Тихон Задонский: о чем просят святителя и как правильно обращаться, тексты молитв

Тихон Задонский: о чем просят святителя и как правильно обращаться, тексты молитв

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?
Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него», — говорит Христос (Лк.11:9-13).

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2:1-2).
§ 234. Молитва истинная от надежды происходит.

Ибо как у человека ничего не просим, когда не надеемся от него желаемого получить: например, от нищего и скупого — милостыни, от скудоумного — совета, от немощного помощи не просим, ведая, что не могут нам дать то, чего желаем, так и кто не надеется от Бога желаемое получить, не прибегает к Нему с прошением, но уклоняется к немощной твари.

Напротив, как к доброму и щедрому мужу многие прибегают, поскольку надеются от него помощь в нужде своей получить, так и кто твердую и непоколебимую имеет надежду на Бога, богатого в милости и щедротах, просит у Него милости и помощи.

Из этого видно: 1) Что если кто на создание надеется и от него помощи и избавления ищет, это показывает, что сердце его от Бога отступило, в милости и помощи Его отчаялось, и прилепилось к созданию, что есть грех тяжкий, подобный идолопоклонству, хотя бы устами и исповедал Бога такой человек.

2) Хотя и не устами, но сердцем хулит таковой Бога, ибо считает Его немилосердным, или не всемогущим, или неистинным в обещаниях Своих, или иное что противное благости Божией в сердце имеет.

§ 235. Молитва есть прошение добра, которое приносят благочестивые люди к Богу. Так описывает святой Василий Великий молитву в Слове об Иулитте-мученице.

§ 236. Поскольку молитва есть прошение добра у Бога, Источника благ и Подателя просящим у Него; и «всякое даяние доброе, и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов», как апостол учит (Иак.1:17): молитва есть причина всякого добра, как душевного, так телесного и временного, и показывает истинного христианина.


1) Молитвой исповедуем то, что Бог Сам говорит: «Я— Господь Бог твой», то есть, показываем молитвой о себе, что мы иного Бога не знаем, кроме Него, и на Него одного всю надежду нашу возлагаем, Ему одному поклоняемся, Его одного почитаем, от Него одного милости ищем.

И тем исповедуем, что Он есть Бог живой, вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, обо всех промышляющий и один всякое добро подающий, и «есть Бог наш, Господь наш», Промыслитель наш, «и мы люди Его и овцы паствы Его» (Пс.99:3).

2) Молитвой показываем, что мы Божие обещание за велико почитаем, и подаем известие, что мы верим тому, что Бог обещал, и что Бог есть истинный, неложный в Своих обещаниях, ибо Он сам велел нам молиться и обещал услышать нас.
3) Молитвой утверждается и умножается вера, подобно дереву, которое чем более орошается, тем более растет.

Ибо Божия благодать, как дождь тихий, снисходит на молящегося, и орошает сердце его, и плодоносным делает для творения добрых дел.
4) Молитвой избегаем бесстрашия. Ибо молитвой исповедуем Бога вездесущего, всевидящего, Которого, как вездесущего, должно бояться и почитать.
5) Молитвой вооружаемся против искушения дьявола, греха и всякого неблагополучия.

Ибо молитва есть оружие христианское, которым противимся дьяволу и служителям его и сохраняем себе и град наш душевный.
6) Молитвой прогоняем печаль и скорбь. Ибо как отраду получаем некую, когда верному нашему другу сообщаем нашу скорбь, так, или намного большее получаем утешение, когда скорбь нашу Преблагому и Милосердному Богу объявляем, и просим от Него утешения.

Так молитвой святой Давид скорбь и печаль свою сообщал Богу и получал утешение, как это во многих псалмах показывается.
7) Молитва есть беседа с Богом. Сколь же великое дело есть человеку тленному с Богом великим и бессмертным беседовать! Великим считаем с Царем земным беседовать, тем более с Царем Небесным и Вечным беседовать — великое и желаемое дело!

8) От оставления молитвы все противное последует. В оставляющем молитву оскудевает и исчезает вера: ибо человек сам собою не может противиться искушению, и так впадает в бесстрашие и всякий грех. От этого следует развращенная и безбожная жизнь, а далее отчаяние, наконец, явная погибель.

§ 237. Причины, которые подают надежду на молитву:
1) Бог всех побуждает к молитве и призывает, как о том во многих местах Святого Писаниях можно найти.
2) Молящегося услышать милостиво обещал: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7).

3) Сам Бог научил, как и молиться нам, как молитва «Отче наш» (Лк.11:1—4), и псалмы, и прочие пророческие молитвы показывают. Ибо мы сами от себя не знаем, как и о чем молиться, посему Милосердный Бог и тому нас научил.

§ 238. Поскольку Бог на всяком месте есть, — «Бог наш на небе и на земле», — говорит Псаломник (Пс.113:11), — то на всяком месте и молитву слушает. Поэтому на всяком месте молиться возможно. К Царям и князьям надо далеко идти, трудиться ради нужды, а к Богу не так.

Где находишься, там и Бог с тобой; там и молись Ему; там и слышит тебя. Так святой апостол «хочет, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи» (1Тим.2:8). И Христос говорит: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», но на всяком месте (Ин.

4:21).

§ 239. Всякое время для молитвы удобно: день и ночь, утро и вечер, полдень и полночь. К человеку с прошением не всегда можно приступать, поскольку или нуждами, или немощью, или сном, или иным чем занят бывает, а к Богу не так.

Но всегда, и всякое время свободно; всегда двери открыты нам, когда хотим приступать к Нему, пока в этом веке живем; всегда готов слушать прошение наше (Мф.7:7-8; Ис.65:24); всегда готов, ибо Благ, «благодать подать просящим» (Лк.

11:13).

§ 240. Поскольку Бог — «Сердцеведец», то и сердечное наше желание, воздыхание слышит и знает, хотя бы уста и молчали. «Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое» (Пс.9:38). Ибо Бог не требует от нас слов.

Человек человеку не может прошения своего иначе объявить, как только устами и посредством слов, а Бог без слова и само помышление наше знает; и равно перед Ним как слово, так и помышление наше. Но еще и то, что будем помышлять, знает. «Ты узнал помышления мои издалека», — говорит Псаломник (Пс.138:2). Итак, молитва самим умом и без слов может совершаться.

Читайте также:  Абалакская икона Божией Матери: значение образа Знамение и молитвы

Так молилась святая Анна, мать Самуила, как о ней Писание говорит: «Иона говорила в сердце своем, только уста ее двигались, а голоса ее не было слышно» (1Цар.1:13).

§ 241. Как сердечная молитва без голоса и слов может быть, так уста без сердца, и слова без разума, и голос внешний без внутреннего сердечного усердия никакой пользы не приносит. Ибо голос внешний и слово должно быть согласно с внутренним помышлением; и слово не что иное, как извещение внутреннего состояния.

Бог же «проницает сердце наше, и смотрит на сердце», а не на слова (1 Пар.28:9; 1 Цар.16:7). Следовательно, слова, если нет согласия с сердцем, — ничто. Это тогда бывает, когда одно говорит язык, другое помышляет ум.

Поэтому должно стараться, чтобы и сердце молилось, когда молится язык, и ум помышлял то, что уста произносят; чтобы сердце согласно было со словом, и слово с сердцем, и помышление в том упражнялось, что голосом произносится.

§ 242. Как праведнику, несмотря на свою правду, должно молиться, так и грешнику, из-за грехов сотворенных, не должно оставлять молитвы, но всякому должно со смирением на одно милосердие Божие взирать.

Ибо как праведник от Бога, а не от себя имеет правду, так и грешник должен туже правду от Бога молитвой, прошением, сокрушением сердца и истинным покаянием и верой во Христе Иисусе искать.

Фарисей, поскольку на правду свою взирал в молитве, отвержен, а мытарь, обремененный грехами, поскольку одно милосердие Божие полагал перед собой в молитве, услышан. «Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот», — говорит Христос (Лк.18:14).

§ 243. Как прилежно должно нам молиться, учит нас Христос притчей о друге, который в полночь пришел к другу своему просить хлеба (см. Лк.11:5—8), притчей о вдове, которая неотступно приходила к судье нечестивому и просила защиты от соперника своего (см. Лк.18:1—8). И еще: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).

Ибо должно не только просить, но и искать; не только искать, но и стучать, то есть неотступно просить и очи свои душевные к милосердию Божиему возводить, по примеру Псаломника: «К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи раба обращены на руки господ своих, как очи рабыни — на руку госпожи своей, так очи наши — к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» (Пс.

122:1-2).

§ 244. Молитва прилежная с верой все получает, чему пример подает женщина хананейская, в Евангелии упоминаемая: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, — вопиет ко Христу, — дочь моя жестоко беснуется». Христос ответа ей не дает.

Апостолы, «приступив, просили Его: «Отпусти ее, потому что кричит за нами». Но Христос отвечает: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».

Женщина не отступает, но усугубляет моление, кланяется, показывая смирение, и вопиет опять: «Господи! Помоги мне!» Христос же «сказал в ответ: «Нехорошо взять хлебу детей и бросить псам»».

Женщина и после этого, такого жестокого, ответа не отходит; но, о псах услышав, за благо принимая это и признавая себя псом, опять сердечное желание и горячность показывает: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Тогда, видя постоянную и твердую веру и неотступное прошение женщины, «Иисус сказал ей в ответ: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему»» (Мф.15:22—28).

Вот что молитва прилежная, верой подкрепляемая, получила: «Да будет тебе по желанию твоему!» И не только желаемое получила, но и похвалу вере своей услышала от Господа, сердца и утробы испытующего. «Почему же так нескоро сотворил Христос по прошению жены той? Хотел показать великую ее веру».

Так учит святой Златоуст (в Беседе 38 на Книгу Бытия).

Подобно женщине той, должно и нам с верой стучать в двери милосердия Божия, и считать себя как бы псами, которые едят крохи, падающие с трапезы господ своих, да так призрит и на наше смирение Иисус Христос Господь наш, Который призрел на смиренную и верную молитву женщины хананейской. Ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8). Ибо если ныне Он и невидим нами, но «Духом пребывает неотступно с верными Своими» (Мф.28:20), милует с верой вопиющих к Нему, и исполняет прошение просящих.

§ 245.

Поскольку нет пользы от той молитвы, в который язык молится, а ум празден; язык говорит, а ум молчит; язык Бога призывает, а ум рассеивается по созданиям, как сказано, поэтому должны с помощью Божией о том стараться, чтобы и ум то помышлял и делал, что язык говорит, и слова в молитве были бы не что иное, как толкование и свидетельство совета и желания сердечного; чтобы «от избытка сердца говорили уста» (Мф.12:34), а не только от памяти; и что сердце зачнет и породит, то бы на устах являлось, подобно воде, в котле кипящей, которая наверху издает пузыри, когда на дне котла становится горячей и кипит.
К этому способствует:
1) Стараться о том, что Псаломник говорит: «Всегда я видел Господа пред собою» (Пс.15:8), дабы хотя и всегда, но особенно в молитве Бога перед собою видеть, верой перед Ним с раболепным смирением стоять, Ему нужды свои излагать, и с сердечным преклонением голову и колени преклонять, и так ожидать милости от Него, как делаем, когда предстоим земному монарху и от него милости просим. Такое устроение не попустит уму нашему рассеиваться в молитве. Поэтому, когда хотим молиться, прежде начала молитвы должны мы помышлять и в уме положить то, что перед Богом хотим стать и о своей нужде Его просить.
2) Истинная молитва от размышления бывает, поэтому молитву с размышлением и начинать и творить должно.

3) Поскольку «истиною и духом» (Ин 4:23) молиться должно, и того сами от себя сотворить не можем мы по немощи нашей, поэтому должны и о том молиться Богу, чтобы научил нас молиться и призывать имя Его духом и истиною. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно», — говорит апостол (Рим.8:26). Должны и мы просить Христа: «Господи! Научи нас молиться» (Лк.11:1).

§ 246. Молиться должно не только самому за себя, но:
1) Друг за друга. Ибо все верные, по всему миру рассеянные, это одно духовное тело, одну преблагословенную Главу имеющие — Христа, и одним Духом Божиим просвещаемые и наставляемые (см. Рим.12:5; 1Кор.

Читайте также:  Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

10:17; 12:12-13, 20, 27). Итак, как духовные члены, одно духовное тело составляющие, должны друг другу помогать молитвой.

Как в вещественном теле члены друг о друге пекутся, так и мы, друг за друга молясь, как бы единый голос к Небесному Отцу должны испускать с верой и любовью: «Отче наш, Иже еси на небесех!» — и прочее.

2) Подданным молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте», как учит апостол (1 Тим 2:2).
3) За пастырей, людям в паству им порученным, и пастырям за людей своих.

4) Должно, по слову Христову, «молиться и за обижающих нас и гонящих нас» (Мф.5:44).

§ 247. Молитве препятствие чинит следующее:
1) Грех совершаемый, когда кто от греха отстать не хочет; например, прелюбодеяние и всякая нечистота, хищение, мздоимство, пьянство и прочее.

«Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и если умножите моление, не услышу вас, ибо руки ваши исполнены крови», — говорит Бог через пророка Исаию (Ис.1:15). И еще: «Грехи ваши произвели разделение между вами и между Богом, и из-за грехов ваших Он отвратил Лицо Свое от вас, чтобы не помиловать», и проч. (Ис.59:2).

Апостол говорит: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). Поэтому желающий молиться должен оставить грех и примириться с Богом, и так с надеждой приступать к Богу.
2) Гнев и злоба, против ближнего в сердце питаемая.

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших», — говорит Христос (Мк.11:25-26).
3) Немилосердие к ближнему.

«Тот, кто затыкает уши свои, чтобы не слышать немощного, тот сам призовет и не будет услышан», — говорит Писание (Притч.21:13). «Без милостыни бесплодна молитва», — говорит свт. Иоанн Златоуст (Беседа 6 на второе Послание к Тимофею). Итак, должны сами мы милость ближним оказывать, если хотим милость о Бога получить.

4) Препятствует обида, по отношению к ближнему сотворенная и невознагражденная. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», — говорит Христос (Мф.5:23-24).

Итак, желающий молиться должен с обиженным ближним примириться. «Когда один молится, а другой проклинает, чей глас услышит Владыка?» — говорит Писание (Сир 34:24). Ты молишься, а брат твой, обиженный тобой, плачет; Христос же говорит тебе: «Пойди прежде примирись с братом твоим». Поэтому должен примириться с братом, и тогда молиться.

Источник: Святитель Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 1. Глава 9: О молитве

Тихон Задонский: о чем просят святителя и как правильно обращаться, тексты молитв

Молитва Тихону Задонскому

Молитесь, и молитвы ваши будут обязательно услышаны! В трудную минуту мы всегда можем рассчитывать на святых покровителей.

Одним из святых, является Тихон Задонский, ему молятся от уныния, и он дарит радость! Его просят об исцелении и здоровье душевнобольных, он помогает. Девы просят Тихона о замужестве и он дарит им мужа. 

Если вы попросите его о чем то от чистого сердца, с открытой душой, он обязательно поможет и вам! Храни вас господь.

Тихон Задонский

Тихон Задонский: о чем просят святителя и как правильно обращаться, тексты молитв

Молитвы Тихону Задонскому обращают, когда нуждаются в кротости и незлобии, душевных силах и здоровье. Особую силу молитва имеет при наличии душевных болезней. Речь идет о печали и унынии, алкоголизме, наркомании, душевном помешательстве и бесновании. Тихон помогает вернуть зрение, возможность ходить. Люди, испытывающие крайнюю нужду, пребывающие в условиях нищеты, обращаются к Тихону за защитой.

Читайте так же:  Молитва на спокойный крепкий сон ребенку Тихон Задонский: о чем просят святителя и как правильно обращаться, тексты молитв

Текст молитвы от уныния читается для любых целей (уныние, душевые болезни, исцеление, замужество). Другие молитвы предложены в качестве дополнения. Они читаются с целью прославления святого, что будет усиливать действие основной молитвы.

Молитва от уныния

“Отец наш Тихон, восхваляем тебя! Ты угодник Христовый, святитель Божий! Бытие твое подобно ангельскому, подобно ангелу ты явился и даровал людям надежду. Направляем тебе свою веру и мысли свои благие. Благосердие твое, помощь твоя наши души спасает. Ходатайствуй о нас перед Господом, проси для нас спасения душевного.

Услышь наши мольбы недостойные, будь милостив к нам, заступись за нас. Одари нас мудростью, убереги от зловерия человеческого, защити нас от деяний и помыслов недобрых. Помоли о нас перед Господом, подаруй нам силу великую, милость благую. Обращаются к тебе грешные и недостойные рабы Божьи (имена), просим об исцелении язв наших телесных и душевных.

Избави нас от ран на телах наших. Пусть растворят слезы умиления и сокрушения каменные сердца наши. Вразуми нас о покаянии, избави от вечных мук и огня геенского. Пусть верным людям будет дарован мир и тишина, здравие и спасение, успех в делах, людей добрых на пути, благочестие и чистоту. Молимся тебе и воспеваем образ твой.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.”

Молитва о душевнобольных

В дополнение к основной молитве рекомендуется читать тропарь Тихону Задонскому.

“С самой юности возлюбил ты Христа. Действием и словом ты примером служил для всех христиан. Почитаем житие твое, прожитое в любви, вере, чистоте и смирении. Небесная обитель приняла тебя, достойным ты предстал перед Престолом Пресвятой Троицы. Молимся тебе о спасении душ наших.”

Молитва об исцелении

Кондак направлен на восхваление Тихона.

“Избранный угодник Христа, отец наш Тихон. Ты светило яркое, прославлял ты Господа и нам велел. Был ты смиренен и нам велел. Господь даровал нам в твоем лице защитника и помощника. Просим у тебя исцелить наши недуги душевные и телесные. Просим у тебя здравия крепкого. Хвалим тебя и воспеваем, песнопение тебе даруем. Радуйся, отец наш великий Тихон! Хвалу тебе даруем, наш Чудотворец.”

Молитва о замужестве

“Отче наш Тихон, поем тебе песни, славим тебя и надеемся на помощь твою! Ты ангелов собеседник, наставник для всех людей, Божий служитель. Молимся лику твоему, святой Тихон, просим молить о нас перед Господом. Руководи делами нашими, всели в нас веру в силы свои, направляй нас на пути нашем. Надеемся на милость твою.

Умиляемся и воспеваем: Радуйся, радуйся, ангелу подобный, отец Тихон. Радуйся, радуйся, в бедах поддержку дарующий. Радуйся, радуйся, ходатайствующий за нас перед Господом. Радуйся, радуйся, на помощь страждущим приходящий. Наш наставник, наш защитник, наш помощник, верны мы тебе. Склоняем колени и головы свои перед ликом твоим. Ты наше озарение светлое, нашей смуты украшение.

Благодарим тебя за величие твое. Восхищаемся чудотворениями твоими.”

Читайте также:  Святой Тихон: житие Патриарха Московского и всея Руси и икона, молитвы

Произносить молитву следует от чистого сердца. Нельзя преследовать корыстные цели и носить в душе злые помыслы. Глубокая вера в молитву обязательно приведет к исполнению желаемого.

Святитель Тихон Задонский о посте

Тихон Задонский: о чем просят святителя и как правильно обращаться, тексты молитвКак видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

  • Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.
  • Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.
  • Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.

Видишь, христианин, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто.

  1. Многие постятся телом, но не постятся душой.
  2. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза?
  3. Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра — и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.

  • Да постится ум твой от суетных помышлений.
  • Да постится память от злопамятства.
  • Да постится воля твоя от злого хотения.
  • Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (Пс 118:37).
  • Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
  • Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.
  • Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс 33:15; 1 Петр 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

«Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под себя рубище и пепел.

Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я избрал, — говорит Господь.

— Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис 58: 4-10).

Святитель Тихон Задонский. Из книги «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Как правильно креститься

«Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа», – еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как же часто, к сожалению, приходится видеть иное – верующие люди, по многу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно…

Один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, а осыпает себя солью; третий – со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случае. Еще святитель Василий Великий писал: «В Церкви все благообразно и по чину да бывает». Крестное знамение – видимое свидетельство нашей веры.

Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно.

Да и вспомним евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10).

Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Какое же крестное знамение будет правильным? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца – плотно пригнуть к ладони, символизируя тем самым схождение Сына Божия с Неба на землю (два пальца – образ двух природ Иисуса Христа).

Вначале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения – для освящения чувств; после этого – на правое, а затем левое плечо, освящая телесные силы.

Опустив руку, совершаем поясной поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка – поклон одновременно с крестным знамением.

Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описании крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случае Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector