Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

В современном мире вера утратила первичную значимость для человечества, поэтому многие люди не имеют понятия, какие службы проводятся в храмах, из чего они состоят и так далее. Необходимо исправлять такое положение вещей и уяснить, что такое всенощное бдение или как его еще называют «всенощная».

Что такое всенощное бдение в церкви?

Среди всех богослужений, которые совершаются в православной церкви, можно выделить всенощное бдение, которое проводится перед великими праздниками и воскресными днями и длится оно с вечера и до восхода солнца.

В зависимости от часового пояса начинаться оно может в 4-6 ч. вечера. В истории становления христианства можно найти информацию, что иногда последование всенощного бдения совершалось в знак благодарности Господу за избавление от разных бед или победу в войнах.

К особенностям этого богослужения можно отнести следующее:

  1. После вечерни может проходить освящение хлеба, растительного масла, вина и пшеницы. Связано это с тем, что эти продукты раньше обязательно употребляли в пищу монахи перед богослужением.
  2. Полное последование всенощного бдения включает чтение во время утрени отрывков из Евангелия и пение великого славословия, где человек выражает свою благодарность Господу за прожитый день и просит помощи, чтобы оградиться от грехов.
  3. За богослужением проходит помазывание верующих елеем.

Чем отличается вечерня от всенощного бдения?

Многие верующие задаются этим вопросом, но на самом деле все просто, всенощное бдение объединяет в себе две службы: вечерню и утреню.

Стоит заметить, что вечерня перед праздниками проводится не обычная, а великая.

Описывая особенности всенощного бдения, важно упомянуть и то, что во время этого богослужения многие произведения исполняются церковным хором, что добавляет особую красоту действу.

Из каких служб состоит всенощное бдение?

Богослужение традиционно проводят накануне церковных праздников и воскресных дней. Состав всенощного бдения такой: вечерня, утреня и первый час.

Бывают случаи, когда богослужение может начинаться великим повечерием, которое будет переходить в вечерню. Такая схема обязательно используется перед Рождеством Христовым и Крещением.

В некоторых храмах после завершения службы священнослужители проводят исповеди, где люди могут покаяться в своих грехах.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Такое богослужение способно освободить душу человека от негатива и дурных мыслей, а еще расположить к принятию благодатных даров. Всенощное богослужение символизирует историю Ветхого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения.

  1. Начало всенощного бдения называется Великой вечерней, которая служит изображением основных ветхозаветных историй. Открываются Царские врата и знаменуется творение Святой Троицей мира.
  2. После этого поется псалом, который прославляет премудрость Творца. Во время этого священник кадит храм и верующих.
  3. После закрытия Царских врат, что символизирует совершение первого греха Адамом и Евой, молитва совершается перед ними. Поются стихи «Господи, воззвав к Тебе, услыши мя», которые напоминают людям их бедственное положение после грехопадения.
  4. Читается стихира, посвященная Божьей Матери, и во время этого священник выходит из северных дверей алтаря и входит в Царские врата, что олицетворяет собой появление Спасителя.
  5. Структура всенощного бдения подразумевает переход к утрене, которая означает наступление времени Нового Завета. Особое значение имеет полиелей – торжественная часть богослужения, во время которого прославляют милость Господа за дарование Спасителя.
  6. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, и исполняется канон.

Сколько длится всенощное бдение?

В современном мире такое богослужение длится в большинстве случаев около 2-3 ч. Подобное сокращение связано, скорее всего, с тем, что не все люди могут выстоять долгую службу в церкви.

Выясняя, сколько длится всенощное бдение в церкви, стоит указать, что раньше эта богослужение длилось дольше, поскольку оно начиналось вечером и проводилось до самого утра. Отсюда и возникло его название.

Самым продолжительным всенощным бдением, которое проводится в наше время, является Рождественское.

Вечернее богослужение в православной церкви, что входит

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе «Время совершения церковных служб») девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00).

Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца — вечер, вторая — полночь, третья — петлоглашение, четвертая — утро.

День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня.

Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами — царские часы.

В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня.

Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5).

Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком.

В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера.

Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста.

Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9).

Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня.

На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпу́ст.

Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня — это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник.

Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники — Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение».

Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней — 68 бдений — «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием.

Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней — в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров — в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого — в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня.

Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы — диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней.

Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице.

Читайте также:  Иконы греческие: понятие и особенности, классификация, список образов Богородицы

В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Вечерня

Всенощное бдение состоит из трех частей: вечерни, утрени и первого часа. Вечерня — первая служба дневного церковного круга.

Круг начинается с вечерни потому, что и день в древности считался с вечера: «и бысть вечер и бысть утро» (Быт. 1;5).

Вечерню можно сравнить с ранним утром истории человечества — радостно и светло было это начало истории человека, но ненадолго: скоро человек согрешил и сделал свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

Священник и диакон обходят храм с кадилом. Каждение фимиама — ладана изображаетвеяние Духа Божия, Который, по слову Библии, «носился» над первозданным миром, рождая жизнь Своею Божественною силою: «и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:2).

Двери алтаря в это время отворены. Алтарь изображает, с одной стороны, небо, жилище Божие, с другой — рай, жилище Адама и Еввы в прошлом и жилище праведных в настоящем и будущем.

Таким образом, открытые в это время двери изображают райское блаженство прародителей Адама и Еввы в раю.

Затем Царские двери затворяются, этим действием вспоминается печальное событие, когда «затворились врата рая грехом Адамовым». Прародители были изгнаны из места блаженства «на труд и скорбь».

Изображая скорбящего, плачущего перед вратами потерянного рая Адама, священник, стоя пред алтарем, в вечерних молитвах молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, «не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей».

Христиане через диакона и клир в великой ектении просят помилования души и, вспоминая грех Адама и потерю рая, словами первого псалма скорбят о печальной участи тех, кто идет дорогой греха, и радуются радостной участи праведных, которые исполняют закон Господень.

Пение псалмов и стихер

«Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых» (псалом 1;1). Счастлив человек, который не идет на собрание злых и не ходит путями неправедных и не сидит в собрании развратителей; его воля — в «законе Господни», о законе Господнем размышляет он день и ночь. Вслед за первым псалмом читаютсявторой итретий. Они раскрывают ту же мысль, что и в первом: Господь не оставляет праведных.

Напрасно враги замышляют злое против праведного: Господь защита его (псалом 2-й), Он защищает праведного днем и в ночном сне, и праведнику не страшны нападения врагов (псалом 3-й). «Плач Адама» у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в стихах 140, 141 и 129 псалмов. В них мольбы к Господу принять нашу вечернюю молитву, как жертву вечернюю, как фимиам благоуханный.

Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в которых выражается радость человека о совершенном Господом деле спасения, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихерами «на Господи воззвах». В виде перехода к «утру спасения» поются догматические вдохновенные песни, называемые догматиками — Богородичными.

Догматики — полное изложение учения о Господе Исусе Христе, о соединенных в Нем Божественной и человеческой природе. Это учение раскрыто в третьем члене Символа веры и в трудах 3, 4, 5 и 6 Вселенских соборов.

Пресвятая Богородица, воспетая в догматиках, «небесная дверь» для согрешивших и лестница на небо, по которой сошел на землю Сын Божий, и люди восходят на небо.

Вечерний вход и паремии

Двери алтаря открыты. Священник в предшествии диакона выходит боковыми, а не Царскими дверями, изображая Господа, Который пришел на землю не в славе царской, а в зраке раба, как тихий свет вечера, скрывший солнечную Божественную Свою славу.

И входит в алтарь через Царские врата, знаменуя, что через Господа Христа и смерть Его «царския врата неба» подняли «свои князи» и открылись для всех, идущих за Господом. Диакон возглашает: «Премудрость прости».

«Свете тихии» — так, дожив до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем Бога Отца, Сына и святого Духа.

История повествует нам о происхождении церковной песни «Свете тихии». Однажды на одной из Иерусалимских гор сидел мудрый старец, патриарх Софроний. Его задумчивый взгляд долго простирался по необъятно раскинувшемуся перед ним горизонту и наконец остановился на потухающих лучах палестинского солнца. Кругом царила глубокая тишина.

Живительный вечерний воздух был напоен приятной прохладой и сильным запахом горных цветов. Картина за картиной проходили перед умственным взором патриарха. Он представлял себе, как здесь, на той же горе, перед своими страданиями взирал на Иерусалим Спаситель. Тогда так же, как и теперь, тихий свет заходящего солнца падал на стены и улицы славного города.

И склонявшееся к западу вещественное солнце склонило ум патриарха к представлению себе Солнца невещественного — Сына Божия, Который сошел к темному человечеству, чтобы просветить его. Радостью наполнилось сердце мудрого старца, и из его восторженных уст полилась вдохновенная песнь.

С тех пор в течение многих веков оглашает наши храмы эта священная песнь, и она никогда не потеряет своей красоты и умилительности.

В праздники вслед за прокимном читаются паремии. Так называются избранные места из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие в пророчествах или прообразах указание на событие вспоминаемого праздника.

В  Богородичные праздники, например, читаетсяо видении Иаковом лестницы, бывшей прообразом Богородицы, нашей лестницы к небу. На Воздвижение — о древе, брошенном Моисеем для услаждения горьких вод Мерры.

Дерево это преобразовало Крест Господень.

После паремий произноситсясугубая ектения: «Рцем вси». За сугубой ектенией, после молитвы о том, чтобы Господь помог безгрешно закончить день «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам», произносится ектения просительная. В ней, как и в предшествующей молитве, мы просим у Господа, чтобы Он помог весь вечер провести в совершенстве, свято, в мире и без греха.

Лития и стихеры на стиховне

Далее совершается лития. Произошла лития из обычая во время общественных бедствий совершать покаянное моление среди города или даже за его стенами. Указание на это находим у блаженного Симеона Солунского.

«Лития, — пишет он, — бывает в притворе в субботу и праздники, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или иного бедствия совершается среди города, или вне, около стен, при стечении народа». На такое происхождение литии указывает и содержание ее молитвословий.

Смысл литии таков: стоя «вдали», как мытарь, мы, как мытарь, и молимся: Господи, мы недостойны храма Твоего, недостойны посмотреть на высоту небесную, но Ты прими нас, введи в Эдем Небесный, чертоги неба, которые открыты нам кровью Сына Божия и которые мы снова закрываем для себя жизнью в нечистоте и грехе.

Соответственно общему смыслу литии и молитва «Господи помилуй» — молитва кающихся — здесь повторяется 40, 30 и 50 раз. На литии мы молимся о том, чтобыГосподь спас людей своих, благословил их, как детей своих.

Молимся о стране, о епископе ио всем священном чине; о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной и помощи Божией требующей; об усопших отцах и братиях. Все эти моления возносит Церковь, призывая в предстательство Пресвятую Богородицу и всех святых.

Затем в главопреклонной молитве священник молится, чтобы Господь, по молитвам святых, даровал нам прощение грехов, избавил нас от всякого врага и всех нас помиловал и спас, как благии и человеколюбец.

Совершив литию, иерей входит в храм; пред священником несут лампады, которые, как и во всяком другом входе, изображают божественный свет святых.

За отцом, как бы входящим на небо, следуют и прочие, сопровождая настоятеля,как бы Исуса Христа, указывающего путь всем.

Затем следует обычное продолжение вечерни, начиная с пения стиховных стихер, которые поются двумя ликами, соединившимися вместе посреди храма. Стихеры эти называются стиховными потому, что к ним присоединяются стихи из псалмов.

В воскресный день поются воскресные стихи: «Господь воцарися»; если же бывает другой праздник, то полагаются другие избранные из псалмов стихи; если же празднуется память какого-либо святого, то поются по чину стихи из псалмов, соответствующие воспоминаемому лицу, то есть в честь святителя, мученика или преподобного.

  • Встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
  • В будничном богослужении «Ныне отпущаеши» имеет не только смысл исповедания нашей радости о Господе пришедшем: эта молитва, вместе с тем, — напутствие ко сну грядущим, напоминание о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его.
  • Библиотека Русской веры Последование Вечерни →
  • Читать онлайн

Благословение хлебов

По окончании пения стиховных стихер священник подходит к стоящему посреди храма столу, на котором находится блюдо с пятью хлебами и сосудами с пшеницею, вином и маслом.

Во время пения троекратно тропаря совершается каждение вокруг стола, а по окончании пения диакон возглашает: «Господу помолимся», на что певцы отвечают: «Господи помилуй». Затем священник произносит особую молитву, заканчивая ее крестообразным ограждением одним из хлебов над другими хлебами.

В этой молитве священник просит Господа, благословившего пять хлебов и пять тысяч народа  насытившего, благословить предложенные хлебы, пшеницу, вино и масло, умножить их во всем мире и вкушающих от них верных освятить.

Обычай благословения хлебов есть отзвук древних «агап», трапезы верных, после совершения «бдения». Всенощное бдениев первые века, когда Церковь еще скрывалась в темноте катакомб, а отчасти и во времена святителя Иоанна Златоуста, длилось с вечера и до утра, всю ночь (Касс., кн. III, гл. 8 и 9).

Поэтому для подкрепления верующих, намеревающихся остаться на всю ночь в Церкви, после пения вечерни обыкновенно раздроблялись и раздавались хлебы, пшеница, вино и елей.

Священник, в заключение вечерни испросив благословение Господне на присутствующих в храме, с диаконом выходили из алтаря, садились на свое место со всеми присутствовавшими в храме, и все вкушали благословенную пищу с елеем.

Порядок вечерни

Иерей: «Благословен Бог наш».

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое и по «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз; Слава и ныне; «Приидите поклонимся» (трижды); псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа»; ектения великая; кафизма рядовая; малая ектения.

Читайте также:  Ченстоховская икона Божией Матери: история образа и о чем просят, тексты молитв

После малой ектении, «Господи воззвах» и стихеры на 6: три из Октая и три из Минеи. Слава и ныне; Богородичен (если среда или пяток — крестобогородичен, из Минеи же наряду). Если в Минее на «Слава» положена стихера святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихеры.

После Богородична читается: «Свете тихий»; прокимен дню; «Сподоби, Господи».

Затем просительная ектения: «Исполним вечерние молитвы». После этой ектении поются стихеры «на стиховне» — из Октая. После стихер чтец читает: «Ныне отпущаеши»; Трисвятое и «Отче наш». После «Отче наш», тропарь святому из Минеи; Слава и ныне; Богородичен, по гласу тропаря и по дню. Затем сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».

  1. После ектении бывает отпуст:
  2. Диакон или иерей: «Премудрость»
  3. Иерей: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»;
  4. Певцы: «Честнейшую херувим»;
  5. Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;
  6. Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды; «Господи благослови»;
  7. Иерей: «Христос истинный Бог наш» и прочее;
  8. Певцы: «Аминь»; «Господи помилуй», трижды.

Порядок великой вечерни

  • Великая или полиелеосная вечерня отличается от повседневной вечерни следующим:
  • 1) стихеры «на Господи воззвах» и стихеры «на стиховне» поются только из Минеи: Октай не употребляется, а Богородичны после стихер и тропаря поются воскресные;
  • 2) вместо рядовой кафизмы поется: «Блажен муж» (1-й антифон первой кафизмы);
  • 3) после стихер «на Господи воззвах», во время пения Богородична, бывает малый выход с кадилом, а после прокимна читаются три паремии;

4) после паремий такой порядок вечерни: ектения: «Рцем вси»; читается: «Сподоби, Господи»; ектения: «Исполним вечерния молитвы наша»; стихеры «на стиховне»; «Ныне отпущаеши»; Трисвятое; «Отче наш»; тропарь; Слава и ныне; Богородичен. Затем отпуст, как на вседневной вечерне.

Порядок малой вечерни

  1. Малая вечерня от повседневной отличается следующим:
  2. 1) не бывает: великой ектении, рядовой кафизмы, малой ектении, а также и просительной;
  3. 2) вместо полной сугубой ектении произносится сокращенная из трех прошений: 1) Помилуй нас, Боже; 2) о стране и 3) за всю братию и за вся христианы;
  4. 3) стихеры «на Господи воззвах» поются только на 4.

Сколько длится служба в церкви — когда начинается, расписание

Купить книгу Об авторе О книге

Как же успеть попасть к началу или вообще, зная точное время проведения служб в церкви, включить их в свое ежедневное расписание? Из этой статьи вы узнаете все о различных видах служб, а также когда и как долго их проводят.

Расписание проведения литургий

Ежедневно церкви открываются рано утром. В большие праздники обязательно проводят утренние и вечерние литургии, а в некоторые вроде Пасхи и Крещения, службы происходят даже по ночам.

Более точный ответ на вопрос, во сколько начинается та или иная служба, вы можете уточнить у священнослужителей храма, который собираетесь посещать, так как у каждой церкви имеется индивидуальный порядок и длительность проведения литургий.

Виды богослужений

Имеется определенная классификация служб – они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии:

Теперь подробнее о ранее перечисленных ежедневных службах.

Вечерние службы

По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Утренние службы

Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии – ранняя и поздняя.

Служба в субботу в церкви

Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних – присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни. Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников.

О воскресной службе

Как уже говорилось, в воскресенье вспоминается о воскрешении Христовом. Утреня ведется дольше, нежели в будний день – около трех часов.

Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение – воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой.

В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан.

Церковные служения в будние дни — расписание

По будням в церквях ведутся стандартные службы, разделяемые на вечерние (9-й час, вечерня, повечерие), утренние (полуношница, утрения,1-й час) и дневные (3-й час, 6-й час, Божественная литургия). Всего получается 9 служб. Однако, разрешено некоторые службы не проводить каждый день, а лишь по большим праздникам, а также объединять некоторые богослужения. Прихожане могут посещать те службы, в которые им удобнее всего присутствовать в храме. В остальное время служений верующие могут читать молитвы самостоятельно, находясь, например, дома перед иконами.

Как правило:

  • Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя — в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра — для поздней.
  • Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.

Продолжительность службы в церкви — сколько длится

Как правило, по воскресеньям утрени начинаются около 7-8 часов утра, вечерни – 7-8 часов вечера соответственно. Есть и дневные литургии, длящиеся обычно с 3 до 6 вечера. Также возможны индивидуальные переносы служб на час ранее или позднее. В будние дни службы обычно длятся не более двух часов, воскресные – трех.

Узнать, сколько длится та или иная служба в определенный день всегда лучше в самом храме у служителей, так как представленное выше описание приблизительно, и каждая церковь имеет право корректировать график проведения служб по-своему.

Купить книгу Об авторе О книге

Правила посещения храма

Есть определенный свод несложных, общих для всех христиан правил посещения православных церквей. Вероятно, вы уже знакомы с ними или с большей их частью, но не лишним будет снова их повторить.

  1. Утром в храм идите «со светлой головой» и легким сердцем, предпочтительно, натощак.
  2. Оденьтесь скромно. Женщины надевают платья или юбки не выше колена, голову в храме обязательно должен покрывать платок или шарф, но не головной убор. Макияж не должен быть ярким, а лучше всего вовсе от него отказаться. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает. От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике – опрятность.
  3. Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам.
  4. Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться.
  5. При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение.
  6. Если вы, к примеру, забыли в каком-то моменте поклониться или совершили поклон тогда, когда этого не делают – не переживайте. Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку.

Что важно для истинно верующего христианина

Имеет большое значение в духовной жизни православного человека ведение определенного образа жизни, а именно:

  • носите нательный освещенный крестик или икону;
  • имейте Библию и Молитвослов в своем личном пользовании – все это, а также различные иконы и прочую церковную атрибутику вы можете приобрести в лавках при храме;
  • живите согласно библейским заповедям;
  • причащайтесь, исповедывайтесь перед Богом;
  • ежедневно молитесь;
  • соблюдайте посты;
  • чтите христианские праздники и другие даты, установленные Церковью, посещайте службы;
  • совершайте паломничества, посещайте святыни в иных городах и прочих местах;
  • совершайте добро и милосердные поступки во славу Божию.
  • повышайте уровень своего духовного образования – читайте соответствующую литературу, интересуйтесь, какие и где существуют святые места, которые, возможно, вы возжелаете посетить.
  • делитесь своей верой с окружающими, жертвуйте Церкви и давайте милостыню.

Изо дня в день будьте благодарны Господу Богу всей душой за дарованное вам спасение.

Да прибудет с вами Господь!

Сколько длится служба в церкви — когда начинается, расписание was last modified: 23 апреля, 2019 by Bogolub

текст пояснений к богослужению (ч.1, вечерня)

makar_okПредлагаем Вашему вниманию текст пояснений к миссионерскому богослужению, которое было cовершено в канун Недели святых праотец в храме Богоявления на Тулака. Подготовлено на основе «Закона Божия» прот. Серафима Слободского, с использованием материалов сайтов http://azbyka.ru/, http://www.pravmir.ru/, http://www.klikovo.ru/.

КОММЕНТАРИИ К ВЕЧЕРНЕМУ БОГОСЛУЖЕНИЮ

под 26 декабря 2010 г. – Неделя св. праотец, глас 6

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры, мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву, которая есть дело не только одних священнослужителей, но и всех верных, собирающихся в храме за богослужением.

А это значит, что каждое действие, каждая молитва имеет отношение к каждому из нас.

Все молитвы, которые читаются в алтаре, имеют характер общей, совместной нашей с вами молитвы, и священник — предстоятель совершает их от лица всех.

Но главная проблема заключается в том, что для многих наше богослужение не во всём понятно.

В 2007 году Священным Синодом была принята Концепция миссионерской деятельности РПЦ, в соответствии с которой «целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации», а именно: «Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях сопровождается богословскими ми или посредством распространения брошюр с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв. Подобная катехизация также необходима при совершении всякого Таинства и обряда». Поэтому сегодня и завтра в нашем храме богослужение по ходу его совершения будет сопровождаться краткими ми, разъясняющими смысл совершаемых священнодействий, молитв и песнопений.

В православной Церкви день начинается с вечера. Поэтому сегодня, в субботу вечером служба служится уже воскресная. Это воскресенье именуется в церковном календаре: «Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец».

Читайте также:  Афанасий Брестский: житие преподобномученика и икона, молитвы

Это значит, что сегодня будет совершаться как воскресная служба очередного (6-го) гласа, так и служба святых праотцев, т.е.

всех ветхозаветных пророков и праведников от Адама до пришествия Христова, память которых празднуется ежегодно за 2 недели до Рождества Христова.

Воскресная служба состоит из Всенощного бдения (которое мы совершим сегодня), часов и Божественной литургии (которые будут совершаться завтра).

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. В древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно.

Всенощное бдение состоит из соединения вечерни с утреней и 1-м часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно, чем в другие дни.

1-я часть Всенощного бдения – Вечерня – напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник молча кадит престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. «В начале сотворил Бог небо и землю». Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над нею.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира — Пресвятую Троицу: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор отвечает «Аминь», что значит «истинно, так». Каждый ответ хора «Аминь» есть выражения согласия и принятия всеми христианами, того, что совершается в Церкви.

Потом священники трижды поют и призывают верующих: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему».

В ответ хор торжественно поет 103-й (предначинательный) псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

Как Сам Бог ходил среди людей в раю, так и священник в это время выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди, соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили и своим грехопадением лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. Поэтому по окончании торжественного 103-го псалма царские врата закрываются, а мы, как и изгнанный Адам, усердно молимся Богу, чтобы он простил наши грехи и снова вернул нас в рай.

Священник возглашает великую (или мирную) ектению. Ектения – слово греческое и означает «прилежное моление». Это ряд особых прошений священника от лица всех молящихся. «Миром (т.е. в мире, примирившись со всеми ближними) Господу помолимся».

На каждое прошение мы отвечаем и молимся: «Господи, помилуй!» Вместе с грехами у нас, людей, появились всякие нужды, болезни и страдания. Поэтому мы просим у Бога мира и спасения душ наших, молимся за о своей стране и церкви, о изобилии плодов и временах мирных, о путешествующих, об избавлении от всех бед и скорбей.

Ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу («Яко подобает Тебе…»).

После мирной ектении поется 1-я кафизма, точнее отдельные стихи из нее, начиная со слов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…». По окончании стихов 1-й кафизмы возглашается еще одна – малая ектения. Это – сокращенная великая ектения, начинается она словами: «Паки и паки (т. е. еще и еще) миром Господу помолимся!».

Итак, начальная часть вечерни изображает сотворение мира и райское блаженство, а затем – бедственное положение человека после грехопадения. Мы сокрушаемся о том, что послушались совета врага, просим прощения грехов у Бога и всю свою надежду возлагаем на Его милость.

Следующая остановка перед пением «Господи, воззвах»

В продолжение наших покаянных молитв к Богу, хор поет стихи из псалмов и взывает:  «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя …» В это время совершается каждение всего храма.

Оно символизирует те жертвы (всесожжения), которые приносились в Ветхом Завете и по образу которых наши вечерние молитвы, возносятся к Богу. Это выражено в словах: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…

Воздеяние руку моею – жертва вечерняя».

К пению ветхозаветных стихов: «Господи воззвах» присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные. Сегодня стихиры будут посвящены как Воскресению Христову, так и святым праотцам. Послушайте перевод некоторых из них:

Гл.6.

Победу одерживая над адом, / на Крест взошел Ты, Христе,/ чтобы во тьме смертной сидевших воскресить с Собою; / Ты, среди мертвых – Свободный, / Источающий жизнь от Своего света, / всесильный Спаситель, помилуй нас!

Гл.6.

От Тебя, Господи, во всем творении Сущего, / куда мы, грешные, можем убежать? / На небо? Но там Ты Сам обитаешь. / Во ад? Но Ты попрал смерть. / В глубины морские? / И там рука Твоя, Владыка. / К Тебе прибегаем, Тебе, припадая, молимся: / «Воскресший из мертвых, помилуй нас!»

Гл.8.

Праотцев, верные, в сей день совершая память, / воспоем Христа Искупителя, / возвеличившего их во всех народах / и чудеса преславные верно совершившего Господа, / как могущественного и сильного, / и от них показавшего жезл силы нам – / единую не знавшую мужа и Божию Отроковицу, Марию чистую, / от Которой произошел Цвет – Христос, / произрастивший всем жизнь, / и неистощимую пищу (блаженство), и спасение вечное.

Последняя стихира посвящена Богородице и называется «Догматик», так как в ней излагается догмат (т.е. главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. Послушайте перевод сегодняшнего догматика 6-го гласа:

Гл.6.

Кто Тебя не прославит, Пресвятая Дева? / Кто не воспоет девственного рождения от Тебя? / Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный, / Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись.

/ По естеству будучи Богом, / и ради нас по естеству став человеком, / не разделяется на два лица, / но познается в двух неслиянных естествах. / Моли Его, Чистая, Всеблаженная, / о помиловании душ наших.

При пении догматика царские врата открываются и совершается Вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец со свечой, за ним священник с кадилом.

Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, возглашает: «Премудрость, прости!» (т.е.

внимайте премудрости Божьей, стойте прямо), входит через царские врата в алтарь и, поцеловав престол, становится за престолом на горнем месте.

Хор в это время поет вечерний гимн Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу «Свете Тихий», которая переводится так: «Тихий Свет святой славы / Бессмертного Отца Небесного, / Святого, Блаженного – Иисусе Христе! / Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, / воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. / Ибо Ты достоин во все времена / быть воспеваемым голосами преподобных (а не нашими грешными устами), / Сын Божий, дающий жизнь, / – и потому мир Тебя славит». Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы.

Вечерний вход напоминает нам, как ветхозаветные праведники, согласно обещанию Божию и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило напоминает, что молитвы наши, как фимиам, возносятся к Богу, а также означает присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа священником означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песнопения «Свете тихий» поется прокимен, т. е. краткий стих из Священного Писания. Он зависит от дня недели, под воскресенье поется прокимен: «Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся».

После прокимна царские врата закрываются, и священник произносит сугубую ектению: «Рцем  вси (т.е. скажем, все, начнем молиться), от всея души и от всего помышления нашего, рцем…» Сугубая – означает усиленная. На каждое прошение этой ектении мы отвечаем не один, а три раза «Господи, помилуй!»

Затем поется молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» и  произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» (довершим и принесем Господу во всей полноте).

На каждое прошение этой ектении мы отвечаем «Подай, Господи!» В молитве «Сподоби, Господи» и просительной ектенье мы испрашиваем у Господа благословения на предстоящий вечер, чтобы проводить его свято, мирно и без греха.

Следующая остановка после просительной ектении

В заключительной части вечерни поются «стихиры на стиховне». Так называются особые стихи, написанные в память воспоминаемого события. Так же как и на «Господи, воззвах», на стиховне сегодня будут петься стихиры воскресные, святых праотцев и заключительная стихира Богородице.

Затем поется молитва «Ныне отпущаеши». Как повествует нам Евангелие от Луки (2 глава), это молитва св. Симеона Богоприимца – последнего ветхозаветного праведника, которому было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

И вот, взяв Младенца Христа на руки, он возгласил: «Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов: свет к просвещению язычникам и славу народа Твоего Израиля». Молитва св.

Симеона Богоприимца указывает на встречу Ветхого и Нового Завета, т.е. исполнение обетования Божия о Спасителе.

Затем читается Трисвятое и поется Отче наш. В это время царские врата вновь открываются и поется приветствие Архангела Гавриила: «Богородице Дево, радуйся…», которое также указывает на исполнение обетования Божия о пришествии Спасителя и прославляет Ту, через Которую это пришествие совершилось.

После троекратного пения молитвы праведного Иова: «Буди имя Господне благословено отныне и до века», и 33-го псалма: «Благословлю Господа на всякое время…», священник благословляет народ заключительными словами: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием — всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Этими словами оканчивается вечерня – 1-я часть Всенощного бдения, изображающая события Ветхого Завета.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector