Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Строгие и полные любви и милосердия взоры святых с древних икон, мягкий теплый свет зажженных свечей, благоухающее кадило, купель, наполненная освященной водой, белые одежды младенца, торжественный и возвышенный голос священника, произносящего слова молитвы, тихое и волнующее пение хора… С минуты крещения начинается новая жизнь верующего человека, устанавливается невидимая глазу связь с Богом. Новокрещенный входит в лоно церкви, «духовно рождается» на свет. Крещение – самое первое и важнейшее таинство в жизни христианина, оно неразрывно связано с другим таинством – миропомазанием. И если о крещении слышал практически каждый человек, то о последнем знают немногие. В чем суть? Что такое миропомазание в церкви? Подробную информацию читайте в статье.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Значение таинств в церкви

  • Одной из основополагающих частей жизни церкви и христианина являются таинства.
  • Таинство – это священнодействие, посредством совершения которого человеку через видимые обряды передается незримая божественная благодать.
  • Всем таинствам христианской церкви присущи общие черты:
  • Богоустановленность – учреждение таинств самим Богом.
  • Внутренняя, сокрытая сторона – незримая благодать, передающаяся христианину при проведении таинства.
  • Внешняя, формализованная сторона – обрядовый порядок, необходимый немощному человеку, зримые и ощущаемые действия, позволяющие воспринять незримую благодать.

В противовес обрядам, совершаемым при исполнении таинств (например, освящение воды, каждение храма), которые складывались и развивались естественным путем на протяжении веков, таинства считаются установленными Богом.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Таинства Православной церкви

Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:

  • Таинство крещения – крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
  • Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
  • Таинство покаяния – искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
  • Таинство причащения (другое название – евхаристия) – причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
  • Таинство елеосвящения (или соборование) – тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
  • Таинство брака (известное как венчание) – заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
  • Таинство священства (иначе называется хиротонией) – посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.

Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств – крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Связь таинства крещения и миропомазания

Как связаны таинство крещения и таинство миропомазания? Оба они всегда были тесно связаны в церковной традиции. Крещение очищает и освобождает человека от бремени первородного греха и множества личных грехов, а миропомазание дарует благодать Святого Духа, позволяя жить по церковным заповедям и канонам.

С IV века миропомазание совершается сразу после крещения. Оба эти таинства могут быть совершены только единожды за всю жизнь человека.

Значение миропомазания

Православный катехизис (сборник, излагающий основные положения веры) так поясняет суть таинства: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной».

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Личная пятидесятница

Иногда таинство миропомазания называют личной пятидесятницей человека. Понять смысл этой фразы можно, вспомнив страницы Евангелия.

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Дух Святой в виде огненных языков пламени. Они сразу же почувствовали воздействие божественной благодати – их наполнила божественная любовь к людям и Христу, готовность посвятить себя служению им. Они получили способность говорить на неизвестных им ранее языках, что позволяло вести проповеди в разных уголках земли.

В таинстве миропомазания с человеком происходит то же самое, что пережили апостолы. Внешняя форма этого явления изменилась – пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными – схождение Святого Духа и освящение христианина через получаемую благодать.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

История установления обряда

В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.

Христиане первых веков получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенных.

Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного. Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена.

Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела. Миропомазание — это было таинство, которое сопровождалось молитвами и наложением крестного знамения (по-гречески «сфрагис» – печать).

Правом совершать помазание миром наделялись епископы и пресвитеры церкви, назначенные апостолами.

Камень

На Святой Земле, в Иерусалиме, есть святыня, известная миру как Камень миропомазания. Согласно Евангелию, это именно тот камень, на который было положено Тело Спасителя после снятия Его с креста.

Последователи Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – именно на этом камне омыли благовонным миром Тело Господа, приготовив к погребению.

Для сохранности настоящий камень миропомазания в храме Гроба Господня покрыт плитой из розового мрамора, но даже через плиту он источает миро, которое собирают многочисленные паломники для исцеления от недугов.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Святое миро

В переводе с древнегреческого «миро» означает «благовонное масло». По данным различных источников, количество ингредиентов, необходимых для приготовления мира, используемого в таинстве, колеблется от 35 до 75.

Такое обилие составляющих миро компонентов соотносится с огромным числом добродетелей, которыми должен обладать истинный христианин.

Основу мира составляют белое виноградное вино, чистое оливковое масло и разнообразные ароматические вещества и масла.

На заре христианства правом приготовления и освящения мира обладали только апостолы, позднее – назначенные ими епископы. Сегодня в Русской Православной Церкви готовить и освящать миро может только Патриарх.

Приготовление и освящение мира

В России процесс приготовления и освящения мира происходит раз в два года. Подготовка всех необходимых ингредиентов начинается с Крестопоклонной недели – четвертой недели Великого поста. Все необходимые ингредиенты кропятся освященной водой, варится смесь оливкового масла и вина.

Ароматические составляющие мира измельчаются, заливаются готовой смесью масла и вина. Затем миро стоит до конца Великого поста. В Страстной Понедельник Патриарх освящает все, что используется для мироварения (и ингредиенты, и сосуды), самолично разжигает пламя под приготовленными котлами.

Варение мира сопровождается постоянным чтением Евангелия. В Великий четверг миро освящается, причем оно смешивается с миром, освященным в предшествующие годы. Такое смешивание происходило на протяжении многих веков. Благодаря этому сегодня миро содержит часть вещества, сваренного еще во времена апостолов.

Затем готовое и освященное миро раздается на все приходы Церкви.

Значение обряда

Видимой стороной таинства является нанесение священником мира на лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, ладони и ступни человека. При этом каждый раз им произносится: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда? Ответ на этот вопрос дают труды святителей церкви.

Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям Господним на всем жизненном пути.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Обрядовая сторона таинства

Миропомазание — это таинство, которое состоит из четырех этапов: помазание миром, хождение вокруг купели, омывание святого мира и пострижение волос.

По окончании таинства крещения (заканчивается одеянием в белые одежды), священнослужитель читает молитву и наносит миро на определенные части тела, которые должны быть насухо вытерты. Нанося святое миро, священник образно рисует крест. До омовения никто не должен касаться помазанных частей тела.

Затем новокрещенный с зажженной свечой и его крестные родители (по церковному обычаю они называются восприемниками) три раза шествуют вокруг купели, двигаясь навстречу солнцу, против часовой стрелки, как совершаются все крестные ходы. Символически это означает вхождение в вечную жизнь, дарованную совершаемыми таинствами, а также их вечную нерушимую силу.

Обряды восьмого дня

Омовение святого мира на заре становления христианской веры происходило на восьмой день после совершения таинства. Причем новокрещеный в течение недели носил белые крестильные одежды, не снимая.

Он посещал храм, приобщаясь к тайнам церкви и богослужения; в этот период происходило первое причастие новоначального христианина. Сегодня обряды восьмого дня совершаются в день крещения и миропомазания.

Священник произносит слова молитвы, испрашивая у Бога помощи в сохранении печати Святого Духа невредимой и прося защитить нового члена церкви от пагубного воздействия злых сил.

Затем кропит помазанного со словами древней молитвы: «Оправдался еси (человеку простились прежние грехи), просветился еси (встал на путь православной веры), освятился еси (во время первого причастия), омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». После этого совершается омовение смоченной в чистой воде губкой помазанных миром частей тела.

Испросив у Господа благословение для нового члена церкви, священнослужитель остригает волосы на голове новокрещенного – затылок, лоб, правую и левую стороны. Крестообразное пострижение волос повторяет порядок наложения благословения на голову. Символически обряд миропомазания означает, что человек добровольно предается Богу, готов принести себя в жертву.

Читайте также:  Афанасий Брестский: житие преподобномученика и икона, молитвы

Остриженные волосы закатываются в комок воска и опускаются в крестильную купель.

Миропомазание – это второе по важности (после крещения) таинство в жизни любого христианина. К сожалению, сегодня многие не знают смысла этого таинства. Да и о самом существовании этого таинства известно далеко не всем. А между тем, миропомазание — это таинство, которое позволяет человеку начать вести полноценную духовную жизнь в лоне православной церкви.

Таинство миропомазания: всё, что нужно знать | Храмы Янёва

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви, при котором через помазание священным миром крещённый приобретает силы Божией благодати для укрепления своей духовной жизни.

Из истории

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православииУстановление таинства миропомазания уходит своими корнями в апостольские времена.

Установление таинства миропомазания уходит своими корнями в апостольские времена. Изначально каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа посредством простого возложения рук апостола или епископа. Но уже в апостольских посланиях это действие называется именно «помазанием».

На Лаодикийском соборе в 343 году постановили:

Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием небесным, и быть причастниками Царствия Божия.

Это правило закрепило практику совершения миропомазания сразу после крещения.

Вот что писал о таинстве миропомазания Архиепископ Константинопольский Григорий Богослов (IV век):

Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться?

Архиепископ Фессалоникийский Симеон Солунский (XV век) о миропомазании повествует так:

Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.

Самое миропомазание ранее совершалось крестообразно. Этот вывод можно сделать из свидетельств отцов Церкви: ученика апостола Павла Дионисия Ареопагита, блаженного Аврелия Августина, святого Амвросия Медиоланского.

Порядок совершения таинства

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православииОбычно миропомазание совершается сразу после крещения.

Как происходит таинство миропомазания:

  • священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого;
  • ритуально (крестообразно) мажет некоторые части тела человека (лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги) миром — освящённым ароматическим маслом, через которое передаётся божественная благодать;
  • при каждом помазании повторяет тайносовершительные слова: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь»;
  • совершает с восприемниками и крещаемым троекратное хождение вокруг купели со свечами при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа»;
  • читается Апостол и Евангелие, которые одинаково относятся к обоим таинствам — и к крещению, и к миропомазанию, указывая на тесную связь между ними.

Обычно миропомазание совершается сразу после крещения. Без этого таинства человек не допускается до причащения, даже если он был крещён. Через миропомазание принимаются в православие следующие лица:

  • крещённые во младенчестве в православии, но впоследствии воспитанные вне православной веры;
  • из христианских конфессий, в которых сохранена правильная форма крещения, — это католики и старообрядцы.

В случае тяжёлой болезни и смертельной опасности лица иной веры, изъявившие искреннее желание перейти в православие, принимаются в Церковь без особого предварительного чина, только через миропомазание и только на одном челе. При этом священник читает следующие две молитвы, положенные в чине присоединения:

  1. «Господи Боже Вседержителю, едине Святе и во святых почиваяй»
  2. «Господь и Бог наш Иисус Христос ключи Царствия Небеснаго»

После этих молитв и миропомазания приобщает его Святых Таин.

Если в таинстве Крещения человек избавляется от скверны первородного греха и от собственных, личных грехов, то в таинстве Миропомазания он получает Дары Святого Духа. Это Божественная сила, необходимая для праведной жизни христианина, для укрепления в духовной борьбе и для неукоснительного исполнения заповедей.

Таинство миропомазания в православии: суть, последование, миро

Миропомазание нераздельно связано с Таинством крещения. После погружения в купель новокрещенный помазуется святым миром. Это имеет большой духовный смысл.

Немного истории

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Еще во времена апостолов существовало возложение рук
священника на новокрещаемого, что означало сошествие Святого Духа на человека.
Этот обычай был заменен миропомазанием. Об этом Таинстве писал еще святой Григорий
Богослов.

Таинство это имеется и в католичестве, потому что оно появилось еще до разделения церкви. Но у протестантов его нет.

В Священном писании часто упоминается помазание людей миром. В Ветхом Завете миром помазали первосвященников, пророков и царей. В Новом Завете рассказано, как женщина помазала миром ноги Спасителя. А в другом месте – как она разбила над Его головой кувшин с миром, что вызвало негодование сребролюбивого Иуды.

Миропомазание являлось обрядом особого почитания человека. В Евангелии женщина сделала это в знак особой благодарности Христу, за то, что Он простил ей грехи и исцелил.

Без миропомазания Таинство крещения считается неполным. Помазание миром олицетворяет схождение Божественной Благодати на крещаемого.

В случаях, когда крещение младенца было совершено родителями
по причине угрожающей смерти, и если ребенок выжил, его приносят в храм, где
священник совершает миропомазание. То же самое совершается и над людьми,
прошедшими крещение в староверческой церкви, а затем решившими перейти в
православие.

Как происходит миропомазание

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Священник помазует новокрещаемого миром в нескольких местах:

  • лоб;
  • глаза;
  • нос;
  • уши;
  • грудь;
  • руки;
  • ноги.

Таким образом, освящается тело человека и душа. При помазании священник говорит слова: «печать Дара Духа Святаго».

После чтения Апостола и Евангелия читается особая молитва, при которой батюшка вытирает специальной губкой места помазания. При этом он говорит: «крестился еси, просветился еси, миропомазался еси». Раньше миро вытирали на восьмой день после крещения, но на практике вытирают в тот же день.

Что такое миро

Миро – это благоухающее дорогостоящее масло, которое варится
по особому рецепту раз в год. Сейчас это делается в Донском монастыре в Москве
с понедельника по среду на страстной. В Великий четверг сваренное миро освящает
Патриарх. При этом  читается особая
молитва.

Обычно варится миро в больших количествах, чтобы раздать
потом по всем приходам Русской Православной Церкви.

Миро варится из:

  • оливкового масла;
  • ладана;
  • белого вина;
  • лепестков роз;
  • фиалкового корня;
  • пряного корня;
  • калганного корня;
  • мускатного масла;
  • розового масла;
  • гвоздичного масла.

Интересно, что в новосваренное миро добавляется немного старого. А в старое капается новое миро. Это как бы олицетворяет связь времен в церкви.

Профессор А.И. Осипов о покаянии и Таинстве миропомазания (с 01:00)

Миропомазание

Миропомазание — это самостоятельное Таинство, совершаемое по правилам, установленным Православной Церковью. Это священнодействие совершается сразу после Крещения.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православииПомазание освященным Миро частей тела новокрещённого Христианина

Миропомазание считается величайшим церковным Таинством, потому что при помазании Освящённым Миром крестообразно лба, век, ноздрей, губ, ушей, груди, ладоней, рук и ног новокрещенному подаются дары Святого Духа.

При каждом помазании священник произносит совершительную молитву: «ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТОГО, АМИНЬ». Дары поспособствуют христианину вести благочестивую, богатую духовно — жизнь.Одновременно с помазанием тела, Святой и Животворящий Дух освящает душу новокрещенного.

После помазания Миром священник вместе с родителями,  крёстным отцом и матерью, а также крещаемым трижды обходят купель, держа в руках зажжённые свечи. При этом поётся молитва: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

Потом священник губкой, окунаемой в чистую тёплую воду, совершает омовение частей тела, помазанных Миром, говоря слова:

«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси; во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».Как в предыдущих, так и в последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новокрещенный, а именно, слова:

  • оправдался еси — указывает на прощение грехов;
  • крестился еси — на освящение души и тела в водах крещения;
  • просветился — вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;
  • миропомазался — на таинство Миропомазания;
  • освятился — относится к таинству Евхаристии, которой сподоблялись новокрещенные в древней Церкви в течение семи дней;
  • омылся — относится к настоящему обряду омовения.

Вслед за омовением подстригаются власа специальными ножницами, что означает подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Богу.

Приготовление и освящение Миро

В Русской Правосланой Церкви Миро освящает Патриарх один раз в два года. Состав Миро включает в себя около 40 компонентов, в том числе:

  • воду, елей (оливкое масло высшего качества), белое виноградное вино;
  • благовонные масла (лавандовое, лимонное, померанцевое, гвоздичное, бергамотовое и другое);
  • ладаны (белый, чёрный, росный и другие);
  • корни от имбиря и калгана;
  • благовонные растения (мастика, чабрец (богородичная трава), лепестки розы и другие травы, дающие благовонный аромат.

Обилие и разнообразие благовоний в Миро символизирует многообразие благодатных даров Святого Духа.Традиция миропомазания, зародилась в первые века становления христианства.

По свидетельству отцов и учителей Церкви, крещённых помазали «смесью из разнообразных благовонных веществ», которая освящалась особым образом священником на престоле в алтаре.

Ранее правом приготовлять и освящать Миро наделялись исключительно епископы.

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот , корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот , по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания»— Исх. 30:22-25

Читайте также:  Святые Косма и Дамиан: житие и икона бессребреников Асийских, молитвы

Освящение Миро

Приготовление Миро процесс долгий, торжественный, открытый. Он начинается с Крестопоклонной Недели и оканчивается к Страстной седмице. В нём участвуют специально назначенное духовенство: священники и диаконы.

Начиная с Великого Понедельника главным действующим лицом становится Патриарх. Он сам окропляет святой водой подготовленную смесь, возжигает под котлами огонь. В Великую Среду процесс мироварения завершается и в него кладут благовонные ароматы.

Потом Миро разливается в 12 сосудов.

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православииПатриарх Кирилл совершает чин освящения Миро в Храме Христа Спасителя 13 апреля 2017 года

В Великий Четверг сосуды с Миром ставятся на Престол в алтаре и освящаются Патриархом. Московская Патриархия рассылает освящённое Миро по епархиям. Правящий архиерей раздаёт благовонное масло в приходские храмы.

В церквях оно хранится в алтаре на престоле в мирнице. В ней стоят два сосуда: один с освящённым Миро, другой — с освящённым елеем. На них есть надписи: «Святое Миро», «Святой елей».

Также здесь находятся ножницы, две кисточки и губка.

Видео: Таинство Церкви: Миропомазание

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания неразрывно связано с Таинством Крещения и совершается над человеком один единственный раз в жизни: так, чтобы сохранить душевную чистоту, получаемую в крещении, возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в Таинстве Миропомазания. Упоминания об этом таинстве встречаются уже в первые века. После погружения в купель и соответствующей ектении и тайной молитвы о ниспослании на новообращенного Духа Святого, священник помазует крестообразно святым миром чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь и руки крещаемого со словами: «Печать дара Святаго Духа». На каждое помазание после слов «печать дара Духа Святаго» священник произносит особые стихи. Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей. Помазание груди — освящение сердца или желаний. Помазание глаз, ушей и губ — освящение чувств. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

Святое миро ( др. греч. μύρον «ароматное масло») есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле. Оно представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего около 50-ти веществ).

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.

Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.   

История установления Таинства Миропомазания

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам: уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1 Ин. 2:20, 2 Кор. 1:21).

Изначально апостолы возлагали на новокрещённых руки, но когда в отдалённых местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых.

После смерти апостолов миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или иной Поместной церкви. Лаодикийский собор (343 год) утвердил следующее 48 правило:

Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия.

Этим Собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что, вероятно, не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

 Миропомазание совершалось над человеком второй раз в жизни, если человек поставлялся через церковь на царство, так называемое «инаугурационное миропомазание» (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов.

В таком случае, что помазание на царство являлось второй, высшей степенью Таинства Миропомазания.

В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. С таким же миром шли ко гробу Христа и жены-мироносицы. Кроме Таинства Миропомазания, миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. На Руси святое миро стали употреблять с принятием христианства.

«Все мы одним миром мазаны» — известная русская поговорка, указывающая на духовное родство, которое обретают христиане посредством участия в общих церковных таинствах.

До середины XV века Русь пользовалась миром, привезённым из Константинополя, но после утверждения автокефалии Русская Православная Церковь стала сама приготовлять его.  

Значение Таинства Миропомазания

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. Святой Кирил Иеросалимский говорит:

Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо, прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее:

Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.

Чин освящения мира по праву принадлежит только лицам, имеющим епископскую хиротонию, но после злополучной «реформы» XVII века Старообрядческая церковь почти два столетия существовала без высшего епископского управления. Однако, как свидетельствует Ф.Е. Мельников, даже такое положение не мешало вести старообрядцам плодотворную духовную жизнь и до времени восстановления в 1846 году полноценной трехчинной священнической иерархии.

Старообрядческая Церковь всегда имела достаточное количество священников… Священники старообрядческой Церкви совершали все присущие их власти таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т.п. Они не имели власти освящать миро — эта власть принадлежит епископу.

Но и это затруднение было разрешено согласно древним установлениям Церкви. Мира у священников было много, еще освященного прежними патриархами; сохранилось миро даже патриарха Филарета. Но с течением времени оно уменьшилось, поэтому его стали разбавлять освященным елеем, что по необходимости разрешается церковными правилами.

Священники не имеют права освящать церкви (храмы), если нет антиминса. Но в старообрядческой Церкви сохранились древние антиминсы, освященные благочестивыми епископами. На них старообрядческие священники и освящали церкви и совершали Божественную литургию. (Ф. Е.

Мельников, «Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви).

Согласно церковным правилам, допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения.

Так, в древности через миропомазание в Православную Церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского Собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане.

Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства: в славянских кормчих, к примеру, сохранился чин принятия армян и яковитов.

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором на крещенного сходит Святой Дух и через помазание тела освященным миром подаются духовные дары, укрепляющие человека в духовной жизни.

В Таинстве Миропомазания с верующими происходит то же, что с апостолами произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы. С этого момента человек становится храмом Божьим по слову апостола Павла: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3.16).

В ранней Церкви Таинство Миропомазания совершалось не так, как совершается теперь. Святые апостолы передавали верующим благодать Святого Духа через возложение рук (см. Деян. 8.14–17; 19.2–6).

Преемники же апостолов, епископы и священники, вместо руковозложения стали употреблять помазание святым миром.

Эта замена произошла по установлению самих апостолов, руководимых и наставляемых Духом Святым (Ин. 16.13).

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея (масла). Миро освящают только епископы, а помазание миром в Таинстве Миропомазания могут совершать и священники.

Священник при совершении Таинства крестообразно помазывает разные части тела крещеного с произнесением слов «Печать (т. е. знак) дара Духа Святого». В это время крещенному невидимо подаются дары Св.

Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.

Чело (лоб) помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения всех его дел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо? I. По учению православной Церкви, власть совершать таинство Миропомазания принадлежит не только епископам, но и пресвитерам, с тем только различием, что первые имеют

Таинство Миропомазания
В Миропомазании крестившийся получает благодать, взращивающую и укрепляющую его в жизни духовной.В формуле совершения этого таинства слово «дар» (греч. – дореа) употребляется в единственном числе. Некоторые толкователи, определяя это таинство,

Таинство Миропомазания
В Миропомазании крестившийся получает благодать, возращающую и укрепляющую его в жизни духовной.«И по молитве помазует крестившагося святым миром, творя креста образ: на челе, и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах, и

Таинство Миропомазания
Миропомазание есть Таинство, в котором на крещенного сходит Святой Дух и через помазание тела освященным миром подаются духовные дары, укрепляющие человека в духовной жизни.В Таинстве Миропомазания с верующими происходит то же, что с апостолами

19. Таинство Миропомазания

19. Таинство Миропомазания
Принятие таинства Миропомазания необходимо для завершения крещальной благодати. На Западе слово конфирмация означает, что через это таинство Бог укрепляет дело, Им начатое в Крещении, и утверждает в нас христианскую крепость. Таинством

Читайте также:  Ахтырская икона Божией Матери: история и значение, в чем помогает и молитвы

…и «Соль земли» (таинство конфирмации, или миропомазания)

…и «Соль земли» (таинство конфирмации, или миропомазания)
Таинство конфирмации (от лат. confirmatio – укрепление) предназначено для закрепления принятого ранее таинства крещения. В таинстве конфирмации Дух Святой дает силы, необходимые для того, чтобы люди, подобно

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания
Родителям, принявшим решение отдать своего ребёнка на крещение, следует знать, что с этого момента они не будут уже являться единственными родителями по «духу», а разделят родительство не только с крёстными, но и с церковью. После этого даже очень

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания
Таинство миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Совершитель таинства, священнослужитель «помазует крестившегося миром, творя образ креста на челе, очах, ноздрях, ушах,

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания
В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. В

Таинство Миропомазания
Это Таинство зачастую и вовсе ускользает от внимания человека. Многие даже не знают, что оно существует. Некоторые думают, что миропомазание – это когда на всенощном бдении батюшка помазывает прихожан освященным маслом. Что же такое миропомазание

Таинство Евхаристии, или Таинство Причастия

Таинство Евхаристии, или Таинство Причастия
О нем много говорится в Евангелии от

Последование святаго Миропомазания

Последование святаго Миропомазания
И по еже облещи его молится священник, глаголя молитву сию:Благослове?н еси? Го?споди Бо?же Вседержи?телю, исто?чниче благи?х, со?лнце пра?вды, возсия?вый су?щим во тьме свет спасе?ния, явле?нием единоро?днаго Твоего? Сы?на и Бо?га на?шего: и

Таинство миропомазания

Таинство миропомазания
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Миропомазание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дарыСвятого Духа,

Таинство Миропомазания
Вопрос: В чём смысл Таинства Миропомазания?Ответ: Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование. Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого[21] особо освящённым

Таинство Миропомазания В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Миропома?зание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа,

Чинопоследование Таинства Миропомазания

Чинопоследование Таинства Миропомазания Схема чинопоследования
1. Помазание святым Миром.2. Хождение вокруг купели.3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).4. Пострижение

Миропомазание — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

  • Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин.
  • Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа.
  • «Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия» — 48-е правило Лаодикийского собора.

Как смерть и воскресение Христово завершились Пятидесятницей – сошествием Святого Духа на Апостолов, так и Крещение человека завершается Миропомазанием. В Крещении человек спогребается и совоскресает со Христом, в Миропомазании же он удостоивается благодати Святого Духа.

Таким образом, Миропомазание – это поистине личная Пятидесятница. Мы получаем в дар Того, Кого только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Сыну Своему, Который нисходит на Иисуса у Иордана, являя Его как Помазанника, Сына Возлюбленного и Спасителя.

Святой Дух нисходит на нас и пребывает в нас как личный дар Христа, дар Его жизни, Его Сыновства, Его единения со Отцем. «Дух от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16: 14-15) — говорит Христос.

Во Христе мы принадлежим Отцу, принимаемся Им как сыновья. Во Христе, истинном храме, ибо «Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2: 21), мы становимся храмом Духа Святого («Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3: 16) — говорит апостол Павел).

Христос — Царь, Священник и Пророк, и мы во Христе становимся царями, священниками и пророками; и, по словам св. Иоанна Златоуста, «в изобилии обладаем не одним, а всеми этими тремя достоинствами».

«Святой Дух освящает все наше существо: через помазание чела освящает наш ум и мысли, чтобы мы думали о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4: 8).

Через помазание груди освящает наши чувства и желания, чтобы мы любили не мир и то, что в мире, а Бога и Божие. Через помазание органов чувств освящает все наши чувства, слово и язык, чтобы мы воспринимали, чувствовали только доброе.

Через помазание рук и ног освящает все дела, все поведение человека — одним словом, через помазание изливаются на человека все дары Святого Духа: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.

11: 2) и дух страха Божия, из которых три относятся преимущественно к просвещению разума, а последние — к наставлению и утверждению воли в добре» «Православное Исповедание Веры».

Таинство это называется также «даром Духа» (Исидор Пелусиот), «таинством Духа» (Тертуллиан, Иларий), «символом Духа» (Кирилл Иерусалимский). Св. Киприан Карфагенский свидетельствует, что древние, под словами Господа о рождении водою и Духом, разумели под рождением водою крещение в телесном смысле, а под рождением Духом — Миропомазание.

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с Миропомазанием. «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами»,— пишет святой Кирилл Иерусалимский.

Далее он продолжает:

«Храните это Помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как сказано блаженным Иоанном, который много рассуждает об этом помазании. Оно свято и есть духовное охранение тела и спасение души.

Пророчествуя о нем, с древних времен блаженный Исаия говорил: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу… трапезу из чистых вин (Ис.25: 6), и испиют народы вино, испиют радость, помажутся миром».

Горою же здесь и в других местах он именует Церковь, как, например, когда говорит, что будет в последние дни явлена гора Господня (Ис.2: 2). И слушай, что для удостоверения твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы» (Ис.25: 7).

Поэтому, помазанные этим святым миром, храните его в себе неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу».

Повествования книги Деяний Апостолов убеждают в том, что кроме низведения даров Духа, руковозложение после крещения, или миропомазание, являлось одновременно и подтверждением состоявшегося крещения и печатью присоединения крещеных лиц к Церкви, и что именно потому оно совершалось самими апостолами и их преемниками епископами.

В апостольское время дары Святого Духа подавались через руковозложение. Об этом читаем в книге Деяний (8:14-17 и 19:2-26). Когда ап. Павел встретил в Ефесе учеников, крестившихся только Иоанновым крещением, то они «услышав, крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, на них сошел Дух Святой».

Каким образом благодатное руковозложение перешло в помазание миром? Вероятно, что сами апостолы, из-за физической невозможности посещать всех крещеных и лично возлагать на них руки, заменили руковозложение крестившихся помазанием миром, который сами освящали и давали представителям церквей. Так, уже ап.

Павел упоминает о благодатном помазании: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1: 21-22). Сами совершительные слова таинства: «Печать дара Духа Святого» тесно связаны с этим изречением апостола.

Далее апостол пишет: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес.4:30). «Днем искупления» в Священном Писании называется крещение; под «запечатлением» Святого Духа, разумеется «печать Духа Святого», следовавшая непосредственно после крещения.

Миро, а не другое вещество, избрано для таинства миропомазания потому, что оно еще в Ветхом Завете употреблялось для низведения на людей особых духовных даров. (Исх.28: 41; 1Цар.16: 13; 3Цар.1: 39).

В завершение таинства священник, восприемники и новокрещеный (или новопросвещенный) под молитвенное пение трижды обходят вокруг купели (круг — символ вечности, число «три» знаменует полноту). Таким образом выражаются вечная сила таинства и духовная радость приобщения к реальности вечной жизни.

Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. Однако, при поставлении православного монарха, над ним также может совершаться обряд помазания миром (см.), который осмысляется по-разному.

Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, как один из способов их присоединения.

В таинстве миропомазания подается крепость нашим чувствам и силам для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делают возможным участие в других таинствах.

Использованные материалы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *