшемꙋсѧ хрⷭ҇тꙋ̀, перводѣ́льнѡ бесѣ́довалъ є҆сѝ, къ немꙋ̀ прише́дъ, а҆пⷭ҇ле, и҆ бжⷭ҇твенными зарѧ́ми ѿ негѡ̀ просвѣща́емь.
  8. Ꙗ҆́кѡ роса̀ бж҃їѧ человѣ́кѡмъ и҆сцѣле́нїе подаю́щи, въ мі́рѣ бы́лъ є҆сѝ, ѽ варѳоломе́е преблаже́нне: и҆ зе́млю нече́стїѧ прⷪ҇ро́чески ѡ҆прове́рглъ є҆сѝ.
  9. Къ пе́рвомꙋ свѣ́тꙋ пристꙋ́пль, бы́лъ є҆сѝ свѣ́тъ вторы́й, ꙗ҆̀же ѿтꙋ́дꙋ сїѧ̑нїи и҆ свѣтоли̑тїи ѡ҆зарѧ́емь, ꙗ҆́кѡ самови́децъ сло́ва, варѳоломе́е всемꙋ́дре.
  10. Бг҃оро́диченъ: Глаго́лы твоѧ̑ по́мнѧще, тѧ̀ ны́нѣ бл҃жи́мъ: тобо́ю бо, непоро́чнаѧ, бл҃же́нство ѡ҆брѣто́хомъ, и҆ жи́знїю честно́ю и҆́стинною ѡ҆богати́хомсѧ.
  11. Пѣ́снь ѕ҃.
  12. І҆рмо́съ: Въ бе́зднѣ грѣхо́внѣй валѧ́ѧсѧ, неизслѣ́днꙋю милосе́рдїѧ твоегѡ̀ призыва́ю бе́зднꙋ: ѿ тлѝ, бж҃е, мѧ̀ возведѝ.
  13. Чꙋде́съ благода́ть прїе́мъ, и҆ и҆сцѣле́нїй ѡ҆бога́щсѧ дѣ́телїю, варѳоломе́е всемꙋ́дре, ꙗ҆зы̑къ стада̀ ᲂу҆лови́лъ є҆сѝ.
  14. Ѻ҆́гненный тво́й ѧ҆зы́къ, пресла́вне, всѧ́кꙋ пре́лесть ꙗ҆́кѡ сѣ́но попалѝ: вѣ́рныхъ же просвѣтѝ сердца̀ бжⷭ҇твеннымъ проповѣ́данїемъ.
  15. И҆сто́чника премꙋ́дрости, ᲂу҆чи́телѧ и҆мѣ́ѧ, пресла́вне, сло́ва безнача́льнаго, мїрскꙋ́ю ѡ҆бꙋи́лъ є҆сѝ, бг҃опроповѣ́дниче, мꙋ́дрость благода́тїю.
  16. Бг҃оро́диченъ: Па́че є҆стества̀, дв҃о, родила̀ є҆сѝ, и҆ вѣ́чнꙋеши дв҃ою, ꙗ҆влѧ́ющи и҆́стиннагѡ бж҃ества̀, сн҃а и҆ бг҃а твоегѡ̀ ѻ҆́бразы.
  17. Конда́къ, гла́съ д҃.
  18. Ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ вели́кое сл҃нце вселе́ннѣй, ᲂу҆че́нїй сїѧ́ньми и҆ чꙋде́съ стра́шныхъ, свѣтоводѧ̀ почита́ющыѧ тѧ̀, варѳоломе́е гдⷭ҇ень а҆пⷭ҇толе.
  19. І҆́косъ:

Ꙗ҆́кѡ нб҃о сла́вꙋ бж҃їю вѣща́ѧ ви́дѣнъ бы́лъ є҆сѝ, дх҃омъ ст҃ы́мъ, а҆пⷭ҇ле бг҃ови́дче, и҆ ꙗ҆́кѡ сл҃нце свѣ́тло ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ мі́рꙋ, преле́стное помраче́нїе разгонѧ́ѧ бжⷭ҇твенною бл҃года́тїю.

тѣ́мъ молю́тисѧ и҆ ми́лсѧ дѣ́ю: бжⷭ҇твенными твои́ми лꙋча́ми, дꙋшѝ моеѧ̀ ѡ҆слѣпле́нныѧ, всебога́те, просвѣтѝ зѣ̑ницы, и҆ сло́во тѧ̀ пѣ́ти да́ждь во ѿверзе́нїе ᲂу҆стѡ́мъ мои̑мъ, въ твое́й дне́сь па́мѧти: въ ню́же всѧ́къ вѣ́рный веселѧ́сѧ хва́литъ тѧ̀, варѳоломе́е гдⷭ҇ень а҆пⷭ҇толе.

  • Пѣ́снь з҃.
  • І҆рмо́съ: Бг҃опроти́вное велѣ́нїе беззако́ннꙋющагѡ мꙋчи́телѧ высо́къ пла́мень вознесло̀ є҆́сть: хрⷭ҇то́съ же прострѐ бг҃очести̑вымъ ѻ҆трокѡ́мъ ро́сꙋ дх҃о́внꙋю, сы́й бл҃гослове́нъ и҆ препросла́вленъ.
  • Вели́кое та́инство, варѳоломе́е, бж҃е́ственнагѡ воплоще́нїѧ, мі́рꙋ ꙗ҆ви́лъ є҆сѝ, є҆́же всѣ̑мъ невмѣсти́мое и҆ непостижи́мое, є҆ди́нѣмъ же вмѣсти́мо вѣ̑рнымъ, несказа́емо и҆ вѣ́рꙋемо.
  • Ꙗ҆́кѡ ка́мень, прест҃ы́й варѳоломе́е, чи́стѣ валѧ́ѧсѧ, пре́лести ᲂу҆твержде́нїе крѣ́пкѡ ѡ҆прове́рглъ є҆сѝ: цр҃кви же неѡбори́мое ѡ҆снова́нїе ꙗ҆́вльсѧ, сохранѧ́еши сїю̀ непоколеби́мꙋ.
  • Бжⷭ҇твенное подо́бїе, варѳоломе́е, добродѣ́телей ша́ромъ, пребл҃же́нне, написа́лъ є҆сѝ: ѿсю́дꙋ а҆пⷭ҇лъ бж҃е́ственъ бы́въ, всѣ̑мъ проповѣ́далъ є҆сѝ хрⷭ҇то́во прише́ствїе многопѣ́тое.
  • Бг҃оро́диченъ: Гро́здъ созрѣ́вшїй, є҆го́же невоздѣ́ланнѡ, чⷭ҇таѧ, возрасти́ла є҆сѝ, на дре́вѣ ꙗ҆́кѡ ᲂу҆зрѣ́вши повѣ́шена, вопїѧ́ла є҆сѝ: ча́до сла́дкое, мсто̀ и҆ска́пи, и҆́мже страсте́й пїѧ́нство ѿи́метсѧ.
  • Пѣ́снь и҃.
  • І҆рмо́съ: Пе́щь и҆ногда̀ ѻ҆́гненнаѧ въ вавѷлѡ́нѣ дѣ́йства раздѣлѧ́ше, бж҃їимъ велѣ́нїемъ халдє́и ѡ҆палѧ́ющаѧ, вѣ̑рныѧ же ѡ҆роша́ющаѧ, пою́щыѧ: благослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Ве́лїе и҆ ма́ло, мно́го же и҆ ᲂу҆ма́лено, сп҃сово є҆ѵⷢ҇лїе премꙋ́дрѡ наꙋчи́лъ є҆сѝ. вє́лїѧ и҆ пресла̑внаѧ сложе́нными глагѡ́лы, всѣ̑мъ назна́меналъ є҆сѝ, варѳоломе́е бг҃омꙋ́дре.

Ꙗ҆́коже рѣка̀ ѿ сїѡ́на и҆сходѧ̀, цр҃кѡ́вныѧ со́нмы напоѧ́еши, пребога́те, и҆ пото́къ бж҃е́ственныѧ пи́щи и҆спꙋсти́лъ є҆сѝ ꙗ҆вле́ннѣйше, зовы́й: бл҃гослови́те, всѧ̑ дѣла̀ гдⷭ҇нѧ, гдⷭ҇а.

Бжⷭ҇твенныхъ дарѡ́въ ꙗ҆́вѣ свѣтлѣ́йшими и҆ вели́кими ꙗ҆́кѡ а҆пⷭ҇лъ бжⷭ҇твеннѣ ᲂу҆краси́лсѧ є҆сѝ. превосхо́дитъ са́нъ бл҃госла́вїѧ всегѡ̀, бл҃же́нне, сꙋ́щее во человѣ́цѣхъ зри́мое благода́тїю.

Бг҃оро́диченъ: Оу҆́мъ безстра́стенъ въ ложесна́хъ твои́хъ є҆дини́тсѧ человѣ́чꙋ ᲂу҆мꙋ̀, всечⷭ҇таѧ: пло́ти же дебельство́мъ подлѣ́тенъ бы́въ, вѣкѡ́въ превы́шшїй. Тѣ́мъ тѧ̀, бцⷣе, вѣ́рою и҆ любо́вїю сла́вимъ.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Безнача́льна роди́телѧ сн҃ъ, бг҃ъ и҆ гдⷭ҇ь, вопло́щсѧ ѿ дв҃ы, на́мъ ꙗ҆ви́сѧ, ѡ҆мрачє́ннаѧ просвѣти́ти, собра́ти расточє́ннаѧ. Тѣ́мъ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ велича́емъ.

Сло́ва бы́въ самови́децъ и҆ слꙋжи́тель, ᲂу҆чени́къ же и҆ проповѣ́дникъ бг҃ови́дѣнъ, и҆дѣ́же ны́нѣ є҆́сть сло́во, ты̀ жи́ти вои́стиннꙋ сподо́билсѧ є҆сѝ, ꙗ҆́коже са́мъ ѡ҆бѣща̀ нело́жнѡ пребл҃гі́й.

Ꙗ҆́кѡ ны́нѣ предстоѧ̀ прⷭ҇то́лꙋ влⷣки твоегѡ̀, и҆ ѿѻнꙋ́дными зарѧ́ми ѡ҆сїѧ́емь, ѽ варѳоломе́е бг҃омꙋ́дре, пѣвцы̀ твоѧ̑ назира́ѧ, страсте́й и҆збавлѧ́еши, и҆ разли́чныхъ ѡ҆бстоѧ́нїй.

Сн҃ъ вѣ́ры ра́ди сподо́бльсѧ бы́ти бг҃ꙋ, ѻ҆те́ческихъ наслѣ́дникъ сокро́вищъ бы́лъ є҆сѝ. ѽ великода́рныѧ дла́ни! ѽ дарова́нїѧ ны́нѣ превосходѧ́щагѡ, хрⷭ҇та̀ просла́вльшагѡ тѧ̀, бг҃ови́дче всебл҃же́нне!

Бг҃оро́диченъ: Разꙋмѣ́вше и҆здале́ча прозорли́выма ѻ҆чи́ма прⷪ҇ро́цы, тѧ̀ всѝ провозгласи́ша хотѧ́щꙋю мт҃рь бы́ти вседѣ́телѧ, и҆ всѣ́хъ влⷣки. Тѣ́мъ тѧ̀ всепѣ́тꙋю бцⷣꙋ возвѣща́емъ.

  1. Свѣти́ленъ.
  2. А҆пⷭ҇лы хрⷭ҇тѡ́вы, прїиди́те, лю́дїе, воспои́мъ бжⷭ҇твеннаго варѳоломе́а, и҆ варна́вꙋ мꙋ́драго, проповѣ́дники вѣ́ры, ꙗ҆́кѡ молѧ́щыѧсѧ хрⷭ҇тꙋ̀ ѡ҆ дꙋша́хъ на́шихъ.
  3. Бг҃оро́диченъ: Чтⷭ҇аѧ влⷣчце ст҃а́ѧ, и҆ є҆ди́на мꙋженеискꙋ́снаѧ, спасе́нїе и҆ ᲂу҆пова́нїе ты̀, молѝ и҆зъ тебє̀ рожде́ннаго и҆зба́вителѧ на́шего, спастѝ мі́ръ ѿ ле́сти, бѣ́дъ и҆ скорбе́й.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector