Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога».

Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Казанская икона Божией Матери

Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав.

Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы).

Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.

Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.

В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский.

Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в.

В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери.

На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

Казанский Богородицкий монастырь. Из альбома: Виды Казани, рисованные с натуры Эдвардом Турнерелли. — Лондон, 1839.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.

Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в.

и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г.

По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г.

условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г.

вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей.

В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г.

за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

Космический Покров

13 марта, в Неделю Торжества Православия, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.

Аксайская икона Божьей Матери: история появления и день празднования

«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», — сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.

«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, — сказал Патриарх. — В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.

Как чудесно обретенная в станице Аксайской икона Божией Матери «Одигитрия» спасла казаков — МК Ростов-на-Дону

С тех пор повелось, что каждый верующий и знающий историю храма путешественник, бывая в Аксае, просит у этой иконы светлой дороги и заступничества. Делают это странники потому, что испокон веков икона Божией Матери «Одигитрия» (в переводе с древнегреческого — путеводительница) считается покровительницей путешественников.

Читайте также:  Молитва перед выходом из дома: 4 текста, к кому обращаться и как правильно читать

Они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, болезней и бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. Помогает икона и во времена тяжких эпидемий. В истории донской земли последнее сыграло особую роль.

Подтверждают это и архивные документы, и бесчисленные свидетельства, которые до сих пор передаются из уст в уста.

Как «Одигитрия» попала на Дон?

Рассказать об этом нам поможет книга Светланы Чибисовой «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе». Впервые икону Божией Матери «Одигитрия» казаки привезли в Черкасск (ныне Старочеркасск) из польского города Вильно. Было это в 1656 году, и тогда же в главном казачьем городе выстроили деревянную Одигитриевскую церковь.

Все бы хорошо, но, как пишут очевидцы тех событий, привезенная икона на нашей земле прожила недолго — Богородица многократно являлась во снах многим жителям Черкасска. И во снах этих требовала вернуть ее туда, откуда взяли, то есть в город Вильно.

Казакам эти видения не нравились — везли святыню аж за несколько тысяч верст, а тут — на тебе, отправлять обратно! Вопрос решила война.

Спустя шесть лет с момента появления иконы в Черкасске на земли казаков с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов.

Попавшие в окружение дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее Божественную волю и отвезут икону в Вильно. Битва была выиграна, и икону с большой честью отправили на родину.

Но до этого с иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.

Есть и другая версия происхождения Аксайской иконы «Одигитрия». Связана она с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, нетленные мощи которого хранятся в Задонском монастыре. Икона «Одигитрия» долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову.

«О Боже милостив! За все его труды

Блаженством, славою, бессмертьем награди!»

Об этом удивительном священнике стоит рассказать отдельно. В конце позапрошлого века Василий Петров благодаря своему особому душевному складу и благочестию был известен далеко за пределами родной станицы.

Он был усердным молитвенником, носил вериги, власяницу и, думая о своей душе, не забывал и о душах прихожан. Благодаря ему в Аксайской при храме появилась первая школа для неграмотных казачат.

С благословения и под руководством святителя Тихона отец Василий проводил миссионерскую деятельность среди раскольников. Старообрядцы охотно его слушали, многие присоединялись к православной церкви.

История сохранила немало любопытных фактов, связанных с его именем. К примеру, однажды к отцу Василию пришел наемный работник и жаловался ему на то, что хозяин его прогнал и денег не уплатил. Священник пытался вразумить обманщика, но когда результата не последовало, он приказал сторожу храма звонить по душе умершего.

— По ком звонит колокол? — спрашивали жители, не ведая, кто же умер.

— По правде звонит, — ответствовал отец Василий. — Правды больше нет.

Как свидетельствуют записи, хозяин испугался такого знака, раскаялся и расплатился со своим работником.

Но главную память о себе Василий Петров оставил в стенах нового Троицкого храма. Он строил его сам, дважды падал и дважды чудесным образом выживал — одеждой зацеплялся за леса. Третий раз стал для него последним. Случилось это в 1790 году, перед самым завершением строительства.

Смерть отца Василия окутана тайной. Священник жил один, но когда умер, тело его нашли уже чистым, а некоторые станичники утверждали, что видели в его доме 12 священников, обмывавших тело покойного.

Похоронили отца Василия Петрова рядом с Троицкой церковью, над могилой была устроена часовня, которая до наших дней не сохранилась.

К счастью, уцелела надгробная плита, которая перенесена сейчас на другое место и находится в ограде Одигитриевской церкви города Аксая. Надпись на плите гласит:

  • «Надменный пышностью, прельщенный суетой,
  • Познай ничтожество, познай век краткий свой.
  • Здесь человек лежит таков, как ныне он.
  • Исчезнут прелесть, честь, слава, мир, как сон.
  • Здесь погребен Отец Василий, сын Петров;
  • Порокам страшен был и пышности суров,
  • Сначала воин был и злость врагов губил.
  • За храбрость, мужество себе честь получил,
  • А в тысяча семьсот и шестьдесят восьмом году
  • Священства сан принял он по трудам.
  • Раскола семена старался истреблять,
  • Святейшей веры свет догматов утверждать.
  • В сем подвиге святом вся жизнь его прошла,
  • Свечей и вождем хромым, слепым была.
  • В надежде будущих блаженных райских дней
  • Рачением, трудом создал святый храм сей.
  • За честность, знания от многих был любим,
  • От злобы, зависти за истину был гоним.
  • Но в тысяча семьсот девять — десятом году,
  • В одиннадцатый день декабря скончал живот.
  • Всего лет шестьдесят он в жизни только жил.
  • Но церкви, обществу премного услужил.
  • О Боже милостив! За все его труды
  • Блаженством, славою, бессмертьем награди!»

После смерти отца Василия Петрова икона «Одигитрия» исчезла из его дома. О ней вспомнили во время погребения, поскольку батюшка еще при жизни не раз говорил о том, чтобы данная Тихоном святая икона сопутствовала ему в загробную жизнь. На поиски бросились все аксайцы (так ранее называли аксайчан), но найти икону не удалось.

Спустя сорок лет случилось чудо…

В августе 1830 года началась страшная эпидемия холеры. Каждый день в станице умирали люди, и нигде им не было спасения. Казаки стенали, молились и просили Богородицу о помощи. И она опять начала им являться во снах.

Причем всем говорила одно и то же: найти заброшенный дом, в котором хранится икона «Одигитрия», от которой они и получат чудесное спасение.

Тогда прихожане попросили священника Тимофея Попова пройти в указанный дом и поискать икону.

И пошли. И нашли. За печью под толстым слоем мусора лежал образ Божией Матери «Одигитрия». Отец Тимофей вынес ее на улицу к ожидавшему народу и всех благословил ею. Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.

Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году (во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет): «…я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу, и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою, и я сделался здоров и невредим».

Через три дня после обретения иконы холера прекратилась. Однако в соседних городах от той же болезни умирали люди. И икону отправили в Новочеркасск, где спустя несколько дней эпидемия тоже пошла на спад. А икона-спасительница осталась в Новочеркасске.

Спустя семнадцать лет холера вновь пришла в Аксай. В день умирало по сто человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих началась паника, они требовали расчета, но многие бежали, не получив заработанное, бросив и деньги, и паспорта.

Для ликвидации паники прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г.Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы «Одигитрия» в станицу.

Когда икону с почетом везли домой, люди присоединялись к крестному ходу, молились и плакали навзрыд.

Образ принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли икону вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла. С разрешения Владыки Иоанна икону Божией Матери «Одигитрия» поставили в Троицкой церкви, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. После холера вновь перекинулась на Новочеркасск.

И снова икона спасла город. По окончании эпидемии святой Синод признал икону Божией Матери «Одигитрия», обретенную в Аксае, чудотворной. К ней прикладывались все путешественники, которые ехали через станицу Аксайскую (благо здесь была почтовая станция). Молились у образа и наследник цесаревича Александра Николаевича, и августейшие особы, и известные казачьи атаманы.

И заступница путешественникам помогала.

В Новочеркасском соборе хранится точный список с оригинала

Не иссякал и поток паломников. Приношения иконе достигали огромных размеров. Хотя и сам образ был очень богато украшен. Согласно описи 1873 года, явленная икона имела жемчужную ризу, унизанную разными драгоценными камнями, с золотым венцом и короною. Икона находилась в золотом окладе 84-й пробы весом 70 золотников (300 г), в серебряном киоте весом 18 фунтов 12 золотников (7,4 кг.).

А 18 мая 1891 года на месте обретения Аксайской иконы был заложен храм. Владелец земельного участка сотник Лотошников пожертвовал его церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей.

Через пять лет стройка была вчерне окончена, попечители обратились к архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году».

Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствие иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию икона находилась в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе.

Исследователь Светлана Чибисова пишет и о том, что поклонение аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются.

Читайте также:  Жены мироносицы: когда празднуется, почитание в православии и иконография

Возможно, она была укрыта где-то на донской земле либо вывезена за рубеж. Не сохранились и чтимые списки с чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе.

Однако, по счастью, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.

Храм же, посвященный Аксайской иконе «Одигитрия» — один из немногих уцелевших в военное и послевоенное время. Сегодня здесь находится современный список, созданный с помощью найденных документов и изображений.

Как мне объяснила служительница, верующие, как и прежде, приходят сюда за помощью и получают ее. И пусть в этом храме нет той самой иконы, о красоте и чудесной силе которой сегодня остались только легенды, войдя в церковь, вы почувствуете, что построена она здесь не зря.

Здесь по-другому чувствуется время, по-другому дышится и по-другому воспринимается мир.

Я купила книжку об истории храма Одигитрии, села на лавку здесь же, в церкви, и начала читать.

Пока глаза бегали по строчкам, я отчетливо слышала песнопения крестного хода, стук каблуков казачьих сапог, напитанные слезами молитвы матерей и шепот благодарения. Все было в этой церкви. И все осталось.

В стенах, в книгах, в искусно выписанных ликах святых, взирающих на застывших под храмовыми сводами странников…

На Дон принесена воссозданная Аксайская икона Божией Матери / Новости / Епархии / Патриархия.ru

17 сентября 2018 г. 11:32

16 сентября 2018 года на Дон была принесена одна из самых почитаемых святынь — воссозданная Аксайская икона Божией Матери, утраченная в годы безбожного лихолетья советского периода русской истории. В течение года образ создавался мастерами-иконописцами под надзором архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии.

После принесения точного списка чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы Аксайский образ стал второй возвращенной всенародно почитаемой святыней нашего края, что, по словам митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, «являет собой еще один шаг к восстановлению исторических и духовных традиций на Донской земле».

Глава Донской митрополии сообщил, что следующим шагом этой духовной традиции станет восстановление обретенного подлинного Азовского образа Божией Матери Одигитрии, который недавно был найден в запасниках Третьяковской галереи. «Таким образом Дон обретет три свои исторические иконы, защищавшие его во все века истории.

Эти усилия по возвращению исторической памяти вернут нас на тот путь, правый и праведный, которым шли наши великие предки», — подчеркнул архиерей.

Образ чудотворной Аксайской иконы Божией Матери воссоздан в ответ на просьбу жителей Дона трудами благочинного Аксайского округа и при поддержке казачества и верующих по материалам подлинных исторических документов, найденных в Санкт-Петербургском государственном архиве. Средства на создание образа жертвовали многочисленные меценаты, благотворители и прихожане.

Историческая Аксайская икона Божией Матери хранилась в одном из самых больших храмов Области Войска Донского — Троицком. После революции церковь снесли, cейчас на ее месте находится площадь Героев.

Именно здесь и начались торжества, посвященные принесению святыни. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, сопровождавший воссозданный образ по пути в Аксай, совершил чин освящения иконы.

«Для Аксая и всей Ростовской области сегодня поистине историческое событие — мы освящаем восстановленный возрожденный Аксайский образ Божией Матери. Эта икона была прославлена многими чудесами с 1830 года, когда здесь, на этой земле, бушевала страшная болезнь — холера, уносившая жизни сотен и тысяч людей.

Именно тогда икона Божией Матери и была чудесным образом обретена в одном из заброшенных домов, и стали происходить чудеса, люди начали исцеляться. Образ был так почитаем жителями Аксая и всего края, что по благословению Священноначалия его переносили и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону, и во многие села.

И там, где икона появлялась, происходило множество чудес и исцелений.

К иконе приезжал и наследник русского престола Александр Николаевич, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, чтобы, учитывая чудотворения, которые происходят от иконы, образ был признан чудотворным и ему было установлено празднование в Русской Православной Церкви.

По ходатайству цесаревича и имея ввиду свидетельства многих людей, получивших исцеления, Синод принимает такое решение, и затем государь император его высочайше утверждает.

С тех пор, в течение более чем 150 лет, совершалось чествование иконы Божией Матери Аксайской, которая переносилась крестными ходами и в Большой Лог, и в Старочеркасскую, и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону.

Почитание этой иконы длилось до самого начала XX века, когда на Донскую землю пришла безбожная власть. Мы не знаем, что произошло с иконой, но знаем, что следы ее теряются.

Краткое воспоминание об Аксайском образе мы видим в некоторых публикациях в США. Икона была вывезена за пределы Области Войска Донского, но, к сожалению, следы этого образа мы не могли найти, хотя и упорно искали.

Но воспоминания об иконе сохранялись в народной памяти, в сердцах аксайчан, жителей Донского края.

После того, как по благословению Святейшего Патриарха была изготовлена точная копия Донской иконы, жители Аксая, духовенство выразили желание воссоздать и Аксайский образ Божией Матери.

После молитвы Пресвятой Богородице мы начали длительные архивные поиски, которые открыли нам и историю явления иконы, и историю ее почитания, но, самое главное, были обретены изображения чудотворного образа, что помогло иконописцам максимально приблизиться к тому виду, что имела историческая икона, обретенная в 1830 году.

Я думаю, что событие восстановления почитания Аксайской иконы будет привлекать благословение Божие на Аксайскую землю и всех тех, кто станет приходить и обращаться с молитвой к Божией Матери», — сказал глава Донской митрополии.

После освящения образа от площади Героев начался многотысячный крестный ход во главе с казачьей конницей к Одигитриевскому храму с участием делегаций казаков из Франции, Великобритании и с Дальнего Востока. Митрополит Меркурий совершил праздничную Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Сергий Маштанов, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской епархии.

Архиерейское богослужение в день принесения воссозданного образа посетили глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко, глава г.

Аксая Алексей Головин, представители Правительства Ростовской области и администрации Аксая и Аксайского района, духовенство Ростовской епархии, представители общественных организаций, казаки, многочисленные прихожане и паломники.

Во время богослужения проходили видео- и аудиотрансляции для тех, кто не смог попасть в храм.

По окончании Литургии владыку митрополита приветствовал благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, поблагодаривший Его Высокопреосвященство за совместную молитву в знаменательный для города день обретения уникальной святыни. В дар митрополиту Меркурию благочинный передал список Аксайской иконы Пресвятой Богородицы.

В своем слове глава митрополии поблагодарил всех, кто своим трудом и талантом послужил делу восстановления этого чтимого образа Божией Матери.

Высоких церковных наград в этот день удостоены: глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко (медаль Ростовской епархии святителя Димитрия, митрополита Ростовского); благочинный Аксайского округа, настоятель Одигитриевского храма протоиерей Андрей Мекушкин (медаль священномученика Николая Попова); председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук (медаль святого праведного Павла Таганрогского); глава г. Аксая Алексей Головин (медаль святого праведного Павла Таганрогского); староста Одигитриевского храма Павел Кашкин (архиерейская грамота); атаман Аксайского юрта Дмитрий Киселев (архиерейская грамота); руководитель творческой мастерской Андрей Поройков (архиерейская грамота); руководитель иконописного отделения Донской духовной семинарии иерей Александр Литвиненко (архиерейская грамота); епархиальный древлехранитель иеромонах Гавриил (Звягинцев) (архиерейская грамота).

  • Все молящиеся за богослужением получили в дар иконки с образом Божией Матери «Аксайским».
  • Воссозданная икона Пресвятой Богородицы «Аксайская» будет постоянно пребывать в Одигитриевском храме города.
  • Историческая справка

Ростовская епархия/Патриархия.ru

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Казанская икона Божией Матери — одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году — 21 июля (8 июля по старому стилю) — в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Иконография Казанской иконы

© Sputnik / РИА Новости

Икона «Казанской Божьей Матери».

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является Путеводительницей людей к Богу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на людей благодать Божию, заступаясь за них пред Христом. С другой стороны, будучи человеком по природе, Богородица ведет каждого ко Христу.

© Sputnik / Вадим Русу

На иконе фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем.

На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан, левой — держит свиток, реже — книгу. 

Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед сыном – Господом Иисусом Христом. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас.

Обретение чудотворной иконы

© Sputnik / Максим Богодвид

Празднование Дня Казанской иконы Божией Матери

Читайте также:  Пост перед причастием: что можно и нельзя есть, правила и сколько длится

В 1579 году через 27 лет со дня взятия Казанского ханства войсками Ивана Грозного и через 26 лет после основания в городе епархии Русской Православной Церкви в Казани произошел страшный пожар. Начался он около церкви Николы и перекинулся на Казанский Кремль .

После этого маленькой девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина во сне начала являться Пресвятая Богородица. Божья Матерь повелела 9-летней Матреше пойти на пепелище и откопать свою икону.

Маленькой девочке никто не поверил, но сон повторился во второй и третий раз. Тогда в страхе перед Богородицей дочка вместе с мамой пошли копать в том месте, что привиделось во сне. О, чудо — посреди развалин действительно была найдена икона Пресвятой Богородицы, завернутая в кусок сукна.

  • Историки предполагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших веру от мусульман.
  • Обретенную икону торжественно перенесли в храм святителя Николая, а откуда после молебна с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.
  • Сразу стало ясно, что икона чудотворная – во время крестного хода прозрели два казанских слепца Иосиф и Никита.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею Богородицкого монастыря стала та самая благочестивая девица Матрона.

Казанская икона в российской истории

© Sputnik / Сергей Пятаков

Девушка молится в церкви, архивное фото

Смутное время 1598 — 1613

В Смутное время, когда страна была подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве.

В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери.

С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Накануне штурма Кремля участники  ополчения держали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы.

В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский.

По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом. 

Отечественная война 1812 года

В войне 1812 года Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.

В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

Великая Отечественная война 1941 — 1945

Во время Великой Отечественной  чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.

Похищение иконы

© Sputnik / Максим Богодвид

Праздник Казанской иконы Божией Матери в городах России

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) икона Пресвятой Богородицы была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани.

В начале третьего часа ночи одна из послушниц услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Икона Божьей Матери в дорогой ризе была украдена, а вместе с ней похищены 365 рублей пожертвований.

Преступников удалось задержать по горячим следам. Молодой крестьянин с женой были задержаны в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске у них были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке. 

Казанский окружной суд приговорил воров к 10 и 12 годам каторжных работ. Сторож храма был оправдан.

До сих пор неизвестно, действительно ли иконы были уничтожены. По некоторым версиям, воры продали икону старообрядцам. Кроме того, воры могли украсть лишь список чудотворной иконы, поскольку на ночь ее убирали с иконостаса и заменяли на поддельную как раз на случай воровства.

В 2005-м патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери, туда, где некогда пребывал оригинал.

О чем молятся Казанской Божьей Матери

© Sputnik / Максим Богодвид

Праздник явления Казанской иконы Божией Матери

  1. Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной.
  2. Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.
  3. Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.
  4. Божьей Матери молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время уныния, депрессии или сильного горя.
  5. Кроме того, православные верят, что искренние молитвы к Богородице, которая имеет возможность молить Своего Сына о каждом из людей, точно будут услышаны.

Чудеса Казанской иконы

© Sputnik / Максим Богодвид

Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Богоматери

Есть множество свидетельств об исцелении у Казанской иконы. С древности у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие.

  • В казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках. Мать долго в слезах молилась перед чудотворным Образом Богородицы о прозрении ребенка. И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Тогда архиепископ повелел принести яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел чудесным образом перед иконой.
  • В Смутное время, 18 августа 1612, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах. При сражении у стен Новодевичьего монастыря «крылатые гусары» Европы были разбиты и далеко отброшены от Москвы.
  • В Зимнем дворце произошел взрыв 5 февраля 1880. Из под обломков стали вытаскивать погибших и раненых. Там в солдатной караульной находилась икона Казанской Божией Матери. Оклад и стекло разбились, но икона была найдена без следов повреждения. 
  • В Великую отечественную войну в госпитале долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Ранение было серьезное, и с каждым днем пациенту становилось все хуже. Перед операцией в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой Божьей Матери. Солдат попросил медсестру поставить свечку и горячо за него помолиться. После этого произошло чудо — из раны пошли обильные выделения гноя, температура спала, боли стихли. После операции он окончательно исцелился.
  • Пожилая прихожанка Богородицкого женского монастыря пришла в храм помолиться перед операцией — она страдала от врожденного порока сердца. Она искренне молилась Богородице об исцелении. Той же ночью ей во сне явилась Дева Мария — она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от болезни.

Церкви Казанской иконы Божией Матери

© Sputnik / Максим Богодвид

Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площадиСамый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове.

Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы.

Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

  • В 1918-м чудотворная икона была украдена, а в 1936-м уничтожен сам храм.
  • какое-то время на ее месте был общественный туалет.
  • В 1990-1993 Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам. 
  • Казанский собор в Петербурге
  • Один из символов Петербурга начали строить в 1801-м в присутствии императора Александра I.
  • Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года.

В 1932-м храм закрыли, чуть позже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991-м.

  1. Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.
  2. Казанская церковь в Коломенском
  3. Храм построен в первой половине XVII века.

Главная святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советский период икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990-м образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579-м девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь. 

При советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994-м, а сама обитель с 2005-го стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector