Тропарь николаю чудотворцу: полный текст и кондак святителю на русском

Тропарь Николаю Чудотворцу: полный текст и кондак святителю на русском

10-11 мая 2019, Международный хоровой фестиваль церковной музыки «Хайнувка» / 10-11 May 2019, International choir music festival "Hajnówka"

Тропарь Николаю Чудотворцу: полный текст и кондак святителю на русском https://flic.kr/p/25k58Bi

Имя Николая Чудотворца известно далеко за пределами христианского мира. С большим почтением к этому подвижнику относятся и турки-мусульмане, которые ухаживают за его пустой теперь гробницей (мощи святого вот уже несколько веков находятся в итальянском городе Бари).

Николай Чудотворец жил в четвертом веке на территории Малой Азии (современной Турции) в городе Миры Ликийские (теперь это турецкое поселение Демре). Все местные жители: не только христиане, но и язычники уважали святого за его доброту и милосердие. Николай Чудотворец постоянно помогал нищим, давал кров бездомным.

Хотя сам жил довольно бедно. Ради любви к Богу и людям он отказывался от удобств и достатка. Известен случай, когда святой отдал последние деньги обедневшему мужчине — подбросил ему в дом мешочек с монетами. Этот дар спас от бесчестья дочерей несчастного, которых должны были продать в рабство.

Святитель Николай обладал удивительной храбростью — считал, что надо смело проповедовать Евангелие язычникам, защищать православное вероучение от тех, кто желает его исказить. Он героически отстаивал истинное понимание Бога Троицы на первом Вселенском соборе, проходившем в городе Никея в 325 году.

После кончины Николая Чудотворца в его честь была составлена служба. Сегодня мы поговорим об одном из главных ее песнопений — тропаре. Его содержание комментирует священник Антоний Борисов.

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу был написан в середине первого тысячелетия и послужил впоследствии образцом для составления подобных песнопений в честь прославленных в лике святых епископов. Давайте познакомимся сначала с церковнославянским текстом тропаря:

«Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим».

Существует два варианта перевода с церковно-славянского языка на современный русский. Первый, более традиционный вариант, звучит так:

«Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная Истина (то есть Бог). / Потому ты приобрел смирением — высокое, / нищетою — богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших».

Второй вариант перевода указывает, что под «истиной» следует понимать искренний образ жизни святителя, никогда не скрывавшего свои христианские убеждения, свидетельствовавшего о Христе каждым днем своей жизни.

Память святителя Николая празднуется 19 декабря по новому стилю. Тропарь в честь святого поется и на вечернем, и на утреннем богослужении. Так Церковь выражает свое благоговение перед жизнью и трудами святителя. А еще напоминает прихожанам, что человек должен быть христианином не только на словах. Послушаем тропарь святителю Николаю Чудотворцу в исполнении детско-юношеского хора «Умиление».

Тропарь Николаю Чудотворцу — история, текст, смысл | Православиум

Рубрика: Молитва, Православные святые

Святителя Николая Чудотворца всегда любили и почитали в Русском Православии.

Ни в одной стране не возведено столько “Никольских” храмов и монастырей, сколько на канонической территории Русской Православной Церкви.

Почти в каждой православной семье, наряду с иконами Спасителя и Богородицы, есть образ Николая Угодника. Молитвы и тропарь Николаю Чудотворцу часто звучит как в домашней молитве, так и в храме.

Тропарь Николаю Чудотворцу: полный текст и кондак святителю на русскомСвятитель Николай Чудотворец (мозаика на фасаде православного храма)

Святитель Николай родился в примерно в 270-х годах на территории современной Турции в городе Патара. Его родители были верующими христианами и воспитывали сына в духе истинной веры.

Святитель Николай с раннего детства стремился к познанию Бога, усердно изучал Священное Писание. После смерти родителей раздал все наследство нуждающимся и посвятил жизнь служению Богу и людям.

Со временем он стал епископом в городе Мира (неподалеку от современной Анталии).

По преданию, Николай проявлял заботу и любовь об окружающих его людях и уже при жизни совершил многочисленные чудеса. По его молитва Господь воскрешал из мертвых, исцелял тяжело больных, спасал из безвыходных ситуаций. Поэтому Чудотворцем святителя можно было назвать задолго до канонизации (официального признания святым).

Николай Чудотворец, несмотря на продолжительные гонения христиан (303-311 гг.), не отступил от истинной веры. Он внес свой неоценимый вклад в борьбу с язычеством и ересью Ария. Арий отрицал единосущие Бога Отца и Бога Сына. В 325 году Николай участвовал во Вселенском Соборе. Здесь он отстаивал вероучительный догмат о единосущии Бога Отца и Бога Сына (Иисуса Христа).

Святитель Николай Чудотворец окончил свою земную жизнь в 345 году.

Что такое тропарь

Тропарь – небольшое молитвенное песнопение, дающее представление о празднике или святом, особенностях его духовного подвига. Заканчивается тропарь прославлением святого и призывом помочь и помолиться перед Царем Небесным за души верующих.

Тропарь впервые был введен в состав Литургии примерно в IV веке в качестве краткого припева в определенные моменты богослужения. Позднее тропарь стал входить в состав канонов и акафистов. Тропарь поется на богослужениях в храме: в конце вечерни, повечерия, утрени, часов и Литургии.

Тропарь Николаю Чудотворцу – это главная молитва святому. Она кратко и емко повествует о поступках и качествах святителя Николая, ставших очевидными проявлениями его святости. Также тропарь Николаю Угоднику включает призыв молитвенно помянуть нас перед Богом для спасения души.

В самом начале тропаря перечисляются заслуги святителя, а в конце – просьба о заступничестве.

Тропарь Николаю Чудотворцу

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Тропарь Николаю Чудотворцу в день прибытия мощей святителя в город Бари:

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае. 

Перевод: Настал  день светлого торжества, радуется град Бари, и с ним весь мир  воспевает  гимнами и песнями духовными: ибо сегодня священное торжество перенесения почитаемых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, которое как незаходящее солнце воссияло светозарными лучами, отгоняя тьму искушений и бед от всех взывающих с верою: Спасай нас, как ходатайствующий (пред Богом) за нас, великий Николай!

В каких нуждах обращаются к Николаю Угоднику

Николаю Чудотворцу молятся мореплаватели и путешественники. Святитель считается их покровителем и заступником. После случая воскрешения умершего моряка верующие обращаются к Николаю Угоднику с просьбой о благополучном плавании или путешествии.

Также святителя считают покровителем и помощником в устроении семейной жизни. Ему молятся молодые люди о благополучном создании семьи.

К святителю Николаю обращаются в разных житейских нуждах: о материальной помощи, о здоровье, о помощи в судебных делах. И если просимое угодно Богу, Николай Чудотворец всегда приходит на помощь нуждающимся и вопрошающим о помощи.

Чудеса по молитвам святителю Николаю

Известно множество случаев спасения путешествующих Николаем Чудотворцем. Молодая девушка Е. отправилась осенью в геологическую экспедицию на Соловецкие острова. Ночью ее лодку унесло ветром и прибило к незнакомой земле. Девушка начала усердно молиться святителю Николаю о спасении. Чтобы не замерзнуть, она решила идти вдоль берега в поисках людей.

Внезапно ей встречается седой старик и спрашивает, куда она держит путь. Девушка рассказала ему о своем горе. Старец ответил, чтобы она взобралась на горку, откуда сможет увидеть, куда нужно идти. Старичок исчез, а геолог поднялась на гору и увидела домик рыбака. Тогда она поняла, что сам святитель Николай, которому она молилась, явился ей и спас от верной смерти.

Олег Ковальков рассказал чудесный случай исцеления своей знакомой от рака. У нее обнаружили онкологическое заболевание, которое очень быстро прогрессировало.

Требовалась срочная операция, не дававшая никаких гарантий. Тогда Олег поделился со своей знакомой миром (освященным благовонным маслом), привезенным из Бари от мощей святителя Николая.

Он порекомендовал женщине мазать больное место миром.

Она в свою очередь решила понемногу пить миро. “Раз решила, то так тому и быть” – подумал Олег. Прошел месяц, готовясь к операции больная сдавала анализы, и была поражена. Опухоль значительно уменьшилась, а рост раковых клеток пошел на спад. Врачи не могли найти этому рациональное объяснение. Только больная и Олег знали того, чьими молитвами произошло это исцеление.

Молитвы святителю Николаю Чудотворцу

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

О, до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных (имена), моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́: виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных.

Читайте также:  Ксения Петербургская: биография, житие и мощи святой, чем помогает икона, день памяти

Потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших.

Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́ же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам.

На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу твоему́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напа́сть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Кондак Николаю Чудотворцу

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величание Николаю Чудотворцу

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Псаломщик — <

Тропарь, глас 4:

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3:

В Ми́рех свя́те священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо преподо́бне Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х,/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

  • Тропарь пренесению честных мощей, глас 4
  • Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.
  • Ин тропарь пренесению честных мощей, глас 4:

Оте́чество свое́, Ми́ры Лики́йския, не оста́вль ду́хом,/ во преми́рный град Ба́рский пресла́вно те́лом пренесе́ся, архиере́ю Нико́лае./ И отту́ду мно́жество челове́ческое свои́м прише́ствием возвесели́л еси́/ и боля́щия исцели́л еси́./ Те́мже тя мо́лим, святи́телю Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

  1. Кондак пренесению честных мощей, глас 3:
  2. Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.
  3. Тропарь на рождество святителя, глас 4:

Чу́дное и сла́вное рождество́ твое́, святи́телю Нико́лае,/ Це́рковь днесь правосла́вных све́тло пра́зднует,/ и́бо стоя́нием ногу́ твое́ю/ яви́ тя Госпо́дь и провозвести́ бы́ти свети́льника и учи́теля ми́ряном,/ весь мир обогаща́юща и просвеща́юща чудесы́./ Тем вопие́м ти:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак на рождество святителя, глас 2:

В Ми́рех ро́ждься, свя́те Нико́лае,/ от благоро́дна ко́рене, я́ко благопло́дна ветвь, прозя́бл еси́,/ испо́лнь бо быв Боже́ственных даро́в,/ я́ко со́лнце заря́ми, весь мир чудесы́ просвети́л еси́./ Сего́ ра́ди прославля́ем тя,// я́ко ученика́ и таи́нника Бо́жия благода́ти.

Тропарь на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву, глас 3:

Я́ко драгоце́нное бога́тство,/ прии́де к нам от Вели́кия реки́ Вя́тки/ в ца́рствующий сей град наш Москву́/ честна́я ико́на о́браза твоего́, святи́телю Нико́лае,/ и мно́гая у́бо чудеса́ в прише́ствии свое́м сотвори́,/ боля́щия исцели́ и вся челове́ки удиви́.

/ Сего́ ра́ди повеле́нием самоде́ржца царя́ / списа́ся с нея́ сия́ честна́я ико́на твоя́ / на просвеще́ние и моле́ние всем лю́дем ца́рска гра́да,/ ю́же днесь зрим и покланя́емся ей,/ моля́ще тя, таи́нника Христо́ва:/ моли́, свя́те, о всех нас,// дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву, глас 4:

Днесь всеусе́рдне восхваля́ем тя, святи́телю о́тче Нико́лае,/ и честны́й сей о́браз твой ве́рно почита́ем,/ и любе́зно целу́ем и,/ я́ко ве́лие таково́е дарова́ние нам от Христа́ Бо́га дарова́ся,/ па́че бо сапфи́ра и топа́зия,/ принесе́ся к нам от ме́ста, реко́маго Вя́тка, в ца́рский град,/ на исцеле́ние всем приходя́щим к нему́ с ве́рою./ Тем спрославля́ем твою́ святу́ю па́мять// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой Зарайская, глас 4:

Пресве́тлый хра́ме Свята́го Ду́ха,/ Богому́дре о́тче Нико́лае,/ благода́тию Небе́с освяти́ ду́ши на́ша,/ заступи́ и покры́й всечестны́м твои́м омофо́ром,/ его́ же прия́л еси́ от рук Пречи́стыя Де́вы,/ и просвети́ нас све́том за́поведей Христа́,/ от Него́ бо прия́л еси́ глаго́лы жи́зни./ Моли́ бла́гость Отца́ Небе́снаго,/ во е́же спасти́ся/ правосла́вно чту́щим тя,// да́руя нам ве́лию ми́лость.

  • Кондак святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой Зарайская, глас 6:
  • Ди́вного в чудесе́х чудотво́рца / воспое́м, вси лю́дие, / пра́зднующе но́ваго исто́чника щедро́т явле́ние, / издале́че к нам прите́кшаго, / вели́каго святи́теля хоте́нием: / припа́дающе к нему ве́рою, / напая́ем жа́ждущия ду́ши своя́, / любо́вию зову́ще : / о пресла́вный Нико́лае, / па́стырю наш до́брый, / помози́ нам,  немощны́м и убо́гим, / в житии́ сем многотру́дном // и ве́чныя жи́зни насле́дники нас сотвори́.
  • Молитва первая

О до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́; виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных; потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, ему́ же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам. На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу твоему́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, и укроти́ во́лны страсте́й и бед возстаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напасть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О вели́кий засту́пниче, архиере́ю Бо́жий, Нико́лае преблаже́нне, и́же подсо́лнечную осия́вый чудесы́, призыва́ющим же тя ско́рый услы́шатель явля́йяся, и́хже при́сно предваря́еши и спаса́еши, и избавля́еши, и от бед вся́ческих изъима́еши, от Бо́га да́нною ти чуде́с и даро́в благода́тию! Услы́ши мя недосто́йнаго, с ве́рою тя призыва́юща и моле́бное тебе́ принося́ща пе́ние; тебе́ бо хода́тая на умоле́ние ко Христу́ предлага́ю. О преслову́щий в чудесе́х, святи́телем высото́! я́ко име́яй дерзнове́ние, ско́ро Влады́це предста́ни, и преподо́бнии свои́ ру́це моле́бне к Нему́ простри́ о мне гре́шнем, и от Него́ щедро́ты бла́гости пода́ждь ми, и приими́ мя в свое́ заступле́ние, и от всех бед и зол мя изба́ви, от наше́ствия враго́в ви́димых и неви́димых свобожда́я, и тех всех наве́ты и злохи́трства погубля́я, и борю́щих мя во всей жи́зни мое́й отража́я; прегреше́нием же мои́м проще́ние испроси́, и спасе́на мя Христу́ предста́ви и Ца́рствия Небе́снаго сподо́би улучи́ти за мно́жество того́ человеколю́бия, ему́же подоба́ет вся́ка сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным его Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О всехва́льный, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае! Мо́лим тя, бу́ди наде́жда всех христиа́н, ве́рных защи́титель, а́лчущих корми́тель, пла́чущих весе́лие, боля́щих врач, по мо́рю пла́вающих управитель, убо́гих и си́рых пита́тель и всем ско́рый помо́щник и покрови́тель, да ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети сла́ву избра́нных Бо́жиих на Небеси́ и с ни́ми непреста́нно воспева́ти Еди́наго в Тро́ице покланя́емого Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва четвертая

О всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, те́плый наш засту́пниче, и везде́ в ско́рбех ско́рый помо́щниче! Помози́ ми, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем сем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы; и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва пятая

Читайте также:  Каноны ко Святому Причащению: как подготовиться к исповеди, тексты молитв, какие читать

О, всеблаги́й о́тче Нико́лае, па́стырю и учи́телю всех ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тебе́ призыва́ющих! Ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в, гу́бящих е́; и вся́кую страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами, от мирска́го мяте́жа, тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па, огня́ и напра́сныя сме́рти; и я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й в темни́це сидя́щих и изба́вил еси́ их царе́ва гне́ва и посече́ния ме́чнаго, та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́в су́ща, изба́ви мя гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию. Свои́м же милосе́рдием и благода́тию Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в ве́це сем и изба́вит мя шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Молитва шестая

О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кие ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Тропарь Николаю Чудотворцу: полный текст и кондак святителю на русском

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак, глас 3

Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Понятие про тропарь и кондак

Кондак и тропарь относятся к жанрам церковного песнопения. Самым известным автором кондаков был Роман Сладкопевец, сириец по происхождению, преподобный Софийского собора в Константинополе (VI век). До VIII века стихотворные произведения служили главной формой проповеди в музыкальной форме.

Стихотворный объем включал от 20 до 30 строф, в которых имелись вступление, припев и заключение. Основную часть музыкального стиха исполнял канонарх, припев – миряне, присутствующие на богослужении.

В настоящее время молитва состоит из 2 строф, в которых раскрывается суть празднования или обращения к Небесному Покровителю:

  • Господу;
  • Богородице;
  • ангелу;
  • святому угоднику.

Кондак является составной частью канона и акафиста. В каноне он поется после 3-й и 6-й песни. Отдельно кондак читают на утренней литургии, повечерии. В многострофном виде читают при отпевании священнослужителя (священника, архиерея).

Акафист (хвалебный гимн) состоит из 13 кондаков и 12 икосов. В заключении каждого кондака поется «Аллилуйя» (что означает «хвалите Бога»). Последний (13-й) кондак читается трижды, после чего исполняется первый икос.

Тропарь – краткий и емкий по содержанию припев, в котором раскрывается суть библейского празднования или особенность духовного подвига святого. Время введения в литургическое богослужение – IV век.

  • Тропарь служит основой православных песнопений:
  • Если тропарь употребляется в первой строфе канона, задавая мелодику и ритм последующим песнопениям (икосам), то он называется ирмосом.
  • Название «тропарь» в церковной гимнографии меняется в зависимости от назначения стихотворной формы.
  • Разновидности тропаря:
  • стихира (повтор строк псалма);
  • кондак (3-й, 6-й в каноне);
  • седален (разделение между икосами);
  • богородичен (9-я песнь в каноне или любой тропарь Богородице);
  • катавасия (ирмос, исполняемый 2-мя хорами).

Краткая молитва может употребляться как в рифмованной, так и в нерифмованной форме. Тропари составляют основу «Минеи» (годичного оборота постоянных богослужений), входят в сборник «Тропарион» для исполнения церковными хорами.

Тропарь на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву

Тропарь, глас 3

Яко драгоценное богатство, прииде к нам от Великия реки Вятки в царствующий сей град наш Москву честная икона образа твоего, святителю Николае, и многая убо чудеса в пришествии своем сотвори, болящия исцели и вся человеки удиви.

Сего ради повелением самодержца царя списася с нея сия честная икона твоя на просвещение и моление всем людем царска града, юже днесь зрим и покланяемся ей, моляще тя, таинника Христова: моли, святе, о всех нас, даровати нам мир и велию милость.

Как и когда правильно читать

Специального ритуала для молитвенного обращения к Николаю чудотворцу не существует. Следует придерживаться общих правил для чтения молитв. В храме перед иконой зажигают свечу и произносят про себя слова, обращенные к святому. В домашних условиях икону святого располагают в восточном углу или над входной дверью.

Рядом с полкой не должно быть бытовых предметов. Молятся в тишине, когда на душе воцаряется покой, все мысли сосредоточены на произнесении молитвы. Читают краткие молитвословия утром и вечером, когда нет возможности по времени прочесть акафист. Священнослужители рекомендуют читать молитвы на церковнославянском языке, «чистом» от современных искажений, с соблюдением ударений.

В каких нуждах обращаются к николаю угоднику

Николаю Чудотворцу молятся мореплаватели и путешественники. Святитель считается их покровителем и заступником. После случая воскрешения умершего моряка верующие обращаются к Николаю Угоднику с просьбой о благополучном плавании или путешествии.

Также святителя считают покровителем и помощником в устроении семейной жизни. Ему молятся молодые люди о благополучном создании семьи.

К святителю Николаю обращаются в разных житейских нуждах: о материальной помощи, о здоровье, о помощи в судебных делах. И если просимое угодно Богу, Николай Чудотворец всегда приходит на помощь нуждающимся и вопрошающим о помощи.

Величание св. угодника Божиего

Господь подарил человечеству драгоценный бриллиант. И освятилась вселенная евангельским сиянием. И удостоился всеблаженный Николай служить Христовой Церкви и умножать славу Божью на пользу людям. И благословен был Николай, став вершиной добродетелей и поднятый до высоты райской.

В первой строке тропаря о святителе говорится как о «правиле веры и образе кротости, воздержании учителя». Все эти основные достоинства в тропаре не случайны, как и их очередность. Церковь, следуя наставлению святого апостола Павла (Гал.5: 22-23) закрепляет союз основополагающих добродетелей, которые вместе составляют плод человеческого духа.

Читайте также:  Савватий соловецкий: житие и почитание, иконография и тексты молитв

Вера, кротость, воздержание – именно эти достоинства были основой жизни святителя Николая, даже в юном возрасте. Он уделял много времени богомыслию и созерцанию Господа, устраняясь от всего мирского и пламенея любовью к Отцу. Непрестанная молитва и пост были основой его подвижнической жизни.

Юноша с радостью ходил в церковь, не имел привычек, свойственных юности. Хранил непорочное целомудрие и не запятнал своей мужественной праведности. Юный праведник был больше похож на старца – его уважали, ему поражались и восхищались его мудростью.

Святой Николай в вере уподобился апостолам Христовым. Обладая кротким нравом, смиренным духом и добрым сердцем, он стал превыше страстей и греха, неся в себе Божественную благодать.

Полезные материалы

В 325 году во время Ариева раскола благодаря Священному Писанию, смиренномудрию и кроткой беседе архиерею удалось обратить к истине епископа Феогния и других вероотступников.

Феогний отрекся от еретических взглядов, но пастырь добрый понимал, как пострадало его самолюбие, поэтому и сказал кротко и смиренно:

Делами добра святитель стал «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12).

Во славу Божию он помогал бедным и нуждающимся. После смерти родителей юноше досталось хорошее наследство, но он не стал его преумножать, а решил помогать нуждающимся людям.

Свт. Николай Чудотворец

Вот один из случаев оказания им милосердной помощи.

Что такое тропарь

Тропарь – небольшое молитвенное песнопение, дающее представление о празднике или святом, особенностях его духовного подвига. Заканчивается тропарь прославлением святого и призывом помочь и помолиться перед Царем Небесным за души верующих.

Тропарь впервые был введен в состав Литургии примерно в IV веке в качестве краткого припева в определенные моменты богослужения. Позднее тропарь стал входить в состав канонов и акафистов. Тропарь поется на богослужениях в храме: в конце вечерни, повечерия, утрени, часов и Литургии.

Тропарь Николаю Чудотворцу – это главная молитва святому. Она кратко и емко повествует о поступках и качествах святителя Николая, ставших очевидными проявлениями его святости. Также тропарь Николаю Угоднику включает призыв молитвенно помянуть нас перед Богом для спасения души.

В самом начале тропаря перечисляются заслуги святителя, а в конце – просьба о заступничестве.

Смирение мирликийского святителя – высшее богатство

Николаю Чудотворцу было присуще настоящее смирение. Он старался избегать человеческой славы, за что его и прославил Господь.

Продолжение тропаря: «смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая» — это означает, что величие свое святитель Николай приобрел смирением, а богатство Духа Святого – нищетою.

Когда праведный Николай, благодаря любви ко Христу, чистоте, кротости, стяжал себе самое высокое призвание Церкви – быть архиереем, епископом своего города, он уже не скрывал своих добрых дел от паствы. День его проходил в делах и молитвах, но двери его жилища всегда были открыты для людей.

Святитель Николай спасал голодных от голода, невиновных – от казни, заблудших в вере – от ереси. Он помогал и заботился о людях не из-за тщеславия, а чтобы претворить в жизнь слова Спасителя:

И так воссиял любимый всеми батюшка Николай перед глазами верующего народа своими добродетелями, что устремился за ним следом православный люд к познанию истины, к свету, ко Христу.

Кондак глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Величание св. угодника Божиего

Господь подарил человечеству драгоценный бриллиант. И освятилась вселенная евангельским сиянием. И удостоился всеблаженный Николай служить Христовой Церкви и умножать славу Божью на пользу людям. И благословен был Николай, став вершиной добродетелей и поднятый до высоты райской.

В первой строке тропаря о святителе говорится как о «правиле веры и образе кротости, воздержании учителя». Все эти основные достоинства в тропаре не случайны, как и их очередность. Церковь, следуя наставлению святого апостола Павла (Гал.5: 22-23) закрепляет союз основополагающих добродетелей, которые вместе составляют плод человеческого духа.

Вера, кротость, воздержание – именно эти достоинства были основой жизни святителя Николая, даже в юном возрасте. Он уделял много времени богомыслию и созерцанию Господа, устраняясь от всего мирского и пламенея любовью к Отцу. Непрестанная молитва и пост были основой его подвижнической жизни.

Юноша с радостью ходил в церковь, не имел привычек, свойственных юности. Хранил непорочное целомудрие и не запятнал своей мужественной праведности. Юный праведник был больше похож на старца – его уважали, ему поражались и восхищались его мудростью.

Святой Николай в вере уподобился апостолам Христовым. Обладая кротким нравом, смиренным духом и добрым сердцем, он стал превыше страстей и греха, неся в себе Божественную благодать.

Полезные материалы

В 325 году во время Ариева раскола благодаря Священному Писанию, смиренномудрию и кроткой беседе архиерею удалось обратить к истине епископа Феогния и других вероотступников.

Феогний отрекся от еретических взглядов, но пастырь добрый понимал, как пострадало его самолюбие, поэтому и сказал кротко и смиренно:

Делами добра святитель стал «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим. 4:12).

Во славу Божию он помогал бедным и нуждающимся. После смерти родителей юноше досталось хорошее наследство, но он не стал его преумножать, а решил помогать нуждающимся людям.

Свт. Николай Чудотворец

Вот один из случаев оказания им милосердной помощи.

Смирение мирликийского святителя – высшее богатство

Николаю Чудотворцу было присуще настоящее смирение. Он старался избегать человеческой славы, за что его и прославил Господь.

Продолжение тропаря: «смирением стяжал еси высокая, нищетою богатая» — это означает, что величие свое святитель Николай приобрел смирением, а богатство Духа Святого – нищетою.

Когда праведный Николай, благодаря любви ко Христу, чистоте, кротости, стяжал себе самое высокое призвание Церкви – быть архиереем, епископом своего города, он уже не скрывал своих добрых дел от паствы. День его проходил в делах и молитвах, но двери его жилища всегда были открыты для людей.

Святитель Николай спасал голодных от голода, невиновных – от казни, заблудших в вере – от ереси. Он помогал и заботился о людях не из-за тщеславия, а чтобы претворить в жизнь слова Спасителя:

И так воссиял любимый всеми батюшка Николай перед глазами верующего народа своими добродетелями, что устремился за ним следом православный люд к познанию истины, к свету, ко Христу.

Величание

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Человек обращается к Богу через молитву напрямую или через посредников-молитвенников: Богородицу, святых угодников, ангелов.

Господу важен не прочитанный текст, а сердце православного человека, открытое для добрых дел согласно его заповедей. Тропарь святому Николаю Чудотворцу посвящен его житию.

Обращаясь к Угоднику Божьему, верующий перечисляет его добродетели, которым надо следовать и в современном мире.

^ Святителя Василия Великого

(1/14 янва­ря)

Тропарь святителю, глас 1

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже боголе́пно научи́л еси́, есте­ство́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, ца́рское свяще́ние, О́тче преподо́бне, моли́ Хри­ста́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Пере­вод: По всей зем­ле про­шел голос твой, ибо при­ня­ла она сло­во твое: им ты исти­ны веры бого­до­стой­но изло­жил, при­ро­ду все­го суще­ству­ю­ще­го изъ­яс­нил, чело­ве­че­ские обы­чаи бла­го­укра­сил, цар­ствен­ный свя­щен­ник, отче пре­по­доб­ный, моли Хри­ста Бога о спа­се­нии душ наших.

Кондак святителю, глас 4

  1. Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве, подая́ всем некра́домое госпо́дство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

  2. Пере­вод: Явил­ся ты непо­ко­ле­би­мым осно­ва­ни­ем Церк­ви, оде­ляя всех людей непри­кос­но­вен­ным досто­я­ни­ем и запе­ча­ты­вая его тво­и­ми уче­ни­я­ми, откры­ва­ю­щий небес­ное Васи­лий, преподобный.
  3. * * *

Кондак глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector