Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Непроста жизнь человека на севере России. Особенно если этого человека государство сослало в особые лагеря. Там всегда не хватало еды и одежды, царили болезни и безысходность.

Говорить о культурном досуге нет смысла – его там банально нет. Именно в таких условиях очутился владыка Афанасий Сахаров. Но подобное не сломило его.

В своем заключении он проповедовал окружающим, проводил таинства и сам соорудил походный алтарь.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыСвятой Афанасий, в миру Сергей Сахаров

Будущий святой родился в верующей семье, рано потерял отца и с детства мечтал о церковном сане

Место рождения — село Царевка, Кировского уезда Тамбовской Губернии.

Дата рождения — 2 июля 1887 года (15 июля по новому стилю).

Появился на свет будущий епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) в 1887 году. Мать Матрона и отец Григорий долго просили Бога о ребенке и так получилось, что будущий святой стал первым и единственным их дитем.

Родители назвали его в честь Преподобного Сергия Радожского, радевшего за родную землю. Вскоре после рождения сына Григорий преставился.

Как и Сергий Радонежский пронес любовь к Родине и Церкви через всю свою жизнь.

После смерти отца воспитанием мальчика занималась только мать. Её заботы и любви хватило, чтобы достойно воспитать сына и привить ему любовь к вере. С раннего детства Сергей видел себя в церковном сане и не стеснялся делиться своими мыслями со сверстниками.

Вместе с матерью постоянно посещал церковные таинства и никогда не покидал их раньше положенного срока. Так как в семье не было отца, мальчик быстро научился рукоделию. Особенно хорошо ему удавалось вышивать. Это сильно пригодилось ему в ссылках.

Параллельно с мирской жизнью Сергей осваивал духовные науки. Это позволило ему поступить и закончить в 1902 году Шуйское духовное училище. Потом отрок поступает во Владимирскую духовную семинарию и с успехом оканчивает обучение в 1908 году.

Высшее духовное образование будущий владыка получает в Московской духовной академии. Там же защищает кандидатскую и становится кандидатом богословия в 1912 году.

Тема диссертации: «Настроение верующей души по Триоди Постной».

В это период началась Первая мировая война, а за ней Февральская и Октябрьская революция. Церкви пришлось непросто в это время. Советская власть проводила реформы и зачистки противников Революции. Среди противников оказалась много священников.

В стране, охваченной анархией, пострадали и невиновные. Так Афанасий в первый раз оказался в ссылке. В первый, но не в последний.

Святитель Афанасий Ковровский прожил долгую и насыщенную жизнь. Умер он в деревне Петушки — это была его последняя ссылка. Канонизацию святитель получил уже в Российской Федерацией по распоряжение Русской Православной Церкви.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыИкона просветителя Афанасия. Юный Афанасий получил высшее духовное образование

 Афанасий стал монахом и участвовал в Поместном соборе

Житие святого в этот период бытия прошло в строгом соответствии с заветами Библии. Молодой Сахаров становится монахом в 1912 году и быстро делает духовную карьеру.

Буквально за месяц он прошел путь от простого монаха до иеромонаха и настоятеля Рождественского монастыря.

Святой Афанасий служил в непростое время. Шла Первая мировая война, в стране военное положение, начинаются проблемы с продовольствием. Потихоньку начинает подниматься народная волна. Совсем тяжко стало в феврале 1917 года. Николай II отрекается от престола, к власти приходит Временное правительство. Несмотря на видимость порядка империя катится к анархии.

Смешение царя оказалось на руку Православной церкви. РПЦ находилась в жестком контроле со стороны светских властей с момента правления Петра Великого. Тогда духовную власть преобразовали в государственный институт.

Поэтому первая революция семнадцатого года стала для церковников праздником освобождения. Еще не успели обсохнуть чернила на бумаге с отречением Николая 2, как Священный синод объявил о независимости.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыЦарь Николай II. Из-за его безвольности и слабохарактерности в стране настала смута и анархия, приведшая к гражданской войне и иностранной интервенции

Летом того же года собрали Поместный собор. На нем определили векторы развития Русской Церкви, принимались новые законы. Принял участие в соборе и Афанасий.

Он выступал с рядом докладов, стал содокладчиком в других. Принял участие в работе над созданием служб для возрожденного праздника Всех Святых.

Нелегкая судьба епископа Афанасия, череда арестов и ссылок

В первые годы после прихода советской власти, судьба Церкви и ее служителей оставалась неопределенной. Партия коммунистов начала активную реформацию всей страны и РПЦ, в частности.

Новые веяния пришлись по нраву не всем духовным лицам. Началась череда ссылок и арестов церковных сановников. Не обошла такая участь и Афанасия, в те времена ставшего епископом.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыМитрополит Сергий, стал первым Патриархом в Советском союзе. С самого начала СССР лоялен к коммунистической партии, за что осужден Афанасием и многими другими священниками

17-18 июня 1921 года Афанасий становится новым епископом Ковровским и викарием Владимирской епархии. Вместе с тем его назначают настоятелем Боголюбова монастыря.

 Хронология жизни и арестов Сахарова в 1922-1930 гг

Дата Событие
Март 1922 Первый арест Сахарова
Май 1922 Следующий арест. Причина — мутная история с пропажей церковной утвари Суздальского Спасского монастыря Батюшку приговорили к году лишения свободы. Целый срок Сахаров не просидел – отпустили по амнистии
Август-Сентябрь 1922 Два раза арестовывали из-за ярого протеста обновленческого движения церкви. После второго ареста отправлен в Москву, где помещен в Таганскую тюрьму
По итогам слушаний приговорен к ссылке в Зырянский край
14 ноября 1922 — январь 1925 Святой Афанасий пребывал в изгнании. Местом ссылки стало село Керчомья близ города Усть-Сысольск
Февраль 1925 Вернулся во Владимирскую епархию и стал первым помощником архиепископа Владимирского Николая
Декабрь 1925 Афанасий полностью взял управление Владимирской епархией на себя
15 января 1926 Из-за ряда арестов и сложной ситуации во Владимирской епархии, паства осталась без духовника. Епископ Афанасий в обращении к народу благословил их на посещение церковных служб соседних епархий. За подобную деятельность и самоуправство немедленно оказался арестован
Ноябрь 1926 Сахаров становится главной Николаевской епархии. Советской власти это кажется незаконным. Епископа просят сдать полномочия и удалится. Афанасий остается на месте, аргументируя, что не может бросить паству
2 января 1927 После ноябрьских событий его арестовали и этапировали в столицу. Там епископ посидел сначала на Лубянке, а затем осваивал тюремную камеру Бутырки
Вскорости оказался приговорен к трем годам ссылки подальше от места событий. Основной причиной изгнания стала принадлежность Афанасия к группе архиереев, возглавляемых Страгородским
Все время заключения провел в Соловецком лагере. Работал сторожем и счетоводом. Из-за отвратительных условий жизни заболел сыпным тифом
Февраль 1930  Не успел вернуться из одной ссылки, как сразу попал в другую. На этот раз оказался отправлен в Туруханский район. Познакомился с митрополитом Кириллом и жил у него в 1932 году
Вернулся из заключения в 1933. По возвращению сразу отказался подчиняться юрисдикции Страгородского (митрополит Сергий)

Беломорско-Балтийские лагеря и «приключения» святого среди уголовников

В 1936 году снова арестован по надуманным обвинениям. В документе об аресте говорилось про «сотрудничество с Ватиканом» и «поддержке белогвардейского движения в Украине».

Однако, во время допроса особисты мало интересовались предъявленными обвинениями и пытались вызнать причину отказа подчиняться митрополиту Сергию. Страгородский выказывал симпатии советскому правительству и считался лояльным.

После допросов Сахарова отправили на пять лет в Беломорско-Балтийские лагеря. Здесь епископ некоторое время занимался инкассаторством.

Но реалии лагерей таковы, что там содержались не только политзаключенный, но и простые уголовники. Афанасия, который нес деньги, обокрали и начальство лагеря добавило дополнительный срок к уже имеющемуся и больше к деньгам священника не пускали.

Также Афанасий работал на лесозаготовках, возглавлял бригаду лаптеплетщиков. Периодами голодал, потому что не мог выработать норму. Освободился в 1943 году и осел в городе Ишим.

 Завершающие годы жизни святого

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыАфанасий Сахаров, епископ Ковровский в последние годы своей жизни

7 ноября 1943 года епископ все еще находился в ссылке, когда за ним снова пришли и арестовали. После чего святого отправили в Москву на очередной допрос. 10 апреля 1944 года Афанасий произнес слова, ставшие причиной очередного приговора:

 «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии. Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти».

После этой фразы приговор оказался довольно суров. Немолодого уже мужчину отправили в сибирские лагеря сроком на восемь лет. Там Сахаров работал ассенизатором и плел лапти.

Начиная с 1947 года переведен на группу инвалидности, по причине преклонного возраста. Святой не прекращал следить за новостями и положительно воспринял назначение патриархом Алексия I. По мнению святого Алексий не имеет грехов и не был никем осужден.

Из-под стражи освободился в конце 1954 года, после чего поступил на содержание в Зубово-Полянский дом инвалидов. Там святой отец жил до марта 1955 года. Дождавшись разрешения на въезд в город Тутаев, он временно остановился в нем. Уже из Тутаева Афанасий отправился к последнему месту жительства – селу Петушки.

Многочисленные аресты и заключения не сломили дух Афанасия. В последние годы жития, уже после переезда в Петушки, он занимался изучением православных наук и жизнеописаний святых. Исправлял православный календарь, который выпускали в Москве.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыЭто рака, в которой хранятся мощи новомученика Афанасия Ковровского

Поминовение святого

Современная Русская православная церковь канонизировала несколько священнослужителей советского периода.

В числе их оказался и Афанасий, Епископ Ковровский. Архиерейский собор канонизировал Сахарова как новомученика и исповедника Российского. Произошло это в августе 2000 года.

Святого Афанасия просят о помощи в работе и конфликтах с коллегами.

День памяти просветителя Афанасия — 28 октября. На эту дату назначают службу святому. В этот день миряне могут обратиться к святому.

Афанасий помогает людям при упадке сил, проблемах на работе и конфликтах с коллегами. Так же новомученик покровительствует понесшим утрату, перенесшим лишения и нуждающимся в покаянии.

В 2012 году Священный синод утвердил тест служения святому Афанасию и призвал к повсеместному почитаю новомученика. С тех пор молитва не редактировалась и применяется по сей день.

Читайте также:  Молитва Иоанну Воину: житие и о чем просят святого, самые сильные тексты

Молитва:

  • О многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый овец пажити Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная!
  • Ты, древнею землею Владимирскою и святою Лаврою преподобнаго Сергия воспитанный, измлада сосуд избран Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и деянии, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерною.
  • Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духовными песнопении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.
  • Истины ради и кротости, и правды достойно помаза тя во святители земли Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей, аще и в заточениих, изгнаниих и горьких работах тридесять лет пребыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая.
  • Ты, священное исповедание, яко забрало, восприим, богохульныя дерзновенно обличил еси и безплотныя враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек.
  • Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и престолу пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Православная Церковь Русская незыблемо от ересей,

расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и единеми усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

  1. Добрый архипастырь: исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова):

Когда время не имеет значения. Cвятитель Афанасий исповедник, епископ Ковровский

Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво» width=»287″ sizes=»(max-width: 287px) 100vw, 287px» src=»https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/10/afanasii_kovrov_.jpg» srcset=»https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/10/afanasii_kovrov_.jpg 500w, https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/10/afanasii_kovrov_-115×160.jpg 115w, https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/10/afanasii_kovrov_-432×600.jpg 432w»>

Икона священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво

Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских дало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия.

Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя.

В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности.

Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей.

Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей.

В свое время Д. С. Лихачев указывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии.

Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли». Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д.

В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.

Канонизация новомучеников и исповедников сделала невозможным уход от исторической конкретики. Новопрославленные святые являются для нас почти что современниками. Они ровесники наших бабушек или прабабушек, а значит, их жизнь принадлежит к тому времени, о котором мы знаем не только из книг, но и из рассказов старших.

В этих житиях абстрактный «властитель граду» появиться не может. Не может хотя бы потому, что портреты этих властителей висели в школе, где учились наши родители. И дети в красных галстуках, потомками которых являемся мы с вами, вручали этим властителям цветы в годовщины революции.

Незамеченная революция

Отличие подхода историка от подхода составителя жития, агиографа, общеизвестно. Историк занимается описанием жизни, биографией, а агиограф — агиографией, то есть описанием святости. Небольшая дистанция, отделяющая наше время от времени новомучеников, дает возможность увидеть, чем одно отличается от другого.

Сережа Сахаров родился в семье с традиционным провинциальным укладом. Ребенок охотно ходил в храм и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь», сооружая из материнского платка что-то вроде архиерейского облачения и изображая службу: кадил, благословлял и т. д.

И уже в юности проявилась способность обходить, а быть может, и не замечать соблазнов времени. Очень показательными в этом отношении являются годы его учебы во Владимирской семинарии. О своей семинарской жизни святитель вспоминал очень тепло. Однако семинарский быт тех лет, как его реконструировал бы историк, выглядит отнюдь не идиллично.

О Владимирской семинарии сохранились воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), который служил в ней инспектором в 1895-1897 годах.

«Я отнимал водку у семинаристов и строго им выговаривал, но без огласки.

Когда в епархиальном общежитии сторожа, передвигая столы, обнаружили подделанную снизу полку (оттуда вывалилась охапка запрещенных книг), я дело расследовал в частном порядке.

Бывало, вечером обходишь в туфлях дортуары и вдруг слышишь: «Ах, если бы я тебе туза подсунул!» Явно семинаристы потихоньку играют в карты. А я окликну их: «Да, да, хороший ход!» Смятение».

В 1903 году, то есть в то время, когда там учился будущий святитель, в семинарии была создана подпольная ячейка Социал-демократической партии, распавшаяся после того, как один из ее организаторов погиб при неосторожном обращении со взрывчаткой. Летом 1905-го здесь проходил подпольный съезд учащихся семинарий. А в декабре того же года владимирские семинаристы объявили забастовку.

Характерно, что Сергей Сахаров, на глазах которого происходили эти события, ничего не рассказывал о них. Создается впечатление, что общественная жизнь и политические страсти его особенно не интересовали.

Вспоминая о семинарских годах, он чаще всего говорил об архиепископе Владимирском Николае (Налимове), строгом аскете, любителе и знатоке уставного богослужения.

Остальное, как оказалось, прошло мимо и особого значения для него не имело.

После семинарии была учеба в Московской духовной академии (здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий), преподавание, участие в работе Поместного собора, после которого иеромонах Афанасий вернулся во Владимирскую епархию.

«А тюрьмы нам нечего бояться…»

Архиереем он стал в 1921 году. Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем. Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии. По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (т. е. в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней.

О том, как жили заключенные, мы знаем достаточно много. Читая письма святителя Афанасия из лагерей и воспоминания людей, видевших его там, поражаешься какому-то органическому умению не замечать нечеловеческих бытовых условий, умению оставаться монахом, несмотря ни на что.

Вот фрагмент из его письма, написанного в Таганской тюрьме, где он ожидал отправления в ссылку:

«А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, — писал он матери, — слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии.

Правда, некоторые стеснения испытываем. Но — а сколько у Вас скорбей. Постоянное ожидание приглашения в гости, куда не хочется. Попробуй тут устоять. А мы от всего этого почти гарантированы. И поэтому, когда я получаю соболезнования моему теперешнему положению, я очень смущаюсь. Тяжело положение тех православных, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя Православия.

Помоги им, Господи».

Его лагерные письма больше напоминают письма человека, отправившегося с паломническими целями в отдаленный монастырь. Вот как он описывает совершаемое на нарах Белбалтлага (1940) рождественское богослужение и мысленное посещение могил близких людей:

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

Еп. Афанасий Сахаров, г. Ишим, фото 1943 г.

«Ночью с некоторыми перерывами (засыпал… о горе мне ленивому…) совершил праздничное бдение. После него пошел славить Христа рождшагося и по родным могилкам, и по келиям здравствующих.

И там и тут одно и то же пел: тропарь и кондак праздника, потом ектенью сугубую, изменяя только одно прошение, — и отпуст праздничный, после которого поздравлял и живых и усопших, «вси бо Тому живы суть». Как будто повидался со всеми и утешился молитвенным общением.

И где только я не был… Начал, конечно, с могилки милой моей мамы, потом и у папы был, и у крестной, а затем пошел путешествовать по святой Руси, и первым делом в Петушки, потом Владимир, Москва, Ковров, Боголюбово, Собинка, Орехово, Сергиев, Романов-Борисоглебск, Ярославль, Рыбинск, Питер, потом по местам ссылки — Кемь, Усть-Сысольск, Туруханск, Енисейск, Красноярск…»

И в качестве к этой «рождественской картинке» можно добавить, что это письмо написано 51-летним человеком с больным сердцем, задыхающимся при ходьбе, которому ежедневно приходилось совершать пятикилометровый путь до рабочего места, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. Никакие предметы, имеющие отношение к церковной жизни, в этом лагере не допускались. Отбирались не только книги, но и, например, полученное в посылке крашеное пасхальное яичко. Несмотря на официальное разрешение находящимся в заключении священнослужителям сохранять длинные волосы, владыка подвергался насильственной стрижке.

Читайте также:  Как освятить квартиру правильно: молитвы и правила самостоятельного окропления святой водой

В некоторых лагерях разрешалось иметь книги. Сохранился рассказ Е. В. Апушкиной о приезде иеромонаха Иеракса (Бочарова) в Мариинские лагеря (1944):

«Дверь открылась. Послышался стук костяшек «козла», мат и блатной жаргон. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул о. Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога.

Кто-то сказал ему: «Вон туда проходи!» Пойдя по указанному направлению, он остановился при неожиданном зрелище. На нижних нарах, подвернув ноги калачиком, кругом обложенный книгами, сидел владыка Афанасий.

Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, не поздоровался, а просто сказал: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» — «Да разве здесь можно?» — «Можно, можно! Читай!» И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, и вместе с тем с него соскочила вся тревога, все тяжелое, что только что давило душу».

«Молитва всех вас спасет…»

Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители Церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвы

В Петушках святитель Афанасий прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. Сохранился дом, где святитель скончался. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им.

В 1958 году прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя Церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.

Последние годы своей жизни владыке пришлось ограничиться келейным богослужением, в чем, впрочем, были и свои преимущества. И дело было не только в так огорчавшем епископа Афанасия повсеместном сокращении церковных служб.

Только в собственной келье можно было, например, молиться перед аналойной иконой, на которой была изображена царская семья и Патриарх Тихон, горячим почитателем которых был владыка.

Только в пространстве, лишенном посторонних глаз и ушей, можно было каждый год 7 и 8 ноября (советские праздники, посвященные Октябрьской революции) проводить в строгом посте и молитве за Россию.

Вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел огромную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. Церковный историк М. Е. Губонин, навестивший епископа Афанасия в 1958 году, сравнивал владыку с епископами-изгнанниками времен Вселенских соборов.

«Глядя на него, — писал Губонин, — представляешь себе наглядно ту отдаленную эпоху догматических и иконоборческих смут в Византии, когда отправленные в отдаленные ссылки молодые святители и монахи — ревнители чистоты Православия, забытые всеми — через десятилетия, как выходцы с того света, представали пред глазами новых поколений древними старцами, убеленными сединами и с трясущимися руками, но с несокрушимым сильным духом и по-прежнему пылающей пламенной верой в свои незыблемые убеждения, в жертву которым они с такой готовностью принесли всю свою тягостную изгнанническую жизнь».

Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет».

Его похоронили на Введенском кладбище Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать.

Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК. Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.

Право на анахронизм

Здесь мы пытаемся говорить о святом, а не об исторической личности.

Поэтому мы не пишем ни об участии святителя Афанасия в Поместном соборе 1917-1918 годов, ни о борьбе с обновленцами, ни об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), а затем, после Отечественной войны, воссоединении с Московской Патриархией, ни о его многолетней работе над исправлением богослужебных книг. Нас интересует не роль личности в истории, а то, как святость побеждает время, а значит, и историю.

Афанасий Ковровский: житие святителя и творческое наследие епископа, молитвыФеномен новомучеников начал осознаваться лишь в 60-е годы XX века (в 1981 году они были прославлены Русской Зарубежной Церковью, а в 2000-м — Московской Патриархией). А ведь впервые это слово появилось еще в документах Поместного собора 1917-1918 годов, когда ни один политический аналитик не смог бы предположить, каких масштабов достигнут гонения на Церковь.

В 1918 году святитель Афанасий вместе с профессором Б. А. Тураевым составил по поручению Поместного собора «Службу всем святым, в земле Российской просиявшим», в которую вошли тропари, посвященные новомученикам:

«О новых страстотерпцев! Подвиг противу злобы убо претерпеша, веру Христову яко щит пред учении мира сего держаще, и нам образ терпения и злострадания достойно являюще. О твердости и мужества полка мученик Христовых, за Христа убиенных! Тии бо Церковь Православную украсиша и в стране своей крови своя, яко семя веры даша и купно со всеми святыми достойно да почтутся».

Когда писались эти тропари, большевистский разгром Русской Церкви только начинался, и почти никто не верил, что гонения будут идти по нарастающей. Историк, анализирующий тенденции эпохи, сказал бы, что события могли развиваться и по-другому. Но ведь святость — победа над временем, и святой гимнограф мог позволить себе то, что историк назвал бы анахронизмом.

Акафист святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу

Возбранниче светлый на тму века сего, во вся оружия Божия облеченный и веру Христову, аки щит, противу суетных мудрований державый, восхваляем тя любовию, святителю и исповедниче Афанасие, ты же яко молитвенник о нас ко Господу дерзновенный, утверждения в истине Православия испроси нам, зовущим: Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Икос 1

  • Ангельскаго чая образа, Афанасие блаженне, измлада игранием детским не внимал еси разумом, молитвам же теплым во храме Господни и рукоделию в доме матернем, аки бы в келлии, всегда прилежа, дерзновенно предвозвещал еси отроком, сверстным тебе, яко имаши быти Церкве Христовы служитель священный. Ведуще убо мы, яко Промыслом Божиим сбыся речение твое, со удивлением зовем ти:
  • Радуйся, древнею и святою землею Владимирскою в добронравии воспитанный; радуйся, в Лавре преподобнаго Сергия лику инокующих вчиненный.
  • Радуйся, постом и молитвою житие богоугодное стяжавый; радуйся, от Господа к подвигу свидетельства во дни лукавыя избранный.
  • Радуйся, благолепия церковнаго блюстителю; радуйся, премудрым Православия наставником подобниче.
  • Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 2

Видев, яко лютое на Церковь Российскую гонение наста, не точию гнев Божий, праведно движимый на ны, помышлял еси оное, Афанасие богоразумне, но паче премудрую жатву душам, яже созреша в живот вечный, и сего ради Господу жатвы Христу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 2

  1. Разумея Собор всех святых земли Русския, Отечеству нашему от бед избавление быти, словеса тем праздничная нача слагати, богодухновенне, песньми дивными Церковь украшая.

    Мы же, грешнии, ныне тя зряще в лице присно тобою чтомых угодников Божиих, восписуем ти похвальная сия:

  2. Радуйся, молений умиленных слагателю; радуйся, пения Господеви разумнаго рачителю.
  3. Радуйся, чудотворцев Российских чисте возлюбивый; радуйся, предстателей страны нашея в помощь всегда призывавый.

  4. Радуйся, яко страстотерпцы новыя увенчал еси на земли похвалами; радуйся, яко в сонме тех на Небеси Бога славиши.
  5. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 3

Силу мняще безбожницы на правоверие прияти, честныя мощи святых земли Владимирския посреде Успенскаго храма соборнаго непокровенны поставиша, во еже посмеятися им, ты же, доблий ратниче Христов, народу во храм притекшу, воззвал еси велегласно: Благословен Бог наш! И тако злоумысляемое святыням поругание в молебное прославление претворил еси, с верными вкупе вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 3

  • Имеющу ти почтенну быти честнейшим епископства саном, всуе потщишася гонители Церкве Христовы прежде архиерейства твоего грозными словесы и прещении тя устрашити, яко благодать Святаго Духа достойно помаза тя во святители земли Владимирския, идеже исповедник и Православия учитель явился еси, Афанасие боголюбезне. Поминающе убо ревностное служение твое, глаголем ти сице:
  • Радуйся, веры правыя крепкий поборниче; радуйся, раскола новейшаго небоязненный обличителю.
  • Радуйся, мудрований века сего, возносящихся на разум Божий, посрамление; радуйся, от волков, в одежде овчей во стадо Христово входящих, ограждение.
  • Радуйся, смущением колеблемых в истине утверждавый; радуйся, отступников ко обращению приводивый.
  • Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 4

Бури и смятению раскола противу стоя, аще и в заточение бысть неправедно ввержен, святителю Божий, обаче не оставил еси кормила церковнаго, вся верныя писаньми твоими увещавая и моля, да не соединяются с отступниками ни да боятся лукаваго того времене, но яко малое стадо, емуже благоизволи Отец Небесный дати Царство, взывают выну: Аллилуиа.

Икос 4

  1. Слышавше, дивляхуся вси вернии благодушию твоему, исповедниче, темницу бо, в нюже затворен бысть, прибежище благое от поветрия обновленческаго нарицал еси, имея же тамо соузников немало, вкупе с тобою за веру Христову страждущих, веселился еси о Господе со единомысленники твоими, вся святыя земли Русския молитвенно воспевая. Мы же, яко достойный образ нам злострадания являеши, приносим ти таковая:
  2. Радуйся, темницу молитвенным сиянием озаривый; радуйся, и во вратех смертных Жизнодавцу хвалу возсылавый.
  3. Радуйся, страждущих истины ради милосердый утешителю; радуйся, и безбожников заточенных человеколюбный питателю.
  4. Радуйся, скорбьми от любве Божия не разлученный; радуйся, в терпении твоем от Господа укрепленный.
  5. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 5

Богохранимаго избранника помышляем тя, друже Христов Афанасие, зане на брезе Онежскаго езера в темнице нарочито учиненной, да бы заточенныя тамо смерти удобно предати, мнози спленницы твоя нуждне от мучителей кончину прияша, тебе же, трие месяцы день и нощь убиением безсудным угрожаема бывша, избави Господь Многомилостивый, Емуже благодарно воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видя всегда очима сердца твоего, духоносне Афанасие, коликими ранами и труды стяжаша отцы святии истинное по Бозе житие, досады и укоризны многая претерпевал еси, гонителей твоих, яко заповеда Христос, благословляя. Обременен же быв горькими работами, во узилищи, аки вторый Иоанн Дамаскин, вся места нечистая рукама твоима безропотне омывал еси. Неизреченнаго ради смирения твоего приносим ти похвальная сия:

  • Радуйся, кротости пречудныя образе; радуйся, блаженнейшаго послушания сыне.
  • Радуйся, от нечестивых уничижение в честь себе вменивый; радуйся, обидящим тебе вседушно погрешения простивый.
  • Радуйся, враждебников твоих возлюбителю нелицемерный; радуйся, ненавидящим тебе благодетелю усердный.
  • Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 6

Проповедник немолчен Евангелия Христова и в темницах явился еси, Афанасие досточудне, разбойников бо даже и душегубцев суровых к покаянию приводил и научал еси песнь хвалы и благодарения воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу тебе в темнице светом истины, приказа мучитель некий отвести тя во узилище иное, и стражницы, яже ведоша тебе, немилосерди быша зело и томляху тя, старче святый, скоро гоняще, во еже малыми деньми прейти толикую долготу пути. Таже гладом в заточении том непрестанно морим бысть, яко едва тебе живу остатися. Обаче, крепостию телесною изнемогая, не изнемогал еси терпением, вся Христа ради препобеждая. Мы же, таковому дивящеся подвигу твоему, поем ти сице:

  1. Радуйся, без крове мучениче добропобедный; радуйся, воине Христов непреодоленный.
  2. Радуйся, огнем страданий паче злата искушенный; радуйся, в мужестве непоступнем паче адаманта утвержденный.
  3. Радуйся, кротце в жертву правды Бога ради себе предавый; радуйся, слезами всеянное радостию пожавый.
  4. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 7

Хотяще безбожницы, исповедания ради и сана твоего святительскаго, не отпустити даже по заточении тя свободна, глаголаша лукавне, яко ни от кого имаши обрести послужения в старости твоей, и затвориша тя в темничнем доме призрения, где паче неже в узилищи, безчисленными скорбьми и поношении стужаху ти. Но попечением христиан благочестивых от горшаго места онаго изведен был еси, воспевая помощи подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новому наставшу гонению на Церковь Христову, повелеша богопротивницы заключити святыя храмы, а иныя до основания разорити. Ты же, на Господа надеяся несумненно, мужество ближним твоим внушал еси, да не будут страшливи и малодушнии, рече бо Господь, яко врата адова не одолеют Церкви Его. Темже вопием ти сице:

  • Радуйся, неизреченнаго милосердия Христова добрый вестниче; радуйся, благонадежнаго упования Божия тихий Ангеле.
  • Радуйся, глубиною покаяния высоту смиренномудрия стяжавый; радуйся, от сыновняго Церкви послушания к совершению святых отец ея востекший.
  • Радуйся, за Отечество наше молитвенниче непрестанный; радуйся, ходатаю о людех его ко Творцу неусыпный.
  • Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 8

Странное и неудобь разумеемое чудо яви о тебе Господь, святителю Афанасие, литургисавшу бо ти во святей обители преподобнаго Сергия, нецыи от молящихся зреша тя аки бы волною, из алтаря святаго и паки во оный по воздуху износима и вносима быти. Самовидцы же чудеси тому со удивлением возопиша в сердцах своих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

  1. Всем неблагоразсудным, яже точию в домех своих молишася, общения же церковнаго ся отлучаху, богоразумными словесы и посланьми твоими, наказовал еси, миротворче усердный, присоединится, аки удом, прочему телеси церковному, да раскола бы новаго не сотворили, и тех к согласному единомыслию добре управил еси. Того ради и мы, мира днесь Церкве Православней и скораго раздором утоления взыскующе, зовем ти:
  2. Радуйся, соблазны и несогласия среде верных потребивый; радуйся, хитона церковнаго раздранию возбранити предуспевый.
  3. Радуйся, расточенныя овцы Христовы во едино стадо собираяй; радуйся, заблуждающих от пути истиннаго к покаянию обращаяй.
  4. Радуйся, яко послушанию Матери Церкви чада ея наставляеши; радуйся, яко веру православную хранити научаеши.
  5. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 9

Всю верным бывшую радость кто изрещи возможет, святителю славне, егда во Владимире граде явился еси, празднества ради осми сот летом собора Успенскаго; како клирицы и вся люди сладце зряху на тя и любезно о Господе тя целоваху; таже видением твоим духовнаго веселия исполньшеся, вмале не на руках своих внесоша тебе во храм, поюще Богови: Аллилуиа.

Икос 9

  • Ветию тя преизящна показа Господь, Афанасие благоглаголиве, песньми новыми украсившаго памяти и праздники святых земли Русския, гимны бо церковныя и канонов словеса слагая, в таковых трудех душеполезных и Церкви Христовой зело потребных, препроводил еси лета довольна, оттуду же и песнописца прозвание стяжал еси. Мы же, от умиленных глаголов твоих и до днесь, аки пищею духовною питающеся и аки сладким потоком ся напаяюще, восхваляем тя:
  • Радуйся, талант песнотворчества, от Бога ти данный, изрядно умноживый; радуйся, молитвословия многоразлична, послушания ради церковнаго, со тщанием добре исправивый.
  • Радуйся, цевнице духовная, сердца наша увеселяющая; радуйся, источниче изобильный, воду живоносную нам источающий.
  • Радуйся, яко песнописцы новыя к усердию благочестивому подвизаеши; радуйся, яко, от словес твоих оправданный, и нам у Бога оправдания молиши.
  • Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 10

Спасенному пути по вся дни чада церковная наставлял еси, духоносне Афанасие, мнози бо вернии с любовию к тебе течаху, да бы поучитися от честнаго жития твоего, поелику сердцем смирен и тих обычаем, негневлив и кроток, и всех добродетелей исполнен сый, делы твоими паче словес научал еси пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

  1. Стену твердую от навет и козней вражиих веру православную первее проповедал еси, старче святый, таже покаяние слезное и молитву непрестанную вкупе с богоугодными делы, и себе на служение всем приходящим к тебе предавая, многих ко спасению добре управил еси.

    Сего ради и мы, недостойнии, руководствия добраго требующе, вопием ти тако:

  2. Радуйся, недоумевающим благий советниче; радуйся, заблуждающих кроткое вразумление.
  3. Радуйся, душ смятенных сладостный умирителю; радуйся, неудобоизцельных страстей отгонителю.

  4. Радуйся, лукавыя помыслы в сердцах человеческих провидевый; радуйся, благоуветливыми словесы ко отложению греховнаго прилога увещававый.
  5. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 11

Пению молебному прилежаща усердно, утеши тя Господь пред кончиною видением чудным, яко святых земли Русския, ихже присно почитал бе любовию, зрети сподобился еси купно со Христом, Емуже абие воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 11

  • Светом Божественнаго явления осиянный, последний бо день и час блаженнаго исхода твоего провозвещен бысть от Господа ти, мирно предал еси, тайновидче, душу твою в руце Христа Бога, Егоже от юности возлюбил и за Негоже толикая пострадал еси. Но яко в животе своем, подвижниче велий, свет бысть миру такожде и по преставлении чудесы многими озарити нас не престаеши, зовущих:
  • Радуйся, воина юнаго от лютыя смерти чудесно избавивый; радуйся, вдовицу благочестивую из руку зловольника дивно исхитивый.
  • Радуйся, яко персть и былие от гроба твоего недужным исцеления подаваша; радуйся, яко мнози при гробе твоем молившеся, душепагубным страстем врачество обретоша.
  • Радуйся, честнаго брака христианскаго известный покровителю; радуйся, девствующих и целомудренных заступниче благонадежный.
  • Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 12

Благодать, юже тесным твоим житием и подвиги многими у Бога стяжал еси, ведая, освященный Собор Православныя нашея Церкве сопричте тебе сонму всех русских святых, в том же светло ликуеши ныне, всесоставным гласом воспевая победную песнь: Аллилуиа.

Икос 12

  1. Поем тя со умилением, святителю достохвальне, яко во обители горней вселивыйся, на земли нам оставил еси честныя твоя мощи, яже благоговейно днесь почитаем и скораго исцеления скорбем душевным и телесным чающе, взываем ти тако:
  2. Радуйся, блаженства изгнанных правды ради праведно удостоенный; радуйся, в светлостех немерцающих Пресвятыя Троицы присно живущим соводворенный.
  3. Радуйся, ангельским чином сликовствующий в вышних; радуйся, от человек похвалы досточестно приемлющий в нижних.
  4. Радуйся, верою тя почитающим скорое утешение; радуйся, любовию тя воспевающим благое веселие.
  5. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

Кондак 13

О святителю благоглаголиве Афанасие, имене Божия досточудный исповедниче, земли Владимирстей радование и Церкви Святей украшение, убогое сие услыши моление наше и благомощное ходатайство твое вознеси о нас Господеви, да вся полезная ко спасению душевному нам дарует, во еже непреткновенно внити нам в Царство Небесное и воспети тамо Живоночальной Троице: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды. И паки чтется первый икос: Ангельскаго чая образа… и кондак первый: Возбранниче светлый…

Молитва

О многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый овец пажити Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная! Ты, древнею землею Владимирскою и святою Лаврою преподобнаго Сергия воспитанный, измлада сосуд избран Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и деянии, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерною. Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духовными песнопении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.

Истины ради и кротости, и правды достойно помаза тя во святители земли Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей, аще и в заточениих, изгнаниих и горьких работах тридесять лет пребыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая. Ты, священное исповедание, яко забрало, восприим, богохульныя дерзновенно обличил еси и безплотныя враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек.

Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и престолу пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Православная Церковь Русская незыблемо от ересей, расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и единеми усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector