Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

[desc][/desc]

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «»

Содержание страницы

Жизнеописание

Святитель Василий — четвёртый из епископов рязанских, упомянутый в Лаврентьевской летописи. По преданию, принял постриг в Муроме, затем был хиротонисан во епископа Муромского.

По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива.

— Житие святителя Василия

Созданная в середине XVI в. «Повесть о епископе Василии» рассказывает, что он совершил чудо, будучи епископом муромским. После того, как толпа, по проискам бесовским, обвинила Василия в постыдном поведении («О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе») и потребовала его смерти.

Василий, после молитвы, вышел к Оке, распростёр по воде епископскую мантию, встал на неё с образом Богородицы в руках, и так в шесть часов был перенесён против течения до Старой Рязани. Кафедра была перенесена из Мурома в Старую Рязань, а после её разрушения и запустения — в Переяславль Рязанский, т.е.

в Рязань современную.

Подобному же изгнанию, согласно житию, подвергся святитель Иоанн Новгородский. Но бойкие новгородцы сумели перехватить плот, на котором он плыл вверх по реке, и святитель вернулся в Новгород.

Биография: краткие сведения

Историки по крупицам собирали сведения о святителе, его дата рождения и сведения о юношеских годах так и остались покрытые тайной. Известно, что будущий епископ Муромский родился в середине 13 столетия, с младенчества проявлял особый интерес к Богопознанию, а в юношеские годы уже слыл духовно и нравственно устойчивым к грехам молодым христианином.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Святой Василий Рязанский

Постриг в монахи жаждущий Бога юноша принял в Муроме, обладая особым даром смирения и кротости, вскоре стал святителем церкви Бориса и Глеба. Истинный пастырь Православной Церкви, епископ Василий все свое время отдавал для служения пастве. Для укрепления веры народа он старается помогать немощным и сокрушенных душой и телом людям.

Обладающий даром высокой добродетели, преподобный Василий был примером для многих, обладая удивительными качествами:

  • мудростью;
  • добротой;
  • незлобивостью;
  • любвеобильностью;
  • смирением;
  • терпением;
  • целомудрием и другими.

Почитание

Время установления почитания свт. Василия точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кнн. Петр и Феврония.

Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания святителя было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей святителя Василия и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп.

Феодорита от церкви святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Рождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского.

Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование которым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память Василия Рязанского (без указания дня) отметил в середине 1650-х гг.

в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» . По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память Василия Рязанского 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В настоящее время мощи Василия Рязанского вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Рождественском соборе.

4 октября 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей святителя Василия был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, который поддерживали 4 колонны.

По сторонам пирамиды были изображены: прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя великим князем Олегом Иоанновичем; переезд святителя в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей святителя из Борисоглебского храма в Успенский собор.

Где находятся мощи свт. Василия и посвященный ему храм

Более 300 лет место его захоронения оставалось неприкосновенным. Однако за это время церковные владения приобрели иные очертания, и могила оказалась за пределами храма.

Во время Смуты сохранить православную святыню от разорения становится делом чести. Трудами и молитвами архиепископа Феодорита нетленные мощи святителя перенесли в Успенский собор Рязанского Кремля.

Это стало торжественным событием.

Сегодня храм носит название Христорождественского. К этому же времени относится составление тропаря и кондака святому. Вот уже более четырех столетий, с момента обретения и перенесения нетленных мощей святого, они покоятся у северной стены Христорождественского собора. Часть их, оставленная для благоговейного почитания, находится в специальном ковчеге над местом захоронения.

В начале 20 века, в период гонений на церковь, они были спасены от разорения стараниями верующих и спустя несколько десятилетий вновь переданы рязанскому храму. Над местом захоронения старца –Муромская икона Божьей Матери.

Адрес храма: Россия, Рязань, улица Кремль, 13

Испытание верой

Муромский народ не мог поверить в непорочную святость и чистоту святителя, видя, как из епископских покоев часто выходит босая девица. Это дьявол принял на себя облик девушки, чтобы обесчестить святого, а люди поверили в видимое ними самими. Жители города во главе с боярами пришли в дому священника и требовали от него дать ответ, обвинив в разгульной жизни и прелюбодеянии.

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а здесь готовы были вершить самосуд, не боясь Бога. Не учитывая ни старости священника, ни его заслуг, оболганного, поруганного святителя решили изгнать из Мурома.

 Отец Василий не стал оправдываться, а со смирением попросил дать ему время до утра.

Помазанник Божий в течение всей ночи молился в Борисоглебской церкви, утром в Благовещенской церкви перед светлым образом Богородицы состоялась Божественная литургия.

Помолившись, преподобный Василий Чудотворец вверил себя в руки справедливого Бога, взял светлый лик Богоматери и отправился к реке Ока. На очах огромной толпы народа гонимый священник скинул мантию и накрыл нею речную гладь, встал на тонкий тканевый покров, держа икону Богородицы перед собой, и стал перемещаться против течения реки.

Интересно! Раскаявшиеся и пристыженные муромцы пали на колени перед явленным чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ глазом моргнуть, как святитель Василий был перенесен в Рязань.

Собор в честь свт. Василия Рязанского

В настоящее время в Рязани ведется строительство собора в честь свт. Василия Рязанского. По мысли архитектора и строителей этот храм должен стать жемчужиной целого храмового комплекса, включающего в себя и Крестовоздвиженский храм.

Адрес собора: ул. Новосёлов, 47, корп. 4, Октябрьский административный округ, район Песочня, Рязань

Дни памяти

В письменных источниках не отражена точная дата причисления епископа к лику святых.

Память его празднуется Церковью:

  • 10 июня (обретение мощей);
  • 3 июля (кончина).

На Соборах 1547 и 1553 годов, где были канонизированы Муромские чудотворцы, имени Василия Рязанского нет. Но косвенные свидетельства — труд Ермолая-Еразма — всё же дает отсылку именно к этой дате.

Чудесное явление святого в Рязани

Предание гласит, что в тот день рязанцы присутствовали на вечернем богослужении, дьякон, вышедши посреди храма, неожиданно призвал всех на берег Оки встречать владыку.

 Удивленный народ появился около реки как раз в том момент, когда объявился архипастырь, стоящий на мантии, которая плыла сама по себе против течения.

 Радостные возгласы были слышны далеко по округе, князь Рязани с крестами вышел навстречу святителю.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

  • Икона святого Василия Рязанского
  • Окормление паствы длилось недолго, в результате набегов татар Рязань с церквями была сожжена, святитель в 1288 году на своей мантии переплыл в Переяславль, остановившись в Борисоглебовском храме.
  • Храм святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба стал соборным при новой епископии, где отец Василий правил до 1295 года.

Использованные материалы

  • А. В. Назаренко, Э. П. И., Василий, еп. Рязанский Православная энциклопедия, т. 7, с. 28-30
  • Жизнеописание на сайте «Русское Православие»
  • http://pravgymn62.ortox.ru/tropar-svtvasiliy — молитвословия

  Память обретения мощей в 1609 году.

  В автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. № 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) «Повесть» имеет заголовок: «О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань».

  ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60

  ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в литературе датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи — ультрамартовская (Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121).

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64.

  АСЭИ. Т. 3. № 313. С. 343-344.

  Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23.

  ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476

  АСЭИ. Т. 3. № 314-315. С. 345-347; № 319. С. 348; № 322. С. 350-352.

  РГБ. МДА. № 201. Л. 333 об.

  СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. № 50.

  обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, №50 — см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей // Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126.

Читайте также:  Псалом 50: текст молитвы и значение в православии, как правильно читать

  БАН. Строг. № 66. Л. 97, кон. XVIII в.

  ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 147, 1830-е гг.

  Погод. № 1931. Л. 103, 1820-е гг.

Дань памяти

Иконописец Александр Казанцев 1714 году написал икону «Константин, Михаил, и Федор в житии», на которой в центре располагаются преподобные Муромские, а периметру нарисовано 87 клейм, 14 из них посвящены жизни Василия Рязанского.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Икона Муромских святых с клеймами Василия Рязанского

Самостоятельные образа святого, как правило, изображают его в момент стояние на мантии, плывущей на воде, на них Василий стоит в полупоклоне, держа в одной руке Муромскую икону Богородицы, другой опираясь на посох. После позорного для муромцев инцидента этот образ известен под вторым названием «Моление святого Василия», запечатлевший отчаяние и надежду.

На другом образе, который появился в первой половине 19 века, святой облачен в одежду святителя, за ним голубое небо, над ним Бог Отец, благословляющий преподобного на чудеса. Раскрытые руки Чудотворца показывают его открытость. В одной руке он держит Святое Письмо, другой благословляет. Глядя на эту икону, возникает желание склониться под эту руку за помазанием.

На иконе 18 века «Собор рязанских святых» при внимательном рассмотрении находим святителя Василия Рязанского, стоящего слева в третьем ряду.

Епископ Рязанский Никодим в 1909 году благословил повторное приобретение святых мощей, путем поднятия их из-под плит в честь 300-летия погребения святителя. Чудеса или знамения проявились с первых же минут начала работы. Небольшие с первого взгляда плиты не хотели сдвигаться, хотя не казались такими тяжелыми.

Интересно! Как только плиту сдвинули, из-под земли хлынула вода, затопив место погребения, затем из воды вырвался столб огня. Все присутствующие застыли в благоговейном страхе, работы приостановили, поняв, что Бог не благословляет повторное перенесение мощей.

Угодник Господний жил скромно, вел себя смиренно, и после смерти решил остаться скрытым от людских глаз.

Святитель Василий епископ Рязанский

Поделитесь в соц.сетях:

Святитель Василий Рязанский Чудотворец

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Давным-давно, в 1284 году, епископом в Муроме был избран Василий, «муж праведен и благочестив». О происхождении святителя Василия Рязанского мы ничего не знаем. Но судя по тому, что монашеский постриг он принял в Муроме, можно предположить, что он являлся местным уроженцем.

Некоторое количество биографических фактов о Василии Рязанском содержится в «Повести о святителе Василии», созданной в XVI столетии известным писателем того времени Ермолаем Еразмом и включенной в «Житие князя Константина и чад его Михаила и Феодора». К слову, такое сопряжение двух источников не случайно.

Святителя Василия с князем Константином, жившим за полтора века до него и скончавшимся в 1129 году, сближает та особая роль, которую сыграла в их судьбах чудотворная Муромская икона Божией Матери, принесенная св. блгв. князем Константином (Ярославом Святославичем) из Киева.

Князя она спасла от, казалось бы, неминуемой смерти, когда муромские язычники явились к княжеским палатам и собирались убить его. О том же, что произошло со святителем Василием, мы расскажем ниже.

Чудеса святителя Василия Рязанского

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

«Повесть о святителе Василии» называет его «праведным и благочестивым», но далее сообщает, что муромляне усомнились в его благочестии, будучи обмануты диаволом. Неустанные пастырские труды святителя Василия были, по свидетельству «Повести», невыносимы для князя тьмы, и он стал смущать умы местных жителей, обернувшись женщиной, которая то и дело показывалась в архиерейских покоях.

Терпению их пришел конец, когда пришедшие вечером к святителю Василию люди увидели девицу, бегущую босиком вверх по лестнице в покои епископа.

На того посыпались упреки, самые отчаянные головы призывали к убийству архиерея, но отступили, услышав от него кроткую просьбу оставить его до трех часов утра. Всю ночь он молился.

Совершив в Борисо-Глебском соборе всенощное бдение, а наутро — Божественную литургию, отправился в Благовещенскую церковь и отпел молебен перед чудотворной Муромской иконой Божией Матери, после чего, взяв ее с собой, спустился к Оке.

Святителю Василию предложили лодку, но он снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, вступив на мантию с иконой Пресвятой Богородицы в руках, «несе бысть духом бурным противу быстрин речных», то есть поплыл против течения. Вразумленные этим чудом муромляне кричали архипастырю, чтобы он вернулся, однако тот был взят от них «в мгновение ока».

Святитель оставил Муром в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня — к вечерне — был перенесен на расстояние более 200 верст от Мурома — в Рязань (в 60 км ниже по реке от современного города). Тут чудеса продолжились.

Как раз перед самым прибытием святителя рязанцы собрались в храм на богослужение, но вышедший диакон никак не мог провозгласить обычного «Благослови, Владыко».

Он молчал до тех пор, пока, вразумленный Господом, не воскликнул:

«Владыка грядет, сретайте его!» И «князь Рязанстий… срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият святаго праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы».

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

В Рязани (старой), запустелой после татарского разорения, любимый народом архипастырь Василий Рязанский жил недолго. Отсюда он (на той же мантии и с той же Муромской иконой в руках) после очередного татарского разорения города в 1288 году уплыл в Переяславль Рязанский. Здесь в 1295 году он скончался и был погребен при Борисоглебской соборной церкви.

10 июня 1609 года святитель Феодорит Рязанский обрел нетленные мощи святителя Василия, Рязанского чудотворца, и перенес их в Успенский собор (имеется в виду, конечно же, старый Успенский собор, ныне Христорождественский).

На Руси в ту пору бушевала Смута, всюду бродили шайки поляков и «вольных казаков», под Москвой стоял лагерем самозванец Лжедмитрий II, и поэтому святые мощи положили под спудом, а над местом погребения поместили чудотворную Муромскую икону Божией Матери.

В описи 1638 года читаем:

«По стороне каменных дверей гробница каменная, а в ней почивает епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления епископа Василия Муромского и Рязанского».

Мощи святителя Василия Рязанского Чудотворца находятся на своем месте по сей день, а вот первообраз чудотворной иконы пропал.

Имелось несколько списков с него, и один из них в 2002 году чудесным образом отыскался. Теперь в теплое время года он находится в Успенском соборе, близ раки с частицей мощей свт.

Василия, а зимой его переносят в Христорождественский собор, к месту, где под спудом пребывают мощи святителя.

Выдающаяся личность России.

Святитель Василий Рязанский

23 июня – день перенесения мощей святителя Василия Рязанского

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Рязань. Этот старинный русский город, в древности также известный как Переяславль-Рязанский, еще в домонгольские времена был главным центром Восточной Руси. В годы Батыева нашествия Рязань была полностью разорена. Однако возродилась практически из небытия молитвами своих Небесных покровителей, одним из которых был великий русский подвижник XIII века святитель Василий Рязанский.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

«Святитель Василий сначала был епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, оклеветав. Тогда владыка, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы.

Сильным ветром его понесло против течения, и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом.

Задолго до того, как в начале XVII века были обретены его мощи, рязанцы уже чтили память святителя и называли его «присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником»…»

Святые мощи Василия Рязанского долгое время не были открыты для поклонения. Вплоть до 1609 года они почивали на месте изначального погребения, возле которого позднее возвели Борисоглебский собор. И именно отсюда в начале XVII века, в годы первой Русской смуты, его честные мощи перенесли в Рязанский кремль.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

«В 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – «Моление Василия».

А спустя еще два столетия, в 1836 году, на месте первоначального пребывания мощей святителя был открыт величественный памятник этому Небесному покровителю Восточной Руси, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов, но, к сожалению, не сохранившийся до наших дней…»

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

(Памятник Василию Рязанскому)

Но и на территории Рязанского кремля эта святыня была погребена под спудом, из опасений, что в смутное время может быть подвергнута поруганию. Это же спасло мощи святителя Василия и в годы богоборческих гонений. И вот уже более четырех столетий место погребения этого святого у северной стены Христорождественского собора является особо чтимым для многих поколений православных христиан.

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

(место погребения Василия Рязанского)

Как рассказал +Царьграду+ протоиерей Григорий Булеков, старший священник кафедрального собора Рязанского кремля, указав место, к которому прибегали христиане для поклонения святителю Василию в годы, когда собор был закрыт:

«Это то место, куда приходили люди в годы советской власти, когда был сам собор закрыт, там находился архив, доступа туда не было, и люди шли сюда.

Здесь тайно читались акафисты, совершались молитвословия, тогда еще не было такого места обустроенного, но народ православный, рязанцы православные сохранили это место в памяти и молитвенно почитали святителя и шли сюда поклоняться и просить, и благодарить…»

Читайте также:  Иконы в машину: какие образа должны быть в автомобиле и как расположить

И сегодня, когда нам, русским людям, особенно нужны помощь и заступление наших Небесных покровителей, молитвенное обращение к таким великим духовным светильникам Руси, как святитель Василий, особенно важно и актуально. Ведь подвижники земли Рязанской во все времена стояли на страже нашего Отечества.

Так, митрополит Марк (Головков), глава Рязанской митрополии, в беседе с автором проекта «Святой дня», заместителем главного редактора сайта +Царьград+ Михаилом Тюренковым подчеркнул:

«Рязанская земля дала наибольшее количество Героев Советского Союза за время Великой Отечественной войны, то есть самое большое количество героев из всех регионов нашей России. Но Рязанщина славна не только героями военными, воинами, но и героями духа.

Один из главных наших святых – это святитель Василий Рязанский…

И мы рады паломникам, приглашаем всех в Рязань, в нашу Рязанскую землю: приезжайте поклоняться святыням, приезжайте молиться в наши храмы, наши обители, Рязань гостеприимно вас всех ждет…»

И нет сомнений: единственная возможность возрождения идеала Святой Руси сегодня заключается в обращении к тем наставлениям и заветам, которые оставили нам наши духовные предки, в числе которых – великий святитель Земли Русской Василий Рязанский.

Житие святителя Василия, епископа Рязанского (1295)

Василий Рязанский: житие святителя и где находятся мощи, в чем помогает и молитвы

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, — от кого и где родился, — никаких свидетельств не сохранилось.

Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св.

Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св.

страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, — примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго — диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия.

Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях.

Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол.

Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми».

Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома.

Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.

Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром.

Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери — кормилом.

Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом.

Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома.

Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия.

Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала.

Народ смотрел на это с изумлением.

Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости.

Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения — это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт.

Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского — одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим — дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле.

Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года.

По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым — «по тайной внушению ему свыше» — воздвигнут чугунный памятник.

Святитель Василий, епископ Рязанский

Почти 8 столетий православные почитают Святителя Василия, епископа Рязанского.

В многочисленных летописях он упоминается как целомудренных, чистый духовно, мудрый и глубоко верующий человек, который восстанавливал храмы, наставлял на путь истины, укреплял веру людей, вселял в их души спокойствие.

Чудеса, которые совершались по его молитвам, неоспоримо доказывают, что он – Божий избранник. К нему обращаются как к заступнику, помощнику в скорби и напасти. Днями памяти святого считаются день его кончины, 3 июля, и день перенесения его мощей в храм — 10 июня. 

Житие Святителя Василия

Известно, что будущий епископ Рязанский родился и жил во второй половине XIII века. К сожалению, сведения о его происхождении не сохранились. Он принял монашеский постриг в Муроме, где и начал свое служение Богу.

Читайте также:  Акафист Александру Свирскому: текст и как правильно обращаться к преподобному

Известный в XV веке летописец инок Ермолай-Еразм в своих письменах отразил одно знаковое событие. После кончины князя Константина и его детей жители Мурома стали забывать Господа, и в город стали прибывать неверные.

Прибывший на правление князь Георгий Ярославович повелел обновить стоявшую там церковь Благовещения Святой Богородицы. Она назначил ее настоятелем «праведного и благочестивого мужа» епископа Василия, который для многих стал образцом высокой духовности и святости.

Именно на долю Святителя выпала нелегкая работа по восстановлению муромских монастырей и храмов, которые пострадали от нашествия ханской Орды.

Чудесное путешествие

Василий всячески боролся с нечестивыми горожанами. Многие сопротивляющиеся Вере подняли восстание против епископа и хотели учинить самосуд. Они обвиняли преподобного в поступках, неподобающих пастырю, но Василий смиренно принимал все укоры.

Ему не удавалось словами убедить жителей города – оставалось только уповать на Божью помощь. Тогда Святитель совершил долгую молитву и попросил восставших дать ему три часа. Разъяренные муромцы немного успокоились, их разгулявшаяся страсть немного поутихла.

Всю ночь преподобный пребывал в молитве, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери. Наутро он отправился к Оке, чтобы навсегда покинуть Муром. Горожане приготовили святому лодку, но епископ снял свое облачение, расстелил его на водной глади и вступил на платья, держа в руках образ Богоматери.

Все, кто стоял на берегу и видел это чудо, прозрели и уверовали. Они стали просить о прощении, но одежды, будь то плот, увозили старца вверх по течению реки.

Старая Рязань

Спустя несколько часов Святитель Василий прибыл в Старую Рязань, которая переживала непростые годы и часто подвергалась разрушительным набегам татар.

Жители которой уже знали, что к ним скоро прибудет преподобный, и на берег, чтобы встретить святого, пришел сам великий князь, а также бояре и многочисленные простые горожане. Для них старец был не просто епископом, а Божьим посланником. Он сразу же направился в соборный храм и совершил богослужение.

В Рязани преподобный пробыл недолго: в 1288 году на город вновь напали враги, которые разрушили его почти до основания. Заниматься восстановлением уже не было смысла, и старец продолжил свой путь.

Упокоение

Святитель Василий отправился в Переяславлю-Рязанскому (современная Рязань). Это место стало его последним пристанищем. В летописях говориться, что он добирался сюда по Оке и Трубежу, плотом ему опять же служила мантия.

Всю дорогу преподобны не выпускал и рук святой образ Богородицы, которой неустанно молился. В Рязани преподобный организовал епископскую кафедру и последние четыре года своей праведной жизни проводил служения в соборе Бориса и Глеба. Тяготы, выпавшие на долю преподобного, конечно, сократили его земной путь.

В 1295 году епископ Василий скончался. Он нашел свой покой здесь же, в Борисоглебской церкви.

Почти три столетия мощи святого Святителя Василия Рязанского оставались неприкосновенными, но за все прошедшее время облик храма постоянно изменялся. В результате могила Святителя оказалась за его пределами.

В Смутное время жители города всеми силами старались сохранить святыню. Это было делом их чести. Архиепископ Феодорит принял решение перенести нетленные мощи преподобного в Успенский собор Рязанского Кремля.

Мощи старца были погребены в склепе в потаенном месте, чтобы защитить их от поругания.

Сегодня храм носит название Христорождественского. Часть останков святого сейчас находится в специальном ковчеге, который установлен над местом захоронения.

В начале ХХ века, когда начались гонения на православную церковь, их спасли верующие. Позднее мощи вновь были переданы рязанскому храму.

Над могилой старца всегда висит его «путеводная звезда» – Муромская икона Богоматери, которая сопровождала его в нелегких странствиях.

Святитель Василий епископ Рязанский утешал и укреплял веру людей в скорбное для них время, давал пример смирения и терпения, проповедовал Закон Божий и избавлял от разного рода искушений. Он и сейчас помогает всем нуждающимся, кто обращается к нему в искренней молитве. В каждом храме рязанской епархии есть икона с изображением преподобного Василия, плывущего на своих одеждах по реке с образом Девы Марии в руках. Каждую среду в рязанском кафедральном соборе совершается акафистное пение в честь Святителя.Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, подайте записку на молебен ко всем святым с помощью службы «Елицы Записки»

Святитель Василий Рязанский, чудотворец

празднование совершается 10/23 июня и 3/16 июля

Святитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромской и Рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив».

Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в письменных источниках, повествует следующее: «По преставлении благоверного князя Константина с чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим, прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и боляре его и вси купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий Ярославич первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал в единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святителя Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня».

Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разошелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери.

Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святителя. Пораженные чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться.

Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению.

Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его».

Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии, принял его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «срети его со кресты».

Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены.

Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынешняя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую епископию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала соборной.

3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Василий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе. При перестройках собора могила оказалась снаружи храма.

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия.

10 июня 1609 года при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605—1617) состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522— 1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876—1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля—день блаженной кончины и 10 июня—день перенесения его святых мощей.

В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector